Духовно-нравственное воспитание и развитие
ребёнка на уроках русского языка.
Сегодня проблема духовно-нравственного
воспитания становится ведущей. Никакое богатство не сможет заменить доброту,
порядочность, честность. Поэтому нравственное воспитание подрастающего
поколения – главная и первостепенная задача учителя. Особо остро эта задача
стоит перед учителями русского языка и литературы. Ведь мы имеем очень сильное
оружие – художественное слово, речь, книгу. А «книга», - по словам А. Герцена,-
это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца
юноше». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для
воспитания юных сердец.
На уроках русского языка полезно
использовать ряд текстов, влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.
Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать, сущность любого
нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во
взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Например, при
прохождении тем «Синонимы» и « Антонимы» подходит приём, позволяющий раскрыть
сущность нравственного понятия с другими, близкими и противоположными ему.
Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя
своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, любовь, нежность,
сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд,
обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение
совести и т.п.
Совместная работа с учеником может
строиться двумя способами. Первый: учитель предлагает каждому ученику
самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем
каждый знакомит всех с результатом своей деятельности, и составляется общий
ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга.
Второй – в процессе обсуждения совместно выстраивается ряд близких по значению
нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует
их смысловое содержание. Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность
человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и
рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» -«приятельские
отношения». Важно при этом осознавать, что они обозначают, какие смысловые
оттенки вкладываются в каждое из них.
Значение приёмов нравственной активизации
личности, в основе которой лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя
недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды
ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития
личности является погружение в свой внутренний мир, актуализация жизненного
опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоции, мыслей, самоанализ внутренних
состояний. В большей степени такая возможность создаётся тогда, когда, выполняя
задание, ученик остаётся наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником,
которому он поверяет свои мысли и чувства.
Часто практикую на своих уроках
сочинения-миниатюры о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание,
благородство. В конце четверти предлагаю ребятам итоговую исследовательскую работу
«Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся могут проследить за этимологией
слова, его лексическим значением, употреблением в творчестве русского народа, в
творчестве наших писателей и поэтов, привести примеры свих работ с этим словом.
Прекрасные энциклопедии составили дети со словами любовь, семья, правда, жизнь.
Такое размышление над словом обогащает учащихся, помогает познакомить их с
национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью,
нравственным состоянием и духовностью нашего народа.
Особое место в нашей работе занимает
проблема воспитания семейных ценностей у учащихся. Вся нравственная и
хозяйственная деятельность русского человека была связана с семьёй, в ней был
смысл его существования. Почти все этические и эстетические ценности
складывались в семье. Наиболее ёмкое их выражение мы находим в пословицах и
поговорках. На них воспитывались дети прошлого столетия, воспитываются и
сейчас. Ни в одной из форм фольклора не проявляется с такой силой ум народа,
его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение и семейные
уклады, как в пословицах и поговорках. Именно поэтому они являются ценнейшим
дидактическим материалом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.