Главная / Начальные классы / Достижение воспитательных целей на литературном чтении

Достижение воспитательных целей на литературном чтении


«Достижение воспитательных целей на литературном чтении»


Реформа школы, раскрыв перспективу её развития и конкретные пути повышения качества обучения и воспитания школьников, воодушевила учителя на творческий труд, на постоянное совершенствование опыта и на повышение своей квалификации.

Преследуя цель более полной реализации концепции модернизации российского образования, я выбрала тему для своей работы: «Достижение воспитательных целей на литературном чтении». Опыт передовых учителей убеждает, что если направить внимание учащихся на постижение читаемого произведения, это один из путей реализации задачи – научить чувствовать, думать, рассуждать, сопереживать – т.е. всё, что необходимо, актуально, всё, что надо подростку для понимания социума в котором он живёт. Таким образом, в основе формирования представлений учащихся о Родине, об обществе, лежит соблюдение принципа преемственности и перспективности: с одной стороны, опора на уже имеющиеся у детей представления, с другой – тесная связь с важнейшими событиями, происходящими в наши дни.

Я рассмотрела виды воспитательных задач на уроке чтения, которые помогают мне в работе по формированию личности школьника . Ещё больше убедилась в том, что постановка воспитательной задачи в плане, конспекте урока необходима не для проверяющего, не для соблюдения методических требований, а для самого учителя как шаг педагогического мастерства.

Содержание воспитывающей функции начального обучения подразделяется на компоненты, соответствующие различным сторонам формирования и развития личности (таким, как взгляды и мировоззрение, нравственное сознание, чувства и эмоции, эстетические отношения, воля, физическое состояние и другие). Вид воспитательной задачи определяется её соответствием одному из этих компонентов. Получаем следующие виды ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ задач:

- формирование материалистических представлений, взглядов, мировоззрений;

- формирование нравственности;

- формирование чувств и эмоций;

- формирование эстетического отношения к окружающей

действительности;

- формирование волевых качеств личности;

- физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;

- формирование коллективистических отношений, умение общаться

в группе и коллективе.

В каждом из видов воспитательных задач проявляется совокупность качеств и свойств личности. Поэтому, определив вид воспитательной задачи на данном уроке, следует найти то качество личности, для формирования или совершенствования которого наиболее подходит изучаемый учебный материал.


Педагогический поиск завершается выбором методов и приёмов реализации воспитательной задачи. Главное здесь не в том, чтобы ученик овладел знаниями ( для этого существуют образовательные задачи), а в том, чтобы учебный материал стал средством его духовного развития, помогал понять

нравственные ценности в мире и овладеть ими. Чем более сильное впечатление

произведёт на ученика учебный материал, чем более свободно и непринужденно он будет выражать свои чувства, суждения и мысли, чем более тесно будут они связаны с его жизненным опытом, тем сильнее тенденция к формированию качеств личности, тем результативнее воспитательный процесс.

Наиболее сложным является вид воспитательной задачи, связанный с формированием мировоззрения, диалектико-материалистических представлений и взглядов в процессе изучения учебного материала.

В начальных классах даются первоначальные сведения о времени и пространстве, взаимосвязях в природе, причинно-следственных зависимостях и других закономерностях окружающей действительности. Важно, чтобы этот материал не потерял для школьников философскую значимость, чтобы ученик представлял мир и рассуждал о нём при изучении этих категорий.

Так, работая с произведением С. Маршака «Двенадцать месяцев», учителю

предоставляется чудесная возможность на имеющихся знаниях школьников третьего класса уточнить понимание смены времён года. Причём необходимо соблюдать, по крайней мере, два условия. Первое состоит в том, чтобы дети представляли предметы, явления в реальных условиях бытия, т. е. в оригинале (в этом проблемы для наших детей не существует). Второе, я подвожу детские чувственные образы в систему. Это необходимо для того, чтобы в сознании ученика возникали представления групп предметов, явлений или сторон окружающего мира. Так, при первичном чтении сказки я провожу беседу, которая помогает ученикам ощутить по настоящему предновогоднюю пору: злой ветер, колкие удары в лицо снега. Стараюсь, чтобы ученикам захотелось согреться ( тем самым проявляется сочувствие к героине). А позже, когда установился в памяти зимний образ природы, раскрывается суть смены времени года более конкретно, с достаточными подробностями благодаря замечательным стихотворениям С. Маршака.

Другой вид воспитательных задач связанный с формированием нравственных качеств личности ученика в процессе изучения учебного материала, наиболее распространён в практике начальной школы. Я нашла свой подход к реализации этого вида воспитательных задач. Однако следует предостеречь от чрезмерного навязывания детям моделей нравственного поведения . Лучше, если ученик в процессе изучения текста сам придёт к представлению определённой модели поведения и отношения к людям.

Например, изучая стихотворение С. Баруздина «Бревно», предлагаю детям однозначная модель оценки героев текста – никаких вариантов, ожидание одних и тех же ответов на каждый предлагаемый после чтения стихотворения вопрос, категорическая оценка каждого участия ситуации с бревном, никакой связи анализа текста с жизненным опытом младших школьников. Конечно, детям известно, что валяющееся на дороге бревно лучше не трогать во избежание травм, да и одному взрослому подвинуть его часто не под силу. Во всяком случае, человек морально не судим за то, что не убрал с дороги

бревно, перешагнул или прошёл мимо. Однако детей при изучении текста об этом не буду спрашивать. Они должны осуждать действия всякого человека, не поднявшего бревна.

Первый шаг воспитанию нравственных качеств личности школьника на уроке в том, чтобы выявить его субъективное, личное отношение учебному материалу, к тому, как он оценивает ситуации текста с точки зрения своего жизненного опыта.

Полезен вид воспитательных задач на уроке, когда учитель отдаёт предпочтение формированию чувств, определённого эмоционального состояния. На каждом уроке у детей возникают переживания, а изучение учебного материала сопровождается меняющимся или постоянным настроением. Однако учителем это не всегда бывает замечено, какие чувства возникают у каждого ученика, какова степень их воздействия на учебную деятельность и взаимоотношения детей. Ведь ученик старается не проявлять своих чувств, если они отрицательны, по отношению к учебному процессу на уроке, к товарищам, действиям учителя.

Подобные воспитательные задачи успешно решались в опыте В.А. Сухомлинского. Многие годы жизни посвятил он поиску методов и приёмов педагогического воздействия, формируя у детей чувства радости, оптимизма, уверенности в своих силах. Его «Школа радости» была посвящена решению этой проблемы. В своей работе я также ставлю одной из главных целей – формирование у школьника чувства радости, положительного эмоционального состояния. Так, работая с темой «Былины, сказания, жития» в 4 классе мне не составляло труда достигнуть намеченной цели – дети искренне были рады узнать о легендарных героях старины, высказывали слова гордости за силу, ловкость, смекалку, дружбу русских богатырей. Радостные чувства воспитываю на добрых примерах, учу видеть суть добра и зла. Причём эта воспитательная задача решается не как дополнительная, а как основная в организации учебной деятельности.

У меня, как и у каждого учителя есть уроки, на которых доминирующей, основной задачей является формирование определённых чувств, определённого настроения у детей, где результативность урока оценивается не по знаниям, а по возникающим у детей чувствам. В первом классе очень важно не упустить эту возможность, работая с текстами Л. Толстого «Два товарища», «Жучка», «Про деда и внука». На фоне всей работы с текстом ребята должны почувствовать желание учителя найти у них сочувствие, радость или другие проявления чувств искренности.

В реализации воспитательных задач, направленных на формирование эстетического отношения детей к окружающим явлениям действительности, главным является то субъективное впечатление, которое производит учебный материал на младшего школьника. Изучая, например, произведение А. Пушкина «Зимнее утро», я предусмотрительно провожая детей домой, гуляя с ними на уроках физкультуры обращаю их внимание на то, как изменяется школьный двор, сквер, небо с приходом зимы. Потом, на уроке, дети получают не только доказательство могущества пушкинского слова, а что немало важно, яснее представляют и: голубые небеса, и великолепные снежные ковры, и блестящий на солнце снег, и реку подо льдом, и иней на деревьях. Теперь ученики смогут рассуждать о красоте, выразительно читать текст. Таким образом, дети приблизились к тому состоянию, к тем переживаниям, к тому эстетическому отношению к природе, которое испытывал А. С. Пушкин много лет назад при написании этих строк. В системе экологического воспитания и образования исключительно важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Уроки чтения помогают мне в этом воспитании. В 1 классе интересно преподношу рассказ М. М. Пришвина «Предмайское утро», «Глоток молока», В. Д. Берестова «Прощание с другом», Дерево». С первых бесед о природе стараюсь заинтересовать детей, показать красоту, её хрупкость

и ранимость. Развиваю в учащихся познавательные потребности, приобщаю их к чтению художественных произведений Э. Шима, М. Пришвина, Е. Чарушина, Мамина-Сибиряка, Г. Скребицкого и других.

Формирование волевых качеств личности также требует большого внимания в воспитании подрастающего поколения. Хорошо для достижения этой цели использовать произведения, рассказывающие о трудовых достижениях людей, произведения несущие информацию об уважаемых, почётных профессиях. Чи- тая художественные произведения, у учащихся складывается образные представления о роли труда. Младший школьник получает понимание того, что он тоже может стать умелым лётчиком, смелым моряком, космонавтом, хорошим врачом, путешественником. А сейчас его работа – достижение ступени к мечте - хорошая учёба, выполнение требования к физическим данным. Хорошо выполнять такую работу при чтении произведения В. Маяковского «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?» Главное не забывать каждый раз спрашивать у детей – «Что нужно делать школьнику, чтобы стать таким нужным людям?» Часто напоминаю детям рассказ из азбуки «Приятели -лодыри» который мы в 1 классе ставили как маленькую постановку (кстати, любимая роль - автора). Поэтому произведения 4 класса из раздела «Делу время – потехе час», прочитывались с чисто юмористическим пониманием. Анализировать ситуацию, в которую попали герои Е. Шварца, всё же принялись серьёзно. Помогло воспитанное правильно отношение к использованию времени, нетерпимость к лености.

Через литературное чтение выполняется важнейшая задача школы – формирование личности ученика. Средством её решения является общение школьника с искусством слова, постижение духовного опыта человечества. Поэтому так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста.

Анализ произведения должен строиться на научных основах, исходя из природы литературы как искусства. Основные принципы школьного произведения свожу к следующему: осознание его идеи (отношение автора), правильного эмоционального настроя, учёта жанровой особенности произведения, выборе учителем для обсуждения те элементы произведения, которые наиболее ярко выражают идею. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей. Таким образом, анализ художественного произведения способствует решению главной задачи школы – формированию личности ребёнка.




Медведева В.В. - учитель начальных классов

МОУ сош №1.имени А. К. Просоедова г Георгиевск

Достижение воспитательных целей на литературном чтении
  • Начальные классы
Описание:

Реформа школы, раскрыв перспективу её  развития   и конкретные пути повышения качества обучения и воспитания школьников, воодушевила учителя на творческий труд, на постоянное совершенствование   опыта и на повышение  своей квалификации. 

Преследуя  цель  более полной  реализации  концепции  модернизации российского образования,  я выбрала тему для своей работы:  «Достижение воспитательных целей на литературном чтении». Опыт передовых учителей  убеждает, что если направить внимание  учащихся  на постижение   читаемого произведения,   это один из путей реализации задачи – научить чувствовать, думать, рассуждать, сопереживать – т.е. всё, что необходимо, актуально, всё,  что надо подростку  для понимания социума в котором он живёт. Таким образом,  в основе формирования  представлений учащихся о Родине, об обществе, лежит соблюдение принципа преемственности и перспективности: с одной стороны, опора на уже имеющиеся у детей представления, с другой – тесная связь с важнейшими событиями, происходящими в наши дни.  

Автор Медведева Виктория Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 348
Номер материала 28744
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓