Главная / Музыка / Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки



Муниципальное образование Белореченский район, посёлок Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой














Духовно-нравственное воспитание

на уроках музыки.







Выполнила:

Кравченко Олеся Ивановна

учитель музыки










г.Белореченск


2014

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Уроки музыки в школе – одно из средств познания. В тоже время хуже всего сегодня именно учителю музыки. Когда ребёнок отправляется в школу, то родители просят его быть особенно внимательным на уроках математики – ничего не пропустить, не запустить, иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно внимательным на уроке музыки? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное, было хоть чуть – чуть, но выше всего остального.

Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.

Для решения проблемы духовно-нравственного развития школьников я, как педагог, ставлю перед собой следующие задачи:

  • воспитание музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к музыки, слушательской и исполнительской культуры учащихся;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • знакомство учащихся с народным музыкальным фольклором;

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой часть духовной культуры;

Духовно-нравственное воспитание способствует формированию:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, гражданственности, патриотизма);

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Урок музыки – это опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства. Учитель музыки должен на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. На уроках музыка является не столько объектом изучения, сколько субъектом диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения.

Слушание музыки непременно  имеет место на всех уроках во всех классах школы, как основа духовно-нравственного воспитания.

В 1 классе после прослушивания фрагмента из 1 - ой части концертной симфонии для арфы с оркестром В. Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.

Сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая во 2 классе "Утреннюю молитву" и "В церкви" П. Чайковского из "Детского альбома", дети воспринимают интонационно - образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.

В программе по музыке на средней ступени тоже звучит духовная музыка: учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. Это «Ария» из «Высокой мессы», «Токката и фуга» ре минор, «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта. Но это западноевропейская духовная музыка. А ведь музыка Бортнянского, Рахманинова по красоте и значимости своей ничуть не меньше. Слушая «Богатырскую симфонию» Бородина, хор «Славься» Глинки, симфонию №4 Чайковского, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.

Слушание и исполнение русских  классических и народных произведений оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей. Так при изучении темы «Вербное Воскресение» в 3 классе мы слушаем и изучаем песню «Вербочки» А. Гречанинова.

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню "Вечерний звон", которую слушаем в 5 классе, "Вечерний звон" И.Левитана... Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем - то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти

Песня открывает перед ребенком красоту мира. Большим помощником для подбора песенного репертуара духовной музыки на уроке послужили песни знаменитого кубанского композитора Н.Тананко. Особой популярностью среди учащихся стали песни «Матерь Богородица», «Пасхальное яичко», «Христос Воскресе».

Из всех учебных дисциплин можно выделить несколько дисциплин, воспитывающих духовно-нравственное начало. Среди них есть конечно музыка, так как она развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, и цель одна - совершенствоваться самому!


Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
  • Музыка
Описание:

Муниципальное образование Белореченский район, посёлок Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание  на уроках музыки.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    Выполнила:

                                                                                Кравченко Олеся Ивановна

                                                                                           учитель музыки

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Белореченск

 

2014

                   Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Уроки музыки в школе – одно из средств познания. В тоже время хуже всего сегодня именно  учителю музыки.  Когда ребёнок отправляется в школу,  то родители просят его быть особенно внимательным на уроках математики – ничего не пропустить, не запустить, иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно внимательным на уроке музыки? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное, было хоть чуть – чуть, но выше всего остального.

Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в  воспитании духовного и нравственного  облика детей.

Для решения проблемы духовно-нравственного развития школьников я, как педагог, ставлю перед собой следующие задачи:

·        воспитание музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к музыки, слушательской и исполнительской культуры учащихся;

·        овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;

·        знакомство учащихся с народным музыкальным фольклором;

·        формирование музыкальной культуры как неотъемлемой часть духовной культуры;

Духовно-нравственное воспитание способствует формированию:

·        нравственных чувств (совести, долга, веры,  гражданственности, патриотизма);

·        нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

·        нравственной позиции (способности различению добра от зла,  готовности к преодолению жизненных испытаний);

·        нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

   Урок музыки – это  опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства. Учитель музыки должен на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. На уроках музыка является не столько  объектом  изучения, сколько  субъектом диалога,  когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения.

Слушание музыки непременно  имеет место на всех уроках во всех классах школы, как основа духовно-нравственного воспитания.

В 1 классе после прослушивания фрагмента из 1 - ой части концертной симфонии для арфы с оркестром В. Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.

Сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит  состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии.  Слушая  во 2 классе "Утреннюю молитву" и "В церкви"  П. Чайковского из "Детского альбома", дети воспринимают интонационно - образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.

В программе по музыке на средней ступени тоже звучит духовная музыка: учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви.  Это  «Ария» из «Высокой мессы», «Токката и фуга» ре минор,  «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта. Но это западноевропейская духовная музыка. А ведь музыка  Бортнянского, Рахманинова по красоте и значимости  своей ничуть не меньше. Слушая «Богатырскую симфонию» Бородина, хор «Славься» Глинки, симфонию №4 Чайковского, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию,  патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.

 Слушание и исполнение русских  классических и народных произведений оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей. Так при изучении темы «Вербное Воскресение»  в 3 классе мы слушаем и изучаем песню «Вербочки» А. Гречанинова.  

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню "Вечерний звон", которую слушаем в 5 классе, "Вечерний звон" И.Левитана... Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем - то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти

Песня открывает перед ребенком красоту мира. Большим помощником для подбора песенного репертуара духовной музыки на уроке послужили песни знаменитого кубанского композитора Н.Тананко. Особой популярностью среди учащихся стали песни «Матерь Богородица», «Пасхальное яичко», «Христос Воскресе».

Из всех учебных дисциплин можно выделить несколько дисциплин, воспитывающих духовно-нравственное начало. Среди них есть конечно музыка, так как она развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Если в процессе обучения            мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

 

Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, и цель одна - совершенствоваться самому!

Автор Кравченко Олеся Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1897
Номер материала 27001
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓