Урок № 4 - 5
Тема: ДРЕВНЕРУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Цели: 1. Вспомнить особенности древнерусской литературы и её
произведения. Познакомиться с новыми
произведениями.
2. На примере жизни Александра Невского
пробудить в подростках
чувство патриотизма,
гражданственности, смелость, отвагу, го-
товность защищать Родину.
Оборудование: 1. Оформление доски.
2.
Проигрыватель.
Эпиграф: «Только
всестороннее знание эпохи
помогает
нам воспринять индивиду-
альное
не поверхностно, а глубоко».
Д.С. Лихачёв
ХОД УРОКА
1. Беседа.
? – Вспомнить, что
такое житие?
Описание жизни святого, совершившего подвиг во имя христианской
православной веры.
? – Вспомнить из
истории, кто такой Александр Невский, чем он знаменит.
Великий русский полководец.
Он всегда побеждал, но был непобедим.
Погиб при
загадочных обстоятельствах: на обратном пути из Орды, предполагают отравление
в ханской ставке.
1.
Чтение текста .
2.
Беседа по тексту.
? – Как понять
слова А. Невского: «Не в силе Бог, но в правде!»
А.
Невский укреплял дух дружины своей. Сила не в количестве воинов, но в том, за
что воюют они. Вспомнить параллель мысли в русской литературе: «Ребята! Не
Москва ль за нами…»
? – Каково было видение Пелгусия?
Стр.
22.
? - Рассказать о храбрых воинах, которые сражались
вместе с ним.
Гаврила Алексич – на коне въехал по доске до
самого корабля.
Новгородец Збыслав Якунович – бился одним топором, не зная страха
в сердце своём.
Полочанин Яков, ловчий у князя. Наехал на полк с мечом.
Новгородец Миша – пешим бросился на корабли и погубил три корабля
с дружиной своею.
Савва из младшей дружины наехал на великий шатёр короля и подсек
столп его.
Слуга Ратмир бился пешим, скончался от многих ран.
«И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на
корабли, и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля
и славя имя своего Творца».
? – О каком ещё
подвиге рассказывается в житии?
Через
три года в великой силе пошёл пошел Александр на Немецкую землю. Стр. 23, 24.
Зачитать описание боя. Сеча.
Освобождал от немцев Псков и др. города, а чужую землю «пожёг» и
полона взял без числа.
Отпор получил от немцев.
? ? – Кого А.Н.
называет народом высокомерным? Кто похвалялся: «Посрамим народ славянский!»,
«Возьмём Александра руками!»?
? – Каков последний подвиг Александра?
? – К какому жанру следует отнести данное произведение
Военная повесть и житие (стр. 26)
? – Каков характер
А. Невского? Обратимся к портрету А.Н. в учебнике.
Любовь к Родине и своему народу воспитали в нем храбрость,
отвагу, чувство собственного достоинства, принципиальность, героизм,
ответственность за судьбу своего народа.
Д/З 1. Подготовить устную и письменную характеристика князя Александра
Невского, используя художественные средства повести. Стр. 28-30.
2. Подготовить выразительное чтение по ролям отдельных
фрагментов повести.
3. Составить небольшой словарик характерных для этого текста
слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое».
Словарик:
Пленять - завоевать
Сродник - родственник
Очи - глаза
Ловчий - охотник
Пеший - пешеход
Похвалялись - хвалились
Иссечь - изрубить
Самовидец - очевидец, свидетель
Деяние - дела, поступки
Разгорелся сердцем - рассердился, вспылил
Распря - ссора
Отмолить от беды - предостеречь, оградить, защитить.
3.
Прослушать
грамзапись повести «Шемякин суд».
4.
Беседа по повести.
Смотри вопросы в учебнике на стр. 36.
? – Что такое демократическая литература?
Она создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и
представления о власти, Церкви, правде, смысле жизни. Герои – простые люди, не
совершившие ничего значительного для истории.
? – В чём причина несчастий этих «маленьких людей»?
Не в них самих, а в общем устройстве жизни – несправедливости,
равнодушии и жестокости власти богатых. Законы нелепы, а хитрые судьи творят
беззаконие, соблюдая видимость законности.
Все несчастливы, а на справедливость надежды нет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.