Главная / Другое / Дополнительная общеразвивающая программа "История костюма"

Дополнительная общеразвивающая программа "История костюма"


Управление образования Администрации МО Приуральский район

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «Левша»





УТВЕРЖДЕНА: УТВЕРЖДЕНА:

Методическим советом Экспертным Советом

МУ ДД ДДТ «Левша» Управления образования

Протокол № Администрации МО

от ______20 г. Приуральский район

Протокол №____от______200__г.




«ИСТОРИЯ КОСТЮМА»





Тип программы: авторская

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: 7- 18 лет

Объем курса: 144 часов

Срок освоения: 3 года

Автор: Фурса Наталья Григорьевна

педагог дополнительного

образования МОУ ДОД

ДДТ «Левша»



Рецензент: __________________________

__________________________

__________________________

__________________________







п. Харп

2011г.





Пояснительная записка


Наблюдая за переменами, происходящими в жизни общества и их отражением на сознании людей, на сегодняшний день я пришла к определенному заключению: медленно и неуклонно позитивно меняется отношение человека к самому себе, своему внутреннему миру, творческому потенциалу и индивидуальности как ценности. Человек обращается к себе с целью познания. Открытие же самого себя ведет естественному желанию, как-то проявить себя.

Сегодня эта потребность самореализации выражается так же во внешнем облике людей, их манере носить вещи, в стремлении хорошо выглядеть, вызывая со стороны окружающих позитивное отношение к себе. Это является отправной точкой долгого путешествия к повышению уверенности в себе и самоуважения, что, в свою очередь, ведет к открытию все новых сторон своей личности.

И именно во время становления подростка, как личности необходимо обратиться к искусству, как феномену духовной культурны, призванного концентрировать и передавать от поколения к поколению выработанные человечеством духовные ценности.

Мода - понятие широкое и трудноопределимое. Это общепринятое отношение на данном этапе времени ко всем внешним формам и проявлениям культуры и быта. Вместе с тем, мода может способствовать сохранению культурного фонда, наиболее ценных образцов наследия прошлого.

Однако, употребляя слово «мода», обычно имеют в виду моду в одежде Любознательному человеку, постоянно употребляемое слово «одежда» может многое рассказать. Когда и почему она появилась? Как, в какие времена возникли те или другие формы современного костюма, его детали? Отчего происходили видоизменения различных частей одежды? Ответы на эти вопросы можно найти, изучая историю развития костюма, которая тесно связана с развитием культуры человеческого общества.


Анализ

Программа «История костюма» имеет художественно-эстетическую направленность, позволяет детям побывать в роли этнографического исследователя, творца, мастера.

Предмет деятельности обучающихся в рамках данной программы - изучение развития и модификации внешнего облика русского костюма в мире моды, знакомство с национальными костюмами этнических групп населения проживающих в районах крайнего севера, а также осмысление и упорядоченное отражение своих знаний в эскизной, миниатюрной или натуральной форме.

Есть еще одна важная специфическая особенность учебной и исследовательской работы при освоении данной программы - это изучении различных приемов декорирования поверхностей тканей.

Регулярные исследования разнообразных объектов, наряду с приобретением знаний о них, позволяют обучающимся приобрести чувство удивления, восхищения красотами наблюдаемого и что не менее важно, сохранить и развить способность к самовыражению, выработке собственно стиля и индивидуальности.

Кроме охвата эмоционально-чувственной сферы, такой род деятельности, как изучение истории костюма, примечателен тем, что он представляет собой практическое воплощение мотивирующей саму себя самостоятельной исследовательской работы.

Еще одна положительная черта, это естественное вовлечение обучающихся в систему взаимоотношений, включающую в себя одновременно все основные (с профориентационной точки зрения) сферы взаимодействий:

  1. «Человек - Художественный образ» (рисование изучаемого объекта из литературного
    источника);

  2. «Человек - Знаковая система» (со справочной литературой: поиск необходимой
    информации по оглавлению и содержанию источника, формирования легенды к
    рисункам);

  3. «Человек - Техника» (робота с компьютером, швейной машиной, фотокамерой);

  4. «Человек - Человек» (общение с другими обучающимися и с педагогом: знакомство,
    совместная работа по общей тематике, взаимопомощь, профилактика и решение
    конфликтных ситуаций, поддержание дисциплины; коммуникативные умения и навыки:
    умение грамотно задавать вопросы и давать ответы на вопросы других, выслушивать и
    слушать педагога; развитие этики межличностных отношений);

  5. «Человек - Природа» (сбор природного материала для выполнения творческих работ)

Все это показывает потенциал учебной деятельности обучающихся по изучению истории костюма, прежде всего, в отношении формирования их научного мировоззрения. В этой связи выделяется три первостепенных аспекта данной программы:

  • Культурологическое образование, осуществляемое путем обогащения внутреннего

мира ребенка опытом человеческих чувств и отношений, причем речь идет не о простом приобщении к информированности, а о деятельно-эмоциональном приобщении к художественному творчеству;

  • Экологическом воспитании, реализуемом на основе познавательного интереса

подлинного уважения и любви к природе;

  • Гуманистическое развитие личности, формирование адекватной картины мира и соответствующей системы ценностей.

Курс обучения программы «История костюма» рассчитан на 3 года для детей младшего, среднего и старшего возраста.

Актуальность программы обусловлена, во-первых, тем, что современный эстетически грамотный человек не может не иметь навыка личностного и рационального решения функциональной выразительности костюма, так, как правильно подобранная одежда физически удобна, украшает внешность, представляет окружающим личность владельца. Во-вторых, востребованностью у детей знаний в области истории русского костюма и национального костюма жителей России. В-третьих, возможностью воплощения многочисленных творческих идей в повседневной жизни возникающих благодаря изучению видов декорирования одежды.

Новизна и оригинальность программы.

Данная программа предполагает уровневый подход, где каждый уровень является определенным этапом для достижения основной цели. Вариативность программы предполагает, что каждый ребенок в зависимости от уровня подготовки может выбрать собственную образовательную траекторию, темп и динамику продвижения, свободный вход и выход с одного уровня на другой.

Цель курса: содействие развитию духовно-нравственных основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального мира через получение специальных знаний по истории костюма.

Задачи курса:

1.Обучающие:

Дать общие знания в области исторического наследия костюма;

Научить отражать свои знания в эскизно - модельной, миниатюрной или натуральной форме;

Научить основам сценической пластики.

Научить основам художественного оформления выставки;

2. Развивающие:

  • Приобщить к широкому пласту духовно-нравственных и культурных ценностей человечества;

  • Создать условия для раскрытия таланта каждого воспитанника;

  • Формировать эстетический вкус, чувство гармонии;

3.Воспитывающие:

Формировать гуманистические ценности и идеалы, выработку человеческого достоинства,
ответственности за свои поступки;

Сформировать умение работать коллективно (дети – педагог - родители).
Формировать профессиональную ориентацию личности учащихся посредством

овладения детьми специальных знаний и умений по предмету обучения.

Организация обучения:

Набор в кружок производится по желанию детей. Возраст обучающихся от 7 до 18 лет.

Количество обучающихся в группах постоянного состава 8-10 человек, годовой объем -144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с соответствующими перерывами согласно СанПиНам. Обучение начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая на основе Устава учреждения.


Занятия проводятся в комбинированной форме. Это - словесные методы с демонстрацией репродукций, просмотр видеоматериалов, посещение выставок, музеев, творческие встречи с другими коллективами, дидактические игры, дефиле. Практическая деятельность, которая является необходимой для закрепления информации в виде занятий по декоративно-прикладному искусству, сценической пластике.

Между занятиями предусмотрены физкультминутки, чтобы разрядить напряженное состояние ребенка.

  • Разминка рук;

  • Гимнастика глаз;

  • Подвижные игры

Прогнозируемый, ожидаемый результаты. После освоения данной программы обучающиеся научатся:

  • создавать исторический и национальный костюм в миниатюре;

  • применять созданные образцы художественно декорированной ткани для создания
    исторического и национального костюма

  • творческому самовыражению посредством проектирования и создания исторического и национального костюма;

  • отвечать за свои поступки, признавать гуманистические ценности и идеалы.

Получат:

  • возможность для раскрытия своего таланта;

  • навыки художественной обработки тканей;

  • навыки стилевого и композиционного решения ансамбля костюма

  • навыки поисково-исследовательской работы

  • навыки проектирования одежды

  • навыки театрального представления одежды

Приобретут:

  • способность трансформировать волевую направленность немотивированного инстинкта в мотивированно-удовлетворяемую потребность в познании с охватом как интеллектуальной, так эмоциональной сферы.

  • способность сбалансировать познавательный, потребительский, природоохранный и
    эстетический аспекты модальности отношения к окружающему миру.

Освоят:

  • особенности и взаимосвязь костюма разных народов.

Окажут:

  • помощь педагогу, работая инструкторами в коллективе объединения;

  • консультативную и практическую помощь педагогам МОУ ДОД ДДТ «Левша», родителям,

учащимся в области создания исторического я национального костюма.

Эффективность программы:

Результаты оцениваются по следующим показателям:

  • Результаты срезовых работ предварительного, промежуточного и итогового контроля уровня ЗУН;

  • комфортность обучающихся в коллективе (анкетирование обучающихся, родителей, анализ посещаемости занятий);

  • удовлетворенность своей работой;

  • достижения обучающихся объединения.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы начальной диагностики

Формы промежуточного контроля

Формы итогового контроля по годам обучения

Формы аттестации по итогам реализации образовательной программы

Собеседование, анкетирование

Тестирование, текущий анализ работ, оценка сценического мастерства, образцов изделий

Тестирование, текущий анализ работ, оценка сценического мастерства, образцов изделий, защита проектов

Тестирование, оценка сценического мастерства, изделий, защита проектов

Учебно-тематический план 1-го года обучения



п/п

Разделы, темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Раздел №1 Культура одежды

48

6

42


1. Историческое наследие

12

2

^>

10


2. Русский костюм

28

3

25


3. Национальная одежда коренных народов крайнего севера

8

1

7

3

Раздел №2. Технология

46

7

39


1. Конструирование швейных изделий на куклу

4

1

3


2. Изготовление одежды на куклу

26

4

22


3. Художественная отделка изделия

16

2

14

4

Раздел №3. Обыкновенное чудо

18

2

16


1. Ансамбль костюма

4

1

3


2. Дефиле

14

1

13

5

Раздел №4 Мир вокруг нас

22

3

19


1. Выполнение работ к праздникам

10

1

9


2. Художественное оформление и подготовка работ к выставкам

8

1

7


3. Экскурсии

4

1

3

6

Раздел №5 Диагностика уровня ЗУН

6

1

5

7

Итоговое занятие

2

1

1


Итого

144




Содержание программы

1-год обучения 1. Вводное занятие (2ч.)

Теория :(1ч) Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год. Правилами поведения в детском учреждении.

Практиками.) Проведение анкетирования на тему « Твои интересы», игра «Давайте познакомимся».

Форма занятий: урок игра, урок- беседа.

Дидактическое обеспечение: анкеты, готовые изделия, иллюстрации.

2. Раздел №1 Культура одежды (48 ч.)

2.1. Тема: Историческое наследие(12 ч.)
Теория:(2 ч.)

История возникновения одежды. Характер кроя и способ ношения.

Практика:(10 ч.)

Создание слайдов для мультимедийных презентаций:

Форма занятий: беседа, урок поиск.

Дидактическое обеспечение: готовые изделия, видео фильмы, тестовые задания,

2.2. Тема: Русский костюм.(28 ч.)
Теория:(3 ч.)

Отражение триединства мира в народном русском костюме. Элементы мужской и женской народной одежды. Символика и семантика народного костюма. Эволюция, европеизация и стилизация русского костюма.

Практика. (25 ч.)

Дидактические игры: « Мир далеких предков», « Ярмарка», « Такие разные шляпы», « Три девятое царство». Выполнение самостоятельной работы с помощью тестовых заданий. Создание слайдов для мультимедийной презентации.

Формы занятий: урок-беседа, урок- игра, тест- игра.

Дидактический материал: иллюстрации, видеофильмы, тестовые задания.

2.3. Тема: Национальная одежда коренных народов крайнего севера.(8 ч.)
Теория:(1ч.) Знакомство с национальной одеждой наров крайнего севера. Зимняя и летняя

одежда. Особенности кроя, художественного оформления.

Практика;(7 ч) Организационно обучающая игра « Сокровища северных сундуков». Создание слайдов для мультимедийной презентации.

Формы занятий: урок- беседа, урок- игра, тест- игра.

Дидактический материал; иллюстрации, видеофильмы, тестовые задания.

3. Раздел №2.Технология(46 ч.)

3.1. Тема: Конструирование швейных изделий на куклу (4 ч.)

Теория:(1 ч.) Понятие термина «конструирование изделия», системы конструирования.

Структурные схемы конструкций основ изделий.

Практика:(3 ч.) Раскладка выкроек на ткани и раскрой.

Формы занятий: урок- консультация, урок-творчество.

Дидактическое обеспечение: готовые чертежи изделий, видеоматериал,

3.2. Тема: Изготовления одежды на куклу.(26 ч.)

Теория:(4 ч.): Типовая последовательность обработки изделия. Простые швы. Технология сметывания и соединения изделия на куклу.

Практика: (22 ч.) Обработка и соединение основных деталей изделия. Обработка отделочных

деталей.

Фома занятий: урок- консультация, урок- игра, урок- фантазия.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, готовые изделия, тесты.


3.3. Тема: Художественная отделка изделия (16 ч.)

Практика(14 ч.) Решение творческой задачи: выбор способа декорирования поверхности

изделия. Изготовление образца отделки по выбору.

Формы занятий: урок- консультация, тест-игра «Оцени себя сам».

Дидактическое обеспечение: готовые изделия, тест-карты, иллюстрации, образцы,

видеоматериал, фотоматериал,

4. Раздел№3. Обыкновенное чудо.(18ч.)

4.1. Тема: Ансамбль костюма,(4 ч.)

Теория: (1ч.) Принципы гармонии. Стилизация и символика костюма, Практика:(3 ч.) Составление эскиза костюма. Подбор деталей.

Формы занятий: урок- консультация, урок- фантазия, урок- творческий поиск. Дидактическое обеспечение: образцы готовых изделий, эскизов, фотоматериал.

4.2. Тема: Дефиле (14 ч.)

Теория;(1ч) Основы сценического и подиумного мастерства.

Практика:(13 ч) Формирование навыков дефиле. Отработка навыков публичного выступления.

Отработка работы в паре.

Формы занятий: урок- эксперимент, урок-игра, урок- поиск.

Дидактическое обеспечение: фонограмма, сценарий, костюмы.

5. Раздел№4. Мир вокруг нас (22 ч.)

5.1. Тема: Выполнение работ к праздникам и мероприятиям(10 ч.)
Теория:(1 ч.): Идеи для праздничного оформления. Искусство дарить подарки.
Практика (9 ч); Изготовление подарков для родителей, друзей.

Формы занятий: урок- поиск, урок -консультация.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, образцы изделий.

5.2. Тема: Художественное оформление и подготовка работ к выставкам (8ч.)
Теория:(1 ч) Анализ и опенка работ обучающихся, отбор работ для участия в выставке.
Практика(7 ч.) Оформление работ. Игра «Оцени себя сам».

Формы занятий: урок - обобщение, урок- диспут, урок- игра. Дидактическое обеспечение: готовые изделия, наглядные пособия.

5.3. Тема: Экскурсии(4 ч.)

Теория:(1 ч) Природа родного края. Повторение правил поведения на экскурсиях. Загадки,

пословицы, поговорки о природе.

Практика:(3 ч.) Наблюдение за природой. Загадывание загадок. Викторина «Традиции и обычаи

народов севера».

Формы занятий: урок-экскурсия, урок - фантазия, урок - игра.

Дидактическое обеспечение: дидактический материал о правилах поведения и охраны природы.

6. Раздел 5 . Диагностика уровня ЗУН(6 ч)

Теория:(1ч.) Критерии оценки работ обучающихся.

Практика:(5 ч.) Выполнение самостоятельной работы, выполнение тестовых заданий.

Формы занятий: урок -опрос, контрольный- урок, игра-тест.

Дидактическое обеспечение: тест задание, карточки задания, работы обучающихся,4

технологические карты.

7. Тема: Итоговое занятие(2ч.)

Теория:(1 ч) Поведение итогов деятельности объединения за прошедший год.

Практика:(1 ч) Награждение обучающихся.

Формы занятий: урок- обобщения.

Дидактическое обеспечение: тестовые задания, работы обучающихся.


Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения

Знать (теория)

Уметь (практика)

Технику безопасности

Выполнять основные ручные швы и

стежки

Формы древней одежды

Изготовлять образцы отделки изделия по заданному образцу

Характерные особенности русского костюма

Демонстрировать основы сценического мастерства

Характерные особенности национальной одежды коренных народов проживающих в районах крайнего севера

Пользоваться шаблонами и выкройками





Учебно-тематический план 2-го года обучения






Разделы, темы

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

2

1

1


Раздел №1 Культура одежды

48

6

42


1. Историческое наследие

12

2

10


2. Традиционный русский костюм

28

3

25


3. Национальна одежда народов проживающих на крайнем севере

8

1

7


Раздел№2 Технология

46

7

39


1. Моделирование

4

1

3


2. Изготовление одежды на куклу

26

4

22


3. Художественная отделка ткани

16

2

14


Раздел №3

Обыкновенное чудо

18

2

16


1. Стили в одежде

6

1

5


2. Дефиле

12

1

11


Раздел №4

Мир вокруг нас

22

3

19


1. Выполнение работ к праздникам

10

1

9


2. Организация выставки

8

1

7

7


3. Экскурсии

4

1

3


Раздел №5Диагностика уровня ЗУН,

6

1

5


Итоговое занятие

2

1

1


Итого


144



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-год обучения . 1. Вводное занятие (2ч.)

Теория:(1ч.) Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год.

Правилами поведения в детском учреждении.

Практика(1ч.) Проведение анкетирования на тему « Твои интересы»

Форма занятий; урок игра, беседа.

Дидактическое обеспечение: анкеты, готовые изделия одежды на куклу, иллюстрации.

2. Раздел №1 Культура одежды (48 ч.)

2.1. Тема: Историческое наследие (12 ч.)

Теория:(2 ч.) Художественный стиль исторического костюма. Силуэты и линии в костюмах различных периодов.

Практика:(10 ч.) Создание слайдов для мультимедийных презентаций:

Форма занятий: беседа, урок поиск.

Дидактическое обеспечение, иллюстрации, готовые изделия, видео фильмы, тестовые задания.

2.2. Тема: Русский костюм.(28 ч.)

Теория:(3 ч.) Две составные части традиционного русского костюма: север и юг. Внешние формы костюма. Особенности художественного оформления

Практика. (25 ч.) Дидактические игры: « Ярмарка», «Головные уборы», «Путешествие во времени». Выполнение самостоятельной работы с помощью тестовых заданий. Создание слайдов для мультимедийной презентации.

Формы занятий: беседа, урок игра, тест игра.

Дидактический материал: иллюстрации, видео фильмы, тестовые задания,

2.3. Тема: Национальная одежда народов проживающих в районах крайнего севера. (8 ч.)
Теория:(1ч) Знакомство с национальной одеждой наров проживающих в районах крайнего

севера. Особенности конструкции, художественного оформления этнического костюма.

Практика:(7 ч.) Организационно обучающая игра « Сокровища национальных сундуков».

Создание слайдов для мультимедийной презентации.

Формы занятий: беседа, урок игра, гест игра.

Дидактический материал: иллюстрации, видео фильмы, тестовые задания.

3. Раздел №2. Технология(46 ч.)

3.1. Тема: Моделирование швейных изделий на куклу (4 ч.)

Теория:(1ч) Основные принципы при моделировании одежды. Моделирование плечевой и поясной

одежды Моделирование рукава, воротника изделия.

Практика: (3 ч) Создание эскизов моделей одежды на куклу. Моделирование чертежей одежды на куклу.

Фома занятий: урок консультация, урок игра, урок фантазия.

Дидактическое обеспечение: чертежи изделий, видеоматериал.

3.2. Тема: Технология изготовления одежды на куклу.(26 ч.)

Теория:(4ч.) Типовая последовательность обработки изделия с рукавом. Правила сметывания и

соединения.

Практика:(22 ч.) Выполнение образцов ручных швов. Раскладка выкроек на ткани и раскрой.

Обработка и соединение основных деталей изделия. Обработка отделочных деталей.

Формы занятий: урок консультация , тест-игра «Оцени себя сам».

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, готовые изделия, тесты.

3.3. Тема: Художественная отделка изделия (16ч.)


Теория:(2 ч.) Влияние отделки на стилевое решение костюма. Сочетание фурнитуры и ручной

вышивки.

Практика:(14 ч) Решение творческой задачи: стилевое преобразование изделия с помощью

отделки. Изготовление образца отделки по выбору.

Формы занятий: урок консультация, урок игра.

Дидактическое обеспечение: готовые изделия, иллюстрации, образцы, видеоматериал,

фотоматериал.

4. Раздел№3. Обыкновенное чудо.(18ч.)

4.1. Тема: Стили в одежде.(6 ч.)

Теория: (1ч.) Стиль - как основа знаний о моде. Традиционные стили одежды. Слияние стилей. Практика:(5 ч.) Решение творческих задач по созданию эскизов одежды в различных стилях. Формы занятий: урок консультация, урок фантазия, урок творческий поиск.

Дидактическое обеспечение, образцы готовых изделий, эскизов, фотоматериал.

4.2, Тема: Дефиле (12 ч.)

Теория:(1 ч.) Основы театрального представления костюма.

Практика:(11 ч.) Работа в различных направлениях на подиуме. Работа в парах. Эмоциональная

выразительность при показе коллекции.

Формы занятий: урок фантазия, урок поиск, урок консультация

Дидактическое обеспечение: Фонограмма, костюмы.

5. Раздел№4. Мир вокруг нас (22 ч.)

5.1. Тема: Выполнение работ к праздникам и мероприятиям(10 ч.)
Теория:(1ч.) Идеи для праздничного оформления. Искусство дарить подарки.
Практика:(9ч.) Изготовление подарков для родителей, друзей.

Формы занятий: урок поиск, урок консультация.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, образцы изделий

5.2. Тема: Организация выставки (8 ч.)

Теория:(1 ч.) Композиционное оформление выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки .Дополнительное оформление выставки: музыкальное, каталог выставочных работ, эстетические дополнения.

Практика:(7 ч.) Оформление работ. Игра «Оцени себя сам».

Формы занятий: урок обобщение, урок диспут, урок игра.

Дидактическое обеспечение: готовые изделия, наглядные пособия.

5.3. Тема: Экскурсии(4 ч.)

Теория:(1ч.) Природа родного края Повторение правил поведения на экскурсиях. Загадки,

пословицы, поговорки о природе.

Практика:(3ч.) Наблюдение за природой. Загадывание загадок. Викторина «Традиции и обычаи

пародов севера».

Формы занятий: экскурсия, урок фантазия, урок игра.

Дидактическое обеспечение: дидактический материал о правилах поведения и охраны природы,

6. Раздел № 5. Диагностика уровня ЗУН(6 ч.)

Теория:(1ч.) Критерии оценки работ обучающихся.

Практика:(5ч.) Выполнение самостоятельной работы, выполнение тестовых заданий.

Формы занятий: урок опрос, контрольный урок, игра-тест.

Дидактическое обеспечение: тест задание, карточки задания, работы обучающихся,

технологические карты.

  1. Итоговое занятие(2ч.)

Теория:(1ч.) Поведение итогов деятельности объединения за прошедший год.

Практика:(1ч.) Награждение обучающихся.

Формы занятий: урок обобщения

Дидактическое обеспечение: тестовые задания, работы обучающихся.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу второго года обучения

Знать (теория)

Уметь (практика)

Художественный стиль исторического костюма

Основы театрального представления коллекции одежды

Характерные особенности традиционного русского костюма

Пользоваться шаблонами и выкройками

Характерные особенности национальной одежды народов проживающих б районах крайнего севера

Изготавливать национальный и исторический костюм в миниатюре


Выполнять художественную отделку

Изделия по выбранному образцу









Учебно-тематический план 3-го года обучения


























п/п

Разделы, темы

Кол-во часов





Всего

теория

Практик а

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Раздел №1 Культура одежды.

22

1

19



1 .Стилевое решение костюма.

10

1

9



2.Ансамбль костюма.

6

1

5



3.Композиция костюма.

6

1

5

3

Раздел №2 Творческий проект

78

8

71



1 .Проектно-композиционный этап проекта.

18

2

16



2.Технологический этап проекта.

54

4

50



3.Экономические расчеты.

2

1

1



4.3ащита творческого проекта.

4

1

3

4

Раздел №3 Обыкновенное чудо.

20

3

17



1. Стили в одежде.

4

1

3



2. Дефиле.

16

2

14

5

Раздел №4 Мир вокруг нас

14

2

12



1 .Выполнение работ к праздникам и мероприятиям

10

1

9



Экскурсии

4

1

3



Раздел №5 Диагностика уровня ЗУН

6

1

5

6

Итоговое занятие

2

1

1

7

Итого

144








Содержание программы 3-го года обучения

1. Раздел № 1 Раздел № 1. Вводное занятие (2ч.)

Теория:(1ч.) Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год.

Правилами поведения в детском учреждении.

Практика(1ч.) Проведение анкетирования на тему « Твои интересы»

Форма занятий; урок игра, беседа.

Дидактическое обеспечение: анкеты, готовые изделия одежды на куклу, иллюстрации.

2. Раздел №1 Культура одежды(22 ч.) 2.1.Тема№1, Стилевое решение костюма(10 ч.)

Теория:(1 ч.). Современные стили и микростили, господствующие в моде. Особенности классического, романтического, спортивного стилей. Понятие термина «индивидуальный» стиль. Практика: (9 ч.) Подбор иллюстраций моделей одежды к словесной характеристике стиля или микростиля. Создание слайдов для презентации «Стили современной моды».

Формы занятий: урок обобщение, урок диспут, урок игра.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия готовые изделия, тесты.


2.2.Тема№2. Ансамбль костюма (6)

Теория:(1ч) Разные исторические эпохи ансамбля костюма. Единый художественный замысел. Принципы гармонии, композиционные средства.

Практика:(5 ч) Решение творческой задачи: эскизирование моделей.

Форма занятий: урок обобщение, урок диспут, урок игра.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, готовые изделия, тесты.


2.3.Тема№3. Композиция костюма (6 ч.)

Теория:(1 ч) Понятие термина «композиция костюма». Свойства композиции: контраст, тождество. Средства композиции: пропорции, ритм, зрительские иллюзии. Цвет в костюме: свойства, цветовая гармония.

Практика:(5 ч) Составление характеристики костюма с использованием изученных понятий. Создание карандашных набросков элементов одежды, подчеркивающих достоинства и скрывающих недостатки заданной фигуры. Цветовое решение костюма в технике аппликация. Форма занятий: урок обобщение, урок диспут, урок игра.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, готовые изделия, тесты.


3. Раздел №2. Творческий проект. (78 ч.)

З.1.Тема №1.Проектно-композиционный этап. (18 ч.)

Теория:(2 ч) Основные цели разработки проекта.

Практика:(б ч) Решение творческой задачи: разработка авторской концепции выбора

Форма занятий:

Дидактическое обеспечение:

3.2. Тема №2. Технологический этап. (54 ч.)

Теория:(4 ч) консультация по выбранным технологиям.

Практика:(50 ч) Выбор материала, разработка конструкции изделия, технологическая

обработка изделия.

Формы занятий: урок поиск, урок творчества, урок фантазии

Дидактическое обеспечение: Наглядное пособие.


З.З.Тема №3 Экономические расчеты(2 ч.)

Теория:(1 ч) Экономический анализ выполняемой работы. Обдумывание наиболее приемлемых

вариантов работы с наименьший затратами.

Практика: (1ч) Экономические расчеты, Оформление документации.

Формы занятий: урок поиск

Дидактическое обеспечение: документация по расчетам.

3.4.Тема №4 Зашита творческого проекта, (4 ч)

Теория: (1 ч) Специфические критерии и особенности проекта, его технологичность,

эстетичность, значимость проекта.

Практика: (3 ч) Подготовка выступления - защиты проекта. Самопрезентация.

Форма занятия: урок поиск, урок защита.

Дидактическое обеспечение: проекты учащихся, готовые изделия, наглядные пособия,


Раздел№3.Обыкновенное чудо.

    1. Тема №1. Стили в одежде(4)

Теория:(1ч) разновидности стилей.

Практика(3ч) Зарисовка эскизов

Форма занятия: урок творчество

Дидактическое обеспечение: наглядное пособие

3.2.Тема №2. Дефиле (16)

Теория: (2ч).Театрализованный показ моделей

Практика: (14 ч) Образы показа, художественное воплощение.

Форма занятий: урок творчество, урок поиск.

Дидактическое обеспечение: фонограмма.


Раздел №4. Мир вокруг нас.(14)

4.1.Тема№1 0 Выполнение работ к праздникам и мероприятиям.

Теория: (2ч) консультации по выбранным темам.

Практика: (12ч) Творческая самостоятельная работа

Формы занятий: урок поиск, урок творчество

Дидактическое обеспечение; наглядное пособие

6 Раздел № 5. Диагностика уровня ЗУН(6 ч.)

Теория:(1 ч.) Критерии оценки работ обучающихся.

Практика: (5 ч.) Выполнение самостоятельной работы, выполнение тестовых заданий.

Формы занятий: урок опрос, контрольный урок -тест.

Дидактическое обеспечение: тест задание, карточки задания, работы обучающихся,

технологические карты.

  1. Итоговое занятие(2 ч.)

Теория:(1 ч.) Поведение итогов деятельности объединения за прошедший год. Практика:(1 ч.) Награждение обучающихся. Формы занятий: урок обобщения Дидактическое обеспечение: тестовые задания, работы обучающихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу третьего года обучения

Уметь (практика)

Уметь (практика)

Основные эпохи развития костюма

Решать творческие задачи по дизайну костюма

Средства и свойства композиции костюма

Разрабатывать проект изготовления костюма

Основные этапы проектирования одежды

Составлять презентации для защиты творческих проектов


Применять полученные знания в повседневной жизни



Методическое обеспечение программы

В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника- предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор.

Программа построена по пяти разделам.

Специфика работы по разделу «Культура одежды»


Специфика работы по разделу « Технология»


Специфика работы по разделу « Обыкновенное чудо»


Специфика работы по разделу « Мир вокруг нас»


Специфика работы по разделу « Диагностика ЗУН»





Используемая форма проведения занятий - групповая, формирующая чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Метод организации практической деятельности объединения – малые группы. Например: группа 2-3 человека, объединяемых общим интересом к теме, составляет план работы и, распределив между собой обязанности, приступает к его реализации.

Предпочтение работе в малых группах обусловлено тем, что знания одних дополняются смекалкой других, опытом выполнения работы - третьих. Это уже творческое самодеятельное объединение. Педагог помогает группам разобраться в принципе работы и назначении элементов будущих конструкций, дает советы по подбору и изготовлению деталей, по ходу работы делает замечания, которые ни в коей мере не должны сковывать инициативу обучающихся. Выбранная позиция педагогом - быть : «рядом», старшим другом, соучастником жизни подростка, относясь к нему как к субъекту, имеющему свой индивидуальный, уникальный внутренний мир, и содействую его постоянному духовному росту, - помогает добиться предполагаемых результатов в освоении учебного процесса.

Для более успешного решения этих задач используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, диалогический, частично-поисковый..

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией репродукций, просмотром видеоматериалов, посещением выставок, творческими встречами с другими коллективами, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации в виде занятий по декоративно-прикладному искусству, дефиле.

Рекомендации по использованию наглядного материала

В процессе преподавания дисциплины «История костюма» при сообщении обучающимся учебного материала широко используется один из важнейших принципов дидактики-принцип наглядности.

Принцип наглядности находит отражение в использовании педагогом наглядных учебных пособий и компьютерных средств обучения. Применение наглядности в процессе преподавания дисциплины «История костюма» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой их содержания и методики изучения. Особое значение имеет использование наглядных пособий, раскрывающих смысл различных: условных и схематических обозначений. Определенные особенности имеют использование схем, эскизов моделей.

Правильное и своевременное использование наглядных пособий при сообщении обучающимся нового материала, во время занятий по дисциплине «История костюма», имеет большое значение. Соблюдение требований к демонстрации наглядных пособий повышает дидактическую ценность занятий.

Необходимо демонстрировать наглядное пособие тогда, когда в этом наступила необходимость по содержанию изучаемого материала и времени занятия. Количество демонстрируемых пособий должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала; не следует перегружать ими занятие.

В процессе восприятия демонстрируемого нужно стремиться вовлечь, возможно, большее количество органов чувств обучающихся: зрение, слух, осязание.

Большое значение имеет правильное сочетание слова педагога и наглядности. Демонстрация любых наглядных пособий всегда сопровождается словом. Именно слово помогает направить внимание обучающегося на главное и существенное, отобрать изобилие наблюдаемых объектов. Перед демонстрацией пособия важно предварительно проинформировать обучающихся о том, что они будут наблюдать и с какой целью. Необходимо умело использовать «эффект новизны», поэтому не рекомендуется показывать наглядное пособие до момента его демонстрации.

Дидактические пособия нужно обязательно показывать в действии, побуждая обучающихся при рассмотрении их проявлять максимум мыслительной активности и самостоятельности.

Необходимо, чтобы наглядное пособие было хорошо видно всем обучающимся. Мелкие объекты лучше воспринимаются, когда они используются в качестве раздаточного материала. Однако не следует выдавать раздаточный материал во время объяснения, так как это отвлекает внимание обучающихся.

Для преподавания учебной дисциплины «История костюма» широко применяются технические (компьютерные) средства обучения, что обусловлено исключительно сильным эмоциональным воздействием на обучающихся; повышения производительности и облегчения труда педагога и обучающихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний и умений.

Эффективность компьютерных средств обучения, в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых на занятии.

Компьютерные средства обучения должны использоваться в обычном учебном кабинете по ходу занятия в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами и формами учебной работы. Только при этом сохраняются нормальные условия ведения занятия, соблюдается логическая последовательность отдельных этапов учебного процесса, стимулируется активность обучающихся в восприятии, осмысливании и усвоении учебного материала, сообщаемого с помощью компьютерных средств обучения.

Во время проведения занятий по дисциплине «История костюма» широко используется учебное кино, оно позволяет демонстрировать объекты в движении, анализировать и осуществлять переход от конкретного восприятия действительности к абстрактному. Учебный фильм применяется как иллюстрация к изложению учебного материала преподавателем, а также, как средство самостоятельного его изучения обучающимися. При изучении дисциплины «История костюма» учебное кино используется, как введение в изучение нового учебного материала, когда обучающиеся не имеют ясного представления о теме, которую начинают изучать, фильм помогает познакомиться с фактическим материалом, вызвать интерес, создать необходимый эмоциональный настрой. Он служит иллюстрацией к изложению материала преподавателя, что позволяет обучающимся представить, то, что излагает преподаватель.

При сообщении учебного материала использование видео презентаций приносит максимальный эффект в тех случаях, когда демонстрация органически сочетается с объяснениями педагога. Нецелесообразно сначала излагать весь материал, а затем показывать видео презентацию. Нельзя заменять систематическое изложение материала показом видео презентаций. Видео презентации нужно демонстрировать отдельными слайдами, а также полностью, в тех случаях, когда содержание и последовательность изображений в нем логично и полностью раскрывают изучаемый вопрос.

Так же компьютер дает возможность записывать и воспроизводить на занятиях в необходимое время показ видеоматериала. Ценность его применения в том, что с его помощью можно оперативно сделать несколько вариантов, записей, а затем отобрать для демонстрации наиболее удачные или характерные моменты. Применение использования данного технического средства обучения в значительной степени повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Рекомендации к организации практических занятий.

Одним из основных звеньев обучения является применение знаний, в результате чего у учащихся формируются практические умения и навыки.

По задачам и месту в учебном процессе практические работы по дисциплине «История костюма» являются важным средством связи теории с практикой. При этом знания закрепляются и совершенствуются, обучающиеся приобретают умения творчески их использовать для решения учебных задач. В ряде случаев практические работы служат источником новых знаний, способов деятельности, средством их расширения и углубления. Все это влияет на определение вида, тематики и содержания практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся.

Во время изучения дисциплины «История костюма и моды» практические работы могут быть как иллюстративными так и исследовательскими.

Так, например во время выполнения практических работ по дисциплине «История костюма» обучающиеся выполняют работы по уже известным им вопросам, после того как педагогом установлены закономерности и причинно-следственные связи и проведены необходимые демонстрации. Поэтому эти работы являются иллюстрацией к уже изученному учебному материалу. Выполняя работы такого рода, обучающиеся еще раз углубляются в изучение данного вопроса, охватывают его полнее и всесторонне.

При изучении некоторых тем выполнение практической работы имеет иной характер. Результаты выполнения работы обучающимся предварительно не известны и практическая работа предшествует тем выводам, которые даются в процессе исследовательской или частично поисковой работы. Поэтому в результате практической работы обучающиеся подводятся к новым знаниям или даже самостоятельно усваивают их.

От характера практической работы зависит методика ее проведения: способы руководства деятельностью обучающихся со стороны педагога, содержание инструкционных указаний, сложности заданий, последовательность выполнения отдельных операций.

В изучении данной дисциплины практические работы занимают различное место в учебном процессе. Они могут предшествовать изучению учебного материала на занятии. В этом случае их задача - накопить факты, на которые педагог и обучающиеся могут опереться при дальнейшем рассмотрении вопросов. Практические работы могут проводиться в непосредственной связи с изучением программного материала, облегчая обучающимся его усвоение. Наконец, они могут следовать за изучением материала на занятиях и включать наблюдения, имеющие целью подтвердить сообщенные сведения, закрепить усвоенное, научить применять знания на практике.

Педагог руководит процессом выполнения практических работ в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения заданий.

По месту в учебном процессе и основной дидактической цели инструктирование разделяется на вводное, текущее и заключительное; по способу подачи информации - на устное и письменное.

В изучении дисциплины «История костюма» каждая практическая работа только тогда дает положительные и ценные результаты, когда обучающимся ясна цель предстоящей работы, понятны пути, которыми они должны идти к цели. Обучающиеся должны представлять, в какой связи предлагаемая им работа находится с изученным материалом или какое значение она имеет для дальнейшего продвижения вперед. Поэтому в процессе вводного инструктажа раскрывается цель работы, определяется план ее проведения, даются необходимые инструктивные указания об организации работы.

Методика вводного инструктажа во многом зависит от характера и организации практической работы. В тех случаях, когда проводится практическая работа исследовательского характера, педагог подробно объясняет ее порядок, указывает, в какой последовательности производить, сравнивает полученные результаты, выявляет их зависимость, делает обоснование выводов.

Занятие это основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности обучающихся, контроль результатов обучения. Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса лежат в основе классификации занятий, которые в зависимости от основной цели подразделяются на: занятие ознакомления с основным материалом; занятие закрепления изученного материала; занятие проверки знаний и умений.

Занятие по формирования теоретических знаний

Основные характеристики занятия: деятельность обучающихся управляется деятельностью педагога на всех этапах; учебный материал как правило не известен обучающимся.

В структуре занятия возможно выделение четких этапов:

  • актуализация опорных знаний и умений;

  • формирование новых понятий;

  • применение новых знаний.

Конструирование занятия данного типа осуществляется следующим образом:

  • Постановка цели занятия

  • Планирование деятельности преподавателя и обучающихся на этапе актуализации

Актуализацию знаний можно провести, выполняя следующие операции:

  • опрос обучащиюхся по предыдущему материалу;

  • решение задач с применением опорных понятий;

  • постановку демонстрационного эксперимента.

Для того чтобы провести опрос, необходимо сформулировать вопросы. Для решения задач на этапе планирования необходимо подобрать условия задач или составить их. Для постановки демонстрационного эксперимента необходимо выявить явление или процесс.

Планирование формирования новых понятий и способов деятельности

Реализуя данный этап разработки занятия, педагог обдумывает, как будет осуществляться знакомство с новым материалом и каким образом возможно обеспечение планируемого уровня сформированности знаний и умений.

Знакомство с новым материалом может осуществляться через: постановку учебной проблемы; организацию демонстрационного эксперимента; показ алгоритма решения типовых задач.

Обеспечение формирования планируемого уровня усвоения понятий может осуществляться по средствам: выдвижения гипотез; решения проблем; самостоятельного решения типовой задачи по известному алгоритму; построение схем; повторения объяснения педагога.

Планирование этапа применения знаний

Этот этап можно провести, выполняя следующие операции: решение практических задач; решение задач с межпредметным содержанием; опрос обучающихся.

На данном этапе педагог подбирает необходимые задачи или тесты планируемого уровня.

Формы организации учебной деятельности предусматривают: фронтальную, групповую, индивидуальную работу. Фронтальная форма предусматривает работу педагога одновременно со всей учебной группой: спрашивать всех, беседовать со всеми, контролировать все и т.д. Групповая форма предусматривает разделение обучающихся на группы для выполнения определенных заданий, ее можно использовать, например, при практических работах. Индивидуальная форма углубленная индивидуализация обучения, когда каждому обучающемуся дается самостоятельное задание. Все эти формы ценны по себе и применяться могут только во взаимосвязи. Занятие не только организует процесс познания обучающихся и педагога, с его помощью идет управление познавательной деятельностью.

Именно поэтому предлагаемый разноуровневый подход к обучению позволяет управлять учебным процессом - это значит ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее. Выполняя эту работу педагог может дозировать, направлять, усиливать, ускорять процесс познания обучающимися опыта поколений.


Методическими особенностями курса можно считать использование методических пособий, подобранных и созданных в рамках настоящей образовательной программы, которые облегчают освоение нового материала и экономят время на его изучение.


Одним из вариантов определения интегрированной оценки планируемых результатов (количественной и качественной) можно считать сопоставление отметкам трех уровней усвоения учебного на основании теории поэтапного формирования умственных действий и типов решаемых учебных задач, показанное в таблице 1:

Различные подходы к выбору трех уровней усвоения учебного материала обучаемыми.

отметка

Тип учебной деятельности по Выготскому Л.С.

Уровень усвоения учебного материала по Гальперину П.Я.

Группы умений, формируемые в обучении (Талызина Н.Ф.)

Тип решаемой задачи
(Власова С.В.)

3

репродуктивная деятельность, т.е. запоминание и воспроизведение фактов

1-й тип ООД – ориентировка на единичные признаки. Психологический механизм – узнавание, припоминание.

решение типовых учебных задач

шаблонные задачи, решаемые на подсознательном уровне, по образцам

4

реконструктивная деятельность (воспроизведение способов получения фактов)

2-й тип ориентировки (на локальные признаки). Психологический механизм – анализ.

использование логических приемов на материале знаний по предмету

задачи, представляющие собой комбинацию подзадач с явными ассоциативными связями типа ассоциации сходства.

5

вариативная деятельность (перенос способов получения фактов из одной области в другую)

3-й тип ориентировки Психологический механизм – инсайт.

решение нестандартных задач, осуществление общих приемов учебной деятельности

комбинация задач предыдущих уровней, связанных ассоциативными связями латентного характера и логическими связями, предполагающими анализ ассоциаций.


Дидактическое обеспечение


1.Пакет обучающих фильмов

2. Пакет видео презентаций

3. Пакет обучающих игр

4. Пакет тестов для диагностики ЗУН

5. Пакет технологических карт

6.Пакет методических пособий для обучающихся

7. Пакет наглядных пособий




Материально-техническое обеспечение


Данная программа предусматривает проведение учебно-воспитательного процесса в светлом помещении, где обучающемся организовано рабочее место.

Для выполнения практических работ по темам программы необходимо обеспечить наличие :

- канцелярских принадлежностей (бумага, карандаш, ластик);

- тканей и ниток;

- дублирующие материалы и фурнитура;

- швейных инструментов и оборудования;

- электрический утюг и гладильная доска;

- термосалфеток;

- электронных носителей информаций.

Помимо этого в учебном кабинете должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, инструментов и материалов, детских работ, образцов изделий.

Экология

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.

В виду того что, образовательное учреждение дополнительного образования не является источником загрязнения окружающей среды, то специальных мероприятий по охране труда проводить не надо. Но так как вследствие учебного процесса образовывается бытовой мусор, что может отрицательно воздействовать на окружающую среду, в учебном процессе предусмотрено внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий.


Список литературы для педагога

1. З.А.Каргина, «Практическое пособие для педагога дополнительного образования», Москва, 2006 г.

2. Приложение к журналу «Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей».

3. Под редакцией Л.И. Рувинского, «Учителю о педагогической технике», Москва «Педагогика», 1987 г.

4.

5. В.А.Петровский «Личность в психологии», Ростов-на-Дону, 1995 г.

6. ВМ.Кулемзин, Н, В. Лукина «Знакомьтесь: ханты», Новосибирск, ВО ; «Наука», 1992 г.

7. В.А.Рандин «Орнаменты. Долганы, нганасаны, нениы», Санкт-Петербург, «Просвещение», 1992 г.

8. В.Соловьев «История России», Москва, «Белый город», 2003 г.



Список литературы для обучающихся


1. Ф.М.Паршов, «Русский народный костюм», Москва, 1994 г.

2. Ю.Каштанов, «Русский костюм», Москва, 2005 г.

3. А.Ю.Андреева, Г.И.Богомолов, «История костюма», Санкт-Петербург,'. «Паритет», 2004 г.

4. М.И.Нагибина «Чудеса из ткани своими руками», Ярославль, 1997 г.

5. Й.А.Дудулина «Ручная вышивка для всех», Санкт-Петербург, 1995 г.








Критерии оценки выступают в качестве ориентиров при оценке результатов обучения и выполняют роль дидактических принципов

  • усвоение вербальной информации, интеллектуальных навыков (определение различий, усвоение правил, действий, взаимодействий), овладения когнитивными стратегиями,

  • формирования двигательных навыков,

  • сформированности ценностного отношения к людям, событиям, объектам.

Показатели усвоения информации и овладения мыслительной деятельностью

  • тип учебной деятельности - репродуктивная, реконструктивная, вариативная (Выготский Л.С.);

  • уровень усвоения учебного материала, в основе которого лежат разные психологические механизмы - узнавание, анализ, инсайт (Гальперин П.Я.),

  • глубина познания - отличие существенных признаков от несущественных, обобщение, широта переноса знаний.























Управление образования Администрации МО Приуральский район

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Левша»





УТВЕРЖДЕНА: УТВЕРЖДЕНА:

Методическим советом Экспертным Советом

МОУ ДОД ДДТ «Левша» Управления образования

Протокол № Администрации МО

от ______20 г. Приуральский район

Протокол №____от______200__г.




«ИСТОРИЯ КОСТЮМА»





Тип программы: авторская

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: 7- 18 лет

Объем курса: 144 часов

Срок освоения: 3 года

Автор: Фурса Наталья Григорьевна

педагог дополнительного

образования МОУ ДОД

ДДТ «Левша»



Рецензент: __________________________

__________________________

__________________________

__________________________







п. Харп

2011г.


Дополнительная общеразвивающая программа "История костюма"
  • Другое
Описание:

В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника -  предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознаннопроизводить выбор.                                                                                                          

     Программа построена по пяти разделам. 

  • Специфика работы по разделу «Культура одежды»

  • Специфика работы по разделу « Технология»

  • Специфика работы по разделу « Обыкновенное чудо»

  • Специфика работы по разделу « Мир вокруг нас»

  • Специфика работы по разделу « Диагностика ЗУН»

 Используемая форма проведения занятий - групповая, формирующая чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Метод организации практической деятельности объединения – малые группы. Например:  группа  2-3 человека, объединяемых общим интересом к теме, составляет план работы и, распределив между собой обязанности, приступает к его реализации.

Предпочтение   работе в малых группах обусловлено тем, что знания одних дополняются смекалкой других, опытом выполнения работы - третьих. Это уже творческое самодеятельное объединение.  Педагог помогает группам разобраться в принципе работы и назначении элементов будущих конструкций, дает советы по подбору и изготовлению деталей, по ходу работы делает замечания, которые ни в коей мере не должны сковывать инициативу обучающихся. Выбранная позиция педагогом - быть  : «рядом», старшим другом, соучастником жизни подростка, относясь к нему как к субъекту, имеющему свой индивидуальный, уникальный внутренний мир, и содействую его постоянному духовному росту, - помогает добиться предполагаемых результатов в освоении учебного процесса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Для более успешного решения этих  задач используются следующие методы  обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, диалогический, частично-поисковый..

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией репродукций, просмотром видеоматериалов, посещением выставок, творческими встречами с другими коллективами, а также   практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления  информации в виде занятий по декоративно-прикладному искусству, дефиле.

    Рекомендации  по использованию наглядного материала

В процессе преподавания дисциплины «История костюма» при сообщении обучающимся учебного материала широко используется один из важнейших принципов дидактики -принцип наглядности.

Принцип наглядности находит отражение в использовании  педагогом наглядных учебных пособий и компьютерных средств обучения. Применение наглядности в процессе преподавания дисциплины «История костюма» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой их содержания и методики изучения. Особое значение имеет использование наглядных пособий, раскрывающих смысл различных: условных и схематических обозначений. Определенные особенности имеют использование схем, эскизов моделей.

Правильное и своевременное использование наглядных пособий при сообщении обучающимся нового материала, во время  занятий по дисциплине «История костюма», имеет большое значение. Соблюдение требований к демонстрации наглядных пособий     повышает   дидактическую ценность занятий. 

Необходимо демонстрировать наглядное пособие тогда, когда в этом наступила необходимость по содержанию изучаемого материала и времени  занятия. Количество   демонстрируемых пособий должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала; не следует перегружать ими  занятие.

В процессе восприятия демонстрируемого нужно стремиться вовлечь, возможно, большее количество органов чувств обучающихся: зрение, слух, осязание.

Большое значение имеет правильное сочетание слова  педагога и наглядности. Демонстрация любых наглядных пособий всегда сопровождается словом. Именно слово помогает направить внимание обучающегося на главное и существенное, отобрать изобилие наблюдаемых объектов. Перед демонстрацией пособия важно предварительно проинформировать обучающихся о том, что они будут наблюдать и с какой целью. Необходимо умело использовать «эффект новизны», поэтому не рекомендуется показывать наглядное пособие до момента его демонстрации.

Дидактические пособия нужно обязательно показывать в действии, побуждая обучающихся при рассмотрении их проявлять максимум мыслительной активности и самостоятельности.

Необходимо, чтобы наглядное пособие было хорошо видно всем обучающимся. Мелкие объекты лучше воспринимаются, когда они используются в качестве раздаточного материала. Однако не следует выдавать раздаточный материал во время объяснения, так как это отвлекает внимание обучающихся.

Для преподавания учебной дисциплины «История костюма» широко применяются технические (компьютерные) средства обучения. Это обусловлено исключительно сильным эмоциональным воздействием на обучающихся. При этом повышается производительность и облегчается труд   педагога и обучающихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний и умений.

Эффективность компьютерных средств обучения, в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых на занятии.

 Компьютерные  средства обучения должны использоваться в обычном учебном кабинете по ходу  занятия в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами и формами учебной работы. Только при этом сохраняются нормальные условия ведения  занятия, соблюдается логическая последовательность отдельных этапов учебного процесса, стимулируется активность обучающихся в восприятии, осмысливании и усвоении учебного материала, сообщаемого с помощью  компьютерных средств обучения.

Во время проведения  занятий по дисциплине «История костюма» широко используется учебное кино, оно позволяет демонстрировать объекты в движении, анализировать и осуществлять переход от конкретного восприятия действительности к абстрактному. Учебный фильм применяется как иллюстрация к изложению учебного материала преподавателем, а также, как средство самостоятельного его изучения обучающимися. При изучении дисциплины «История костюма» учебное кино используется, как введение в изучение нового учебного материала, когда обучающиеся не имеют ясного представления о теме, которую начинают изучать, фильм помогает познакомиться с фактическим материалом, вызвать интерес, создать необходимый эмоциональный настрой. Он служит иллюстрацией к изложению материала преподавателя, что позволяет обучающимся представить, то, что излагает преподаватель.

При сообщении учебного материала использование видео презентаций приносит максимальный эффект в тех случаях, когда демонстрация органически сочетается с объяснениями  педагога. Нецелесообразно сначала излагать весь материал, а затем показывать  видео презентацию. Нельзя заменять систематическое изложение материала показом  видео презентаций. Видео презентации нужно демонстрировать отдельными  слайдами, а также полностью, в тех случаях, когда содержание и последовательность изображений в нем логично и полностью раскрывают изучаемый вопрос.

 Так же компьютер дает возможность записывать и воспроизводить на  занятиях в необходимое время показ  видеоматериала. Ценность его применения в том, что с его помощью можно оперативно сделать несколько вариантов, записей, а затем отобрать для демонстрации наиболее удачные или характерные моменты. Применение использования данного технического средства обучения в значительной степени повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

    Рекомендации к организации практических занятий.

Одним из основных звеньев обучения является применение знаний, в результате чего у учащихся формируются практические умения и навыки. 

По задачам и месту в учебном процессе практические работы по дисциплине «История костюма» являются важным средством связи теории с практикой. При этом знания закрепляются и совершенствуются, обучающиеся приобретают умения творчески их использовать для решения учебных задач. В ряде случаев практические работы служат источником новых знаний, способов деятельности, средством их расширения и углубления. Все это влияет на определение вида, тематики и содержания  практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся.

Во время изучения дисциплины «История костюма и моды» практические работы могут быть как иллюстративными так и исследовательскими.

Так, например во время выполнения практических работ по дисциплине «История костюма» обучающиеся выполняют работы по уже известным им вопросам, после того как  педагогом установлены закономерности и причинно-следственные связи и проведены необходимые демонстрации. Поэтому эти работы являются иллюстрацией к уже изученному учебному материалу. Выполняя работы такого рода, обучающиеся еще раз углубляются в изучение данного вопроса, охватывают его полнее и всесторонне.

При изучении некоторых тем выполнение практической работы имеет иной характер. Результаты выполнения работы обучающимся предварительно не известны и практическая работа предшествует тем выводам, которые даются в процессе исследовательской или частично поисковой работы. Поэтому в результате практической работы обучающиеся подводятся к новым знаниям или даже самостоятельно усваивают их.

От характера практической работы зависит методика ее проведения: способы руководства деятельностью обучающихся со стороны  педагога, содержание инструкционных указаний, сложности заданий, последовательность выполнения отдельных операций.

В изучении данной дисциплины практические работы занимают различное место в учебном процессе. Они могут предшествовать изучению учебного материала на  занятии. В этом случае их задача - накопить факты, на которые  педагог и обучающиеся могут опереться при дальнейшем рассмотрении вопросов. Практические работы могут проводиться в непосредственной связи с изучением программного материала, облегчая обучающимся его усвоение. Наконец, они могут следовать за изучением материала на  занятиях и включать наблюдения, имеющие целью подтвердить сообщенные сведения, закрепить усвоенное, научить применять знания на практике.

 Педагог руководит процессом выполнения практических работ в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения заданий.

По месту в учебном процессе и основной дидактической цели инструктирование разделяется на вводное, текущее и заключительное; по способу подачи информации - на устное и письменное.

В изучении дисциплины «История костюма» каждая практическая работа только тогда дает положительные и ценные результаты, когда обучающимся ясна цель предстоящей работы, понятны пути, которыми они должны идти к цели. Обучающиеся должны представлять, в какой связи предлагаемая им работа находится с изученным материалом или какое значение она имеет для дальнейшего продвижения вперед. Поэтому в процессе вводного инструктажа раскрывается цель работы, определяется план ее проведения, даются необходимые инструктивные указания об организации работы.

Методика вводного инструктажа во многом зависит от характера и организации  практической работы. В тех случаях, когда проводится практическая работа исследовательского характера,  педагог подробно объясняет ее порядок, указывает, в какой последовательности производить, сравнивает полученные результаты, выявляет их зависимость, делает обоснование выводов.

 Занятие это основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности обучающихся, контроль результатов обучения. Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса лежат в основе классификации  занятий, которые в зависимости от основной цели подразделяются на:  занятие ознакомления с основным материалом;  занятие закрепления изученного материала;  занятие проверки знаний и умений.

    Занятие по формирования теоретических знаний

Основные характеристики  занятия: деятельность обучающихся   управляется деятельностью  педагога на всех этапах; учебный материал как правило не известен обучающимся.

 В структуре  занятия возможно выделение четких этапов:

  • актуализация опорных знаний и умений;

  • формирование новых понятий;

  • применение новых знаний.

    Конструирование  занятия данного типа осуществляется следующим образом:

  • Постановка цели  занятия
  • Планирование деятельности преподавателя и обучающихся на этапе актуализации

Актуализацию знаний можно провести, выполняя следующие операции:

  • опрос обучащиюхся по предыдущему материалу;

  • решение задач с применением опорных понятий;

  • постановку демонстрационного эксперимента.

    Для того чтобы провести опрос, необходимо сформулировать вопросы. Для решения задач на этапе планирования необходимо подобрать условия задач или составить их. Для постановки демонстрационного эксперимента необходимо выявить явление или процесс.

    Планирование формирования новых понятий и способов деятельности

    Реализуя данный этап разработки  занятия,  педагог обдумывает, как будет осуществляться знакомство с новым материалом и каким образом возможно обеспечение планируемого уровня сформированности знаний и умений.

    Знакомство с новым материалом может осуществляться через: постановку учебной проблемы; организацию демонстрационного эксперимента; показ алгоритма решения типовых задач.

    Обеспечение формирования планируемого уровня усвоения понятий может осуществляться по средствам: выдвижения гипотез; решения проблем; самостоятельного решения типовой задачи по известному алгоритму; построение схем; повторения объяснения  педагога.

    Планирование этапа применения знаний

    Этот этап можно провести, выполняя следующие операции: решение практических задач; решение задач с межпредметным содержанием; опрос обучающихся.

    На данном этапе  педагог подбирает необходимые задачи или тесты планируемого уровня.

      Формы организации учебной деятельности предусматривают: фронтальную, групповую, индивидуальную работу. Фронтальная форма предусматривает работу педагога одновременно со всей учебной группой: спрашивать всех, беседовать со всеми, контролировать все и т.д. Групповая форма предусматривает разделение обучающихся на группы для выполнения определенных заданий, ее можно использовать, например, при  практических работах. Индивидуальная форма углубленная индивидуализация обучения, когда каждому обучающемуся дается самостоятельное задание. Все эти формы ценны по себе и применяться могут только во взаимосвязи.  Занятие не только организует процесс познания обучающихся и педагога, с его помощью идет управление познавательной деятельностью.

    Именно поэтому предлагаемый разноуровневый подход к обучению позволяет управлять учебным процессом - это значит ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на  занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее. Выполняя эту работу педагог может дозировать, направлять, усиливать, ускорять процесс познания обучающимися опыта поколений.

     

    Методическими  особенностями   курса можно считать использование методических пособий, подобранных и созданных в рамках настоящей образовательной программы, которые облегчают освоение нового материала и экономят время на его изучение.

     

    Одним из вариантов определения интегрированной оценки планируемых результатов (количественной и качественной) можно считать сопоставление отметкам трех уровней усвоения учебного на основании теории поэтапного формирования умственных действий и типов решаемых учебных задач, показанное в таблице 1:

    Различные подходы к выбору трех уровней усвоения учебного материала обучаемыми.

отметка

Тип учебной деятельности по Выготскому Л.С.

Уровень усвоения учебного материала по Гальперину П.Я.

Группы умений, формируемые в обучении (Талызина Н.Ф.)

Тип решаемой задачи
(Власова С.В.)

3

репродуктивная деятельность, т.е. запоминание и воспроизведение фактов

1-й тип ООД – ориентировка на единичные признаки. Психологический механизм – узнавание, припоминание.

решение типовых учебных задач

шаблонные задачи, решаемые на подсознательном уровне, по образцам

4

реконструктивная деятельность (воспроизведение способов получения фактов)

2-й тип ориентировки (на локальные признаки). Психологический механизм – анализ.

использование логических приемов на материале знаний по предмету

задачи, представляющие собой комбинацию подзадач с явными ассоциативными связями типа ассоциации сходства.

5

вариативная деятельность (перенос способов получения фактов из одной области в другую)

3-й тип ориентировки Психологический механизм – инсайт.

решение нестандартных задач, осуществление общих приемов учебной деятельности

комбинация задач предыдущих уровней, связанных ассоциативными связями латентного характера и логическими связями, предполагающими анализ ассоциаций.

 

Автор Фурса Наталья Григорьевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 499
Номер материала 8538
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓