Главная / История / "Духовная жизнь в СССР в 20-е годы"

"Духовная жизнь в СССР в 20-е годы"

Тема урока: Духовная жизнь в СССР в 20-е годы.

Класс: 9

Время проведения: 1 урок, 40 минут


Цели урока: (образовательные) – Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

- организовать деятельность по изучению и первичному закреплению особенностей духовной сферы советского общества в 20-е годы прошлого века;

(развивающие) – развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию;


Стадия вызова. «Вызываются» уже имеющиеся у учащихся знания по изучаемому предмету, создаётся мотивация для дальнейшей работы. Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову «свобода». Ребята предлагают примерно следующие варианты: «что-то манящее и недоступное», « «делаю, что хочу», «слушаю любую музыку», «самостоятельно принимаю решения» и т.п. Создание ассоциативного ряда завершается подведением итога: - Итак, свобода – это возможность выбора, возможность беспрепятственно что-либо делать, осуществлять.

- А как свобода проявляется в духовной сфере общества? («Возможность выражать своё мнение», «выбирать религию – свобода совести», «читать любые книги» и т.д.)

- Как вы считаете, существовала ли такая возможность у советских граждан в 20-е годы?

Учитель выслушивает мнения ребят, предлагает аргументировать свои предположения и графически оформляет результат этого диалога на доске. (Приём «дерево предсказаний»).


hello_html_7cec7d71.gif

Стадия осмысления. Интерес к теме у учащихся сохраняется при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Учитель: - Будем искать ответы на наш вопрос, работая с документами.

Ребята сидят в группах, каждый в группе получает свою подборку документов (они пронумерованы, №№1-4, см. «Приложение») Учащиеся читают и обдумывают прочитанное, затем садятся в новые группы, согласно номеру своего текста.

Задача новых образовавшихся групп, выделить главную мысль, объединяющую те документы, с которыми они работали, и создать общую схему ответа. Так, одна из групп, рассматривает вопросы развития образования в СССР, другие – взаимоотношения власти и церкви, власти и интеллигенции.

Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, уже являясь «экспертами-специалистами» по определённому вопросу, они информируют товарищей о результатах своей работы и выслушивают других. Группа обменивается мнениями и создаёт общую презентационную схему-ответ на поставленный вопрос, учитывающий всю полученную группами информацию. Схема может быть выполнена в виде кластера, выделения основных смысловых единиц текста и графическое оформление его в определённой логике на плакате.

Группы защищают свои работы. Интерес одноклассников к результатам деятельности других групп обеспечивается желанием сравнить себя, свой вклад, в общее дело. Особо выражен такой интерес, по моим наблюдениям, у ребят невысоких учебных возможностей, у неуверенных в себе, и поэтому малоактивных на большинстве обычных уроков. Применяемая на данном этапе стратегия «зигзаг» позволяет систематизировать большой объём материала и организовать взаимообучение учащихся.

Учитель: Подводя итог сказанному, вернёмся вновь к вопросу свободы духовной жизни советского общества 20-х годов…Борьба с безграмотностью, развитие самоуправления в школе, широкая просветительская деятельность, сохранение разнообразных течений в литературе, искусстве, свидетельствуют о некоторой свободе. В то же время нельзя не заметить попыток власти установить контроль за духовной жизнью советских граждан, идеологизации культуры.

Стадия рефлексии. Творческая переработка, анализ и интерпретация полученной информации.

Учитель: Перед нами мудрые слова великих людей. Дайте свои ответы на одну из цитат с помощью синквейна.


Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами. (А.Д.Сахаров)


Сила народа в его интеллигенции. (А.П.Чехов)



Когда все мыслят одинаково, значит, никто не мыслит. (Г.Гегель)





Синквейн

(с фр. пятистишие)

1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;

2 строка – описание темы, 2 прилагательных;

3 строка – действие, обычно 3 глагола, относящихся к теме;

4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;

5 строка – повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно существительное.


Синквейны учащихся к теме данного урока:


Интеллигенция

Независимая, понимающая

Призывает, думает, страдает

Разум народа в её интеллигенции

Элита.



Свобода

Непредвзятая и бесстрашная

Добиваться, бороться, обладать

Единственная гарантия от раболепия

Жизнь.



Люди

Одинаковомыслящие, банальные

Идут, существуют, едят

Когда мыслят одинаково – стадо

Община.




"Духовная жизнь в СССР в 20-е годы"
  • История
Описание:

Тема моей  опытно-экспериментальной работы - «Применение личностно-          ориентированных технологий на уроках истории и обществознания как         средство развития творческого мышления у учащихся».

   Творчество – это создание качественно нового продукта. Творческая учебная деятельность – это аналог учебного творчества (этапы те же, но открывается субъективно новое знание). Новым оно является для учащегося, и отношение к этому знанию будет у него иным, так как получает его учащийся не в готовом виде, а в процессе   самодеятельности.

  Тема урока, на который я приглашаю сегодня гостей – «Духовная жизнь СССР в 20-е годы».

Цели урока: 1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

                     2.Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению особенностей духовной сферы советского общества в 20-е годы прошлого века.

 

  Урок построен по технологии критического мышления и состоит из трёх этапов.

На стадии  вызова мной  в данном уроке применяется приём данной технологии, называемый «дерево предсказаний».

На стадии осмысления я использую стратегию «зигзаг». На мой взгляд, данный приём наиболее эффективен при изучении и систематизации большого объёма материала. «Зигзаг» предполагает разбивку текста на смысловые отрывки (единицы) и организацию взаимообучения учащихся.

Завершающая стадия – рефлексия – будет проходить в форме написания группами «синквейнов». Я намерена предложить гостям попробовать сочинить свои «пятистишия». В качестве домашнего задания учащимся будет предложено выполнить текстовую разметку («инсерт») соответствующего параграфа.

 

 

Класс, в котором будет дан урок, состоит из учащихся разных учебных возможностей. При составлении рабочих групп мной учитывались темперамент и особенности восприятия ребят.

Автор Круглова Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1417
Номер материала 36147
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓