Дополнительная
общеразвивающая программа социально-педагогической направленности одобрена
на заседании методического объединения «Творческая мастерская» отделения
восстановительного лечения и реабилитации ОГБУСО «Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
(протокол № 1 от
«9»января 2014г)
Дополнительная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности «Учимся у природы» утверждена
на заседании медико-социально-психолого-педагогического консилиума ОГБУСО
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями» (протокол № 2от «24»января 2014г)
Разработчик программы:
Есипенко Л.В., социальный педагог первой
квалификационной категории ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями», отделение восстановительного лечения
и реабилитации,
Рецензент: проректор по учебно-методической
деятельности ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников
образования» ,д.п.н., профессор Переломова Н.А.
Пояснительная записка.
Дополнительная
общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Учимся у
природы» адресована детям –инвалидам, детям с ОВЗ дошкольного и младшего
школьного возраста , родителям(лицам, их заменяющим) .
Содержание программы учитывает Государственный стандарт социального
обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям-инвалидам , детям с
ограниченными возможностями здоровья государственными учреждениями социального
обслуживания Иркутской области
Знакомство с
окружающим миром - словно путешествие по многоводной , неизведанной реке. Какие
тайны она хранит в себе ? Что ждет нас в пути ? Куда приведет эта река ?..
Мы можем поплыть по
ней на старом плоту, боясь утонуть , не доплыть. Можем идти по берегу и
пассивно наблюдать . Но , сделав однажды надежную лодку, взяв в руки удобные
весла, мы можем слиться с рекой, стать ее частью , обрести уверенность, стремясь
к неизведанному. В нас проснется пытливый исследователь , открыватель мира , а
те чувства эмоции , ощущения которые мы испытаем в пути, навсегда останутся в
нашей памяти.
Причинами
неправильного отношения детей к объектам живой природы могут быть недостаточный
эмоционально-чувственный опыт общения с объектами живой природы,
несформированность навыков ухода за ними ,низкий уровень развития
наблюдательности , недостаток или отсутствие у детей представлений о
растениях и животных как о живых существах ,плохой пример взрослых. Все эти
причины возникновения неправильного отношения к природе в полной мере
относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья, поступающими на
реабилитацию в реабилитационный центр.
Дополнительная
общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся у
природы» поможет стать компасом, путеводной звездой тем детям, которым
адресована эта программа.
Программа
«Учимся у природы» отвечает на вопросы:
- что давать детям;
- какая информация
станет им интересной и полезной;
- посредством чего
осуществлять наглядность доступность , проблемность?
-как это повлияет
на социальную интеграцию ребенка с ОВЗ в общество здоровых сверстников.
Отправляясь с
детьми в путешествие, программа располагает «веслами», которые помогут детям
двигаться вперед в заданном направлении. Такими «веслами» являются различные
методы экологического обучения:
- Наблюдения
(Общение ребенка с объектами природы придают яркую эмоциональную окраску его
повседневной жизни , обогащает его опыт познания других и самопознания ,
формирует сострадание к живому существу , желание заботиться о нем).
- Игры ( настольные
, компьютерные , дидактические). Дидактические игры способствуют развитию
памяти , внимания , наблюдательности , активизируют разнообразные умственные
процессы, обогащают словарь , развивают у детей умение играть вместе , что
очень важно для развития детей , которые не посещают детские сады и школы.
- Беседы и
разговоры с детьми на экологические темы.
- Экскурсии . Во время экскурсии ребенок может
в естественной обстановке наблюдать явления природы , сезонные изменения ,
видеть растения и животных в среде их обитания. Во время экскурсий
представляется возможность собрать разнообразный природный материал , для дальнейшего
его использования в продуктивных видах деятельности.
- Изготовление поделок
из природного материала . Поделки из природного материала — не просто забава и
приятное развлечение . Это настоящее мастерство . Как неповторима природа , так
неповторимо и то , что создано из ее даров . Каждое произведение уникально и
совершенно в своем роде .Используются различные материалы : листья , цветы ,
яичная скорлупа , крупы шишки , хвоя , камни, ракушки , скорлупа орех , дети
сами выбирают материал , с которым они хотели бы работать.
- Занятия
пластилинографией способствуют снятию мышечных зажимов , двигательной и
эмоциональной разгрузке . Пластилинография позволяет стимулировать речевое
развитие детей путем тренировки движений пальцев.
- Для формирования
доброжелательного отношения к объектам живой природы используется метод работы
с бумагой – «Объемная аппликация». Создавая своими руками цветок, ребенок
узнает не только строение растения, но и учится бережно и внимательно относится
к живым деревьям и цветам . Ведь , для того чтобы изготовить свою работу он
затратил много сил времени. А сколько нужно времени чтобы вырос настоящий
цветок «Объемная аппликация» - наиболее оптимальный метод работы с детьми с
ограниченными возможностями .
Известно , что
ведущей сферой психического развития ребенка является эмоциональная сфера .Вот
что сказал об этом В. А. Сухомлинский : «.. В периоды большого эмоционального
подъема мысль ребенка становится особенно ясной , а запоминание происходит
наиболее интенсивно».
Дополнительная
общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся у
природы» поможет придать процессу познания окружающего мира яркую эмоциональную
окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию .
Важно помнить , что только при условии гармоничного развития двух основных сфер
: интеллектуальной и эмоциональной - возможна гармония личности.
Реабилитационный
центр принимает на реабилитацию детей с различными патологиями развития, с
различным уровнем развития физического и психического здоровья, познавательных
интересов и способностей, уровнем социальной депривации, так как дети-клиенты
центра из-за физического, психического, интеллектуального отклонения от
принятых норм развития не посещают образовательных учреждений, находятся на
домашнем или дистанционном обучении.
Для разработки
индивидуального образовательного маршрута программой предусмотрено
экспресс-тестироване (диагностика) Основная форма работы с детьми – групповые
занятия, так как главная задача программы социально-педагогической
направленности – это создание условий для успешной социальной адаптации
ребенка с ОВЗ. Занятия строятся с учетом основного развивающего обучения и
направлены на развитие личности ребенка в целом ( умение сравнивать и обобщать
собственные наблюдения , видеть и понимать красоту окружающего мира) , а также
на совершенствование речи, мышления, творческих способностей , культуры чувств
. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению
знаний , а пониманию и оценке происходящего , совместной практической
деятельности педагога и детей Занятия состоят из трех частей :
1 часть – беседа
(рассказ, экскурсия, рассматривание дидактических альбомов , энциклопедий ,
просмотр фильмов о природе , наблюдения )
2 часть –
экологические игры ( настольные , дидактические , компьютерные )
3 часть –
продуктивная и опытническая деятельность
Все виды
деятельности объединены одной темой , что позволяет детям познавать целостную
картину окружающего мира . На занятии происходит процесс многократного
повторения и закрепления изучаемого материала.
Курс
реабилитации ребенка имеет временные границы, регламентированные
Государственным стандартом оказания социальных услуг, утвержденным
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
поэтому большая доля ответственности за успешность социальной интеграции
ложится на семью ребенка.
Программа
«Учимся у природы» включает проведение занятий детей вместе с родителями ,консультации
для родителей, как групповые, так и индивидуальные.
1.Цель:
Последовательное
формирование целостной картины окружающего мира развитие эмоций и раскрытие
творческого потенциала.
Задачи:
– развитие умений
наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира,
рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и
социального; о человеке и его месте в природе .
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
экологической и духовно-нравственной культуры.
Дополнительная
общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Учимся у
природы» может быть реализована в социальных учреждениях , дошкольных
учреждениях , во внешкольных
учреждениях для работы с детьми дошкольного возраста
Срок освоения
дополнительной общеразвивающей программы социально -педагогической
направленности «Учимся у природы» от одного до пятнадцати курсов реабилитации . Один курс реабилитации включает в себя шесть занятий .Вариативность программы позволяет педагогам
самостоятельно планировать работу, в зависимости от количества курсов
реабилитации ребенка .Такой подход отражает реальную практику и удобен для
педагогов.
Освоение содержания программы «Учимся у природы» через следующие виды
занятий : индивидуальные , групповые занятия , экскурсии , викторины ,
индивидуальные и групповые консультации .
Уровень освоения
дополнительной общеразвивающей программы социально- педагогической направленности
«Учимся у природы» определяется путем диагностики , мониторинга .
Программа «
Учимся у природы» содержит следующие структурные компоненты : описание цели ,
планируемые результаты , учебный план ,рабочие программы модулей , описание
организационно-педагогических условий , приложение .
2. Планируемые результаты освоения
дополнительной общеразвивающей программы социально -педагогической
направленности «Учимся у природы»
:
·
Социальная интеграция детей с ОВЗ,
·
Снижение уровня социальной депривации семей,
воспитывающих детей с ОВЗ
·
воспитание эмоционального,
бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту
окружающего мира,
·
формирование представлений о
некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;
·
привитие навыков экологически
грамотного поведения в природе .
·
Повышение уровня экологической
культуры семьи в целом.
3. Перспективный план :
Программа
составлена по возрастным группам. Она охватывает пять возрастных периодов физического и
психического развития детей. В каждой
возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие
знания .Содержание реализуется в 5 модулях, которые разделены на 3 блока по 6
занятий каждый :
Модуль1. Экологические
занятия 0 группа ( дети 0-3лет)
Модуль 2. Экологические
занятия 1 группа (дети 3-4 года)
Модуль3. Экологические
занятия 2 группа (дети 4-5 лет)
Модуль4. Экологические
занятия 3 группа (дети 5-6 лет)
Модуль5. Экологические
занятия 4 группа (дети6-7лет)
№
|
Наименование
разделов
|
Всего
занятий
|
Виды
учебных
Занятий
|
Консуль-
тация
для
родителей
|
Форма
контроля
|
Вводное
занятие
|
Практическое
занятие
|
1
|
Модуль1.
Экологические занятия
0 группа
|
18
|
3
|
15
|
3
|
Диагностика
Беседа
Итоговая
работа
|
2
|
Модуль
2.
Экологические занятия
1 группа
|
18
|
3
|
15
|
3
|
Диагностика
Беседа
Итоговая
работа
|
3
|
Модуль
3.
Экологические занятия
2 группа
|
18
|
3
|
15
|
3
|
Диагностика
Беседа
Итоговая
работа
|
4
|
Модуль
4.
Экологические занятия
3 группа
|
18
|
3
|
15
|
3
|
Диагностика
Беседа
Итоговая
работа
|
5
|
Модуль
5.
Экологические занятия
4 группа
|
18
|
3
|
15
|
3
|
Диагностика
Беседа
Итоговая
работа
|
|
Итого
|
90
|
|
|
|
|
4. Рабочая программа модулей
4.1 Модуль 1 «Экологические занятия 0 группа»
Цели :
Ознакомление с
доступными явлениями природы.
Формирование умения
узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (3—4 вида) и их
детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (2—3
вида, характерных для данной местности) и называть их.
Формирование умения
различать по внешнему виду овощи (2—3 вида) и фрукты (2—3 вида).
Привлечение
внимания детей к красоте природы в разное время года.
Воспитание
бережного отношения к растениям и животным.
Формирование основ
взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им
вред; одеваться по погоде).
Формирование элементарных
представлений об изменениях в природе
4.1.1 Содержание :
Блок 1 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных
навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей
«Формирование первичных знаний о животных и растениях»
Тема 2 : Падают
листочки
Содержание:
Знакомство с цветовой гаммой осенних листьев, Подвижная игра, выкладывание
узора на ковре. Рисование трафаретом «Листочки»
Тема 3: Поймай
бабочку
Содержание :
Знакомство с бабочкой, формирование правильного отношения к насекомым,
воспитание бережного отношения к живым существам , собрать разрезную бабочку (
2 части) . Лепка «Гусеница»
Тема 4 :
Чудесная корзинка
Содержание:
Знакомство с овощами , кормление животных овощами. Рисование «Помидор»
Тема 5 : Птички
хотят пить
Содержание:
Знакомство детей со свойствами воды : льётся , журчит, рассматривание
попугайчиков, воспитание доброго чувства к птицам, подвижная игра.
Тема 6 :
Чудесный мешочек
Содержание
Закреплять знания детей в названии фруктов , узнавать их на картинке;
воспитывать любовь к природе, д\игра « Собери картинку ». Лепка «Яблоко»
Блок 2 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных
навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для родителей
«Формирование интереса к активному взаимодействию с окружающим миром»
Тема 2 :
Серенькая кошечка
Содержание:
Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные части
: хвостик , ушки , глазки , наблюдение за животными, воспитание добрых чувств
по отношению к животным , желание заботиться о них , подвижная
игра «Кошечка». Рисование (карандаш) «У котика усы».
Тема 3 : Курочка
и цыплятки
Содержание : Дать
представление о том, как двигается курочка, клюет зернышки, подвижная игра.
Объемная аппликация «Корм для птичек».
Тема 4 : Кто в
домике живет?
Содержание:
Находить и показывать игрушки по названию, соотносить реальные объекты со
стихами , игра «Кто в домике?».
Тема 5 : В лес к
друзьям
Содержание:
Побуждать детей узнавать и называть животных леса , развивать восприятие ,
умение рассматривать, подвижная игра «Мишка, ты нас не пугай»
Тема 6 :
Белоснежные комочки
Содержание:
Формирование у детей элементарных представлений о зиме: идет снег ,холодно,
падают снежинки; игра со снежками.
Блок 3 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям ,
элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для
родителей «Первые художественные игры с камешками (раковинами , палочками)»
Тема 2 :
Маленькая елочка
Содержание :
Побуждать детей выделять елочку среди деревьев .Обрывная аппликация «Елочка»
Тема 3 : Где
живут звери?
Содержание :
Способствовать пониманию значений слов «домашние» и дикие» применительно к
некоторым широко известным животным (мишка, зайка, собака, кошка) , развивать
пассивный словарь названиями основных частей тела животных: хвост , лапы,
голова , уши; различать на картинках места обитания животных: в лесу, дома.
Дид.игра «Животные»
Тема 4 : Где моя
мама?
Содержание:
Побуждать детей соотносить названия детенышей животных с
названиями самих
животных ,закрепить в речи Развивать звукоподражание и
воспитывать
заботливое отношение к животным.
Тема 5 : Яркие
звездочки
Содержание :
Формировать элементарные представления о временных отношениях день-ночь,
приобретать навык наблюдения.
Тема 6 : Выходи
, дружок, на зеленый лужок
Содержание : Дать
представление об одуванчике и ромашке , учить находить такой же цветок,
воспитывать любовь к природе, игра «Собери цветок».
Результаты: (дети умеют, знают) :
узнавать в натуре,
на картинках, в игрушках домашних животных (3—4 вида) и их детенышей и называть
их;
узнавать на
картинках некоторых диких животных
различать по внешнему
виду овощи (2—3 вида) и фрукты (2—3 вида).
бережно относятся к
растениям и животным.
рассматривают
растения и животных, не нанося им вред
имеют представления
о сезонных изменениях
4.2 Рабочая программа модуля 2 «Экологические занятия 1 группа»
Цели :
Расширение
представлений детей о растениях и животных.
Продолжение
знакомства с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и
питания.
Знакомство с
обитателями уголка природы.
Расширение
представлений о диких животных
Формирование умения
наблюдать за птицами .
Расширение
представлений о фруктах ,овощах .
Знакомство с
комнатными растениями .
Знакомство с
характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми
изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых
и детей.
Формирование
представлений о свойствах воды, песка, снега .
Формирование
представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомство с
правилами поведения в природе.
4.2.1 Содержание :
Блок 1 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям ,
элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для
родителей «Экологическое воспитание детей 3-4 лет»
Тема 2: Облака
бегут по небу.
Содержание:
Развивать у детей элементарные представления (облака летят высоко — высоко,
облака могут менять форму, цвет. Побуждать детей замечать простейшие
взаимосвязи (наличие ветра и движение облаков) , воспитывать интерес к данному
явлению . Работа с природным материалом (вата) «Облака»
Тема 3: Веселые
овощи
Содержание:
Развивать у детей элементарные представления об овощах. Кормление животных.
Обрывная аппликация «Морковка для кролика»
Тема 4: Котенок
Содержание : Учить
детей узнавать котенка, отличать от кошки , выделять некоторые особенности
внешнего вида (маленький, серый, с пушистой шерсткой, есть голова, ноги, глаза,
язычок); познакомить с особенностями поведения . Ввести в активный словарь
слова : лакает, играет, мяукает .Работа с природным материалом (вата) «
Котенок»
Тема 5: Белый
снег пушистый.
Содержание:
Развивать у детей общее представление о снеге (холодный, падает с неба из тучки
. Активизация словарного запаса (снежинка, кружится , замело, снегопад.
Подвижная игра «Снежинки». Работа с природным материалом ( яичная скорлупа)
«Снег кружится»
Тема 6: Пушистые
одуванчики
Содержание: Вызвать
у детей желание полюбоваться летящими пушинками, белоснежными головками цветов
; эмоциональный отклик на интересное явление (подули на одуванчик - полетели
пушинки) . Работа с природным материалом (вата) «Белый одуванчик»
Блок 2
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям ,
элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для
родителей «У меня живет цветок»
Тема 2: Растет
она вниз головой.
Содержание:
Развивать у детей представление об изменениях, происходящих вокруг, способность
к наблюдению за появлением сосулек, капелью. Воспитывать интерес к явлениям
природы , а также осторожность (сосульку нельзя грызть и лизать)
Пластилинография «Сосульки».
Тема 3: Красный
сарафанчик, черные горошки
Содержание: Развивать
у детей элементарные представления о насекомых (
жучок - ползает ,
летает, есть лапки и усики). Работа с природным материалом (
скорлупа грецкого
ореха) «Божья коровка».
Тема 4:
Зелененькие листики
Содержание:
Развивать элементарные представления о том ,что на деревьях есть листочки , что
они разные .Работа с природным материалом (листья) «Листочек»
Тема 5 : Ай да
фрукты.
Содержание :
Развивать элементарные представления о фруктах . Активизация и
расширение
словарного запаса (яблоки, груши, сливы , апельсин). Работа с
природным
материалом ( крупа) «Яблочко».
Тема 6 :
Добродушный толстячок.
Содержание:
Побуждать детей к наблюдению за морской свинкой. Показать детям особенности
строения, внешнего вида (маленькая, с блестящими глазками, сидит, бегает,
прыгает, грызет, посвистывает). Поощрять эмоциональный отклик.
Пластилинография «Угощение для свинки»
Блок 3
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям ,
элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для
родителей «Ура! Пикник!»
Тема 2: Рыбки
-это не игрушка
Содержание.
Наблюдение за рыбками. Развивать элементарные представления о рыбке,
особенностях ее поведения, кормления (живет в воде , у нее есть тело, плавники
, хвост, рыбка движется с помощью них, берет корм с поверхности воды). Работа с
природным материалом (яичная скорлупа) «Рыбка».
Тема 3: Комочек
пуха
Содержание:
Развивать у детей элементарные представления о кролике, его внешнем виде,
особенностях поведения обогащать словарь (пушистый, длинные уши, короткий
хвост, прыгает, грызет . )Вызвать и поддержать эмоциональный отклик, желание
погладить. Рисование «Морковка, для кролика».
Тема 4 : Утенок
Содержание:
Знакомство детей с домашними птицами . Особенности строения ( есть клюв ,
лапки, крылья,) . Особенности поведения (пищат , умеют плавать, едят травку).
Пластилинография «Утенок».
Тема 5: Лесные
гости
Содержание :
Формировать представления о лесных животных , познакомить с особенностями
внешнего вида .образом жизни . Пластилинография «Ежик».
Тема 6: Урожай
Содержание :
Формирование элементарных обобщенных представлений о фруктах и овощах ( растут
на грядке или в саду), развитие умения обследовать , выделять свойства .Дид.игра
«Угадай ,что в корзинке». Объемная аппликация «Яблоня».
Результаты (дети умеют ,знают):
Знают 3-4 домашних
и диких животных и их детеныша, особенности их поведения и питания.
Умеют наблюдать и
ухаживать за обитателями уголка природы.
Наблюдают за
птицами .
Имеют
представления о насекомых (3—4 вида, характерных для данной местности).
Умеют отличать и
называть по внешнему виду: овощи (3—4 вида), фрукты (3—4 вида), ягоды (3—4
вида).
Знают характерные
особенности следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые
происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Имеют
представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
4.3 Рабочая программа модуля 3 «Экологические
занятия 2 группа»
Цели :
Расширять представления детей
о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними .
Закреплять представления о
сезонных изменениях в природе.
Давать начальное представление
о приспособленности растений и животных
к среде обитания.
Продолжать учить различать и
называть овощи, фрукты и ягоды.
Упражнять в умении узнавать
разные породы деревьев.
Приобщать детей к уходу за
комнатными растениями.
Расширять
представления о домашних и диких животных и их детенышах.
Знакомить с
трудом людей по уходу за домашними животными.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное
отношение к ней .
4.3.1 Содержание :
Блок 1 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям ,
элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для
родителей «Экологическое воспитание детей 4-5 лет»
Тема 2: Фрукты и
овощи
Содержание :
Уточнить представления о фруктах и овощах : названиях, форме, цвете, вкусе ,
запахе, твердости , рассказать о некоторых способах употребления в пищу;
развитие сенсорных способностей, формировать умение объединять плоды по
сходному признаку; местах их произрастания (огород, сад). Пластилинография
«Овощи»
Тема 3:
Наблюдение за рыбами
Содержание : Учить
узнавать и называть рыбок, выделять общие для рыб признаки (есть голова,
туловище, плавники , хвост) ; уточнять знания об условиях, необходимых для
нормального самочувствия рыбок (в аквариуме должна быть чистая вода, песок,
камешки, рыбок надо кормить) , вызвать желание ухаживать за рьтбками . Обрывная
аппликация «Рыбка».
Тема 4 : Что
растет в лесу?
Содержание : Дать
детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев ,
кустарников , растут ягоды и грибы . Обрывная аппликация «Осень в лесу»
Тема 6: Кто
живет в лесу?
Содержание:
Расширение представлений детей о лесе - дать первоначальные реалистические
знания о том , что в лесу живут разные животные( заяц, волк, белка, лиса, ёж,
медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу, учить детей
различать этих животных по особенностям внешнего вида. Работа с природным
материалом (яичная скорлупа) «Ёжик».
Блок 2
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание : Диагностика
. Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование эмоционально –
доброжелательного отношения к животным и растениям , элементарных навыков по
уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Познаем мир»
Тема 2:
Наблюдение за кроликом
Содержание :
Уточнить представление детей о кролике (небольшое животное, мягкая шерсть; на
голове длинные уши , есть рот, глаза, короткий хвост) учить устанавливать связь
между характером движения животного и строением его конечностей (кролик прыгает
, его задние ноги длиннее передних); уточнить знания о том , чем питается
кролик; активизировать словарь за счет слов, обозначающих признаки и действия
кролика; воспитание у детей интереса к животным и заботу о них. Формирование первичных
навыков по уходу за животными.
Тема 3 : Зимние
развлечения
Содержание :
Систематизировать представления о характерных зимних явлениях (холодно ,морозно
, часто выпадает снег, он белый , холодный , в теплую погоду становится влажным
, лепиться , на солнце сверкает; реки и озера замерзают — покрываются льдом ;
лед твердый , деревья и кустарники стоят без листьев; ель и сосна зеленые; нет
насекомых, птиц мало; дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках) . Опыт –
«Цветные льдинки»
Тема 4: Кому
нужна вода?
Содержание :
Уточнить представления детей о том , что вода очень важна для всех живых
существ, без нее не могут жить растения , животные , человек ( людям вода нужна
для еды, питья , для мытья тела , для уборки , ее берут из водопровода или реки
, пруда, колодца. Вода бывает разной температуры. Игры с водой (Рыбалка,
Мельница).
Тема 5:
Наблюдение за попугаем
Содержание :
Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая
(сколько крыльев, какие они, для чего они нужны - птицы летают по воздуху при
помощи раскрытых крыльев - они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят;
строение клюва (толстый , загнутый); особенности питания — клюет зерно, ест
зелень , фрукты , морковь .Особенности строения ног: две ноги, короткие, голые;
на каждой ноге по четыре пальца с загнутыми когтями, с помощью ног попугай
ловко лазает по клетке . Тело попугая покрыто перьями , разнообразной окраски .
Работа с природным материалом (перья , шишки) «Птичка».
Тема 6:
Посещение зоопарка
Содержание:
Формировать представление о диких экзотических животных:
льве, тигре, слоне,
обезьяне, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в
природе, чем питаются, как добывают себе пищу. Д \ игра «Зоопарк»
Блок 3
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям ,
элементарных навыков по уходу за животными и растениями . Консультация для
родителей «Зеленый урок»
Тема 2: Весна
пришла
Содержание:
Познакомить с первыми признаками весны [тает снег, появляется трава, набухают
почки) ; отметить особенность поведения птиц , зверей (от спячки просыпается еж
и медведь, заяц и белка линяют . меняют шерсть , все звери выводят потомство,
птицы строят гнезда . Объемная аппликация «Мимоза для мамы».
Тема 3: Летающий
цветок
Содержание Узнавать
и называть уже известных насекомых, показать 2-З новых насекомых, отметить
красоту, необычную окраску, своеобразный полет, места приземления. стремится
вызвать интерес детей к ползающим насекомым - жукам муравьям. В каких местах
можно встретить божью коровку, почему она заметна среди зелени, какие у жучка
крылья, сколько у него лапок. Работа с природным материалом (скорлупа грецкого
ореха) «Божья коровка».
Тема 4: Веселый
лужок
Содержание :
Познакомить с луговыми растениями (ромашкой, колокольчиком); учить узнавать их
по расцветке, форме листьев , цветков , воспитывать бережное отношение Д/ игра
«Собери цветок». Объемная аппликация «Расцвели одуванчики».
Тема 5:
Маленькое семечко.
Содержание :
Закрепить представление детей о том , что семена сажают в землю, поливают , из
них вырастают растения , для роста растениям нужны свет , влага, тепло.
Познакомить детей с приёмами посадки (разложить семена в бороздки, присыпать
землей) , вызвать интерес к выращиванию растений. Формирование первичных
навыков по уходу за комнатными растениями.
Тема 6: Птицы
зимой.
Содержание : Учить
детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный
цвет оперения на различных участках тела, уточнить названия птиц, прилетающих
на кормушку, какие звуки издают птицы . Д/ игра ,,Найди птицу,,.
Результаты (дети умеют , знают):
Имеют представление о насекомых (3-4 вида)
Знают 3-4 вида
овощей , фруктов , ягод их особенности .
Знают 4-5 видов
комнатных растений , способы ухода за ними.
Узнают и называют
3-4 вида деревьев.
Имеют представления
об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода,
питание и т. п.).
Умеют замечать и
называть изменения в природе.
Устанавливают
простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли
бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д.).
4.4 Рабочая программа модуля 4 «Экологические занятия 3 группа»
Цели :
Расширять и
уточнять представления детей о природе. Закреплять умения вести наблюдения.
Закреплять
представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и
травянистых растениях.
Продолжать
знакомства с комнатными растениями. Закрепление умения ухаживать за ними.
Расширять
представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Закреплять умение
ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять
представления детей о диких животных , где живут, как добывают пищу и готовятся
к зимней спячке.
Продолжать знакомства
с птицами
Формировать
представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых
характеристиках.
Формировать умения
устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
Формирование
представлений о взаимодействии живой и неживой природы. Рассказы о значении
солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
4.4.1 Содержание :
Блок 1 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по
уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Экологическое
воспитание детей 5-6 лет»
Тема 2: Беседа
о лете
Содержание:
Обобщить и систематизировать представления о лете по основным существенным
признакам: продолжительность дня и ночи , температурные условия , явления
погоды (гроза, радуга, молния) . состояния растений (рост и цветение ,
созревание ягод и плодов) , особенности жизнедеятельности животных в лесу.
Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом
Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и
состоянием растений и животных Опыт «Вода нужна всем»
Тема 3: Грибное
царство
Содержание:
Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем
отличаются ядовитые от съедобных ) Уточнить условия, необходимые для роста и
развития грибов . Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик,
грибница). Работа с природным материалом (листья) ,, Грибок,,.
Тема 4:Овощи
Содержание :
Формирование обобщенных представлениях об овощах (овощи - это части и плоды
растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу) . Уточнить
представления о многообразии овощей. Д\ игра «Вершки и корешки». Объемная
аппликация «Овощи в корзинке».
Тема 5: Дом под
крышей голубой
Содержание : Дать
понятие ,что природа - это наш общий дом . Учить детей различать природу и не
природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к
природе. Рассматривание коллекции природных материалов . Д/ игра «Живое –
неживое» работа с природным материалом (камни) «Мозаика».
Тема 6: Кто как
зимует.
Содержание:
Расширять и углублять представление о зимовке зверей ,птиц, рыб, насекомых:
медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти ,
зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками,
семенами, снегири - ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи
, насекомые спрятались под кору деревьев , рыбы спустились на дно рек и озер .
учить устанавливать причинно-следственные связи . Воспитывать любовь к
животным, стремление помочь в трудных условиях. Работа с бумагой «Украшение
кормушек»
Блок 2 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по
уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Домашние и дикие
животные»
Тема 2: Домашние
животные
Содержание:
Обобщение конкретных представлений о домашних животных ( живут с человеком
,приносят пользу, человек о них заботится) . Д / игра «Зоологическое лото».
Объемная аппликация «Мой маленький друг».
Тема 3 : Рассказ
о лягушке
Содержание :
Изменить у детей неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько
полезны в природе эти существа. Обратить внимание на внешний вид, строение
лягушки как отражение ее приспособленности к условиям окружающей среды и образу
жизни . показать развитие лягушки от икринки до взрослой особи Оригами ,, Лягушонок,,
Тема 4: Зима
Содержание:
Конкретизировать и углубить представление о зиме, состояние погоды , типичные
осадки , явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и
диких животных Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида,
поведения животных в условиях зимнего сезона.
Д / энциклопедия
«Когда это происходит?». Работа с природным материалом
(вата) « Снежная семья».
Тема 5: Воздух и
его роль в жизни человека
Содержание :
Знакомство детей с понятием,, воздух,,, его свойствами , ролью в жизни
человека. Опыт «Как увидеть воздух». Игра с мыльными пузырями.
Тема 6: Зимующие
и перелетные птицы
Содержание :
Формирование обобщенного представления о зимующих и перелетных птицах.
Углубление представления о причинах отлета птиц ( исчезновение основного корма,
замерзание водоемов, земли; классификация птиц на зимующих (ворона, воробей
,синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, скворец) на основе установления
связи между характером корма и возможностью его добывания . Воспитывать любовь
к птицам , желание помогать им в зимних условиях . Д/ игра «Что за птица?».
Работа с природным материалом «Птичка» (шишки).
Блок 3 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по
уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Магия воды»
Тема 2 :
Знакомство с комнатными растениями
Содержание :
Уточнить и систематизировать знания детей о растениях . Учить детей более полно
описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных
частей растений . Воспитывать интерес к жизни растений . Обобщить представления
об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях
комнатных растений , уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных
потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив ,
удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений .
Закрепить умение выбирать вид ухода . Д/ игра,, Отгадай , что за растение?,,.
Опыт,, Почва: необходимость удобрений для роста растений,,. Объемная аппликация
Фиалка,,.
Тема 3 : Фрукты
Содержание :
Уточнить представление детей о внешних и вкусовых качествах фруктов , о
способах их использования в пищу, закрепить представления о значении свежих
плодов для здоровья людей . Места произрастания фруктов. Рисование методом
тычка «В садах созрели яблоки».
Тема 4 : Жизнь
диких зверей
Содержание :
Уточнить представления об образе жизни ежа, белки , зайца, медведя , о способах
защиты от врагов; учить детей выделять основные существенные признаки , лежащие
в основе понятия «дикие звери» (живут в лесу, сами добывают пищу, устраивают
себе жилище) . Работа с природным материалом (шишки) «Ежата на поляне».
Тема 5: Черепаха
Содержание :
Углублять и расширять представления о черепахе :ее внешнем виде, типичном
поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь) .
Учить устанавливать связь между строением панциря ,его качествами и назначением
, а также особенностями передвижения черепахи. дать знания о месте обитания
черепахи на суше и на воде . Учить ухаживать за черепахой , вызвать симпатию к
ней , интерес. Работа с природным материалом (скорлупа ореха) «Черепашка»
Тема 6: Беседа
о весне
Содержание :
Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны
(увеличивается день, сильнее греет солнце , тает снег, освобождаются ото льда
водоемы , растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются
явлениями неживой природы и жизнью растений , животных, между явлениями неживой
природы и сезонными видами труда; вызвать эстетические переживания от весеннего
пробуждения природы. Обрывная аппликация «Грачи прилетели».
Результаты (дети умеют , знают):
Знакомы с понятиями
«лес», «луг» и «сад».
Умеют ухаживать за
комнатными растениями.
Имеют расширенные
представления о диких , домашних животных.
Называют некоторых
животных , обитающих в разных климатических зонах .
Умеют ухаживать за
обитателями уголка природы.
Сформированы
представления о зимующих и перелетных птицах
Знают о временах
года и частях суток.
Отражают свои
впечатления в рисовании , лепке ,аппликации .
Делятся
впечатлениями об окружающем мире .
4.4 Рабочая программа модуля 5 «Экологические занятия 4 группа»
Цели :
Расширять представления детей
о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в
земле, в воде и воздухе.
Закреплять и углублять
представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о
домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными .
Объяснять экологические
зависимости, осознание которых способствует развитию современного
экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому,
чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать
основы экологической культуры
личности.
Способствовать осмыслению разных
аспектов взаимодействия человека с
природой.
Обобщать и систематизировать
знания детей о жизнедеятельности растений и животных.
Систематизировать и углублять
представления детей о сезонных изменениях
в природе.
4.5.1 Содержание :
Блок 1 :
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по
уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Экологическое
воспитание детей 6-7 лет»
Тема 2: Лето
Содержание :
Углубить и обобщить представления детей о лете , его типичных признаках.
Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей
летом , труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между
условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи
. Д/игра «Где что зреет».
Тема 3: Какие
бывают насекомые
Содержание :
Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить
составлять группы по разным признакам : особенностям внешнего вида (жуки,
бабочки, стрекозы , пчелы О , местам обитания (наземные, водные) ; способу
передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие) .Закрепить знания об
общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями
внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом
защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать
интерес к насекомым бережное отношение к ним . Д/ игра «Где живет насекомое»
.Пластилинография «Бабочка».
Тема 4: Планета
Земля в опасности
Содержание : Дать
детям представление о том , что планета Земля это громадный шар. Большая часть
земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды есть материки
-твердая земля —суша, где живут люди . Таких материков несколько : Америка ,
Африка , Австралия, Европа , Азия , Антарктида. На земном шаре два полюса:
Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ - В океанах и
морях живут рыбы и морские звери , на суше ( материках) растут растения,
обитают разные животные (наземные, водные, воздушные) , живут люди. Всем живым
существам нужна чистая вода, земля, воздух. Планета Земля сейчас в опасности :
во многих местах вода, почва, воздух стали грязными . Д/ игра «Океаны и
материки». Опыт «Огонь загрязняет воздух».
Тема 5 : Что
такое природа ? Живая и неживая природа.
Содержание: Научить
детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты
живой природы- от объектов неживой природы. Сформировать представление о
неразрывной связи человека с природой.
Познакомить с
основными природными компонентами и их связями . Д/ игра «Живая и неживая
природа». Опыт: Гром и молния.
Тема 6 :
Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека.
Содержание:
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений
о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения применения . Развивать
экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности , творческое
воображение. Экскурсия в парк. Д/игра «Узнай целебную траву» . Сбор
лекарственных растений.
Блок 2
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по
уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Знакомимся с
неживой природой»
Тема 2: Влаголюбивые
и засухоустойчивые комнатные растения
Содержание:
Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных
растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много
влаги , они родом из влажных мест, их надо часто поливать , а некоторые- еще и
опрыскивать ; другие — с плотными стеблями листьями — засухоустойчивые, они
родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные
растения . Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев это результат
приспособленности засухо - устойчивых растений к запасанию воды и малому ее
расходованию, поливать комнатные растения надо по разному - в соответствии с их
потребностями во влаге. Опыт «Растение теряет воду через испарение». Работа с
бумагой «Кактус»
Тема 3: Волк и
лиса - лесные хищники
Содержание :
Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время .
Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи :
чуткие уши, острое зрение ,хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении
сравнивать и описывать животных. Обрывная аппликация «Рыжая плутовка».
Тема 4 : Я-
человек
Содержание: На
основе исследовательской деятельности развивать представление о том , что
человек — часть природы, и одновременно существо мыслящее. Органы и части тела
, для чего они нужны. Работа с бумагой «Веселые человечки».
Тема 5:
Сравнение диких и домашних животных
Содержание :
Уточнить с детьми признаки домашних животных, показать чем они отличаются от
диких .Сравнить домашних животных и их сородичей . Лепка «Домовые мыши».
Тема 6: Что мы
знаем о птицах?
Содержание :
Уточнить представления детей о знакомых птицах , условиях их жизни , роли
человека в жизни зимующих птиц и птиц живущих в уголке природы . Д/игра «
Отгадай, какая птица». Объемная аппликация « Снегири на ветках».
Блок 3
Тема 1 :Вводное
занятие
Содержание :
Диагностика . Знакомство с обитателями живого уголка . Формирование
эмоционально – доброжелательного отношения к животным и растениям , навыков по
уходу за животными и растениями . Консультация для родителей «Знакомимся с
географией»
Тема 2: Рассказ
об экологических пирамидах
Содержание :
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и
животных, их пищевой зависимости друг от друга . Д/ игра «Цепи питания».
Тема 3: Как
узнать зиму?
Содержание:
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.
Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания
об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение
к зимним явлениям . Работа с природным материалом (вата) «Зимушка-зима».
Тема 4 :
Знакомство со свойствами воздуха.
Содержание :
Познакомить детей с понятием ,, воздух,,, его свойствами и ролью в жизни
человека . Дать детям знания о том , что воздух - условие жизни всех живых
существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни , любознательность.
Опыт: Как увидеть воздух. Как услышать воздух. Игры с воздухом: Вертушки,
летающий змей.
Тема 5: Вода
вокруг нас .
Содержание: Обратить
внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде
существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе
движутся по кругу. Познакомить со свойствами воды. Опыты : Вода прозрачная ,у
воды нет вкуса ,у воды нет запаха. Вода бывает теплой и холодной. Познакомит
детей с некоторыми видами водных растений , с их особенностями ,
приспособленностью к жизни именно в водной стихии.Познакомит детей с
представителями водных животных показать их особенности , приспособленность к
жизни именно в водной среде , разъяснить необходимость охраны этих животных и
среды их обитания. Подвижная игра «Водные животные . Пластилинография «Белые
лебеди.
Тема 6: Красная
книга - сигнал опасности.
Содержание : Дать
детям представление о том , что люди , плохо зная природу , погубили много
растений и животных. Экологическая игра «Растения и животные Красной книги».
Результаты (дети умеют , знают):
Объяснять
экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за
растениями и животными в уголке природы.
Иметь
представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга,
сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Устанавливать
причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Имеют представления
о планете Земля
Отражают впечатления, полученные в
процессе общения с природой, в
рисовании, лепке и аппликации.
6.Организационно-педагогические
условия
Оборудование кабинета :
Дидактические игры ,
материалы для изо-деятельности , коллекции природных материалов , клетки ,
аквариумы , наглядно-дидактические материалы , оборудование для игр с водой ,
оборудование для опытов .
Технические средства
обучения : персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением .
Перечень
рекомендуемых учебных изданий , интернет ресурсов , дополнительной литературы :
Основной источник : Комарова Т.С. , Васильева М.А. Общеобразовательная
программа дошкольного образования .М.2011.
Дополнительные
источники :
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.
Москва, Просвещение, 1992.
2. Аткинсон С. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. Москва, Росман,
1999.
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия
развития, 1997.
4. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования
дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №2, стр.34.
5. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.
6. Бобылева Л, Дупленко О. О программе экологического воспитания старших
дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №7, стр. 36.
7. Бобылева Л., Бобылева О. Жалеть надо уметь//Дошкольное воспитание.
1998, №7, стр.42.
8. Бондаренко Т.М. Комплексные
занятия в старшей группе детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2009
9.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова
Ю.А. Здравствуй, мир! /образовательная программа «Школа 2100». Метод.
рекомендации. / Москва, Баласс, 2000.
10.Виноградова
Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М: Просвещение,1989
11. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005
12.Валова З.Г., Моисеенко Ю..Е. Ребенок
среди природы. Минск, Полымя, 1985.
13.Варли К. Майлз Л. География.
Энциклопедия. Москва, Росман, 1994.
14.Вересов Н. Мы-земляне. Программа по
экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1994,
№12; 1995 №1, стр.19.
15.Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников. Под.ред.Виноградовой А.М. Москва, Просвещение,1989.
16.Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой. Москва, Просвещение,1982.
17.Виноградова Н.Ф. , Куликова Т.А. Дети,
взрослые и мир вокруг. Москва, Просвещение, 1993.
18.Газина О. Играя, изучаем
природу//Дошкольное воспитание. 1995 №7, стр14.
19.Глуздаков Э.И. Берегите зеленых друзей.
Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.
20.Гонтарук Т.И. Я
познаю мир. Космос.
21.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром
животных. Москва, Просвещение,
22.Зацепина В.
Планета Земля- наш общий дом//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.29
23.Зебзеева В. О
формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное
воспитание. 1998, №7, стр. 45.
24.Кондратьева
Н.Н. и др. Мы. Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург,
«Детство-Пресс», 2000.
25.Козлова С.А. Мой
мир. Москва. Линка- Пресс, 2000.
26.Королева А.
Естествознание для малышей//Дошкольное воспитание.1998 №10, стр. 48.
27.Марцинковская
Т.Д. Диагностика психического развития детей М: Линия-пресс, 1998
28. «Мы».
Программа экологического образования детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб:
Детство-пресс, 2003
Интернет ресурсы
:
http://ped-kopilka.ru/sertifikaty/svidetelstvo-o-publikaci.html
www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/world-around/11518.html
Итоги :
Уровень
эффективности реабилитационной работы определяется в баллах и фиксируется в
индивидуальной реабилитационной карте ребенка.
Итоговая диагностика проводится в форме тестовых заданий ,
беседы, рисунка, пластилинографии..
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.