Главная / Начальные классы / Дополнительная общеразвивающая программа "Экоша" (1 класс)

Дополнительная общеразвивающая программа "Экоша" (1 класс)

Название документа Программа Экоша 1 класс.docx

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского и юношеского творчества





Утверждаю.

Директор МКОУ ООШ №7 г. Приволжска

__________________ Г.Е. Рекутина

Протокол педагогического совета

____ от «___» _________ 2014


Утверждаю.

Директор МКОУ ДОД ЦДЮТ г. Приволжска

___________________Е.Ю. Кобзарь

Протокол методического совета

_______от «____»_______ 2014





Дополнительная общеразвивающая программа

(ФГОС НОО)

«Экоша»

Срок реализации программы 1 год



Возраст обучающихся 6 – 7 лет





Составитель: педагог дополнительного образования

Светлова Елена Александровна







2014 год

Пояснительная записка


Для детей младшего школьного возраста наиболее близок и понятен мир живой природы, все живое притягивает ребенка. Каждый ребенок является настоящим исследователем окружающей среды. Дети ежедневно, ежесекундно воспринимают и познают окружающий мир всеми своими органами чувств, встречают вокруг себя самых разнообразных представителей животного и растительного мира, но очень мало знают обо всем этом.

В младшем школьном возрасте в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы и образцы поведения на всю последующую жизнь. Ребенок начинает понимать ценность жизни в целом и ценность жизни каждого отдельного организма.

Программа предусматривает погружение ребенка в мир живой природы, очень тесное общение ребенка с животными и растениями, чего он лишен в школе и зачастую дома.

Большая роль отводится практическим занятиям, развивающим творчество ребенка. Кроме того, учащиеся имеют возможность использовать на занятиях литературу, иллюстративные материалы, гербарные образцы, обучающие фото и видео материалы.

Для повышения мотивации к обучению у учащихся на занятиях всегда приводятся интересные факты, предания, легенды, связанные с изучаемыми растениями и животными.

Программа «Экоша» эколого-биологической направленности предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте от 6-7 лет. Срок реализации программы 1 год.

Программа является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых понятий из области окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии растений и животных, краеведения, а также этики, эстетики и искусства.

В программе применен системный подход, что позволяет сформировать у младших школьников целостное представление об окружающем их мире природы.

Целью программы является создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

Познавательные:

  • Формирование у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений

  • Способствовать развитию системы практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

  • Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации

  • Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными и растениями.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе

  • Воспитывать бережное отношение к растениям и животным

  • Совершенствовать навыки коллективной работы

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса ребенка к миру животных и растений

  • Развитие навыков всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной)

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания

  • Развивать умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, растений, животных

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации

  • Способствовать развитию творческих способностей.


Принципы, лежащие в основе работы по программе

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

  • Принцип результативности.


Краткие сведения о коллективе

Состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 1 класса.

Количество обучающихся в коллективе: 32 человека (по 16 человек в каждой группе)

Возраст детей, участвующих в программе – 6-7 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает целенаправленное формирование биологических знаний. Приоритетными навыками являются: наблюдение, сравнение, анализ и оценка.

В ходе реализации программы проводится систематическая работа по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, направленных на:

  • выявление признаков биологических объектов, процессов, явлений в результате сравнения, анализа и оценки материала

  • умение четко, грамотно и логично объяснять материал, изучаемый в рамках программы

  • проведение простейшей исследовательской деятельности, постановки биологических экспериментов, описание и объяснение их результаты; наблюдение за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе.

  • самостоятельный поиск, систематизацию, анализ и классификацию биологической информации.

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни


Планируемые результаты

В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Предметные:

  • осознавать ценность природы для человека

  • ориентироваться в понятиях курса

  • знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района;

  • знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

  • понимать, что планета Земля - наш большой дом, а Солнце - источник жизни на Земле;

  • различать неживое и живое в природе;

  • объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;

  • оценивать влияние деятельности человека на живые организмы;

  • знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

  • знать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • ориентироваться в многообразии растений, животных, грибов, экологических связях между ними;

  • знать организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

  • объяснять разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

  • знать условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;

  • знать различия съедобных и несъедобных грибов;

  • знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

  • различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

  • понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения биоразнообразия

  • знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;

  • применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

Метапредметные:

  • определять цели изучения разделов курса;

  • понимать учебную задачу занятия;

  • оценивать достижения на уроке;

  • работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы

  • приводить примеры ответственного отношения к природе;

  • сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

  • осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;

  • высказывать и обосновывать предположения;

  • анализировать иллюстрации

  • знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

  • уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

Личностные:

  • понимать и принимать самоценность любого организма;

  • проявлять целостное восприятие окружающего мира;

  • бережно относится к окружающему миру

  • испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

  • понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

  • оценивать свои достижения на уроке

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;


Ведущие формы и методы обучения

У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и других творческих работах.

Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их.

С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах) организации учебной деятельности.

На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.

На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать переутомления детей.

Программой предусмотрены экскурсии в микрорайон школы, которые направлены на закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских работ.


Ведущие технологии обучения

  • Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов

В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.

Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.

Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы

Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.


Критерии оценки компетентностей

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, пассивное участие в организации выставок, низкая доля самостоятельности при выполнении творческих работ

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и анализировать изучаемый материал, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках. Средняя доля самостоятельности при выполнении творческих работ.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать изучаемый материал, литературные источники, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. Высокая доля самостоятельности в изготовлении поделок, оформлении рисунков

Особая роль в оценке результатов отводиться практической работе, где проверяются теоретические знания, полученные на занятиях.
















Содержание программы

Введение (1 час)

Теоретические знания

Что такое экология. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Законы экологии. Живая и неживая природа.

Практическая деятельность

  • Подвижная игра «Живое - неживое»

  • Экскурсия в школьный сад «Живая и неживая природа»


При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

  • Знать что такое экология, ее законы;

  • Понимать, что планета Земля – наш общий дом;

  • осознавать ценность природы для человека;

  • различать неживое и живое в природе;

  • объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;

  • оценивать влияние живых организмов на природу;

  • объяснять разносторонние связи живых организмов между собой;

  • знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

  • различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

  • знать простейшие методы исследования природы: наблюдение,

  • применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

Метапредметные:

  • определять цели изучения темы;

  • понимать учебную задачу занятия;

  • оценивать достижения на уроке;

  • работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

  • приводить примеры ответственного отношения к природе;

  • сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

  • знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

  • уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса

Личностные:

  • понимать и принимать самоценность любого организма;

  • проявлять целостное восприятие окружающего мира;

  • бережно относится к окружающему миру

  • испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

  • понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

  • оценивать свои достижения на уроке


Осень (10 часов)

Теоретические знания

Приметы и признаки осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: медведь, насекомые, божья коровка, бабочка, береза, синичка.

Практическая деятельность

  • Конкурс загадок об осени и осенних явлениях

  • Экскурсия в школьный сад.

  • Сбор листьев для поделок

Исследовательская деятельность

  • Наблюдение за листопадом и осенними явлениями природы

Творческая деятельность

  • Рисунки «Осень», «Береза»

  • Раскраска «Медведь»

  • Поделки из бумаги «Заяц», «Паучок», «Божья коровка», «Бабочка»

  • Аппликация «Синичка»


При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

  • знать поговорки, загадки и пословицы об осени и осенних явлениях, животных и растениях;

  • знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде

  • понимать, что Солнце - источник жизни на Земле;

  • объяснять приспособленность живых организмов к зиме;

  • знать значение тепла для живых существ;

  • применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами

Метапредметные:

  • определять цели занятия;

  • понимать учебную задачу занятия;

  • оценивать достижения на уроке;

  • работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы

  • приводить примеры ответственного отношения к природе;

  • осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;

  • высказывать и обосновывать предположения;

  • анализировать иллюстрации

  • знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

  • уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса

Личностные:

  • понимать и принимать самоценность любого организма;

  • проявлять целостное восприятие окружающего мира;

  • бережно относится к окружающему миру

  • оценивать свои достижения на уроке

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;


Зима (8 часов)

Теоретические знания

Приметы зимы. Зимние явления в жизни живых организмов. Приспособление растений и животных к жизни зимой. Взаимоотношения организмов в зимнем лесу. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: ель и снегирь

Практическая деятельность

  • Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы

  • Игра «Кто поет?»

  • Акция «Покормите птиц»

  • Экскурсия в школьный сад.

  • Мозаика «Снегирь»

Исследовательская деятельность

  • Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки

Творческая деятельность

  • Изготовление снежинки из бумаги

  • Творческий проект «Кормушка для птиц»

  • Рисунок «Ель»

  • Поделка из бумаги «Птичка»


При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

  • знать поговорки, загадки и пословицы о зиме и зимних явлениях, животных и растениях;

  • знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде

  • объяснять приспособленность живых организмов к зиме;

  • применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами

  • знать особенности питания птиц в зимнее время

  • уметь изготавливать кормушки для птиц из простейших материалов

Метапредметные:

  • определять цели и задачи занятия;

  • оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;

  • работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

  • уметь проводить наблюдения в природе за жизнью растений и животных

  • приводить примеры ответственного отношения к природе;

  • высказывать и обосновывать предположения;

  • анализировать иллюстрации

  • знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

  • уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса

Личностные:

  • понимать и принимать самоценность любого организма;

  • проявлять целостное восприятие окружающего мира;

  • бережно относится к окружающему миру

  • оценивать свои достижения на уроке

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;


Весна (8 часов)

Теоретические знания

Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне. Беседа о значении воды в природе и жизни человека. Беседа о свойствах воды, ее состояниях. Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде. Беседа о водных обитателях. Беседа о водных растениях. Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты и охраны.

Практическая деятельность

  • Конкурс загадок о весне и весенних явлениях

  • Игра «Путешествие капельки воды».

  • Экскурсия в школьный сад

Исследовательская деятельность

  • Исследование свойств воды

  • Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами

  • Наблюдение за организмами в аквариуме

Творческая деятельность

  • Поделка из бумаги «Осьминожка»

  • Рисунки «Рыбка», «Озеро», «Берегите воду»


При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

  • знать поговорки, загадки и пословицы о весне и весенних явлениях, животных и растениях;

  • характеризовать воду как вещество;

  • рассказывать о свойствах воды;

  • рассказывать об использовании воды в быту как растворителя

  • различать три состояния воды;

  • понимать причины и процесс круговорота воды в природе;

  • знать, почему и как нужно беречь воду;

  • понимать способы экономного использования воды

  • знать наиболее типичных представителей животного и растительного мира водоемов, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде

Метапредметные:

  • определять цели и задачи занятия;

  • оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;

  • работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

  • высказывать и обосновывать предположения;

  • анализировать иллюстрации

  • знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

  • уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса

  • исследовать свойства воды

  • моделировать источники загрязнения воды

Личностные:

  • проявлять целостное восприятие окружающего мира;

  • бережно относится к окружающему миру

  • оценивать свои достижения на уроке

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;






Лето (6 часов)

Теоретические знания

Приметы и явления лета. Анализ поговорок о лете. Беседа о составе воздухе и его необходимости для жизни на планете. Охрана воздуха. Путешествие «По страницам Красной книги». Рассказ о животных и растениях Красной книги, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: тигр, бобр, лотос.

Практическая деятельность

  • Конкурс загадок о лете

  • Викторина «Явления природы»

  • Путешествие «По страницам Красной книги»

Творческая деятельность

  • Раскраска «Тигр»

  • Поделки из бумаги «Лотос», «Самолет»

  • Аппликация «Бобр»


При изучении темы у учащихся формируются УУД:

Предметные:

  • знать поговорки, загадки и пословицы о лете и летних явлениях, животных и растениях;

  • знать состав и свойства воздуха

  • знать меры по охране воздуха

  • знать факторы негативного воздействия человека на природу

  • понимать правила поведения в природе

  • знать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, их местообитания, образ жизни, питание, приспособленность к окружающей среде

Метапредметные:

  • определять цели и задачи занятия;

  • оценивать достижения на уроке; осуществлять оценку и самооценку выполненных заданий;

  • работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

  • высказывать и обосновывать предположения;

  • анализировать иллюстрации

  • знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

  • уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса

Личностные:

  • проявлять целостное восприятие окружающего мира;

  • бережно относится к окружающему миру

  • оценивать свои достижения на уроке

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • понимать и принимать самоценность любого организма;

  • испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

  • понимать свою роль в деле охраны окружающей среды







Тематический план


занятия

Тема занятия

Количество

часов

Деятельность

Теория

Практика

1

Введение

1

0,5

0,5

2

Времена года. Осень

10

4

6

3

Времена года. Зима

8

2

6

4

Времена года. Весна

8

3,5

4,5

5

Времена года. Лето

6

2,5

3,5

6

Обобщение. Задание на лето

1

-

1


Итого

34

12,5

21,5



Тематическое планирование


занятия

Тема занятия

деятельность

теория

практика

Введение (1 час)

1

Экология и мы. Живая и неживая природа

Экология и мы. Законы экологии. Живая и неживая природа

Экскурсия в школьный сад.

Игра «Живое - неживое»

Осень (10 часов)

2

Времена года. Осень

Приметы осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени

Конкурс загадок об осени и осенних явлениях

3

Как растения готовятся к зиме. Почему опадают листья?


Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за листопадом. Сбор листьев для поделок

4

Краски осени


Рисуем осень

5

Как животные готовятся к зиме.

Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка

Поделка «Заяц»

6

Медведь – хозяин леса

Беседа о медведе

Раскраска «Медведь»

7

Шестиногие хозяева Земли

Беседа о насекомых

Поделка «Паучок»

8

Божья коровка

Беседа о божьей коровке

Поделка «Божья коровка»

9

Бабочки – летающие цветы

Беседа о бабочках

Поделка «Бабочка»

10

Синичка - сестричка

Рассказ о синичке

Аппликация «Синичка»

11

Береза – символ России

Рассказ о березе

Рисунок «Береза»

Зима (8 часов)

12

Времена года. Зима

Приметы зимы. Зимние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени

Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы

13

Снег кружится…

Строение и условия образования снежинок

Изготовление снежинки

14

Наши пернатые друзья. Дятел – «лесной доктор»

Беседа о дятле

Игра «Кто поет?» Поделка «Птичка»

15

Творческая мастерская


Изготовление кормушек

16

Покормите птиц


Акция «Покормите птиц»

17

Зимние наблюдения за птицами


Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки

18

Ель – лесная красавица

Беседа о ели

Рисунок «Ель»

19

Снегирь – зимняя птичка

Рассказ о снегире

Собери мозаику «Снегирь»

Весна (8 часов)

20

Времена года. Весна

Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне

Конкурс загадок о весне и весенних явлениях

21

Самое важное вещество на Земле

Беседа о значении воды в природе и жизни человека

Игра «Путешествие капельки воды».

22

Свойства воды

Беседа о свойствах воды, ее состояниях

Исследование свойств воды

23

Цепочка жизни в море

Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде

Поделка «Осьминожка»

24

В мире безмолвия

Беседа о водных обитателях. Просмотр презентации

Рисунок «Рыбка»

25

Что растет в воде

Беседа о водных растениях. Просмотр презентации

Рисунок «Озеро»

26

Берегите воду

Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты

Рисунки и листовки «Берегите воду»

27

Весенние явления в природе


Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами

Лето (6 часов)

28

Времена года. Лето

Приметы лета. Анализ поговорок о лете

Конкурс загадок о лете

29

Для чего нужен воздух

Беседа о составе воздухе и важности его для жизни на планете. Охрана воздуха.

Викторина «Явления природы»

Поделка «Самолет»

30

Красная книга. Что это такое?


Путешествие «По страницам Красной книги»

31

Амурский тигр – полосатый хищник

Беседа о тиграх, просмотр презентации

Раскраска «Тигр»

32

Лотос

Рассказ о лотосе, просмотр презентации

Поделка «Лотос»

33

Бобр - строитель

Беседа о бобрах. Просмотр презентации

Аппликация «Бобр»

Обобщение (1 час)

34

Обобщение. Задание на лето


Игра «Природа вокруг нас»


Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.

  2. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.

  3. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.

  4. Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

  5. Дмитриев Ю. Кто в лесу живет и что в лесу растет? – М: Детская литература, 1986

  6. Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.

  7. Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.

  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 1996

  9. Родничок. Книга для внеклассного чтения во 2 классе. – Тула, Арктоус, 1996

  10. Сигунов П.Н. Лесное счастье – Л: Детская литература, 1974

  11. Сладков Н. В лес по загадки. – Л: Детская литература, 1983

  12. Сладков Н.И. Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.

  13. Сладков Н.И. Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.

  14. Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.

  15. Сладков Н.И. С севера на юг. М.: Малыш. 1988.

  16. Пономарев А.И. Тебе, грибник – Л: Лениздат, 1987

  17. Федяев В. Грибы - чудо природы. – М: Московский рабочий, 1986

  18. Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.

  19. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица. 1999.

  20. Юному сборщику лекарственных растений, грибов, дикорастущих плодов и ягод. – М: Главкоопплодовощ, 1987

  21. Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.


Для педагога:

  1. Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.

  2. Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.

  3. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.

  4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М: Просвещение, 1980.

  5. Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.

  6. Горышина Т.К. Растения в городе. Л.: Изд. ЛГУ. 1991.

  7. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? М: Просвещение, 1984

  8. Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

  9. Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа. 1983.

  10. Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.

  11. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.

  12. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.: Айрис – пресс, 2013.- 128 с

  13. Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.

  14. Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.

  15. Огнев С.И. Жизнь леса. – М: Изд-во АН СССР, 1987

  16. Попов А.П. Лесные целебные растения. – М: Экология, 1992

  17. Сладков Н.И. Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.

  18. Сладков Н.И. Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.

  19. Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.

  20. Сладков Н.И. С севера на юг. М.: Малыш. 1988.

  21. Стрижев А.Н., Гарибова Л.В. Дары подмосковного леса. – М: Московский рабочий, 1989

  22. Строков В.В., Дмитриев Ю.Д. Леса и их обитатели. – М: Лесная промышленность, 1986

  23. Суворова Г.Т. Лес в жизни человека. – М: Просвещение, 1986

  24. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.

  25. Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.

  26. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица. 1999.

  27. Шапиро Д.К. и др. Дикорастущие плоды и ягоды. – Мн: Ураджай, 1981

  28. Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.

  29. Якушина З.И., Куклина А.Г. Кустарники с чудесными плодами. – М: Московский рабочий, 1994




Дополнительная общеразвивающая программа "Экоша" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Для детей младшего школьного возраста наиболее близок и понятен мир живой природы. Каждый ребенок является настоящим исследователем окружающей среды.

Программа "Экоша" предусматривает погружение ребенка в мир живой природы, очень тесное общение с животными и растениями, чего он лишен в школе и зачастую дома. Большая роль отводится практическим занятиям, развивающим творчество.

Дополнительная развивающая программа (ФГОС НОО) эколого-биологической направленности предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте от 6-7  лет (1 класс). Срок реализации программы 1 год.

Автор Светлова Елена Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 405
Номер материала 43605
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓