Главная / Русский язык и литература / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 класс)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 класс)

Урок № 4 - 5

Тема: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Цели: 1. Вспомнить особенности древнерусской литературы и её

произведения. Познакомиться с новыми произведениями.

2. На примере жизни Александра Невского пробудить в подростках

чувство патриотизма, гражданственности, смелость, отвагу, го-

товность защищать Родину.


Оборудование: 1. Оформление доски.

2. Проигрыватель.

Эпиграф: «Только всестороннее знание эпохи

помогает нам воспринять индивиду-

альное не поверхностно, а глубоко».

Д.С. Лихачёв


ХОД УРОКА


1. Беседа.


? – Вспомнить, что такое житие?

Описание жизни святого, совершившего подвиг во имя христианской православной веры.


? – Вспомнить из истории, кто такой Александр Невский, чем он знаменит.

Великий русский полководец.

Он всегда побеждал, но был непобедим.

Погиб при загадочных обстоятельствах: на обратном пути из Орды, предполагают отравление в ханской ставке.


  1. Чтение текста .


  1. Беседа по тексту.


? – Как понять слова А. Невского: «Не в силе Бог, но в правде!»

А. Невский укреплял дух дружины своей. Сила не в количестве воинов, но в том, за что воюют они. Вспомнить параллель мысли в русской литературе: «Ребята! Не Москва ль за нами…»


? – Каково было видение Пелгусия?

Стр. 22.


? - Рассказать о храбрых воинах, которые сражались вместе с ним.

Гаврила Алексич – на коне въехал по доске до самого корабля.

Новгородец Збыслав Якунович – бился одним топором, не зная страха в сердце своём.

Полочанин Яков, ловчий у князя. Наехал на полк с мечом.

Новгородец Миша – пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своею.

Савва из младшей дружины наехал на великий шатёр короля и подсек столп его.

Слуга Ратмир бился пешим, скончался от многих ран.

«И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли, и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца».


? – О каком ещё подвиге рассказывается в житии?

Через три года в великой силе пошёл пошел Александр на Немецкую землю. Стр. 23, 24. Зачитать описание боя. Сеча.

Освобождал от немцев Псков и др. города, а чужую землю «пожёг» и полона взял без числа.

Отпор получил от немцев.


? ? – Кого А.Н. называет народом высокомерным? Кто похвалялся: «Посрамим народ славянский!», «Возьмём Александра руками!»?


? – Каков последний подвиг Александра?


? – К какому жанру следует отнести данное произведение

Военная повесть и житие (стр. 26)


? – Каков характер А. Невского? Обратимся к портрету А.Н. в учебнике.

Любовь к Родине и своему народу воспитали в нем храбрость, отвагу, чувство собственного достоинства, принципиальность, героизм, ответственность за судьбу своего народа.


Д/З 1. Подготовить устную и письменную характеристика князя Александра Невского, используя художественные средства повести. Стр. 28-30.

2. Подготовить выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.

3. Составить небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое».

Словарик:

Пленять - завоевать

Сродник - родственник

Очи - глаза

Ловчий - охотник

Пеший - пешеход

Похвалялись - хвалились

Иссечь - изрубить

Самовидец - очевидец, свидетель

Деяние - дела, поступки

Разгорелся сердцем - рассердился, вспылил

Распря - ссора

Отмолить от беды - предостеречь, оградить, защитить.


  1. Прослушать грамзапись повести «Шемякин суд».

  2. Беседа по повести.


Смотри вопросы в учебнике на стр. 36.


? – Что такое демократическая литература?

Она создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, Церкви, правде, смысле жизни. Герои – простые люди, не совершившие ничего значительного для истории.


? – В чём причина несчастий этих «маленьких людей»?

Не в них самих, а в общем устройстве жизни – несправедливости, равнодушии и жестокости власти богатых. Законы нелепы, а хитрые судьи творят беззаконие, соблюдая видимость законности.

Все несчастливы, а на справедливость надежды нет.





ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:      1. Вспомнить особенности древнерусской литературы и её

                     произведения. Познакомиться с новыми произведениями.

           

            2. На примере жизни Александра Невского пробудить в подростках

                чувство патриотизма, гражданственности, смелость, отвагу, го-

                 товность защищать Родину.

 

Оборудование:  1. Оформление доски.

                             2. Проигрыватель.

                                          Эпиграф:  «Только всестороннее знание эпохи    

                                                                      помогает нам воспринять индивиду-

                                                                альное не поверхностно, а глубоко».

 

                                                                                              Д.С. Лихачёв

Автор Чурикова Татьяна Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2416
Номер материала 24372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓