Главная / Русский язык и литература / Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка

Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание и развитие ребёнка на уроках русского языка.

Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания становится ведущей. Никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Поэтому нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя. Особо остро эта задача стоит перед учителями русского языка и литературы. Ведь мы имеем очень сильное оружие – художественное слово, речь, книгу. А «книга», - по словам А. Герцена,- это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец.

На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать, сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Например, при прохождении тем «Синонимы» и « Антонимы» подходит приём, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.п.

Совместная работа с учеником может строиться двумя способами. Первый: учитель предлагает каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатом своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга. Второй – в процессе обсуждения совместно выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» -«приятельские отношения». Важно при этом осознавать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.

Значение приёмов нравственной активизации личности, в основе которой лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение в свой внутренний мир, актуализация жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоции, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создаётся тогда, когда, выполняя задание, ученик остаётся наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства.

Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство. В конце четверти предлагаю ребятам итоговую исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся могут проследить за этимологией слова, его лексическим значением, употреблением в творчестве русского народа, в творчестве наших писателей и поэтов, привести примеры свих работ с этим словом. Прекрасные энциклопедии составили дети со словами любовь, семья, правда, жизнь. Такое размышление над словом обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью нашего народа.

Особое место в нашей работе занимает проблема воспитания семейных ценностей у учащихся. Вся нравственная и хозяйственная деятельность русского человека была связана с семьёй, в ней был смысл его существования. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье. Наиболее ёмкое их выражение мы находим в пословицах и поговорках. На них воспитывались дети прошлого столетия, воспитываются и сейчас. Ни в одной из форм фольклора не проявляется с такой силой ум народа, его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение и семейные уклады, как в пословицах и поговорках. Именно поэтому они являются ценнейшим дидактическим материалом.

Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся на уроках русского языка и литературы. Представлены приёмы нравственной активизации личности:погружение ребёнком в свой внутренний мир, актуализация жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоции, мыслей, самоанализ внутренних состояний.

Автор Конечных Оксана Алексеевна
Дата добавления 28.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 362
Номер материала MA-062746
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓