Главная / Начальные классы / «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствам...
Проблема: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание способс...
Актуальность проблемы - гражданское общество в современной России преодолева...
Основная цель ДОУ - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, досто...
Условия работы по духовно-нравственному развитию дошкольников средствами кул...
Нормативно-правовые акты. В «Программе обучения и воспитания в детском саду» ...
Нравственность - включает внутренние, духовные качества, которыми руководству...
Обращение к проблемам духовно- нравственного и гражданско- патриотического во...
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде,...
Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом требований ФГТ: -- ...
Предполагаемый результат Реализация непрерывного духовно-нравственного и гра...
Принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников: Принцип учет...
Модель развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей дошкольн...
Зам заведующего ДОУ по ВМР Взаимоотношения участников воспитательно- образов...
Формы организации детей   Непосредственно организованная образовательная дея...
Формы и методы работы с детьми Знакомство с народным творчеством (декоративно...
Семья - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического в...
Дети: воспитывается толерантность, снижается степень идеологического противо...
Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходя...
Вывод Средства культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном ду...
Методическое сопровождение
Список используемой литературы 1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошк...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами к
Описание слайда:

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства» МБУ детский сад №153 «Олеся» Подготовила : Воспитатель- Тришина Ю.Ю . г.Тольятти .2014 г. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков

№ слайда 2 Проблема: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание способству
Описание слайда:

Проблема: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами фолклора, искусства, музыки, устного народного творчества и т. д. Духовно- нравственное и патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества, следовательно, и дошкольного образовательного учреждения Главные идеи в воспитания - сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей , сформировать основы гражданских качеств, первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, истории своего народа

№ слайда 3 Актуальность проблемы - гражданское общество в современной России преодолевает
Описание слайда:

Актуальность проблемы - гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется совершенствование и обновление практики духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и поиск новых подходов к воспитательной – образовательной деятельности ДОУ, следует прививать, беречь и передавать детям духовно-нравственных традиций и культуру нашего народа, что плодотворно сказывается на духовном, нравственном и психическом развитии детей. Именно акцент на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа, мировой культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям народа, единого понимания сути, содержания и задач воспитания духовноспатриотизма. ти, нравственности Признаки нравственно-духовного и гражданско-патриотического кризиса: - превалирующее безразличие к традициям русской православной культуры; - очень сильное информационное влияние со стороны Запада и подражание его культуры отражается в бездуховности современной массовой культуры (одежда, произведения искусства, литературы и даже различные «сленги» русского языка); - возрастающая агрессия и озлобленность в обществе, в формах проведения досуга и манерах общения; - искажения исторических событий; - наблюдаемый кризис семьи и семейного воспитания; - повсеместное распространение курения, алкоголизма ,наркомании; - экологические катастрофы.

№ слайда 4 Основная цель ДОУ - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойны
Описание слайда:

Основная цель ДОУ - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем приобщение к культурному наследию нашего народа и создание условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей Задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы ; создание предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения к культуре и искусству; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся. Цели и задачи направлены на развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника. Особое внимание направлено на формирование у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач, детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.

№ слайда 5 Условия работы по духовно-нравственному развитию дошкольников средствами культу
Описание слайда:

Условия работы по духовно-нравственному развитию дошкольников средствами культуры и искусства Национальное образование Религия Материально-техническая база Нормативно-правовая база Политкультурная образовательная среда Образовательное пространство Профессиональная компетентность педагогов Образовательное пространство ДОУ Социально-культурная среда Компетенция в сфере духовного и нравственного воспитания Культура Воспитание в семье

№ слайда 6 Нормативно-правовые акты. В «Программе обучения и воспитания в детском саду» гла
Описание слайда:

Нормативно-правовые акты. В «Программе обучения и воспитания в детском саду» главной задачей ДОУ является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В связи с введением в действие ФГОС и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) главной целью является модернизация ДОУ сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание духовно- нравственного патриота Родины В проекте "Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой духовной нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Закон РФ «Об образовании - в нем говорится, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666), одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье Данная проблема отмечается и среди важнейших задач воспитания Концепция модернизации Российского образования - формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и др.

№ слайда 7 Нравственность - включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуетс
Описание слайда:

Нравственность - включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Духовно-нравственные воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих), процесс содействия духовно-нравственного становления человека, формированию у него: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); - нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Патриотическим воспитание (в педагогическом аспекте) – это процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями. Духовность– это ни способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца , проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе Основные понятия

№ слайда 8 Обращение к проблемам духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспи
Описание слайда:

Обращение к проблемам духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной  плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и , А.В.Запорожец, Т.П.Гавриловаой, С.А.Козловой, Т. И. Бабаеваой, A.M. Виноградовой , М. А. Скребцовой и др. Однако, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных формированию духовно-нравственных основ личности ребенка, недостаточно, имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание и немногие из них выделяют взаимосвязь двух составляющих - «духовности» и «нравственности». До настоящего времени возможности построения процесса формирования духовно-нравственных основ – личности детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях использовались недостаточно. Из истории

№ слайда 9 «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, че
Описание слайда:

«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на долгую жизнь» А. Добролюбов «Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» В.А. Сухомлинский «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о нашем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Народные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» Д.С.Лихачёв Высказывания великих людей «Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания» А.В. Запорожец.

№ слайда 10 Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом требований ФГТ: -- ком
Описание слайда:

Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом требований ФГТ: -- комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей; - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; - использование необходимого и достаточного материала, - введение культурных и региональных компонентов; - построение предметно - развивающейся среды ( отражение в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития). Основные направления работы - повышение социального статуса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей  дошкольного возраста; -  проведение научно-обоснованной организаторской политики  по проблеме -  развитие духовно-нравственной и гражданско-патриотического культуры, детей воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях воспитание нравственных чувств этического сознания воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде 1 Профилактические 6. Образовательное 2. Развивающее 7. Духовно-нравственное 3. Трудовое 8.Гражданско- патриотическое 4.Социальное 5.Воспитательное

№ слайда 11 Предполагаемый результат Реализация непрерывного духовно-нравственного и гражда
Описание слайда:

Предполагаемый результат Реализация непрерывного духовно-нравственного и гражданского-патреотияеского воспитания средствами культуры и искусства Воспитание гражданина, духовно – нравственной , физически- развитой личности личности дошкольника, чувства ответственности за свои дела и поступки Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее. Формирование нравственно- патриотических чувств, освоение доступных знаний об истории родного Отечества, истории ВОВ, ветеранах ВОВ, героях-земляках знание родов войск, гордости за свою страну, ее прошлому и настоящему. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Формирование знаний о культуре своей Родины, об истории, обрядах и традициях своего народа Вовлечение родителей в работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей Закрепление знаний о фольклоре своего народа и народов мира, художественной литературы, музыки, искусства Обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса через возрождение лучших отечественных педагогических традиций Информационно-просвятительская обеспеченность непрерывного духовно-нравственного и гражданского-патреотияеского воспитания средствами культуры и искусства

№ слайда 12 Принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников: Принцип учета в
Описание слайда:

Принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников: Принцип учета возрастных особенностей и концентричности Принцип развития личностных качеств ребенка Ценностно-ориентированный подход к содержанию Принцип проблематизации Принцип культуросообразности Принцип свободы и самостоятельности Принцип народности Принцип гуманно-творческой направленности Принцип тематического планирования Принцип наглядности . Принцип последовательности  Принцип системности Принцип занимательности и опоры на ведущую деятельность Принцип преемственности .

№ слайда 13 Модель развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного
Описание слайда:

Модель развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя: развитие интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта , обычаев, традиций, фольклором, играми.

№ слайда 14 Зам заведующего ДОУ по ВМР Взаимоотношения участников воспитательно- образовате
Описание слайда:

Зам заведующего ДОУ по ВМР Взаимоотношения участников воспитательно- образовательного процесса Заведующий ДОУ Старший воспитатель Педагог по ФИЗО Музыкальный руководитель Воспитатель группы Родители Психолог Дети Социальный педагог Социум Педагог дополнительного образования Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения воспитателя с детьми. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации этой программы.

№ слайда 15 Формы организации детей   Непосредственно организованная образовательная деятел
Описание слайда:

Формы организации детей   Непосредственно организованная образовательная деятельность Совместная организованная деятельность детей и взрослых Самостоятельная деятельность детей Реализация цели и задач по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе признанных ценностей образования детей дошкольного возраста: Научность Гуманистичность Деятельностность Достоверность Прогностичность Интеграция Целостность Системность Конструктивизм

№ слайда 16 Формы и методы работы с детьми Знакомство с народным творчеством (декоративно- п
Описание слайда:

Формы и методы работы с детьми Знакомство с народным творчеством (декоративно- прикладное творчество) Тематические выставки детского творчества и фотовыставки Экскурсии на природу (совместно с родителями) и прослушивание аудиозаписей «Голоса природы» ) Посещение городского краеведческого музея (совместно с родителями) и прогулки к близлежащим памятникам культуры (городской парк, площадь Свободы ) Прослушивание народных песен, классической музыки, колокольного звона, духовой музыки Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма(иллюстрации, фото, видеофильмы, детская литература) Двигательно-творческие занятия и музыкально –ритмические занятия, основанные на фольклоре Театрализованные и драматические действия , сценки, пьесы с  использованием имитации, мимики и пантомимики , инсценировоки различных видов театра Игровые физкультурные занятия с использованием народных игр и игр со сказочными героями Интегрированные знания, сочетающие фольклор, современную литературу, изобразительную деятельность, музыку, двигательные движения Чтение художественной литературы, народных и авторских сказок, знакомство с устным народным творчеством -фольклором(загадки, потешки, пословицы, поговорки и т.д.) Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них

№ слайда 17 Семья - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического восп
Описание слайда:

Семья - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея – за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями. Взаимоотношения с семьей воспитанников Формы и Формы и методы взаимодействия с родителями: родительские собрания; круглые столы; - организация фотовыставки и выставки совместных с детьми творческих работ; участие родителей в проектной деятельности; беседы; -анкетирование и тестирование; организация совместных с детьми развлечений, досугов, театрализованные представлений; походы и экскурсии на природу, в музеи, на выставки, на природу, к памятникам, в храм; консультации, рекомендации, наглядная агитаций и многое другое…..

№ слайда 18 Дети: воспитывается толерантность, снижается степень идеологического противосто
Описание слайда:

Дети: воспитывается толерантность, снижается степень идеологического противостояния в детской среде; обеспечивается заинтересованность обучающихся в развитии национальной экономики, снижается социальная напряженность в обществе; проявляются мировоззренческие установки на готовность детей к защите Отечества; повышается уровень реализации творческого потенциала детей, культура этики и эстетики. Педагоги: повышается компетентность по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, Родители: происходит активизация позиции как участников педагогического процесса ДОУ Критериями оценки объективной результативности выступают в качестве обобщенных оценочных показателей Количественные параметры Духовно-нравственные параметры гражданско -патриотические параметры Качественные параметры Количество РЕЗУЛЬТАТ работы по проблеме в ДОУ А также: происходит расширение связей ДОУ с социумом. Формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ

№ слайда 19 Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят н
Описание слайда:

Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги ДОУ продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме. Формы повышения педагогической компентности педагогов Консультации Семинары Круглые столы Самообразование педагогов Презентации Деловые игры Открытые просмотры НОД Педагогические советы Перспектива дальнейшей работы

№ слайда 20 Вывод Средства культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духов
Описание слайда:

Вывод Средства культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Умение душою рисовать- дается в жизни каждому с рождения… И лучше о душе не забывать, чтоб жить всегда с весенним настроением .

№ слайда 21 Методическое сопровождение
Описание слайда:

Методическое сопровождение

№ слайда 22 Список используемой литературы 1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошколь
Описание слайда:

Список используемой литературы 1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004 2. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982. 3. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976. 4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. - М., «Дошкольное воспитание», 2001, № 2. С. - 7 5. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989 6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988 7. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008 8. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России». – Педагогика, 2008, №9. 9. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. 10. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008 11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987. 12. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещения, 1986.

№ слайда 23
Описание слайда:

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».
  • Начальные классы
Описание:

 

Тезисы к выступлению   на дискуссионной  площадке для педагогов  научно-практической конференции  в рамках Пасхальных  городских Православно-образовательных чтениях «Свет Христов просвещает всех!»                                                                                                                         

 «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».     

        Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка   на основе   культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной,  творческой, бытовой) - это воспитание его  души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, музыки, устного  народного творчества и т. д.

      Оно является  одним из приоритетных направлений деятельности  государства  и общества,  следовательно, и ДОУ. Основная цель ДОУ -  воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем   приобщение к культурному  наследию  нашего народа и создание  условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой  системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

         Актуальность данной проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом  утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется  совершенствование  и обновление  практики   и   поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории народа, его  духовно-нравственных традиций и  культуры нашего народа.

         Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы создание  предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения  к культуре  и искусству; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.  

       Модель развития духовно-нравственных и  патриотических чувств у детей дошкольного возраставключает в себя: развитие  интереса  и положительных эмоций,   фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия  друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов;  в познании культуры своего и других народов,  в знакомстве  с особенностями повседневного быта , обычаев, традиций,  фольклором, играми.

        Воспитательно – образовательный процесс  по данному вопросу  строится на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.           

       Принципы работы: учета возрастных особенностей и концентричности,  развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности , тематического планирования материала,  наглядности,   системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности

        Формы  и методы работы включают в себя все виды деятельности, которые   сочетаются с  фольклором,  искусством  и музыкой; различные технологии, включая, компьютерные технологии; знакомство с   праздниками и проведение некоторых из них,  с жизнью православных святых и защитниках земли русской;   экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с    архитектурой,   иконографией;  прослушивание колокольного звона, духовой музыки;  участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах.

          В НОД и проводимых мероприятиях  применяется метод интеграции, что создает  атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации работы в данном направлении.

            Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения  лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме  необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями.

        Критериями оценки объективной результативности   выступают в качестве обобщенных оценочных показателей - количественные и духовно-нравственные параметры. Духовно-нравственные - толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде;обеспечение заинтересованности обучающихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность детей к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала  детей.

              В результате  работы повышаетсякомпетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ. Происходит расширение связей ДОУ с социумом.  Формируется  пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.

               Перспектива дальнейшей работы в том, что каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми  педагоги ДОУ   продолжат работу  по духовно- нравственному  и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители   стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

              Таким образом, средствами культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое  использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому   воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства   проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная  активность,  осознанное отношение к восприятию музыки и  другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.   
                                 Литература
1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
3 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.
 4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988

 5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984          

 

                                                                                                                                                             

Автор Тришина Юлия Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2529
Номер материала 36917
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓