Главная / Начальные классы / Эффективная форма взаимодействия семьи и школы.

Эффективная форма взаимодействия семьи и школы.













Методическая разработка

Эффективная форма взаимодействия семьи и школы.







Разработала Чертилина И. А.

учитель начальных классов

МАУСOШ №22 г. Тамбов









Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.

Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника. Поэтому моя работа направлена , направленным на установление доверительных отношений изучение семьи и повышение психолого - педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к школе.

На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.  Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся можно организовать посредством как индивидуальных, так и групповых форм работы. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации

  • беседы

  • анкетирование

  • экспресс-диагностика

  • посещения на дому

  • К групповым  можно отнести такие формы взаимодействия,как родительские собрания

  • конференции

  • круглые столы

  • вечера вопросов и ответов

  • родительские университеты

  • педагогические дискуссии (диспуты)

Самой распространённой формой групповой работы с родителями является

родительское собрание.

Родительское собрание.

Тема: Развитие у школьников интереса к чтению.


Цель: Подвести родителей к осознанию необходимости развития читательской активности ребёнка.

Задачи: 1.Познакомить родителей с понятием «культура чтения».

2. Познакомить родителей с требованиями программы к технике чтения по классам и с понятием «оптимальное чтение».

3. Дать советы родителям по выработке беглого, выразительного, осознанного чтения.

4. Вспомнить детских писателей, книги которых необходи- мы к урокам внеклассного чтения.

5. Дать рекомендации родителям слабо читающих детей.

План проведения собрания.

Вступительное слово учителя.

Роль книги в жизни человека.

Анализ анкет для детей.

Анализ анкет для родителей.

Точка зрения современных психологов.

Из семейного опыта.

Если чтение дается плохо…

Рекомендации и советы родителям.

Заключительное слово.







Вступительное слово учителя.

- Уважаемые родители! Вы не раз слышали, что начальная школа это фундамент образования. За четыре года мы вместе с вами должны заложить как можно больше в ребёнка. И самым важным помощником в развитии ребёнка является чтение. Тема чтения всегда актуальна, но почему? Чтение помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться, развивает речь, память, мышление, логику. Учит видеть хорошее и плохое, готовит ребенка к жизни в современном обществе.

Культура чтения- это чтение литературы: научно- познавательной (статьи о природе, животных, окружающем мире) и художественной (сказки, рассказы, стихи). Приобщить к тому, чтобы ребёнок интересовался книгой, можно только личным примером и совместным общение с книгой.

Поговорим об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной речи, это темп от 120-150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость увеличить то понимание текста затрудняется, ухудшается. Диапазон оптимального чтения (т.е. когда скорость находится от 120-150 слов в минуту)- это тот диапазон, к которому в течении столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

Зачем необходимо «оптимальное чтение»? эту проблему рассматривали сотрудники лаборатории педагогической диагностики Донецкого университета под руководством Всеволода Николаевича Зайцева.

При обследовании одной из школ сотрудники лаборатории нашли ученика 8 класса, который имел скорость чтения 38 слов в минуту. В 8 классе домашнее задание на 1 день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. получается 170 минут или около 3х часов необходимо мальчику затратить, чтобы 1 раз прочитать текст домашних заданий. У мальчика не хватит физических сил, терпения, чтобы 3,5 часа учить уроки. Таким образом он обречён на неуспеваемость. И никто ему не поможет, пока его не научат элементарному - читать.

Быстро читают те ученики которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит работоспособность.

Исследование в школах показали, что те, кто в 6-8 классах учится на «отлично» в 4 классе имели 130-170 слов в минуту; «хорошисты» имели 100-130 слов в минуту, «троечники» имели 80-90 слов. И , конечно, всех устроит быть хорошистом, а это значит120 слов в минуту к концу 4 класса.

Как же добиться такого темпа «оптимального чтения»?

Желание читать, чтение «запоем» - это дар. Так же, как и умение лучше других петь, танцевать, шить. Этим даром обладают единицы, таких детей надо дома поощрять, хвалить их за желание читать много и часто.

Все остальные дети - обычные. Читать неинтересно, как вам, например, вышивание, читают потому, что задано. Но ведь каждому и вам и мне было бы приятно, если бы кто-то помог в каком –то деле и вот получилось. Так же и наши дети - не хотят и не желают, но скажут спасибо тому, кто будет заинтересован в их успехе.

(Можно провести анкетирование среди учащихся)






Таким образом, мы видим, что большая часть детей в нашем классе положительно относится к чтению. И все-таки есть 13%, которые так или иначе не хотят читать, не любят этого делать.

Точка зрения современных психологов.

Попробуем разобраться в причинах неприятия  книги с точки зрения современных психологов.

Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть, хоть и с любовным романом в руках, ее ребенок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок, читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.

Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного, он все равно не может.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку – значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.


Из семейного опыта.

 Слово предоставляется трем родителям из класса.


Если чтение дается плохо…

 Уметь читать и хотеть читать — это не одно и тоже. К умению читать надо добавить желание читать, желание общаться с книгой, рассматривать картинки в ней, узнавать что-то новое интересное. Что же делать, если ребенок не любит читать?а) Оценить уровень речевого развития ребенка. Если уровень развития низкий и ребенок плохо читает, то он не понимает смысла прочитанного. Для речевого развития можно использовать следующие игры:

«Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д. У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например, дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки – книжный и т.д.»

Игры в ударение: правильное и неправильное.

Выделение в словах звуков. Например, как бы это слово произнес иностранец…

Показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста и много картинок.в) Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.г) Использовать прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.д) Попросить почитать книгу младшим братьям или бабушке, которая плохо видит.е) Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрение.

Рекомендации и советы родителям (памятка)

Заключительное слово.

Свое выступление мне хотелось бы закончить  словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». Наверное, всем нам хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут Вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, захотеть следовать этим советам ежедневно, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями.















Памятка

1. Тонкие книги, крупный шрифт; смотреть за день- два вперёд, что дать ребёнку; хорошо если он выбирает сам.

2. Очень полезно чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью на те 8 часов, которые человек спит, он находится под впечатлением тех событий. Организм привыкает к этому чтению. Ещё 200 лет назад говорили: «Студент. науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий ».

3. Чтение маленькими порциями, но часто 2 раза в день 1-2 страницы в 1 полугодии, 3-4 страницы во 2 полугодии.

4. Полезно семейное чтение. Читают папа - сын - папа -сын. Общение с родителями - теплота в отношениях - это тоже укрепляет вкус к чтению. При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.

5. Иногда не хочет читать, т.к. трудно, ошибки в словах. Надо помогать, читать вместе. Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки, если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал. Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.

6.Ставить на конец строки зелёную точку, чтобы взгляд стремился вперёд и увеличивалось «поле чтения».

7. Думать так: «Научу читать и отстану от ребёнка, дам ему свободу».

8.Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации. Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно. Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.




Техника чтения должна быть к концу учебного года .

60-70 слов в минуту в 1 классе

70 -80 слов в минуту во 2 классе

90-100 слов в минуту в 3 классе

120-130 слов в минуту в 4 классе

По программе Л.В. Занкова.



Во 2 классе на уроках внеклассного чтения нам понадобятся следующие писатели:

1. Б. Заходер 8. М. Пришвин 15. С. Михалков

2. Н. Носов 9. Н. Сладков 16. Е. Чарушин

3. Е. Пермяк 10. В. Бианки 17.В. Берестов

4. В. Осеева 11. Э. Шим 18. А. Гайдар

5. Л. Воронкова 12. Г. Снегирёв 19.В. Маяковский

6. В. Чаплина 13. К. Паустовский 20.К. Чуковский

7. Б. Житков 14. С. Маршак 21. Г. Андерсен

и другие.













Анкета для учащихся

1) Любишь ли ты читать?

Да

Нет

2)Что ты больше любишь читать сам или что бы читали тебе?

Самостоятельно

Чтобы читали взрослые

3)Какую последнюю книгу ты прочитал?

_____________________________________________________________

4)Есть ли у вас дома библиотека?

Да

Нет

5)Читают ли в вашей семье взрослые?

Да

Иногда

Нет









Литература и интернет ресурсы:

«Родительские собрания в начальной школе». Т.А.Волжанина, В.Д.Воробьёва, Т.К.Лужбина и др. «Учитель». Волгоград – 2010.

http://yandex.ru/clck/jsredir?fr .















Эффективная форма взаимодействия семьи и школы.
  • Начальные классы
Описание:

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

 

Автор Чертилина Ирина Александровна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 326
Номер материала 8861
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓