Главная / Классному руководителю / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

ОБОУ НПО ПУ №37 ТИМСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ



ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

(для обучающихся 1-3 курса)




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Роль уроков литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

  2. Единство светского и церковного воспитания в современном образовании.

  3. Программа духовно-нравственного воспитания.

  4. Список литературы.



I

«Знание – все то, из чего, а Воспитание – все то, к чему идет урок литературы».

Из книги Е.Н. Ильина «Герой нашего урока»



Все мы оказались выбиты из прежней жизни, все мы перед лицом новой реальности, и все мы уже во многом не те, что были вчера. Переживаем время крушения идеалов, разочарования в идеях, духовного кризиса. Особенно тяжело в такое время молодёжи, потому что в эти годы важно обрести нравственные ориентиры в отношении к миру, обществу, людям, себе. В жизнь входит поколение, для которого то, что ещё вчера для нас было ясно как дважды два, абсолютно неведомо. А если ребёнок потерял веру в человека, в его душе происходит надлом, нередко трагедия. Он перестаёт верить в правду, истину, и становится или озлобленным, ожесточённым, или же безвольным и лицемерным, становится нравственно толстокожим, для него не существует этических ценностей. Чтобы этого не произошло, наша первостепенная задача – и научить работать в условиях рынка, и помочь жить в этих условиях, и нравственно выстоять.

Воспитательное значение имеют все учебные предметы, но особенно большая нагрузка ложится на гуманитарные дисциплины. Литература не является среди них исключением, а скорее наоборот, занимает главенствующее место.

Урок литературы должен стать одним из высших проявлений человеческого духа, источником бескорыстной радости постижения мира и самопознания. Цель литературного образования - интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности, формирование взглядов и нравственных ориентиров. Главный предмет познания литературы - человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, к действительности вообще.

Воспитание на уроках литературы должно органически сливаться с обучением, а преподаватель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Педагог должен быть учителем, артистом, врачом.

Для успешного воплощения этого в преподавании литературы должен главенствовать гуманистический подход – признание ценности, своеобразия, достоинства человеческой личности. А это требует тесного взаимодействия учителя и ученика с целью содействия ребенку в создании своей личности, определении собственного отношения к миру и людям, в подготовке к вступлению в жизнь.

Атмосфера урока литературы – атмосфера доверия и взаимоуважения, ожидания необычного и радостного поиска. На первом уроке литературы учащимся можно предложить написать сочинение “Расскажи мне о себе” - это позволяет учащимся осознать, что он интересен для учителя как личность, а преподавателю помогает узнать учащихся, их наклонности, увлечения, которые в дальнейшем можно развить именно на уроке литературы.

Жизнь давно уже ворвалась в школу, а многие педагоги-словесники до сих пор, держась за форму и содержание, подобно математикам и химикам, ведут затяжную работу за прочное, глубокое знание страниц, глав, томов. Новая форма выпускных экзаменов, несомненно, требует прочных и глубоких знаний, умений и навыков, но именно воспитание должно побудить к знаниям!

Преподавателю, входя в класс, нужно очень многое «перенести» через порог: свои чувства к лирическому герою или поэту, свое видение эпохи, свой взгляд на события романа и, конечно, знания. Но педагог должен оставить за порогом снобизм, ненависть, иллюзию всезнайства.

Нельзя, как прежде, с головой уходить в литературу как школьную дисциплину, оставив ребятам самую сложную главу – жизнь. Конечно, только на уроке литературы к жизни не подготовить. Но эти занятия научат молодых людей думать о людях близких и далёких, о проблемах нашей жизни, о радостях и бедах Родины и человечества, о том, как необходимо, чтобы весь огромный мир с его тревогами и волнениями вошёл в мир чувств и переживаний молодых людей.

Воспитательный потенциал уроков литературы должен реализовываться на каждом этапе урока. И вот здесь самым важным для меня – вернуть в жизнь и души ребят слово «милосердие». Я перечитываю слова Евгения Николаевича Ильина: «О милосердии не нужно говорить, его нужно воспитывать - тончайшими, молитвенными процессами. Вырабатывать навык соучастия, сопереживания, когда помочь ближнему, понимая и принимая его, станет насущнейшей проблемой души, в которой – истоки культуры». Да, будет «милое сердце» - и будет то духовно-нравственное воспитание, которого так не хватает всем нам.

Уже привычным методическим приемом становится мотивационное начало урока. Я назвала его «машиной времени», потому что при изучении произведений какого-либо периода использую цитаты (а то и полностью тексты) из русской и зарубежной литературы разного времени. Например, при изучении творчества Н.С. Гумилева даю ребятам опережающее задание – прочесть рассказ «…И милосердия» из книги «Затеси» Виктора Астафьева. Несколько минут обсуждаем рассказ, а потом я читаю строки Гумилева «В парке плакала девочка…». И всё. И Гумилёв из непонятного поэта «серебряного века» превращается в поэта-лирика. Ещё пример. Начинаем изучать творчество Тургенева, многие ребята прочитали роман «Отцы и дети» - не в восторге, подсознательно Тургенев ассоциируется с Базаровым. А я начинаю с миниатюры «Два богача» из сборника «Стихотворения в прозе». И уже в нигилисте Базарове ребята видят чуткого, а может даже, ранимого человека. Я не отступаю от Стандарта, как это может показаться некоторым, а подвожу ребят к изучению произведений, предусмотренных программой. Эта работа не занимает много времени на уроке, а помощь оказывает большую.

Дальше, на протяжении всего урока начинается работа со словом. Это очень большой труд для педагога. Не правы те преподаватели – словесники, которые один раз прочитав произведение, работают каждый год «по памяти» Нужно читать, читать самому педагогу всё, а не только те страницы, которые будут анализироваться на уроке. И вы найдете слово, которое поможет донести до учащихся и образ героя, и вечные проблемы. Вспомним всё у того же Базарова (Тургенев «Отцы и дети»), когда Евгений приезжает к родителям: «Пойдемте, матушка». Матушка… И тут же вопрос ребятам: а как вы обращаетесь к маме? И слово матушка уже не воспринимается старомодным, потому что каждый подумал о своей, родной, близкой матушке – только не все ещё сказать могут вслух. Задумались… На одном из этапов даю творческую работу, в которой ребята пишут о том, чего стесняются – любовь, нежность, внимание к той, которая подарила им жизнь. Пишут коряво, но эта работа необходима – ребята учатся постигать категории нравственности.

Сочинения детей (разные по объёму, жанру, тематике) – это итог всей моей работы в училище. Любое сочинение – это не только проверка знаний обучающихся, но и выявление духовного потенциала. Ведь они не решают, как на письменном экзамене по математике, а сочиняют. А значит это экзамен на широту кругозора, на умение вести научный поиск, на смелый полёт фантазии. И не бойтесь стилистических, смысловых и орфографических ошибок. Они будут всегда, а вы их исправите. Хуже, если зачеркнете зарождающуюся доброту и отзывчивость.

Во все времена – и в мирные, и в ратные – Россия жила нравственным законом и духом, чувством справедливости и сострадания, и этот дух нельзя пронести из поколения в поколение без уроков литературы. Поэтому важнейшая задача в преподавании этого предмета – пробудить способность и потребность отзываться на зовы мира и времени.




II


Современный подросток превращается в юношу. Но стать взрослым он еще не может — ему не знакомо чувство ответственности, у него нет никакой самостоятельности. В какой-то момент юноша – подросток вдруг начинает быть очень управляемым со стороны – но уже не родительской. Родители кормят, одевают, продолжают давать деньги, но основное влияние на ребенка оказывает общество, в котором он сейчас находится, и подросток спокойно подчиняется этому обществу.

У юноши не сформировано критическое мышление. Оно не было сформировано ещё в детстве. Хорошие вещи ребенок воспринимал просто, но не критически. Не было моментов, когда бы он понимал, что вера — это его личная ценность, его личное сокровище. И поэтому молодой человек очень легко и просто идет под чужое руководство, под руководство не только друзей, но и мнений.

Для гармоничного развития детей необходимо культурное воспитание и социальная адаптация. Существует мнение, что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от тлетворного влияния мира. В рамках этого взгляда светская культура считается излишней и даже вредной, потому что она отвлекает от молитвы, а , следовательно, от духовности. А результат - дети не приспособлены к жизни, потому что, как не старайся, а от этого мира никуда не деться; учащиеся растут серыми, необразованными, культурно и интеллектуально не развитыми. Не найдя своего места в социуме, они часто озлобляются, и это не способствует ни сближению с Церковью, ни духовному развитию. А ведь Церковь этому совершенно не учит. Апостол Павел говорит: всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фесс. 5, 21); всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).

От тлетворного влияния, которое, безусловно, имеет место, невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. И противостояние это должно осуществляться не только на уровне духовности, а и на культурном и социальном уровне. А для этого нужно развивать художественный и эстетический вкус, приобщать к классическому искусству, музыке, литературе, развивать творческие задатки ребёнка. И когда наши дети столкнутся с доминирующей сегодня антиэстетической средой, они будут иметь некое культурное "противоядие", которое смогут противопоставить массовому бескультурью. Не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно как должно воспринять ни то же Богослужение, ни историю, письменность, искусство. Культура - не враг Церкви, а первый её союзник; великая европейская и отечественная культура по сути своей - явление христианское.

Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф. 5, 13). Они Должны вырасти порядочными, мужественными, активными людьми, владеющими современными технологиями, образованными, развитыми и умеющими не на уровне церковности только (от которой далеки большинство наших современников), но и на всех путях жизни противостоять злу и греху. На помощь должна прийти семья. Но иногда этого бывает мало. Большую часть времени дети проводят в учебном заведении. Но не всегда у преподавателя школы, училища, техникума получается выбрать правильный путь для духовного развития подростка. Для преподавателей гуманитарных предметов, литературы особенно, поиск таких путей просто необходим. На современном этапе и образования, и культурного, и духовно-нравственного воспитания недостаточно только изучать литерное произведение, нужно уметь понять проблему. Если использовать только научный подход, то не всегда можно увидеть нужный результат.

Для своих уроков литературы я нашла помощника – Православная Воскресная школа при Храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Тимский район Курская область). Но заставить детей посещать церковь без веры нельзя, нужно подтолкнуть их к осознанию необходимости этой веры. Программы духовно-нравственного развития и воспитания предусматривают добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных проблем. Я не ставила задачу сделать детей в одночасье религиозными, мне, как педагогу, нужно донести до них прописные истины, на которых уже много веков держится христианство: понятия о добре и зле, о сострадании, о милосердии, о милостыне. Я решила объединить на своих уроках светскую литературу и Слово Божье. Один из обучающихся нашего училища руководит кружком Православная Воскресная школа. Я попросила подобрать материал к урокам, чтобы вместе с детьми проследить неразрывную связь времен: вот прошлое – вот настоящее - вот наше будущее. Дети должны увидеть, что как бы ни менялась наша жизнь, христианские заповеди и истины не меняются, не подстраиваются под современность, они остаются вечными. Красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие – на эти и другие вопросы можно найти ответы не столько в программном произведении (там все-таки больше вопросов), сколько в Святом Писании, в Житиях Святых и другой духовной литературе. Для проведения уроков литературы или внеклассных мероприятий по предмету я могу предложить такую параллель:

Трусость – В.Шукшин «Волки», М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - Святое Евангелие

Предательство – В.Быков «Сотников»

Милосердие – В. Астафьев «Зарубки», И.Тургенев «Два богача»

Милостыня – И.Тургенев «Нищий», «Милостыня»

Урок мы начинаем с чтения текста, определяем тему и проблему, смотрим, как трактуется это понятие в церковной литературе, затем зачитываем словарную статью. Ребята приходят к выводу, что трактовка понятия в разных источниках практически одинаковая. Церковная литература приходит нам на помощь, когда начинаются споры.

Ко многим урокам можно в качестве эпиграфа взять слова святых, например:

О милосердии. Мать Тереза. «Милосердие – это огромная сила, связывающая и объединяющая людей.

Милосердие сближает сильней кровного родства и дружбы.

Только милосердие может искренне восхищаться каждым живым существом только потому, что оно – дело рук Создателя»,

или:

Св. императрица Александра Федоровна. Любовь и счастье.

«В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца. Вот совет: не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно».

Отдельно можно говорить о теме молитвы в русской литературе. Один афонский старец говорил своему ученику: "Если когда - нибудь Господь приведёт в твои руки учеников, то учи их самому главному - учи их молитве, а молитва научит их всему остальному".

Очень часто в группе обучающихся есть мусульмане. И тогда задача преподавателя – дать представление о духовности, толерантности, которое будет сформировано на основе межконфессионального диалога.

Очень важно (и в воскресной школе и в обычном учебном заведении) научить детей увидеть присутствие Господа в их личной повседневной жизни и зажечь в них желание с Ним лично общаться. Этому и нужно учить детей.

















III



Задачи программы


  • воспитание нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

  • формирование нравственного облика (терпение, милосердие, незлобивость),

  • формирование нравственной позиции (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);

  • формирование нравственного поведения (рассудительность, послушание).

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и литературе; сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • воспитание уважительного отношения друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;

  • воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;

  • воспитание уважения к членам семьи;

  • формирование навыков сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

  • воспитание чувства понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями; чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

  • развитие художественные способности, эстетического вкуса;

  • формирование понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

  • воспитание гуманистическое отношение к людям.


Основные направления

программы

Примерные мероприятия (предполагается возможность использования других форм)

1

Нравственное

воспитание

  • Читательская конференция по рассказу Шукшина «Волки»

  • Литературное творчество обучающихся «А как бы поступил я?»

  • Дискуссия по повести В.Быкова «Сотников»

2

Эстетическое

воспитание

  • Посещение дома – музея И.С. Тургенева в Орле.

  • Поэтический вечер «Слово о любви»

  • Литературное творчество обучающихся «Красота спасет мир»

  • Посещение картинных галерей г. Курска

3

Духовное

воспитание

  • Совместная работа училища и храма

  • Дискуссия по роману Достоевского «Преступление и наказание»

  • Внеклассное мероприятие «Милосердие в литературе и в жизни»

  • Литературное творчество «я хочу рассказать вам о милосердии»

4

Патриотическое

воспитание

  • Вечер поэзии «Годы, опаленные войной»

  • Читательская конференция по произведению М. Шолохова «Они сражались за Родину»

  • Историко-литературная композиция «Битва за Москву

  • Литературное творчество «Наши герои»

  • Посещение мемориальных комплексов

  • Работа по созданию «Книги памяти»

( воспоминания тимчан о Великой Отечественной войне»)

5

Экологическое

воспитание

  • Поэтический вечер «Природа в русской поэзии»

  • Читательская конференция по произведению Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

  • Литературное творчество по произведению В. Астафьева «Царь – рыба»

6

Семейное

воспитание

  • Читательская конференция по роману Л.Толстого «Война и мир

  • Читательская конференция по рассказам В. Шукшина «Сапожки», «Микроскоп»

  • Посещение занятий в Воскресной школе при храме

  • Выставка творческих и художественных работ на тему «Моя семья»

7

Уважение

к русскому языку

и литературе

  • Викторина «Мой русский язык»

  • Игра «Что? Где? Когда?

  • Игра «Знаешь ли ты литературу?»

  • Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской культуры и письменности

  • Проведение тематических недель

8

Литературное краеведение

  • Поэтический вечер, посвященный творчеству Фета

  • Фетовские чтения на Курской земле

  • Викторина «Наши известные земляки»

  • Знакомство с творчеством Ф.И. Булгакова



IV

Список литературы:



  1. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. М.: Просвещение, 1991.

  2. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991.

  3. Маранцман В.Г. Методы и приемы изучения литературы в школе // Методика преподавания литературы. - М.,1995. - ч.1.4..

  4. Налетова Т.Н. Открытые уроки русского языка и литературы. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  5. Пустошкина А.А. Современные открытые уроки литературы. Ростов н/Д: Феникс, 2003

  6. Протоирей Алексий Уминский. Когда подростки уходят из Церкви…Некритическое мышление.

  7. Игумен Петр (Мещеринов). О церковном воспитании детей

  8. А.Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2010

  9. Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.

  10. Сайт pokrov-forum.ru/science/blagodat_edu/pokrov-listky...

  11. Бодренкова Г.К. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами русской национальной культуры (статья опубликована в сборнике материалов Бакушинских чтений, 2010 год).

  12. Сайт www.tro- chool.ru/attachments/117_Духовно-нравстве...

  13. Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности.

  14. Сайт www.dissland.com/catalog/duhovno_nravstvennoe_vosp...










ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
  • Классному руководителю
Описание:

 Методические рекомендации для молодых педагогов СПО.

 Воспитательное значение имеют все учебные предметы, но особенно большая нагрузка ложится на гуманитарные дисциплины. Литература не является среди них исключением, а скорее наоборот, занимает главенствующее место.

Урок литературы должен стать  одним из высших проявлений человеческого духа, источником  бескорыстной радости постижения мира и самопознания. Цель литературного образования - интеллектуальное и эмоци­ональное обогащение личности, формирование взглядов и нрав­ственных ориентиров. Главный предмет познания литературы - человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, к действительности вообще.

 Воспитание на уроках литературы должно органически сливаться с обучением, а преподаватель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Педагог должен быть учителем, артистом, врачом.

Автор Гамова Оксана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 775
Номер материала 34645
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы