Главная / Другое / Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Учимся у природы»

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Учимся у природы»


hello_html_7984cf07.jpg



Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности одобрена на заседании методического объединения «Творческая мастерская» отделения восстановительного лечения и реабилитации ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

(протокол № 1 от «9»января 2014г)

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся у природы» утверждена на заседании медико-социально-психолого-педагогического консилиума ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (протокол № 2от «24»января 2014г)




Разработчик программы:


Есипенко Л.В., социальный педагог первой квалификационной категории ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», отделение восстановительного лечения и реабилитации,


Рецензент: проректор по учебно-методической деятельности ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» ,д.п.н., профессор Переломова Н.А.


































Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Учимся у природы» адресована детям –инвалидам, детям с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста , родителям(лицам, их заменяющим) .

Содержание программы учитывает Государственный стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям-инвалидам , детям с ограниченными возможностями здоровья государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области

Знакомство с окружающим миром - словно путешествие по многоводной , неизведанной реке. Какие тайны она хранит в себе ? Что ждет нас в пути ? Куда приведет эта река ?..

Мы можем поплыть по ней на старом плоту, боясь утонуть , не доплыть. Можем идти по берегу и пассивно наблюдать . Но , сделав однажды надежную лодку, взяв в руки удобные весла, мы можем слиться с рекой, стать ее частью , обрести уверенность, стремясь к неизведанному. В нас проснется пытливый исследователь , открыватель мира , а те чувства эмоции , ощущения которые мы испытаем в пути, навсегда останутся в нашей памяти.

Причинами неправильного отношения детей к объектам живой природы могут быть недостаточный эмоционально-чувственный опыт общения с объектами живой природы, несформированность навыков ухода за ними ,низкий уровень развития наблюдательности , недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как о живых существах ,плохой пример взрослых. Все эти причины возникновения неправильного отношения к природе в полной мере относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья, поступающими на реабилитацию в реабилитационный центр.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся у природы» поможет стать компасом, путеводной звездой тем детям, которым адресована эта программа.

Программа «Учимся у природы» отвечает на вопросы:

- что давать детям;

- какая информация станет им интересной и полезной;

- посредством чего осуществлять наглядность доступность , проблемность?

-как это повлияет на социальную интеграцию ребенка с ОВЗ в общество здоровых сверстников.

Отправляясь с детьми в путешествие, программа располагает «веслами», которые помогут детям двигаться вперед в заданном направлении. Такими «веслами» являются различные методы экологического обучения:

- Наблюдения (Общение ребенка с объектами природы придают яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни , обогащает его опыт познания других и самопознания , формирует сострадание к живому существу , желание заботиться о нем).

- Игры ( настольные , компьютерные , дидактические). Дидактические игры способствуют развитию памяти , внимания , наблюдательности , активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь , развивают у детей умение играть вместе , что очень важно для развития детей , которые не посещают детские сады и школы.

- Беседы и разговоры с детьми на экологические темы.

- Экскурсии . Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы , сезонные изменения , видеть растения и животных в среде их обитания. Во время экскурсий представляется возможность собрать разнообразный природный материал , для дальнейшего его использования в продуктивных видах деятельности.

- Изготовление поделок из природного материала . Поделки из природного материала — не просто забава и приятное развлечение . Это настоящее мастерство . Как неповторима природа , так неповторимо и то , что создано из ее даров . Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде .Используются различные материалы : листья , цветы , яичная скорлупа , крупы шишки , хвоя , камни, ракушки , скорлупа орех , дети сами выбирают материал , с которым они хотели бы работать.

- Занятия пластилинографией способствуют снятию мышечных зажимов , двигательной и эмоциональной разгрузке . Пластилинография позволяет стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев.

- Для формирования доброжелательного отношения к объектам живой природы используется метод работы с бумагой – «Объемная аппликация». Создавая своими руками цветок, ребенок узнает не только строение растения, но и учится бережно и внимательно относится к живым деревьям и цветам . Ведь , для того чтобы изготовить свою работу он затратил много сил времени. А сколько нужно времени чтобы вырос настоящий цветок «Объемная аппликация» - наиболее оптимальный метод работы с детьми с ограниченными возможностями .

Известно , что ведущей сферой психического развития ребенка является эмоциональная сфера .Вот что сказал об этом В. А. Сухомлинский : «.. В периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной , а запоминание происходит наиболее интенсивно».

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся у природы» поможет придать процессу познания окружающего мира яркую эмоциональную окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию . Важно помнить , что только при условии гармоничного развития двух основных сфер : интеллектуальной и эмоциональной - возможна гармония личности.

Реабилитационный центр принимает на реабилитацию детей с различными патологиями развития, с различным уровнем развития физического и психического здоровья, познавательных интересов и способностей, уровнем социальной депривации, так как дети-клиенты центра из-за физического, психического, интеллектуального отклонения от принятых норм развития не посещают образовательных учреждений, находятся на домашнем или дистанционном обучении.

Для разработки индивидуального образовательного маршрута программой предусмотрено экспресс-тестироване (диагностика) Основная форма работы с детьми – групповые занятия, так как главная задача программы социально-педагогической направленности – это создание условий для успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Занятия строятся с учетом основного развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом ( умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения , видеть и понимать красоту окружающего мира) , а также на совершенствование речи, мышления, творческих способностей , культуры чувств . Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний , а пониманию и оценке происходящего , совместной практической деятельности педагога и детей Занятия состоят из трех частей :

1 часть – беседа (рассказ, экскурсия, рассматривание дидактических альбомов , энциклопедий , просмотр фильмов о природе , наблюдения )

2 часть – экологические игры ( настольные , дидактические , компьютерные )

3 часть – продуктивная и опытническая деятельность

Все виды деятельности объединены одной темой , что позволяет детям познавать целостную картину окружающего мира . На занятии происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала.

Курс реабилитации ребенка имеет временные границы, регламентированные Государственным стандартом оказания социальных услуг, утвержденным Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, поэтому большая доля ответственности за успешность социальной интеграции ложится на семью ребенка.

Программа «Учимся у природы» включает проведение занятий детей вместе с родителями ,консультации для родителей, как групповые, так и индивидуальные.

1.Цель:

Последовательное формирование целостной картины окружающего мира развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала.

Задачи:

– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе .
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры.

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Учимся у природы» может быть реализована в социальных учреждениях , дошкольных учреждениях , во внешкольных учреждениях для работы с детьми дошкольного возраста

Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы социально -педагогической направленности «Учимся у природы» от одного до пятнадцати курсов реабилитации . Один курс реабилитации включает в себя шесть занятий .Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от количества курсов реабилитации ребенка .Такой подход отражает реальную практику и удобен для педагогов.

Освоение содержания программы «Учимся у природы» через следующие виды занятий : индивидуальные , групповые занятия , экскурсии , викторины , индивидуальные и групповые консультации .

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы социально- педагогической направленности «Учимся у природы» определяется путем диагностики , мониторинга .

Программа « Учимся у природы» содержит следующие структурные компоненты : описание цели , планируемые результаты , учебный план ,рабочие программы модулей , описание организационно-педагогических условий , приложение .

2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы социально -педагогической направленности «Учимся у природы» :

  • Социальная интеграция детей с ОВЗ,

  • Снижение уровня социальной депривации семей, воспитывающих детей с ОВЗ

  • воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира,

  • формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

  • привитие навыков экологически грамотного поведения в природе .

  • Повышение уровня экологической культуры семьи в целом.

3. Перспективный план :

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает пять возрастных периодов физического и психического развития детей. В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания .Содержание реализуется в 5 модулях, которые разделены на 3 блока по 6 занятий каждый :



Модуль1. Экологические занятия 0 группа ( дети 0-3лет)

Модуль 2. Экологические занятия 1 группа (дети 3-4 года)

Модуль3. Экологические занятия 2 группа (дети 4-5 лет)

Модуль4. Экологические занятия 3 группа (дети 5-6 лет)

Модуль5. Экологические занятия 4 группа (дети6-7лет)






Наименование разделов

Всего

занятий

Виды

учебных

Занятий


Консуль-

тация

для

родителей

Форма

контроля

Вводное

занятие

Практическое

занятие

1

Модуль1.

Экологические занятия

0 группа

18

3

15

3

Диагностика

Беседа

Итоговая работа

2

Модуль 2.

Экологические занятия

1 группа

18

3

15

3

Диагностика

Беседа

Итоговая работа

3

Модуль 3.

Экологические занятия

2 группа

18

3

15

3

Диагностика

Беседа

Итоговая работа

4

Модуль 4.

Экологические занятия

3 группа

18

3

15

3

Диагностика

Беседа

Итоговая работа

5

Модуль 5.

Экологические занятия

4 группа

18

3

15

3

Диагностика

Беседа

Итоговая работа


Итого

90







4. Рабочая программа модулей

4.1 Модуль 1 «Экологические занятия 0 группа»

Цели :

Ознакомление с доступными явлениями природы.

Формирование умения узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (3—4 вида) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (2—3 вида, характерных для данной местности) и называть их.

Формирование умения различать по внешнему виду овощи (2—3 вида) и фрукты (2—3 вида).

Привлечение внимания детей к красоте природы в разное время года.

Воспитание бережного отношения к растениям и животным.

Формирование основ взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Формирование элементарных представлений об изменениях в природе

4.1.1 Содержание :

Блок 1 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Формирование первичных знаний о животных и растениях»

Тема 2 : Падают листочки

Содержание: Знакомство с цветовой гаммой осенних листьев, Подвижная игра, выкладывание узора на ковре. Рисование трафаретом «Листочки»

Тема 3: Поймай бабочку

Содержание : Знакомство с бабочкой, формирование правильного отношения к насекомым, воспитание бережного отношения к живым существам , собрать разрезную бабочку ( 2 части) . Лепка «Гусеница»

Тема 4 : Чудесная корзинка

Содержание: Знакомство с овощами , кормление животных овощами. Рисование «Помидор»

Тема 5 : Птички хотят пить

Содержание: Знакомство детей со свойствами воды : льётся , журчит, рассматривание попугайчиков, воспитание доброго чувства к птицам, подвижная игра.

Тема 6 : Чудесный мешочек

Содержание Закреплять знания детей в названии фруктов , узнавать их на картинке; воспитывать любовь к природе, д\игра « Собери картинку ». Лепка «Яблоко»


Блок 2 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Формирование интереса к активному взаимодействию с окружающим миром»

Тема 2 : Серенькая кошечка

Содержание: Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные части : хвостик , ушки , глазки , наблюдение за животными, воспитание добрых чувств по отношению к животным , желание заботиться о них , подвижная игра «Кошечка». Рисование (карандаш) «У котика усы».

Тема 3 : Курочка и цыплятки

Содержание : Дать представление о том, как двигается курочка, клюет зернышки, подвижная игра. Объемная аппликация «Корм для птичек».

Тема 4 : Кто в домике живет?

Содержание: Находить и показывать игрушки по названию, соотносить реальные объекты со стихами , игра «Кто в домике?».

Тема 5 : В лес к друзьям

Содержание: Побуждать детей узнавать и называть животных леса , развивать восприятие , умение рассматривать, подвижная игра «Мишка, ты нас не пугай»

Тема 6 : Белоснежные комочки

Содержание: Формирование у детей элементарных представлений о зиме: идет снег ,холодно, падают снежинки; игра со снежками.


Блок 3 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Первые художественные игры с камешками (раковинами , палочками)»

Тема 2 : Маленькая елочка

Содержание : Побуждать детей выделять елочку среди деревьев .Обрывная аппликация «Елочка»

Тема 3 : Где живут звери?

Содержание : Способствовать пониманию значений слов «домашние» и дикие» применительно к некоторым широко известным животным (мишка, зайка, собака, кошка) , развивать пассивный словарь названиями основных частей тела животных: хвост , лапы, голова , уши; различать на картинках места обитания животных: в лесу, дома. Дид.игра «Животные»

Тема 4 : Где моя мама?

Содержание: Побуждать детей соотносить названия детенышей животных с

названиями самих животных ,закрепить в речи Развивать звукоподражание и

воспитывать заботливое отношение к животным.

Тема 5 : Яркие звездочки

Содержание : Формировать элементарные представления о временных отношениях день-ночь, приобретать навык наблюдения.

Тема 6 : Выходи , дружок, на зеленый лужок

Содержание : Дать представление об одуванчике и ромашке , учить находить такой же цветок, воспитывать любовь к природе, игра «Собери цветок».


Результаты: (дети умеют, знают) :

узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (3—4 вида) и их детенышей и называть их;

узнавать на картинках некоторых диких животных

различать по внешнему виду овощи (2—3 вида) и фрукты (2—3 вида).

бережно относятся к растениям и животным.

рассматривают растения и животных, не нанося им вред

имеют представления о сезонных изменениях


4.2 Рабочая программа модуля 2 «Экологические занятия 1 группа»

Цели :

Расширение представлений детей о растениях и животных.

Продолжение знакомства с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знакомство с обитателями уголка природы.

Расширение представлений о диких животных

Формирование умения наблюдать за птицами .

Расширение представлений о фруктах ,овощах .

Знакомство с комнатными растениями .

Знакомство с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Формирование представлений о свойствах воды, песка, снега .

Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомство с правилами поведения в природе.

4.2.1 Содержание :

Блок 1 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей 3-4 лет»

Тема 2: Облака бегут по небу.

Содержание: Развивать у детей элементарные представления (облака летят высоко — высоко, облака могут менять форму, цвет. Побуждать детей замечать простейшие взаимосвязи (наличие ветра и движение облаков) , воспитывать интерес к данному явлению . Работа с природным материалом (вата) «Облака»

Тема 3: Веселые овощи

Содержание: Развивать у детей элементарные представления об овощах. Кормление животных. Обрывная аппликация «Морковка для кролика»

Тема 4: Котенок

Содержание : Учить детей узнавать котенка, отличать от кошки , выделять некоторые особенности внешнего вида (маленький, серый, с пушистой шерсткой, есть голова, ноги, глаза, язычок); познакомить с особенностями поведения . Ввести в активный словарь слова : лакает, играет, мяукает .Работа с природным материалом (вата) « Котенок»

Тема 5: Белый снег пушистый.

Содержание: Развивать у детей общее представление о снеге (холодный, падает с неба из тучки . Активизация словарного запаса (снежинка, кружится , замело, снегопад. Подвижная игра «Снежинки». Работа с природным материалом ( яичная скорлупа) «Снег кружится»

Тема 6: Пушистые одуванчики

Содержание: Вызвать у детей желание полюбоваться летящими пушинками, белоснежными головками цветов ; эмоциональный отклик на интересное явление (подули на одуванчик - полетели пушинки) . Работа с природным материалом (вата) «Белый одуванчик»

Блок 2

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «У меня живет цветок»

Тема 2: Растет она вниз головой.

Содержание: Развивать у детей представление об изменениях, происходящих вокруг, способность к наблюдению за появлением сосулек, капелью. Воспитывать интерес к явлениям природы , а также осторожность (сосульку нельзя грызть и лизать) Пластилинография «Сосульки».

Тема 3: Красный сарафанчик, черные горошки

Содержание: Развивать у детей элементарные представления о насекомых (

жучок - ползает , летает, есть лапки и усики). Работа с природным материалом (

скорлупа грецкого ореха) «Божья коровка».


Тема 4: Зелененькие листики

Содержание: Развивать элементарные представления о том ,что на деревьях есть листочки , что они разные .Работа с природным материалом (листья) «Листочек»

Тема 5 : Ай да фрукты.

Содержание : Развивать элементарные представления о фруктах . Активизация и

расширение словарного запаса (яблоки, груши, сливы , апельсин). Работа с

природным материалом ( крупа) «Яблочко».

Тема 6 : Добродушный толстячок.

Содержание: Побуждать детей к наблюдению за морской свинкой. Показать детям особенности строения, внешнего вида (маленькая, с блестящими глазками, сидит, бегает, прыгает, грызет, посвистывает). Поощрять эмоциональный отклик. Пластилинография «Угощение для свинки»

Блок 3

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Ура! Пикник!»

Тема 2: Рыбки -это не игрушка

Содержание. Наблюдение за рыбками. Развивать элементарные представления о рыбке, особенностях ее поведения, кормления (живет в воде , у нее есть тело, плавники , хвост, рыбка движется с помощью них, берет корм с поверхности воды). Работа с природным материалом (яичная скорлупа) «Рыбка».

Тема 3: Комочек пуха

Содержание: Развивать у детей элементарные представления о кролике, его внешнем виде, особенностях поведения обогащать словарь (пушистый, длинные уши, короткий хвост, прыгает, грызет . )Вызвать и поддержать эмоциональный отклик, желание погладить. Рисование «Морковка, для кролика».

Тема 4 : Утенок

Содержание: Знакомство детей с домашними птицами . Особенности строения ( есть клюв , лапки, крылья,) . Особенности поведения (пищат , умеют плавать, едят травку). Пластилинография «Утенок».

Тема 5: Лесные гости

Содержание : Формировать представления о лесных животных , познакомить с особенностями внешнего вида .образом жизни . Пластилинография «Ежик».

Тема 6: Урожай

Содержание : Формирование элементарных обобщенных представлений о фруктах и овощах ( растут на грядке или в саду), развитие умения обследовать , выделять свойства .Дид.игра «Угадай ,что в корзинке». Объемная аппликация «Яблоня».


Результаты (дети умеют ,знают):

Знают 3-4 домашних и диких животных и их детеныша, особенности их поведения и питания.

Умеют наблюдать и ухаживать за обитателями уголка природы.

Наблюдают за птицами .

Имеют представления о насекомых (3—4 вида, характерных для данной местности).

Умеют отличать и называть по внешнему виду: овощи (3—4 вида), фрукты (3—4 вида), ягоды (3—4 вида).

Знают характерные особенности следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Имеют представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.


4.3 Рабочая программа модуля 3 «Экологические занятия 2 группа»

Цели :

Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними .

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Давать начальное представление о приспособленности растений и жи­вотных к среде обитания.

Продолжать учить различать и называть овощи, фрукты и ягоды.

Уп­ражнять в умении узнавать разные породы деревьев.

Приобщать детей к уходу за комнатными растениями.

Расширять представления о домашних и диких животных и их детенышах.

Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней .

4.3.1 Содержание :

Блок 1 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей 4-5 лет»

Тема 2: Фрукты и овощи

Содержание : Уточнить представления о фруктах и овощах : названиях, форме, цвете, вкусе , запахе, твердости , рассказать о некоторых способах употребления в пищу; развитие сенсорных способностей, формировать умение объединять плоды по сходному признаку; местах их произрастания (огород, сад). Пластилинография «Овощи»

Тема 3: Наблюдение за рыбами

Содержание : Учить узнавать и называть рыбок, выделять общие для рыб признаки (есть голова, туловище, плавники , хвост) ; уточнять знания об условиях, необходимых для нормального самочувствия рыбок (в аквариуме должна быть чистая вода, песок, камешки, рыбок надо кормить) , вызвать желание ухаживать за рьтбками . Обрывная аппликация «Рыбка».

Тема 4 : Что растет в лесу?

Содержание : Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев , кустарников , растут ягоды и грибы . Обрывная аппликация «Осень в лесу»

Тема 6: Кто живет в лесу?

Содержание: Расширение представлений детей о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том , что в лесу живут разные животные( заяц, волк, белка, лиса, ёж, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу, учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. Работа с природным материалом (яичная скорлупа) «Ёжик».


Блок 2

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Познаем мир»

Тема 2: Наблюдение за кроликом

Содержание : Уточнить представление детей о кролике (небольшое животное, мягкая шерсть; на голове длинные уши , есть рот, глаза, короткий хвост) учить устанавливать связь между характером движения животного и строением его конечностей (кролик прыгает , его задние ноги длиннее передних); уточнить знания о том , чем питается кролик; активизировать словарь за счет слов, обозначающих признаки и действия кролика; воспитание у детей интереса к животным и заботу о них. Формирование первичных навыков по уходу за животными.

Тема 3 : Зимние развлечения

Содержание : Систематизировать представления о характерных зимних явлениях (холодно ,морозно , часто выпадает снег, он белый , холодный , в теплую погоду становится влажным , лепиться , на солнце сверкает; реки и озера замерзают — покрываются льдом ; лед твердый , деревья и кустарники стоят без листьев; ель и сосна зеленые; нет насекомых, птиц мало; дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках) . Опыт – «Цветные льдинки»

Тема 4: Кому нужна вода?

Содержание : Уточнить представления детей о том , что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения , животные , человек ( людям вода нужна для еды, питья , для мытья тела , для уборки , ее берут из водопровода или реки , пруда, колодца. Вода бывает разной температуры. Игры с водой (Рыбалка, Мельница).

Тема 5: Наблюдение за попугаем

Содержание : Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая (сколько крыльев, какие они, для чего они нужны - птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев - они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; строение клюва (толстый , загнутый); особенности питания — клюет зерно, ест зелень , фрукты , морковь .Особенности строения ног: две ноги, короткие, голые; на каждой ноге по четыре пальца с загнутыми когтями, с помощью ног попугай ловко лазает по клетке . Тело попугая покрыто перьями , разнообразной окраски . Работа с природным материалом (перья , шишки) «Птичка».

Тема 6: Посещение зоопарка

Содержание: Формировать представление о диких экзотических животных:

льве, тигре, слоне, обезьяне, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу. Д \ игра «Зоопарк»


Блок 3

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Зеленый урок»

Тема 2: Весна пришла

Содержание: Познакомить с первыми признаками весны [тает снег, появляется трава, набухают почки) ; отметить особенность поведения птиц , зверей (от спячки просыпается еж и медведь, заяц и белка линяют . меняют шерсть , все звери выводят потомство, птицы строят гнезда . Объемная аппликация «Мимоза для мамы».

Тема 3: Летающий цветок

Содержание Узнавать и называть уже известных насекомых, показать 2-З новых насекомых, отметить красоту, необычную окраску, своеобразный полет, места приземления. стремится вызвать интерес детей к ползающим насекомым - жукам муравьям. В каких местах можно встретить божью коровку, почему она заметна среди зелени, какие у жучка крылья, сколько у него лапок. Работа с природным материалом (скорлупа грецкого ореха) «Божья коровка».

Тема 4: Веселый лужок

Содержание : Познакомить с луговыми растениями (ромашкой, колокольчиком); учить узнавать их по расцветке, форме листьев , цветков , воспитывать бережное отношение Д/ игра «Собери цветок». Объемная аппликация «Расцвели одуванчики».

Тема 5: Маленькое семечко.

Содержание : Закрепить представление детей о том , что семена сажают в землю, поливают , из них вырастают растения , для роста растениям нужны свет , влага, тепло. Познакомить детей с приёмами посадки (разложить семена в бороздки, присыпать землей) , вызвать интерес к выращиванию растений. Формирование первичных навыков по уходу за комнатными растениями.

Тема 6: Птицы зимой.

Содержание : Учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, уточнить названия птиц, прилетающих на кормушку, какие звуки издают птицы . Д/ игра ,,Найди птицу,,.


Результаты (дети умеют , знают):

Имеют представление о насекомых (3-4 вида)

Знают 3-4 вида овощей , фруктов , ягод их особенности .

Знают 4-5 видов комнатных растений , способы ухода за ними.

Узнают и называют 3-4 вида деревьев.

Имеют представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Умеют замечать и называть изменения в природе.

Устанавливают простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д.).




4.4 Рабочая программа модуля 4 «Экологические занятия 3 группа»

Цели :

Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умения вести наблюдения.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Продолжать знакомства с комнатными растениями. Закрепление умения ухаживать за ними.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы.

Расширять представления детей о диких животных , где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.

Продолжать знакомства с птицами

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

Формирование представлений о взаимодействии живой и неживой природы. Рассказы о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.


4.4.1 Содержание :

Блок 1 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей 5-6 лет»

Тема 2: Беседа о лете

Содержание: Обобщить и систематизировать представления о лете по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи , температурные условия , явления погоды (гроза, радуга, молния) . состояния растений (рост и цветение , созревание ягод и плодов) , особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных Опыт «Вода нужна всем»

Тема 3: Грибное царство

Содержание: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных ) Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов . Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница). Работа с природным материалом (листья) ,, Грибок,,.

Тема 4:Овощи

Содержание : Формирование обобщенных представлениях об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу) . Уточнить представления о многообразии овощей. Д\ игра «Вершки и корешки». Объемная аппликация «Овощи в корзинке».

Тема 5: Дом под крышей голубой

Содержание : Дать понятие ,что природа - это наш общий дом . Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе. Рассматривание коллекции природных материалов . Д/ игра «Живое – неживое» работа с природным материалом (камни) «Мозаика».

Тема 6: Кто как зимует.

Содержание: Расширять и углублять представление о зимовке зверей ,птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти , зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками, семенами, снегири - ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи , насекомые спрятались под кору деревьев , рыбы спустились на дно рек и озер . учить устанавливать причинно-следственные связи . Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Работа с бумагой «Украшение кормушек»

Блок 2 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Домашние и дикие животные»


Тема 2: Домашние животные

Содержание: Обобщение конкретных представлений о домашних животных ( живут с человеком ,приносят пользу, человек о них заботится) . Д / игра «Зоологическое лото». Объемная аппликация «Мой маленький друг».

Тема 3 : Рассказ о лягушке

Содержание : Изменить у детей неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны в природе эти существа. Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как отражение ее приспособленности к условиям окружающей среды и образу жизни . показать развитие лягушки от икринки до взрослой особи Оригами ,, Лягушонок,,

Тема 4: Зима

Содержание: Конкретизировать и углубить представление о зиме, состояние погоды , типичные осадки , явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона.

Д / энциклопедия «Когда это происходит?». Работа с природным материалом (вата) « Снежная семья».

Тема 5: Воздух и его роль в жизни человека

Содержание : Знакомство детей с понятием,, воздух,,, его свойствами , ролью в жизни человека. Опыт «Как увидеть воздух». Игра с мыльными пузырями.

Тема 6: Зимующие и перелетные птицы

Содержание : Формирование обобщенного представления о зимующих и перелетных птицах. Углубление представления о причинах отлета птиц ( исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли; классификация птиц на зимующих (ворона, воробей ,синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания . Воспитывать любовь к птицам , желание помогать им в зимних условиях . Д/ игра «Что за птица?». Работа с природным материалом «Птичка» (шишки).


Блок 3 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Магия воды»

Тема 2 : Знакомство с комнатными растениями

Содержание : Уточнить и систематизировать знания детей о растениях . Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений . Воспитывать интерес к жизни растений . Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений , уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив , удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений . Закрепить умение выбирать вид ухода . Д/ игра,, Отгадай , что за растение?,,. Опыт,, Почва: необходимость удобрений для роста растений,,. Объемная аппликация Фиалка,,.

Тема 3 : Фрукты

Содержание : Уточнить представление детей о внешних и вкусовых качествах фруктов , о способах их использования в пищу, закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей . Места произрастания фруктов. Рисование методом тычка «В садах созрели яблоки».

Тема 4 : Жизнь диких зверей

Содержание : Уточнить представления об образе жизни ежа, белки , зайца, медведя , о способах защиты от врагов; учить детей выделять основные существенные признаки , лежащие в основе понятия «дикие звери» (живут в лесу, сами добывают пищу, устраивают себе жилище) . Работа с природным материалом (шишки) «Ежата на поляне».

Тема 5: Черепаха

Содержание : Углублять и расширять представления о черепахе :ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь) . Учить устанавливать связь между строением панциря ,его качествами и назначением , а также особенностями передвижения черепахи. дать знания о месте обитания черепахи на суше и на воде . Учить ухаживать за черепахой , вызвать симпатию к ней , интерес. Работа с природным материалом (скорлупа ореха) «Черепашка»

Тема 6: Беседа о весне

Содержание : Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце , тает снег, освобождаются ото льда водоемы , растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются явлениями неживой природы и жизнью растений , животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда; вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. Обрывная аппликация «Грачи прилетели».


Результаты (дети умеют , знают):

Знакомы с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Умеют ухаживать за комнатными растениями.

Имеют расширенные представления о диких , домашних животных.

Называют некоторых животных , обитающих в разных климатических зонах .

Умеют ухаживать за обитателями уголка природы.

Сформированы представления о зимующих и перелетных птицах

Знают о временах года и частях суток.

Отражают свои впечатления в рисовании , лепке ,аппликации .

Делятся впечатлениями об окружающем мире .


4.4 Рабочая программа модуля 5 «Экологические занятия 4 группа»

Цели :

Расширять представления детей о различных природных объектах (воз­дух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, расти­тельности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными .

Объяснять экологические зависимости, осознание которых способству­ет развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуман­ное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культу­ры личности.

Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности рас­тений и животных.

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изме­нениях в природе.

4.5.1 Содержание :

Блок 1 :

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей 6-7 лет»

Тема 2: Лето

Содержание : Углубить и обобщить представления детей о лете , его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом , труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи . Д/игра «Где что зреет».

Тема 3: Какие бывают насекомые

Содержание : Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным признакам : особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы , пчелы О , местам обитания (наземные, водные) ; способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие) .Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым бережное отношение к ним . Д/ игра «Где живет насекомое» .Пластилинография «Бабочка».

Тема 4: Планета Земля в опасности

Содержание : Дать детям представление о том , что планета Земля это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды есть материки -твердая земля —суша, где живут люди . Таких материков несколько : Америка , Африка , Австралия, Европа , Азия , Антарктида. На земном шаре два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ - В океанах и морях живут рыбы и морские звери , на суше ( материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные) , живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, земля, воздух. Планета Земля сейчас в опасности : во многих местах вода, почва, воздух стали грязными . Д/ игра «Океаны и материки». Опыт «Огонь загрязняет воздух».

Тема 5 : Что такое природа ? Живая и неживая природа.

Содержание: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.

Познакомить с основными природными компонентами и их связями . Д/ игра «Живая и неживая природа». Опыт: Гром и молния.

Тема 6 : Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека.

Содержание: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения применения . Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности , творческое воображение. Экскурсия в парк. Д/игра «Узнай целебную траву» . Сбор лекарственных растений.

Блок 2

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Знакомимся с неживой природой»

Тема 2: Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения

Содержание: Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги , они родом из влажных мест, их надо часто поливать , а некоторые- еще и опрыскивать ; другие — с плотными стеблями листьями — засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения . Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев это результат приспособленности засухо - устойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию, поливать комнатные растения надо по разному - в соответствии с их потребностями во влаге. Опыт «Растение теряет воду через испарение». Работа с бумагой «Кактус»

Тема 3: Волк и лиса - лесные хищники

Содержание : Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время . Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи : чуткие уши, острое зрение ,хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. Обрывная аппликация «Рыжая плутовка».

Тема 4 : Я- человек

Содержание: На основе исследовательской деятельности развивать представление о том , что человек — часть природы, и одновременно существо мыслящее. Органы и части тела , для чего они нужны. Работа с бумагой «Веселые человечки».

Тема 5: Сравнение диких и домашних животных

Содержание : Уточнить с детьми признаки домашних животных, показать чем они отличаются от диких .Сравнить домашних животных и их сородичей . Лепка «Домовые мыши».

Тема 6: Что мы знаем о птицах?

Содержание : Уточнить представления детей о знакомых птицах , условиях их жизни , роли человека в жизни зимующих птиц и птиц живущих в уголке природы . Д/игра « Отгадай, какая птица». Объемная аппликация « Снегири на ветках».

Блок 3

Тема 1 :Вводное занятие

Содержание : Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Знакомимся с географией»

Тема 2: Рассказ об экологических пирамидах

Содержание : Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга . Д/ игра «Цепи питания».

Тема 3: Как узнать зиму?

Содержание: Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям . Работа с природным материалом (вата) «Зимушка-зима».

Тема 4 : Знакомство со свойствами воздуха.

Содержание : Познакомить детей с понятием ,, воздух,,, его свойствами и ролью в жизни человека . Дать детям знания о том , что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни , любознательность. Опыт: Как увидеть воздух. Как услышать воздух. Игры с воздухом: Вертушки, летающий змей.

Тема 5: Вода вокруг нас .

Содержание: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе движутся по кругу. Познакомить со свойствами воды. Опыты : Вода прозрачная ,у воды нет вкуса ,у воды нет запаха. Вода бывает теплой и холодной. Познакомит детей с некоторыми видами водных растений , с их особенностями , приспособленностью к жизни именно в водной стихии.Познакомит детей с представителями водных животных показать их особенности , приспособленность к жизни именно в водной среде , разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Подвижная игра «Водные животные . Пластилинография «Белые лебеди.

Тема 6: Красная книга - сигнал опасности.

Содержание : Дать детям представление о том , что люди , плохо зная природу , погубили много растений и животных. Экологическая игра «Растения и животные Красной книги».

Результаты (дети умеют , знают):

Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимо­действия человека с природой.

Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

Иметь представления о различных природных объектах; о растительно­сти леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окру­жающей среды и жизнью живых организмов.

Имеют представления о планете Земля

Отражают впечатления, полученные в процессе об­щения с природой, в рисовании, лепке и аппликации.


6.Организационно-педагогические условия

Оборудование кабинета :

Дидактические игры , материалы для изо-деятельности , коллекции природных материалов , клетки , аквариумы , наглядно-дидактические материалы , оборудование для игр с водой , оборудование для опытов .

Технические средства обучения : персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением .

Перечень рекомендуемых учебных изданий , интернет ресурсов , дополнительной литературы :

Основной источник : Комарова Т.С. , Васильева М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования .М.2011.

Дополнительные источники :

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва, Просвещение, 1992.

  2. Аткинсон С. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. Москва, Росман, 1999.

  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия развития, 1997.

  4. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №2, стр.34.

  5. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.

  6. Бобылева Л, Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №7, стр. 36.

  7. Бобылева Л., Бобылева О. Жалеть надо уметь//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр.42.

8.      Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе  детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2009

9.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! /образовательная программа «Школа 2100». Метод. рекомендации. / Москва, Баласс, 2000.

10.Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М: Просвещение,1989

11. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005

12.Валова З.Г., Моисеенко Ю..Е. Ребенок среди природы. Минск, Полымя, 1985.

13.Варли К. Майлз Л. География. Энциклопедия. Москва, Росман, 1994.

14.Вересов Н. Мы-земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1994, №12; 1995 №1, стр.19.

15.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под.ред.Виноградовой А.М. Москва, Просвещение,1989.

16.Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Москва, Просвещение,1982.

17.Виноградова Н.Ф. , Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва, Просвещение, 1993.

18.Газина О. Играя, изучаем природу//Дошкольное воспитание. 1995 №7, стр14.

19.Глуздаков Э.И. Берегите зеленых друзей. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.

20.Гонтарук Т.И. Я познаю мир. Космос.

21.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Москва, Просвещение,

22.Зацепина В. Планета Земля- наш общий дом//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.29

23.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 45.

24.Кондратьева Н.Н. и др. Мы. Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

25.Козлова С.А. Мой мир. Москва. Линка- Пресс, 2000.

26.Королева А. Естествознание для малышей//Дошкольное воспитание.1998 №10, стр. 48.

27.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей М: Линия-пресс, 1998

28.  «Мы». Программа экологического образования  детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003

Интернет ресурсы :

http://ped-kopilka.ru/sertifikaty/svidetelstvo-o-publikaci.html

www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/world-around/11518.html


Итоги :

Уровень эффективности реабилитационной работы определяется в баллах и фиксируется в индивидуальной реабилитационной карте ребенка.

Итоговая диагностика проводится в форме тестовых заданий , беседы, рисунка, пластилинографии..




Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Учимся у природы»
  • Другое
Описание:

 Программа разработана в соответствии с требованиями предъявляемыми к дополнительным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности и отражает специфику и цели работы реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

 

Содержание программы реализует одну из главных задач учреждений социального обслуживания для детей — создание условий для успешной социальной адаптации детей с максимальным использованием имеющегося у ребенка реабилитационного потенциала и привлечения членов семьи к развитию и социализации ребенка с ОВЭ. Программа разработана на основании общеобразовательной программы дошкольного образования Комаровой ТС., Васильевой М.А..М.201 1.

  Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты программы, согласованы цели и способы их достижения.

Программа «Учимся у природы» содержит:

— цели и задачи,

— требования к уровню освоения отдельных модулей и программы в целом с учетом реабилитационного потенциала ребенка.

— объем содержания и виды обучающих и практических занятий,

— содержание (план, содержание модулей, конспекты занятий. рассчитанные на разные возрастные группы),

— учебно-методическое обеспечение программы,

— оборудование и дидактический материал для реализации программы

— виды практических и творческих работ,

Программа отражает успешный опыт в решении задач социализации детей-инвалидов, детей с ОВЭ . Программа может быть использована специалистами учреждений социального обслуживания , реализующими программы экологического воспитания.

Перспективный план для работы с детьми имеющими статус инвалидность соответствует своеобразию психического развития данной категории и будет способствовать расширению их знаний об окружающем мире. В программе раскрыты условия реализации программы: формы занятий, материально-техническое оснащение, дидактический материал, отражены механизмы оценки полученных результатов:

прописаны знания, умения и навыки, которые будут сформированы у детей после реализации программы. Разработана форма оценивания и представления результатов работы, также разработаны и представлены рекомендации к проведению диагностического обследования детей разного уровня развития и имеющих разный реабилитационный потенциал.

Программа актуальна, тем , что содействует развитию, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования экологической культуры ребёнка. его эмоциональной отзывчивости. В программу включены занятия декоративно-прикладным творчеством , когда ребенок имеет возможность выразить свое отношение к живой природе через рисунок, аппликацию, объемную фигурку из пластилина. Эта форма экологического воспитания совершенствует органы чувств, развивает умение наблюдать, анализировать, запоминать, учит понимать окружающий мир

Программа « Учимся у природы» дает детям поучаствовать в процессе ухода за комнатными растениями, рыбками в аквариуме, кроликами, черепахами, морскими свинками, живущими в кабинете экологического воспитания. Одновременно с формированием трудовых навыков (в рамках своих возможностей), дети могут реализовывать желание заботиться о животных, появляется возможность сближения ребенка с родной природой и воспитание бережного и заботливого отношения к окружающей природе.

Автор Есипенко Лидия Викторовна
Дата добавления 28.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 844
Номер материала 55174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓