Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДополнительная общеразвивающая программа "Экоша" (1 класс)

Дополнительная общеразвивающая программа "Экоша" (1 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Программа Экоша 1 класс.docx

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского и юношеского творчества

 

 

 


Утверждаю.

Директор МКОУ ООШ №7 г. Приволжска

__________________ Г.Е. Рекутина

Протокол педагогического совета

№ ____ от  «___» _________ 2014

 

Утверждаю.

Директор МКОУ ДОД  ЦДЮТ г. Приволжска

___________________Е.Ю. Кобзарь

Протокол  методического совета

№_______от «____»_______ 2014


 

Дополнительная общеразвивающая программа

(ФГОС НОО)

«Экоша»

Срок реализации программы 1 год

 

Возраст обучающихся 6 – 7 лет

 

 

Составитель: педагог дополнительного образования

 Светлова Елена Александровна

                                                              

 

 

 

2014 год

Пояснительная записка

 

Для детей младшего школьного возраста наиболее близок и понятен мир живой природы, все живое притягивает ребенка. Каждый ребенок является настоящим исследователем окружающей среды. Дети ежедневно, ежесекундно воспринимают и познают окружающий мир всеми своими органами чувств, встречают вокруг себя самых разнообразных представителей животного и растительного мира, но очень мало знают обо всем этом.

В  младшем школьном возрасте в сознании ребенка закладываются определенные нрав­ственные идеалы и образцы поведения на всю последующую жизнь. Ребенок начинает понимать ценность жизни в целом и ценность жизни каждого отдельного организма.

Программа предусматривает погружение ребенка в мир живой природы, очень тесное общение ребенка с животными и растениями, чего он лишен в школе и зачастую дома.

Большая роль отводится практическим занятиям, развивающим творчество ребенка. Кроме того, учащиеся имеют возможность использовать на занятиях литературу, иллюстративные материалы, гербарные образцы, обучающие фото и видео материалы.

Для повышения мотивации к обучению у учащихся на занятиях всегда приводятся интересные факты, предания, легенды, связанные с изучаемыми растениями и животными.

Программа «Экоша» эколого-биологической направленности предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте от 6-7  лет. Срок реализации программы 1 год.

Программа является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых понятий из области окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии растений и животных, краеведения, а также этики, эстетики и искусства.

В программе применен системный подход, что позволяет сформировать у младших школьников целостное представление об окружающем их мире природы.

Целью программы является создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

Познавательные:

·         Формирование у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений

·         Способствовать развитию системы практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

·         Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации

·         Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными и растениями.

Воспитательные:

·         Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе

·         Воспитывать бережное отношение к растениям и животным

·         Совершенствовать навыки коллективной работы

Развивающие:

·         Развитие познавательного интереса ребенка к миру животных и растений

·         Развитие навыков всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной)

·         Способствовать развитию логического мышления, внимания

·         Развивать умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, растений, животных

·         Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации

·         Способствовать развитию творческих способностей.

 

Принципы, лежащие в основе работы по программе

·         Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

·         Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

·         Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

·         Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

·         Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование,  или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

·         Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

·         Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

·         Принцип результативности.

 

Краткие сведения о коллективе

Состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 1 класса.

Количество обучающихся в коллективе: 32 человека (по 16 человек в каждой группе)

Возраст детей, участвующих в программе – 6-7 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает целенаправленное формирование биологических знаний. Приоритетными навыками являются: наблюдение, сравнение, анализ и оценка.

В ходе реализации программы проводится систематическая работа по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, направленных на:

·         выявление признаков биологических объектов, процессов, явлений в результате сравнения, анализа и оценки материала

·         умение четко, грамотно и логично объяснять материал, изучаемый в рамках программы

·         проведение простейшей исследовательской деятельности, постановки биологических экспериментов, описание и объяснение их результаты; наблюдение за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе.

·         самостоятельный поиск, систематизацию, анализ и классификацию биологической информации.

·         использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

 

Планируемые результаты

В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Предметные:

·         осознавать ценность природы для человека

·         ориентироваться в понятиях курса

·         знать  наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района;

·         знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

·         понимать, что планета Земля - наш большой дом, а Солнце - источник жизни на Земле;

·         различать неживое и живое в природе;

·         объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;

·         оценивать влияние деятельности человека на живые организмы;

·         знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

·         знать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

·         ориентироваться в многообразии растений, животных, грибов, экологических связях между ними;

·         знать организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

·         объяснять разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

·         знать условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века;

·         знать различия съедобных и несъедобных грибов;

·         знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

·         различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

·         понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения биоразнообразия

·         знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;

·         применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

·         оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

·         ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

·         применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической    деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.

·         составлять экологические модели, трофические цепи;

Метапредметные:

·         определять цели изучения разделов курса;

·         понимать учебную задачу занятия;

·         оценивать достижения на уроке;

·         работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы

·         приводить примеры ответственного отношения к природе;

·         сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

·         осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;

·         высказывать и обосновывать предположения;

·         анализировать иллюстрации

·         знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

·         уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса

·         предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

·         улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

Личностные:

·         понимать и принимать самоценность любого организма;

·         проявлять целостное восприятие окружающего мира;

·         бережно относится к окружающему миру

·         испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

·         понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

·         оценивать свои достижения на уроке

·         доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

 

Ведущие формы и методы обучения

У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и других творческих работах.

Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их.

С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны  использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах) организации учебной деятельности.

На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.

На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать переутомления детей.

Программой предусмотрены  экскурсии в микрорайон школы, которые направлены на закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских работ.

 

Ведущие технологии обучения

·         Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

·         Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

·         Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

·         Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и  навыками.

 

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов

В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.

Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.

Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы

Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.

 

Критерии оценки компетентностей

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, пассивное участие в организации выставок, низкая доля самостоятельности при выполнении творческих работ

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и анализировать изучаемый материал, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках. Средняя доля самостоятельности при выполнении творческих работ.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать изучаемый материал, литературные источники, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. Высокая доля самостоятельности в изготовлении поделок, оформлении рисунков

Особая роль  в оценке результатов отводиться практической работе, где проверяются теоретические знания, полученные на занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Введение (1 час)

Теоретические знания

Что такое экология. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения  и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей  природе и как  сами влияют на природу. Законы экологии. Живая и неживая природа.

Практическая деятельность

·         Подвижная игра «Живое - неживое»

·         Экскурсия в школьный сад «Живая и неживая природа»

 

При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

·         Знать что такое экология, ее законы;

·         Понимать, что планета Земля – наш общий дом;

·         осознавать ценность природы для человека;

·         различать неживое и живое в природе;

·         объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;

·         оценивать влияние живых организмов на природу;

·         объяснять разносторон­ние связи живых организмов между собой;

·         знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

·         различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

·         знать простейшие методы исследования природы: наблюдение,

·         применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

Метапредметные:

·         определять цели изучения темы;

·         понимать учебную задачу занятия;

·         оценивать достижения на уроке;

·         работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

·         приводить примеры ответственного отношения к природе;

·         сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

·         знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

·         уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса

Личностные:

·         понимать и принимать самоценность любого организма;

·         проявлять целостное восприятие окружающего мира;

·         бережно относится к окружающему миру

·         испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

·         понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

·         оценивать свои достижения на уроке

 

Осень (10 часов)

Теоретические знания

Приметы и признаки осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: медведь, насекомые, божья коровка, бабочка, береза, синичка.

Практическая деятельность

·         Конкурс загадок об осени и осенних явлениях

·         Экскурсия в школьный сад.

·         Сбор листьев для поделок

Исследовательская деятельность

·         Наблюдение за листопадом и осенними явлениями природы

Творческая деятельность

·         Рисунки «Осень»,  «Береза»

·         Раскраска «Медведь»

·         Поделки из бумаги «Заяц», «Паучок», «Божья коровка», «Бабочка»

·         Аппликация «Синичка»

 

При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

·         знать поговорки, загадки и пословицы об осени и осенних явлениях, животных и растениях;

·         знать  наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде

·         понимать, что Солнце - источник жизни на Земле;

·         объяснять приспособленность живых организмов к зиме;

·         знать значение тепла для живых существ;

·         применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

·         применять теоретические знания при общении с живыми организмами

Метапредметные:

·         определять цели занятия;

·         понимать учебную задачу занятия;

·         оценивать достижения на уроке;

·         работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы

·         приводить примеры ответственного отношения к природе;

·         осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;

·         высказывать и обосновывать предположения;

·         анализировать иллюстрации

·         знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

·         уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса

Личностные:

·         понимать и принимать самоценность любого организма;

·         проявлять целостное восприятие окружающего мира;

·         бережно относится к окружающему миру

·         оценивать свои достижения на уроке

·         доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

 

Зима (8 часов)

Теоретические знания

Приметы зимы. Зимние  явления в жизни живых организмов. Приспособление растений и животных к жизни зимой. Взаимоотношения организмов в зимнем лесу. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: ель и снегирь

Практическая деятельность

·         Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы

·         Игра «Кто поет?»

·         Акция «Покормите птиц»

·         Экскурсия в школьный сад.

·         Мозаика «Снегирь»

Исследовательская деятельность

·         Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки

Творческая  деятельность

·         Изготовление снежинки из бумаги

·         Творческий проект «Кормушка для птиц»

·         Рисунок «Ель»

·         Поделка из бумаги «Птичка»

 

При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

·         знать поговорки, загадки и пословицы о зиме и зимних явлениях, животных и растениях;

·         знать  наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде

·         объяснять приспособленность живых организмов к зиме;

·         применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

·         применять теоретические знания при общении с живыми организмами

·         знать особенности питания птиц в зимнее время

·         уметь изготавливать кормушки для птиц из простейших материалов

Метапредметные:

·         определять цели  и задачи занятия;

·         оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;

·         работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

·         уметь проводить наблюдения в природе за жизнью растений и животных

·         приводить примеры ответственного отношения к природе;

·         высказывать и обосновывать предположения;

·         анализировать иллюстрации

·         знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

·         уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса

Личностные:

·         понимать и принимать самоценность любого организма;

·         проявлять целостное восприятие окружающего мира;

·         бережно относится к окружающему миру

·         оценивать свои достижения на уроке

·         доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

 

Весна (8 часов)

Теоретические знания

Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне. Беседа о значении воды в природе и жизни человека. Беседа о свойствах воды, ее состояниях. Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде. Беседа о водных обитателях. Беседа о водных растениях. Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты и охраны.

Практическая деятельность

·         Конкурс загадок о весне и весенних явлениях

·         Игра «Путешествие капельки воды».

·         Экскурсия в школьный сад

Исследовательская деятельность

·         Исследование свойств воды

·         Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами

·         Наблюдение за организмами в аквариуме

Творческая деятельность

·         Поделка из бумаги «Осьминожка»

·         Рисунки «Рыбка», «Озеро», «Берегите воду»

 

При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

·         знать поговорки, загадки и пословицы о весне и весенних явлениях, животных и растениях;

·         характеризовать воду как вещество;

·         рассказывать о свойствах воды;

·         рассказывать об использовании воды в быту как растворителя

·         различать три состояния воды;

·         понимать причины и процесс круговорота воды в природе;

·         знать, почему и как нужно беречь воду;

·         понимать способы экономного использования воды

·         знать  наиболее типичных представителей животного и растительного мира водоемов, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде

Метапредметные:

·         определять цели  и задачи занятия;

·         оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;

·         работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

·         высказывать и обосновывать предположения;

·         анализировать иллюстрации

·         знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

·         уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса

·         исследовать свойства воды

·         моделировать источники загрязнения воды

Личностные:

·         проявлять целостное восприятие окружающего мира;

·         бережно относится к окружающему миру

·         оценивать свои достижения на уроке

·         доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

 

 

 

 

 

Лето (6 часов)

Теоретические знания

Приметы и явления лета. Анализ поговорок о лете.  Беседа о составе воздухе и его необходимости для жизни на планете. Охрана воздуха. Путешествие «По страницам Красной книги». Рассказ о животных и растениях Красной книги, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: тигр, бобр, лотос.

Практическая деятельность

·         Конкурс загадок о лете

·         Викторина «Явления природы»

·         Путешествие «По страницам Красной книги»

Творческая деятельность

·         Раскраска «Тигр»

·         Поделки из бумаги «Лотос», «Самолет»

·         Аппликация «Бобр»

 

При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

·         знать поговорки, загадки и пословицы о лете и летних явлениях, животных и растениях;

·         знать состав и свойства воздуха

·         знать меры по охране воздуха

·         знать факторы негативного воздействия человека на природу

·         понимать правила поведения в природе

·         знать  наиболее типичных представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде

Метапредметные:

·         определять цели  и задачи занятия;

·         оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;

·         работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

·         высказывать и обосновывать предположения;

·         анализировать иллюстрации

·         знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

·         уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса

Личностные:

·         проявлять целостное восприятие окружающего мира;

·         бережно относится к окружающему миру

·         оценивать свои достижения на уроке

·         доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

·         понимать и принимать самоценность любого организма;

·         испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

·         понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

 

 

 

 

 

 

Тематический план

 

№ занятия

Тема занятия

Количество

часов

Деятельность

Теория

Практика

1

Введение

1

0,5

0,5

2

Времена года. Осень

10

4

6

3

Времена года. Зима

8

2

6

4

Времена года. Весна

8

3,5

4,5

5

Времена года. Лето

6

2,5

3,5

6

Обобщение. Задание на лето

1

-

1

 

Итого

34

12,5

21,5

 

 

Тематическое планирование

 

№ занятия

Тема занятия

деятельность

теория

практика

Введение (1 час)

1

Экология и мы. Живая и неживая природа

Экология и мы. Законы экологии. Живая и неживая природа

Экскурсия в школьный сад.

Игра «Живое - неживое»

Осень (10 часов)

2

Времена года. Осень

Приметы осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени

Конкурс загадок об осени и осенних явлениях

3

Как растения готовятся к зиме. Почему опадают листья?

 

Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за листопадом. Сбор листьев для поделок

4

Краски осени

 

Рисуем осень

5

Как животные готовятся к зиме.

Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка

Поделка «Заяц»

6

Медведь – хозяин леса

Беседа о медведе

Раскраска «Медведь»

7

Шестиногие хозяева Земли

Беседа о насекомых

Поделка «Паучок»

8

Божья коровка

Беседа о божьей коровке

Поделка «Божья коровка»

9

Бабочки – летающие цветы

Беседа о бабочках

Поделка «Бабочка»

10

Синичка - сестричка

Рассказ о синичке

Аппликация «Синичка»

11

Береза – символ России

Рассказ о березе

Рисунок «Береза»

Зима (8 часов)

12

Времена года. Зима

Приметы зимы. Зимние  явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени

Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы

13

Снег кружится…

Строение и условия образования снежинок

Изготовление снежинки

14

Наши пернатые друзья. Дятел – «лесной доктор»

Беседа о дятле

Игра «Кто поет?» Поделка «Птичка»

15

Творческая мастерская

 

Изготовление кормушек

16

Покормите птиц

 

Акция «Покормите птиц»

17

Зимние наблюдения за птицами

 

Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки

18

Ель – лесная красавица

Беседа о ели

Рисунок «Ель»

19

Снегирь – зимняя птичка

Рассказ о снегире

Собери мозаику «Снегирь»

Весна (8 часов)

20

Времена года. Весна

Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне

Конкурс загадок о весне и весенних явлениях

21

Самое важное вещество на Земле

Беседа о значении воды в природе и жизни человека

Игра «Путешествие капельки воды».

22

Свойства воды

Беседа о свойствах воды, ее состояниях

Исследование свойств воды

23

Цепочка жизни в море

Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде

Поделка «Осьминожка»

24

В мире безмолвия

Беседа о водных обитателях. Просмотр презентации

Рисунок «Рыбка»

25

Что растет в воде

Беседа о водных растениях. Просмотр презентации

Рисунок «Озеро»

26

Берегите воду

Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты

Рисунки и листовки «Берегите воду»

27

Весенние явления  в природе

 

Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами

Лето (6 часов)

28

Времена года. Лето

Приметы лета. Анализ поговорок о лете

Конкурс загадок о лете

29

Для чего нужен воздух

Беседа о составе воздухе и важности его для жизни на планете. Охрана воздуха.

Викторина «Явления природы»

Поделка «Самолет»

30

Красная книга. Что это такое?

 

Путешествие «По страницам Красной книги»

31

Амурский тигр – полосатый хищник

Беседа о тиграх, просмотр презентации

Раскраска «Тигр»

32

Лотос

Рассказ о лотосе, просмотр презентации

Поделка «Лотос»

33

Бобр - строитель

Беседа о бобрах. Просмотр презентации

Аппликация «Бобр»

Обобщение (1 час)

34

Обобщение. Задание на лето

 

Игра «Природа вокруг нас»

 

Учебно-методическое обеспечение

Для  учащихся:

1.      Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.

2.      Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.

3.      Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.

4.      Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

5.      Дмитриев  Ю. Кто  в  лесу  живет  и  что  в  лесу  растет? – М: Детская  литература,  1986

6.      Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.

7.      Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.

8.      Плешаков  А.А.  Зеленые  страницы.  -  М: Просвещение,  1996

9.      Родничок.  Книга  для  внеклассного  чтения  во  2  классе. – Тула, Арктоус, 1996

10.  Сигунов  П.Н. Лесное  счастье – Л: Детская  литература, 1974

11.  Сладков  Н.  В  лес  по  загадки. – Л: Детская  литература, 1983

12.  Сладков Н.И. Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.

13.  Сладков Н.И. Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.

14.  Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.

15.  Сладков Н.И. С севера на юг. М.: Малыш. 1988.

16.  Пономарев  А.И.  Тебе,  грибник – Л: Лениздат, 1987

17.  Федяев  В.  Грибы -  чудо  природы. – М: Московский  рабочий, 1986

18.  Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.

19.  Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица. 1999.

20.  Юному  сборщику  лекарственных  растений,  грибов,  дикорастущих  плодов  и  ягод. – М: Главкоопплодовощ, 1987

21.  Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.

 

Для  педагога:

1.      Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.

2.      Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.

3.      Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.

4.      Веретенникова  С.А. Ознакомление  дошкольников  с  природой. – М:     Просвещение, 1980.

5.      Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.

6.      Горышина Т.К. Растения в городе. Л.: Изд. ЛГУ. 1991.

7.      Гульянц  Э.К.,  Базик  И.Я.  Что  можно  сделать  из  природного  материала? М: Просвещение, 1984

8.      Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

9.      Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа. 1983.

10.  Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.

11.  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.

12.  Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.: Айрис – пресс, 2013.- 128 с

13.  Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.

14.  Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.

15.  Огнев  С.И.  Жизнь  леса. – М: Изд-во  АН  СССР,  1987

16.  Попов  А.П. Лесные  целебные  растения. – М: Экология, 1992

17.  Сладков Н.И. Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.

18.  Сладков Н.И. Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.

19.  Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.

20.  Сладков Н.И. С севера на юг. М.: Малыш. 1988.

21.  Стрижев А.Н., Гарибова  Л.В.  Дары  подмосковного леса. – М: Московский  рабочий,  1989

22.  Строков  В.В.,  Дмитриев  Ю.Д.  Леса  и  их  обитатели. – М: Лесная  промышленность, 1986

23.  Суворова  Г.Т. Лес  в  жизни  человека. – М: Просвещение, 1986

24.  Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.

25.  Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.

26.  Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица. 1999.

27.  Шапиро  Д.К. и др. Дикорастущие  плоды  и  ягоды. – Мн: Ураджай, 1981

28.  Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.

29.  Якушина  З.И., Куклина  А.Г.  Кустарники  с  чудесными  плодами. – М: Московский  рабочий, 1994

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Дополнительная общеразвивающая программа "Экоша" (1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Для детей младшего школьного возраста наиболее близок и понятен мир живой природы. Каждый ребенок является настоящим исследователем окружающей среды.

Программа "Экоша" предусматривает погружение ребенка в мир живой природы, очень тесное общение с животными и растениями, чего он лишен в школе и зачастую дома. Большая роль отводится практическим занятиям, развивающим творчество.

Дополнительная развивающая программа (ФГОС НОО) эколого-биологической направленности предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте от 6-7  лет (1 класс). Срок реализации программы 1 год.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 791 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 423
    • ZIP 53.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Светлова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Светлова Елена Александровна
    Светлова Елена Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 168115
    • Всего материалов: 47

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе