Эффективность коррекционно -
развивающей работы
в
образовательном учреждении
Одним из ведущих направлений
психолого-педагогического сопровождения учащихся нашей школы является работа с
классами коррекционно-развивающего обучения.
В школе обучается 48 учащихся, с
ограниченными возможностями здоровья. Из них, 15 человек обучаются в классах VIII вида и 21 – в классах VII вида, 12 учащихся в классе
компенсирующего обучения.
МБОУ г. Астрахани «ООШ №3» имеет
лицензию на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных
(коррекционных) классах VII и VIII вида.
В данных классах учебная деятельность
осуществляется согласно организационно-педагогическим и психологическим
условиям обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:
- щадящий режим;
- меньшая наполняемость классов;
-соответствие темпов учебной
работы возможностям познавательной деятельности;
- использование специальных
образовательных программ.
Целью работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе
проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития
личности в целом.
Дети с задержкой психического развития
различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными
возможностями к обучению. В медицинском диагнозе неспроста подчёркивается
определение задержка, что
свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В
принципе, благоприятный прогноз мог бы наблюдаться во многих случаях. Успех
возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки, где, кроме
медикаментозных мер велико значение педагогических воздействий на ребёнка и школа
должна занимать здесь свою нишу, свойственную только ей, выполнять свою часть
реабилитационных мероприятий. Однако на практике мы столкнулись с тем, что
школа выступает чуть ли не единственным местом, где к ребёнку с задержкой
психического развития относятся адекватно:
медицинская составляющая реабилитационных
мероприятий ничтожно мала в силу самых разных причин, в том числе из-за
противодействия родителей;
по причине низкого культурного и
образовательного ценза многих родителей, их сложной адаптации к социуму, сложно
говорить о реабилитационном характере семейного воспитания;
в силу соматической ослабленности, неадекватного
поведения детей и низкого социального статуса родителей, дети с задержкой
психического развития крайне редко посещают городские кружки и секции.
При осложнённых диагнозах, при выпадении
каких-либо составляющих в реабилитации, нет смысла говорить о сведении на нет
задержки, речь может идти только об удержании состояния. Сохранить, не
усугубить состояние ребёнка выходит на первый план в работе школы в такой
ситуации.
Одним из основных направлений в работе
с особыми детьми является коррекционо-развивающее сопровождение процесса
обучения и воспитания.
Целью коррекционно-развивающей работы является
создание оптимальных
условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и
нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному
и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в
современном социуме.
Задачи:
·
Актуализация
и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня
актуального развития учащихся;
·
Содействие
становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей
учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;
·
Развитие
коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия
с социумом.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
1.
Диагностическое
направление –
заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего
динамического наблюдения за развитием учащихся.
2.
Коррекционно-развивающее
направление –
предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование
содержания занятий, комплектование групп учащихся.
3.
Консультативно-просветительское
и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи
педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает
разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и
индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и
психического здоровья, по возможности, включению родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач.
4.
Организационно-методическое
направление – включает
подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях,
педагогических советах, оформлении документации.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно:
Первый этап ориентирован на развитие познавательных
возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных
возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Второй этап ориентирован на развитие и становление
личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основное содержание работы первого и второго
этапов:
·
совершенствование
различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости,
переключения и распределения;
·
развитие
зрительной и слуховой памяти;
·
развитие
логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза,
умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию
по заданному или найденному признаку;
·
формирование
положительного отношения к школе, к учебе.
Третий этап – ориентирован на развитие коммуникативных
умений.
Содержание работы третьего этапа обучения:
·
формирование
навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
·
развитие
личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
·
развитие
умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
·
создание
и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и
развитие классного коллектива.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию
поставленных целей и задач программы сопровождения.
Рассмотрим один из методов коррекционно-развивающей
работы- групповые коррекционно-развивающие занятия.
Принципы построения коррекционно-развивающих
занятий:
1.
Системность
и последовательность.
2.
Индивидуально-дифференцированный
подход - все задания подобраны от простого к сложному.
3.
Максимальное
использование игровых методов обучения.
4.
Психологическая
безопасность.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с
учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Настроение
детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной
варьирования методов, приемов и структуры занятий. Для детей эти занятия очень
важны - принципы построения позволяют ощутить успех практически каждому, а
значит, ребенок чувствует себя в безопасност - не будет ситуации : «опять
двойка!»; нестандартные задания, игровая форма заданий, непринужденный характер
- это повышает мотивацию выполнения задания; реально ощутив успех, дети начинают
просить поставить им отметку, несмотря на безоценночность занятий. Таким
образом, незаметно для детей, мы осуществляем главную задачу коррекционных
занятий - исправление нарушенных высших психических
функций, связанных с задержкой психического развития, иногда с органическими
дефектами учеников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой,
мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и
школьной адаптации.
Коррекционные занятия носят
интегрированный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При
этом важно подчеркнуть, что содержание этих задач в рамках каждого занятия
опережает уровень актуального развития детей, но соответствует границам зоны их
ближайшего развития.
Эффективность
коррекционно-развивающей работы:
В заключение, некоторые итоги психолого-педагогического
сопровождения классов VII вида за прошедшие годы:
·
100 % учащихся классов VII вида при 100% успеваемости ежегодно
переходят в следующий класс;
·
всего было сделано четыре выпуска девятиклассников из классов VII вида, в одном выпуске класс VII вида
был соединен с общеобразовательным и дети успешно адаптировались (большая часть
из них закончила ПТУ, девять человек закончили среднюю школу, высшее
образование пока не получил никто) ;
·
результаты психолого-педагогических наблюдений и ежегодное
анкетирование учащихся свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют
себя в школе и переходить в другую не хотят.
Система классов VII
вида в нашей школе существует давно. Казалось бы, какие могут существовать
нерешённые проблемы. Однако они есть:
·
самой большой проблемой было и остаётся социальное положение
многих семей;
·
отсутствие специальных учебников, программ, методических
рекомендаций, слабая обеспеченность современными пособиями;
·
мы до сих пор наблюдаем предвзятое отношение к этой педагогической
системе.
Эффективность
же коррекционной работы в школе зависит от создания
целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии
– это сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях
школы коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она
осуществляется в комплексе, состоящем из педагогической, психологической
коррекции, а также медицинского сопровождения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.