Главная / Другое / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКИЙ ШКОЛЬНИКОВ в условиях ФГОС


Современный период в российской истории и образовании является переломным моментом смены ценностных ориентиров у молодежи. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. 

Что такое нравственность? Если обратиться к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова можно выделить следующее: «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».[1] Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален. Проблема в том, что в настоящее время материальные ценности явно преобладают  над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Именно поэтому, были разработаны образовательные стандарты, позволяющие воспитывать и развивать в школьниках духовно-нравственные качества.  Согласно требованиям Стандарта, в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе. 

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями. [2]

Также ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Если школа новая, то нужен и новый учитель. Примером является, увлеченный, ответственный по отношению к своему делу, принципиальный, чуткий. Учитель должен руководствоваться тем, что: «Я, как классный руководитель, занимаю позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Моё главное предназначение заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка».

Что касается воспитания и социализации, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: как учебную, так и внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Именно они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. 

Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый — Закон "Об образовании". [1] В котором, сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования: 

- самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
- укрепление и совершенствование правового государства; 

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; 

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; 
- интеграция личности в национальную и мировую культуру; 

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества; 

- формирование духовно-нравственной личности; 

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 

Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи. 

Так, в средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. [4] Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.[1]

В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству". Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла" [3] Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга "О должностях человека и гражданина", изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей.[2]

Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Александра I отменяет чтение книги "О должностях человека и гражданина" в образовательных учреждениях, Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.[5]

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. В дореволюционную эпоху "обожение" власти сдерживалось православием, пониманием ценности человека как творения Божьего и его права на духовное совершенствование. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само претендовало на то, чтобы стать новой вселенской церковью. Власть обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который выводит свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в коммунизм — Землю обетованную. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и беззаветного служения партии и советскому народу (фактически — советскому строю). Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.

Конец прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность.

Еще одним шагом в разработке новых стандартов для школьников, является  введение занятий внеурочной деятельности.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социо-культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения,  совместной социально значимой  деятельности, способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом  со взрослыми,  в процессе которых ребенок усваивает социальный  опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Учащиеся 2 класса МБОУСОШ № 5 под руководством учителя начальных классов Поповой Д.К занимаются внеурочной деятельность по программам «Кудесники», «Почемучка», «Юный читатель», «Спорт» «Астрономия для малышей» . Они включают в себя нравственное развитие школьников , практическая самостоятельная работа, занятия творческого проектирования, практические занятия, закрепление знаний, участие в праздниках, конкурсах, так же посещение музеев, театров и участие в художественной самодеятельности.

Свои творческие достижения дети   демонстрируют на концертах, фестивалях, выставках. Это позволяет способствовать обогащению ребенка дополнительными знаниями художественно- эстетической направленности, формированию у детей потребность в получении дополнительных знаний, пробуждению у учащихся любознательность,  развитие коммуникативных способностей, развивать навыки умения работы в команде,  воспитание культуры и этики общения. Так, учащиеся 2 класса подготовили мероприятие на тему: «Память сильнее времени» посвященное дню мужества, ребята вспомнили о тяжелых военных буднях, рассказали о выдающихся людях, тем самым воспитывая в себе и своих сверстниках чувство патриотизма и гордости за свою родину.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку на фоне учебного процесса познавать что-то новое. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание обеспечивает:

- готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше"; 

- укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; 

- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций; 

-позитивную нравственную самооценку и самоуважение; 

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; 

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; 

- трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; 

- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей; 

-свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; 

-укрепление веры в Россию. 

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению Традиционными источниками нравственности являются:  Патриотизм, социальная солидарность , справедливость, милосердие, доброта, честь, достоинство. Гражданственность, свобода совести и вероисповедания, семья — любовь и верность, труд и творчество, мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. . [4]

Духовно-нравственное воспитание осуществляется по пяти направлениям: 

-урочная деятельность; 

-внеурочная деятельность (культурные практики); 

-внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); 

-семейное воспитание; 

-изучение культурологических основ традиционных российских религий. 

Эффективной формой социализации школьников является их добровольное участие в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений. Такое участие позволяет обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка. Детско-юношеское движение — это форма самореализации детства, что и обусловливает необходимость ее педагогической и организационной поддержки со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей школьников. 
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Велика ее роль и в развитии познавательных процессов ребенка. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Таким образом, решается задача комплексного обучения. [5]

Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. 

Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности [1], что соответствует  «современному

 национальному  воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[2]


Литература

1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ,2000.-32с.

2.Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009г

3. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С. 42

4.Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.;Российский фонд школы;- 2-е изд., испр.  и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
  • Другое
Описание:

 ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Если школа новая, то нужен и новый учитель. Примером является, увлеченный, ответственный по  отношению к своему делу, принципиальный, чуткий. Учитель должен руководствоваться тем, что: «Я, как классный руководитель, занимаю позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Моё главное предназначение заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка».

 

 

Автор Попова Диана Константиновна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1692
Номер материала 8337
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓