Главная / Другое / Дополнительная общеразвивающая программа по курсу "Весёлая грамматика"для дошкольников

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу "Весёлая грамматика"для дошкольников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей – дом детского творчества

Заводского района города Орла





Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете ДДТ Директор дома детского творчества

«_____» ____________20_____ г. _______________________

«____»__________20____г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА


«ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»


ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»



Возраст детей: 5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года



Педагог дополнительного образования:

Тютькало Людмила Павловна




г. Орел – 2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа курса «Весёлая грамматика» имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», содержание которой соответствует области «Речевое развитие» ФГОС ДО.

Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей, строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  1. Наличие для ее реализации комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения.

  2. Возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами - в Школе раннего развития, родителями - дома.

  3. Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения.

  4. Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Цель программы:

  • определить задачи и направления подготовки детей к усвоению грамоты с учётом достижений в области педагогики и психологии;

  • определить инновационные подходы, направленные на решение поставленных задач;

  • определить содержание, объём, порядок изучения программного материала на протяжении пребывания ребёнка в школе раннего развития, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

  • определить условия реализации программы.

Задачи программы:

  • сформировать у детей первоначальные лингвистические представления;

  • сформировать понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;

  • познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью;

  • обучить умению овладения способами интонационного выделения звука в слове, умению называть слова с заданным звуком;

  • познакомить со слогом, со слоговой структурой слова;

  • обучить умению делить слова на слоги;

  • сформировать умение усваивать смыслоразличительную функцию звука;

  • обучить умению выделять гласные и согласные звуки.


Программа является развивающей, в процессе её реализации у воспитанника формируются:

  • Способности и интерес к чтению;

  • Универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания:

Личностные – умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные – обеспечивающие организацию каждым воспитанником своего рабочего места, понимание учебной задачи, её самостоятельное решение, формирование навыков са-моконтроля и самооценки.

Познавательные – позволяющие воспитаннику произвольно строить высказывание и самостоятельно выбирать эффективный способ выполнения работы.

Логические:

- анализ и синтез слов с целью выделения фонетических признаков (количество звуков в слове, их характеристика, количество слов в предложении);

- установление причинно-следственных связей ;

- построение логической цепи рассуждений;

- знаково-символическое моделирование.

Коммуникативные – воспитанники учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.

При формировании предпосылок УУД используются элементы современного образования:

  • разрешение проблемных ситуаций;

  • побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;

  • формирование навыка самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Участники программы - дети 5 - 7 лет.

Срок реализации программы- 2 года

Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).

Режим занятий – 1 раз в неделю (5–6 лет – 25 минут,6 - 7 лет – 30 минут).

Основные применяемые технологии:

  • Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Игровые технологии

Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.



























ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ


Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области речевого развития:

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складывается предпосылки грамотности;

  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.

Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребёнком по следующим разделам:

  1. Развитие звуковой культуры речи.

  2. Развитие фонематического слуха.

  3. Развитие графических навыков и моторики.

  4. Развитие звуко-буквенного анализа.

  5. Чтение.


Планируемые результаты:


1-ый год обучения


К концу учебного года ребенок должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);

  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

  • делить слова на слоги;

  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

  • определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

  • рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;

  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.


2-ой год обучения


К концу учебного года ребенок должен:

  • знать буквы русского алфавита;

  • писать буквы русского алфавита в клетке;

  • понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

  • различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные,
    звонкие и глухие согласные звуки;

  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные —
    красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);

  • уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

  • соотносить звук и букву;

  • писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

  • определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

  • проводить звуковой анализ слов;

  • читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.



Формы подведения итогов освоения программы

Открытые мероприятия для родителей, педагогов, конкурс чтецов.




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(144 часа – по 2 занятия в неделю)


п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1-ый год обучения

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

1

0,5

0,5

2

Знакомство с многообразием слов, моделированием. Рисование коротких, отрывистых линий.

1

0,5

0,5

3

Знакомство с многообразием слов, моделированием. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

0,5

0,5

4

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием. Рисование иголок ежикам.

1

0,5

0,5

5

Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо. Рисование солнышка.

1

0,5

0,5

6

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Рисование иголок на елках.

1

0,5

0,5

7

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

0,5

0,5

8

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко». Нахождение несоответствий в рисунках.

1

0,5

0,5

9

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, заучивание стихотворения Я. Козловского. Рисование дорожек.

1

0,5

0,5

10

Звуки «с-сь» (песенки большого и маленького насоса). Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Раскрашивание листиков на берёзе.

1

0,5

0,5

11

Звуки «з-зь» (песенки большого комара и маленького комарика). Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Заучивание стихотворения Б. Заходера. Рисование ушей зайчикам.

1

0,5

0,5

12

Звуки «с-сь», «з-зь». Твёрдые и мягкие согласные. Моделирование. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

0,5

0,5

13

Звук «ц». Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Рисование огурцов.

1

0,5

0,5

14

Звук «Ш» («песенка ветра»). Заучивание потешки. Рисование шариков.

1

0,5

0,5

15

Звук «Ж» (песенка жука»). Моделирование. Заучивание стихотворения И. Солдатенкова. Рисование желудей.

1

0,5

0,5

16

Звуки «Ш – Ж». Моделирование. Повторение стихотворений. Рисование дорожек.

1

0,5

0,5

17

Звук «Щ». Моделирование. Разучивание стихотворения С. Михалкова. Рисование щёток.

1

0,5

0,5

18

Звук «Ч». Моделирование. Рисование предметов.

1

0,5

0,5

19

Звук «Ч-Щ». Моделирование. Заучивание потешки. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

0,5

0,5

20

Звуки «Р- РЬ». Заучивание стихотворения О. Высотской. Закрашивание предметов.

1

0,5

0,5

21

Звуки «Л- ЛЬ». Моделирование. Заучивание стихотворения Е. Александровой. Рисование неваляшки.

1

0,5

0,5

22

Звуки «М-МЬ». Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Рисование мишки.

1

0,5

0,5

23

Звуки «Б- БЬ». Моделирование. Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Рисование бус.

1

0,5

0,5

24

Звуки «К-КЬ». Заучивание стихотворения Д. Хармса. Закрашивание овощей.

1

0,5

0,5

25

Звук «Г». Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

0,5

0,5

26

Звуки «К- Г». Моделирование. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Закрашивание предметов.

1

0,5

0,5

27

Звуки «Д-ДЬ». Заучивание стихотворения М. Дружининой. Штриховка и рисование кругов.

1

0,5

0,5

28

Звуки «Т- ТЬ», Моделирование. Заучивание стихотворения В. Берестова. Рисование тучи и зонтика.

1

0,5

0,5

29

Звуки «Д- ДЬ», «Т- ТЬ». Моделирование. Повторение стихотворений .Рисование домика.

1

0,5

0,5

30

Повторение пройденного материала. Звуки «З- ЗЬ», «Ж», «С- СЬ». Повторение стихотворений. Штриховка.

1

0,5

0,5

31

Повторение пройденного материала. Звуки «Р- РЬ», «Ш». Моделирование. Раскрашивание предметов.

1

0,5

0,5

32

Повторение пройденного материала. Звуки «Л- ЛЬ», «Б- БЬ». Моделирование. Повторение стихотворений. Рисование берёзки.

1

0,5

0,5

33

Повторение пройденного материала. Игры «Подскажи слог», «Найди пару», «Кто больше». Закрашивание предметов.

1

0,5

0,5

34

Повторение пройденного материала. Игры «Подскажи словечко», «Назови скорее», «Магазин». Закрашивание предметов.

1

0,5

0,5

35

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

1


1

36

Праздник в Школе раннего развития

«Здравствуй, лето!»

1


1

Итого

36

17

19

2-ой год обучения

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

1

0,5

0,5

2

Звук и буква «А». Место звука и буквы в слове. Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке.

1

0,5

0,5

3

Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово».

1

0,5

0,5

4

Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

1

0,5

0,5

5

Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».

1

0,5

0,5

6

Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

1

0,5

0,5

7

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

1

0,5

0,5

8

Звук и буква «Л», написание буквы«Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».

1

0,5

0,5

9

Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

1

0,5

0,5

10

Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

1

0,5

0,5

11

Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».

1

0,5

0,5

12

Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно»,«Звук и буква».

1

0,5

0,5

13

Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.

1

0,5

0,5

14

Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.

1

0,5

0,5

15

Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

1

0,5

0,5

16

Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

1

0,5

0,5

17

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

1

0,5

0,5

18

Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

1

0,5

0,5

19

Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись.

1

0,5

0,5

20

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д—Т», чтение слогов, предложения. Написание букв «Д—Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

1

0,5

0,5

21

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

1

0,5

0,5

22

Звуки «3-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3-С». Написание букв «3-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов.

1

0,5

0,5

23

Звуки «Х-ХЬ», буква «X», написание буквы «X», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

1

0,5

0,5

24

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.

1

0,5

0,5

25

Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов.

1

0,5

0,5

26

Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

1

0,5

0,5

27

Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».

1

0,5

0,5

28

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

1

0,5

0,5

29

Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».

1

0,5

0,5

30

Буква «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву».

1

0,5

0,5

31

Повторение пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки».

1

0,5

0,5

32

Повторение пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко».

1

0,5

0,5

33

Повторение пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом

1

0,5

0,5

34

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

1

0,5

0,5

35-36

Праздник в Школе раннего развития

«Здравствуй, лето!»

2


2


Итого

36

17

19













































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»


1-ый год обучения

Развитие фонематического слуха

Знакомство с терминами «слово» и «звук».

Знакомство с тем, что слова состоят из звуков, звучат по- разному и похоже.

Уточнение и закрепление правильного произношения звуков «с-сь», «з-зь», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «р-рь», «л-ль», «м-мь», «б-бь», «к-кь», «г-гь», «д-дь», «т-ть» изолированно, в словах и во фразовой речи.

Знакомство с термином «слог», деление слов на слоги.

Знакомство с тем, что слово можно обозначать прямоугольником (простейшее моделирование).

Формирование умения различать на слух твёрдые и мягкие согласные.

Определение и изолированное произношение первого звука в слове.

Называние слов с заданным звуком.

Способы интонационного выделения звука в слове.

Развитие интонационной стороны речи: умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

Говорение согласно нормам литературного произношения.

Развитие графических навыков

Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

Рисование округлых линий.

Рисование предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии.

Штриховка различных предметов.


Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)


Развитие произвольных движений пальцев и кистей рук.


2-ой год обучения


Развитие звуко-буквенного анализа


Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

Развитие умения интонационно выделять заданные звуки в словах.

Развитие умения делить слова на слоги.

Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.

Письмо слов с помощью графических изображений.

Письмо печатных букв в клетке по образцу.

Развитие умения соотносить звук и букву.

Письмо слов, предложений печатными буквами.

Звуковой (фонетический) анализ слова.

Развитие фонематического восприятия.

Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.

Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

Знакомство с термином «предложение».

Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.

Развитие умения записывать предложение условными знаками.

Развитие графических навыков.

Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формирование навыка самоконтроля и самооценки.






















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


п/п

Наименование раздела

Форма проведения

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

1-й год обучения

1

Развитие фонематического слуха


Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций.

Практический: раскрашивание, рисование.

Колесникова Е.В. Слова, слоги, звуки: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

2

Развитие графических навыков


Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, разъяснение, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций.

Практический: штриховка, раскрашивание, рисование.

Колесникова Е.В. Дорисуй и раскрась: рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет.- М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

3

Развитие произвольных движений пальцев и кистей рук.




Дидактическая игра

Практический: упражнения для пальцев рук.

Колесникова Е.В. Дорисуй и раскрась: рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

2-й год обучения


Развитие звуко-буквенного анализа


Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций.

Практический: раскрашивание, рисование, штриховка, написание букв по образцу.

Колесникова Е.В. Звуки и буквы: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Прописи для дошкольников 5-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.:ТЦ «Сфера», 2014. – 96 с.

Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».- М.:Ювента, 2010. – 64 с.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку».-М.:Ювента, 2013.-80 с.

Колесникова Е.В. От слова к звуку: рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е.В. Дорисуй и раскрась: рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е.В. Слова, слоги, звуки: учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Слова, слоги, звуки». – М.: Ювента, 2013. – 48 с.

Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – М.: Ювента, 2013. - 80 с.

Колесникова Е.В. От А до Я: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е.В. Звуки буквы: учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы». – М.: Ювента, 2013. – 48 с.

Колесникова Е.В. Запоминаю буквы – рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е.В. Прописи для дошкольников 5-7 лет. М.: Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет: рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2013. – 32 с.















Календарно-тематическое планирование

курса «Весёлая грамматика»

1-й год обучения

(36 часов в год – по 1 часу в неделю)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

1


2

Знакомство с многообразием слов, моделированием. Рисование коротких, отрывистых линий.

1


3

Знакомство с многообразием слов, моделированием. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1


4

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием. Рисование иголок ежикам.

1


5

Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо. Рисование солнышка.

1


6

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Рисование иголок на елках.

1


7

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1


8

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко». Нахождение несоответствий в рисунках.

1


9

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, заучивание стихотворения Я. Козловского. Рисование дорожек.

1


10

Звуки «с-сь» (песенки большого и маленького насоса). Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Раскрашивание листиков на берёзе.

1


11

Звуки «з-зь» (песенки большого комара и маленького комарика). Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Заучивание стихотворения Б. Заходера. Рисование ушей зайчикам.

1


12

Звуки «с-сь», «з-зь». Твёрдые и мягкие согласные. Моделирование. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1


13

Звук «ц». Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Рисование огурцов.

1


14

Звук «Ш» («песенка ветра»). Заучивание потешки. Рисование шариков.

1


15

Звук «Ж» (песенка жука»). Моделирование. Заучивание стихотворения И. Солдатенкова. Рисование желудей.

1


16

Звуки «Ш – Ж». Моделирование. Повторение стихотворений. Рисование дорожек.

1


17

Звук «Щ». Моделирование. Разучивание стихотворения С. Михалкова. Рисование щёток.

1


18

Звук «Ч». Моделирование. Рисование предметов.

1


19

Звук «Ч-Щ». Моделирование. Заучивание потешки. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1


20

Звуки «Р- РЬ». Заучивание стихотворения О. Высотской. Закрашивание предметов.

1


21

Звуки «Л- ЛЬ». Моделирование. Заучивание стихотворения Е. Александровой. Рисование неваляшки.

1


22

Звуки «М-МЬ». Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Рисование мишки.

1


23

Звуки «Б- БЬ». Моделирование. Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Рисование бус.

1


24

Звуки «К-КЬ». Заучивание стихотворения Д. Хармса. Закрашивание овощей.

1


25

Звук «Г». Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

1


26

Звуки «К- Г». Моделирование. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Закрашивание предметов.

1


27

Звуки «Д-ДЬ». Заучивание стихотворения М. Дружининой. Штриховка и рисование кругов.

1


28

Звуки «Т- ТЬ», Моделирование. Заучивание стихотворения В. Берестова. Рисование тучи и зонтика.

1


29

Звуки «Д- ДЬ», «Т- ТЬ». Моделирование. Повторение стихотворений .Рисование домика.

1


30

Повторение пройденного материала. Звуки «З- ЗЬ», «Ж», «С- СЬ». Повторение стихотворений. Штриховка.

1


31

Повторение пройденного материала. Звуки «Р- РЬ», «Ш». Моделирование. Раскрашивание предметов.

1


32

Повторение пройденного материала. Звуки «Л- ЛЬ», «Б- БЬ». Моделирование. Повторение стихотворений. Рисование берёзки.

1


33

Повторение пройденного материала. Игры «Подскажи слог», «Найди пару», «Кто больше». Закрашивание предметов.

1


34

Повторение пройденного материала. Игры «Подскажи словечко», «Назови скорее», «Магазин». Закрашивание предметов.

1


35

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

1


36

Праздник в Школе раннего развития

«Здравствуй, лето!»

1



Итого

36





































Календарно-тематическое планирование

курса «Весёлая грамматика»

2-й год обучения

(36 часов в год – по 1 часу в неделю)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

1


2

Звук и буква «А». Место звука и буквы в слове. Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке.

1


3

Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово».

1


4

Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

1


5

Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».

1


6

Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

1


7

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

1


8

Звук и буква «Л», написание буквы«Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».

1


9

Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

1


10

Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

1


11

Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».

1


12

Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно»,«Звук и буква».

1


13

Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.

1


14

Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.

1


15

Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

1


16

Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

1


17

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

1


18

Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

1


19

Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись.

1


20

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д—Т», чтение слогов, предложения. Написание букв «Д—Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

1


21

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

1


22

Звуки «3-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3-С». Написание букв «3-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов.

1


23

Звуки «Х-ХЬ», буква «X», написание буквы «X», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

1


24

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.

1


25

Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов.

1


26

Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

1


27

Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».

1


28

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

1


29

Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».

1


30

Буква «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву».

1


31

Повторение пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки».

1


32

Повторение пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко».

1


33

Повторение пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом

1


34

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

1


35-36

Праздник в Школе раннего развития

«Здравствуй, лето!»

2



Итого

36




Дополнительная общеразвивающая программа по курсу "Весёлая грамматика"для дошкольников
  • Другое
Описание:

    Дополнительная общеразвивающая  программа курса  «Весёлая грамматика»  имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана  на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», содержание которой соответствует области «Речевое развитие» ФГОС ДО.

     Программа является развивающей, в процессе её реализации у воспитанника формируются:способности и интерес к чтению; универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания.

 

Автор Тютькало Людмила Павловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1536
Номер материала 43359
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓