Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
дополнительного
образования детей – дом детского творчества
Заводского района
города Орла
Рассмотрено
УТВЕРЖДАЮ:
на
методическом совете ДДТ Директор дома детского творчества
«_____»
____________20_____ г. ______________________
«____»__________20____г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
СТУПЕНЬКИ»
ДЕТСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ШКОЛА РАННЕГО
РАЗВИТИЯ»
Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог
дополнительного образования:
Тютькало
Людмила Павловна
г. Орел – 2014
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа курса «Математические ступеньки» разработана в соответствии с Федеральным
Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013
г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития
дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ
«Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от
01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017
гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03),
требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе
авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», содержание
которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО.
Новизна
программы «Математические ступеньки» заключается в следующем:
Программа:
·
соответствует принципу развивающего обучения,
целью которого является развитие ребенка;
·
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
·
соответствует критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволяет
решать поставленные цели и задачи на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
·
обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых
формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
·
строится с учетом интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
·
основывается на комплексно-тематическом
принципе построения образовательного процесса;
·
предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей, самостоятельной деятельности не только в рамках
непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
·
обеспечивает достижение воспитанниками
готовности к школе.
Цель программы:
всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы,
интеллектуальных о творческих сил, качеств личности.
Задачи программы:
·
формирование мотивации учения, ориентированной
на удовлетворение познавательных интересов;
·
развитие образного мышления (ощущения,
восприятия, представления);
·
формирование приёмов умственных действий
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
·
увеличение объёма внимания и памяти;
·
развитие речи, умения высказывать и
обосновывать свои суждения;
· воспитание интереса к математике и процессу обучения в
целом.
Программа «Математические ступеньки» —
развивающая, поскольку в процессе ее реализации у ребенка формируются математические
способности:
·
к обобщению математического материала;
·
оперированию числовой и знаковой символикой;
·
абстрагированию от конкретных количественных отношений;
·
сокращению процесса математических
рассуждений;
·
обратимости мыслительных процессов;
·
последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах,
обоснованиях, выводах.
Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:
личностные — умение соотносить поступки,
события с принятыми этическими принципами,
знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения.
регулятивные — обеспечивающие организацию
каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также у детей
формируются навыки самоконтроля и
самооценки ;
познавательные — в свою очередь делятся на общеучебные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания;
логические:
·
анализ и синтез объектов с целью выделения
математических признаков (количества, формы, времени,
пространства, величины),
·
установление причинно-следственных связей,
·
построение логической цепи рассуждений,
·
знаково-символическое моделирование;
коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу
сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.
При формировании предпосылок универсальных
учебных действий используются следующие
элементы современного образования:
1)
разрешение проблемных ситуаций;
2)
побуждение к самостоятельному поиску ответа на
поставленную учебно-игровую задачу;
3) обращение за помощью к сказочным героям.
Основное назначение программы:
формирование математических представлений в каждой возрастной группе детей;
предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическим знаками, геометрическими фигурами и т.д.;
способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной
задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;
развивать математические
способности; подготовить к следующему этапу обучения.
Участники
программы - дети
5 - 7 лет.
Срок
реализации программы- 2 года
Срок
обучения
– 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).
Режим
занятий –
1 раз в неделю (5–6 лет – 25 минут,6 - 7 лет – 30 минут).
Основные
применяемые технологии:
·
Элементы системы развивающего обучения
Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова;
·
Здоровьесберегающие технологии;
·
Информационно-коммуникационные технологии;
·
Личностно-ориентированное обучение;
·
Игровые технологии
Методы обучения:
наглядный, словесный, работа с книгой, практический.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Результаты
освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования в области познавательного развития:
·
Ребёнок обладает развитым воображением;
·
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
·
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
·
ребёнок проявляет любознательность, задаёт
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
склонен наблюдать
·
ребёнок обладает элементарными
представлениями из области математики;
·
ребёнок способен к принятию собственных
решений, оприаясь на свои знания и умения.
Целевые ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.
Контроль за
освоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется
тетрадь «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» Е.В.
Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения
Программы каждым ребёнком по следующим разделам:
1.
Количество и счёт.
2.
Геометрические фигуры.
3.
Величина.
4.
Ориентировка во времени и пространстве.
5.
Логические задачи.
Планируемые
результаты:
1-ый год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
·
считать по образцу и названному числу в
пределах 10;
·
понимать независимость числа от
пространственного расположения предметов;
·
писать цифры от 1 до 10;
·
пользоваться математическими знаками: +, -,=,<, >;
·
записывать решение математической задачи
(загадки) с помощью математических знаков, цифр;
·
соотносить количество предметов с
соответствующей цифрой;
·
различать количественный и порядковый счет в
пределах 10;
·
составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
·
понимать смысл пословиц, в которых
присутствуют числа;
·
знать геометрические фигуры;
·
рисовать в тетради в клетку геометрические
фигуры, символические изображения предметов из
геометрических фигур;
·
выкладывать из счетных палочек геометрические фигуы, символические изображения предметов;
·
располагать предметы в убывающем и
возрастающем порядке по величине, ширине, высоте,
толщине, используя соответствующие определения;
·
делить предмет на 2—4 и более частей,
понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
· называть последовательно дни недели, месяцы;
· ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
· определять
положение предметов по отношению к другому
лицу;
· решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и
синтез;
· понимать задание и выполнять его самостоятельно;
· проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
2-ой год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
· знать числа второго десятка и записывать их;
·
понимать независимость числа от величины,
пространственного расположения предметов, направлений
счета; использовать и писать математические знаки +,
-,=,<, >;
· решать арифметические задачи и записывать решение;
· сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
·
устанавливать соответствие между количеством
предметов, числом и цифрой;
· дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
· различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
· рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
· преобразовывать
одни геометрические фигуры в другие (путем
складывания, разрезания);
· раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
· измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
· изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
· определять время с точностью до получаса;
· ориентироваться на листе бумаги;
· определять положение предмета по отношению к другому;
· решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
· понимать задание и выполнять его самостоятельно;
· проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
· самостоятельно формулировать учебные задачи
Формы
подведения итогов освоения программы
Открытые
мероприятия для родителей, педагогов, конкурс чтецов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(72 часа – по 1 занятию в неделю)
№ п\п
|
Наименование разделов и тем
|
Общее количество часов
|
В том числе
|
теоретических
|
практических
|
1-ый год обучения
|
1.
|
Вводное занятие. Входная диагностика.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.
|
Число и цифра 1. Величины: большой, поменьше,
маленький. Ознакомление с названием месяца сентябрь. Логическая задача на
соединение рисунков.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.
|
Число и цифра 2. Знаки «+», «=». Соотнесение формы
предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе бумаги.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4.
|
Числа и цифры 1,2.3. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата. Из счётных палочек. Работа в тетради
в клетку. Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5.
|
Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с
цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счётных палочек. Работа в тетради в
клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
6.
|
Числа и цифры 1,2,3,4,5. Знаки «+», «=». Независимость
числа от величины предметов. Состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с
названием месяца – октябрь.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7.
|
Число и цифра 6. Знаки «=», «+». Сложение числа 6 из
двух меньших. Величина: длинный, короче, еще короче, самый короткий.
Логическая задача: сравнение, установление последовательности.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8.
|
Числа и цифры 4,5,6. Знаки «<», «>», «=». Независимость
числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
9.
|
Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между
числом, цифрой и количеством предметов. Загадки.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10
|
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак «-«. Дорисовывание
геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11
|
Числа и цифры 0, 4,5,6. Решение задачи. Установление
равенства между двумя группами предметов. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Знаки «-«,«<», «>». Слева, справа, впереди, сзади.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12
|
Число и цифра 7. Знаки «=», «+». Математическая
загадка. Порядковый счёт. Величина: часть и целое. Выкладывание
прямоугольника из счётных палочек. Работа в тетради в клетку. Деление
квадрата на 2,4 части.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
13
|
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. Состав числа 7 из двух
меньших. Дни недели.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Числа и цифры 1-8. Знаки «=», «- «. Ознакомление с
названием месяца – декабрь.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
15
|
Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Величина:
деление предмета на 4 части.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
16
|
Решение примеров на сложение и вычитание. Овал.
Положение предмета по отношению к себе и другому лицу.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
17
|
Знаки «<», «>». Порядковый счёт. Прямоугольник,
треугольник, квадрат, круг.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
18
|
Числа и цифры 1-9. Величина: высокий, низкий. Дни
недели. Ознакомление с названием месяца – январь.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
19
|
Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел. Величина:
часть и целое. Квадрат.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
20
|
Число 10. Выкладывание из счётных палочек трапеции,
лодки. Работа в тетради в клетку. Логическая задача: различия в двух похожих
рисунках.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
21
|
Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших.
Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Логическая задача: дорисовка недостающих
фигур.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
22
|
Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки «+»,
«-«. Работа в тетради в клетку. Ознакомление с названием месяца – февраль.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
23
|
Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счёт.
Работа со счётными палочками.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
24
|
Решение примеров на сложение и вычитание. Составление
числа из двух меньших. Работа в тетради в клетку. Круг, прямоугольник.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
25
|
Установление соответствия между цифрой и количеством
предметов. Знаки «<», «>». Дни недели. Круг, треугольник,
прямоугольник, трапеция.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
26
|
Решение
задач на сложение и вычитание. Ознакомление с названием месяца – март.
Четырехугольник, шестиугольник.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
27
|
Решение
задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Работа
в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.
Треугольник. Части суток.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
28
|
Решение
задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счёт. Дни недели. Времена года.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
29
|
Решение
математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, овал,
треугольник. Ориентировка на листе бумаги.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
30
|
Решение
задач. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ознакомление с названием
месяца – апрель. Логическая задача: дорисовка предметов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
31
|
Порядковый
счёт. Решение математической загадки. Рисование предмета из заданных фигур.
Работа в тетради в клетку.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
32
|
Порядковый
счёт. Сложение числа 10 из двух меньших. Треугольник, круг, трапеция, символические
изображения предметов из счётных палочек. Логическая задача: дорисовка
предмета.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
33
|
Решение
задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Стих о цифрах от
1 до 10. Ознакомление с названием месяца – май. Закрепление знаний о месяцах
– марте, апреле.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
34-35
|
Повторение
изученного материала
|
2
|
|
2
|
36.
|
Итоговое
занятие «Путешествие в страну Математика»
|
1
|
|
1
|
|
Итого
|
36
|
15,5
|
20,5
|
2-ой год обучения
|
1
|
Вводное занятие. Входная диагностика.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Числа
и цифры от 1 до 10. Математическая загадка. Знаки «<», «>». Работа со счётными палочками. Квадрат,
прямоугольник.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3
|
Знаки
«=», « #», «- «.
Математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе
бумаги.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
Счёт
по образцу и названному числу. Независимость числа от пространственного
расположения предметов. Сравнение предметов с фигурами. Ориентировка во
времени: части суток.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Знаки
«<», «>»,«=», « #».
Соотнесение количества предметов с цифрой. Состав числа шесть из двух
меньших. Треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
6
|
Соотнесение
количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Ознакомление с часами.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7
|
Установление
соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели. Положение
предмета по отношению к себе и другому лицу.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8
|
Порядковый
счет. Счет по названному числу. Состав числа из двух меньших. Овал.
Логическая задача: установление связей и зависимостей.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
9
|
Арифметические
задачи. Решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка на листе
бумаги.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10
|
Цифры
от 1 до 9. Числа 10,11. Часы, определение времени. Логическая задача:
дорисовка недостающего предмета.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11
|
Независимость
числа от пространственного расположения предметов. Математическая загадка.
Отношения между числами. Состав числа из двух меньших. Рисование
символического изображения животных.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12
|
Число
12. Дорисовывание кругов до знакомых предметов. Определение времени на часах.
Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
13
|
Отношения
между числами. Математическая загадка. Состав числа из двух меньших.
Величина: измерение длины отрезка. Осенние месяцы.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Число
13. Математическая задача. Решение примеров. Рисование в тетради в клетку.
Логическая задача: разделение предмета на части.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
15
|
Решение
примеров. Знаки «+», «-«. Соответствие между цифрой и количеством предметов.
Величина: выше, глубже. Элементы треугольника (вершина, стороны, углы).
Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
16
|
Число
14. Дни недели. Логическая задача: сравнение, установление последовательности
событий.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
17
|
Счёт
по образцу и названному числу. Арифметическая задача. Состав числа из двух
меньших. Дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
18
|
Число
15. Соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование символического
изображения кошки.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
19
|
Числа
от 1 до 15. Решение примеров. Дорисовывание овалов до знакомых предметов.
Логическая задача: установление связей и зависимостей.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
20
|
Число
16. Величина: измерение линейкой. Определение времени по часа. Логическая
задача: установление связей и зависимостей.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
21
|
Математическая
загадка. Знаки «+», «-«. Состав числа из двух меньших. Дорисовывание
треугольников до знакомых предметов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
22
|
Число
17. Решение примеров. Счёт по образцу и названному числу. Часы (стрелки,
циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
23
|
Число
17. Рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе
бумаги.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
24
|
Число
18. Состав числа из двух меньших. Счёт по названному числу. Вершины, стороны,
углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
25
|
Число
18. Решение примеров. Времена года. Ориентировка на листе бумаги.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
26
|
Число
19. Состав числа из двух меньших чисел. Величина: сравнение предметов по
величине. Установление последовательности событий.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
27
|
Число
19. Величина: измерение линейкой. Дорисовывание квадратов до знакомых
предметов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
28
|
Число
20. Решение примеров, задачи. Логическая задача: установление связей и
зависимостей.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
29
|
Решение
арифметической задачи, примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка
на листе бумаги. Работа в тетради в клетку. Логическая задача.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
30
|
Знаки
«=», «-«. Математическая загадка. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Величина: измерение линейкой. Определение времени на часах.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
31
|
Соотнесение
количества предметов с числом, решение примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дни недели.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
32
|
Соответствие
между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому
лицу. Логическая задача: установление связей и зависимостей.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
33
|
Задачи-шутки.
Решение примеров, математической загадки. Весенние месяцы.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
34-35
|
Повторение
изученного материала
|
2
|
|
2
|
36
|
Итоговое
занятие
«И
прекрасна, и сильна Математики страна»
|
1
|
|
1
|
|
ИТОГО
|
36
|
16,5
|
19,5
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
СТУПЕНЬКИ»
1-ый
год обучения
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить: представление
о числах и цифрах до 5.
Дать представление: о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.
Продолжать
учить:
·
считать по образцу и названному числу;
·
понимать независимость числа от величины,
расстояния,
пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить:
· воспроизводить количество движений по названному числу;
·
писать цифры от 1 до 9 и число 10;
·
отгадывать математические загадки;
·
записывать решение задачи (загадки) с помощью
математических знаков и цифр;
·
составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном
материале;
·
из неравенства делать равенство;
·
различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
·
устанавливать соответствие между количеством
предметов и цифрой;
·
решать логические задачи на основе зрительно
воспринимаемой информации.
Познакомить:
·
со стихами, загадками, считалками,
пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические
понятия (части суток, дни недели, времена
года);
·
математическими знаками +,-,=,<,>.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
·
располагать предметы в возрастающем и
убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине,
употреблять сравнения (большой, поменьше,
еще поменьше, самый маленький;
широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
·
делить предмет на 2, 4 и более частей;
·
понимать, что часть меньше целого, а целое
больше части.
Развивать: глазомер.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить:
·
знания о геометрических фигурах (круг,
квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал);
·
умение видеть геометрические фигуры в формах
окружающих предметов.
Познакомить:
·
с геометрической фигурой — трапецией;
·
тетрадью в клетку.
Учить:
·
преобразовывать фигуры (путем складывания,
разрезания, выкладывания из палочек);
·
рисовать в тетради в клетку геометрические
фигуры,
символические изображения предметов из геометрических фигур;
·
выкладывать из счетных палочек геометрические
фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник,
трапеция),символические изображения предметов (домик,
лодка ,елочка).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года. Учить:
·
называть последовательно дни недели;
·
определять, какой день недели был вчера, какой
будет завтра.
Познакомить с названиями месяцев.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.
Учить:
·
обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
·
ориентироваться в тетради в клетку.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
2-ой
год обучения
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить:
· умение писать цифры от>1 до 9 и число 10;
· представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;
· умение
делать из неравенства равенство.
Продолжать учить:
· считать по образцу и названному числу в пределах 10;
· понимать независимость числа от величины, расстояния,
пространственного расположения предметов, направлений счета;
· сравнивать группы разнородных предметов;
· отгадывать математические загадки;
· записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;
· правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,< , >;
· сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
· устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
·
решать арифметические задачи, примеры на
сложение и вычитание;
· решать логические задачи.
·
Учить:
· считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
· определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;
· различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
· различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;
· воспроизводить количество движений по названному числу.
Продолжать знакомить:
·
с составом числа из двух меньших (до 10);
·
стихами, загадками, считалками, пословицами,
в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни
недели, времена года).
Познакомить:
·
с числами от 11 до 20 и новой счетной
единицей — десятком;
·
числами второго десятка и их записью.
ВЕЛИЧИНА
Продолжать учить:
·
раскладывать предметы в возрастающем и
убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине,
употреблять сравнения (большой, поменьше,
еще меньше, самый маленький,
высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
·
делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и
понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Учить:
· измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;
·
изображать отрезки заданной длины с помощью
линейки.
Развивать глазомер.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить:
· знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);
· умение
дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Продолжать учить:
· рисовать
символические изображения предметов из геометрических
фигур в тетради в клетку;
· выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат,
прямоугольник, треугольник, трапецию);
· преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).
Учить:
·
классифицировать геометрические фигуры по
разным основаниям (виду, величине);
·
называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить и углубить временные
представления о частях суток, днях недели,
временах года, месяцах.
Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.
Познакомить с
часами (стрелки, циферблат).
Учить определять
время с точностью до получаса.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Закрепить:
· умение ориентироваться на листе бумаги;
·
определять словом положение предмета по
отношению к себе, другому лицу (справа, слева,
впереди, сзади).
Упражнять в определении расположения предметов на листе
бумаги.
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Продолжать учить:
· решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и
синтез;
·
устанавливать конкретные связи и зависимости.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№п/п
|
Наименование
раздела
|
Форма
проведения
|
Приемы
и методы
|
Дидактический
материал, техническое оснащение
|
Форма
подведения итогов
|
1-й год обучения
|
1
|
Количество
и
счёт.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение, заучивание стихотворений.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование, письмо
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
5 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие «Путешествие
в
страну Математика»
|
2
|
Величина.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение, заучивание стихотворений.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
5 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие «Путешествие
в
страну Математика»
|
3
|
Геометрические
фигуры.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение, заучивание стихотворений.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами..
Практический:
раскрашивание, рисование.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
5 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие «Путешествие
в
страну Математика»
|
|
Ориентировка во
времени.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование, упражнение.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
5 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие «Путешествие
в
страну Математика»
|
|
Ориентировка в
пространстве.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование., упражнение.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
5 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие «Путешествие
в
страну Математика»
|
|
Логические задачи.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
5 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие «Путешествие
в
страну Математика»
|
2-й год обучения
|
1
|
Количество
и
счёт.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение, заучивание стихотворений.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование, письмо
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
6 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие
«И
прекрасна, и сильна Математики страна»
|
2
|
Величина.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение, заучивание стихотворений.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
6 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие
«И
прекрасна, и сильна Математики страна»
|
3
|
Геометрические
фигуры.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение, заучивание стихотворений.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами..
Практический:
раскрашивание, рисование.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
6 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие
«И
прекрасна, и сильна Математики страна»
|
|
Ориентировка во
времени.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование, упражнение.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
6 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие
«И
прекрасна, и сильна Математики страна»
|
|
Ориентировка в
пространстве.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование., упражнение.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
6 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие
«И
прекрасна, и сильна Математики страна»
|
|
Логические задачи.
|
Дидактическая
игра.
Совместная
деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
|
Наглядный:
иллюстрация, наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа
с книгой:
работа с иллюстрациями, схемами.
Практический:
раскрашивание, рисование.
|
Колесникова Е.В. Математика для
детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю до
десяти: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей
6 лет. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет. – М.:Ювента, 2013.
|
Итоговое
занятие
«И
прекрасна, и сильна Математики страна»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и
письма Министерства образования и науки РФ. М.:ТЦ «Сфера», 2014. – 96 с.
Колесникова Е.В.
Программа «Математические ступеньки».- М.:Ювента, 2010. – 64 с.
Колесникова Е.В.
Математика для детей 5-6 лет: методическое пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.
Колесникова Е.В.
Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.
Колесникова Е.В .
Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.
Колесникова Е.В .
Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.
Колесникова Е.В.
Тесты для детей 5 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е.В.
Тесты для детей 6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е.В. Я
решаю арифметические задачи: тетрадь для детей 5-7 лет. -М.: Ювента, 2013. – 32
с.
Колесникова Е.В.
Математические прописи для детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е.В.
Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. - М.: Ювента, 2013. – 32
с.
Колесникова Е.В.
Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для
детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 22 с.
Колесникова Е.В.
Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для
детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013. – 22 с.
Календарно-тематическое
планирование
курса
«Математические ступеньки»
1-й год обучения
(36 часов в год –
по 1 часу в неделю)
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата
|
1 группа
|
2 группа
|
1.
|
Вводное занятие. Входная диагностика.
|
1
|
|
|
2.
|
Число и цифра 1. Величины: большой, поменьше,
маленький. Ознакомление с названием месяца сентябрь. Логическая задача на
соединение рисунков.
|
1
|
|
|
3.
|
Число и цифра 2. Знаки «+», «=». Соотнесение формы
предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе бумаги.
|
1
|
|
|
4.
|
Числа и цифры 1,2.3. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата. Из счётных палочек. Работа в тетради
в клетку. Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.
|
1
|
|
|
5.
|
Числа и цифры 1,2,3, 4, соотнесение количества
предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счётных палочек. Работа
в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.
|
1
|
|
|
6.
|
Числа и цифры 1,2,3,4,5. Знаки «+», «=». Независимость
числа от величины предметов. Состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с
названием месяца – октябрь.
|
1
|
|
|
7.
|
Число и цифра 6. Знаки «=», «+». Сложение числа 6 из
двух меньших. Величина: длинный, короче, еще короче, самый короткий.
Логическая задача: сравнение, установление последовательности.
|
1
|
|
|
8.
|
Числа и цифры 4,5,6. Знаки «<», «>», «=».
Независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник.
|
1
|
|
|
9.
|
Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между
числом, цифрой и количеством предметов. Загадки.
|
1
|
|
|
10
|
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак «-«. Дорисовывание
геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь.
|
1
|
|
|
11
|
Числа и цифры 0, 4,5,6. Решение задачи. Установление
равенства между двумя группами предметов. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Знаки «-«,«<», «>». Слева, справа, впереди, сзади.
|
1
|
|
|
12
|
Число и цифра 7. Знаки «=», «+». Математическая
загадка. Порядковый счёт. Величина: часть и целое. Выкладывание
прямоугольника из счётных палочек. Работа в тетради в клетку. Деление
квадрата на 2,4 части.
|
1
|
|
|
13
|
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. Состав числа 7 из двух
меньших. Дни недели.
|
1
|
|
|
14
|
Числав и цифры 1-8. Знаки «=», «- «. Ознакомление с
названием месяца – декабрь.
|
1
|
|
|
15
|
Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших.
Величина: деление предмета на 4 части.
|
1
|
|
|
16
|
Решение примеров на сложение и вычитание. Овал.
Положение предмета по отношению к себе и другому лицу.
|
1
|
|
|
17
|
Знаки «<», «>». Порядковый счёт. Прямоугольник,
треугольник, квадрат, круг.
|
1
|
|
|
18
|
Числа и цифры 1-9. Величина: высокий, низкий. Дни
недели. Ознакомление с названием месяца – январь.
|
1
|
|
|
19
|
Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел. Величина:
часть и целое. Квадрат.
|
1
|
|
|
20
|
Число 10. Выкладывание из счётных палочек трапеции,
лодки. Работа в тетради в клетку. Логическая задача: различия в двух похожих
рисунках.
|
1
|
|
|
21
|
Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших.
Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Логическая задача: дорисовка
недостающих фигур.
|
1
|
|
|
22
|
Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки «+»,
«-«. Работа в тетради в клетку. Ознакомление с названием месяца – февраль.
|
1
|
|
|
23
|
Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счёт.
Работа со счётными палочками.
|
1
|
|
|
24
|
Решение примеров на сложение и вычитание. Составление
числа из двух меньших. Работа в тетради в клетку. Круг, прямоугольник.
|
1
|
|
|
25
|
Установление соответствия между цифрой и количеством
предметов. Знаки «<», «>». Дни недели. Круг, треугольник,
прямоугольник, трапеция.
|
1
|
|
|
26
|
Решение
задач на сложение и вычитание. Ознакомление с названием месяца – март.
Четырехугольник, шестиугольник.
|
1
|
|
|
27
|
Решение
задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Работа
в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.
Треугольник. Части суток.
|
1
|
|
|
28
|
Решение
задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счёт. Дни недели. Времена года.
|
1
|
|
|
29
|
Решение
математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, овал,
треугольник. Ориентировка на листе бумаги.
|
1
|
|
|
30
|
Решение
задач. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ознакомление с названием
месяца – апрель. Логическая задача: дорисовка предметов.
|
1
|
|
|
31
|
Порядковый
счёт. Решение математической загадки. Рисование предмета из заданных фигур.
Работа в тетради в клетку.
|
1
|
|
|
32
|
Порядковый
счёт. Сложение числа 10 из двух меньших. Треугольник, круг, трапеция,
символические изображения предметов из счётных палочек. Логическая задача:
дорисовка предмета.
|
1
|
|
|
33
|
Решение
задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Стих о цифрах от
1 до 10. Ознакомление с названием месяца – май. Закрепление знаний о месяцах
– марте, апреле.
|
1
|
|
|
34-35
|
Повторение
изученного материала
|
2
|
|
|
36.
|
Итоговое
занятие «Путешествие в страну Математика»
|
1
|
|
|
|
Итого
|
36
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.