Главная / Музыка / Дополнительная общеобразовательная программа по классу блокфлейты

Дополнительная общеобразовательная программа по классу блокфлейты



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Центр детского творчества

муниципального образования город Краснодар







УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД ЦДТ

________________________

Н.Н. Щеглова-Лазарева

протокол педагогического совета

36 от 23.01.2014г.







Дополнительная общеобразовательная программа

«МЕЛОДИЯ»

(наименование объединения)

музыкальная

(наименование учебной дисциплины, курса)

3 года

(срок реализации программы)

модифицированная

(вид программы)

7-10

(возраст воспитанников)






Архипенко Анна Владимировна,

педагог дополнительного образования,






2014 г.

г. Краснодар


2. Пояснительная записка.

2.1. Программа относится к художественной направленности.

2.2. Актуальность программы.

Музыка еще в Древней Греции считалась одним из важнейших искусств, музыкальное образование было обязательным для всех представителей знати. Пифагор сопоставлял музыкальную гармонию с гармонией Вселенной, его научные изыскания легли в основу устройства современных музыкальных инструментов, общепринятого музыкального строя.

Ценность музыкального образования трудно переоценить и сегодня. В процессе игры на музыкальном инструменте совершенствуется эстетическое восприятие ребенка, формируются волевые качества: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; совершенствуются психические процессы: память, внимание, восприятие, образное и словесно-логическое мышление. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умение вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения, пространственные представления.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Музицирование создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.


Новизна программы.


Освоение в таком возрасте «большого» духового инструмента является задачей практически невыполнимой, ввиду недостаточности физических кондиций ребёнка. Поэтому блокфлейта - замечательная альтернатива своим большим собратьям. Мы привыкли говорить о блокфлейте лишь как о вспомогательном инструменте, подготавливающем юного исполнителя к переходу на «большой» инструмент. В то же время блокфлейта является инструментом вполне самостоятельным и самодостаточным.

Желание вернуть блокфлейте некогда утерянные позиции, и позволить ей занять подобающее своей истории и возможностям место, и побудило к написанию данной программы.

Новизна настоящей программы заключается в том, что до сего времени программы по инструменту блокфлейта не существовало.


Педагогическая целесообразность.


Педагогическая целесообразность введения данной программы в том, что она дает возможность всем желающим, независимо от их природных данных, получить начальное музыкальное образование.


2.3. Цель программы:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

- обучить детей основным приемам игры на блокфлейте;

- развить творческую активность детей, музыкальный вкус, интерес к музицированию;

- развить музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальную память;

- сформировать навыки ансамблевой игры, умения общаться и сотрудничать.

2.4. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ заключаются в том, что:

данная Рабочая программа второго вида составлена на основе педагогического пособия для начального обучения игре на блокфлейте Пушечникова И. «Азбука начинающего блокфлейтиста» М.: Музыка, 2007., методического пособия «Школа для начинающих» А.Ю. Кискачи.

- программа модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса в объединении «Мелодия» с учетом набора учащихся, не имеющих специальной подготовки.

2.5. Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы 7-10 лет.

В коллектив принимаются все желающие, без специальной подготовки. Зачисление в объединение производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих, с представлением медицинской справки о возможности занятий данным видом деятельности.

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы на экскурсии, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.).

2.6. Срок реализации программы – 3 года.

2.7. Формы проведения занятий данной программы – групповые, индивидуальные.

Численный состав учебных групп, а так же продолжительность групповых, индивидуальных занятий определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям СанПиНа и составляет:

Режим занятий:

Год обучения

Возраст воспитанников

Количество учебных часов в неделю на

1 группу по годам

Всего часов

Из них

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

1 год

7-10 лет

4

2

-

2

2 год

4

2

-

2

3 год

4

2

-

2

Продолжительность одного занятия 40 минут, 10 минут перерыв.

2.8 Ожидаемые результаты.

По окончанию учебного курса учащиеся должны:

  1. овладеть основным приемам игры на блокфлейте;

  2. развить творческую активность, музыкальный вкус, интерес к музицированию;

  3. развить музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальную память;

  4. сформировать навыки ансамблевой игры, умения общаться и сотрудничать.

Способы проверки результатов:

педагогическое наблюдение;

контрольные задания;

контрольные срезы знаний умений и навыков (ЗУН).


Массовая работа включает:

организацию каникулярного времени (лагеря с дневным пребыванием, экскурсии);

тематические праздники к определенным датам;

коллективные творческие дела вместе с родителями;

участие в городских, краевых, Всероссийских и Международных фестивалях, конкурсах;

творческие встречи.


2.9 Формы подведения итогов:

открытые занятия;

итоговые занятия;

концерты;

конкурсы, фестивали, смотры;

мастер-классы.









Учебно-тематический план.

1 год обучения.

урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения


Инструктаж по ТБ



1-2

Знакомство с инструментом, постановка левой руки. Дыхание.

2

сентябрь


3-4

Ноты. Скрипичный ключ. Нотный стан. Нота си.

2

сентябрь


5-6

Разучивание мелодий для левой руки. «Апрель».

2

сентябрь


7-8

Разучивание мелодий для левой руки. «Кукушка».

2

сентябрь


9 -10

Разучивание мелодий для левой руки. «Про кота».

2

октябрь


11-14

Разучивание мелодий для левой руки. «Кошкин дом».

4

октябрь


15-16

Стаккато. «Как под горкой под горой».

2

октябрь


17-18

Разучивание мелодий для левой руки. «Василек».

2

октябрь


19-22

«Щедрик» Постановка правой руки.

4

ноябрь


23-24

«Щедрик», подготовка музыкального номера.

2

ноябрь


25-28

Постановка правой руки. Дыхание.

4

ноябрь


29-33

Упражнения на исполнение терции (интервал).

4

декабрь


34-37

Легато. «Перепелочка».

4

декабрь


38-41

Стаккато. Пауза. «Трубач».

4

декабрь


42-45

Гамма до мажор (с использованием ксилофона).

4

январь


46-49

Ансамблевое музицирование (с использованием ксилофона).

4

январь


50-51

Весенние заклички в исполнении блокфлейты.

2

февраль


52-55

Ансамблевое исполнение. «Березонька».

4

март


56-57

Двухголосье. Частушки.

2

Март


58-60

Двухголосье. «Как пошли наши подружки».

3

апрель


61-64

Подготовка заключительного концерта.

4

Апрель, май


65-68

Отчетный концерт.

4

май



Всего

144ч.




Учебно-тематический план.

2 год обучения.

урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения


Инструктаж по ТБ



1-2

Повторение упражнений и пьес первого года обучения

2

сентябрь


3-4

Звуки второй октавы. Особенности исполнения ноты ре.

2

сентябрь


5-6

Разучивание несложной пьесы в тональности D

2

сентябрь


7-8

Разбор аккомпанемента для исполнения на ксилофонах. Ансамблевое музицирование.

2

сентябрь


9 -10

Русские народные напевы. Разучивание р.н.п. в тональности D

2

октябрь


11-14

Подготовка концертного номера к Дню учителя.

4

октябрь


15-16

Двухголосье. Особенности исполнения.

2

октябрь


17-18

Разучивание простой двухголосной пьесы с параллельным ритмическим рисунком голосов

2

ноябрь


19-20

Разбор аккомпанемента для двухголосной пьесы (ксилофон).

2

ноябрь


21-22

Ансамблевое музицирование.

2

ноябрь


23-24

Канон. Особенности исполнения.

2

ноябрь


25-28

Ансамблевое музицирование простого канона из равных длительностей.

4

декабрь


29-32

Подготовка концертного номера к новогодним праздникам.

4

Декабрь


33-34

Разучивание канона с ритмическим рисунком из четвертных и половинных нот.

2

январь


35-36

Разбор аккомпанемента для канона (ксилофон)

2

январь


37-38

Ансамблевое музицирование.

2

январь


39-40

Марш. особенности исполнения марша на блокфлейте.

2

февраль


41-44

Подготовка концертного номера к Дню защитника Отечества.

4

февраль


45-46

Лирическая пьеса. особенности исполнения.

2

февраль


47-48

Подготовка концертного номера к международному женскому дню.

2

март


49-52

Играем классику. Двухчастные пьесы.

4

март


53-56

Ансамблевое музицирование.

4

Март,

апрель


57-60

Играем классику. Трехчастные пьесы.

4

Апрель


61-63

Ансамблевое музицирование.

3

Апрель


64-66

Подготовка к заключительному концерту

3

Май


67-68

Отчетный концерт.

2

Май



Всего:

144 ч




Учебно-тематический план.

3 год обучения.


урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения


Инструктаж по ТБ



1-2

Повторение упражнений и пьес второго года обучения

2

сентябрь


3-4

Знаки альтерации. Фа диез. Упражнения на формирование навыка чистого звукоизвлечения.

2

сентябрь


5-6

Разучивание несложной пьесы в тональности D

2

сентябрь


7-8

Разбор аккомпанемента для исполнения на ксилофонах. Ансамблевое музицирование.

2

сентябрь


9 -10

Русские народные напевы. Разучивание р.н.п. в тональности D

2

октябрь


11-14

Подготовка концертного номера к Дню учителя..

4

октябрь


15-16

Двухголосье. Особенности исполнения.

2

октябрь


17-18

Разучивание двухголосной пьесы с параллельным ритмическим рисунком голосов

2

ноябрь


19-20

Разбор аккомпанемента для двухголосной пьесы (ксилофон).

2

ноябрь


21-22

Ансамблевое музицирование.

2

ноябрь


23-24

Нота ми второй октавы. Упражнения на формирование навыка чистого звукоизвлечения.

2

ноябрь


25-28

Рождественские мелодии.

4

декабрь


29-32

Подготовка концертного номера к новогодним праздникам.

4

Декабрь


33-34

Разучивание двухголосной пьесы с не совпадающим ритмическим рисунком голосов.

2

январь


35-36

Разбор аккомпанемента для двухголосной пьесы (ксилофон).

2

январь


37-38

Ансамблевое музицирование.

2

январь


39-40

Марш. Особенности исполнения марша на блокфлейте.

2

февраль


41-44

Подготовка концертного номера к Дню защитника Отечества

4

февраль


45-46

Лирическая пьеса. особенности исполнения.

2

февраль


47-48

Подготовка концертного номера к международному женскому дню

2

март


49-52

Упражнения по подбору на слух элементов мелодий (3-4 звука)

4

март


53-56

Простая оркестровка. Самостоятельный подбор аккомпанемента к простой мелодии.

4

март


57-61

Играем классику. Двухчастные пьесы с репризами.

4

Апрель


62-63

Играем классику. Трехчастные пьесы.

2

Апрель


64-66

Подготовка к заключительному концерту..




67-68

Отчетный концерт.





Всего:

144 ч





Содержание программы.

1 год обучения.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на блок-флейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до одного знака включительно (в медленном темпе). Легкие упражнения и пьесы. 3-5 этюдов и упражнений 4-6 пьес

В первом полугодии в рамках текущей аттестации обучающихся запланирован контрольный урок, во втором – прослушивание в феврале-марте и переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных произведения).



2 год обучения.



Продолжение работы над постановкой дыхания, рациональной постановкой корпуса, рук, головы. Расширение игрового диапазона. Ознакомление с настройкой инструмента. Изучение музыкальной терминологии.

За учебный год учащийся должен выучить мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до одного знаков включительно (в медленном движении). 3-5 этюдов средней трудности (по нотам) 4-6 пьес. Развитие навыков чтения с листа легких пьес (в медленном движении).

В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом полугодии (2 разнохарактерных произведения), переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных произведения).




3 год обучения.


Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания (в том числе упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания), техникой языка, извлечением звука, изучение аппликатуры.

Мажорный и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до двух знаков включительно. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато. 3-5 этюдов и упражнений (по нотам). 4-6 пьес. Учащиеся навыков с чтения листа легких пьес (в умеренном движении).

В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом полугодии (2 разнохарактерных произведения), переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных произведения).




5. Методическое обеспечение.

Условия реализации программы.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности блок-флейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста

  • самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание репертуара для блок-флейты, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

  • знание художественно-исполнительских возможностей блок-флейты;

  • знание профессиональной терминологии;

  • наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;

  • навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения
    музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения
    различными видами техники исполнительства, использования художественно
    оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.






Показатели результативности:

выполнение программы;

овладение репертуаром ансамбля;

активная творческая деятельность коллектива;

участие в городских, краевых смотрах, конкурсах.

Программа предполагает формирование следующих универсальных учебных действий:

личностные

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные

1. Направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

2. Направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

- анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и что не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия.

1. Отражающие методы познания окружающего мира:

- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

- анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

2. Формирующие умственные операции:

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

- выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

- преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- эмпатия и умение выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Материально-техническое обеспечение:


  1. Блок-флейта

  2. Пианино

  3. Музыкальный центр



Прогнозируемые результаты: к концу 1 года обучения воспитанники должны уметь:

  1. Исполнять 2-3 изученных произведения по памяти сольно;

  2. Исполнять 1-2 произведения в ансамбле;

  3. Знать основы нотной грамоты;

  4. Получить опыт публичного музицирования.

Прогнозируемые результаты: к концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

  1. Исполнять 3-5 изученных произведения по памяти сольно;

  2. Исполнять 3-5 произведения в ансамбле;

  3. Знать основы нотной грамоты;

  4. Получить опыт публичного музицирования.


Прогнозируемые результаты: к концу 3 года обучения обучающиеся должны уметь:

  1. Исполнять 5-7 изученных произведения по памяти сольно;

  2. Исполнять 5-7 произведения в ансамбле;

  3. Уверенно выступать публично;

  4. Самостоятельно подбирать по слуху простые мелодии.


Планируемые результаты


Успешное завершение курса трехлетнего обучения предполагает сформированность у обучающихся универсальных учебных действий, предусмотренных программой, а так же наличие узкоспециальных умений:

- уверенное исполнение 5-7 изученных произведения по памяти сольно;

- уверенное исполнение 5-7 произведения в ансамбле;

- исполнять музыкальные произведения публично;

- подбирать на слух и исполнять несложные мелодии.





















Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Мелодия».

1-ый год обучения.


Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно – воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятий)

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов.

1

Введение

Практическое занятие

Объяснение,

Запоминание,

Многократное повторение,

Диалог с педагогом

Записи на CD, DVD и USB носителях (аудио и видео записи).

СD, DVD,USB носители,

ПК

Наблюдение,

Контрольное занятие,

Устный опрос

2

Постановка

Практическое занятие

Объяснение,

Запоминание,

Многократное повторение,

Диалог с педагогом

Записи на CD, DVD и USB носителях (аудио и видео записи).

СD, DVD,USB носители,

ПК, блок-флейта

Наблюдение,

Контрольное занятие,

Устный опрос

3

Звукоизвлечение

Практическое занятие

Объяснение,

Повторение

Записи на CD и USB носителях

СD, DVD,USB носители, блок-флейта


Наблюдение

4

Дыхание

Ознакомительная беседа, практическое занятие

Диалог с педагогом,

Объяснение,

Повторение,

Самостоятельная работа


Презентация и слайд-шоу на ПК из фото и видео материалов.

СD, DVD,USB носители,

Фотографии, ПК

Наблюдение

5

Работа с нотным материалом

Практическое занятие

Диалог с педагогом,

Объяснение,

Повторение,

Самостоятельная работа


Презентация на ПК из видео материалов.

СD, DVD,USB носители, блок-флейта


Контрольные прогоны номеров,

Выступления

2-ой год обучения.


Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно – воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятий)

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов.

1

Работа над исполнительским дыханием и звуковедением

Практическое занятие

Объяснение,

Запоминание,

Многократное повторение,

Диалог с педагогом

Записи на CD, DVD и USB носителях (аудио и видео записи)

СD, DVD,USB носители,

ПК

Наблюдение,

Контрольное занятие,


2

Штрихи

Практическое занятие

Объяснение,

Запоминание,

Многократное повторение,

Диалог с педагогом

Записи на CD, DVD и USB носителях (аудио и видео записи

СD, DVD,USB носители,

ПК, блок-флейта

Наблюдение,

Контрольное занятие,


3

Динамические оттенки

Практическое занятие

Объяснение,

Повторение

Записи на CD и USB носителях

СD, DVD,USB носители,


Наблюдение

4

Работа с нотным материалом

Практическое занятие

Диалог с педагогом,

Объяснение,

Повторение,

Самостоятельная работа


Презентация на ПК из видео материалов.

СD, DVD,USB носители, блок-флейта


Контрольные прогоны номеров,

Выступления


3-ий год обучения.


Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно – воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятий)

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов.

1

Расширение диапазона, работа над регистрами

Практическое занятие

Объяснение,

Запоминание,

Многократное повторение,

Диалог с педагогом

Записи на CD, DVD и USB носителях (аудио и видео записи)

СD, DVD,USB носители,

ПК

Наблюдение,

Контрольное занятие,


2

Развитие техники. Гаммы

Практическое занятие

Объяснение,

Запоминание,

Многократное повторение,

Диалог с педагогом

Записи на CD, DVD и USB носителях (аудио и видео записи)

СD, DVD,USB носители,

ПК

Наблюдение,

Контрольное занятие,


3

Средства музыкальной выразительности

Практическое занятие

Объяснение,

Повторение

Записи на CD и USB носителях

СD, DVD,USB носители,


Наблюдение

4

Ансамблевая игра

Ознакомительная беседа, практическое занятие

Диалог с педагогом,

Объяснение,

Повторение,

Самостоятельная работа


Презентация на ПК из видео материалов.

СD, DVD,USB носители, блок-флейта


Контрольные прогоны номеров,

Выступления

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

1 год обучения.

Тема


Форма контроля

Сроки

1.

Постановка. Звукоизвлечение. Дыхание.

Контрольный урок

ноябрь

2.

Техника

Прослушивание

февраль

3.

Исполнение музыкального произведения

Академический концерт

май

4.

Развитие музыкальных способностей

Диагностический срез

Декабрь, май

5.

Усвоение учебного материала

Диагностический срез

Декабрь, май

2 год обучения.

Тема


Форма контроля

Сроки

1.

Техника

Технический зачет

ноябрь

2.

Исполнение музыкального произведения

Академический концерт

декабрь

3.

Исполнение музыкального произведения

Академический концерт

май

4.

Развитие музыкальных способностей

Диагностический срез

Декабрь, май

5.

Усвоение учебного материала

Диагностический срез

Декабрь, май

3 год обучения

Тема


Форма контроля

Сроки

1.

Техника

Технический зачет

ноябрь

2.

Исполнение музыкального произведения

Академический концерт

декабрь

3.

Исполнение музыкального произведения

Академический концерт

май

4.

Развитие музыкальных способностей

Диагностический срез

Декабрь, май

5.

Усвоение учебного материала

Диагностический срез

Декабрь, май













Контрольные задания.


1 год обучения.


1 вариант

  1. Этюд (по выбору)

  2. Ходила младшенька по борочку (русская народная песня)

  3. Моцарт В.А. Аллегретто

2 вариант
1. Этюд (по выбору)

2. Аннушка (чешская нардная песня)

3. Шуман Р. Мелодия


2 год обучения.


1 вариант

1. Этюд (по выбору)

2. Моцарт В.А. Майская песня

3. Дунаевский И. Колыбельная песня


2 вариант

1. Этюд (по выбору)

2. Бетховен Л. Экосез

3. Корнели А. Гавот


Требования к техническому зачету:

1. Знание пройденных гамм, арпеджио (деташе и легато)

2. Исполнение 2х разнохарактерных этюдов (по выбору преподавателя)

3. Чтение с листа

4. Знание музыкальных терминов


3 год обучения.


1 вариант

  1. Этюд (по выбору)

  2. Шостакович Д. Шарманка

  3. Чайковский П. Сладкая грёза


2 вариант

  1. Этюд (по выбору)

  2. Данкпа Ш. Романс

  3. Бонончини Д. Рондо


Требования к техническому зачету:

1. Знание можорных и минорных гамм, арпеджио тризвучий, в тональности с одним знаком алтерации включительно (деташе и легато)

2. Исполнение двух разнохарактерных этюдов (по выбору преподавателя)

3. Чтение с листа

4. Знание музыкальных терминов



Список использованной литературы:



  1. Начальные уроки игры на блокфлейте. Методическое пособие. Издательство «Музыка», 1982.

  2. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: клавир с комментариями. – издательство «Композитор. Санкт Петербург», 2007

  3. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: тетрадь с нотами и раскрасками. – издательство «Композитор. Санкт Петербург», 2007

  4. Мальцев Б.А. Школа игры на блокфлейте: Учебное пособие.-.СПб.:Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  5. Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. Пьесы, этюды и ансамбли.

  6. Покровскай А. В школе и дома. Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. Младшие и средние классы ДМШ.

  7. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. Клавир. Педагогический репертуар. Подготовительный класс ДМШ.

  8. Сторожева Т.Н. Сборник пьес, этюдов и ансамблей для блокфлейты:/Учебно-методическое пособие/ Изд. ЩЩЩ фирма «Эмузин», 2004.





























Репертуарный план объединения «Мелодия».

1 год обучения:

Упражнения и этюды

Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007

Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002


Пьесы:

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»

Чешская народная песня «Аннушка»

Моцарт В. Аллегретто

Чешская народная песня «Пастушок»

Витлин В. Кошечка

Пушечников И., - Крейн М. Колыбельная песня

Кабалевский Д. Про Петю

Моцарт В. Вальс

Русская народная песня «Как под горкой»

Беларусская народная песня «Перепелочка»

Бетховен Л. Сурок

Дунаевский И. Колыбельная

Красев М. Топ-топ

Бах Й. С. Песня

Кабалевский Д. Маленькая полька

Моцарт В. Аллегретто

Перселл Г. Ария


Примерная программа промежуточной аттестации:


1 вариант

  1. Этюд (по выбору)

  2. Ходила младешенька по борочку (русская народная песня)

  3. Моцарт В.А. Аллегретто

2 вариант
1. Этюд (по выбору)

2. Аннушка (чешская нардная песня)

3. Шуман Р. Мелодия





2 год обучения:


Упражнения и этюды

Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)


Пьесы

Бах И.С. Менуэт

Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»

Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества»

Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»

Гендель Г. Бурре

Гайдн Й. Серенада

Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома»

Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)

Шапорин Ю. Колыбельная

Чайковский П. Итальянская песенка

Бах И.С. Менуэт

Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо

Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2

Люлли Ж. Песенка

Телеман Г. Ария из Партиты для блок-флейты и бассо континуо


Примерная программа промежуточной аттестации:

1 вариант

1. Этюд (по выбору)

2. Моцарт В.А. Майская песня

3. Дунаевский И. Колыбельная песня


2 вариант

1. Этюд (по выбору)

2. Бетховен Л. Экосез

3. Корнели А. Гавот


Требования к техническому зачету:

1. Знание пройденных гамм, арпеджио (деташе и легато)

2. Исполнение 2х разнохарактерных этюдов (по выбору преподавателя)

3. Чтение с листа

4. Знание музыкальных терминов




3 год обучения



Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983

Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю.Должиков). - М., 1989


Пьесы:

Русские народные песни:

«Во поле берёза стояла»,

«Я на камушке сижу»,

« Заинька, попляши»,

« В зеленом саду»,

«Лисичка»

Шуберт Ф. Романс

Шуман Р. Пьеска

Лысенко Н. Колыбельная

Шостакович Д. Хороший день

Глинка М. Жаворонок

Моцарт В. А. Менуэт

Глюк К. В. Танец

Гречанинов А. Вальс

Бетховен Л. Немецкий танец

Цыбин В. Листок из альбома

Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка»

Гедике А. Танец

Бах Й. С. Менуэт


Примерная программа промежуточной аттестации:

1 вариант

  1. Этюд (по выбору)

  2. Шостакович Д. Шарманка

  3. Чайковский П. Сладкая грёза


2 вариант

  1. Этюд (по выбору)

  2. Данкпа Ш. Романс

  3. Бонончини Д. Рондо


Требования к техническому зачету:

1. Знание мажорных и минорных гамм, арпеджио трезвучий, в тональности с одним знаком альтерации включительно (деташе и легато)

2. Исполнение двух разнохарактерных этюдов (по выбору преподавателя)

3. Чтение с листа

4. Знание музыкальных терминов





Дополнительная общеобразовательная программа по классу блокфлейты
  • Музыка
Описание:

Программа относится к художественной направленности.

Цель программы:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

- обучить детей основным приемам игры на блокфлейте;

- развить творческую активность детей, музыкальный вкус, интерес к музицированию;

- развить музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальную память;

 

- сформировать навыки ансамблевой игры, умения общаться и сотрудничать.

Ожидаемые результаты.

По окончанию учебного курса учащиеся должны:

 

  1. овладеть основным приемам игры на блокфлейте;

  2. развить творческую активность, музыкальный вкус, интерес к музицированию;

  3. развить музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальную память;

  4. сформировать навыки ансамблевой игры, умения общаться и сотрудничать.

Автор Архипенко Анна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 844
Номер материала 29539
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓