Главная / Информатика / ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ



Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология наглядного обучения (использование таблиц и схем) и технология коллективных способов обучения.

Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

  • социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, технологии наглядного обучения предполагая что, если применять эти технологии в спланированной и постоянной составляющей части образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

  • изменения роли учителя в образовательной среде;

  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Курс по информатике в школе, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:

  • мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

  • алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;

  • «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:

  • недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

  • низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

  • динамичность развития содержания курса информатики.

Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как я отмечала ранее, на помощь может прийти использование метода проектов.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Откуда беру необходимые для этого часы? Источников два — это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. У меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание, с использованием схем и таблиц.
Психологи объясняют умственную деятельность человека (ребенка) на основе согласования работы мозга: левое полушарие воспринимает информацию по закону логики а правое - по законам ассоциативно-образного мышления. Исследования психологов показали, что усвоение знаний и включающих их действий идет успешнее, если форма представления знаний является материализованной. Такая форма позволяет лучше вскрыть основные связи в изучаемом объекте. Поэтому, я считаю необходимо активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся на уроках информатики через наглядные средства обучения их комплексное использование. В основе использования схем и таблиц лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Информация, поступающая в мозг из органов зрения по оптическому каналу, не требует значительной перекодировки, она запечатлевается в памяти легко, быстро, прочно. Методика использования таблиц и схем может быть различна. Они могут входить в постоянное оформление кабинета информатики, могут использоваться для общего ознакомления с целым разделом. Восприятие информации происходит с помощью смешанного типа памяти - зрительной и слуховой с преобладанием зрительной, и наряду с пониманием и запоминанием нового материала происходит его осмысление. Новый материал учитель излагает на уроке как обычно: максимально использует демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные средства. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, учитель сам выбирает форму работы: лекцию, беседу, эвристическую беседу или другую форму первичного предъявления материала. После объяснения материала всему классу показывается таблица или схема. Учитель вторично быстро и четко, используя схему, повторяет весь ранее изложенный материал. Это обычно продолжается 2-3 минуты при максимальном внимании класса. Ученик при такой форме закрепления видит наглядно весь материал, изложенный учителем. Ему сразу видно, что он должен запомнить по данной теме. Главное в процессе изложения нового материала - добиться, чтобы каждый ученик разобрался в каждой части схемы, чтобы не оставалось “темных пятен”. Сразу после окончания урока, на котором было проведено изложение нового материала, на открытом стенде, у дверей класса вывешивается лист с опорными таблицами или схемами. Пройти мимо него, зная, что это материал для письменной работы на следующем уроке, невозможно. Пусть это будет мимолетный взгляд или короткая остановка - в памяти отразятся некоторые детали данной опорной таблицы или схемы. Можно использовать таблицы и схемы на обобщающих уроках при закреплении пройденного материала. Таблицы и схемы повышают уровень усвоения теоретических знаний учащихся, их интересы к новому предмету.

Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

В работе над проектом я выделяю шесть основных этапов:

1. Определение темы, целей, задач проекта, а также его типа.

2. Сбор информации.

3. Определение ИТ, которые будут использоваться для обработки информации и представления конечного результата.

4. Оформление проекта.

5. Анализ выполненного проекта.

6. Презентация проекта.

Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.

Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть связаны с изучаемым предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов учащихся; насколько эти интересы могут оказаться, актуальны для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей ваших учеников. Нужно постараться в каждом предложении учеников увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.

Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо искать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Можно обратиться к системе докладов, рефератов и, конечно, проектов, курсовых работ по отдельным вопросам изучаемого предмета. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, будут иметь возможность проводить некоторые виды работ непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков. Некоторые из подобных проектов могут быть предложены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат телекоммуникации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Далее приводятся примеры проектов, которые мы выполняем с учащимися 7-11-х классов на уроках информатики.

Проект «Новости компьютерного мира», рекомендуется для учащихся 7-9-х классов.

Тип проекта: информационный, общий.

Планируемый результат: создание учеником тетради (альбома) с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.

Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».

Учебно-педагогическая задача: используя материалы периодической печати собрать и оформить тетрадь (альбом). Проанализировать представленный материал и снабдить его собственными комментариями типа «это 34-скоростной CD-ROM, который я хотел бы купить для игр» и так далее. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: четверть, учебный год.

Я организую постоянную проверку оформления альбомов, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или год лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете информатики, для их последующего использования на уроках.
В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Проект «Собери фразу», рекомендуется для 9, 10-х классов, в рамках изучения темы «Компьютерная сеть.». Для его проведения учащиеся делятся на пары.

Первая часть работы заключается в том, что каждый ученик задумывает свою ключевую фразу и создает в редакторе Word пять файлов, содержащих часть ключевой фразы и указание на то, в каком файле содержится следующая часть. Для первого файла создается ярлык и помещается на рабочий стол. Заранее обговариваю, что должны быть использованы все критерии поиска файлов в среде Windows: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате, содержащемуся в файле тексту.
Какой-то из пяти файлов можно заархивировать – таким образом, отрабатываются навыки работы с архиваторами.

Вторая часть работы состоит в том, что после создания пяти файлов учащиеся меняются рабочими местами: каждый переходит на другой компьютер, где щелчком на ярлыке открывает файл с началом фазы и указанием пути ко второму файлу, а затем последовательно ищет остальные файлы и собирает ключевую фазу.

В этой проекте содержится и элемент игры, и элемент соревнования: кто разработает наиболее интересное задание для поиска, кто быстрее найдет все нужные файлы. Учащиеся оценивают работу своего товарища по следующим критериям: сложность поиска, правильность организации. Здесь же каждый проводит самооценку своих умений работы с файловой структурой.
Например:

Номер и имя файла

Задание на поиск следующего файла

Часть ключевой фразы

1) d1.doc

Второй файл создан в 11.00 и содержит слово «нужно»

Недостаточно овладеть

2) d2.txt

Третий файл сохранен в виде шаблона, в его имени есть символ «3»

премудростью, нужно

3) d3.dot

Четвертый файл сохранен на диске C и имеет расширение kr

также уметь

4) d4.kr

Пятый файл заархивирован и сохранен на диске d:, не более 19Кбайт

пользоваться ею.

5) d5.rar

 

Цицерон


Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.



ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
  • Информатика
Описание:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Мякушева Дарья Петровна,  учитель информатики сш№115

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология наглядного обучения (использование таблиц и схем) и технология коллективных способов обучения.

Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:

·  информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

·  коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

·  социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

·  предметную - способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности ведущую роль отвожупроектной технологии, технологии наглядного обучения предполагая что, если  применять эти технологии в спланированной и постоянной составляющей части образовательного процесса, то будут созданы условия для:

·  формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

·  повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

·  речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

·  развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

·  изменения роли учителя в образовательной среде;

·  более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

 Курс по информатике в школе, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:

·  мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

·  алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;

·  «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:

·  недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

·  низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

·  динамичность развития содержания курса информатики.

Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как я отмечала ранее, на помощь может прийти использование метода проектов.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Откуда беру необходимые для этого часы? Источников два — это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. У меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание, с использованием схем и таблиц. Психологи объясняют умственную деятельность человека (ребенка) на основе согласования работы мозга: левое полушарие  воспринимает информацию по закону логики а правое - по законам ассоциативно-образногомышления. Исследования психологов показали, что усвоение знаний и включающих их действий идет успешнее, если форма представления знаний является материализованной. Такая форма позволяет лучше вскрыть основные связи в изучаемом объекте. Поэтому, я считаю необходимо активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся на уроках информатики  через наглядные средства обучения их  комплексное  использование. В основе использования  схем и таблиц лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Информация, поступающая в мозг из органов зрения по оптическому каналу, не требует значительной перекодировки, она запечатлевается в памяти легко, быстро, прочно. Методика использования таблиц и схем может быть различна. Они могут входить в постоянное оформление кабинета информатики, могут использоваться для общего ознакомления с целым разделом. Восприятие информации происходит с помощью смешанного типа памяти - зрительной и слуховой с преобладанием зрительной, и        наряду с пониманием и запоминанием нового материала происходит его осмысление. Новый материал учитель излагает на уроке как обычно: максимально использует демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные средства. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, учитель сам выбирает форму работы: лекцию, беседу, эвристическую беседу или другую форму первичного предъявления материала. После объяснения материала всему классу показывается таблица или схема. Учитель вторично быстро и четко, используя схему, повторяет весь ранее изложенный материал. Это обычно продолжается 2-3 минуты при максимальном внимании класса. Ученик при такой форме закрепления видит наглядно весь материал, изложенный учителем. Ему сразу видно, что он должен запомнить по данной теме. Главное в процессе изложения нового материала - добиться, чтобы каждый ученик разобрался в каждой части схемы, чтобы не оставалось “темных пятен”. Сразу после окончания урока, на котором было проведено изложение нового материала, на открытом стенде, у дверей класса вывешивается лист с опорными таблицами или схемами. Пройти мимо него, зная, что это материал для письменной работы на следующем уроке, невозможно. Пусть это будет мимолетный взгляд или короткая остановка - в памяти отразятся некоторые детали данной опорной таблицы или схемы. Можно использовать таблицы и схемы на обобщающих уроках при закреплении пройденного материала. Таблицы и схемы повышают уровень усвоения теоретических знаний учащихся, их интересы к новому предмету.

Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

В работе над проектом я выделяю шесть основных этапов:

1. Определение темы, целей, задач проекта, а также его типа.

2. Сбор информации.

3. Определение ИТ, которые будут использоваться для обработки информации и представления конечного результата.

4. Оформление проекта.

5. Анализ выполненного проекта.

6. Презентация проекта.

Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.

Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть связаны с изучаемым предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов учащихся; насколько эти интересы могут оказаться, актуальны для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей ваших учеников. Нужно постараться в каждом предложении учеников увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.

Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо искать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Можно обратиться к системе докладов, рефератов и, конечно, проектов, курсовых работ по отдельным вопросам изучаемого предмета. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, будут иметь возможность проводить некоторые виды работ непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков. Некоторые из подобных проектов могут быть предложены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат телекоммуникации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Далее приводятся примеры проектов, которые мы выполняем с учащимися 7-11-х классов на уроках информатики.

Проект «Новости компьютерного мира», рекомендуется для учащихся 7-9-х классов.

Тип проекта: информационный, общий.

Планируемый результат: создание учеником тетради (альбома) с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.

Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».

Учебно-педагогическая задача: используя материалы периодической печати собрать и оформить тетрадь (альбом). Проанализировать представленный материал и снабдить его собственными комментариями типа «это 34-скоростной CD-ROM, который я хотел бы купить для игр» и так далее. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: четверть, учебный год.

Я организую постоянную проверку оформления альбомов, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или год лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете информатики, для их последующего использования на уроках.
В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Проект «Собери фразу», рекомендуется для 9, 10-х классов, в рамках изучения темы «Компьютерная сеть.». Для его проведения учащиеся делятся на пары.

Первая часть работы заключается в том, что каждый ученик задумывает свою ключевую фразу и создает в редакторе Word пять файлов, содержащих часть ключевой фразы и указание на то, в каком файле содержится следующая часть. Для первого файла создается ярлык и помещается на рабочий стол. Заранее обговариваю, что должны быть использованы все критерии поиска файлов в среде Windows: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате, содержащемуся в файле тексту.
Какой-то из пяти файлов можно заархивировать – таким образом, отрабатываются навыки работы с архиваторами.

Вторая часть работы состоит в том, что после создания пяти файлов учащиеся меняются рабочими местами: каждый переходит на другой компьютер, где щелчком на ярлыке открывает файл с началом фазы и указанием пути ко второму файлу, а затем последовательно ищет остальные файлы и собирает ключевую фазу.

В этой проекте содержится и элемент игры, и элемент соревнования: кто разработает наиболее интересное задание для поиска, кто быстрее найдет все нужные файлы. Учащиеся оценивают работу своего товарища по следующим критериям: сложность поиска, правильность организации. Здесь же каждый проводит самооценку своих умений работы с файловой структурой.
Например:

Номер и имя файла

Задание на поиск следующего файла

Часть ключевой фразы

1) d1.doc

Второй файл создан в 11.00 и содержит слово «нужно»

Недостаточно овладеть

2) d2.txt

Третий файл сохранен в виде шаблона, в его имени есть символ «3»

премудростью, нужно

3) d3.dot

Четвертый файл сохранен на диске C и имеет расширение kr

также уметь

4) d4.kr

Пятый файл заархивирован и сохранен на диске d:, не более 19Кбайт

пользоваться ею.

5) d5.rar

 

Цицерон

 

Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы:

·  проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

·  оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

·  появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

·  метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

·  освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

1.                      Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

2.                      Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

3.                      Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

·  проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

·  неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, чтов целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.

 

 

Автор Шайхутдинова Галия Жагфаровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 708
Номер материала 30785
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓