Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ» ( по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось») Воротникова Ольга Григорьевна, МБОУ СОШ №7, учитель русского языка и литературы г. Нижнего Новгорода Себельдина Наталья Николаевна, МБОУ СОШ №7, учитель биологии г. Нижнего Новгорода

«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ» ( по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось») Воротникова Ольга Григорьевна, МБОУ СОШ №7, учитель русского языка и литературы г. Нижнего Новгорода Себельдина Наталья Николаевна, МБОУ СОШ №7, учитель биологии г. Нижнего Новгорода

Скачать материал

 

 

 

 

 

Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе

«Душа обязана трудиться»

по рассказу В.П. Астафьева

«Яшка – лось»

 

Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.


Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 8 «Б» классе. Класс один из лучших среди всех 8-ых классов и отличается устойчивой положительной мотивацией к учению. В классе много ребят, которые добросовестно относятся к учебе, проявляют повышенный интерес к новым знаниям, активно принимают участие в работе на уроке.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось» является благодатным материалом, который становится основой урока - диалога, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Выбор цели и задач урока

Обучающие цели: научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательные цели: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.

Развивающие цели: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология развития критического мышления, в частности прием "Ассоциации". В качестве учебного занятия используется интегрированный урок – «диалог – клуб». Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления внутрипредметных и межпредметных связей, изучения предмета или явления с различных позиций.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы используемые учителем

Вызов (5-10 мин)

Тема и эпиграф на доске.

«Не позволяй душе лениться»

"Боже правый!

Пусто и страшно

становится в Твоем мире."

Н. В. Гоголь

I. 1) Какие ассоциации возникают при прочтении темы? О чем может пойти речь?

2) Какие ассоциации вызывает эпиграф?

 

II. Вступительное слово учителя литературы о произведениях на нравственную проблематику. Часто в этих произведениях идея раскрывается в сопоставлении человека с природой.

Вступительное слово учителя биологии о врожденном или приобретенном характере нравственных категорий, лежащих в основе поведения животных и человека.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют ассоциации: духовность, мораль, нравственность и т.д.

Учащиеся называют ассоциации: пустота мыслей, чувств, поступков и т.д.

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположения, используя знания по биологии

Используется прием технологии развития критического мышления – «ассоциации»

 

 

 

Все ассоциации учитель записывает на доске

Учащимся раздается список произведений, рекомендованных для прочтения. (см. прилож. №1)

 

Осмысление содержания

Вопросы для обсуждения:

1) На сколько частей можно разделить рассказ?

I. Детство Яшки

-Чем характеризуется детство Яшки?

- Какие там запахи?

-Как автор называет Яшку в детстве?

 

II. Возвращение к людям

- Как пахнет человек?

-Как называют Яшку во второй части?

- Оставляет ли Яшку жажда свободы? В чем это проявляется?

III. Весна

-Что обычно приносит весна?

-А в рассказе?

-За что клянут люди весну?

-Что произошло в третей части?

2) Какие два мира показаны в рассказе?

-Каков мир животных?

 

 

- Каков мир людей?

 

 

3) В чем спасение человека по Астафьеву?

-О чем просит безбожный бригадир у Бога?

Учащиеся называют три части: 1) детство Яшки; 2) возвращение к людям; 3)весна.

Мама, жизнь с лосихой на воле, теплое лето, ребятишки, протягивающие ломти хлеба…

Парень ласковый, жеребенок -несмышленыш и т.д.

Вонь.

Бродяга, «морда беспачпортная» и т.д.

 

 

Обновление.

 

За отсутствие выпивки.

 

Мир животных и мир людей.

Наделен человеческими чертами, имена, «душа, взмывающая в небо» и т.д.

«Звериный образ» человеческого общества

В воскрешении души

 

О спасении души

 

Поиск ответов на вопросы

 

Ведутся записи в тетрадях

 

Рефлексия

Повторное обращение к эпиграфу.

-Что делать, чтобы эта пустота не заполнила мир?

Делают вывод, что рассказ Астафьева кричит о том, что «душа обязана трудиться». Об этом и стихотворение Н.Заболоцкого (приложение №2)

Чтение стихотворения

На основе разговора каждый ребенок пишет рецензию на рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось»

(см. прилож. №3)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ» ( по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось») Воротникова Ольга Григорьевна, МБОУ СОШ №7, учитель русского языка и литературы г. Нижнего Новгорода Себельдина Наталья Николаевна, МБОУ СОШ №7, учитель биологии г. Нижнего Новгорода"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось» является благодатным материалом, который становится основой урока - диалога, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 741 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 438
    • DOCX 45.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Себельдина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Себельдина Наталья Николаевна
    Себельдина Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9244
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 411 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек