Главная / Физкультура / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Власова Лариса Николаевна учитель физической культуры ГБОУ гимназия №446 Санкт-Петербург, Колпинский район.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физической культуры

В статье рассмотрены аспекты воспитания духовно-нравственных и морально-волевых качеств у учащихся в современной школе. Так же рекомендованы некоторые методики воспитания этих качеств.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, морально-волевое воспитание, физическая культура, упражнения.


Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе, свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания, слабая физическая подготовленность и др. Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Чему и готовят учителя на уроках физической культуры и не только. Взаимодействие кафедр в целом и образуют некую структуру в воспитания тех или иных качеств.

Использование средств физического воспитания в формировании духовно-нравственных и морально-волевых качеств – один из наиболее эффективных путей подготовки учащихся к последующей жизни в обществе вне школы. Актуальность проблемы обусловлена тем, что у части выпускников оказываются слабо сформированными такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, милосердие, доброта, умение прощать, смелость, настойчивость, чувство коллективизма и др. Всё это говорит о том, что учителя физической культуры необходимо уделять как можно больше внимания этой стороне воспитания. Причём начинать целенаправленную работу в этом направлении необходимо с младшего школьного возраста. А если быть откровенными воспитывать это надо ещё в утробе матери, а задача учителей поддерживать и приобретать новые, доселе неведанные качества.

В арсенале физического воспитания имеется немало средств и методов, содействующих формированию духовно-нравственных и морально-волевых качеств личности, которые с успехом могут быть использованы в процессе обучения.

Из опыта своей работы знаю, как не просто бывает соединить в уроке задачи обучения и воспитания учащихся. Главными задачами духовно-нравственного и морально-волевого воспитания является:

  • Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.

  • Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России. Жить по принципу: «В здоровом теле, здоровый ДУХ!»

  • Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

И это ещё малая толика, список можно продолжать. Ведь и программа по физической культуре нацеливает в основном на то, чтобы ученик приобрел определенные навыки и умения, показал определенные результаты, а о том, каким ученик должен быть сегодня, завтра с точки зрения морально-волевой подготовки, духовно-нравственно воспитанным, ни в программе, ни в методических разработках не говорится. Исключительно ответственная работа учителя физической культуры по формированию духовно-нравственных и морально-волевых качеств личности учащихся требует от него особого мышления и специальных знаний. Большую роль играет и целенаправленность воспитания, и потому особо следует отметить необходимость полного взаимопонимания, сплоченности, выработки единых требований к учащимся со стороны педагогов в педагогических коллективах, где физическую культуру преподают 3,4 и более учителей.

Опыт моей работы показывает, что целенаправленное воспитание способствует более организованному проведению учебных занятий и спортивных тренировок. Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости  друг от друга. К основным принципам воспитания относятся следующие.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл этого принципа заключается в ответственности каждого перед коллективом  и коллектива за каждого своего члена. Добиться успеха в воспитании, в том числе физическом, можно, только опираясь на поддержку сплочённого коллектива, на выработанное в коллективе общественное мнение.

Принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Подготовка учащихся к жизни и труду – одна из главных целей физического воспитания. Хорошо воспитанный ученик живёт полной жизнью, приносит ползу обществу и сам получает огромное моральное удовлетворение от общения с людьми.

Принцип сочетания требовательности и уважения к личности ученика. Гуманизм педагогики требует внимательного отношения к личности ученика. Вступая в контакт со школьником, учитель должен учитывать его возраст и психику, индивидуальные особенности и интересы, его взаимоотношения с родителями, учителями и товарищами. Для этого педагогу необходимо изучать особенности каждого воспитанника, опираться на полученные знания в работе с ними.

Этот принцип предполагает предъявление к ученику таких требований, для выполнения которых существуют реальные возможности.

Чем больше нравственный опыт школьника, тем более строгие требования должны предъявляться к нему.

Поскольку цели воспитания не остаются неизменными, необходимо всё время совершенствовать и методы воспитания, творчески использовать опыт коллег и рекомендации педагогической литературы. Сами методы воспитания, или способы воздействия, также не остаются  неизменными, а бесконечно варьируются в зависимости от задачи, которую надо решить в данной конкретной ситуации. При этом педагог всё время использует не один какой-либо метод, а всё многообразие методов.

Убеждая, мы воздействуем словом на сознание человека. Однако мало сформировать у школьников определённые взгляды, необходимо воспитать у них чувство долга, ответственности. Жизненный опыт детей беден. Они не всегда могут оценить собственное поведение, поступки, нуждаются в корректировке своих действий, в их оценке, в одобрение или осуждении. Такую функцию выполняют поощрение и наказание – вспомогательные методы, с помощью которых усиливаются положительные и тормозятся отрицательные побуждения.

Нередко педагогу необходимо вызвать учащихся на определённую деятельность cтимулирующую, появление у них определённой черты характера.

К сожалению, ещё немало случаев, когда ученик недоверчиво относится к слову учителя, убеждение не достигает цели, не заставляет школьника задуматься над своим поведением. В этом случае убеждать приходится, главным образом, жизненными примерами, фактами. Наглядно показывающими ошибочность убеждений ребёнка. Обратите внимание, если учитель улыбается детям присутствующим на уроке, тогда и дети улыбаются ему в ответ. И это относится не только к учителю, а к окружающим нас людей. Своими примерами отношений друг к другу, учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-администрация, учитель-родители, ученик-родители и т.д. Так не заметно и происходит воспитание тех духовно-нравственных качеств, о которых мы так много говорим. Организация жизненного опыта школьников путём планомерного и регулярного выполнения определённых поступков и действий, позволяющая закалить их волю, сформировать положительные привычки и навыки поведения, называются упражнением.

Упражнения – неотъемлемая часть методики нравственного воспитания. Это основной путь формирования твёрдых навыков и привычек. Многократное сознательное выполнение установленного правила вырабатывает привычку – способность к определённому в данных условиях поступку, формирует правильное поведение ученика.
Хочется подчеркнуть, что для выработки привычки необходимо именно сознательное выполнение действий. Школьник должен хорошо понимать, почему нужно поступать так, а не иначе. Но и этого мало.

Неуклонная требовательность и контроль за выполнением правил со стороны педагога должны сочетаться с такой же требовательностью остальных преподавателей и родителей.

Если мы хотим добиться, чтобы каждое занятие начиналось с чёткой сдачи рапорта, нужно приучать к этому не только на уроке, но и на дополнительных кружках и спортивных секциях, не зависимо от того кто его проводит – учитель или инструктор. Дело в том, что каждая поблажка в лени и установленного на занятии порядка не только тормозит движение воспитанника вперёд, но и способствует формированию отрицательных черт характера.

Воспитание одной привычки облегчает в дальнейшем формирование других, родственных ей привычек.

Успеха в формировании привычки можно добиться лишь при систематичности упражнений. Стоит педагогу несколько раз разрешить нарушить установленное правило. И многомесячная работа идёт на смарку. Причём второй раз выработать привычку будет значительно труднее.

Формирование новых привычек нередко задерживается наличием отрицательных привычек поведения. Например, ежедневная привычка по несколько часов играть в футбол мешает соблюдать режим дня, тормозит развитие интереса к учебным предметам и другим видам деятельности, в частности к  необходимым для детского возраста занятиям общей физической подготовкой. Для искоренения отрицательной привычки надо прежде всего устранить причины её появления. Так, ежедневные игры в футбол, чаще всего результат отсутствия или несоблюдения режима дня, неумение правильно организовать свой досуг, иногда и отсутствие условий для занятий гимнастикой, плаванием, баскетболом и т.д. Значит, чтобы ребёнок более рационально проводил свободное время, надо ему помочь разработать режим дня, индивидуальный план тренировок и контролировать его соблюдение, создать условия для гармоничного физического и морального развития детского организма.

Особенно ценно упражнение тогда, когда воспитывающая позиция учителя скрыта. Воспитывают как бы не педагог, а умело используемые им обстоятельства жизни школьников или специально создаваемая ситуация.

Ребёнок проходит большую школу жизни в семье, во дворе дома, где он живёт, в классе. Окружающие условия самым непосредственным образом влияют на воспитание мальчика и девочки, но не все при этом выработанные привычки одинаково ценны. И долг учителя – создать на уроке такую обстановку, которая содействует воспитанию полезных привычек. Лучшее средство для этого – правильно поставленное обучение. На неинтересном уроке, где ученики не заняты учением, где не работают на их сознание, на их мышцы, часто нарушается дисциплина.

Воспитанию положительных привычек в поведении школьников способствует их максимальная загруженность на уроке. При этом имеется в виду и непосредственное выполнение физических упражнений, и активизация мыслительной деятельности школьников. Надо добиваться, чтобы ученики из отделения, занимающегося на перекладине.  Не просто ожидали  своей очереди, сидя на гимнастической скамейке, а внимательно следили за товарищами, выполняющими упражнения. В любой момент каждый из них должен суметь ответить на вопросы учителя: какие ошибки были допущены при выполнении учеником конкретного задания? В чём их причина? Что надо сделать, чтобы сделать упражнение без ошибки? Если необходимо оказать страховку при выполнении упражнения? Ни одну из драгоценных минут урока нельзя расходовать без пользы. Высокая умственная и физическая нагрузка не даёт возможности отвлекаться, нарушать дисциплину, вырабатывает привычку серьёзно относиться к учёбе. Чтобы успешнее использовать возможности, которые создаются в процессе занятиями физическими упражнениями для нравственного воспитания школьников, учителю следует заранее продумать организацию воспитательной работы на уроке и во всём курсе обучения, а затем настойчиво осуществлять намеченное. Следует добиваться формирования характера школьников путём организации деятельности учащегося, путём загрузки каждого  школьника полезным, интересным и нужным делом.

Упражнение – основной метод воспитания навыков и привычек дисциплинированного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости и других волевых черт характера. Воспитывать волевые качества особенно важно, потому что эти качества – одни из самых существенных сторон личности человека. Как бы хорошо не был развит спортсмен физически, если он слаб духом. Он ничего не добьётся ни в спорте, ни в жизни. И напротив, бесперспективный на первый взгляд юноша  может достигнуть высоких результатов благодаря сильному характеру.

Упражнение – основной метод воспитания дисциплинированности. Здесь учителю важно знать основные пути предупреждения нарушения дисциплины, хотя не все они относятся к методу воспитания упражнением. Неуклонная требовательность, отсутствие пререканий, стремление добиться каждого своего указания, просьбы, обязательная постановка разумных требований  при глубоком доверии и уважении к ребятам – вот в чём залог успеха. Отсутствие грубости и назидательности в речи. Грубость учителя возмущает ребят, подрывает его авторитет, даёт повод к серьёзным нарушениям дисциплины. Прекрасно понимая, что нудное чтение нотаций не может предупредить нарушение дисциплины, исправить поведение школьника, отдельные учителя всё же нередко злоупотребляют многословием. Нравоучение, особенно во время урока, когда школьники жаждут движения, накаляют обстановку, провоцируют шалость, грубые выходки учащихся. Начало урока сразу после звонка, высокая плотность занятий. Великий русский педагог К.А.Ушинский неоднократно отмечал, что безделье на уроке, минуты, когда школьники не заняты делом, наносят большой урон нравственному воспитанию, чем умственному. Но разговор по душам ещё никого не сделал равнодушным к любой проблеме, только с любовью и уважением, жалостью (с хорошей точки зрения) можно «перевернуть мир». Быть красивым не только снаружи, но и внутри, вот к чему должен стремится учитель, входя в зал, кабинет, либо находясь где-то ещё.

В ходе занятий физическими упражнениями школьники постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, в секционном занятии является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать школьников к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии.

Большие возможности для воспитания у учащихся целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных играх и спортивных играх. Любая спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива. Игрой нужно руководить. Игра, пущенная на самотёк, может содействовать проявлению высокомерия и эгоизма.

Инклюзивное обучение, как метод воспитания духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, желание помочь ближнему и др. В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм - интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования большинства стран мира. Введение такого образования в настоящий момент активно реализуется и в России. Интегрированный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.

И в заключении хочу вспомнить слова выдающего педагога СССР А.С. Макаренко: «Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым».

Библиографический список:

  1. И.Я.Артамонова «Учусь ходить по земле», М.,1967 г.

  2. Л.Б.Горяинов «Труд спортсмена», М.,1999 г.

  3. А.В.Тарасов «Путь к себе», М., 2003 г.

  4. А.С. Макаренко «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/metod.htm

  5. Агапов B.C. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи A.C. Метеляшна, 1950- 2001 гг.: Отечеств, ученый-педагог. // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. М., 2001.

  6. Беляева В.А., Кухтин A.A. Духовно-нравственное воспитание личности в школе. 2007.











































ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Физкультура
Описание:

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Автор Власова Лариса Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 2139
Номер материала 32449
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓