Духовно-нравственное развитие младших школьников
на уроках литературного чтения
Автор: Сергеева Ирина Вячеславовна, учитель
начальных классов НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия»
(Слайд 1).
В последние годы мы много говорим о глубоких
кризисных явлениях в стране, которые обусловлены тем духовно-нравственным
состоянием, в котором наше общество оказалось. Современный ребёнок
находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не
имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки
информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм.
Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и
других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития
и воспитания. (Слайд 2).Усиливается конфликт между характером
усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе, которые отличаются системностью,
последовательностью, традиционностью, культуросообразностью, и вне школы, где
процветают клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой,
размывание границ между культурой и антикультурой. Весь перечисленный негатив
меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к
формированию потребительского отношения к жизни, аморального поведения.
Образовательное учреждение призвано
активно противодействовать этим негативным тенденциям. Для многих стало
очевидным, что недостаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления
исчезнут из нашей действительности. Ни для кого не секрет, что в бедности люди
часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы
нередко толкает на преступление. Из этого одного можно понять, что очень многое
в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное
чувство.
Нравственное чувство нужно
воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу
образовательного и воспитательного процессов? Ответ на этот вопрос мы находим
сегодня в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», а также в «Требованиях к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования», установленных новым
образовательным Стандартом, где определены общие задачи воспитания и социализации
младших школьников.
Выделю некоторые, которые, на мой
взгляд, особенно актуальны в рамках сегодняшнего разговора: (Слайд 3)
духовное
развитие – «становиться лучше»,
укрепление
нравственности – поступать согласно своей совести,
формирование
основ морали – представление о добре и зле, должном и недопустимом,
формирование
у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим, природе.
Младшие
школьники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости,
справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый
человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как
правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных
качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и
несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях
чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье
и ближним. Это непрерывный процесс совместной деятельности взрослых и детей,
детей друг с другом, который должен охватывать и пронизывать все её виды:
учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную
деятельность.
Но я хочу сегодня акцентировать Ваше
внимание на формировании духовной нравственности средствами уроков
литературного чтения.
(Слайд 4).
Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших
школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «…то
литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить
нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в
этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но
и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание
стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения,
познакомиться с нормами поведения.
(Слайд 5). Коллектив
учителей начальных классов НОУ «Симбирская общеобразовательная гимназия»
работает по УМК «Планета знаний». Данные комплект состоит из нескольких
завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень
учебников, в частности учебник литературного чтения, автора Эллы Эдуардовна
Кац. Содержание данного курса способствует формированию эстетических
и нравственных чувств, обогащает духовную сферу, осуществляет патриотическое
воспитание и формирует культуру межнациональных отношений.
(Слайд 6). Огромное влияние на детей оказывают сказки, которые изучаются на
протяжении 4 лет. Данный литературный жанр хорошо воспринимается и усваивается
детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную
христианской нравственностью. (Слайд 7.) Совместный с детьми анализ
сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений
правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные
сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети
испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию
старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского
фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. При чтении «Сказки
о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе
Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто
живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги»,
«Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Рассуждая о том, как ведут себя волшебные силы: кому и когда добрые волшебники
делают добро, как они научают героев добру, дети делают вывод: «Добрый добру
научает, а злой на зло наставляет», «Добро сеять, добро и пожинать».
2. Следующий литературный жанр- былины.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма.
Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа:
бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства,
трудолюбия. Изучая былины в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи
Муромца. (Слайд 8.) Удивительный мир духовности русского народа
открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и
Февронии Муромских. С огромным интересом ребята не только стараются сами узнать
как можно больше о Сергии Радонежском, но и получают возможность закрепить
знания во внеурочной деятельности гимназии.
В 1 классе знакомлю детей с образами бабушки и няни А.С.Пушкина. Формирую
представление о том, что именно бабушки приобщают детей к истокам народной
поэзии. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей
доброте. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети
пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением.
Приглашение на урок интересных людей – это один из методов работы на уроках
литературного чтения.
(Слайд 9 ) В российском
обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных
традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и
поговорок как средоточия народной мудрости. А ведь именно пословицы в
сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения
над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.
Самая большая
часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и
кривде, жалости и состраданию. Ребята не только объясняют значение пословиц, но
и учатся составлять пословицы самостоятельно, применяя приём нахождения
противоположностей, интегрирую данную работу с изобразительной деятельностью.
Следкющее
направление работы – это словотворчество: (Слайд 10)
u составление диафильма;
u сочинение сказок,
рассказов, стихотворений;
u написание заметок и
публикации в гимназическом журнале «Лесенка», в журнале « Симбик»;
u написание сценария;
u выпуск авторских книг,
брошюр. (демонстрирую)
Таким образом, строя учебные диалоги
на уроках литературного чтения, я стремлюсь, с одной стороны, к тому, чтобы
дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу,
близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим,
почему надо прийти на помощь человеку, всему живому, когда они в этом
нуждаются, а с другой стороны, вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным
качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и
осуждения. И что очень главное, по-моему мнению, важно чтобы младшие школьники
поняли, что добрые дела надо совершать, не ожидая похвалы.
Своё выступление хочу завершить
словами М.Горького: (Слайд 11)
«От души желаю вам, …
будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг
друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.