Главная / Начальные классы / Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младших школьников



Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" сказано: "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания .

В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности.У многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме,о нравственном идеале. Детей отличает духовная незрелость. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать умственные способности ребёнка, забывая народную мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

В нашей школе проводится немало различных мероприятий, имеющих духовно-нравственное направление.: тематические классные часы, посещение театров. ,смотр стоя и песни, акции" Мы -рядом!"," Помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию",Шефство над ветераноми т.д. И мой ученики прошлого выпуска активно принимали участие в этих мероприятиях.

Когда мы начали работать по новым стандартам, нам был дан новый ресурс - внеурочная деятельность, которая позволила нам систематически, шире заниматься воспитанием детей. Составляя программы я сделала акцент именно на духовно-нравственное воспитание и развитие.

Все программы разработаны на 4 года.

Я считаю, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности формируется на каждом уроке. Но самые основные, важные и значимые моменты воспитания целесообразнее проводить во внеурочной деятельности ,которая является логическим продолжением учебной деятельности. Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия в кружке «Мой родной край». Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю, в котором ты живёшь. Этому посвящена значимая часть занятий.

Эта программа позволяет нам совершать экскурсии, знакомиться с историей своего края, изучать свою страну, конечно, начиная с малой родины, знать о своей семье, узнать трудовые, духовно–нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа духовно – нравственного воспитания. Проектная деятельность дает нам большие возможности. мы работали над проектами Моя семья, Моя малая Родина, Праздники и традиции, Красная книга, Профессии моих р одителей. Мне нравится,что работа начатая на уроке имеет продолжение на внеурочнрй деятельности. Так начав изучать свою малую родину,мы изучили материал на уроке окружающего мира, потом подготовили проекты их защитили, потом заказали экскурсию по городу,и после нарисовали то что запомнилось больше всего на Экскурсии по городу.. у нас получилиась логически завершенное изучение темы такую возможность дала внеурочнаядеятельность. Точно такое углубленное изучение любой темы можно организовать благодаря внеурочной деятельности.

Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

Сегодня, в непростой исторический период для нашей страны, важно сохранять и воспитывать в подрастающем поколении историко-патриотические традиции на лучших духовно-нравственных примерах. Огромным воспитательным потенциалом в этой связи обладает история борьбы народа с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Мы участвовали в мультимедийном проекте по городам героям. мы собирали информацию по городу Одесса. Титов Дима собирал инф. о героях,которым было присвоено звание героя советского союза и нашел двух наших земляков из Сасовского района, участие во всероссицйском конкурсе наполню сердце добротой: две ученицы стали участницами конкурса и получили сертификаты за участие.

к 70 летию мы хотим создать альбом памяти ,посвященным детям-героям войны.


В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса я пришла к решению включить во внеурочную деятельность блок занятий знакомящих учащихся с традициями народной культуры.играющих большую роль в духовно-нравственном воспитании. Большую роль в этом мне очень помогает программа "В мире книг" Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках.

Программа "В мире книг" позволяет ребёнку стать активным участником различных видов деятельности, направленных на духовно- нравственное развитие. Это и посещение библиотеки, к юбилею С.Козлова мы были на празднике ,и участие в миниспектаклях, это изучение фольклора, разгадывание загадок, сочиняли загадки и создали сборник загадок.заучивание стихов, прссмотры фильмов, подготовка к ежегодному конкурсу чтецовпосещение театров чтение художественной литературы и обсуждение поступков героевю. Участвуя в городском литературном конкурсе" Радость слова "моя ученица выбрала тему край мой любимый. Вся эта деятельность способствует всестороннему развитию личности ребёнкаи прежде всего духовно-нравственному .

Народные традиции мы затрагиваем и на вн.деятельности "волшебный пластилин", когда знакомимся с дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, с хохломой, жостово, гжелью и т .д.

«Волшебный пластилин», где учащиеся выполняют творческие работы из пластилина, картона, цветной бумаги. Работы выполняются на различную тематику: открытки мамам и бабушкам к 8 марта, ветеранам ко дню победы, открытки для жителей микрорайона, ко дню пожилого человека, ко дню матери ,что создает благоприятные условия для формирования патриотических чувств, уважения к старшим, ценностного отношения к семье.

Таким образом,внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни и быть достойным человеком.


Духовно-нравственное воспитание младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка раскрывает проблемы духовно-нравственного     воспитания в современном обществе,помогает найти пути решения  данной проблемы в рамках реализации  ФГОС. 

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания .

 В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности.У  многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме,о нравственном идеале. Детей отличает духовная незрелость. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать умственные  способности ребёнка, забывая  народную мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

 

Автор Ситдикова Светлана Равильевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 356
Номер материала 19990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓