Главная / Начальные классы / Духовно-нравственное воспитание обучающихся через курс "Основы православной культуры"

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через курс "Основы православной культуры"

Володина Ю.В.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 г. Арзамаса


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ КУРС «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»


В апреле 2010 г. в 19 регионах РФ по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Этот курс носит комплексный характер, т.к. включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули курса носят светский, культурологический характер.

В МБОУ СОШ №10 большинством родителей выбран модуль «Основы православной культуры». Учебно-воспитательный процесс направлен на достижение очень важных задач: нравственному воспитанию обучающихся на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям, укреплению взаимопонимания и, как следствие, оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Внедрение ОПК прямо связано с новым образовательным стандартом и, в особенности, с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где не раз говорится об особой роли православия в становлении российской государственности и «формировании национальной идентичности», разумеется, наряду с другими, традиционными для России религиями. И в «Концепции», и в самом стандарте предусмотрена «ниша», куда органично включается ОПК и как учебный предмет, и как внеурочный дополнительный компонент деятельности образовательного учреждения: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской этики.

С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

В процессе преподавания православной культуры необходимо использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла.

     Особое место в дидактической системе отводится наглядности и привлечению технических средств для обеспечения разнообразия видов восприятия на уроке. Кроме того, используются аудиозаписи, мультимедиа презентации с изображением икон, фотографиями храмов, видеоролики и фрагменты фильмов и т.д.

     В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков являются: комбинированный урок, урок с дидактической игрой.


УРОК «ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ»

ОРКСЭ (модуль основы православной культуры),

учебник А. Кураева «Основы православной культуры»


Цель урока: раскрыть понятия «душа», «болезни души», «образ Божий в человеке».

Задачи:

Образовательные: создать условия для осознания христианского понимания взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.

Развивающие: создать условия для развития мыслительных операций анализа и синтеза, воображения, отбора знаний и умений в соответствии с заданием.

Воспитательные: создать условия для формирования мотивации к нравственному выбору (душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям); воспитывать такие качества, как доброта, отзывчивость, бескорыстие.

Примерные результаты Личностые

    • способность к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Метапредметные

Регулятивные

  • планирование своих действий для реализации задач урока;

  • выбор способов и приемов для решения поставленных задач;

  • использование правил при создании речевого высказывания.

Познавательные

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • умение находить, характеризовать, анализировать, сравнивать;

  • умение осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные

  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в группе;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.


Предварительная подготовка к уроку обучающихся:

Постановка сценки о добрых делах «Три очка за старичка», автор Агния Барто.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, тетрадь, бланки с домашним заданием.


Литературные произведения:

Агния Барто «Три очка за старичка»

Николай Заболоцкий «Не позволяй душе лениться!»


Репродукции картин (слайды презентации):

И.И. Левитан Березовая роща

И.Е.Репин Нищая


Звуковое сопровождение:

- песня «Калека» в исполнении Светланы Копыловой;

- песня «Если добрый ты» из м/ф « День рождения кота Леопольда.


План урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний обучающихся (5 мин)

  3. Постановка и решение учебной задачи (20 мин)

  4. Первичное закрепление изученного материала (10 мин)

  5. Включение знаний в систему (4 мин)

  6. Рефлексия (3мин)

  7. Инструктаж домашнего задания (2 мин)


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас здоровыми и готовыми к открытию нового.

Сегодня мы поговорим о человеке с точки зрения православной культуры. (Слайд 1 – тема урока)


  1. Актуализация знаний обучающихся

Учитель: Ребята, скажите, внутри вас когда-нибудь звучали такие вопросы: Откуда я появился? А где я был раньше? Почему я – это я? Все люди умирают, неужели и я когда-нибудь умру? (Ответы детей)

- А вы спрашивали об этом родителей или знакомых? Получили ли вы ответ на свой вопрос? (Обычно дети говорят, что ответа они не знают)

- Не расстраивайтесь, многие, даже очень умные и знаменитые люди не знали ответа на такие вопросы. Потому что ответить на него может только религиозный человек.

- Давайте с вами вспомним, что такое религия? (Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что рядом с ним есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… учебник, параграф 2, стр.7).


  1. Постановка и решение учебной задачи.

- Православие говорит нам, что религиозный человек верит в Бога. А как вы понимаете слова: «Человек верит в Бога?», в чем заключается его вера? (Слайд 2).

(Ответы детей: у Бога можно попросить помощи или защиты.)

Бог и человек.

Учитель: В православии человек тесно связан с Богом, и если человек верит в Бога, то во что верит Бог? Давайте откроем учебник на стр. 32 и прочтем первый абзац. (Чтение статьи учебника)

Учитель: Из учебника мы узнаём (Слайд 3), что Бог верит в человека и не только верит, но и доверяет ему, дает свободу. Как вы думаете, почему. Бог – это Творец человека, его Отец. А зачем, по-вашему дети нужны родителям? (Чтобы любить их)

- Правильно, всякое разумное существо испытывает потребность подарить кому-то свою любовь и заботу. А если любовь взаимная, то любящие обогащаются многократно. Тот, кто любит, обычно доверяет тому, кого любит.

Учитель: Давайте с вами разберем слово «доверие» по составу, из каких частей оно состоит? (Слайд 4). (Корень «вер», окончание «ие», приставка «до»).

- Бог, как любящий Отец, надеется, верит, что человек будет добрым, станет совершать хорошие поступки и помогать другим.

Учитель: Ребята, а когда мы долго смотрим ночью на звездное небо (Слайд 5), что можно почувствовать? (Немного страшно, мир такой большой, а я такой маленький; а вдруг какой-нибудь метеорит оторвется и раздавит Землю)

- Да, это так. Но тот, кто верит в защиту Бога, не боится внезапных бедствий. Хотя и такой человек может растеряться. Ведь Бога мы не видим, как понять Его? Как узнать, как нам надо жить, какое у нас предназначение? Если мы в темноте, как найти путь? (Нужен огонек, фонарик).

- Правильно, и такой фонарик Бог вложил вовнутрь человека, это его душа. В нашем учебнике говорится, что для того, чтобы понять Бога, нужно всмотреться в мир своей души.

- А у вас есть душа? Где она находится? (Дети показывают).

- Откуда вы знаете? (Обычно дети не могут ответить на этот вопрос, поэтому можно обсудить словосочетание «болит душа»).


Тело и душа.

Учитель: Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа.

Учитель: Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чем различны. Первое задание в наших тетрадях: стрелочками показать свойства души и тела (работа в тетрадях дублируется на слайде 6).

- Все свойства мы пометили правильно, а вот болеть может не только тело, но и душа, мы только что об этом говорили. Как вы думаете, тело и душа болят одинаково? (Нет).

- Значит, тело и душа могут иметь разные и сходные свойства. А если мы говорим, что человек растет, это относится к телу или к душе? (И к телу, и к душе).

Учитель: Я предлагаю вам командную игру «Докажи свое мнение» (Слайд 7). (Класс делиться на две группы). Первая команда считает, что тело и душа зависят друг от друга. Вторая команда считает, что не зависят. Задание: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры. (Обсуждение в группах, высказывание мнений.)

Учитель: Вывод: «душа отлична от тела», она не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет и наоборот. Иногда тело может рассказать о душе.

Учитель: Давайте обратимся к учебнику (Слайд 8). (Рассматриваются изображения на стр. 33 и 34, делаем вывод о том, как тело может рассказать о душе).

- А вот на стр. 32 мы видим икону святого Герасима Иорданского, которому лижет руки как котенок огромный страшный лев. Прочтите слова под рисунком. (Дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).

Учитель: Ребята, посмотрите на этих людей (Слайд 9 – изображены инвалиды, участвующие в соревнованиях). Вы видите, как несовершенно их тело, почему же они радуются? (Ответ находим в учебнике: душа может радоваться, даже если телу больно).

Учитель: Вот еще изображение (Слайд10): разные дети сидят спокойно в одинаковой позе, не просят ни пить, ни есть, почему? Они это делают для тела или для души?

Какая фраза из учебника может сюда подойти? (Душа радуется, если открывает для себя новый мир).

Учитель: А когда душа болит? (Когда поссорился с другом, нагрубил маме и т.д., то есть, когда мучает совесть).

- Ребята, скажите, почему человек, которому стыдно прячет лицо (Слайд 11), закрывает глаза руками? (Глаза – зеркало души). (Слайд 12, 13 –люди с выразительными глазами).

Происхождение и значение души.

Учитель: А от какого слова произошло слово «душа»? (Слайд 14) (От слова «дышать»). Правильно. Дыхания, как и душу, не видно, но без него нет жизни. Один ученый подсчитал, что если тело человека разложить на химические элементы, то все они будут стоить 6 миллионов долларов. А вот чтобы собрать из этих элементов человека не хватит всех сокровищ мира (беседа о том, что важнее: тело или душа).

Учитель: Итак, человек состоит из тела и души, и они должны научиться жить вместе (Слайд 15 – слова вынесены на слайд с изображением ребенка). Как же тело и душа взаимодействуют друг с другом?

Учитель: Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке. (Слайд 16- изображения внешнего и внутреннего убранства храма). (Здесь еще раз можно акцентировать внимание детей на том, что душа важнее тела, но и тело, как и храм нельзя осквернять ненужными надписями снаружи и несоответствующими вещами изнутри: пирсинг, татуировки, вредные привычки).

Учитель: Ребята, такая душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку.

Перед вами рисунок человека и животного (Слайд 17). Где живут зайчики? Где они выращивают своих зайчат? (Ответы детей). А может ли зайчик выращивать зайчат в дупле дерева или в гнезде? Почему животные могут не все? (Ими управляет инстинкт).

Учитель: Правильно. В отличие от животных человек имеет свободу, способность к творчеству, высокую мысль и различение добра и зла. Ведь если птенец кукушки вытолкнет из гнезда птенца пеночки, а паук съест муху, никто не вздумает наказывать их – это процесс выживания в природе. А вот если вы станете обижать, толкать, калечить друг друга, вас за это могут наказать. В тетрадях соотнесите стрелочками, чем обладает человек, а чем животное. (Работа в тетради) (Слайд 18 - проверка работы)

Учитель: Откуда у человека такая душа и такие способности? (Слайд 19 – учебник). Откроем учебник на стр. 33 и прочитаем (дети находят и читают:

«…человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.)

Учитель: Бог Сам свободен и людям подарил свободу…и т.д.»

А самое главное – Бог вечен и подарил душе человека бессмертие. (Слайд 20).

Откуда православные христиане знают о том, что Бог подарил человеку свой образ? (Из Библии). (Слайд 21- высказывание из Библии).

Учитель: Давайте с вами сейчас прочитаем отрывок из Библии о том, как Бог сотворил человека, и попробуем найти те слова, которые говорят о душе. (Работа с врезкой на стр. 34).

Учитель: Вы, наверное, слышали такое выражение «внутренний мир человека». (Слайд 22 – лицо ребенка и Иисуса). Что это такое, по-вашему? (Мысли, чувства, ум, мечты, все, что нельзя увидеть, но можно ощутить).

- Вот этот внутренний мир и есть образ Бога в человеке.


Что нужно душе? (Слайд 23 – слова вынесены на слайд с изображением ребенка, смотрящего на аквариум с золотыми рыбками).

Учитель: Мы с вами поняли, что душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать ее от всего дурного и неполезного, как и тело.

Учитель: Оказывается, что как тело может питаться некачественной пищей и заболеть, так и душа, впуская в себя нечистые чувства и желания, может стать нездоровой. В старину считалось, что за правым плечом у человека стоит Ангел, а за левым – бес. И каждый из них нашептывает человеку свои советы.

- Посмотрите на слайд (Слайд 24- эмоции детей), как вы думаете, кого послушались эти дети, что стали выглядеть так некрасиво? (Злого советчика – беса).

- А почему Ангел отошел в сторону, неужели добро слабее зла? (Ответы детей). Добро не действует обманом и коварством, как зло. Но у человека есть свобода выбора и добро может войти в душу только после того, как человек потрудится и выгонит из нее зло.

Учитель: В результате того, что в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить.

- Давайте сейчас поиграем в игру «Доктор и больной» (Слайд 25 – описание первого и второго больного). (Проигрывается ситуация 1 из учебника. В результате беседы дети должны найти способ вылечить душу, если у человека пропал велосипед. Ответ проверяем по учебнику).

- А теперь попробуем рассмотреть вторую ситуацию. Будет ли этот поступок добрым делом? (Дети размышляют). Что мы можем посоветовать, чтобы вылечить душу от этой болезни?

Учитель: Давайте посмотрим интересную сценку о добрых делах, которую поставили ребята. (Слайд 26 – слова из стихотворения с изображением девочки около школьной доски). Она называется «Три очка за старичка», автор Агния Барто. (Дети разыгрывают сценку, подготовленную заранее.)

Учитель: О чем хотела сказать нам Агния Барто? (Ответы детей)

Учитель: А вот как сказала о добрых делах в своём стихотворении монахиня московского Новодевичьего монастыря. (Слайд 27 – хоровод девушек). (Читаем и разбираем стихотворение из учебника, стр. 34)

- Действительно, добро возвращается добром, и, если ты дал руку кому-то в хороводе, то эта поддержка вернется к тебе. И чем больше нас в кругу, тем больше мы сможем помочь друг другу.

Учитель: Итак, мы поняли, что душа, как и тело, имеет свои болезни. Теперь мы знаем, как их можно вылечить. (Работа со слайдом 28: если болит душа или тело, изображения больницы, храма)

Учитель: Как и у тела, у души есть разные болезни, а разные болезни лечатся различными лекарствами, например, жадность – щедростью, как в случае с потерей велосипеда. Давайте попробуем в нашей тетради соединить болезни души с тем, что их лечит (работа с кластером) (Слайд 29 – дублируется работа в тетради).

  1. Первичное закрепление изученного материала

Душевное состояние художника (Слайд30,31,32,33 – улыбка, слезы, картины И.И.Левитана Березовая роща, И.Е.Репина Нищая).

Учитель: Как художник передал душевное состояние? (С помощью цвета, света, выражения лица, жестов,..)

Учитель: Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души. Для подсказки: стр. 34 (Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям - Слайд 34)

- А что об этом говорит известный персонаж из мультфильма? (Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется).

(Слайд 35 – портрет Григория Жукова, его иконы, слова из песни С.Копыловой). (Прослушивание песни, продолжительность 00:02:41)

Учитель: Мы с Вами прослушали песню Светланы Копыловой «Калека». Эта песня о Григории Журавлеве. Что вы узнали о нем? (Ответы детей)

Рассказ о художнике-иконописце Григории Журавлеве. (Приложение 1).

Учитель: Ребята, видите, люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим.

(Слайд 36 – изображение ребенка: Почему маленьких детей называют ангелами? Как сохранить дущу?)

Здесь можно поговорить о том, что человек рождается с чистой душой и нужно хранить эту чистоту.


  1. Включение знаний в систему

Учитель: Часто в художественных произведениях можно услышать слова «Подумай о душе!» Почему так говорят? (Нужно жить так, чтобы уберечь свою душу от всякой нечистоты и духовных болезней. А если душа больна, нужно ее лечить.)

Учитель: Разберем несколько слов, основой которых является корень «душ» (Слайд37):

Малодушие – если человек пропускает в душу зло, в ней остается мало места для добра.

Равнодушие – чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей.

Бездушие – человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.

Мертвая душа – так говорят о человеке, неспособном ни на что доброе.

- Но на самом деле мы уже знаем, что, с точки зрения православия, душа бессмертна, именно она является вечным двигателем во Вселенной.

Учитель: Сейчас я прочту вам стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого. (Слайд 38 – на фоне макушек деревьев написаны слова: «Не позволяй душе лениться!). (Учитель читает стихотворение)

Учитель: Что говорит поэт в этом стихотворении? (Душа должна не стоять на месте, а трудиться).

Учитель: Правильно, если человек работает над своей душой, к концу жизни он может стать похожим на светлого ангела, а если ленивая душа как камень катится под горку, в конце жизни человек уподобляется мрачному демону.


  1. Рефлексия

Учитель: А теперь подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? (Дети отвечают, постепенно открывается слайд 39:

- у человека есть тело и душа;

- душа – образ Бога в человеке;

- тело – храм для души;

- душа должна расти;

- для этого она должна трудиться и стремиться к добру;

- душа важнее тела, она бессмертна.)

Учитель: В любом городе, поселке, селе есть люди, которые, несмотря на недостатки в теле, болезни, инвалидность могут жить полной жизнью и обогащать жизнь окружающих их людей. Здесь приведен пример американского мальчика Харви Филлипса (Слайд 40), который после перенесенного менингита лишился обеих ног, одной ручки и пальчиков на второй. И, однако, стоит посмотреть на лицо этого ребенка. Его мама говорит, что когда он танцует, он совершенно счастлив.

Поэтому можно сделать еще один важный вывод: Повредить душе страшнее, чем повредить телу.

Учитель: Об этом говорит в своем Евангелии апостол Матфей (Слайд 41): Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф: 16, 26).

И я желаю вашим душам здоровья и большого роста. (Слайд 42).


6. Инструктаж домашнего задания (на слайдах 43, 44):

1. Поразмышляй! Когда так говорим (детям раздаются бланки, которые они заполнят дома, с выражениями):

  • «душа болит»?

  • «душа поет»?

  • «душеполезное чтение»?

  • «душевный человек»?

  • «бездушный человек»?

  • «крик души»?

  • «малодушие»?

  • «широта души»?


2. Проанализируйте в тетради один день из своей жизни по табличке:

Мои добрые дела

Добрые дела окружающих







Учитель: До свидания! (Слайд 45 – слова песни, изображение Леопольда). Звучит песня «Если добрый ты» из м/ф « День рождения кота Леопольда»

Приложение 1

Журавлёв Григорий Николаевич (1858 - 1916), иконописец.

Родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии. От рождения лишен рук и ног. Творил, держа кисть в зубах.

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах.

Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов.

Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца.

В двадцать два года закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. В народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы в с.Утевке Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы.

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя, в котором находилась икона свт. Алексия, митрополита Московского работы Григория Журавлёва.

Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в Санкт-Петербург и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в столице три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

Один из современных биографов Журавлева, В.Лялин пишет: "Год за годом шёл по реке ледоход, унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый двадцатый век, век, в котором человечество познало ужас неслыханных кровавых войн, чудовищных злодеяний самоуничтожения, порожденных наглым и гордым богоборчеством. В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма. На могиле поставили простой крест".

После революции расписанный Григорием Журавлевым храм был закрыт. Однако в 90-х гг. он был возвращен Церкви. Начался ремонт. Реставраторы насколько возможно постарались сохранить роспись Григория Журавлева. Восстановлен и крест на могиле иконописца.



Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в музее Церковноархеологического кабинета бережно хранится икона свт. Льва, папы римского, кисти Григория Журавлёва. Эта работа Григория Журавлева является образцом иконописных школ XIX века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма.


Приложение 2

Работа в тетради

Задание 1.

У человека есть

ДУША и ТЕЛО

(образ Божий в человеке) (храм для души)

hello_html_c98c3dc.png

ходитhello_html_46ffcc9.png

думает

питается

мечтает

любит

болеет

растет


(показать стрелочками свойства души и тела)


Задание 2. Чем человек отличается от животного?

hello_html_9a50d23.gifhello_html_c5d077c.gif

инстинкт

свобода

речь

творчество

различение добра и зла


(показать стрелочками)

(вместо картинок, можно написать «человек», «животное»)


Задание 3.

Если болит


ТЕЛО ДУША

нужно




Задание 4. Чем вылечить болезни души


НЕНАВИСТЬ ЛЮБОВЬ

ЗАВИСТЬ РАДОСТЬ

ЛОЖЬ ПРАВДА

ЖАДНОСТЬ ЩЕДРОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ПРЕДАННОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

(Подобрать пару)


Задание 5.

Поразмышляй! Когда так говорим:

  • «душа болит»?

  • «душа поет» ?

  • «душеполезное чтение»?

  • «душевный человек»?

  • «бездушный человек»?

  • «крик души»?

  • «малодушие»?

  • «широта души»?


Задание 6. Проанализируй один день своей жизни по табличке



Мои добрые дела


Добрые дела окружающих










Используемые материалы:

http://www.smolensk-seminaria.ru/OPK/dlya_uchitelya.php

http://metodika.68edu.ru

http://experiment-opk.pravolimp.ru

http://svetoch-opk.ru

http://www.uchportal.ru


  • Барило О.С.        Православие        для    детей, М.,2007г.

  • Горбова С.Н. Евангелие для самых маленьких, М.2002г.,

  • Зинченко З. Детям о православной вере, М. 2008г.,

  • Протоирей Маляревский А. Детям о Христе, М.,2002г.,

  • Янушкявичюс Р. Основы нравственности, М.,2004г.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через курс "Основы православной культуры"
  • Начальные классы
Описание:

В МБОУ СОШ №10 большинством родителей выбран модуль «Основы православной культуры». Учебно-воспитательный процесс направлен на достижение очень важных задач: нравственному воспитанию обучающихся на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям, укреплению взаимопонимания и, как следствие, оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе. 

В своей работе предлагаю:

1) конспект урока  "Православное учение о человеке". ОРКСЭ (модуль основы православной культуры); учебник А.Кураева "Основы православной культуры";

2) приложения.

 

Автор Володина Юлия Вадимовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 457
Номер материала 52337
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓