ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКИЙ ШКОЛЬНИКОВ в условиях ФГОС
Современный
период в российской истории и образовании является переломным моментом смены
ценностных ориентиров у молодежи. В 90-е г г. прошлого столетия в России
произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные
в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали
негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на
отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека
к человеку.
Что
такое нравственность? Если обратиться к Толковому словарю русского языка
С.И.Ожегова можно выделить следующее: «нравственность - внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в
преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над
материальными».[1] Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно
сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России
как нельзя актуален. Проблема в том, что в настоящее время материальные
ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно
истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии,
толерантности. Размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация
ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны
моральных норм и нравственных установок.
Именно
поэтому, были разработаны образовательные стандарты, позволяющие воспитывать и
развивать в школьниках духовно-нравственные качества. Согласно требованиям Стандарта, в
структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному
ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по
отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция
духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и
социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики
организации воспитательного процесса в современной школе.
В
концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи
воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых
национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса,
определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина
России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских
отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями. [2]
Также
ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Если школа новая, то
нужен и новый учитель. Примером является, увлеченный, ответственный по
отношению к своему делу, принципиальный, чуткий. Учитель должен
руководствоваться тем, что: «Я, как классный руководитель, занимаю позицию
сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно
стимулируя их к проявлению личностных качеств. Моё главное предназначение
заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка».
Что
касается воспитания и социализации, согласно Стандарту, концепции и примерной
программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: как
учебную, так и внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Именно
они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы
духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты
воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и
гражданского общества, традиционные российские религиозные организации,
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
В основе
организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный
идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное)
представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого
направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи,
школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Содержание
воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый — Закон
"Об образовании". [1] В котором, сформулированы национальные задачи,
решение которых должно обеспечивать содержание образования:
- самоопределение
личности, создание условий для ее самореализации;
- укрепление и совершенствование правового государства;
- адекватный мировому
уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у
обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной
программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека
и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на
совершенствование этого общества;
- формирование
духовно-нравственной личности;
- воспроизводство и
развитие кадрового потенциала общества.
Второй
источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте.
Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и
соответствует условиям определенной эпохи.
Так, в средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в
религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа.
Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже
государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного
воспитания. [4] Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих
духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно
расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и
смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность,
служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все принявшие
православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому
защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и
породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.[1]
В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась
в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего
монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый
воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и
отечеству". Образовательная система ориентируется на задачи подготовки
профессиональных кадров для государственных нужд. "Всяческое беззаветное
служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть
мерилом жизненного смысла" [3] Главным в воспитании он считал формирование
человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке,
трудолюбием, служением России. Представление о новом воспитательном идеале,
который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга "О
должностях человека и гражданина", изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях
империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди
которых забота о благе Отечества была важнейшей.[2]
Для
императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству
гражданина. В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу.
Александра I отменяет чтение книги "О должностях человека и
гражданина" в образовательных учреждениях, Закону Божьему возвращается
статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет
государственной образовательной политики, направленной на воспитание
благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.[5]
После
октябрьской революции 1917 г., в
советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его
частной жизнью. В дореволюционную эпоху "обожение" власти
сдерживалось православием, пониманием ценности человека как творения Божьего и
его права на духовное совершенствование. Устраняя влияние церкви на
общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство
само претендовало на то, чтобы стать новой вселенской церковью. Власть
обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который выводит
свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в коммунизм — Землю
обетованную. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и
беззаветного служения партии и советскому народу (фактически — советскому
строю). Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского
человека, строителя коммунизма.
Конец
прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской истории и
образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический
идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность.
Еще одним шагом в
разработке новых стандартов для школьников, является введение занятий внеурочной деятельности.
Основной
педагогической единицей внеурочной деятельности является социо-культурная
практика - организуемое педагогами и воспитанниками событие, участие в котором
расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения, совместной
социально значимой деятельности, способствует развитию общения и
взаимоотношений детей друг с другом со взрослыми, в процессе
которых ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом
человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Учащиеся 2 класса МБОУСОШ № 5 под
руководством учителя начальных классов Поповой Д.К занимаются внеурочной
деятельность по программам «Кудесники», «Почемучка», «Юный читатель», «Спорт»
«Астрономия для малышей» . Они включают
в себя нравственное развитие школьников , практическая
самостоятельная работа, занятия творческого проектирования, практические
занятия, закрепление знаний, участие в праздниках, конкурсах, так же посещение
музеев, театров и участие в художественной самодеятельности.
Свои творческие достижения дети
демонстрируют на концертах, фестивалях, выставках. Это
позволяет способствовать обогащению ребенка дополнительными знаниями
художественно- эстетической направленности, формированию у детей потребность в
получении дополнительных знаний, пробуждению у учащихся любознательность,
развитие коммуникативных способностей, развивать навыки умения работы в
команде, воспитание культуры и этики общения. Так, учащиеся 2 класса
подготовили мероприятие на тему: «Память сильнее времени» посвященное дню
мужества, ребята вспомнили о тяжелых военных буднях, рассказали о выдающихся
людях, тем самым воспитывая в себе и своих сверстниках чувство патриотизма и
гордости за свою родину.
Внеурочная деятельность
позволяет ребенку на фоне учебного процесса познавать что-то новое. В сфере личностного
развития духовно-нравственное
воспитание обеспечивает:
- готовность и
способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
"становиться лучше";
- укрепление
нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях
внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование морали —
осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на
принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие
нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся
базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
-позитивную
нравственную самооценку и самоуважение;
- готовность и
способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию,
проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- способность к
самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора,
принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в
достижении результата;
- трудолюбие, жизненный
оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности
человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности,
умение противодействовать им в пределах своих возможностей;
-свободолюбие как
способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и
иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью
личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
-укрепление веры в
Россию.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания
являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных,
семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению
Традиционными источниками нравственности являются: Патриотизм,
социальная солидарность , справедливость, милосердие, доброта, честь,
достоинство. Гражданственность,
свобода совести и вероисповедания, семья
— любовь и верность, труд и творчество,
мир во всем мире, многообразие культур и
народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. . [4]
Духовно-нравственное воспитание осуществляется по пяти
направлениям:
-урочная
деятельность;
-внеурочная деятельность (культурные практики);
-внешкольная деятельность (социальные и культурные
практики);
-семейное воспитание;
-изучение культурологических основ традиционных российских
религий.
Эффективной
формой социализации школьников является их добровольное участие в деятельности
различных детско-юношеских общественных объединений. Такое участие позволяет
обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно
значимого нравственного поступка. Детско-юношеское движение — это форма
самореализации детства, что и обусловливает необходимость ее педагогической и
организационной поддержки со стороны педагогического коллектива
образовательного учреждения и родителей школьников.
Определение духовно-нравственного воспитания как
ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в
последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно
получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об
образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт,
который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые
условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального,
эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение —
только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны
стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства
духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не
только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни
школьника. Велика ее роль и в развитии познавательных процессов ребенка.
Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие
элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Таким образом,
решается задача комплексного обучения. [5]
Все материальные и
духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического
развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития
человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социально
обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении
окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе
трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется
сам.
Эти изменения носят
многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное,
эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности [1], что
соответствует «современному
национальному
воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[2]
Литература
1. Актуальные вопросы
трудового воспитания младших школьников на современном этапе.
Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ,2000.-32с.
2.Данилюк А.Я.,Кондаков
А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009г
3. Ломоносов М.В. Для
пользы общества. М., 1990. С. 42
4.Ожегов С.И.
,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.;Российский фонд
школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN
5.Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во
образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.