Эффективность
организации психолого - педагогического сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной
школы
Смирнова
Ольга Владимировна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кольская средняя общеобразовательная школа № 2 Кольского района Мурманской
области, г.Кола
Актуальным
направлением современного этапа развития российской системы образования
является организация инклюзивного образования. В основе инклюзивного
образования лежит право на образование, провозглашённое во Всеобщей декларации
о правах человека, в Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, Законе РФ
«Об образовании» и других нормативно - правовых документах.
Согласно положениям, прописанным в
вышеуказанных нормативно - правовых актах, рекомендовано «обеспечить
возможность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду
нормально развивающихся сверстников». Однако, процесс трансформации (перехода)
должен проходить последовательно, планомерно, с учётом психофизического
развития учащихся. В Кольской средней общеобразовательной школе № 2,
расположенной в Мурманской области, с 01.09.2013 года были открыты специальные
(коррекционные) классы VIII вида. Образовательный процесс организован по
принципу инклюзии:
·
вовлечение
в процесс каждого ученика с помощью индивидуального образовательного маршрута,
который соответствует его личностным особенностям и способностям;
·
удовлетворение
индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение социальных условий.
В школе
разработана и реализуется рациональная «Модель психолого – педагогического
сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии»,
основная цель которой оказание психолого-педагогической помощи обучающимся
образовательного учреждения, испытывающим трудности в развитии, обучении,
адаптации и общении. Данная модель реализуется комплексно, через внедрение
комплекта программ, подпрограмм, планов, схем, моделей, блоков, разработанных
творческими группами педагогов школы. Центрической основой является «Программа
сопровождения и развития». Органично включены «Модель взаимодействия ученика с
ОВЗ и нормально развивающихся обучающихся», «Модель - схема содружества
воспитательных сил», «План взаимодействия семьи и школы», «Индивидуальный
образовательный маршрут педагогов школы», «Матрица определения обобщённого
показателя социального благополучия ребёнка с ОВЗ», «Модуль деятельности
школьного психолого – медико - педагогического консилиума» и другие. Основные
принципы работы в данном направлении: комплексность мер, объективная
информация, альтернативность, возрастное соответствие, опережающее воздействие,
мотивация. Важные условия реализации «Модели психолого - педагогического
сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии» - система непрерывного
воздействия, разнообразие форм, приёмов, методов работы в данном направлении.
Педагоги изучают психофизические особенности учащихся, рекомендации психолога,
дефектолога, медицинского работника, социального педагога, рекомендации
школьного консилиума, прорабатывают практический выход и планируют работу с
детьми, составляют «Индивидуальный маршрут сопровождения и развития». Основные
направления изучения детей следующие: физическое состояние и развитие ребёнка,
особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности эмоционально -
личностной сферы, особенности усвоения знаний, предусмотренных программой,
социальное окружение, взаимодействие с семьёй. На каждого учащегося с ОВЗ
ведётся соответствующая документация: информационная карта о ребёнке и его
семье, дневник наблюдения для отметки рефлексии нахождения ребёнка в школе,
карта отслеживания динамики развития, коммуникабельности в новой социально -
образовательной среде (по итогам учебной четверти), индивидуальный график
личностных показателей, индикаторы по реализации «Плана работы, с семьёй
обучающегося», Портфолио достижений несовершеннолетнего. В образовательном
учреждении сформирована целостная система методической работы с педагогическими
кадрами, с учётом основных принципов инклюзии. Повышение профессионального
уровня педагогов проходило путём организации обучающих психолого -
педагогических семинаров, тренингов по самоанализу, самодиагностике, развитию
профессионально-значимых качеств личности педагога, обмена опытом, повышения квалификации в Мурманском областном
институте повышения квалификации работников образования и культуры, АНМЦ
(аналитическом научно - методическом центре) «Развитие и коррекция» (г. Москва)
В процессе работы педагогами был сформирован пакет методик, позволяющих, через
диагностику учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разработать
организационные рекомендации при обучении детей данной категории среди
нормально развивающихся сверстников.
Формами оценки
эффективности реализации «Модели психолого – педагогического сопровождения
учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии» являются административный контроль,
самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником
образовательного процесса. Эффективной формой повышения качества психолого -
педагогического сопровождения является супервизия деятельности педагогов и
специалистов школы с обсуждением и анализом. Разработаны протоколы супервизии
по определённым критериям. Предварительная оценка эффективности реализации
вышеуказанной модели по статистическим показателям:
-успешность реализации индивидуальных
образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья - в
94 % случаев достигнуты запланированные результаты;
-удовлетворённость инклюзивным процессом у
его участников - 95%, работа над изменением оставшихся- 5%;
- переход к дальней социализации и
интеграции - 94%. Работа над дальнейшим сопровождением- 6%;
- развитие родительского сообщества,
возникновение новых родительских объединений; открытие семейного клуба
«Комфорт» в инклюзивном пространстве образовательного учреждения.
Литература.
1. «Всеобщая
декларация прав человека». Принята Генеральной Ассамблеей, 10.12.1948
2. «Конвенция
ООН о правах ребёнка» от 20.11.1989
3. «Всемирная
декларация об образовании для всех» принята в Джонтьен,1990
4. № 273- ФЗ
Закон РФ «Об образовании», Принят Государственной Думой 21.12.2012
5. «О
психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного
учреждения» письмо Министерства образования РФ № 27/901- 6 от 27.03.2000
6. «Инклюзивное
образование» Выпуск 1-М.: Центр «Школьная книга», 2010
7. «Методические
рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по
организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в
условиях инклюзивного образования», М.М. Панасенкова, г. Ставрополь, СКИРО ПК и
ПРО,2012
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.