Главная / История / Древняя Русь: народ, вера, организация

Древняя Русь: народ, вера, организация

Технологическая карта (план) занятия № _______ Дата __________

  1. Дисциплина: История

  2. Тема занятия: Древняя Русь

  3. Вид занятия: урок-игра

  4. Цели занятия:

  1. Закрепление и обобщение знаний по теме Древняя Русь

  2. Развитие умений работать с документом, решать тестовые задания, выступать с сообщениями, докладами

  3. Формирование коллектива, чувства взаимной ответственности

  1. Оборудование

  1. Папки с набором заданий, информационных листов.

  2. Контрольные оценочные листы (карты самоконтроля).

  3. Призовые купоны и деньги.

  4. Номера команд.

  5. Лист выдачи кредита.

  6. Песочные часы (секундомер, часы в телефоне).

  7. Карточки с вопросами («товар для продажи»).

  8. Доклады студентов.

  9. Таблица подведения итогов торгов на доске.

  1. План (краткое содержание) занятия

  1. Вступительное слово учителя (определяются тема и задачи занятия, формируются или уточняются группы студентов).

  2. Правила игры (разъяснения правил игры с указанием на оборудование, возможности использования студентами источников информации, штрафных и поощрительных санкций со стороны преподавателя).

  3. Опрос представителей команд по домашнему заданию (по количеству команд).

  4. Языческие божества древних славян (тестовое задание выполняется в группе, сдается на проверку ассистентам).

  5. «Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха» (работа с документом в группе, сдается на проверку ассистенту, получают деньги за предыдущее задание).

  6. Личность и эпоха (выступления студентов по одному от группы с докладом, выполнение тестовых заданий по группам, которые сдаются на проверку ассистентам и получают призы за доклады).

  7. Русская Правда Ярослава Мудрого (работа с документом в группе, если предыдущие задания выполнялись не выбиваясь из графика, выполненное задание сдают на проверку ассистентам и получают деньги за предыдущие задания).

  8. Подведение предварительных итогов (выводы по изученной теме, ходу работы, самостоятельной работе студентов).

  1. Домашняя работа

Подготовить отчет по экскурсии в музей «Дмитровский Кремль».

  1. Использованная литература и источники

Учебники:

  1. Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века, § 7-11. М.: Дрофа, 2005.

  2. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века, глава I, II. М.: Просвещение, 2003.

  3. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века, глава I (§ 1-7), глава II (§ 8-10). М.: Дрофа, 2001.

Методические пособия:

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века. Поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Волгоград: Учитель, 2005.

  2. Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века 10 класс. М.: «ВАКО», 2003.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей. М.: Русское слово, 1997.

Дополнительная литература:

  1. Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005.

  2. Сиповский В.Д. Родная старина. Нижний Новгород: «Нижний Новгород», 1993.

  3. Энциклопедия для детей. Т. 5, часть 1. «История России и ее ближайших соседей». Сост. С.Т. Исмаилова. М.: Аванта +, 1996.

  4. Энциклопедия для детей. Том 27. «Великие люди мира». М.: «Мир энциклопедий», 2005.

  5. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: Современное написание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

  6. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

  1. Приложения


Приложение 1

Правила
проведения занятия по дисциплине: История
на тему: Древняя Русь

Студент имеет право:

  1. Внимательно слушать вопросы учителя.

  2. Принимать активное участие в проведении торгов – продавать свои знания по теме (чем быстрее, тем лучше).

  3. Обсуждать в своей группе ответы на вопросы.

  4. Делать записи в контрольном листе без ошибок.

  5. Покупать дополнительную информацию у банкира.

  6. Пользоваться опорными конспектами и словарем, которые есть в папке, а также своими конспектами и докладами.

  7. Не отвлекаться на процесс фотосъемки.

Студент обязан:

  1. Стремиться к победе, но не любой ценой.

  2. Поддерживать свою группу (большую и малую).

  3. Получить новые знания.

  4. Развивать свои навыки в учебе.

Студент не имеет права:

  1. Шуметь и мешать работать другим.

  2. Зевать и спать на уроке.

  3. Утаивать от учителя свои знания.

  4. Медлить с выполнением заданий.

За все хорошее – премия, за все плохое – штраф.


Приложение 2

Вопросы для проведения урока-аукциона
по теме: «Древняя Русь»

Часть первая


1На какие три ветви делятся все славяне?

Южные, западные и восточные.

  1. Каковы основные занятия древних славян?

Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесла.

  1. Какое земледелие было у древних славян в VI-IX веках?

Земледелие подсечно-огневое, затем пашенное.

  1. Была ли у славян письменность до принятия христианства?

У славян была письменность до принятия христианства.

2Кто является основоположником славянской азбуки?

Основоположником славянской азбуки являются братья Кирилл и Мефодий.

  1. Каково было общественное устройство у славян в VI-VIII веках?

Патриархальная семейная община, «военная демократия».

  1. Кто является основателем династии русских князей?

Основатель династии русских князей – Рюрик.

3Какой была религия древних славян?

Язычество, политеизм.

  1. Кто и в каком году крестил Русь?

Князь Владимир, в 988 году.


Часть вторая

  1. Из какой летописи мы узнаем о древних славянах, кто ее автор?

Из летописи Нестора «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла русская земля».

  1. Как звали первых русских князей?

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

  1. Укажите годы правления князя Олега.

882-912 гг.

  1. Как назывался сбор дани на Руси?

Сбор дани на Руси назывался «полюдье», а начиная с реформы Ольги – повоз (уроки – размер дани, погост – место сбора дани).

  1. Что сделала княгиня Ольга, после того как отомстила за смерть мужа – князя Игоря?

Установила нормы дани.

  1. Кому принадлежит фраза «Иду на вы» и кого называли А. Македонским?

Князь Святослав, сын Ольги и Игоря, отец князя Владимира.

  1. При каком князе было положено начало русскому письменному законодательству, и как назывались русские законы того времени?

Ярослав Мудрый (1019-1054), «Русская Правда» (1072 год – составление «Русской Правды» Ярославичей).

  1. Как называли крестьян, вышедших из общины?

Изгои.

  1. Как назывался хлеб у древних славян?

Жито.


Приложение 3



Тема: Древняя Русь

Ответьте на вопросы и сдайте контрольный лист на проверку.

  1. Из какой летописи мы узнаем о древних славянах, кто ее автор?

  2. Как звали первых русских князей? Запишите пять первых князей в порядке их княжения.

  3. Укажите годы правления князя Олега.

  4. Как назывался сбор дани на Руси?

  5. Что сделала княгиня Ольга, после того как отомстила за смерть мужа – князя Игоря?

  6. Кому принадлежит фраза «Иду на вы» и кого называли Александром Македонским?

  7. При каком князе было положено начало русскому письменному законодательству, и как назывались русские законы того времени?

  8. Почему князь Юрий был прозван Долгоруким?

  9. Как называлась летопись, которую писал Нестор?

  10. Чем вотчина отличается от поместья?

  11. Как называли крестьян, вышедших из общины?

  12. Как назывался хлеб у древних славян?



Приложение 4

Языческие божества древних славян

Выберите верный ответ

1. Древнейшим славянским божеством мира и вселенной был:

1)

Род;

2)

Перун;

3)

Хорс;

4)

Святовит.


2. Какой ряд терминов характерен для славянского язычества?

1)

Ксендз, костел, причастие;

2)

понтифики, храм, оргии;

3)

волхвы, капище, рожаницы;

4)

друиды, валькирии, Валгалла.

3. Главным женским божеством славянского языческого пантеона была:

1)

Деметра;

2)

Исида;

3)

Мокошь;

4)

Юнона.


4. Какое из утверждений неверно?

1)

Сварог почитался как бог мужского начала, бог неба, отец других богов;

2)

Велес почитался как бог-покровитель скота, богатства, торговли;

3)

Стрибог мыслился как бог-покровитель ветров, славянский Эол;

4)

Симаргл почитался как бог грозы, войны и княжеского культа.


5. Какие из богов характерны для славянского язычества?

1)

Один и Тор;

2)

Бальдур и Локки;

3)

Сварог и Перун;

4)

Юпитер и Нептун.


6. Установите соответствие между богами славян и природными стихиями, которые они олицетворяли. (Выберите правильное сочетание букв)

БОГИ

СТИХИИ

1)

Перун

А)

плодородие земли

2)

Сварог

Б)

гроза

3)

Макошь

В)

ветер

4)

Стрибог

Г)

небесный огонь


1

2

3

4

АГВБ

БГАВ


БГВА

АБГВ


7. Верны ли следующие утверждения?

А. Славянское язычество основывалось на обожествлении сил и стихий природы.

Б. Славянин населял духами, волшебными существами всю природную среду: воды, леса, луга, пашню, дом и двор.

1)

Верно только А;

2)

верно только Б;

3)

верны оба утверждения;

4)

оба утверждения неверны.


8. В период возвышения князей, активных военных экспедиций к соседям возвышается среди других богов:

1)

Велес;

2)

Хорс;

3)

Перун;

4)

Святовит.


9. Установите соответствие между божествами славян и природными стихиями, которые они олицетворяли. (Выберите правильное сочетание букв)

БОГИ

СТИХИИ

1)

рожанички

А)

злые, темные духи

2)

упыри

Б)

дух-покровительница отдыха селян

3)

полудница

В)

богини-покровительницы плодородия, воплощали женское начало в природе

4)

шишок

Г)

дух лесного эха



Д)

дух домашнего очага, уюта


1

2

3

4

АВДГ

ВДАГ

ВАБД

БВДА


10. Выберите атрибуты празднования дня Купалы у славян. (Выберите правильное сочетание букв)

А)

Зажигали свечи, гадали на свечах и зеркалах;

Б)

плели венки и пускали их по воде;

В)

проводили пиры и гуляния ряженых;

Г)

зажигали костры, через которые должны были прыгать юноши и девушки;

Д)

девушки водили хороводы, их обвивали ветками и обливали водой.


1

2

3

4

АБВ

БГД

БВГ

АВД



Приложение 5


Из «Поучения детям» князя Владимира Всеволодовича Мономаха

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.


«Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь есть начало всякого добра... Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела...».

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтоб, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев, В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте... На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод... Куда бы вы не держали путь своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же вы пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя... Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. А вот вам основа всему: страх божий имейте превыше всего.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь...»


Вопросы:

  1. Охарактеризуйте основную идею «Поучения». К кому оно обращено?

  2. Какие основные наставления дает князь Мономах? Как оно характеризуют облик самого князя?

  3. Подтвердите двумя аргументами вывод о том, что в сочинении
    Мономаха закладываются православные ценности.



Приложение 6


Прочитайте текст из Русской Правды Ярослава Мудрого
и ответьте на вопросы.


Из Русской Правды:

18. Если убьют огнищанина, то с убийцы взыскивают 80 гривен; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен…

21. А за убийство княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изясав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского старосту или смотрителя за сельскими работниками – 12 гривен, а за княжеского рядовича – 5 гривен.

23. А за убийство смерда или холопа – 5 гривен.

24. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.

25. Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и по 30 кун продажи…

65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб – 12 гривен продажи…

70. Если закуп бежит от господина, то полный холоп…

71. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить…

73. …Если господин бьет закупа за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и закупу…

78. За покражу сена или дров – 9 гривен, а хозяину за каждый воз по две ногаты.

79. Если кто сожжет гумно, то выдается князю с головою и со всем имением, из коего наперед взыскивается убыток хозяина, остальным располагает князь…

103. Если смерд умрет без детей, то наследство князю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.

104. А если боярин или из боярской дружины, то князю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.


Вопросы:

  1. *Какие группы населения названы в Русской Правде?

  2. Кто работал в княжеском хозяйстве?

  3. *Каково положение закупов, холопов и смердов?

  4. Кто управлял княжеским хозяйством?

  5. Как сопротивлялись закабаляемые смерды?

  6. *Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18, 21, 23?


Приложение 7

Контрольный лист группы № ____________по зачету на тему: Древняя Русь

Состав группы __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Тест «Языческие божества древних славян»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Доклад по теме___________________________________________________________________
Ответы на вопросы по теме: Древняя Русь

1_____________________________________________________________________________

2_____________________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________________

4_____________________________________________________________________________

5_____________________________________________________________________________

6_____________________________________________________________________________

7_____________________________________________________________________________

8_____________________________________________________________________________

9_____________________________________________________________________________

10____________________________________________________________________________

11____________________________________________________________________________

12____________________________________________________________________________

Ответы на вопросы к документу «Из Русской Правды»

1____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4____________________________________________________________________________

5____________________________________________________________________________

6____________________________________________________________________________


Приложение 8


Словарь


Борть – дупло с пчелами.

Бояре – высший слой общества в России наряду с великими и удельными князьями в X-XVII вв.; занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении.

Вече – собрание племени или народное собрание свободных жителей, верховная законодательная и судебная власть (от старославянского вет – совет).

Волости – княжества, входившие в состав земель.

Дружина – военно-служилая знать князей.

Закуп, наймит – смерд, получивший ссуду, зависимый.

Засека – оборонительное сооружение на южных границах Руси с XII века (состояла из деревьев, поваленных крест-накрест).

Земли – крупные, самостоятельные княжества.

Игумен – настоятель монастыря.

Кабала – форма личной зависимости свободных людей, ставших временными холопами до отработки предоставленного им займа.

Канонизация (от греч. «узаконяю») – причисление к лику святых.

Купа – денежная ссуда.

Люди – свободные крестьяне-общинники.

Огнищанин – богатый, знатный человек.

Отпущенники – отпущенные на волю рабы-военнопленные.

Племя – объединение нескольких родов.

Подъездной – сборщик княжеских налогов.

Полюдье – форма сбора дани.

Посадник – наместник князя в землях Руси, глава аппарата исполнительной власти.

Продажа – штраф за преступление в пользу князя.

Прощенники – холопы, получившие прощение (свободу) с условием работать на церковных землях.

Родовая община – коллектив кровных родственников, объединение по принципу кровного родства с общей собственностью и хозяйством.

Рядович – слуга, работающий по договору (ряду).

Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению.

Смерд – крестьянин свободный.

Смерды – крестьяне-общинники, делились на свободных и лично зависимых (закупы, рядовичи, отпущенники, холопы)

Соседская община – объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей (часто трехпоколенных), разделявших общеродовую собственность.

Тиун – управляющий князя (судья).

Тысяцкий – военный предводитель на Руси до XV века, глава городской администрации.

Усобицы – войны между князьями за великокняжеский престол.

Феод – земельное владение с крестьянами, за которое владелец этой земли должен был нести военную службу.

Холоп – человек, по своему положению близкий к рабу, безземельный крестьянин.

Челядь – домашние: женщины, дети, слуги, рабы; феодально-зависимые люди (IX-XII вв.); дворовые люди помещиков (XVIII-XIX вв.).


11


Древняя Русь: народ, вера, организация
  • История
Описание:

Через игровую деятельность повторить материал, дать возможность студентам проявить себя. Обязательно проверить заранее подготовленность группы к выступлению с докладами (наличие работы, ее объем и содержание). Также нужно предварительно собрать студентов в группы, чтобы не тратить на это время от занятия.

Студентов, которые не хотят работать в группе, можно организовать на работу в жюри.

Цели занятия:

1)Закрепление и обобщение знаний по теме Древняя Русь

2)Развитие умений работать с документом, решать тестовые задания, выступать с сообщениями, докладами

3)Формирование коллектива, чувства взаимной ответственности.

 

Автор Безуглова Елена Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 478
Номер материала 36705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓