Главная / Начальные классы / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ

hello_html_mc2f2db.gif



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1987



«УТВЕРЖДЕННО» «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете Директор

ГБОУ СОШ №1987

«__»_________20__ Т.Н. МАЙ _____________



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ

«Раз ступенька, два ступенька»





Возраст: 5,5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор исходной программы:

Л.Г. Петерсон

Реализует программу:

Коваленко Алла Ивановна





МОСКВА 2014


Содержание.



  1. Титульный лист



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Учебно-тематический план

  4. Список литературы

  5. Приложение




Пояснительная записка

к модифицированной программе

курса «Раз – ступенька, два - ступенька…»

(развитие математических представлений)


Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  2. Увеличение объема внимания и памяти.

  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Содержание используемой государственной программы курса развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» рассчитано на 2 года обучения. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан и сокращен до 1-го года подготовительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Модифицированная программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5-6 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 60 занятий за год.

Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Реализация содержания настоящей модифицированной программы развития математических представлений и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2), ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.


Содержание программы

Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равно численности двух совокупностей (групп)  предметов с помощью составления пар (равно-не равно, больше на…- меньше на…).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.  Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах:  длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

Прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.

Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на..) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

 

Пространственно-временные представления

Примеры отношений: на-над-под; слева-справа-посередине, спереди – сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др.

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

 

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед  (коробка), куб.

   Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из  палочек.

Формирование представления о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение   предметов  по  длине,  массе,  объёму (непосредственное  и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

   

Методическое обеспечение

 

       Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

На занятиях используются  технологии:

         Личностно – ориентированные технологии.

         Технология развивающего обучения.

         Игровая технология.

           Наглядного, демонстрационного, раздаточного  материала.

Различные  виды деятельности:

         познавательная;

          коммуникативная;

          продуктивная;

          трудовая;

         двигательная.

Методы:

         Словесный;

         наглядный;

         игровой.

Приемы:

         рассказ;

         беседа;

          описание;

         указание и объяснение;

          вопросы детям;

         ответы детей, образец;

         показ реальных предметов, картин;

         действия с числовыми карточками, цифрами;

         модели и схемы;

          дидактические игры и упражнения;

         логические задачи;

         игры-эксперименты;

         развивающие и подвижные игры и др.

          Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

 

 

         Учебные тетради "Раз - ступенька, два - ступенька...", части 1-2, являются дополнительным пособием к программе математического развития. Учебно-методический комплект "Раз - ступенька, два - ступенька..." ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Представляет собой начальное звено непрерывного курса математики "Школа 2000.

         Демонстрационный и раздаточный материал.

         Дидактический материал:

1.      Геометрические фигуры и тела.

2.      Наборы разрезных картинок.

3.      Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

4.      Полоски, ленты разной длины и ширины.

5.      Цифры от 1 до 10.

6.      Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка,

пирамидка и др.

7.      Магнитная доска,  мольберт.

8.      Чудесный мешочек.

9.       Блоки Дьенеша.

10.  Палочки Кюизенера.

11.  Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12.  Геометрическая мозаика.

13.   Счётные палочки.

14.  Счётный материал.

15.   Предметные картинки.

16.  Знаки – символы.   

17.  Игры на составление плоскостных изображений предметов.

18.  Обучающие настольно-печатные игры по математике.

19.  Геометрические мозаики и головоломки.

20.  Занимательные книги по математике.  Кроссворды и ребусы

21.  Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы.

22.  Простой карандаш; набор  цветных карандаше.

23.  Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

24.  Счетный материал, счетные палочки.                                

25.  Набор цифр.

26.  Пособия ( «Волшебный круг»,  «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор»).

27.   Головоломки: «Кубик-рубик», « Лабиринт», «Сложи узор»,  « Кубики для всех».

 

Формы и методы реализации программы:

         деятельностный метод;

         исследовательский метод;

         игровые упражнения;

         дидактические игры;

         создание и решение проблемных ситуаций;

         самопроверка.

Работа кружка организована по запросам родителей.

          Организация занятий: проводятся 2 раз в неделю во второй половине дня.

        Длительность занятия:       30 мин.

         Форма организации:  групповая.

       Форма   проведения занятий:    игровая

 

 

 

Структура занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:

1.      в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего  материала;

2.      во 2-ой части – подача нового материала;

3.      в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

         Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3—5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15—18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3—4 мин. в начале и 4—8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.

         На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.

         Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельно

Условия реализации программы

Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:

         организация особой предметно-развивающей среды в группе, на участке детского сада для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания;

         психологическая комфортность детей;

         учёт индивидуальных особенностей личности  ребёнка.

   Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

         принцип психологической комфортности;

         принцип деятельности;

         принцип минимакса;

         принцип целостного представления о мире;

         принцип вариативности;

         принцип творчества;

         принцип непрерывности.

      Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению  и поддержке их здоровья.

      Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

     В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

      Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их     словарного       запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и     попытаться объяснить понятое.

     Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

                         Формы подведения итогов работы:

         КВН

         Викторины

         Открытое итоговое занятие

        Опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.

Ожидаемые результаты

              К концу обучения по программе « Раз ступенька, два ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

Планируемый минимум образования

  • Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

  • Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

  • Умение находить части целого и целое по известным частям.

  • Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

  • Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

  • Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

  • Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее  числа.

  • Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

  • Умение соотносить цифру с количеством предметов.

  • Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.

  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

  • Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.

  • Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги ( вверху, внизу, справа, слева, посередине).

  • Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

  •  

Желаемый результат

  • Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.

  • Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки  >  < ,=.

  • Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.

  • Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =.

  • Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

  • Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

  • Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

  • Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

 

 

 

 

 



Учебно-тематический план

обучения по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…»



Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие понятия

10

Числа и операции над ними

32

Пространственно-временные представления

6

Геометрические фигуры и величины

12

Итого:

60


Содержание программы курса

«Раз – ступенька, два - ступенька…»»

(развитие математических представлений)

Общие понятия (10 часов)

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса.

Числа и операции над ними (32 часа)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно – временные представления (6 часов)

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Геометрические фигуры и величины (12 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

К концу обучения по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <, = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе.




Календарно – тематическое планирование .
Количество часов в неделю: 2 часа


Раздел, тема урока

Количество час

Компетенции

УУД

Дата

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.

Составляют последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу.


Познавательные, регулятивные.


Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Выполняют перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Познавательные, коммуникативные.


Обозначения отношений равенства и невавенства. Сравнение

Распознают и сравнивают совокупности.

Познавательные, регулятивные.


Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Различают одинаковые и различные совокупности на основе сравнения свойств предметов в них.

Познавательные.


Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

Выполняют задания поискового и творческого характера.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.


Пространственные отношения: справа, слева.

Моделируют отношения справа слева с помощью любых предметов.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.


Пространственные отношения: на, над, под.

Моделируют отношения предметов в соответствии с заданными параметрами.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.


Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства

Учатся понимать значение любознательности в учебной деятельности, используют правила проявления

любознательности и оценивают свою любознательность (на основе применения эталона).

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.


Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (больше на… - меньше на…).

Составление пар для доказательства верности предположения о сравнении.

Познавательные, регулятивные.


Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

Систематизируют изученные способы сложения и вычитания чисел.

Познавательные, регулятивные.


Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Устанавливают пространственные соотношения между предметами.

Познавательные, коммуникативные.


Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Систематизируют изученные способы сложения и вычитания чисел.


Познавательные, регулятивные.


Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения.

Знакомство с понятием число, цифра.

Познавательные.


Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Устанавливают пространственные соотношения между предметами.



Число 2 и цифра 2. Пара

Устанавливают способы проверки действия сложения и вычитания на основе взаимосвязи между ними.

Познавательные, регулятивные.


Формирование представлений о точке и линии

Применяют изученные способы действий для решения задач в поисковых ситуациях.

Познавательные, регулятивные.


Представление об отрезке, прямой, луче.

Знакомство с геометрическими понятиями.

Познавательные, регулятивные.


Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путём прибавления единицы

Строят алгоритмы сложения и вычитания , применяют их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывают с их помощью правильность своих действий.

Познавательные, регулятивные.


Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях.

Контролируют правильность и полноту выполнения геометрических задач.

Регулятивные.


Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях.

Выявляют причину ошибки выполнения геометрической задачи и корректируют ее, оценивают свою работу.

Регулятивные.


Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе.

Образовывают, называют, записывают число 4.Сравнивают, складывают и

вычитают.

Познавательные.


Представления об углах и видах углов.

Выявляют причину ошибки выполнения геометрической задачи и корректируют ее, оценивают свою работу.



Представления о числовом отрезке.

Выявляют причину ошибки выполнения геометрической задачи и корректируют ее, оценивают свою работу.



Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности.

Устанавливают соотношения между единицами измерения длины отрезка, объединения элементов в целое.

Познавательные.


Пространственные отношения: впереди, сзади.

Повторение изученных чисел записывают, складывают и вычитают.



Сравнение групп предметов по количеству на на­ глядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. 1

Устанавливают соотношения между единицами измерения длины отрезка, объединения элементов в целое.

Познавательные, регулятивные.


Сравнение групп предметов по количеству на на­ глядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. 1

Устанавливают пространственные соотношения между предметами.

Познавательные, регулятивные.


Временные отношения: раньше, позже.

Сравнивают, складывают и вычитают количество предметов.

Познавательные, регулятивные.


Число 6 и цифpa 6.

Строят графические модели чисел, представляют в виде суммы, сравнивают, упорядочивают, складывают и вычитают.

Познавательные, коммуникативные.


Число 6 и цифpa 6.

Отработка знания составов изученных чисел.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.


Пространственные отношения: длиннее, короче. Срав­ нение длины (непосредственное и опосредованное с по­ мощью мерки). Зависимость результата сравнения от

величины мерки.

Устанавливают пространственные соотношения между предметами.

Познавательные.


Пространственные отношения: длиннее, короче. Срав­ нение длины (непосредственное и опосредованное с по­ мощью мерки). Зависимость результата сравнения от

величины мерки.

Устанавливают пространственные соотношения между предметами, используют алгоритмы для вычислений, обоснования правильности своих действий, пошагового самоконтроля.

Познавательные.


Пространственные отношения: длиннее, короче. Срав­ нение длины (непосредственное и опосредованное с по­ мощью мерки). Зависимость результата сравнения от

величины мерки.

Моделируют сложение и вычитание чисел трехзначных чисел с помощью фигур и предметов, записывают сложение и вычитания чисел с помощью цифр, проверяют правильность выполнения действия разными способами.

Познавательные, регулятивные.


Пространственные отношения: длиннее, короче. Срав­ нение длины (непосредственное и опосредованное с по­ мощью мерки). Зависимость результата сравнения от

величины мерки.

Моделируют сложение и вычитание чисел трехзначных чисел с помощью фигур и предметов, записывают сложение и вычитания чисел с помощью цифр, проверяют правильность выполнения действия разными способами.

Познавательные, регулятивные.


Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с по­ мощью мерки). Зависимость результата сравнения от

величины мерки.

Решение примеров на основе взаимосвязи между частью и целым, комментируют решение, называя компоненты действий.

Познавательная, коммуникативная.


Число 7 и uифра 7.

Применяют изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Познавательные, регулятивные.


Число 7 и uифра 7.

При решении используют алгоритмы для вычислений, обоснования правильности своих действий, пошагового самоконтроля.

Познавательные.


Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины

мерки.

Решают простые логические задачи, выявляют сходство и различие.

Познавательные.


Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непо­ средственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины

мерки.

Используют алгоритмы для вычислений, обоснование правильности своих действий, пошагового самоконтроля.

Познавательные.


Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины

мерки.

Распознают и строят с помощью линейки прямые, отрезки, многоугольники, различают пересекающиеся и параллельные прямые, находят точки пересечения линий, пересечения геометрических фигур, выполняют перебор вариантов.

Познавательные, регулятивные.


Число 8 и цифра 8.

Знакомство с новым числом и цифрой для его обозначения, использование алгоритма образования числа (на основе связи части и целого).

Познавательные, регулятивные.


Число 8 и цифра 8.

Контролируют правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Познавательные.


Представления об обьеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Расширение представлений о свойствах предметов. Решение логических задач.

Познавательные.


Представления об обьеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от ве­

личины мерки.

Повторение изученных алгоритмов о взаимосвязи частей и целого.

Познавательные, коммуникативные.


Число 9 и цифра 9.

Знакомство с новым числом и цифрой для его обозначения, использование алгоритма образования числа (на основе связи части и целого). Распознают, обозначают и строят с помощью линейки отрезки, лучи, ломанные линии, многоугольники,

углы.

Познавательные.


Число 9 и цифра 9.

Читают и строят алгоритмы разных типов (линейных, разветвленных, циклических), записывать

построенные алгоритмы в разных формах (блок-схемы, схемы, план действий и др.), использовать для решения практических задач.

Коммуникативные, регулятивные.


Представления о площади. Сравнение площади (непо­ средственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Распознают, обозначают и строят с помощью линейки отрезки, лучи, ломаные линии, многоугольники,

Познавательные.


Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Находят неизвестные объект операции, результат операции, выполняемую операцию, обратную

Операцию.

Познавательные.


Число 0 и цифра 0.

Применяют изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролируют правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Познавательные, регулятивные.


Число 0 и цифра 0.

Выявляют причину ошибки и корректируют ее, оценивают свою работу.

Регулятивные.


Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Отработка изученных алгоритмов для решения практических задач.

Познавательные.


Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Распознают, обозначают и строят с помощью линейки отрезки, лучи, ломаные линии, многоугольники,

Познавательные, коммуникативные.


Знакомство с пространственными фиrурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

Распознают, обозначают и строят с помощью линейки отрезки, лучи, ломанные линии, многоугольники,

углы, находят среди реальных объектов объёмные формы.

Познавательные.


Знакомство с пространственными фиrурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

Читают и строят алгоритмы разных типов (линейных, разветвленных, циклических), записывать построенные алгоритмы в разных формах (блок-схемы, схемы, план действий и др.), использовать для решения практических задач.

Познавательные.


Знакомство с пространственными фиrурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

Читают и строят алгоритмы разных типов (линейных, разветвленных, циклических), записывать построенные алгоритмы в разных формах (блок-схемы, схемы, план действий и др.), использовать для решения практических задач.

Познавательные, регулятивные.


Знакомство с пространственными фиrурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

Распознают, обозначают и строят с помощью линейки отрезки, лучи, ломаные линии, многоугольники,углы, объёмные фигуры.

Познавательные, регулятивные.


Работа с таблицами.

Составляют числовые выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей, различают

выражения и равенства. Заполняют таблицы, анализируют их данные. Составляют задачи по числовым и буквенным выражениям, соотносят их условие с графическими и знаковыми моделями.

Познавательные.



Работа с таблицами.

Определяют порядок действий в числовом выражении,

планируют ход вычислений в числовом выражении, находят значение числового выражения, находят рациональные способы вычислений, используя переместительное свойство сложения.

Познавательные, коммуникативные.


Повторение пройденного.

Решают простые и задачи, сравнивают различные способы решения текстовых задач, находят наиболее рациональный способ. Закрепляют изученные приемы устных и письменных вычислений, соотношения между частями и целым. Выполняют задания и поискового и творческого характера.

Познавательные, регулятивные.


Повторение пройденного.

Применяют изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Познавательные.














Литература

 

Нормативные  документы

 

1.      Государственный образовательный стандарт.

2.      Закон об образовании.

3.      Концепция дошкольного воспитании.

4.      Инструктивно - методическое письмо « О гигиенических требованиях максимальной нагрузки детей.

5.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных и школьных организациях.

 

Методическая (дидактическая) литература:

1. «Раз ступенька, два ступенька» (в 2 частях). Л.Г. Петерсон

Вагурина Л.Я. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып.1.-М.,1995.

2.  Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.,1991.

3. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей.- М.,1993.

4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд.2-е-М.,1978.

5. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребёнку стать смышлённым. – М.,1997.

6. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Изд.2-е.-1984.

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,1985.

8. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Из-во Ювента М.,2008.

9.  Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька…Рабочая тетрадь.












ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ
  • Начальные классы
Описание:

Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.

 

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

 

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

 

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Автор Коваленко Алла Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1284
Номер материала 46973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓