Дополнительная
общеразвивающая программа
(ФГОС
НОО)
«Экоша»
Срок
реализации программы 1 год
Возраст
обучающихся 6 – 7 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Светлова
Елена Александровна
2014
год
Пояснительная
записка
Для детей
младшего школьного возраста наиболее близок и понятен мир живой природы, все
живое притягивает ребенка. Каждый ребенок является настоящим исследователем
окружающей среды. Дети ежедневно, ежесекундно воспринимают и познают окружающий
мир всеми своими органами чувств, встречают вокруг себя самых разнообразных
представителей животного и растительного мира, но очень мало знают обо всем
этом.
В
младшем школьном возрасте в сознании ребенка закладываются определенные нравственные
идеалы и образцы поведения на всю последующую жизнь. Ребенок начинает понимать
ценность жизни в целом и ценность жизни каждого отдельного организма.
Программа
предусматривает погружение ребенка в мир живой природы, очень тесное общение
ребенка с животными и растениями, чего он лишен в школе и зачастую дома.
Большая
роль отводится практическим занятиям, развивающим творчество ребенка. Кроме
того, учащиеся имеют возможность использовать на занятиях литературу,
иллюстративные материалы, гербарные образцы, обучающие фото и видео материалы.
Для
повышения мотивации к обучению у учащихся на занятиях всегда приводятся
интересные факты, предания, легенды, связанные с изучаемыми растениями и
животными.
Программа «Экоша»
эколого-биологической направленности предназначена для проведения занятий с детьми
в возрасте от 6-7 лет. Срок реализации программы 1 год.
Программа
является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых понятий из
области окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии растений и
животных, краеведения, а также этики, эстетики и искусства.
В
программе применен системный подход, что позволяет сформировать у младших
школьников целостное представление об окружающем их мире природы.
Целью
программы
является создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и
развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к
природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование
ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи
программы:
Познавательные:
·
Формирование
у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений
·
Способствовать
развитию системы практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния
окружающей среды своей местности.
·
Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений, работы с различными
источниками информации
·
Привить необходимость использования
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными
и растениями.
Воспитательные:
·
Способствовать
воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к
природе
·
Воспитывать
бережное отношение к растениям и животным
·
Совершенствовать
навыки коллективной работы
Развивающие:
·
Развитие
познавательного интереса ребенка к миру животных и растений
·
Развитие
навыков всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой,
трудовой и коммуникативной)
·
Способствовать
развитию логического мышления, внимания
·
Развивать
умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, растений, животных
·
Продолжить
формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
·
Способствовать
развитию творческих способностей.
Принципы, лежащие
в основе работы по программе
·
Принцип
взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают
друг другу во всех начинаниях;
·
Принцип
научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную
основу.
·
Принцип
доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ
в зависимости от своих возможностей и возраста.
·
Принцип
практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни
учащегося.
·
Принцип
вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от
интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ,
будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие
задания и т.д.
·
Принцип
соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те
аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те
или иные преимущества для социальной адаптации.
·
Принцип
дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами
и индивидуальными способностями.
·
Принцип
результативности.
Краткие сведения о
коллективе
Состав
коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 1 класса.
Количество
обучающихся в коллективе: 32 человека (по 16 человек в каждой группе)
Возраст
детей, участвующих в программе – 6-7 лет. В этом возрасте дети любознательны,
активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно
включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В
соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в
группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности.
Программа
предусматривает целенаправленное формирование биологических знаний.
Приоритетными навыками являются: наблюдение, сравнение, анализ и оценка.
В ходе реализации
программы проводится систематическая работа по формированию общеучебных умений,
навыков и способов деятельности, направленных на:
·
выявление
признаков биологических объектов, процессов, явлений в результате сравнения,
анализа и оценки материала
·
умение
четко, грамотно и логично объяснять материал, изучаемый в рамках программы
·
проведение
простейшей исследовательской деятельности, постановки биологических
экспериментов, описание и объяснение их результаты; наблюдение за ростом и развитием
растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе.
·
самостоятельный
поиск, систематизацию, анализ и классификацию биологической информации.
·
использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
Планируемые
результаты
В результате
прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные
действия:
Предметные:
·
осознавать
ценность природы для человека
·
ориентироваться
в понятиях курса
·
знать
наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского
района;
·
знать
некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
·
понимать,
что планета Земля - наш большой дом, а Солнце - источник жизни на Земле;
·
различать неживое и живое в природе;
·
объяснять приспособленность
живых организмов к условиям существования;
·
оценивать влияние деятельности человека на живые организмы;
·
знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых
существ, связи между ними (примеры);
·
знать значение растений и животных в жизни человека,
условия их выращивания и правила ухода;
·
ориентироваться в многообразии растений, животных,
грибов, экологических связях между ними;
·
знать организмы, приносящие
ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы
с ними;
·
объяснять разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
·
знать условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни
человека;
·
знать различия съедобных и несъедобных грибов;
·
знать и применять в жизни способы сохранения
окружающей природы;
·
различать положительные и отрицательные
влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;
·
понимать особое место заповедников и
охраняемых территорий для сохранения биоразнообразия
·
знать простейшие методы исследования природы:
наблюдение и опыт;
·
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
·
оформлять
результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
·
ставить
простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
·
применять
теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.
·
составлять
экологические модели, трофические цепи;
Метапредметные:
·
определять цели изучения разделов курса;
·
понимать учебную задачу занятия;
·
оценивать достижения на уроке;
·
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
·
приводить примеры ответственного отношения к природе;
·
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
·
осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
·
высказывать и обосновывать предположения;
·
анализировать иллюстрации
·
знать
основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
·
уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении
поделок и рисунков по темам курса
·
предвидеть
последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
·
улучшать
состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное
окружение);
Личностные:
·
понимать и принимать самоценность любого организма;
·
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
·
бережно относится к окружающему миру
·
испытывать чувство ответственности за состояние
окружающей среды;
·
понимать свою роль в
деле охраны окружающей среды
·
оценивать свои достижения на уроке
·
доказывать,
уникальность и красоту каждого природного объекта;
Ведущие формы и
методы обучения
У младших
школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность,
направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех
пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к
произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится
более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании,
сочинении сказок и других творческих работах.
Память
развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно
запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события
и сведения и сохраняет их.
С учетом
психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны
использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный,
репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия,
практическая работа, творческая работа, работа в группах) организации учебной
деятельности.
На
занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению
группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в
команде.
На
занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать
переутомления детей.
Программой
предусмотрены экскурсии в микрорайон школы, которые направлены на закрепление
теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских
работ.
Ведущие технологии
обучения
·
Личностно
– ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому
ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они
предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и
интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими
членами коллектива.
·
Игровые
технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и
приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой
работе.
·
Технология
творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
·
Технология
исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность,
логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении
опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате
происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Формы, способы и
средства проверки и оценки результатов
В ходе
реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
Входящий контроль –
определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих
работ.
Промежуточный
контроль:
проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса,
самоанализ выполнения творческой работы
Итоговый контроль: в ходе
проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.
Критерии
оценки компетентностей
Низкий
уровень: удовлетворительное владение теоретической
информацией по темам курса, пассивное участие в организации выставок, низкая
доля самостоятельности при выполнении творческих работ
Средний
уровень: достаточно хорошее владение теоретической
информацией по курсу, умение систематизировать и анализировать изучаемый
материал, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в
конкурсах, выставках. Средняя доля самостоятельности при выполнении творческих
работ.
Высокий
уровень:
свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать изучаемый
материал, литературные источники, активно принимать участие в мероприятиях,
конкурсах, применять полученную информацию на практике. Высокая доля
самостоятельности в изготовлении поделок, оформлении рисунков
Особая
роль в оценке результатов отводиться практической работе, где проверяются
теоретические знания, полученные на занятиях.
Содержание
программы
Введение (1 час)
Теоретические
знания
Что такое
экология. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны
растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей
природе и как сами влияют на природу. Законы экологии. Живая и неживая
природа.
Практическая деятельность
·
Подвижная
игра «Живое - неживое»
·
Экскурсия
в школьный сад «Живая и неживая природа»
При изучении темы
у учащихся формируются УУД:
Предметные:
·
Знать
что такое экология, ее законы;
·
Понимать,
что планета Земля – наш общий дом;
·
осознавать
ценность природы для человека;
·
различать неживое и живое в природе;
·
объяснять приспособленность
живых организмов к условиям существования;
·
оценивать влияние живых организмов на природу;
·
объяснять разносторонние связи живых организмов между собой;
·
знать и применять в жизни способы сохранения
окружающей природы;
·
различать положительные и отрицательные
влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;
·
знать простейшие методы исследования природы:
наблюдение,
·
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
Метапредметные:
·
определять цели изучения темы;
·
понимать учебную задачу занятия;
·
оценивать достижения на уроке;
·
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
·
приводить примеры ответственного отношения к природе;
·
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
·
знать
основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
·
уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении
поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
·
понимать и принимать самоценность любого организма;
·
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
·
бережно относится к окружающему миру
·
испытывать чувство ответственности за состояние
окружающей среды;
·
понимать свою роль в
деле охраны окружающей среды
·
оценивать свои достижения на уроке
Осень (10 часов)
Теоретические
знания
Приметы и признаки
осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Беседа о подготовке животных к
зиме: запас корма, спячка, маскировка. Рассказ о животных и растениях, их
местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные
условия: медведь, насекомые, божья коровка, бабочка, береза, синичка.
Практическая
деятельность
·
Конкурс
загадок об осени и осенних явлениях
·
Экскурсия
в школьный сад.
·
Сбор
листьев для поделок
Исследовательская
деятельность
·
Наблюдение
за листопадом и осенними явлениями природы
Творческая деятельность
·
Рисунки
«Осень», «Береза»
·
Раскраска
«Медведь»
·
Поделки
из бумаги «Заяц», «Паучок», «Божья коровка», «Бабочка»
·
Аппликация
«Синичка»
При изучении темы
у учащихся формируются УУД:
Предметные:
·
знать
поговорки, загадки и пословицы об осени и осенних явлениях, животных и
растениях;
·
знать
наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области,
Приволжского района, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность
к окружающей среде
·
понимать,
что Солнце - источник жизни на Земле;
·
объяснять приспособленность
живых организмов к зиме;
·
знать значение тепла для живых существ;
·
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
·
применять
теоретические знания при общении с живыми организмами
Метапредметные:
·
определять цели занятия;
·
понимать учебную задачу занятия;
·
оценивать достижения на уроке;
·
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
·
приводить примеры ответственного отношения к природе;
·
осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;
·
высказывать и обосновывать предположения;
·
анализировать иллюстрации
·
знать
основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
·
уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении
поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
·
понимать и принимать самоценность любого организма;
·
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
·
бережно относится к окружающему миру
·
оценивать свои достижения на уроке
·
доказывать,
уникальность и красоту каждого природного объекта;
Зима (8 часов)
Теоретические
знания
Приметы зимы.
Зимние явления в жизни живых организмов. Приспособление растений и животных к
жизни зимой. Взаимоотношения организмов в зимнем лесу. Рассказ о животных и
растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить
неблагоприятные условия: ель и снегирь
Практическая
деятельность
·
Конкурс
загадок о зиме и явлениях зимы
·
Игра
«Кто поет?»
·
Акция
«Покормите птиц»
·
Экскурсия
в школьный сад.
·
Мозаика
«Снегирь»
Исследовательская
деятельность
·
Наблюдение
за птицами, прилетающими на кормушки
Творческая деятельность
·
Изготовление
снежинки из бумаги
·
Творческий
проект «Кормушка для птиц»
·
Рисунок
«Ель»
·
Поделка
из бумаги «Птичка»
При изучении темы
у учащихся формируются УУД:
Предметные:
·
знать
поговорки, загадки и пословицы о зиме и зимних явлениях, животных и растениях;
·
знать
наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области,
Приволжского района, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность
к окружающей среде
·
объяснять приспособленность
живых организмов к зиме;
·
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
·
применять
теоретические знания при общении с живыми организмами
·
знать
особенности питания птиц в зимнее время
·
уметь
изготавливать кормушки для птиц из простейших материалов
Метапредметные:
·
определять цели и задачи занятия;
·
оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку
выполненных заданий;
·
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
·
уметь проводить наблюдения в природе за жизнью растений и животных
·
приводить примеры ответственного отношения к природе;
·
высказывать и обосновывать предположения;
·
анализировать иллюстрации
·
знать
основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
·
уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении
кормушек, поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
·
понимать и принимать самоценность любого организма;
·
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
·
бережно относится к окружающему миру
·
оценивать свои достижения на уроке
·
доказывать,
уникальность и красоту каждого природного объекта;
Весна (8 часов)
Теоретические
знания
Приметы весны.
Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне. Беседа о
значении воды в природе и жизни человека. Беседа о свойствах воды, ее
состояниях. Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде. Беседа о водных
обитателях. Беседа о водных растениях. Беседа о загрязнении воды, необходимости
ее защиты и охраны.
Практическая
деятельность
·
Конкурс
загадок о весне и весенних явлениях
·
Игра
«Путешествие капельки воды».
·
Экскурсия
в школьный сад
Исследовательская
деятельность
·
Исследование
свойств воды
·
Наблюдение
за весенними явлениями и первоцветами
·
Наблюдение
за организмами в аквариуме
Творческая
деятельность
·
Поделка
из бумаги «Осьминожка»
·
Рисунки
«Рыбка», «Озеро», «Берегите воду»
При изучении темы
у учащихся формируются УУД:
Предметные:
·
знать
поговорки, загадки и пословицы о весне и весенних явлениях, животных и
растениях;
·
характеризовать
воду как вещество;
·
рассказывать
о свойствах воды;
·
рассказывать
об использовании воды в быту как растворителя
·
различать
три состояния воды;
·
понимать
причины и процесс круговорота воды в природе;
·
знать,
почему и как нужно беречь воду;
·
понимать
способы экономного использования воды
·
знать
наиболее типичных представителей животного и растительного мира водоемов, их
местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде
Метапредметные:
·
определять цели и задачи занятия;
·
оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку
выполненных заданий;
·
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
·
высказывать и обосновывать предположения;
·
анализировать иллюстрации
·
знать
основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
·
уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении
кормушек, поделок и рисунков по темам курса
·
исследовать свойства воды
·
моделировать источники загрязнения воды
Личностные:
·
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
·
бережно относится к окружающему миру
·
оценивать свои достижения на уроке
·
доказывать,
уникальность и красоту каждого природного объекта;
Лето (6 часов)
Теоретические
знания
Приметы и явления
лета. Анализ поговорок о лете. Беседа о составе воздухе и его необходимости
для жизни на планете. Охрана воздуха. Путешествие «По страницам Красной книги».
Рассказ о животных и растениях Красной книги, их местообитании, образе жизни и
питании и способности переносить неблагоприятные условия: тигр, бобр, лотос.
Практическая
деятельность
·
Конкурс
загадок о лете
·
Викторина
«Явления природы»
·
Путешествие
«По страницам Красной книги»
Творческая
деятельность
·
Раскраска
«Тигр»
·
Поделки
из бумаги «Лотос», «Самолет»
·
Аппликация
«Бобр»
При изучении темы
у учащихся формируются УУД:
Предметные:
·
знать
поговорки, загадки и пословицы о лете и летних явлениях, животных и растениях;
·
знать
состав и свойства воздуха
·
знать
меры по охране воздуха
·
знать
факторы негативного воздействия человека на природу
·
понимать
правила поведения в природе
·
знать
наиболее типичных представителей животного и растительного мира, занесенных в
Красную книгу, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к
окружающей среде
Метапредметные:
·
определять цели и задачи занятия;
·
оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку
выполненных заданий;
·
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
·
высказывать и обосновывать предположения;
·
анализировать иллюстрации
·
знать
основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
·
уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении
кормушек, поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
·
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
·
бережно относится к окружающему миру
·
оценивать свои достижения на уроке
·
доказывать,
уникальность и красоту каждого природного объекта;
·
понимать и принимать самоценность любого организма;
·
испытывать чувство ответственности за состояние
окружающей среды;
·
понимать свою роль в
деле охраны окружающей среды
Тематический план
№ занятия
|
Тема занятия
|
Количество
часов
|
Деятельность
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Введение
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Времена года.
Осень
|
10
|
4
|
6
|
3
|
Времена года.
Зима
|
8
|
2
|
6
|
4
|
Времена года.
Весна
|
8
|
3,5
|
4,5
|
5
|
Времена года.
Лето
|
6
|
2,5
|
3,5
|
6
|
Обобщение.
Задание на лето
|
1
|
-
|
1
|
|
Итого
|
34
|
12,5
|
21,5
|
Тематическое
планирование
№ занятия
|
Тема занятия
|
деятельность
|
теория
|
практика
|
Введение (1 час)
|
1
|
Экология и мы.
Живая и неживая природа
|
Экология
и мы. Законы экологии. Живая и неживая природа
|
Экскурсия в
школьный сад.
Игра «Живое - неживое»
|
Осень (10 часов)
|
2
|
Времена года.
Осень
|
Приметы осени.
Осенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени
|
Конкурс загадок
об осени и осенних явлениях
|
3
|
Как растения
готовятся к зиме. Почему опадают листья?
|
|
Экскурсия в
школьный сад. Наблюдение за листопадом. Сбор листьев для поделок
|
4
|
Краски осени
|
|
Рисуем осень
|
5
|
Как животные
готовятся к зиме.
|
Беседа о
подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка
|
Поделка «Заяц»
|
6
|
Медведь – хозяин
леса
|
Беседа о медведе
|
Раскраска «Медведь»
|
7
|
Шестиногие
хозяева Земли
|
Беседа о
насекомых
|
Поделка «Паучок»
|
8
|
Божья коровка
|
Беседа о божьей
коровке
|
Поделка «Божья
коровка»
|
9
|
Бабочки –
летающие цветы
|
Беседа о
бабочках
|
Поделка
«Бабочка»
|
10
|
Синичка -
сестричка
|
Рассказ о
синичке
|
Аппликация
«Синичка»
|
11
|
Береза – символ
России
|
Рассказ о березе
|
Рисунок «Береза»
|
Зима (8 часов)
|
12
|
Времена года.
Зима
|
Приметы зимы. Зимние
явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени
|
Конкурс загадок
о зиме и явлениях зимы
|
13
|
Снег кружится…
|
Строение и
условия образования снежинок
|
Изготовление
снежинки
|
14
|
Наши пернатые
друзья. Дятел – «лесной доктор»
|
Беседа о дятле
|
Игра «Кто поет?»
Поделка «Птичка»
|
15
|
Творческая
мастерская
|
|
Изготовление
кормушек
|
16
|
Покормите птиц
|
|
Акция «Покормите
птиц»
|
17
|
Зимние
наблюдения за птицами
|
|
Экскурсия в
школьный сад. Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки
|
18
|
Ель – лесная
красавица
|
Беседа о ели
|
Рисунок «Ель»
|
19
|
Снегирь – зимняя
птичка
|
Рассказ о
снегире
|
Собери мозаику
«Снегирь»
|
Весна (8 часов)
|
20
|
Времена года.
Весна
|
Приметы весны. Весенние
явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне
|
Конкурс загадок
о весне и весенних явлениях
|
21
|
Самое важное
вещество на Земле
|
Беседа о
значении воды в природе и жизни человека
|
Игра
«Путешествие капельки воды».
|
22
|
Свойства воды
|
Беседа о
свойствах воды, ее состояниях
|
Исследование
свойств воды
|
23
|
Цепочка жизни в
море
|
Рассказ о
взаимоотношениях живых организмах в воде
|
Поделка
«Осьминожка»
|
24
|
В мире безмолвия
|
Беседа о водных
обитателях. Просмотр презентации
|
Рисунок «Рыбка»
|
25
|
Что растет в
воде
|
Беседа о водных
растениях. Просмотр презентации
|
Рисунок «Озеро»
|
26
|
Берегите воду
|
Беседа о
загрязнении воды, необходимости ее защиты
|
Рисунки и
листовки «Берегите воду»
|
27
|
Весенние явления
в природе
|
|
Экскурсия в школьный
сад. Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами
|
Лето (6 часов)
|
28
|
Времена года.
Лето
|
Приметы лета.
Анализ поговорок о лете
|
Конкурс загадок о
лете
|
29
|
Для чего нужен
воздух
|
Беседа о составе
воздухе и важности его для жизни на планете. Охрана воздуха.
|
Викторина
«Явления природы»
Поделка
«Самолет»
|
30
|
Красная книга.
Что это такое?
|
|
Путешествие «По
страницам Красной книги»
|
31
|
Амурский тигр –
полосатый хищник
|
Беседа о тиграх,
просмотр презентации
|
Раскраска «Тигр»
|
32
|
Лотос
|
Рассказ о
лотосе, просмотр презентации
|
Поделка «Лотос»
|
33
|
Бобр - строитель
|
Беседа о бобрах.
Просмотр презентации
|
Аппликация «Бобр»
|
Обобщение (1
час)
|
34
|
Обобщение.
Задание на лето
|
|
Игра «Природа
вокруг нас»
|
Учебно-методическое
обеспечение
Для учащихся:
1. Бианки
В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.
2. Бианки
В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.
3. Бианки
В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.
4. Гусев В.
Животные у нас дома. М.: 1992.
5. Дмитриев
Ю. Кто в лесу живет и что в лесу растет? – М: Детская литература,
1986
6. Молодцова
З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.
7. Молодцова
З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.
8. Плешаков
А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 1996
9. Родничок.
Книга для внеклассного чтения во 2 классе. – Тула, Арктоус, 1996
10. Сигунов П.Н.
Лесное счастье – Л: Детская литература, 1974
11. Сладков Н. В
лес по загадки. – Л: Детская литература, 1983
12. Сладков Н.И.
Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.
13. Сладков Н.И.
Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.
14. Сладков Н.И. Под
шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.
15. Сладков Н.И. С
севера на юг. М.: Малыш. 1988.
16. Пономарев А.И.
Тебе, грибник – Л: Лениздат, 1987
17. Федяев В. Грибы
- чудо природы. – М: Московский рабочий, 1986
18. Чаплина В. Птицы в
нашем лесу. М.: Малыш. 1984.
19. Чернышова О.Н.,
Ердаков Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица.
1999.
20. Юному сборщику
лекарственных растений, грибов, дикорастущих плодов и ягод. – М:
Главкоопплодовощ, 1987
21. Экологическая
азбука для детей и подростков. М.: 1995.
Для педагога:
1. Бианки
В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.
2. Бианки
В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.
3. Бианки
В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.
4. Веретенникова
С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М: Просвещение, 1980.
5. Времена
года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.
6. Горышина
Т.К. Растения в городе. Л.: Изд. ЛГУ. 1991.
7. Гульянц
Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? М:
Просвещение, 1984
8. Гусев В.
Животные у нас дома. М.: 1992.
9. Двораковский
М.С. Экология растений. М.: Высшая школа. 1983.
10. Дмитриев Ю.
Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.
11. Дольник В.Р.
Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.:
1994.
12. Лебедева Е.Г.
Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.: Айрис – пресс, 2013.- 128 с
13. Молодцова З.В. В
стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.
14. Молодцова З.В.
Занимательная экология. Новосибирск. 1997.
15. Огнев С.И.
Жизнь леса. – М: Изд-во АН СССР, 1987
16. Попов А.П.
Лесные целебные растения. – М: Экология, 1992
17. Сладков Н.И.
Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.
18. Сладков Н.И.
Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.
19. Сладков Н.И. Под
шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.
20. Сладков Н.И. С
севера на юг. М.: Малыш. 1988.
21. Стрижев А.Н.,
Гарибова Л.В. Дары подмосковного леса. – М: Московский рабочий, 1989
22. Строков В.В.,
Дмитриев Ю.Д. Леса и их обитатели. – М: Лесная промышленность, 1986
23. Суворова Г.Т.
Лес в жизни человека. – М: Просвещение, 1986
24. Цветкова И.В.
Экология для начальной школы. Игры и проекты.
25. Чаплина В. Птицы в
нашем лесу. М.: Малыш. 1984.
26. Чернышова О.Н., Ердаков
Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица. 1999.
27. Шапиро Д.К. и др.
Дикорастущие плоды и ягоды. – Мн: Ураджай, 1981
28. Экологическая
азбука для детей и подростков. М.: 1995.
29. Якушина З.И.,
Куклина А.Г. Кустарники с чудесными плодами. – М: Московский рабочий,
1994
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.