Левашкина В.В.
ГБПОУ Лукояновский
педагогический колледж им. А.М. Горького
Духовно-нравственное
воспитание школьников средствами иностранного языка
Духовно-нравственное
развитие и воспитание школьников являются первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляют собой важный компонент социального
заказа для образования. «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий
Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи,
когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры
там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным
культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей
отечественной истории.
Ключевая роль в
духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа –
единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности
личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно,
последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности
происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть
сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь
школьника.
Каждый школьный
предмет является инструментом становления личностных качеств человека, его
социальных и духовных ориентиров. Учебный предмет «Иностранный язык» имеет
существенную особенность: он как бы «беспредметен», он изучается как средство
общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный
язык , как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания
из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
Среди тем, обсуждаемых в ходе
изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них
выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи,
проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры,
проблемы нищеты и борьбы с ней.
К методам и приемам,
содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке иностранного языка,
могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить
групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или
иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются
определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае
выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь
обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы,
презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и
обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным
приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая
игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае
каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение.
Задача учителя - показать образцы поведения, обосновав их с точки зрения
разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной
ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в
коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если
корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои
варианты и обосновывая свой выбор.
И, конечно, не последнюю
роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным
языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту
И.Л.Бим и В.П.Кузовлева, даёт большие возможности для формирования у учащихся
таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к
другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с
культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной
оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и
понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под
рубриками “ ” (“В твоей культуре”) и “ ”(“Все обо мне”). В результате
происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного
сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует
объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её
людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в
школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной
работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных
ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов,
экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить
“круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в страну
изучаемого языка?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных
гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется
“Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является
увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с
достопримечательностями столицы, своего родного города; воспитательный аспект -
осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей
культуры.
. Изучение иностранного языка
повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление,
оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую
культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому
развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном
обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой
отрасли, делает его конкурентно способным.
Литература
1. Аверина Е.Д. Методические указания
и материалы по немецкому языку для студентов неязыковых вузов. Основной
курс.-СПб 2008.
2. Аверкиева Г.В. Проблема
формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и
современный мир. Архангельск, 2001. С 55-60.
3. Тадевосян Т.М.
Духовно-нравственное воспитание и языковое образование: материал научно-
практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение,
2009.-23с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.