Инфоурок Литература Другие методич. материалыДуховно-нравственное развитие на уроках русского языка

Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка

Скачать материал

Духовно-нравственное воспитание и развитие ребёнка на уроках русского языка.

Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания становится ведущей. Никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Поэтому нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя. Особо остро эта задача стоит перед учителями русского языка и литературы. Ведь мы имеем очень сильное оружие – художественное слово, речь, книгу.  А «книга», - по словам А. Герцена,- это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец.

На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать, сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Например, при прохождении тем «Синонимы» и « Антонимы» подходит приём, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.п.

Совместная работа с учеником может строиться двумя способами. Первый: учитель предлагает каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатом своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга.  Второй – в процессе обсуждения совместно выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» -«приятельские отношения». Важно при этом осознавать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.

Значение приёмов нравственной активизации личности, в основе которой лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение  в свой внутренний мир, актуализация жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоции, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создаётся тогда, когда, выполняя задание, ученик остаётся наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства.

Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство. В конце четверти предлагаю ребятам итоговую исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся могут проследить за этимологией слова, его лексическим значением, употреблением в творчестве русского народа, в творчестве наших писателей и поэтов, привести примеры свих работ с этим словом. Прекрасные энциклопедии составили дети со словами любовь, семья, правда, жизнь. Такое размышление над словом обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью нашего народа.

Особое место в нашей работе занимает проблема воспитания семейных ценностей у учащихся. Вся нравственная и хозяйственная деятельность русского человека была связана с семьёй, в ней был смысл его существования.  Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье. Наиболее ёмкое их выражение мы находим в пословицах и поговорках. На них воспитывались дети прошлого столетия, воспитываются и сейчас. Ни в одной из форм фольклора не проявляется с такой силой ум народа, его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение и семейные уклады, как в пословицах и поговорках. Именно поэтому они являются ценнейшим дидактическим материалом.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся на уроках русского языка и литературы. Представлены приёмы нравственной активизации личности:погружение ребёнком в свой внутренний мир, актуализация жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоции, мыслей, самоанализ внутренних состояний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья ,,Проектная деятельность на уроке литературы как средство формирования ключевых компетенций учащихся 5-11 классов.""
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: О романе «Евгений Онегин»
  • 03.01.2021
  • 191
  • 4
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
Литературная гостиная "Поэты серебряного века"
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века (Л. А. Смирнова)
  • 03.01.2021
  • 460
  • 6
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
Интеллектуальная игра "Слабое звено" (5-7 классы)
  • Учебник: «Русская литература. Учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (в 2 частях)», С. Н. Захарова, Г.М. Юстинская
  • 03.01.2021
  • 5724
  • 157
«Русская литература. Учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (в 2 частях)», С. Н. Захарова, Г.М. Юстинская

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.08.2020 80
    • DOCX 16.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зиберт Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зиберт Елена Алексеевна
    Зиберт Елена Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75256
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 230 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 762 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек