Главная / Директору-завучу / Эффективность организации психолого - педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной школы

Эффективность организации психолого - педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной школы

Эффективность организации психолого - педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной школы

Смирнова Ольга Владимировна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кольская средняя общеобразовательная школа № 2 Кольского района Мурманской области, г.Кола

Актуальным направлением современного этапа развития российской системы образования является организация инклюзивного образования. В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашённое во Всеобщей декларации о правах человека, в Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании» и других нормативно - правовых документах.

Согласно положениям, прописанным в вышеуказанных нормативно - правовых актах, рекомендовано «обеспечить возможность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников». Однако, процесс трансформации (перехода) должен проходить последовательно, планомерно, с учётом психофизического развития учащихся. В Кольской средней общеобразовательной школе № 2, расположенной в Мурманской области, с 01.09.2013 года были открыты специальные (коррекционные) классы VIII вида. Образовательный процесс организован по принципу инклюзии:

  • вовлечение в процесс каждого ученика с помощью индивидуального образовательного маршрута, который соответствует его личностным особенностям и способностям;

  • удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение социальных условий.

В школе разработана и реализуется рациональная «Модель психолого – педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии», основная цель которой оказание психолого-педагогической помощи обучающимся образовательного учреждения, испытывающим трудности в развитии, обучении, адаптации и общении. Данная модель реализуется комплексно, через внедрение комплекта программ, подпрограмм, планов, схем, моделей, блоков, разработанных творческими группами педагогов школы. Центрической основой является «Программа сопровождения и развития». Органично включены «Модель взаимодействия ученика с ОВЗ и нормально развивающихся обучающихся», «Модель - схема содружества воспитательных сил», «План взаимодействия семьи и школы», «Индивидуальный образовательный маршрут педагогов школы», «Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия ребёнка с ОВЗ», «Модуль деятельности школьного психолого – медико - педагогического консилиума» и другие. Основные принципы работы в данном направлении: комплексность мер, объективная информация, альтернативность, возрастное соответствие, опережающее воздействие, мотивация. Важные условия реализации «Модели психолого - педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии» - система непрерывного воздействия, разнообразие форм, приёмов, методов работы в данном направлении. Педагоги изучают психофизические особенности учащихся, рекомендации психолога, дефектолога, медицинского работника, социального педагога, рекомендации школьного консилиума, прорабатывают практический выход и планируют работу с детьми, составляют «Индивидуальный маршрут сопровождения и развития». Основные направления изучения детей следующие: физическое состояние и развитие ребёнка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности эмоционально - личностной сферы, особенности усвоения знаний, предусмотренных программой, социальное окружение, взаимодействие с семьёй. На каждого учащегося с ОВЗ ведётся соответствующая документация: информационная карта о ребёнке и его семье, дневник наблюдения для отметки рефлексии нахождения ребёнка в школе, карта отслеживания динамики развития, коммуникабельности в новой социально - образовательной среде (по итогам учебной четверти), индивидуальный график личностных показателей, индикаторы по реализации «Плана работы, с семьёй обучающегося», Портфолио достижений несовершеннолетнего. В образовательном учреждении сформирована целостная система методической работы с педагогическими кадрами, с учётом основных принципов инклюзии. Повышение профессионального уровня педагогов проходило путём организации обучающих психолого - педагогических семинаров, тренингов по самоанализу, самодиагностике, развитию профессионально-значимых качеств личности педагога, обмена опытом, повышения квалификации в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры, АНМЦ (аналитическом научно - методическом центре) «Развитие и коррекция» (г. Москва) В процессе работы педагогами был сформирован пакет методик, позволяющих, через диагностику учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разработать организационные рекомендации при обучении детей данной категории среди нормально развивающихся сверстников.

Формами оценки эффективности реализации «Модели психолого – педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии» являются административный контроль, самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником образовательного процесса. Эффективной формой повышения качества психолого - педагогического сопровождения является супервизия деятельности педагогов и специалистов школы с обсуждением и анализом. Разработаны протоколы супервизии по определённым критериям. Предварительная оценка эффективности реализации вышеуказанной модели по статистическим показателям:

-успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья - в 94 % случаев достигнуты запланированные результаты;

-удовлетворённость инклюзивным процессом у его участников - 95%, работа над изменением оставшихся- 5%;

- переход к дальней социализации и интеграции - 94%. Работа над дальнейшим сопровождением- 6%;

- развитие родительского сообщества, возникновение новых родительских объединений; открытие семейного клуба «Комфорт» в инклюзивном пространстве образовательного учреждения.


Литература.

  1. «Всеобщая декларация прав человека». Принята Генеральной Ассамблеей, 10.12.1948

  2. «Конвенция ООН о правах ребёнка» от 20.11.1989

  3. «Всемирная декларация об образовании для всех» принята в Джонтьен,1990

  4. 273- ФЗ Закон РФ «Об образовании», Принят Государственной Думой 21.12.2012

  5. «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» письмо Министерства образования РФ № 27/901- 6 от 27.03.2000

  6. «Инклюзивное образование» Выпуск 1-М.: Центр «Школьная книга», 2010

  7. «Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования», М.М. Панасенкова, г. Ставрополь, СКИРО ПК и ПРО,2012

Эффективность организации психолого - педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной школы
  • Директору-завучу
Описание:

Актуальность инклюзивного образования. Организация инклюзии в условиях МБОУ Кольской СОШ № 2.

Реализация модели "Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии" через внедрение комплекта программ, планов, схем, моделей,блоков, разработанныхтворческой группой педагогов школы.

Центрической основой является «Программа сопровождения и развития». Органично включены «Модель взаимодействия ученика с ОВЗ и нормально развивающихся обучающихся», «Модель - схема содружества  воспитательных сил», «План взаимодействия семьи и школы», «Индивидуальный образовательный маршрут педагогов школы», «Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия ребёнка с ОВЗ», «Модуль деятельности школьного психолого – медико - педагогического консилиума» и другие.

Формы оценки результативности реализации модели сопровождения. Критерии оценивания эффективности реализации вышеуказанной модели сопровождения.


 

 

Автор Смирнова Ольга Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1237
Номер материала 30440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓