Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыДуховное краеведение ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА

Духовное краеведение ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА

Скачать материал

Цель: формирование навыков анализа жития с учетом жанровых особенностей

Задачи:

Образовательные:

·        Закрепить понятия жития как жанра древнерусской литературы

·        Продолжить знакомство учащихся с мировоззрением людей эпохи Древней Руси.

·        Выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба»

Развивающие:

·        Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся

·        Продолжить формирование умений анализа художественного произведения

·        Работать над развитием устной речи учащихся

·        Способствовать развитию языкового чутья и воображения

Воспитательные:

·        Привлечь учащихся к раздумьям над идейным содержанием художественного текста.

·        Содействовать в ходе урока этико-эстетическому, нравственному воспитанию личности

Ход занятия

I.                  Организация начала занятия

II.               Эмоциональная подготовка учащихся  к восприятию и усвоению знаний.

Эпиграф:

А в Россию вновь пришла зима.

                                                                И под снегом весел вид берёз.

                                                                       В шапках снеговых стоят дома

                                                                       И скрипит на улице мороз.

 

                                                                       Вечером обильный снегопад                       

                                                                       Все деревья в шубы нарядил.

                                                                       Вот они на солнышке блестят.

                                                                       И слетает, как дымок с кадил,

 

                                                                       Снег с ветвей… Такая красота!

                                                                       Клёны ветви к небу вознесли…

                                                                       Всё святые русские места,

                                                                     Милый уголок родной земли…                          

                                                                                         Андрей Харитонов

(Пение, зажжение свечей, фрагмент фильма школьного телевидения)

 

III.           Работа над содержанием Жития

Учитель:      Изучая курс «Духовное краеведение Подмосковья», мы недавно побывали в Борисоглебском монастыре  и познакомились с одной из древнейших святынь нашего года.  А  главное – мы  начали восхождние к душе своей через познание основ христианской добродетели. Православие на протяжении многих веков так воспитывало человека, так учило осмысливать своё бытие, что он выработал важнейшие критерии оценивания внутренней, духовной, нравственной сущности прежде всего самого себя, а потом по этим нравственные ориентирам воспитывал  детей своих

(Слайд 1) «Радуйтесь,  страстотерпцы Христовы,  заступники Русской земли, подающие исцеление приходящим к вам с верою и любовью. Радуйтесь, небесные обитатели,  были вы ангелами во плоти, единомысленными служителями Богу, единообразной четой, святым единодушным; поэтому и подаете вы исцеление всем страждущим»

·         О ком я почитала эти строки? ( Тема занятия).

 

·         Как вы думаете, в каком произведении они написаны?  Откуда эта цитата?

 

·         Что такое Житие?

 

·         Какова композиция  Жития?

 

·         Кто является героем Жития?

(Слайд 2) Одно из первых житий, появившихся на Руси, – «Сказание  о Борисе и Глебе».  Мы читаем переложение этого жития, сделанного писателем Е.Поселяниным. Читать житие не просто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить: почему святые  Борис и Глеб не оказали сопротивление Святополку?

Итак,

·        Что вы знаете о героях этого Жития?  (Слайд3)

 

·        Кратко расскажите о детстве и юности главных героев (Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константино- польской Церковью). Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу  угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь служению  Богу.
Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
(Слайды 4,5,6)

 

·        Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

 

·        Как вы понимаете слово  СТРАСТОТЕРПЦЫ? (Христиане, претепрепевшие невинные страдания и в них проявившие свою веру, надежду и любовь к Богу и ближнему)  (Слайд 7)

 

·        Расскажите, как погиб Борис? Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытался её избежать? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека; С именем Христа Борис спокойно принимает смерть)  (Слайд8)

 

·        (Слайд8) Чем вызвана расправа Святополка с Глебом? Расскажите, как погиб  Глеб? Автор «Сказания о святых мучениках Борисе и Глебе» вкладывает в уста святого князя слова, исполненные щемящей жалости к его молодости и беззащитности. Эта мольба Глеба, обращенная к убийцам, - едва ли не самое проникновенное место во всей древнерусской литературе:

 

« И когда понял Глеб, что и его хотят лишить жизни, хлынули слёзы из глаз его, и взмолился он со слезами к убийцам своим: «Не трогайте меня братия мои милые! Не трогайте меня, ибо не сделал я никакого вам зла. Пощадите меня, братия, пощадите! Какую обиду причинил я брату моему и вам, братия мои и господа? Если есть какая обида, ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!.. Не срезайте колоса, ещё не поспевшего, не губите лозы, ещё невзросшей!»

Видя же  немилосердие их, преклонил колена и, помолившись, сказал: «Раз уж начали, приступайте и исполните всё, что велено вам»

 

 

·        Кто противопоставлен Борису и Глебу?

 

·        Давайте попробуем заполнить таблицу (Работа в группах). Но прежде определим лексическое значение слов  ДОБРОДЕТЕЛЬ  и  ПОРОК  (Работа с Толковым словарём)

 (После совместного обсуждения   появляется Слайд 11)

 

·        Вы видите, что образы главных героев противопоставлены в сказании. Такой прием в литературе называется КОНТРАСТОМ.

 

·        А какие на ваш взгляд добродетели являются главными в этом списке? Они словно соединяют в себе все остальные нравственные качества? (БЛАЖЕННЫЕ, СВЯТЫЕ) Подберите однокоренные слова. (Благо, благодать, благодетель, благодарность, Благовещенье)  В словаре – БЛАЖЕННЫЙ – душевно чистый, тот, кто творит благо.

 

·         Так за что же   Борис и Глеб первыми причислены к лику святых?

Для этого нужно вспомнить Заповеди Христа, сформулированные в Нагорной проповеди  (Слайд12)  Выберите любую

 

·         Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением Жития: Почему святые Борис и Глеб не оказали сопротивление Святополку?

   

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук  убийц? Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви.
«Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе.

 

·         Итак, Борис и  Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу. Любовь к Богу и к ближнему, кротость, смирение, непротивление злу  были мерилами душевной чистоты в то время  актуальны и сейчас.

 

·         Давайте рассмотрим схему:

Механизм врастания в святость   (Слайд 14) 

 

 

Механизм врастания в святость образно показал св. Авва Дорофей – подвижник конца VI  - начала VII веков: «Представьте себе круг, середину его – центр, и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от  друга; напротив, чем ближе к центру, тем более сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей есть мир, самая середина круга – БОГ, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга, настолько по мере вхождения они становятся ближе к БОГУ и друг к другу…Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от БОГА и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как он и отходят от средоточия и удаляются от БОГА, в той же мере удаляются и друг от друга»

(Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М,1991)

 

Составьте  духовный портрет князей Бориса и Глеба (Слайд15) 

 

·         Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести князей Бориса и Глеба к святым?

 

·         (Слайд 16)   Что же стало со Святополком? Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь  Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

Почему его называют Окаянным?

 

·         (Слайд 17)   Какую роль сыграли братья Борис и Глеб в русской истории? « С  того времени затихла на Руси крамола, Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные братья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцеления, но они – особые покровители, защитники Русской земли  

·         (Если хватит времени) о чудотворениях (Слайды….)

 

 

IV.Подведём итоги:

 

Что нам, живущим в XXI веке, интересно в житие?

 (Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших, быть послушными, терпеливыми, внимательнее относиться к своим друзьям и подругам)

Молодцы! Именно эти заветы оставили нам первые русские святые – князья Борис и Глеб. Их подвиг – непротивление злу. Своей мученической смертью они вступились за мир

 

V.Релаксация.

 

·        Что запомнилось?

·        Чему научились?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Духовное краеведение ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Духовное краеведение - важный аспект в патриотическом воспитании учащихся. В городе Дмитрове Московской области, городе духовной культуры России,много  объектов,связанных с духовной историей нашей родины.

Особый интерес представляет Борисоглебский монастырь, находящийся в северной части города, на пути древней дороги в Сергиев Пасад.

История монастыря тесно связана с житием страстотерпцев Бориса и Глеба, первых святых Руси. Их жизнь и подвиги, их гибель  - свидельство терпения и смирения. Изучение житийной литературы как жанра древнеруской литературы способствует литературному образованию и воспитанию нравственнвх качеств учащихся

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 090 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 320
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 601
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 778
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем КАЛИНИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    КАЛИНИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА
    КАЛИНИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1574
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 61 региона

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 29 регионов