Главная / Начальные классы / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №..


РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Методический Совет Директор МБОУСОШ №..

___________ ___________ «______»_____2014 г. «______»__________ 2014 г.

.       








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»





Возраст обучающихся 7 лет

Количество часов в год 33ч




Педагог, реализующий программу

Клюшкина Александра Сергеевна


















2014






Рецензия


на программу дополнительного образования детей по «Социокультурные истоки» педагога Клюшкиной Александры Сергеевны, учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № .. города …..

Объединение «Социокультурные истоки» является формой дополнительного образования, посредством деятельности которого реализуется данная программа. Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи

- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы. В этом заключается актуальность программы. Автор выдвигает цель: введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка. Для реализации цели в программе поставлены следующие задачи: Образовательные:

- формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству;

- раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка

Развивающие:

- развитие социокультурной основы личности с первого года обучения;

- развивать восприятие, мышление на основе развития духовного опыта ребенка;

Воспитательные:

- формирование крепкого и дружного коллектива;

-способствование осознанному выбору добра, умению прощать, противостоять злу,

- содействие выработке таких качеств как миролюбие, доброта, смирение, великодушие.

- присоединение семьи к школе.

В программе указан ожидаемый результат, а также нормативно- правовые и научно- методическое обеспечение программ. Программа рассчитана на 4 года реализации, возраст детей: 7-10 лет; 1 час в неделю, 33 часа в год. Имеется содержание программы, а также указан список используемой литературы.

Программа содержит следующие разделы:

1. Паспорт дополнительной общеобразовательной программы.

2. Пояснительную записку.

3. Тематическое планирование.

4. Список используемой литературы.

Данная программа отвечает современным требованиям по разработке образовательных программ; структура выдержана. Программа приемлема для работы в системе дополнительного образования МБОУ СОШ №…. соответствует его специфике.     Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.


 Заместитель директора по УВР _________





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по социокультурным истокам составлена на основе следующих нормативных документов:


  • постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;

  • постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г. № 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058);

  • постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г. № 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г. № 868);

  • постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721);

  • постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178);

  • Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;

  • постановление Администрации города от 21.11.2013 г. № 8483 «О календарном плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2014 год»;

  • постановление Администрации города от 22.17.2014 г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2015 год»;

  • приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования» (проект).





ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


МБОУ СОШ №..


Название программы


Социокультурные истоки

Направленность программы

Духовно-нравственная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Клюшкина Александра Сергеевна

Год разработки


Авторская программа И. А. Кузьмина и А. В. Камкина, разработанной в соответствии с государственными образовательными стандартами (утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ) Год издания: 2010 год

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический Совет ___________

Информация и наличие рецензии

Руководитель Методического Совета_______

Цель


Введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи


Образовательные:

- формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству;

- раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка

Развивающие:

- развитие социокультурную основу личности с первого года обучения;

- развивать восприятие, мышление на основе развития духовного опыта ребенка;

Воспитательные:

- формирование крепкого и дружного коллектива;

-способствование осознанному выбору добра, умению прощать, противостоять злу,

- содействие выработке таких качеств как миролюбие, доброта, смирение, великодушие.

- присоединение семьи к школе.

Ожидаемые результаты освоения программы

Изучая предмет «Истоки» дети открывают те или иные идеалы, к которым веками стремились лучшие из наших предков – идеалы лада и преображения, гармонии и согласия, веры и верности, державности и патриотизма. Конечно же, круг идеалов и ценностей, к которым тяготеют разум и сердце нашего народа, значительно шире. Каждый из нас в течение всей жизни в меру своих сил осваивает духовное богатство, накопленное тысячелетней историей России. На занятиях кружка «Социокультурные истоки» учащиеся осваивают духовное богатство народа. Дети знакомятся за рождением плохих поступков, научатся осознанному выбору добра, умению прощать поступки людей, противостоять злу, вырабатываются такие качества характера, как миролюбие, доброта, скромность, смирение, великодушие. На занятиях в детях развиваются лучшие духовные и душевные качества: послушание, искренность, уважение к личности человека, развитие воли, дисциплинированности, ответственности. Осмысливаются такие понятия, как «добродетель», «страх Божий», без которых невозможно пробуждение совести, оберегающие человека от совершения безнравственных поступков.

Срок реализации программы

4 года

Количество часов в неделю / год

1час в неделю

33 часа в год

Возраст обучающихся

7 лет

Формы занятий


Кружок включают в себя систему активных занятий: ресурсный круг, работа в парах, работа в микрогруппах. При проведении кружка используются следующие методы: - словесные (рассказы, беседа, объяснения);

- наглядные (демонстрация, экскурсия, работа с учебником, посещение храма);

- практические (индивидуальные творческие задания, коллективные творческие

дела).

Методическое обеспечение


Общие материалы

1.    Программа «Истоки» для начальной школы. т. 5 стр. 13

2.    Методика преподавания предмета «Истоки», 1 класс   т. 1 стр. 167

3.    М.Ю.Дудкина Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте». 1 -4 классы.т. 6 стр.235

4.   Программа «Моя семья». Работа с родителями

в начальной школе… т.12

5.  Поурочное планирование в начальной школе……т. 8

 1 класс

 1.   «Азбука Истоков» методический комментарий..т. 5 стр.35

2.   Программа «Воспитание на социокультурном опыте». т. 1 стр.229

3.   Бандяк. «Воспитание на социокультурном опыте». Методика   АФО, 1 класс……т. 1 стр.279

Условия реализации программы

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

КН – «Азбука истоков» Е.Ю.Давыдова, И.А.Кузьмин.

ПР – «Азбука истоков» - прописи (в 2-х частях).

ИКТ- презентации


Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2014/2015 учебный год



Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен в соответствии с программой «Истоки», разработанной И. А. Кузьминым и А. В. Камкиным в 2010 году и рекомендованной к реализации Министерством образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программ общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».


Направленность дополнительной общеобразовательной программы – духовно-нравственная .

Вид образовательной деятельностисоциокультурная


Цель (для данного года обучения):

Введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.


Задачи (для данного года обучения):

Образовательные:

- формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству;

- раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка

Развивающие:

- развитие социокультурную основу личности с первого года обучения;

- развивать восприятие, мышление на основе развития духовного опыта ребенка;

Воспитательные:

- формирование крепкого и дружного коллектива;

-способствование осознанному выбору добра, умению прощать, противостоять злу,

- содействие выработке таких качеств как миролюбие, доброта, смирение, великодушие.

- присоединение семьи к школе.


Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014/2015 учебном году:


Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

4года

Год обучения (первый, второй и т.д.)

1 год

Возраст обучающихся

7 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году


25 чел.

Количество часов в неделю

1

Общее количество часов в год

33


Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

Изучая предмет «Социокультурные истоки» дети открывают те или иные идеалы, к которым веками стремились лучшие из наших предков – идеалы лада и преображения, гармонии и согласия, веры и верности, державности и патриотизма. Конечно же, круг идеалов и ценностей, к которым тяготеют разум и сердце нашего народа, значительно шире. Каждый из нас в течение всей жизни в меру своих сил осваивает духовное богатство, накопленное тысячелетней историей России. На занятиях кружка «Социокультурные истоки» учащиеся осваивают духовное богатство народа. Дети знакомятся за рождением плохих поступков, научатся осознанному выбору добра, умению прощать поступки людей, противостоять злу, вырабатываются такие качества характера, как миролюбие, доброта, скромность, смирение, великодушие. На занятиях в детях развиваются лучшие духовные и душевные качества: послушание, искренность, уважение к личности человека, развитие воли, дисциплинированности, ответственности. Осмысливаются такие понятия, как «добродетель», «страх Божий», без которых невозможно пробуждение совести, оберегающие человека от совершения безнравственных поступков.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

  • памятные даты: 988г.-принятие христианства на Руси, 1554г.-начало книгопечатания на Руси, 1756-1763г. (участие России в Семилетней войне), 1787-1791г.(Русско-турецкая война).



Учебно-тематический план1

на 2014/2015 учебный год




Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Мир

10

2.

Слово

9

3.

Образ

7

4.

Книга

7


ИТОГО: 33 часа





Календарно-тематическое планирование

для группы (1 г.о.)


п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Мир 10ч

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

1



2

Мир и лад (Поле, школа и семья)

1



3

Истоки и школа

1



4

Дар (Рождество)

1



5

Истоки и радуга

1



6

Сказки А.С. Пушкина

1



7

Родной край

1



8

Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

1



9

Святыни России. Илья Муромец

1



10

Обобщающий урок (Память)

1



11

Слово 9ч

Слово

1



12

Весна и слово

1



13

Золотое сердечко

1



14

Серебряное копытце

1



15

Честное слово. Добрыня Никитич

1



16

Слово о родителях

1



17

Святое слово. Алеша Попович

1



18

Чаша жизни

1



19

Обобщающий урок (Внимание)

1



20



Образ 7ч

Родник

1



21

Образ Родины

1



22

Образ защитника Отечества

1



23

Образ защитника Отечества

1



24

Образ праздника (День Победы)

1



25

Образ праздника (День Победы)

1



26

Обобщающий урок (мышление)

1



27

Книга 7ч

Книга

1



28

Книга

1



29

Мир книг

1



30

Живое слово книги

1



31

Первая книга. Мир книги

1



32

Первая книга. Мир книги

1



33

Обобщающий урок (Речь)

1





1 УТП для данного года обучения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
  • Начальные классы
Описание:

 Объединение «Социокультурные истоки» является формой дополнительного образования, посредством деятельности которого реализуется данная программа. Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

-   развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

-    осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

-    создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи

-     обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.   

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы. В этом заключается актуальность программы. Автор выдвигает цель: введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка. 

Автор КЛЮШКИНА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 2313
Номер материала 2534
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓