Главная / Математика / Дополнительная общеразвивающая программа по курсу "Математические ступеньки" для дошкольников

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу "Математические ступеньки" для дошкольников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей – дом детского творчества

Заводского района города Орла





Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете ДДТ Директор дома детского творчества

«_____» ____________20_____ г. ______________________

«____»__________20____г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА


«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»


ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»



Возраст детей: 5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года



Педагог дополнительного образования:

Тютькало Людмила Павловна




г. Орел – 2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Математические ступеньки» разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03),

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», содержание которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО.

Новизна программы «Математические ступеньки» заключается в следующем:

Программа:

  • соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;

  • строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Цель программы:

всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных о творческих сил, качеств личности.

Задачи программы:

  • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

  • развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);

  • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • увеличение объёма внимания и памяти;

  • развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;

  • воспитание интереса к математике и процессу обучения в целом.

Программа «Математические ступеньки» — развивающая, поскольку в процессе ее реализации у ребенка формируются математические способности:

    • к обобщению математического материала;

    • оперированию числовой и знаковой символикой;

    • абстрагированию от конкретных количественных отношений;

    • сокращению процесса математических рассуждений;

    • обратимости мыслительных процессов;

    • последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.

Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:

личностные — умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

регулятивные — обеспечивающие организацию каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки ;

познавательные — в свою очередь делятся на общеучебные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания;

логические:

  • анализ и синтез объектов с целью выделения математических признаков (количества, формы, времени, пространства, величины),

  • установление причинно-следственных связей,

  • построение логической цепи рассуждений,

  • знаково-символическое моделирование;

коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.

При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:

  1. разрешение проблемных ситуаций;

  2. побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;

3) обращение за помощью к сказочным героям.
Основное назначение программы:

формирование математических представлений в каждой возрастной группе детей;

предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическим знаками, геометрическими фигурами и т.д.;

способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;

развивать математические способности; подготовить к следующему этапу обучения.


Участники программы - дети 5 - 7 лет.

Срок реализации программы- 2 года

Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).

Режим занятий – 1 раз в неделю (5–6 лет – 25 минут,6 - 7 лет – 30 минут).

Основные применяемые технологии:

  • Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Игровые технологии

Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.





ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ


Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:

  • Ребёнок обладает развитым воображением;

  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать

  • ребёнок обладает элементарными представлениями из области математики;

  • ребёнок способен к принятию собственных решений, оприаясь на свои знания и умения.

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.

Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребёнком по следующим разделам:

  1. Количество и счёт.

  2. Геометрические фигуры.

  3. Величина.

  4. Ориентировка во времени и пространстве.

  5. Логические задачи.


Планируемые результаты:


1-ый год обучения


К концу учебного года ребенок должен:


  • считать по образцу и названному числу в пределах 10;

  • понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

  • писать цифры от 1 до 10;

  • пользоваться математическими знаками: +, -,=,<, >;

  • записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

  • соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

  • понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

  • знать геометрические фигуры;

  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуы, символические изображения предметов;

  • располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

  • делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

  • называть последовательно дни недели, месяцы;

  • ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

  • определять положение предметов по отношению к другому лицу;

  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;

  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.


2-ой год обучения


К концу учебного года ребенок должен:

  • знать числа второго десятка и записывать их;

  • понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -,=,<, >;

  • решать арифметические задачи и записывать решение;

  • сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;

  • устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

  • дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

  • различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;

  • рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;

  • преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);

  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

  • измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;

  • изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;

  • определять время с точностью до получаса;

  • ориентироваться на листе бумаги;

  • определять положение предмета по отношению к другому;

  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;

  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

  • самостоятельно формулировать учебные задачи



Формы подведения итогов освоения программы

Открытые мероприятия для родителей, педагогов, конкурс чтецов.





































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(72 часа – по 1 занятию в неделю)


п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1-ый год обучения

1.

Вводное занятие. Входная диагностика.

1

0,5

0,5

2.

Число и цифра 1. Величины: большой, поменьше, маленький. Ознакомление с названием месяца сентябрь. Логическая задача на соединение рисунков.

1

0,5

0,5

3.

Число и цифра 2. Знаки «+», «=». Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе бумаги.

1

0,5

0,5

4.

Числа и цифры 1,2.3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата. Из счётных палочек. Работа в тетради в клетку. Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.

1

0,5

0,5

5.

Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счётных палочек. Работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.

1

0,5

0,5

6.

Числа и цифры 1,2,3,4,5. Знаки «+», «=». Независимость числа от величины предметов. Состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь.

1

0,5

0,5

7.

Число и цифра 6. Знаки «=», «+». Сложение числа 6 из двух меньших. Величина: длинный, короче, еще короче, самый короткий. Логическая задача: сравнение, установление последовательности.

1

0,5

0,5

8.

Числа и цифры 4,5,6. Знаки «<», «>», «=». Независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник.

1

0,5

0,5

9.

Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов. Загадки.

1

0,5

0,5

10

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак «-«. Дорисовывание геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь.

1

0,5

0,5

11

Числа и цифры 0, 4,5,6. Решение задачи. Установление равенства между двумя группами предметов. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки «-«,«<», «>». Слева, справа, впереди, сзади.

1

0,5

0,5

12

Число и цифра 7. Знаки «=», «+». Математическая загадка. Порядковый счёт. Величина: часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счётных палочек. Работа в тетради в клетку. Деление квадрата на 2,4 части.

1

0,5

0,5

13

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. Состав числа 7 из двух меньших. Дни недели.

1

0,5

0,5

14

Числа и цифры 1-8. Знаки «=», «- «. Ознакомление с названием месяца – декабрь.

1

0,5

0,5

15

Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Величина: деление предмета на 4 части.

1

0,5

0,5

16

Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

1

0,5

0,5

17

Знаки «<», «>». Порядковый счёт. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

1

0,5

0,5

18

Числа и цифры 1-9. Величина: высокий, низкий. Дни недели. Ознакомление с названием месяца – январь.

1

0,5

0,5

19

Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел. Величина: часть и целое. Квадрат.

1

0,5

0,5

20

Число 10. Выкладывание из счётных палочек трапеции, лодки. Работа в тетради в клетку. Логическая задача: различия в двух похожих рисунках.

1

0,5

0,5

21

Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.

1

0,5

0,5

22

Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки «+», «-«. Работа в тетради в клетку. Ознакомление с названием месяца – февраль.

1

0,5

0,5

23

Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счёт. Работа со счётными палочками.

1

0,5

0,5

24

Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Работа в тетради в клетку. Круг, прямоугольник.

1

0,5

0,5

25

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки «<», «>». Дни недели. Круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

1

0,5

0,5

26

Решение задач на сложение и вычитание. Ознакомление с названием месяца – март. Четырехугольник, шестиугольник.

1

0,5

0,5

27

Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький. Треугольник. Части суток.

1

0,5

0,5

28

Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счёт. Дни недели. Времена года.

1

0,5

0,5

29

Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, овал, треугольник. Ориентировка на листе бумаги.

1

0,5

0,5

30

Решение задач. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ознакомление с названием месяца – апрель. Логическая задача: дорисовка предметов.

1

0,5

0,5

31

Порядковый счёт. Решение математической загадки. Рисование предмета из заданных фигур. Работа в тетради в клетку.

1

0,5

0,5

32

Порядковый счёт. Сложение числа 10 из двух меньших. Треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счётных палочек. Логическая задача: дорисовка предмета.

1

0,5

0,5

33

Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Стих о цифрах от 1 до 10. Ознакомление с названием месяца – май. Закрепление знаний о месяцах – марте, апреле.

1

0,5

0,5

34-35

Повторение изученного материала

2


2

36.

Итоговое занятие «Путешествие в страну Математика»

1


1


Итого

36

15,5

20,5

2-ой год обучения

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

1

0,5

0,5

2

Числа и цифры от 1 до 10. Математическая загадка. Знаки «<», «>». Работа со счётными палочками. Квадрат, прямоугольник.

1

0,5

0,5

3

Знаки «=», « #», «- «. Математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.

1

0,5

0,5

4

Счёт по образцу и названному числу. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с фигурами. Ориентировка во времени: части суток.

1

0,5

0,5

5

Знаки «<», «>»,«=», « #». Соотнесение количества предметов с цифрой. Состав числа шесть из двух меньших. Треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.

1

0,5

0,5

6

Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Ознакомление с часами.

1

0,5

0,5

7

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели. Положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

1

0,5

0,5

8

Порядковый счет. Счет по названному числу. Состав числа из двух меньших. Овал. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

0,5

0,5

9

Арифметические задачи. Решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги.

1

0,5

0,5

10

Цифры от 1 до 9. Числа 10,11. Часы, определение времени. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

1

0,5

0,5

11

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математическая загадка. Отношения между числами. Состав числа из двух меньших. Рисование символического изображения животных.

1

0,5

0,5

12

Число 12. Дорисовывание кругов до знакомых предметов. Определение времени на часах. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

1

0,5

0,5

13

Отношения между числами. Математическая загадка. Состав числа из двух меньших. Величина: измерение длины отрезка. Осенние месяцы.

1

0,5

0,5

14

Число 13. Математическая задача. Решение примеров. Рисование в тетради в клетку. Логическая задача: разделение предмета на части.

1

0,5

0,5

15

Решение примеров. Знаки «+», «-«. Соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина: выше, глубже. Элементы треугольника (вершина, стороны, углы). Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.

1

0,5

0,5

16

Число 14. Дни недели. Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.

1

0,5

0,5

17

Счёт по образцу и названному числу. Арифметическая задача. Состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.

1

0,5

0,5

18

Число 15. Соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование символического изображения кошки.

1

0,5

0,5

19

Числа от 1 до 15. Решение примеров. Дорисовывание овалов до знакомых предметов. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

0,5

0,5

20

Число 16. Величина: измерение линейкой. Определение времени по часа. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

0,5

0,5

21

Математическая загадка. Знаки «+», «-«. Состав числа из двух меньших. Дорисовывание треугольников до знакомых предметов.

1

0,5

0,5

22

Число 17. Решение примеров. Счёт по образцу и названному числу. Часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

1

0,5

0,5

23

Число 17. Рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги.

1

0,5

0,5

24

Число 18. Состав числа из двух меньших. Счёт по названному числу. Вершины, стороны, углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

1

0,5

0,5

25

Число 18. Решение примеров. Времена года. Ориентировка на листе бумаги.

1

0,5

0,5

26

Число 19. Состав числа из двух меньших чисел. Величина: сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий.

1

0,5

0,5

27

Число 19. Величина: измерение линейкой. Дорисовывание квадратов до знакомых предметов.

1

0,5

0,5

28

Число 20. Решение примеров, задачи. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

0,5

0,5

29

Решение арифметической задачи, примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. Работа в тетради в клетку. Логическая задача.

1

0,5

0,5

30

Знаки «=», «-«. Математическая загадка. Соотнесение количества предметов с цифрой. Величина: измерение линейкой. Определение времени на часах.

1

0,5

0,5

31

Соотнесение количества предметов с числом, решение примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Дни недели.

1

0,5

0,5

32

Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

0,5

0,5

33

Задачи-шутки. Решение примеров, математической загадки. Весенние месяцы.

1

0,5

0,5

34-35

Повторение изученного материала

2


2

36

Итоговое занятие

«И прекрасна, и сильна Математики страна»

1


1


ИТОГО

36

16,5

19,5
























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»


1-ый год обучения

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить: представление о числах и цифрах до 5.

Дать представление: о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжать учить:

  • считать по образцу и названному числу;

  • понимать независимость числа от величины, расстояния,
    пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить:

  • воспроизводить количество движений по названному числу;

  • писать цифры от 1 до 9 и число 10;

  • отгадывать математические загадки;

  • записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;

  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;

  • из неравенства делать равенство;

  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

  • устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

  • решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить:

  • со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);

  • математическими знаками +,-,=,<,>.

ВЕЛИЧИНА

Учить:

  • располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

  • делить предмет на 2, 4 и более частей;

  • понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.


Развивать: глазомер.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:

  • знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

  • умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить:

  • с геометрической фигурой — трапецией;

  • тетрадью в клетку.

Учить:

  • преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);

  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,
    символические изображения предметов из геометрических фигур;

  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция),символические изображения предметов (домик, лодка ,елочка).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года. Учить:

  • называть последовательно дни недели;

  • определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Познакомить с названиями месяцев.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить:

  • обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

  • ориентироваться в тетради в клетку.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.



2-ой год обучения

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить:

  • умение писать цифры от>1 до 9 и число 10;

  • представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;

  • умение делать из неравенства равенство.


Продолжать учить:

  • считать по образцу и названному числу в пределах 10;

  • понимать независимость числа от величины, расстояния,
    пространственного расположения предметов, направлений счета;

  • сравнивать группы разнородных предметов;

  • отгадывать математические загадки;

  • записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

  • правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,< , >;

  • сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

  • устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

  • решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

  • решать логические задачи.


  • Учить:

  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

  • определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;

  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

  • различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;

  • воспроизводить количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

  • с составом числа из двух меньших (до 10);

  • стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Познакомить:

  • с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;

  • числами второго десятка и их записью.


ВЕЛИЧИНА

Продолжать учить:

  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

  • делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

  • измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

  • изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
    Развивать глазомер.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:

  • знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);

  • умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

  • рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);

  • преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

  • классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

  • называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).


Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

Познакомить с часами (стрелки, циферблат).

Учить определять время с точностью до получаса.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить:

  • умение ориентироваться на листе бумаги;

  • определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить:

  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

  • устанавливать конкретные связи и зависимости.







































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

Наименование раздела

Форма проведения

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

1-й год обучения

1

Количество

и счёт.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование, письмо

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Путешествие

в страну Математика»

2

Величина.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование.

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Путешествие

в страну Математика»

3

Геометрические фигуры.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами..

Практический: раскрашивание, рисование.

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Путешествие

в страну Математика»


Ориентировка во времени.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование, упражнение.

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Путешествие

в страну Математика»


Ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование., упражнение.

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Путешествие

в страну Математика»


Логические задачи.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование.

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие «Путешествие

в страну Математика»

2-й год обучения

1

Количество

и счёт.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование, письмо

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие

«И прекрасна, и сильна Математики страна»

2

Величина.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие

«И прекрасна, и сильна Математики страна»

3

Геометрические фигуры.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение, заучивание стихотворений.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами..

Практический: раскрашивание, рисование.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие

«И прекрасна, и сильна Математики страна»


Ориентировка во времени.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование, упражнение.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие

«И прекрасна, и сильна Математики страна»


Ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование., упражнение.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие

«И прекрасна, и сильна Математики страна»


Логические задачи.

Дидактическая игра.

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: беседа, объяснение.

Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.

Практический: раскрашивание, рисование.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.:Ювента, 2013.


Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.


Итоговое занятие

«И прекрасна, и сильна Математики страна»






















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.:ТЦ «Сфера», 2014. – 96 с.

Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».- М.:Ювента, 2010. – 64 с.

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: методическое пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.

Колесникова Е.В . Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е.В . Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи: тетрадь для детей 5-7 лет. -М.: Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. - М.: Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 22 с.

Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013. – 22 с.

















Календарно-тематическое планирование

курса «Математические ступеньки»

1-й год обучения

(36 часов в год – по 1 часу в неделю)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1 группа

2 группа

1.

Вводное занятие. Входная диагностика.

1



2.

Число и цифра 1. Величины: большой, поменьше, маленький. Ознакомление с названием месяца сентябрь. Логическая задача на соединение рисунков.

1



3.

Число и цифра 2. Знаки «+», «=». Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе бумаги.

1



4.

Числа и цифры 1,2.3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата. Из счётных палочек. Работа в тетради в клетку. Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.

1



5.

Числа и цифры 1,2,3, 4, соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счётных палочек. Работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.

1



6.

Числа и цифры 1,2,3,4,5. Знаки «+», «=». Независимость числа от величины предметов. Состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь.

1



7.

Число и цифра 6. Знаки «=», «+». Сложение числа 6 из двух меньших. Величина: длинный, короче, еще короче, самый короткий. Логическая задача: сравнение, установление последовательности.

1



8.

Числа и цифры 4,5,6. Знаки «<», «>», «=». Независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник.

1



9.

Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов. Загадки.

1



10

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак «-«. Дорисовывание геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь.

1



11

Числа и цифры 0, 4,5,6. Решение задачи. Установление равенства между двумя группами предметов. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки «-«,«<», «>». Слева, справа, впереди, сзади.

1



12

Число и цифра 7. Знаки «=», «+». Математическая загадка. Порядковый счёт. Величина: часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счётных палочек. Работа в тетради в клетку. Деление квадрата на 2,4 части.

1



13

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. Состав числа 7 из двух меньших. Дни недели.

1



14

Числав и цифры 1-8. Знаки «=», «- «. Ознакомление с названием месяца – декабрь.

1



15

Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Величина: деление предмета на 4 части.

1



16

Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

1



17

Знаки «<», «>». Порядковый счёт. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

1



18

Числа и цифры 1-9. Величина: высокий, низкий. Дни недели. Ознакомление с названием месяца – январь.

1



19

Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел. Величина: часть и целое. Квадрат.

1



20

Число 10. Выкладывание из счётных палочек трапеции, лодки. Работа в тетради в клетку. Логическая задача: различия в двух похожих рисунках.

1



21

Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.

1



22

Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки «+», «-«. Работа в тетради в клетку. Ознакомление с названием месяца – февраль.

1



23

Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счёт. Работа со счётными палочками.

1



24

Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Работа в тетради в клетку. Круг, прямоугольник.

1



25

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки «<», «>». Дни недели. Круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

1



26

Решение задач на сложение и вычитание. Ознакомление с названием месяца – март. Четырехугольник, шестиугольник.

1



27

Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький. Треугольник. Части суток.

1



28

Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счёт. Дни недели. Времена года.

1



29

Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, овал, треугольник. Ориентировка на листе бумаги.

1



30

Решение задач. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ознакомление с названием месяца – апрель. Логическая задача: дорисовка предметов.

1



31

Порядковый счёт. Решение математической загадки. Рисование предмета из заданных фигур. Работа в тетради в клетку.

1



32

Порядковый счёт. Сложение числа 10 из двух меньших. Треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счётных палочек. Логическая задача: дорисовка предмета.

1



33

Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Стих о цифрах от 1 до 10. Ознакомление с названием месяца – май. Закрепление знаний о месяцах – марте, апреле.

1



34-35

Повторение изученного материала

2



36.

Итоговое занятие «Путешествие в страну Математика»

1




Итого

36





Дополнительная общеразвивающая программа по курсу "Математические ступеньки" для дошкольников
  • Математика
Описание:

     Программа курса  «Математические ступеньки" разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», содержание которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО.

     Программа является развивающей, поскольку в процессе ее реализации у обучающихся формируются математические способности: к обобщению математического материала; оперированию числовой и знаковой символикой; абстрагированию от конкретных количественных отношений;   последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.

 

 

 

Автор Тютькало Людмила Павловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2554
Номер материала 43395
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓