Модель
урока
Интегрированный
урок литературы и биологии в 8 классе
«Душа
обязана трудиться»
по
рассказу В.П. Астафьева
«Яшка
– лось»
Авторы:
учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения
учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель
русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г., учитель высшей
категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии
Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7
Себельдина Н.Н.
Анализ
педагогической ситуации
Урок
проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н.
Себельдиной в 8 «Б» классе. Класс один из лучших среди всех 8-ых классов и
отличается устойчивой положительной мотивацией к учению. В классе много ребят,
которые добросовестно относятся к учебе, проявляют повышенный интерес к новым
знаниям, активно принимают участие в работе на уроке.
Анализ
темы
Тема
данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков,
посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы
«Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного
фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка
- лось» является благодатным материалом, который становится основой урока -
диалога, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные
вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими
меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и
нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение,
развивают глобальное мышление учащихся.
Выбор
цели и задач урока
Обучающие
цели: научить анализировать прозаический текст;
развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять
главное, обобщать и делать выводы.
Воспитательные
цели: воспитание нравственных принципов во
взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим
обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.
Развивающие
цели: развитие речи учащихся, формирование
умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать
гипотезы, оценивать результат.
Обоснование
выбора системы обучения и формы занятия
В
качестве системы обучения используется технология развития критического
мышления, в частности прием "Ассоциации". В качестве учебного занятия
используется интегрированный урок – «диалог – клуб». Он привлекает своей
глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления
внутрипредметных и межпредметных связей, изучения предмета или явления с
различных позиций.
Ход
урока
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Приемы
и методы используемые учителем
|
Вызов
(5-10 мин)
|
Тема и эпиграф
на доске.
«Не
позволяй душе лениться»
"Боже
правый!
Пусто
и страшно
становится
в Твоем мире."
Н.
В. Гоголь
I.
1) Какие ассоциации возникают при прочтении темы? О чем может пойти речь?
2) Какие
ассоциации вызывает эпиграф?
II.
Вступительное слово учителя литературы о произведениях на нравственную
проблематику. Часто в этих произведениях идея раскрывается в сопоставлении
человека с природой.
Вступительное
слово учителя биологии о врожденном или
приобретенном характере нравственных категорий, лежащих в основе поведения
животных и человека.
|
Учащиеся
называют ассоциации: духовность, мораль, нравственность и т.д.
Учащиеся
называют ассоциации: пустота мыслей, чувств, поступков и т.д.
Учащиеся
высказывают предположения, используя знания по биологии
|
Используется прием
технологии развития критического мышления – «ассоциации»
Все ассоциации
учитель записывает на доске
Учащимся
раздается список произведений, рекомендованных для прочтения. (см. прилож.
№1)
|
Осмысление
содержания
|
Вопросы
для обсуждения:
1) На сколько
частей можно разделить рассказ?
I. Детство
Яшки
-Чем
характеризуется детство Яшки?
- Какие там
запахи?
-Как автор
называет Яшку в детстве?
II. Возвращение
к людям
- Как пахнет
человек?
-Как называют
Яшку во второй части?
- Оставляет ли
Яшку жажда свободы? В чем это проявляется?
III.
Весна
-Что обычно
приносит весна?
-А в рассказе?
-За что клянут
люди весну?
-Что произошло в
третей части?
2) Какие два
мира показаны в рассказе?
-Каков мир
животных?
- Каков мир
людей?
3) В чем
спасение человека по Астафьеву?
-О чем просит
безбожный бригадир у Бога?
|
Учащиеся
называют три части: 1) детство Яшки; 2) возвращение к людям; 3)весна.
Мама,
жизнь с лосихой на воле, теплое лето, ребятишки, протягивающие ломти хлеба…
Парень
ласковый, жеребенок -несмышленыш и т.д.
Вонь.
Бродяга,
«морда беспачпортная» и т.д.
Обновление.
За
отсутствие выпивки.
Мир
животных и мир людей.
Наделен
человеческими чертами, имена, «душа, взмывающая в небо» и т.д.
«Звериный
образ» человеческого общества
В
воскрешении души
О
спасении души
|
Поиск ответов на
вопросы
Ведутся записи в
тетрадях
|
Рефлексия
|
Повторное
обращение к эпиграфу.
-Что делать,
чтобы эта пустота не заполнила мир?
|
Делают вывод,
что рассказ Астафьева кричит о том, что «душа обязана трудиться». Об этом и
стихотворение Н.Заболоцкого (приложение №2)
Чтение
стихотворения
|
На основе
разговора каждый ребенок пишет рецензию на рассказ В.П. Астафьева «Яшка -
лось»
(см. прилож. №3)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.