Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыЭффективность организации психолого - педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной школы

Эффективность организации психолого - педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной школы

Скачать материал

Эффективность организации психолого - педагогического  сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья  в инклюзивном пространстве  средней общеобразовательной школы

Смирнова Ольга Владимировна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кольская средняя общеобразовательная школа № 2 Кольского района Мурманской области, г.Кола

                                 

Актуальным направлением современного этапа развития российской системы образования является организация инклюзивного образования. В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашённое во Всеобщей декларации о правах человека, в Конвенции о   правах ребёнка,  Конституции РФ, Законе  РФ «Об  образовании» и других нормативно - правовых документах.

Согласно положениям, прописанным в вышеуказанных нормативно - правовых актах, рекомендовано «обеспечить возможность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников». Однако, процесс трансформации (перехода)  должен проходить последовательно, планомерно, с учётом психофизического развития учащихся. В Кольской средней общеобразовательной школе № 2, расположенной в Мурманской области,  с 01.09.2013 года были открыты специальные (коррекционные) классы VIII вида. Образовательный процесс организован по принципу инклюзии:

·         вовлечение в процесс каждого ученика с помощью индивидуального образовательного маршрута, который соответствует его личностным особенностям и способностям;

·         удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение социальных условий.

В школе разработана и реализуется рациональная «Модель психолого – педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья  в условиях инклюзии»,  основная цель которой оказание психолого-педагогической помощи обучающимся образовательного учреждения, испытывающим трудности в развитии, обучении, адаптации и общении. Данная модель реализуется комплексно, через внедрение комплекта программ, подпрограмм, планов, схем, моделей, блоков, разработанных творческими группами педагогов школы. Центрической основой является «Программа сопровождения и развития». Органично включены «Модель взаимодействия ученика с ОВЗ и нормально развивающихся обучающихся», «Модель - схема содружества  воспитательных сил», «План взаимодействия семьи и школы», «Индивидуальный образовательный маршрут педагогов школы», «Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия ребёнка с ОВЗ», «Модуль деятельности школьного психолого – медико - педагогического консилиума» и другие. Основные принципы работы в данном направлении: комплексность мер, объективная информация, альтернативность, возрастное соответствие, опережающее воздействие, мотивация.  Важные условия реализации «Модели психолого - педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии» -  система непрерывного воздействия, разнообразие форм, приёмов, методов работы в данном направлении. Педагоги изучают психофизические особенности  учащихся, рекомендации психолога, дефектолога, медицинского работника, социального педагога, рекомендации школьного консилиума, прорабатывают практический выход и планируют работу с детьми, составляют «Индивидуальный маршрут сопровождения и развития». Основные направления изучения детей следующие: физическое состояние и развитие ребёнка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности эмоционально - личностной сферы, особенности усвоения знаний, предусмотренных программой, социальное окружение, взаимодействие с семьёй. На каждого учащегося с ОВЗ ведётся соответствующая документация: информационная карта о ребёнке и его семье, дневник наблюдения для отметки рефлексии нахождения ребёнка в школе, карта отслеживания динамики развития, коммуникабельности в новой социально - образовательной среде (по итогам учебной четверти),  индивидуальный график личностных показателей, индикаторы по реализации «Плана работы, с семьёй обучающегося», Портфолио достижений несовершеннолетнего. В образовательном учреждении сформирована целостная система методической работы с педагогическими кадрами, с учётом основных принципов инклюзии. Повышение профессионального уровня педагогов  проходило путём организации обучающих психолого - педагогических семинаров, тренингов по самоанализу, самодиагностике, развитию профессионально-значимых качеств личности педагога, обмена опытом, повышения квалификации в  Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры, АНМЦ  (аналитическом научно - методическом центре) «Развитие и коррекция» (г. Москва) В процессе работы педагогами был сформирован пакет методик, позволяющих, через диагностику учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разработать организационные рекомендации при обучении детей данной категории среди нормально развивающихся сверстников.

Формами оценки эффективности реализации «Модели психолого – педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии» являются  административный контроль, самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником образовательного процесса. Эффективной формой повышения качества психолого  - педагогического сопровождения является супервизия деятельности педагогов и специалистов школы с обсуждением и анализом. Разработаны протоколы супервизии по  определённым критериям. Предварительная оценка эффективности реализации вышеуказанной  модели по статистическим показателям:

-успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья -  в 94 % случаев достигнуты запланированные результаты;

-удовлетворённость инклюзивным процессом у его участников - 95%, работа над изменением оставшихся- 5%;

- переход к дальней социализации и интеграции - 94%. Работа над дальнейшим сопровождением- 6%;

- развитие родительского сообщества, возникновение новых родительских объединений; открытие семейного клуба «Комфорт» в инклюзивном пространстве образовательного учреждения.

 

Литература.

1.      «Всеобщая декларация прав человека». Принята Генеральной Ассамблеей, 10.12.1948

2.      «Конвенция ООН о правах ребёнка» от 20.11.1989

3.      «Всемирная декларация об образовании для всех» принята в Джонтьен,1990

4.      № 273- ФЗ Закон РФ «Об образовании», Принят Государственной  Думой  21.12.2012

5.      «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» письмо Министерства образования РФ № 27/901- 6 от 27.03.2000

6.      «Инклюзивное образование»  Выпуск 1-М.: Центр «Школьная книга», 2010

7.     «Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования», М.М. Панасенкова, г. Ставрополь, СКИРО ПК и ПРО,2012

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Эффективность организации психолого - педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной школы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Актуальность инклюзивного образования. Организация инклюзии в условиях МБОУ Кольской СОШ № 2.

Реализация модели "Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии" через внедрение комплекта программ, планов, схем, моделей,блоков, разработанныхтворческой группой педагогов школы.

Центрической основой является «Программа сопровождения и развития». Органично включены «Модель взаимодействия ученика с ОВЗ и нормально развивающихся обучающихся», «Модель - схема содружества  воспитательных сил», «План взаимодействия семьи и школы», «Индивидуальный образовательный маршрут педагогов школы», «Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия ребёнка с ОВЗ», «Модуль деятельности школьного психолого – медико - педагогического консилиума» и другие.

Формы оценки результативности реализации модели сопровождения. Критерии оценивания эффективности реализации вышеуказанной модели сопровождения.


 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 429
    • DOCX 20.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смирнова Ольга Владимировна
    Смирнова Ольга Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 557
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

SMM-менеджмент

SMM-менеджер

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 51 региона

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в организациях дошкольного образования

Педагог-психолог

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 39 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ

Социальный педагог

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 38 регионов

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе