Главная / Классному руководителю / Духовно-нравственное воспитание как важный фактор становления личности школьника

Духовно-нравственное воспитание как важный фактор становления личности школьника

О.П. Рутина, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Родниковская средняя общеобразовательная школа»

Духовно-нравственное воспитание как важный фактор становления личности школьника

Сегодня, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

Сейчас я классный руководитель выпускного класса. С течением времени сложилась система работы по духовно-нравственному воспитанию, которая состоит из нескольких компонентов: интеллект, гражданин, профессиональный выбор, нравственное самосознание, здоровый образ жизни. Использую разнообразные средства, приемы воздействия и формы работы: тематические классные часы, театральные просмотры, экскурсии, дискуссии, цикл нравственных бесед.

Целью работы со старшеклассниками является – воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, личности, готовой к нравственному выбору и творческой деятельности.

Задачи работы с классом:

  • содействовать обогащению духовного мира, развивать познавательную активность;

  • создать условия для проявления и развития творческого потенциала;

  • формировать представление о профессиональном выборе;

  • формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;

  • формировать ценностное отношение к семье, здоровому образу жизни.

Девиз нашего класса: «Каждый носит крылья за плечами, надо только захотеть взлететь». В классе имеется рабочий классный уголок, в котором отражены планы на будущее, актив класса, результаты участия в конкурсах, олимпиадах, успехи в общешкольных мероприятиях, поздравления с Днем рождения и праздниками, законы жизни классного коллектива:

  • Не успокаивайся на достигнутом: иди вперед.

  • Планируй каждый свой шаг – многое успеешь.

  • Учись слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.

  • Проявляй терпение и терпимость.

  • Относись к другим так, как хотел бы, чтоб относились к тебе.

  • Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим.

  • Помни, что твой внешний вид соответствует твоему содержанию.

  • Делай добрые дела.

В классе сложилась традиция – ежегодная встреча первого сентября после урока мира, урока знаний в кругу друзей с обязательным чаепитием и теплым общением друг с другом, где раскрываются тайны лета, интересные рассказы о поездках с демонстрацией видеофрагментов, фотографий, обсуждаются планы на будущее. Еще одна традиция: в день рождения – поздравление каждому с тортом, чаепитием, и просто добрым общением одноклассников. Стала ежегодной традиция проведения раз в год совместно с родителями родительского собрания не только с обсуждением текущих дел, но и с проведением конкурсов, выступлением с концертными номерами, беседами. Эта духовная связь очень важна в моей воспитательной работе.

Преобладающая форма работы - классные часы, где происходит свободное общение. Тематика их во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни. Классные часы не использую для поучений и наставлений. Пример некоторых классных часов:

  • Научи себя учиться,

  • Познай самого себя,

  • Человеческие ценности,

  • Политическая информация «Мы и время»,

  • «Приоритетные направления развития Пермского края до 2012 года»,

  • Интеллектуальные забавы,

  • Православные праздники,

  • Неформальные молодежные объединения,

  • Встреча с профессией «Человек – техника»,

  • Психологический КВН,

  • Профессии, которые мы выбираем,

  • Как готовиться к экзаменам,

  • Вредные привычки и др.

В ходе такой работы формируем у школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности.

Необходимо было научить учащихся бережному и заботливому отношению к окружающей среде. Седьмой год ребята живут реальной, сегодняшней жизнью, участвовали в реализации социально значимых проектов «Цветы родному селу», «Очистим родники и берега озер Чашкинское и Садом».

В 2009г. защищали честь с. Родники в фестивале молодежи «Стремление». Приняли участие в городском смотре художественной самодеятельности профсоюзных организаций школ, поддержав педагогический коллектив своей школы.

Ежегодно учащиеся участвуют в акции «Поздравь ветерана», «Поздравь односельчан с праздником». Ветеранов поздравляют в домашней обстановке. Для старших людей села готовят красочные праздничные поздравительные плакаты и развешивают их на видном месте села. Так воспитывается чуткое отношение к человеку, к людям старшего возраста.

Как классный руководитель стараюсь приобщить к искусству, привлекаю учащихся к участию в школьных творческих конкурсах, к художественной самодеятельности, к написанию собственных сценариев для этого. Выступления отличаются яркостью и оригинальностью. Например, на поощрительных грамотах классу следуют надписи: «За подготовку самого яркого праздничного выступления на КТД «Новогодняя сказка-2011», «За отличное исполнение военной песни «А музы не молчали», «За оригинальное выступление на КВНе». Трое учащихся моего класса стали победителями школьной викторины, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, один ученик принял участие в выставке сочинений по этой же теме. Имеем сертификат участника краевого конкурса творческих работ «Мой учитель». Отправлена работа на краевой конкурс сочинений «Моя будущая профессия». Имеем почетную грамоту всероссийской газеты «Антошка» за активное участие в конкурсе «Буриме на противопожарную тему», на котором были представлены стихи коллективного сочинения класса. Думаю, что такое творчество обогащает нравственный мир моих школьников.

В результате исследований психолога, были выявлены профессиональные предпочтения учащихся к девятому классу, что позволило спланировать дальнейшую программу действий: профессиональное просвещение, формирование профильного класса, выбор факультативов, планирование экскурсий на предприятия для ознакомления с различными профессиями. Мы посетили цех по переработке мясо-молочной продукции совхоза «Северный», страусиную ферму, планируем экскурсию на ЦБК. В старших классах у воспитанников происходило формирование готовности к осознанному выбору будущей профессии. Десять человек планируют поступление в высшие учебные заведения естественнонаучного направления.

Семья и школа должны создавать целостное пространство духовно- нравственного развития. Мне повезло с родителями моих учеников. К 11 классу сформировался дружный коллектив родителей. Регулярно проводились психолого-педагогические консультации для родителей, индивидуальная работа. Родители активно вовлекались в учебно-воспитательный процесс: оказывали помощь во внеклассных мероприятиях, организовывали поездки на лыжную базу «Калиец», поездки в театры: (спектакль «Вечер водевилей»), музеи, экскурсии в другие города (Пермь, Екатеринбург). В 10 классе ими была организована экскурсия «Екатеринбург – столица Урала». Четверо родителей принимали участие в этом туре. С удовольствием были посещены мероприятия и исторические памятники, оставившие в памяти глубокий след. Экскурсии: обзорная по Столице Урала «Историческое прошлое, настоящее и будущее Екатеринбурга» с посещением Храма на Крови; по высшим учебным заведениям с посещением двух крупных вузов; Уральский Минералогический музей; Каслинский павильон; музей изобразительного искусства художников – реалистов.

Кроме этого познакомились с работой ледяных дел мастеров, посетив Ледовый городок, отдохнули в аквапарке «Лим-По-По».

Поездка помогла учащимся стать ближе, способствовала сплочению классного коллектива, помогла обогатиться духовно, обдумать планы на будущее, испытать множество положительных эмоций, а значит, и укрепить психологическое здоровье. Надеюсь, что эти поездки внесли в жизнь моих учеников и радость общения с прекрасным. В конце 11 класса как память о школьной жизни планируем поездку в г. Казань.

В классе есть творческие, неординарные личности. У ребят сформированы правильные нравственные ориентиры, высокий уровень коммуникативных способностей. Ребята самостоятельно сочинили сценарий и сняли сорокаминутный фильм «Эти смутные объекты», который был принят на «ура» учащимися школы на общешкольном коммунарском сборе. Пять дней назад ими был выпущен еще один фильм продолжительностью 45 минут с участием всех одноклассников «Этот Новый год». Идет обсуждение результатов совместной работы.

Отношение к труду – один из самых важных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Ребята имеют множество грамот и дипломов за участие и победу в муниципальных (5 человек), краевых (3 человека) и всероссийских (1 человек) конкурсах, олимпиадах и научно-исследовательских работах. Мантула Дарья – участник краевой олимпиады по физической культуре, Баяндин Дмитрий – участник краевого тура игры «Лис», Рутин Василий - призёр регионального тура олимпиады по химии, призер очного Всероссийского конкурса исследовательских работ «Юность. Наука. Культура», лауреат всероссийского конкурса учебных проектов «Портфолио», является стипендиатом губернаторской премии «Юные дарования Прикамья-2012».

Помочь учащимся развить духовные задатки, реализовать интересы и склонности помогли занятия в районной детской школе искусств «Фантазия». Четыре человека закончили ее художественное отделение, пять человек хореографическое отделение и еще два года продолжали заниматься в коллективе ЭКШН, из 6 человек которого четверо наших учащихся. Они ежегодно активно участвовали в решении проблем местного социума, в проведении общественно значимых мероприятий села Родники: концертах к праздничным дням календаря, Дню защиты детей, Дню престарелых, Дню села, а также в концертах районного уровня. Коллектив имеет три диплома победителя зонального уровня, семь дипломов регионального уровня, два диплома всероссийского уровня конкурсов танцевальных коллективов.

Пять медалей получено учащимися нашего класса за участие в районных легкоатлетических эстафетах на приз газеты «Наш Соликамск» и «Соликамский рабочий». Возможно это результат создания условий для формирования здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания.

Надеюсь, что цель моей воспитательной системы будет достигнута. Ребята скоро выйдут в большую жизнь. Думаю, что у них развито чувство малой родины, они коммуникабельны, способны адекватно оценить ситуацию, умеют дружить, сопереживать, а главное - умеют работать. Мой ученик - мобильная личность, умеющая пользоваться средствами коммуникации. Мне бы очень хотелось, чтоб все лучшие качества личности, заложенные в школе, ребята сохранили и приумножили.

Духовно-нравственное воспитание как важный фактор становления личности школьника
  • Классному руководителю
Описание:

Статья из опыта работы со старшеклассниками по духовно-нравственному воспитанию отражает работу классного руководителя в этом направлении.  В статье раскрываются цель, задачи, приемы и методы воспитательной работы в коллективе одиннадцатиклассников. В классе сложились определенные традиции. Представлена тематика проведенных классных часов. Приводятся примеры социально-значимых мероприятий, в которых участвовали школьники, о том, как шло приобщение к прекрасному, о выборе будущей профессии, об отношении выпускников к учебе, труду и спорту, наградах, полученных ими. Отмечается огромная поддержка и помощь родителей учащихся.

Автор Рутина Ольга Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 42606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓