Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №..
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методический Совет Директор
МБОУСОШ №..
___________ «______»_____2014 г. «______»__________
2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Развитие
познавательных способностей
___________________________________________________________________
Возраст
обучающихся 7лет
Количество
часов в год 33ч
Педагог, реализующий программу
Клюшкина
Александра Сергеевна
Сургут
2014г.
Рецензия
на программу
дополнительного образования детей «Развитие познавательных способностей» педагога
Клюшкиной Александры Сергеевны, учителя муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № … города
Сургута. Объединение «Развитие познавательных
способностей» является формой дополнительного
образования, посредством деятельности которого реализуется данная программа. Курс
«Развитие познавательных способностей» является
одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для
преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Духовно-нравственный подход в образовании способствует расширению
читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию
индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя.
Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого,
литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы
нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и
творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Отличительной особенностью программы является развитие
познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому
серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра
помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая
благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Но в то же время систематическое выполнение данных
заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Преемственность
создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Развитие познавательных
способностей» в рамках начальной школы. В
этом заключается актуальность программы.
Автор выдвигает цель: развитие и коррекция познавательных процессов младших
школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного
материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно
разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания.
Тесты, игры, упражнения».
Новизна данной программы
заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по
целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и
заканчивая 4 классом.
Для
реализации цели в программе поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений
(операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний
учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического
мышления;
- развитие внимания (устойчивость,
концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков
запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок
овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и
слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение
учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса
учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к
учению.
- формирование адекватной самооценки,
объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач
и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Методика предусматривает проведение
занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Работать
по данному комплекту можно на факультативах, в группах продленного дня,
отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к
урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и
викторинам. Данное пособие можно рекомендовать родителям, которые уделяют
внимание интеллектуально-логическому развитию детей.
В программе указан
ожидаемый результат, а также нормативно- правовые и научно- методическое
обеспечение программ. Программа рассчитана на 4 года реализации, возраст детей:
7-10 лет; 1 час в неделю, 33 часа в год. Имеется содержание программы.
Программа содержит следующие разделы:
1. Паспорт дополнительной
общеобразовательной программы.
2. Пояснительную записку.
3. Тематическое планирование.
4. Список используемой литературы.
Данная программа отвечает
современным требованиям по разработке образовательных программ; структура
выдержана. Программа приемлема для работы в системе дополнительного образования
МБОУ СОШ №.. соответствует его специфике. Программа
может быть рекомендована для использования в школьной практике.
Заместитель директора по УВР _________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию
познавательных способностей составлена на основе следующих нормативных
документов:
постановление Администрации города от 16.05.2013 г.
№ 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации
важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -
2017 годы в городе Сургуте»;
постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г.
№ 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования
на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058);
постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г.
№ 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования
на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г.
№ 868);
постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993
«Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на
2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г.
№ 1721);
постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837
«Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование
в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой
муниципальными учреждениями дополнительного образования детей,
подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями
от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178);
Регламент информационного взаимодействия по учету занятости
обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе
дополнительного образования детей;
постановление Администрации города от 21.11.2013 г. № 8483
«О календарном плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников
образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2014
год»;
постановление Администрации города от 22.17.2014 г. № 5089
«О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических
работников образовательных организаций, подведомственных департаменту
образования, на 2015 год»;
приказ департамента образования Администрации города «Об
организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам в 2014-2015 учебном году в образовательных
организациях, подведомственных департаменту образования» (проект).
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБОУ СОШ№…
Название программы
|
Развитие
познавательных способностей
|
Направленность
программы
|
Духовно-нравственная
|
Ф.И.О. педагога,
реализующего дополнительную общеобразовательную программу
|
Клюшкина Александра
Сергеевна
|
Год разработки
|
2012г
|
Где, когда и кем
утверждена дополнительная общеобразовательная программа
|
Методический Совет
___________
|
Информация и
наличие рецензии
|
Руководитель
Методического Совета школы
|
Цель
|
Цель программы – это
развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью
улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала,
повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных
заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры,
упражнения».
Новизна данной
программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по
целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и
заканчивая 4 классом.
|
Задачи
|
Обучающие:
- формирование
общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных
процессов);
- углубление и расширение
знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие
логического мышления;
- развитие внимания
(устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование
навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических
предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец,
умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям
учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного
запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной
мотивации к учению.
- формирование адекватной
самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в
группе
Курс развивающих занятий нацелен
на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших
школьников.
|
Ожидаемые
результаты освоения программы
|
В результате обучения по данной
программе учащиеся должны научиться:
-логически рассуждать,
пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
систематизации;
- увеличить скорость и гибкость
мышления
- выделять существенные признаки и
закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и
классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между
понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать
своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень
пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета,
уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать
себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей
и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
|
Срок реализации
программы
|
Реализация программы рассчитана на четыре года,
познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в
начальной школе.
Все задания условно можно разбить на несколько
направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия,
зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
|
Количество часов в
неделю / год
|
Количество
часов в неделю – 1ч
Количество
часов в год - 33 ч
|
Возраст обучающихся
|
7лет
|
Формы занятий
|
Методика предусматривает
проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Работать по данному комплекту можно на факультативах, в группах
продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как
дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке
учащихся к олимпиадам и викторинам. Данное пособие можно рекомендовать
родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию
детей.
Занятия
проводятся в течение учебного года один раз в неделю 30-35 минут (в 1
классе).
|
Методическое
обеспечение
|
Учебно — методический комплекс курса:
·
Юным
умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет).
Методическое пособие 1 класс / О.А.Холодова. – М.: Росткнига, 2008
·
Юным
умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)
: Рабочие тетради в 2-х частях / О.А.Холодова. – М.: Издательство РОСТ,
2011г.
|
Формы подведения
итогов
|
Оценка успешности проведённой
коррекционно-развивающей работы определяется:
-– степенью помощи, которую
оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше,
тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект
занятий;
– поведение учащихся на
занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают
положительные результаты занятий;
– результаты выполнения
заданий на разных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок»,
интеллектуальных марафонах и т.п., при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно и насколько
эффективно;
– косвенным показателем
эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным
школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на
других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности);
- отзывы учителей, воспитателей
ГПД, родителей.
|
Условия реализации
программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)
|
Для
проведения занятий по РПС предполагается использование учебно-методического
комплекта « Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей» О.А. Холодовой, состоящего из:
·
двух
рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
Юным умникам и умницам: Задания
по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради для 1 класса № 1, 2/
О.А. Холодова. – М.: Росткнига, 2011
·
программы
и методического руководства для учителя;
Юным умникам и умницам: Задания
по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1 класс. +
Программа курса «РПС». – М.: Росткнига, 2011
|
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 2014/2015 учебный год
Учебно-тематический
план (далее – УТП) составлен в соответствии с программой «Развитие
познавательных способностей», разработанной
О.А. Холодовой и рекомендованной
к реализации Департаментом образования
и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об
организации внеурочной деятельности».
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
–
Вид
образовательной деятельности
– духовно-нравственная.
Цель (для данного года обучения) – это развитие и коррекция познавательных
процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и
усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами
комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие
задания. Тесты, игры, упражнения».
Задачи (для данного года обучения):
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений
(операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний
учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие
логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость,
концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков
запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок
овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и
слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение
учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса
учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к
учению.
- формирование адекватной самооценки,
объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и
интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Информационная
справка об особенностях реализации УТП в 2014/2015 учебном году:
Общий срок
реализации исходной программы (количество лет)
|
4г.
|
Год обучения
(первый, второй и т.д.)
|
1г.
|
Возраст обучающихся
|
7л.
|
Количество
обучающихся в группе в текущем учебном году
|
25ч.
|
Количество часов в
неделю
|
1ч.
|
Общее количество
часов в год
|
33ч.
|
Ожидаемые
результаты на текущий учебный год:
1. Регулятивные
универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности
с помощью учителя;
- проговаривать последовательность
действий;
-учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- работать по предложенному плану;
- учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
2. Познавательные универсальные
учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы
на вопросы, используя имеющиеся предметные учебные знания, свой жизненный опыт
и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе
простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем);
- находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь доносить свою позицию до
других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах
общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные универсальные учебные
действия:
- описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки
предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами
типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между
понятиями;
-выявлять закономерности и проводить
аналогии.
Учебно-тематический план1
на 2014/2015 учебный год
№
|
Раздел
|
Количество
часов
|
Теоретическая
часть
|
Практическая
часть
|
Всего
часов
|
1.
|
Выявление уровня развития детей
|
2 ч
|
-
|
2ч
|
2.
|
Развитие концентрации внимания
|
4 ч
|
1ч
|
5ч
|
3.
|
Тренировка внимания
|
4 ч
|
1ч
|
5ч
|
4.
|
Тренировка слуховой памяти
|
4 ч
|
-
|
4ч
|
5.
|
Тренировка зрительной памяти
|
3 ч
|
1ч
|
4ч
|
6.
|
Обучение поиску закономерностей
|
4 ч
|
1ч
|
5ч
|
7.
|
Совершенствование воображения
|
4 ч
|
-
|
4ч
|
8.
|
Развитие логического мышления
|
3 ч
|
1ч
|
4ч
|
|
ИТОГО: 33 часа
|
Календарно-тематическое планирование
для группы (1 г.о.)
№п/п
|
Наименование раздела
|
Наименование темы занятия
|
Количество часов
|
Дата проведения занятий (план)
|
Дата проведения занятий (факт)
|
1
|
Выявление уровня развития детей
|
Вводное занятие.
Выявление уровня
развития детей
|
1
|
|
|
2
|
Развитие концентрации
внимания
|
1
|
|
|
3
|
Развитие концентрации внимания
|
Тренировка внимания
|
1
|
|
|
4
|
Тренировка слуховой
памяти
|
1
|
|
|
5
|
Тренировка зрительной
памяти
|
1
|
|
|
6
|
Обучение поиску
закономерностей
|
1
|
|
|
7
|
Совершенствование
воображения
|
1
|
|
|
8
|
Тренировка внимания
|
Развитие логического
мышления
|
1
|
|
|
9
|
Развитие концентрации
внимания
|
1
|
|
|
10
|
Тренировка внимания
|
1
|
|
|
11
|
Тренировка слуховой
памяти
|
1
|
|
|
12
|
Тренировка зрительной
памяти
|
1
|
|
|
13
|
Тренировка слуховой памяти
|
Обучение поиску
закономерностей
|
1
|
|
|
14
|
Совершенствование
воображения
|
1
|
|
|
15
|
Развитие логического
мышления
|
1
|
|
|
16
|
Развитие концентрации
внимания
|
1
|
|
|
17
|
Тренировка зрительной памяти
|
Тренировка внимания
|
1
|
|
|
18
|
Тренировка слуховой
памяти
|
1
|
|
|
19
|
Тренировка зрительной
памяти
|
1
|
|
|
20
|
Обучение поиску
закономерностей
|
1
|
|
|
21
|
Обучение поиску закономерностей
|
Совершенствование
воображения
|
1
|
|
|
22
|
Развитие логического
мышления
|
1
|
|
|
23
|
Развитие концентрации
внимания
|
1
|
|
|
24
|
Тренировка внимания
|
1
|
|
|
25
|
Тренировка слуховой
памяти
|
1
|
|
|
26
|
Совершенствование воображения
|
Тренировка зрительной
памяти
|
1
|
|
|
27
|
Обучение поиску
закономерностей
|
1
|
|
|
28
|
Совершенствование
воображения
|
1
|
|
|
29
|
Развитие логического
мышления
|
1
|
|
|
30
|
Развитие логического мышления
|
Развитие концентрации
внимания
|
1
|
|
|
31
|
Тренировка внимания
|
1
|
|
|
32
|
Поиск закономерностей
|
1
|
|
|
33
|
Выявление уровня
развития познавательных процессов
|
1
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.