Главная / Русский язык и литература / «ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ» ( по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось») Воротникова Ольга Григорьевна, МБОУ СОШ №7, учитель русского языка и литературы г. Нижнего Новгорода Себельдина Наталья Николаевна, МБОУ СОШ №7, учитель биологии г. Нижнего Новгорода

«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ» ( по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось») Воротникова Ольга Григорьевна, МБОУ СОШ №7, учитель русского языка и литературы г. Нижнего Новгорода Себельдина Наталья Николаевна, МБОУ СОШ №7, учитель биологии г. Нижнего Новгорода











Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе

«Душа обязана трудиться»

по рассказу В.П. Астафьева

«Яшка – лось»



Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 8 «Б» классе. Класс один из лучших среди всех 8-ых классов и отличается устойчивой положительной мотивацией к учению. В классе много ребят, которые добросовестно относятся к учебе, проявляют повышенный интерес к новым знаниям, активно принимают участие в работе на уроке.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось» является благодатным материалом, который становится основой урока - диалога, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Выбор цели и задач урока

Обучающие цели: научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательные цели: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.

Развивающие цели: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология развития критического мышления, в частности прием "Ассоциации". В качестве учебного занятия используется интегрированный урок – «диалог – клуб». Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления внутрипредметных и межпредметных связей, изучения предмета или явления с различных позиций.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы используемые учителем

Вызов (5-10 мин)

Тема и эпиграф на доске.

«Не позволяй душе лениться»

"Боже правый!

Пусто и страшно

становится в Твоем мире."

Н. В. Гоголь

I. 1) Какие ассоциации возникают при прочтении темы? О чем может пойти речь?

2) Какие ассоциации вызывает эпиграф?



II. Вступительное слово учителя литературы о произведениях на нравственную проблематику. Часто в этих произведениях идея раскрывается в сопоставлении человека с природой.

Вступительное слово учителя биологии о врожденном или приобретенном характере нравственных категорий, лежащих в основе поведения животных и человека.















Учащиеся называют ассоциации: духовность, мораль, нравственность и т.д.

Учащиеся называют ассоциации: пустота мыслей, чувств, поступков и т.д.









Учащиеся высказывают предположения, используя знания по биологии

Используется прием технологии развития критического мышления – «ассоциации»







Все ассоциации учитель записывает на доске

Учащимся раздается список произведений, рекомендованных для прочтения. (см. прилож. №1)


Осмысление содержания

Вопросы для обсуждения:

1) На сколько частей можно разделить рассказ?

I. Детство Яшки

-Чем характеризуется детство Яшки?

- Какие там запахи?

-Как автор называет Яшку в детстве?



II. Возвращение к людям

- Как пахнет человек?

-Как называют Яшку во второй части?

- Оставляет ли Яшку жажда свободы? В чем это проявляется?

III. Весна

-Что обычно приносит весна?

-А в рассказе?

-За что клянут люди весну?

-Что произошло в третей части?

2) Какие два мира показаны в рассказе?

-Каков мир животных?





- Каков мир людей?





3) В чем спасение человека по Астафьеву?

-О чем просит безбожный бригадир у Бога?

Учащиеся называют три части: 1) детство Яшки; 2) возвращение к людям; 3)весна.

Мама, жизнь с лосихой на воле, теплое лето, ребятишки, протягивающие ломти хлеба…

Парень ласковый, жеребенок -несмышленыш и т.д.

Вонь.

Бродяга, «морда беспачпортная» и т.д.





Обновление.



За отсутствие выпивки.



Мир животных и мир людей.

Наделен человеческими чертами, имена, «душа, взмывающая в небо» и т.д.

«Звериный образ» человеческого общества

В воскрешении души



О спасении души


Поиск ответов на вопросы



Ведутся записи в тетрадях


Рефлексия

Повторное обращение к эпиграфу.

-Что делать, чтобы эта пустота не заполнила мир?

Делают вывод, что рассказ Астафьева кричит о том, что «душа обязана трудиться». Об этом и стихотворение Н.Заболоцкого (приложение №2)

Чтение стихотворения

На основе разговора каждый ребенок пишет рецензию на рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось»

(см. прилож. №3)



«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ» ( по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось») Воротникова Ольга Григорьевна, МБОУ СОШ №7, учитель русского языка и литературы г. Нижнего Новгорода Себельдина Наталья Николаевна, МБОУ СОШ №7, учитель биологии г. Нижнего Новгорода
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось» является благодатным материалом, который становится основой урока - диалога, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 660
Номер материала 40299
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓