Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыЭффективность коррекционно - развивающей работы в образовательном учреждении

Эффективность коррекционно - развивающей работы в образовательном учреждении

Скачать материал

Эффективность коррекционно - развивающей работы

в образовательном учреждении

Одним из ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся нашей школы является работа с классами коррекционно-развивающего обучения.

В школе обучается 48 учащихся, с ограниченными возможностями здоровья. Из них, 15 человек обучаются в классах VIII вида и 21 – в классах VII вида, 12 учащихся в классе компенсирующего обучения.

МБОУ г. Астрахани «ООШ №3» имеет лицензию на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида.

 В данных классах учебная деятельность осуществляется согласно организационно-педагогическим и психологическим условиям обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:

- щадящий режим;

- меньшая наполняемость классов;

-соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности;

- использование специальных образовательных программ.

Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.

 Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями к обучению. В медицинском диагнозе неспроста подчёркивается определение задержка, что свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В принципе, благоприятный прогноз мог бы наблюдаться во многих случаях. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки, где, кроме медикаментозных мер велико значение педагогических воздействий на ребёнка и  школа должна занимать здесь свою нишу, свойственную только ей, выполнять свою часть реабилитационных мероприятий. Однако на практике мы столкнулись с тем, что школа выступает чуть ли не единственным местом, где к ребёнку с задержкой психического развития относятся адекватно:

медицинская составляющая реабилитационных мероприятий ничтожно мала в силу самых разных причин, в том числе из-за противодействия родителей;

по причине низкого культурного и образовательного ценза многих родителей, их сложной адаптации к социуму, сложно  говорить о реабилитационном характере семейного воспитания;

в силу соматической ослабленности,  неадекватного поведения детей  и низкого социального статуса родителей, дети с задержкой психического развития крайне редко посещают  городские кружки и секции.

 

При осложнённых диагнозах, при выпадении каких-либо составляющих в реабилитации, нет смысла говорить о сведении на нет задержки, речь может идти только об удержании состояния. Сохранить, не усугубить состояние ребёнка выходит на первый план в работе школы в такой ситуации.

Одним из основных направлений в работе с  особыми детьми является коррекционо-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.

Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

·                     Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;

·                     Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;

·                     Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом.

 Основные направления коррекционно-развивающей работы:

1.                 Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

2.                 Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

3.                 Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья,  по возможности, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

4.                 Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно:

Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

 Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

 

 

 

Основное содержание работы первого и второго этапов:

·                     совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;

·                     развитие зрительной и слуховой памяти;

·                     развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;

·                     формирование положительного отношения к школе, к учебе.

Третий этап – ориентирован на развитие коммуникативных умений.

Содержание работы третьего этапа обучения:

·                     формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;

·                     развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;

·                     развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

·                     создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

Рассмотрим один из методов  коррекционно-развивающей работы- групповые коррекционно-развивающие занятия.     

Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:

1.                 Системность и последовательность.

2.                 Индивидуально-дифференцированный подход - все задания подобраны от простого к сложному.

3.                 Максимальное использование игровых методов обучения.

4.                 Психологическая безопасность.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Для детей эти занятия очень важны - принципы построения позволяют ощутить успех практически каждому, а значит, ребенок чувствует себя в безопасност - не будет ситуации : «опять двойка!»;  нестандартные задания, игровая форма заданий, непринужденный характер - это повышает мотивацию выполнения задания; реально ощутив успех, дети начинают просить поставить им отметку,  несмотря на безоценночность занятий. Таким образом, незаметно для детей, мы осуществляем главную задачу коррекционных занятий - исправление нарушенных высших психических функций, связанных с задержкой психического развития, иногда с органическими дефектами учеников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и школьной адаптации.

 

 

 

Коррекционные занятия носят интегрированный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При этом важно подчеркнуть, что содержание этих задач в рамках каждого занятия опережает уровень актуального развития детей, но соответствует границам зоны их ближайшего развития.

     Эффективность коррекционно-развивающей работы:

 

 

В заключение, некоторые итоги психолого-педагогического сопровождения классов VII вида за прошедшие годы:

·                     100 % учащихся классов VII вида  при 100% успеваемости ежегодно переходят в следующий класс;

·                     всего было сделано четыре выпуска девятиклассников из классов VII вида, в одном выпуске класс VII вида был соединен с общеобразовательным и дети успешно адаптировались (большая часть из них закончила ПТУ, девять человек закончили среднюю школу, высшее образование пока не получил никто) ;

·                     результаты психолого-педагогических наблюдений и ежегодное анкетирование учащихся   свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют себя в школе и переходить в другую не хотят.

 Система классов VII вида в нашей школе существует давно. Казалось бы, какие могут существовать нерешённые проблемы. Однако они есть:

·                     самой большой проблемой было и остаётся социальное положение многих семей;

·                     отсутствие специальных учебников, программ, методических рекомендаций, слабая  обеспеченность современными пособиями;

·                     мы до сих пор наблюдаем предвзятое отношение к этой педагогической системе.

Эффективность же коррекционной работы в школе зависит от создания целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – это сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях школы коррекционная работа  будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, состоящем из педагогической, психологической коррекции, а  также медицинского сопровождения.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Эффективность коррекционно - развивающей работы в образовательном учреждении"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями к обучению. В медицинском диагнозе неспроста подчёркивается определение задержка, что свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В принципе, благоприятный прогноз мог бы наблюдаться во многих случаях. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки, где, кроме медикаментозных мер велико значение педагогических воздействий на ребёнка и  школа должна занимать здесь свою нишу, свойственную только ей, выполнять свою часть реабилитационных мероприятий. Однако на практике мы столкнулись с тем, что школа выступает чуть ли не единственным местом, где к ребёнку с задержкой психического развития относятся адекватно.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 554 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 2002
    • DOCX 66 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Середина Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Середина Светлана Викторовна
    Середина Светлана Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2592
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1184 человека из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 563 человека

Курс повышения квалификации

Базальная стимуляция и развивающий уход - современные подходы в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Курс повышения квалификации

Компьютерная зависимость детей школьного возраста и способы психологической помощи при выходе из психологической зависимости

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе