Главная / Другое / Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мастерская рукоделия»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мастерская рукоделия»


Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»






УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

____________Т.В. Семейкина


« 21 февраля » 2014 г.


Приказ № 3/0 «21»февраля 2014 г.


МАСТЕРСКАЯ РУКОДЕЛИЯ


дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

























Иркутск 2014



Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мастерская рукоделия» одобрена на заседании методического объединения отделения восстановительного лечения и реабилитации (протокол № 1 от « 9 » января 2014г.)


Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мастерская рукоделия» утверждена на заседании медико-социально-психолого-педагогического консилиума (протокол № 2 от « 24 » января2014 г.)




Разработчик программы:

Мушакова Ирина Борисовна, социальный педагог высшей квалификационной категории ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».



Рецензент: проректор по учебно-методической деятельности ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» ,д.п.н., профессор Переломова Н.А.

























Пояснительная записка.

Декоративно- прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

Программа «Мастерская рукоделия», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми с ограниченными возможностями и их родителями основными приёмами обработки природных материалов, ткани и вовлечение их в творческий процесс.

Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования ( авторы Комарова Т.С. Васильева М.А. - М., 2011)

Программа адаптирована к задачам творческой реабилитации в условиях реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями. Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации, социальной интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Социализация ребенка с ОВЗ невозможна без развития коммуникаций, творческая реабилитация выступает здесь эффективным методом развития коммуникаций, расширения социальных связей, социальной адаптации и оптимизации процесса социальной интеграции ребёнка с ограниченными возможностями.

Реабилитационные занятия по данной программе создают благоприятные условия для профессионального самоопределения, развития познавательной активности ребенка и его творческой самореализации. Программа призвана познакомить детей, имеющих ограниченные возможности, с декоративно-прикладным искусством, способствует социализации и повышению самооценки ребенка.

Содержание программы реализует задачу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, регламентированную Государственным стандартом социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья государственными учреждением социального обслуживания Иркутской области.

Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности построена на модульном принципе представления содержания.

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Мастерская рукоделия» предусмотрена очная форма обучения.

Срок освоения каждого модуля программы рассчитан на один реабилитационный курс ребёнка. Модуль может быть выбран родителями, ребенком, предложен педагогом. Занятия проводятся по 30 минут. Время меняется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и с учётом диагноза заболевания. Процесс обучения рассчитан на 4-6 занятий. Возраст детей от 1 до 18 лет. В программе также определены часы для посещения выставок и музеев. Педагог имеет право вносить изменения и дополнения в содержание индивидуальной программы реабилитационных мероприятий ребёнка.

Освоение содержания программы происходит через следующие виды:

  • Мастер – классы

  • Индивидуальные консультации

  • Групповые консультации

  • Круглые столы

  • Мастерские

  • Деловые игры

  • Выполнение проектной работы

  • Групповые, индивидуальные занятия.

Уровень усвоения содержания программы определяется путём проведения диагностики, мониторинга, промежуточного и итогового контроля.

Программа «Мастерская рукоделия» поделена на 5 модулей и содержит следующие структурные компоненты: описание цели, планируемые результаты, рабочие программы модулей, описание организационно- педагогических условий.



Цель программы: Разностороннее комплексное развитие и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • Расширение представлений об окружающем мире;

  • Повышение эффективности социальной реабилитации;

  • Формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и ткани;

  • Развитие образного мышления., внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса;

  • Формирование мотивации к созданию творческого продукта через совместную деятельность ребёнка и взрослого;

  • Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей, по направлению прикладного творчества;

Модуль 1. « Тестопластика и пластилинография»

Работа с солёным тестом и пластилином нацелена на ознакомление детей со свойствами и приёмами обработки и декорирования изделий из самых доступных материалов. Воспроизводя пластически тот или иной предмет, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. По степени умелости детской руки, специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы ребёнка. Рука « познаёт», а мозг фиксирует ощущения и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Модуль 2. « Работы с текстильными материалами»

Направлен на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки тканей, предполагает овладение детьми опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремёсел - работой с вязальным крючком, с волокнистым материалом, лоскутным шитьём, вышивкой и т.д.

Модуль 3. «Нетрадиционные приёмы рисования»

Содержание этого модуля направлено на развитие эмоционально- эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, отражение красоты, настроения, состояние явлений родной природы в графике, живописи, в новых видах рисования, таких как: « Монотипия», « Метод волшебного рисунка», «Гратаж», и т. д., освоение приёмов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорция, композиция). Изобразительная деятельность крайне важна не только для овладения умения рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.

Модуль 4. « Аппликация с использованием природного и бросового материала»

Программа модуля направлена на гармоничное развитие детей, способствует развитию творчества, пробуждает фантазию, развивает ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Понятие « аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством техники выполнения. Для выполнения изделий используются такие материалы: бумага, солома, засушенные растения, тополиный пух и т.д.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно и т.д.

Модуль 5. « Работа с родителями».

Предусматривает развитие контактов между семьями через приёмы декоративно - прикладного творчества, проведение групповых и индивидуальных консультаций, мастер - классов и т.д., организацию выставок работ детей и родителей, подготовка работ детей к участию в конкурсах разного уровня.

Все разделы программы предполагают освоение детьми и их родителями способов и приемов декоративно-прикладного искусства, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности, повседневной жизни, воспитание самостоятельности и творческой активности, создание эмоционального благоприятного настроения, радости в общении, труде, получение наслаждения от правильного выполненной красивой вещи. Декоративно-прикладное творчество, совместная деятельность с родителями и педагогом, участие в конкурсах, воспитывают у детей стремление к здоровому образу жизни, готовность к социальному и профессиональному самоопределению.

Данная программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно- прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.


Перспективный план.


Наименование разделов и

дисциплин

Всего

часов

теория

Практические

занятия

Формы контроля

1

Модуль 1.

Тестопластика

пластилинография

6

1

5

Итоговая работа

Тестирование

2

Работа с текстильными

материалами

6

2

4

Итоговая работа

Тестирование

3

Нетрадиционные приёмы рисования

6

2

4

Тестирование

Итоговая работа

4

Аппликация с

Использованием природного и

бросового материала

6

1

5

Тестирование

Итоговая работа


итого

24

6

18

48

Рабочая программа модуля 1.

« Тестопластика и пластилинография».

Цель: Формирование умений и навыков, необходимых для создания творческих работ.

Задачи: Развитие мелкой моторики рук, укрепление мышц рук, формирование навыка работать в определённой последовательности.



Темы занятий.

  1. Вводное занятие. Общие сведения. Материалы. Инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

  2. « Солёное тесто» - история возникновения, основной рецепт его изготовления и обработка изделий.

  3. Способы изготовления изделий. Вырезание с использованием формочек для выпечки. Изготовление игрушки « Колобок- озорник».

  4. Вырезание по шаблону « Сказочная птица»

  5. Рисование пластилином по заранее намеченному контуру.

  6. Ваза для цветов из раскатанных из пластилина жгутиков.

Сформированные навыки и умения.

  • Самостоятельное изготовление и обработка солёного теста;

  • Умение работать в определённой последовательности;

  • Раскатывание пластилина круговыми и прямыми движениями;

  • Выставка детских работ.


Рабочая программа модуля 2.

« Работа с текстильными материалами».

Цель: Воспитание интереса к работе с текстильными материалами.

Задачи: Развитие мелкой моторики рук, чувства ритма, глазомера, закрепление знаний цветов, умение работать с дополнительными инструментами.

Темы занятий.

  1. Вводное занятие. Общие сведения. Материалы. Инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

  2. Вязание крючком – начальный набор воздушных петель, столбики с одним накидом.

  3. Вязание полотна « Шарфик для куклы».

  4. « Паучок из белых и чёрных ниток».

  5. Техника « Ковровый настил» Изготовление прихватки для кухни « Яблоко».

  6. Изготовление настенного панно с использованием нарезанных отрезков шерстяных ниток « Подсолнух».

Сформированные навыки, умения:

  • Нарезание ниток на кусочки одной длины, изготовление шаблонов из картона.

  • Вязание цепочек из воздушных петель.

  • Умение аккуратно пользоваться клеем.

  • Участие в выставке.

Рабочая программа модуля3.

« Нетрадиционные приёмы рисования».

Цель: Формирование навыка правильно держать кисть, снимать лишнюю краску о край баночки, развивать умение печатать ладошкой приёмом «примакивания».

Задачи: Закрепление умения рисовать пальцами любые линии от « кляксы», развитие способности замечать разнообразие цвета, передача в цвете своего впечатления от увиденного.

Темы занятий.

  1. Вводное занятие. Техника безопасности.

  2. « Монотипия» основные технологические приёмы.

  3. Метод «волшебного рисунка»

  4. « Кляксография »

  5. Рисование красками на воде.

  6. Техника « Живой магнит» « Целебная радуга».


Сформированные навыки и умения:

  • Владение карандашом и кистью.

  • Умение пользоваться палитрой.

  • Владение техникой мазка.

  • Рисование перспективы.

  • Знание колористических, цветовых сочетаний.

  • Выставка детских работ.

Рабочая программа модуля 4.

« Аппликация с использованием бросового и природного материала».

Цель: Формирование представлений о разных видах декоративно-прикладного творчества.

Задачи: Развитие у детей интереса к аппликации; формирование умений узнавать и называть цвет, знакомство с природными материалами при их обработке.

Темы занятий.

  1. Вводное занятие. Общие сведения. Материалы, инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

  2. Аппликация с использованием полосок гофрированного картона « Лягушонок».

  3. Аппликация из крупы, семян, цветов, «Мозаика».

  4. Сминание бумаги в комочки разной величины « Ветка мимозы» с использованием цветных салфеток.

  5. Техника « Квилинг» изготовление цветов для открыток.

  6. Раскрашивание камней по замыслу.


Сформированные навыки и умения.

  • Умение сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве.

  • Выполнение компоновки предметов на плоскости листа.

  • Владение ножницами.

  • Итоговая работа.

Рабочая программа модуля 5.

«Работа с родителями».

Виды работ

Сроки выполнения

1

Изготовление памяток, альбомов со схемами по рисованию, лепке, аппликации, тестопластике.


В течение реабилитационного периода

2

Групповые и индивидуальные консультации


В течение реабилитационного периода

3

Посещение родителями открытых занятий


В течение реабилитационного периода

4

Мастер-класс по тестопластике.


Январь

5

Мастер- класс по нетрадиционному рисованию


Март

6

Мастер- класс по пластилинографии


май

Итоги.

Уровень эффективности реабилитационной работы определяется в несколько этапов:

  1. Промежуточный контроль.

    • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек- заданий по темам изучаемого курса.

    • Фронтальная и индивидуальная беседа.

    • Графический диктант.

    • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

    • Игровые формы контроля.

  2. Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время занятий по программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам, с использованием различных материалов.

Прогнозируемый результат:

  • Повышение эффективности реабилитационных мероприятий, оптимизация процесса социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.

  • Повышение познавательной, творческой активности детей с ограниченными возможностями.

  • Расширение знаний об истории и развитии народных, художественных промыслов.

  • Пополнение экспонатами постоянно действующей выставки детского творчества.

Оборудование кабинета.

  1. Для ознакомления с тестопластикой используются инструменты: стеки, насадки кулинарных шприцов, кисточки, ножницы, чайное ситечко, расческа, чесноковыжималка; клей ПВА.

  2. Для работы с текстильными материалами; ножницы, вязальный крючок, Для ознакомления с нетрадиционными приёмами рисования; акварельные, гуашевые краски, клей ПВА, цветная тушь, поролоновые губки, зубная щётка.

  3. Для освоения приёмов аппликации из природного и бросового материала; береста, плоды семян цветов, картон, цветная бумага, салфетки, клей « Мастер», пеньковая верёвка, тополиный пух.

  1. Технические средства обучения: Персональный компьютер, магнитофон.

  2. Ростовая мебель.

  3. Мольберт.

  4. Магнитная доска.

Список используемой литературы.

Основной источник:

Комарова Т.С. Васильева М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования - М., 2011.

Дополнительные источники:

Алексеева В.В. Что такое искусство» - М., 1991

Баранова Е.В. От навыков к творчеству. М.,2010

Горяева И.А. Первые шаги в мире искусства ( из опыта работы. книга для учителя) - М., 1991

Даниэль С.М. Искусство видеть -Л., 1990

Жукова О.Г. Волшебные комочки = М.,2006

Чаянова Г.А. Солёное тесто .- М., 2005

Чиотти Д.И.Оригинальные поделки из бумаги.- М., 2010

Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре.- М.,1986



Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мастерская рукоделия»
  • Другое
Описание:

    Программа «Мастерская рукоделия» является дополнительной общеразвивающей программой художественно-эстетической направленности. Данная программа предназначена для детей – инвалидов, детей с ОВЗ  от 1 года до 18 лет, поступающих на реабилитацию  в центр. Программа содержит 5 модулей (направлений) декоративно-прикладного искусства. Целью программы является формирование у  детей основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей, самостоятельности  посредством различных видов декоративно-прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей, развитие мелкой моторики, социальную интеграцию через участие в различных творческих конкурсах и фестивалях.

 Адаптация программы заключается в инновационном подходе к достижению цели:

- внедрение инновационных технологий обучения и воспитания (организация образовательного процесса с использованием ИКТ - технологий).

- построение обучения на принципах гуманистического подхода к каждому ребенку

- интеграция  социума и воспитательного пространства учреждения  социального обслуживания.

Программа предусматривает практическую работу  детей самостоятельно, с помощью и участием  родителя (лица, его заменяющего) по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства , участие  детей и их родителей в творческих конкурсах и  акциях.

Объективно уменьшены  учебные  часы  на теоретическую часть программы, т.к. именно в практической работе  ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид  приобретают определенные умения, которые в сочетании с объяснениями педагога переходят в навыки.

Программа  актуальна, т.к. содействует развитию  мелкой моторики, воображения и фантазии детей, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими руками, получают возможность участвовать в конкурсах и фестивалях наравне со здоровыми сверстниками. Занятия детей декоративно-прикладным творчеством  развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Все это особенно важно  для детей, имеющих отклонения в психическом, интеллектуальном, физическом развитии.

Кроме того, у детей пробуждается интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Программа « Мастерская рукоделия » дает  детям представления о разных видах декоративно-прикладного искусства, его значении в жизни каждого человека, а также дает детям возможность расширять свои знания в искусстве работы с бумагой, природными материалами, пластилином, соленым тестом и текстильными материалами, проявлять себя в творчестве. Одновременно, с формированием трудовых навыков, появляется возможность сближения ребенка с культурой, родной природой и воспитанием бережного и заботливого отношения к окружающей действительности.

Программа « Мастерская рукоделия» соответствует требованиям дополнительного образования детей, является составной частью общей системы привлечения детей к творческой, познавательной деятельности. Данная программа содержит  художественно-эстетическую направленность, что соответствует специфике учреждения, в котором реализуется программа.

Цели, задачи, результаты программы согласованы, ориентированы на возрастные особенности детей и на их уровень физического, интеллектуального и психического развития. 

В  программе раскрыто содержание каждого модуля. Перспективный план учитывает основные требования к организации образовательного процесса в учреждении социального обслуживания детей с ограниченными возможностями. Основные темы занятий раскрыты в полном объеме. Оценка результатов освоения материалов определяется уровнем знаний, умений и навыков, определенных в программе.

В программе представлен список основных и дополнительных источников литературы. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.

 Программа дополнительного образования детей « Мастерская рукоделия» представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Язык и стиль изложения  отличаются четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. 

 

 

 

Автор Есипенко Лидия Викторовна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 2827
Номер материала 55240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓