Инфоурок Начальные классы КонспектыДуховно - нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения

Духовно - нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения

Скачать материал

 

Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения

Автор: Сергеева Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия»

(Слайд 1).

В последние годы мы много говорим о глубоких кризисных явлениях в стране, которые обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором наше общество оказалось. Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.  (Слайд 2).Усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе, которые отличаются системностью, последовательностью, традиционностью, культуросообразностью, и вне школы, где процветают клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой. Весь перечисленный негатив меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни, аморального поведения.

Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Для многих стало очевидным, что недостаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления исчезнут из нашей действительности. Ни для кого не секрет, что в бедности люди часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы нередко толкает на преступление. Из этого одного можно понять, что очень многое в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное чувство.

Нравственное чувство нужно воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процессов? Ответ на этот вопрос мы находим сегодня в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных новым образовательным Стандартом, где определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.

Выделю некоторые, которые, на мой взгляд, особенно актуальны в рамках сегодняшнего разговора: (Слайд 3)

духовное развитие – «становиться лучше»,

укрепление нравственности – поступать согласно своей совести,

формирование основ морали – представление о добре и зле, должном и недопустимом,

формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, природе.

           Младшие школьники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним. Это непрерывный процесс совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом,  который должен охватывать и пронизывать все её виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность.

Но я хочу сегодня акцентировать Ваше внимание на формировании духовной нравственности средствами уроков литературного чтения.

(Слайд 4). Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.

   (Слайд 5).  Коллектив учителей начальных классов НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия» работает по УМК «Планета знаний». Данные комплект состоит из нескольких  завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, в частности учебник литературного чтения, автора  Эллы Эдуардовна  Кац.   Содержание данного курса способствует формированию эстетических и нравственных чувств, обогащает духовную сферу, осуществляет патриотическое воспитание и формирует культуру  межнациональных отношений.

(Слайд 6). Огромное влияние на детей оказывают сказки, которые изучаются на протяжении 4 лет. Данный литературный жанр  хорошо воспринимается и усваивается детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. (Слайд 7.) Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных.  При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Рассуждая о том, как ведут себя волшебные силы: кому и когда добрые волшебники делают добро, как они научают героев добру, дети делают вывод: «Добрый добру научает, а злой на зло наставляет», «Добро сеять, добро и пожинать».

2. Следующий литературный жанр- былины. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былины в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. (Слайд 8.) Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята не только стараются сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, но и получают возможность закрепить знания во внеурочной деятельности гимназии.

                 В 1 классе знакомлю детей с образами бабушки и няни А.С.Пушкина. Формирую представление о том, что именно бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии.  А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте.  Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Приглашение на урок интересных людей – это один из методов работы на уроках литературного чтения.

  (Слайд 9 ) В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости.  А ведь именно пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.

   Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию. Ребята не только объясняют значение пословиц, но и учатся составлять пословицы самостоятельно, применяя приём нахождения противоположностей, интегрирую данную работу с изобразительной деятельностью.

     Следкющее направление работы – это словотворчество: (Слайд 10)

u составление диафильма;

u сочинение сказок, рассказов, стихотворений;

u написание заметок и публикации в  гимназическом журнале «Лесенка», в журнале « Симбик»;

u написание сценария;

u выпуск авторских книг, брошюр.  (демонстрирую)

 

Таким образом, строя учебные диалоги на уроках литературного чтения, я стремлюсь, с одной стороны,  к тому, чтобы  дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны  друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, всему живому, когда они в этом нуждаются, а с другой стороны, вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и осуждения. И что очень главное, по-моему мнению, важно чтобы младшие школьники поняли, что добрые дела надо совершать, не ожидая похвалы.

Своё выступление хочу завершить словами М.Горького: (Слайд 11)

«От души желаю вам, … будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.  Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.»



 

 


 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Духовно - нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

  В данной методической разрабоке представлено выступление учителя начальных классов Сергеевой Ирины вячеславовны на Всероссийском Фестивале педагогического мастерства "Литература - духовно-нравственная основа России", который состоялся 5 ноября 2014г.в г.Ульяновске.

  

В статье говориться о том, что строя учебные диалоги на уроках литературного чтения, нужно стремиться, с одной стороны,  к тому, чтобы  дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны  друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, всему живому, когда они в этом нуждаются, а с другой стороны, вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и осуждения. И что очень важно, чтобы младшие школьники поняли, что добрые дела надо совершать, не ожидая похвалы.

  Кроме того, в статье автор знакомит с интересными формами работы на уроках литературного чтения по формированию духовно-нравственных чувств млпдших школьников.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 166 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 452
    • DOCX 50.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Ирина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сергеева Ирина Вячеславовна
    Сергеева Ирина Вячеславовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2102
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 718 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе