Главная / Физкультура / Дополнительная внеурочная программа "Урок здоровья" для 1-4 классов

Дополнительная внеурочная программа "Урок здоровья" для 1-4 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ковернинского муниципального района Нижегородской области

«Скоробогатовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Утверждено:

На педсовете от 15.10.13 г. Приказ от 17.10.13 г.

протокол № 2 № 93/1 – 0





Дополнительная внеурочная программа

Интегрированного курса

«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»











Срок реализации программы: 4 года

Возраст учащихся: с 6.5 до 11 лет

Руководитель: Савзалиева Ирина Файзалиевна









Сухоноска 2011

Пояснительная записка

На основании концепции развития дополнительного образования детей в РФ от 04.09.2014 года и в связи с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

Здоровье человека – тема для разговоров всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно. Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5-6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что на основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научится любить себя, своё тело, своё здоровье. Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем» - считал Н. М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласится. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием. Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.

Актуальность программы.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья школьников. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребёнка закладывается основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Цель программы:

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников.

Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи

Образовательные:

  • обучение детей профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;

  • обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

  • привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).



Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и телом;

  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умение в согласии с законами природы, законами бытия;

  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.



Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;

  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;

  • формирование позиции признания ценности здоровья, сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Особенности построения курса.

Программа ориентирована не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребёнка.

Содержание занятий

Наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Игра на занятии позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящён профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказание доврачебной помощи.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строение человека. Паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» например: «Сотвори солнце в себе». Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук, или стоп. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

На занятиях используются различные методы и приёмы обучения:

Методы

Приёмы



Объяснительно-иллюстративные

Рассказ, демонстрация, беседы, экскурсия.



Репродуктивные

Практическое занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом.

Эвристические

Творческое задание



Оценка результатов деятельности.

На самих занятиях используются словесные одобрения. На поставленные вопросы дети могут давать любые ответы, без страха включатся в обсуждение разных вопросов, учиться отстаивать своё мнение и прислушиваться к другим.

В конце каждого года обучения проводятся обобщающие уроки, на которых в игровой и непринуждённой форме проверяются знания, умения и навыки учащихся по программе.

Несомненно, лучшим показателем результативности данной программы следует считать снижение уровня заболеваемости учащихся в течение всего периода обучения.













Учебный план

Первый год обучения



п/п

Содержание

разделов

Количество

часов



Теория



Практика



1



Я и школа



3



1,5



1,5



2



Что такое здоровье



8



4

4



3



Мир вокруг и я



10



5



5



4



Дыхание и жизнь



8



4



4



5



Хотим быть здоровыми – действуем



5



2,5



2,5



6



Итого:



34



17



17





























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К ИНТЕГРИРОВАННОМУ КУРСУ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» (1 -4 КЛАСС)

Учебно-тематический план 1 года обучения

Урока

Разделы программы

Кол-во часов



Теория



Практика

Я и школа (3 часа)

1

Знакомство.

Практические занятия:

Игра «Называй себя и другого по имени»,

«Вежливые слова».



1



0,5



0,5

2

Как взаимодействовать и контактировать друг с другом с учителями в стенах школы.

Практические занятия:

Игры «Опиши друга», «Испорченный телефон».



1



0,5



0,5

3

Мои интересы и здоровье

Практические занятия:

Мимические игры «Ссора», «Встреча».

Обсуждение проблемной ситуации «Как утешить друга?». Общая беседа на тему «Твои интересы, мечты и здоровье»



1



0,5



0,5

Что такое здоровье (8 часов)



4

Здоровье. От чего оно зависит.

Практические занятия:

Выполнить рисунок «Как я понимаю, что такое здоровье».

1

0,5

0,5



5

Здоровье тела и души. Основные факторы здоровья и их взаимосвязь.

Практические занятия:

Работа в группах по карточкам.



1



0,5



0,5



6

Здоровье и природа.

Практические занятия:

Нарисовать рисунок на тему: здоровье и природа. Игра «Сундучок кладовой природы». Д/З. рисунок «Я и природа».



1



0,5



0,5



7

Здоровье и общество.

Практические занятия:

Работа в группах - озвучивание картинок про вежливость.



1



0,5



0,5



8

Образ жизни и здоровье.

Практические занятия:

Игра «Хлопни в ладоши». Работа в группах с карточками «знаки»



1



0,5



0,5

9

Нездоровье и болезни. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекции.

Практические занятия:

Работа в группах» Мозговой штурм». Игра – соревнование «Кто больше?». Тест «Твоё здоровье».



1



0,5



0,5

10

Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ.

Практические занятия:

Конкурс стихов про личную гигиену. Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского



1



0,5



0,5

11

Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.

Практические занятия:

Групповая игра «Как я поступлю».



1



0,5



0,5

Мир вокруг и я. (10 часов)

12

Как я воспринимаю этот окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Практические занятия:

Гимнастика для глаз. Игра «Полезно вредно».

Самомассаж ушей.



1



0,5



0,5

13

Как чувствуют другие животные. Нервная система, зачем она человеку.

Практические занятия:

Беседа о значении органов чувств.



1



0,5



0,5

14

Органы чувств и здоровья. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств.

Практические занятия:

Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза», Самомассаж ушей, Практикум «чистка зубов», Оздоровительная минутка.



1



0,5



0,5

15

Адаптация к условиям природы. Что такое климат, погода.

Практические занятия:

Игра по рисункам «Погода, одежда и здоровье». Д/З. природа в день моего рождения.




1



0,5



0,5



16

Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе.

Практические занятия:

Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит».



1



0,5



0,5



17

Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт.

Практические занятия:

Игра «Валеологичечский светофор». Практикум Пешеходный переход.



1



0,5



0,5





18

Купание. Правило безопасности на водоёмах зимой, и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь.

Практические занятия:

Отрывок из стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер», Подвижные игры «Море волнуется», «Гуси лебеди».



1



0,5



0,5



19

Я и мой организм. Как я устроен. Что такое правильная осанка?

Практические занятия:

Практическая работа: «Где находится твоё сердце?»



1




0,5



0,5



20

Мой мозг и моя душа. Я - личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества).

Практические занятия:

Практическое задание: «Задумай слово», «Сравниваем друг друга».



1



0,5



0,5



21

Какой я сейчас? Каким стану? Мои решения. Моя будущая жизнь.

Практические занятия:

Групповая работа, Тест: «Какой я сейчас, каким я стану?»



1



0,5



0,5

Дыхание и жизнь. (8 часов)





22

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим.

Практические занятия:

Мозговой штурм (по группам) «Чем отличается живое от неживого», Практическая работа общая «Сколько времени можно не дышать».



1



0,5



0,5

23

Как мы дышим, как дышат животные и растения.

Практические занятия:

Работа в группе «Надувание и сдувание шарика». Д/З. Нарисуй любимое растение.



1



0,5



0,5



24

Чистый воздух – это здоровье. Режим и правило дыхания.

Практические занятия:

Работа в группах: решение проблемной ситуации. Демонстрация опыта с пылью и влажной тканью.



1



0,5



0,5



25

Как дышат мальчики и девочки. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим.

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика. Самоанализ своего вдоха и выдоха.



1



0,5



0,5



26

Какие опасности угрожают дыханию? Как уметь помочь человеку в беде, если он потерял сознание. Способы искусственного дыхания.

Практические занятия:

Практическое задание: обучение искусственному дыханию на кукле.



1



0,5



0,5



27

Чистый воздух и инфекционные болезни.

Практические занятия:

Групповая работа по анализу состояние чистоты воздуха (по картинкам)



1



0,5



0,5



28

Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещения. Гигиена жилища (влажная уборка).

Практические занятия:

Проведение практического занятия «Как увидеть пыль». Групповая работа «Проект по борьбе с пылью».



1



0,5



0,5



29

Как сохранить чистый воздух в природе. Лёгкие и чистота.

Практические занятия:

Выставка растений посаженных учениками. Игра «Посадка картофеля».



1



0,5



0,5

Хотим быть здоровыми – действуем. (5 часов)



30

Знаешь, как быть здоровым, расскажи своим близким.

Практические занятия:

Работа в группах над письмом. Анализ писем в жюри.



1



0,5



0,5



31

Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Как нужно это делать.

Практические занятия:

Работа в группах над проблемной ситуаций (см. приложение).



1



0,5



0,5



32

Правило общения с товарищами, друзьями, взрослыми.

Практические занятия:

Работа в группах по решению проблемных ситуаций (см. приложение).



1



0,5



0,5



33

Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли очень доверять незнакомым людям? Что такое осторожность?

Практические занятия:

Беседа «Очень подозрительный тип», Основные правила личной безопасности.



1



0,5



0,5



34

Итоговый урок. Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья».

Практические занятия:

Утренник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».



1



0,5



0,5



Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 1 года обучения учащиеся должны

Знать:

Как правильно надо мыть руки и лицо;

как заботится о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правило ухода за кожей и о том, как следует питаться, о пользе сна и о правилах поведения в школе и дома;

о вреде курения и о пользе физических упражнений и закаливания;

правило безопасности поведения на воде.

Уметь:

Правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений;

Контролировать своё поведение в школе и дома;

Уметь укреплять мышцы, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правило безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на чистом воздухе.

Способ проверки: Наблюдение за внешним видом. Поведение детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; опрос на занятиях после пройденной темы.



Учебный план

Второй год обучения



п/п

Содержание

разделов

Количество

часов



Теория



Практика



1

Ещё раз вспомним, что такое здоровье



2



1



1



2



Питание и жизнь



12



6



6



3



Движение и жизнь



8



4



4



4



Развитие и жизнь



10



5



5



5

Хотим быть здоровыми - действуем



2



1



1



6



Итого:



34



17



17

























Учебно-тематический план 2 года обучения

Урока

Разделы программы

Кол-во часов



Теория



Практика

Ещё раз вспомним, что такое здоровье (2 часа)

1

Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым.

Практические занятия:

Игра «Давай поговорим». Групповая работа: угроза здоровью и безопасное поведение. Д/з рисунок «летние каникулы и моё здоровье».



1



0,5



0,5

2

Что такое здоровье, и от чего оно зависит.

Практические занятия:

Анализ рисунков на тему здоровье. Занятие-обсуждение рассказа «Куда пойти лечиться».



1



0,5



0,5

Питание и жизнь (12 часов)

3

Зачем мы едим?

Практические занятия:

Занятие - обсуждения высказывания И.П. Павлова о «хлебе пасущем». Д/з написать «Что ты ел вчера?»



1



0,5



0,5



4

Кто и что употребляет в пищу?

Практические занятия:

Игра «Что разрушает здоровья». Занятие – обсуждение по стихотворению С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

1

0,5

0,5



5

Значение питания для человека.

Практические занятия:

Групповая работа: обсуждение структуры тела человека различных соединений.



1



0,5



0,5



6

Заболевание, обусловленные неправильным питанием.

Практические занятия:

Самостоятельная работа: выписать продукты, в которых есть сахар. Работа в группах: составление рекомендаций.



1



0,5



0,5



7

Разнообразие в питание. Почему нужно употреблять разнообразные продукта.

Практические занятия:

Групповая работа: заполнение таблицы «необходимые вещества в продуктах».



1



0,5



0,5



8

Что такое рацион.

Практические занят:

Групповая работа: составление рациона на завтрак, обед и ужин.




1



0,5



0,5



9

Основные правила здорового питания.

Практические занятия:

Групповая работа: основные правила питания.

Обсуждение рассказа «Нехочуха».



1



0,5



0,5

10

Твоё здоровье определяется тем, что ты ешь, или рациональное питание.

Практические занятия:

Групповая работа: составить набор продуктов дневного рациона. Игра «Что разрушает здоровье».



1



0,5



0,5

11

Гигиена продуктов пищи. Свежие и несвежие продукты.

Практические занятия:

Как отличить несвежие продукты.



1



0,5



0,5



12

Консерванты и здоровье.

Практические занятия:

Оздоровительная минутка.



1



0,5



0,5

13

Ядовитые ягоды и грибы.

Практические занятия:

Групповая работа: «разбираем грибы и ягоды».



1



0,5



0,5

14

Пищевые отравления, их признаки и первая помощь в экстренных ситуациях.

Практические занятия:

Практикум «Помоги себе сам», «Оздоровительная минутка».



1



0,5



0,5

Движение и жизнь (8 часов)

15

Что даёт нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг).

Практические занятия:

Беседа о «командах мозга».



1



0,5



0,5



16

Что нужно двигательной системе для нормальной работы? Как в организме образуется энергия?

Практические занятия:

Групповая работа: Обсуждение вопроса «Можно ли жить, не питаясь?»



1



0,5



0,5



17

Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности.

Практические занятия:

Упражнения с мышцами. Оздоровительная минутка.



1



0,5



0,5



18

Подвижные игры, физкультура, спорт.

Практические занятия:

Игры в зале: «Лови-бросай», «Кто дальше», «Угадай что делали».



1



0,5



0,5



19

Физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно?

Практические занятия:

Групповая работа: вспомнить пословицы о труде.



1




0,5



0,5



20

Физическая активность – форма и образ жизни, залог долголетия.

Практические занятия:

Чтение и обсуждение рассказа Г. Н. Сперанского «Секрет долголетия».



1



0,5



0,5



21

Заболевание двигательной системы.

Практические занятия:

Упражнения для исправления неправильной осанки.



1



0,5



0,5



22

Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.

Практические занятия:

Работа в парах: Правило оказания первой помощи.





1





0,5





0,5

Развитие и жизнь (10 часов)

23

Непрерывность жизни.

Практические занятия:

Групповая работа: Составления схемы родства между учеником.



1



0,5



0,5



24

Рождение. Что значить расти и развиваться?

Практические занятия:

Работа с трафаретом детской ладошки.



1



0,5



0,5



25

Что необходимо маленькому ребёнку, чтобы вырасти здоровым.

Практические занятия:

Чтение отрывка из сказки Р. Киплинга «Маугли».



1



0,5



0,5



26

Резервы нашего организма.

Практические занятия:

Составление проекта по закаливанию организма.



1



0,5



0,5



27

Как чувствовать себя комфортно: самому с собой, с родителями, друзьями, учителями, другими людьми.

Практические занятия:

Чтение сказки Л.Н. Толстого «Белка и волк».



1



0,5



0,5



28

Как правильно разговаривать.

Практические занятия:

Работа в парах: составить диалог с родителем, учителем, сверстниками используя вежливые слова.



1



0,5



0,5



29

Задаём вопросы и отвечаем на них.

Практические занятия:

Работа в парах: вопрос ответ.



1



0,5



0,5



30

Какие бывают люди и чего от них ждать.

Практические занятия:

Нарисовать рисунок о добре.



1



0,5



0,5



31

Как научиться жить среди различных людей.

Практические занятия:

Ролевая игра «Кто сядет на стул?»



1



0,5



0,5



32

Какие знания о здоровье ты считаешь наиболее важными.

Практические занятия:

Заполнение анкеты «Знание о здоровье».



1



0,5



0,5

Хотим быть здоровыми - действуем (2 часа)

33

Как помочь другим задуматься о своём здоровье.

Практические занятия:

Анкетирование.



1



0,5



0,5



34

Какими знаниями о здоровье: ты считаешь такими важными, что их должен знать каждый

Практические занятия:

Итоговое занятие: подвижные игры.



1



0,5



0,5



Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 2 года обучения учащиеся должны

Знать:

О причинах и признаках болезней, что такое здоровье и от чего оно зависит; понимать значения выражения «здоровый образ жизни»;

признаки пищевых отравлений; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; знать, что такое физическая активность.

Уметь:

Заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах;

помочь себе при отравлениях консервами и ядовитыми грибами и ягодами;

Способ проверки: Опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».

Учебный план

Третий год обучения



п/п

Содержание

разделов

Количество

часов



Теория



Практика



1



Ещё раз о здоровье



3



1,5



1,5



2



Непрерывность жизни



9



4,5



4,5



3



Здоровье и общество



19



9,5



9,5



4



Хочешь быть здоровым - действуй



3



1,5



1,5



5



Итого:



34



17



17































Учебно-тематический план 3 года обучения

Урока

Разделы программы

Кол-во часов



Теория



Практика

Ещё раз о здоровье (3 часа)

1

От чего зависит твоё здоровье.

Практические занятия:

Групповая работа: «Мои каникулы и здоровье».



1



0,5



0,5

2

В чём ты сам можешь помочь себе и другим?

Практические занятия:

Оказание первой помощи.



1



0,5



0,5

3

Когда нужно звать на помощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу?




1



1



--

Непрерывность жизни (9 часов)

4

Периоды жизни человека.

Практические занятия:

Составление возрастной шкалы жизни.

1

0,5

0,5



5

Сколько живёт человек.

Практические занятия:

Составление общей анкеты для опроса пожилых людей.



1



0,5



0,5



6

Как продлить молодость.

Практические занятия:

Составление общего «портрета долгожителя».



1



0,5



0,5



7

Мужчины и женщины, мальчики и девочки.

Практические занятия:

Групповая работа по заполнению анкеты.



1



0,5



0,5



8

Чем отличаются девочки и мальчики?

Практические занятия:

Вежливое обращение с девочками.



1



0,5



0,5

9

Как нужно относиться друг от друга.

Практические занятия:

Работа с анкетой.



1



0,5



0,5

10

Дружба, любовь, семья.

Практические занятия:

Чтение стихов о любви и их обсуждение.



1



0,5



0,5

11

Твоя семья – настоящая и будущая.

Практические занятия:

Групповая работа над текстом о составе семьи.



1



0,5



0,5



12

Твоё отношение к членам семьи.

Практические занятия:

Игра «Дерево любви».




1



0,5



0,5

Здоровье и общество (19 часов)



13


Что такое общество?

Практические занятия:

Тест на знание правил поведения в общественных местах.



1



0,5



0,5



14

Почему люди живут вместе?

Практические занятия:

Мозговой штурм.

1

0,5

0,5



15

Твоё окружение: семья, друзья, школа, улица.

Практические занятия:

«Моё окружение».



1



0,5



0,5



16

Доброе и злое в поведении людей.

Практические занятия:

Анкета «Исповедь»



1



0,5



0,5



17

Как возникают конфликты?

Практические занятия:

Групповая работа по карточкам: причины возникновения конфликтов.



1



0,5



0,5



18

Как нужно поступать в случае конфликта?

Практические занятия:

Групповая работа по разрешению конфликтов.



1



0,5



0,5



19

Что такое обида?

Практические занятия:

Мозговой штурм, какие причины вызывают обиду у человека.



1




0,5



0,5



20

Что делать, если ты кого-то обидел?

Практические занятия:

Работа в парах: составить диалог на умение применять различные слова утешения.



1



0,5



0,5



21

Как относиться к обидам, неприятностям, огорчения?

Практические занятия:

Обсуждение, какими факторами определяется понятие «здоровье».



1



0,5



0,5



22

Страх и тревога.

Практические занятия:

Д/З. написать эссе о своих страхах и тревогах, как с ними бороться.





1





0,5





0,5


23

Как снять напряжение, избавиться от страха?

Практические занятия:

Обсуждение домашнего задания (работа в парах).



1



0,5



0,5

24

Что такое самовоспитание.

Практические занятия:

Ролевая игра в группах по сюжету.



1



0,5



0,5



25

Как правильно принять решение и как предвидеть последствия своих поступков.

Практические занятия:

Групповая работа: составление ситуаций.



1



0,5



0,5



26

Ты и взрослые. Всегда ли нужно подрожать взрослым?

Практические занятия:

Работа в парах: «Хорошие и плохие поступки взрослых».



1



0,5



0,5



27

Дурные привычки.

Практические занятия:

Групповая работа: отрицательные и положительные привычки (заполнение таблицы).



1



0,5



0,5



28

Опасности взрослого мира. Курение.

Практические занятия:

Беседа о пассивном курении.



1



0,5



0,5



29

Алкоголь (Наркотики).

Практические занятия:

Анализ беседы С. Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Пирамида».



1



0,5



0,5



30

Насилие.

Практические занятия:

Беседа с классом и обсуждение морального насилия.



1



0,5



0,5



31

Как вредные привычки и опасности взрослого мира могут навредить тебе.

Практические занятия:

Групповая работа на тему «Что нужно предпринять, чтобы жизненные планы стали реальностью». Д/З. написать мини-сочинение.





1





0,5





0,5

Хочешь быть здоровым – действуй (3часа)



32

Что ты ценишь в жизни больше всего?

Практические занятия:

Обсуждение значения термина «жизненные ценности» заполнение таблицы с классом.



1



0,5



0,5



33

Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями поступками?

Практические занятия:

Индивидуальная работа «Решение проблемной ситуации».



1



0,5



0,5



34

Как помочь своему здоровью и здоровью окружающих.

Практические занятия:

Групповая работа над проектами. Конкурс.



1



0,5



0,5

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 3 года обучения учащиеся должны

Знать:

понятие «вредные привычки» и методы работы с ними;

что такое конфликт и как с ним бороться;

как правильно принимать решение;

что такое добро и зло.

Уметь:

применять на практике методы борьбы с вредными привычками;

выходить из разного рода конфликтов;

вовремя принимать правильное решение;

отличать добро от зла.

Способ проверки: Опрос на занятиях после пройденной темы; подведение итогов.

























Учебный план

Четвёртый год обучения



п/п

Содержание

разделов

Количество

часов



Теория



Практика



1



Познай себя



5



2,5



2,5



2



Правило общения



5



2,5



2,5



3



Общение и конфликт



8



4



4



4



Здоровье и эмоции



4



2



2



5



Школа и здоровье



7



3,5



3,5



6

Знаешь, как быть

здоровы, - действуй!



3



1,5



1,5



7



Итого:



32



16



16



























Учебно-тематический план 4 года обучения

Урока



Разделы программы

Кол-во часов



Теория



Практика

Познай себя (5 часов)



1

Твои жизненные ценности.

Практические занятия:

Групповая работа «Что ты больше всего ценишь в жизни?» Анкетирование.



1



0,5



0,5



2

Ты и твоё здоровье.

Практические занятия:

Работа с пословицами. Заполнение анкеты.



1



0,5



0,5



3

От чего зависит твоё здоровье?

Практические занятия:

Викторина: «Твоё здоровье – в твоих руках».



1



0,5



0,5



4

Что даётся тебе от рождения.

Практические занятия:

Работа в группах: вспомнить определение понятий «рост» и «развитие». Составление памятки «От чего зависит рост и развитие детей».



1



0,5



0,5



5


Что ты можешь сам сделать для своего здоровья.

Практические занятия:

Просмотр мультфильма «Ох и Ах». Характеристика героев. Анкетирование.



1



0,5



0,5

Правило общения (5 часов)



6

Почему важно уметь общаться с другими людьми.

Практические занятия:

«Мозговой штурм» на тему «Почему человеку труднее жить в одиночестве, чем в окружении других людей?».



1



0,5



0,5



7

Общение и здоровье.

Практические занятия:

Конкурс на составление лучшей сказки о компьютере.



1



0,5



0,5



8

Основные правила общения с ровесниками и старшими.

Практические занятия:

Игра: «Вредные и полезные советы».



1



0,5



0,5



9

Знакомые и незнакомые люди.

Правило общения.

Практические занятия:

Составить: «Алгоритм осторожности».




1



0,5



0,5



10

В каких ситуациях при общении необходимо соблюдать осторожность?

Практические занятия:

Работа в парах: составление диалогов общения с незнакомыми людьми в различных ситуациях.



1



0,5



0,5

Общение и конфликт (8 часов)



11

Что такое конфликт?

Практические занятия:

Работа в группах: «Продолжи фразу: Конфликт-это …..” ».

Чтение рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг».



1



0,5



0,5



12

Почему возникают конфликты между людьми?

Практические занятия:

Игра «Нападающий и защищающий».

Чтение сказки «Ёжики».



1



0,5



0,5



13

Кто может стать участником конфликта?

Практические занятия:

Составление кластера «Кто может быть участником?» и его обсуждение.



1



0,5



0,5



14

Как найти пути решения конфликтной ситуации?

Практические занятия:

Ролевая игра в парах. Психологическая игра «Ослиная шкура».



1



0,5



0,5



15

Посредничество.

Практические занятия:

Разбор конфликтной ситуации.



1



0,5



0,5



16

Как научиться прощать?

Практические занятия:

Групповая работа «Найди способ простить».



1



0,5



0,5



17

Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс?

Практические занятия:

Тест «Можешь ли ты пойти на компромисс?».

Тренинг на снятие напряжения, отрицательных эмоций



1



0,5



0,5



18

Конфликты и здоровье.

Практические занятия:

Психологическая игра «Ласковые ладошки».



1



0,5



0,5

Здоровье и эмоции (4 часа)



19

Твои эмоции и здоровье.

Практические занятия:

Игровая ситуация «Два волшебника».

Д/З. составить рекомендации для Злого волшебника.




1



0,5



0,5



20

Положительные и отрицательные эмоции.

Оптимизм и пессимизм.

Практические занятия:

Игровая ситуация «Добрый и злой волшебник».



1



0,5



0,5



21

Умеешь ли ты управлять своими эмоциями?

Практические занятия:

Игра «Пишущая машинка», «Какой я есть и каким бы я хотел быть?».

Тест «Умеешь ли ты управлять своими эмоциями».



1



0,5



0,5



22

Как влияют эмоции на общение?

Эмоции и конфликты.

Практические занятия:

Тренинг – игра «Танцы».



1



0,5



0,5

Школа и здоровье (7 часов).



23

Зачем человеку нужна школа?

Как научиться учиться.



1



1



--



24

Почему мы иногда не любим, ходить в школу?

Практические занятия:

Работа в группах: анализ возможных причин, приводящих к неудачам в школе.



1



0,5



0,5



25

Как нужно слушать на уроке.

Внимание и память.

Практические занятия:

Игры и упражнения на развитие внимания и память.



1



0,5



0,5



26

Правило познания и школьные предметы.

Практические занятия:

Работа в группах: игра «Юные исследователи».



1



0,5



0,5

27

Как работать с текстом учебника.






28

Как готовить домашнее задание.

Практические занятия:

Построение и презентация кластеров по теме «Общение».



1



0,5



0,5



29

Составление планов и опорных конспектов.

Практические занятия:

Индивидуальная работа: написание опорного конспекта по составленным планам.

Работа в парах: обмен конспектами и выставление оценки друг другу.



1



0,5



0,5

Знаешь, как быть здоровым, - действуй! (3часа)

30

Как принимать решения, делать правильный выбор во благо здоровья.

Практические занятия:

Тест на сохранение здоровья.



1



0,5



0,5

31

Как действовать, чтобы сберечь здоровье – важнейшую жизненную ценность.

Практические занятия:

Составление памятки «Как сохранить и укрепить своё здоровье».



1



0,5



0,5

32

Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым?

Планируем вместе.

Практические занятия:

Конкурс на лучшую идею проекта.



1



0,5



0,5





Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 4 года обучения учащиеся должны

Знать:

Что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.

Уметь:

Понимать, какое чувство провоцирует тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость). Стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики. Уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

Способ проверки:

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; в конце года проведение праздников: спортивный праздник «День здоровья».















































Дополнительные обобщающие материалы



Литература для педагога:

  1. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Пособие для учителей. / О.С. Богданова, О. Д. Калинина. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

  2. Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 192 с.

  3. Виноградов Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы. М., 1995.

  4. Гостюшин А. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. 256 с.

  5. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирование конфликтов. / Под ред. Д. Шапиро. – Кишинёв: АРС, 1997.

  6. Королёва Т.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: пособие по гигиене подлости рта для начальной школы. М., 1996 г.

  7. Общая биология: учебник для 10 11 классов с углублённым изучением биологии в школе. / Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного. – М.: Просвещение, 1995. – 544 с.

  8. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса трёхлетней начальной школы М.: Просвещение, 1995. 160 с.



Литература для учащихся:

  1. Анастасова, Л.П. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: альбом – задачник. (1-3 класс) / Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский.- М.: Вентана Граф, 1997. 64 с.

  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Мир и человек. Окружающий нас мир: Учебник для 1 класса. М.: Новая школа, 1996. 160 с.

  3. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра / под ред. докт. мед. наук Колбанова В.В. СПб.: Акцидент, 1994.

  4. Зайцев Т.К. Твои первые уроки здоровья. 1995.

  5. Пармс К.А., Либерман Л.Р., Кроун К.В. Путешествия Джуно: Приключения в стране «Здоровье»: Учебник для 1 класса. 2-е изд. М.: Просвещение, 1992. 96 с.

Дополнительная внеурочная программа "Урок здоровья" для 1-4 классов
  • Физкультура
Описание:

      Данная программа разрабатывалась для того чтобы дети с раннего возраста уважительно относились к своему здоровью. Значимость данной программы являеться главной ценностью их здоровья, научить их выбирать здоровый образ жизни. Необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.

        Данная программа имеет свою цель раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие решать задачу современного образования. Учиться быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Автор Савзалиева Ирина Файзалиевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 9830
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓