Главная / Другое / Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Мерчендайзинг»

Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Мерчендайзинг»


Министерство образования и науки Ульяновской области


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Областной Центр детского (юношеского) технического творчества»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Директор ______________ Директор ГБОУ ДОП

ОЦДЮТТ

_______________________ _________А.Н.Русин


«___»_____________2014 г. «___»_________2014 г.




Дополнительная общеобразовательная программа

объединения «Мерчендайзинг»




1 год-128 часов



Программа разработана:

Микка Н.Ю.

педагогом дополнительного

образования

стаж работы 19 лет

квалификационная категория –

высшая


Программа утверждена

на заседании педсовета

ГБОУ ДОП ОЦДЮТТ

Протокол № ___от __________





г. Ульяновск, 2014г



2.Пояснительная записка.


Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. На сегодняшний день каждый специалист должен в совершенстве владеть способами (приемами) выкладки товаров с использованием всех современных методов так как в перспективе он может работать не только продавцом, товароведом, но и мерчендайзером, а это уже I ступень в карьерном росте. Одной из основных целей кружка является формирование профессионально-значимых качеств личности ценностных отношений к профессии обучаемого выработке навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью и творческой инициативой воспитать веру в себя самоуважение поддерживать интерес к избранной профессии. С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:

  • Создание условий для оптимального развития профессиональных навыков личностного потенциала будущих специалистов

  • Воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как средству самоутверждения и ценности в жизни человека.

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого обучаемого в работе группы.

  • Поощрение стремления обучаемого находить свой способ решения задачи анализировать способы работы других обучаемых.

  • Создание обстановки для естественного самовыражения обучаемых.

Процесс подготовки квалифицированных рабочих состоит из двух относительно самостоятельных частей: теоретического и производственного обучения. Теоретическое обучение способствует формированию у обучающихся способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ. В учебном процессе активизируется не метод обучения, а учебный труд обучающихся.



Каждый метод настолько активен, настолько он стимулирует познавательную (и учебно-производственную) деятельность учащихся. За последнее время все большее внимание привлекают формы и методы обучения, которые по своему содержанию, способам применения объективно невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Их условно называют «активными».

Применительно к специфике производственного обучения к таким «активным» методам следует отнести, прежде всего, деловые (производственные) игры. Они обеспечивают:

  • Эффективность организации взаимодействий педагога и бучающихся.

  • Продуктивность формы их общения, благодаря тому, что они строятся на определенном моделировании жизненных и производственных ситуаций .

  • Обеспечивает реальную практическую значимость полученных знаний и умений, их перенос в новые нестандартные условия.

Для формирования профессиональных знаний, умений, навыков необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интерес, психическое состояние обучаемых. В процессе обучения обучающиеся овладевают умениями и навыками. Определения профессиональных навыков и умений формируемых в процессе обучения даваемыми психологами и дидактами в основном взаимно сбалансированы. Профессиональные умения - готовность выполнять трудовые действия сознательно подбирая и правильно применяя целесообразные в данных условиях способы их осуществления и добиваясь благодаря этому высоких качественных и количественных результатов труда. Навык – это образовавшийся в результате упражнений автоматизированный компонент (составная часть) сформированного умения. Программа кружка « Мерчандайзинг» рассчитана на 1 год обучения. В 2014 году в кружке занимается 2 группы по 15 человек всего 30 человек . В основном это дети 16-18 лет это тот возраст, когда необходимо развивать психические познавательные процессы такие как: внимание мышление памяти развитию мыслительных операций. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. План работы кружка рассчитан на 128 часов. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 часа с 15 мин. перерывом. Кружок «Мерчандайзинг» работает на базе ОГБОУ СПО УТП и Т. Методика обучения строится на основе сочетания теоретического обучения проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов. Предусмотрены темы для творческих работ. Кружковая работа предполагает формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков анализа ситуации на рынке приближение стратегий мерчандайзинга к принципам поведения потребителей путем приспособления деятельности розничного торгового предприятия к особенностям природной системы человека.




Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



























  1. Учебно-тематический план

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

Всего

1.


2.


Введение.

Глава 1 Основные аспекты выкладки товаров

    1. Понятие ,классификация и характеристика видов выкладки

    2. Требования предъявляемые к выкладке товаров в магазине

2

2


2

2

3.

Практическое занятие N 1

Анализ соблюдения правил мерчандайзинга в торговом предприятии.



2

2

4.

Практическое занятие N 2

Подготовка докладов об истории развития мерчандайзинга.





Глава 2. Методика организации выкладки товаров




5.

2.1 Определение места размещения группы товаров в торговом зале




6.

2.2 Определение необходимой площади выкладки товаров




7.

2.3 Выбор параметров и места выкладки товаров на торговом оборудовании.




8.

2.3.1.Выкладки товаров на горизонтально расположенном торговом оборудовании




9.

2.3.2.Выкладка товаров на вертикально расположенном торговом оборудовании




10.

2.3.3 Особенности оформления уличных витрин




11.

2.4. Оформление полок




12.

2.5 Оценка эффективности выкладки





Глава 3 Выкладка продовольственных товаров




13.

3.1. Выкладка гастрономических товаров




14.

3.2 Выкладка бакалейных товаров




15.

3.3 Выкладка кондитерских изделий




16.

3.4 Выкладка молочных и кисломолочных товаров




17.

3.5 Выкладка фруктов, овощей




18.

3.6 Выкладка мяса и мясопродуктов




19.

3.7. Выкладка рыбы и морепродуктов




20.

3.8. Выкладка алкогольных и безалкогольных напитков




21.

3.9 Выкладка прочих продовольственных товаров





Глава 4. Выкладка непродовольственных товаров




22.

4.1 Выкладка тканей, швейных , трикотажных ,пушно-меховых , овчинно- шубных товаров и головных уборов




23.

4.2 Выкладка обуви




24.

4.3. Выкладка галантерейных товаров




25.

4.4 Выкладка парфюмерно-косметических товаров




26.

4.5 Выкладка мебели, ковровых изделий




27.

4.6 Выкладка посудохозяйственных товаров




28.

4.7 Выкладка товаров бытовой химии и строительных материалов.





Глава 5. Распределение торгового зала.





29.

Традиционный и мерчандайзинговый подход к распределению торгового зала магазина.




30.

Адаптация покупателей: биологическая и психологическая




31.

Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия.




32.

Характеристика психологических факторов поведения обслуживающего персонала, покупателей в торговом предприятии при интенсивном покупательском потоке.




33.

Анализ влияния адекватных и неадекватных раздражителей на рефлексы, внимание, восприятие и поведение покупателей.





Глава 6 Методы продажи товаров на основе принципов мерчендайзинга.




34.

Процесс принятия потребительских решений.




35.

Классификация товаров адекватно состоянию познавательных ресурсов.




36.

Характеристика групп товаров




37.

Понятие «интенсивная покупка»




38.

Профессиональное использование продажи товаров по методу АВС.





Глава 7 Категорийный мерчандайзинг.




39.

Категорийный мерчандайзинг; цели его создания.




40.

Номенклатура товарных категорий.




41.

Практическое занятие N 3 Составить презентацию категорийный мерчандайзинг»









Глава 8. Мерчендайзинговый подход к планировке торгового зала и выкладке товаров в магазине.




42.

Эффективная организация выкладки товаров в торговом зале




43.

Рациональная схема распределения познавательных ресурсов




44.

Практическое занятие № 4 Соблюдение правил установки оборудования в торговом зале





Глава 9. Элементы атмосферы магазина.





45.

Свет. Цветовые сочетания и сезонность.





46.

POS материалы- как избежать ошибок.





47.

Звуки и музыка.

Запахи.




48.

Освещение и световые эффекты.




49.

Особенности восприятия цвета.




50.

Композиция в выкладке товаров.





51.

Восприятие форм и объемов.




52.

Практическое занятие N 5 Оформить витрину с применением POS материалов.





53.

Знаки и указатели. Использование шрифтов.




54.

Дизайн упаковки товара-составляющая успеха мерчандайзинга.




55.

Методы продажи товаров на основе принципов мерчандайзинга




56.






57.

Метод импульсивных покупок.




Составление оптимальных вариантов размещение товарных групп по методу АВС.




58.

Продажа товаров по методу АВС.




59.

Практическое занятие N 6 Размещение и выкладка хлебобулочных изделий.




60.

Практическое занятие N 7Размещение и выкладка макаронных изделий




61.

Практическое занятие N 8 Размещение и выкладка мучных изделий.




62.

Практическое занятие N 9 Размещение и выкладка чая кофе




63.

Практическое занятие N 10 Размещение и выкладка плодоовощных товаров




64.

Практическое занятие N 11 Размещение и выкладка парфюмерно-косметических товаров





Итого:



128


4. Содержание изучаемого курса.

1. Методологические основы мерчендайзинга. Правила мерчандайзинга

Знать: понятие, задачи мерчендайзинга, цели и задачи производителя, розничного торговца, потребителя, историю, тенденции развития, основные правила мерчендайзинга

Уметь: использовать стратегии продвижения товаров, выделять общее, определять различия в целях и задачах заинтересованных сторон, соблюдать правила мерчендайзинга.

Значение мерчандайзинга в торговом бизнесе определение составляющая комплекса маркетинга. Требования к профессиональной компетенции мерчандайзинга.

2. Мерчандайзинг в розничной торговле

Знать: концепции продвижения товаров, виды рефлексов, познавательных ресурсов покупателей, элементы атмосферы магазина.

Уметь: применять стратегии продвижения товара в магазине, определять влияние психологических факторов на объем продажи товаров и совершение покупок, оказывать влияние на выбор товара покупателей, определять влияние элементов атмосферы на потребителей.

Основные концепции: театральная ценовая экономии времени внемагазинная торговля информационно-ознакомительная.

3. Распределение торгового зала магазина на зоны адекватно поведению посетителя.

Знать: основы адаптивных характеристик покупателей, особенности распределения торгового зала магазина.

Уметь: составлять схему размещения отделов и товарных групп на основе мерчендайзингового подход.

Традиционный и мерчендайзинговый подходы к распределению торгового зала магазина на зоны адекватно поведению посетителей.

4. Методы продажи товаров на основе принципов мерчендайзинга.

Знать: классификацию товаров, принципы распределения торгового зала на торговые зоны адекватно познавательных ресурсов покупателей, понятие «импульсивной покупки», сущность и особенности продажи «Метода АВС»;

Уметь: организовывать и проводить исследования о количестве импульсивных покупок по методу «до и после», рассчитывать коэффициент оптимального выбора способов размещения товаров по «Методу АВС».

5.Категорийный мерчендайзинг.

Категорийный мерчандайзинг цели его создания Формирование категорий

Правила сочетание товаров в категории. Сезонный мерчандайзинг управление сезонными продажами. Методика расчета эффективности места размещения товарного отдела.

Знать: принципы категорийного мерчендайзинга.

Уметь: рассчитывать эффективность товарного отдела

6. Мерчендайзинговый подход к планировке торгового зала и выкладке товаров в магазине.

Выкладка товаров в торговом зале правила выкладки. Задачи специалистов по мерчендайзингу в системе подбора видов и марок товара.

Знать: значение выкладки товаров, особенности распределения познавательных ресурсов и формирования поведения посетителей торгового зала, правила установки оборудования с учетом принципов мерчендайзинга.

Уметь: распределять товары с учетом мерчендайзингового подхода, составлять принципиальную схему размещения оборудования, стимулирующую количество продаж.

7.Выполнение практических работ с использованием методических руководств.


  1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Реализация кружковой работы требует наличия лабораторий товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров, мастерских - учебного магазина и учебного склада.

Учебно-методическое обеспечение кабинета:

1.Комплект учебно-методической документации.

2.Наглядные пособия.

3.Справочные материалы.

4.Таблицы.

5.Схемы.

6.Нормативно-техническая документация.

Технические средства обучения:

-Микрокалькуляторы

-Информационное сопровождение теоретических и практических занятий на электронных носителях.


6.Перечень работ для творческого отчета.


  1. Подготовка докладов об истории развития мерчендайзинга.

  2. Подготовка докладов «Планирование и анализ мероприятий по увеличению роста продаж».

  3. Ограничения на использование мерчендайзинга.

  4. Составление примеров иллюзорного восприятия размера, формы товара.

  5. Подбор факторов, влияющих на атмосферу магазина.

  6. Анализ планировки торгового предприятия. Составление схем размещения помещений торгового зала.

  7. Составление сравнительной характеристики традиционного размещения отделов и на основе мерчендайзингового подхода.

  8. Подготовка доклада «Влияние технологий мерчандайзинга на формирование поведения посетителя торгового предприятия на отдельных этапах принятия решения о покупке».

  9. Прогноз и расчет доли импульсивных покупок.

  10. Прогнозирование типов покупательского поведения потребителей.

  11. Разработка мероприятий по привлечению внимания новых покупателей к товарам.

  12. Решение ситуационных задач по заданию преподавателя.

  13. Подготовка глоссария.

  14. Создание презентации «Категорийный мерчендайзинг».

  15. Подготовка планнограмм по выкладке товаров различных групп продовольственных товаров и непродовольственных товаров.

7.Список использованной литературы.


Основные источники:

Федеральные законы

1. «О защите прав потребителей», Ф3-2 от 09.01.96 с изменениями и дополнениями от 17.12.99 Ф3-212.

2.Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 с изменениями и дополнениями).

Основная

1.Канаян К.и Р. Мерчандайзинг. –М.: РИП- холдинг, 2005.- 236с.-(Академия рекламы).

2. Парамонова Т. Н. И. А. Рамазанов Мерчандайзинг : учебное пособие-М.: Проспект,КноРус, 2011 -143с.

3.Рамазанов И.А. Мерчендайзинг в торговом бизнесе: Учебное пособие.- М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002. -112с.

4.Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. -СПб: Питер, 2009.- 416 с.: ил.

5. Снегирева В.В. Книга мерчандайзера. – СПб.: Питер, 2009. .-381c.

Дополнительная


1.Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 384с.

2.Баклин Луис. Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров. Классика маркетинга/ Сост. Б.М.Энис, К.Т.Кокс, М.П.Моква. СПб.: Питер,2011г.-250c.

3.Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг. М.: Деловая литература, 2011.-448c.

4.Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.

5Любимова и М.Б.Михалевской. 2-е изд., испр. И доп. М.: ЧеРо, 2013.-610c.

6.Словарь маркетинговых терминов. М.: ИНФРА-М, 2010.-430c.

7. Журналы: «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинговые исследования в России», «Практический маркетинг», «Секрет фирмы», «Компания», «Индустрия рекламы», «Рекламный мир», «Современная торговля», «Российская торговля».

8.Интернет – ресурсы:

www.adwertology.ru

www.marketing.ru

www.rectech.ru

www.pcweek.ru

www.cfin.ru

www.marketing.spb.ru

www.e-xecutive.ru/workshop

www.tacisinfaru/ru/case

www.sostav.ru

www.marketingandresearch.ru

www.cfin.ru/marketing/bain_size.pdfwww.dis.ru/im/marketing

www.cfin.ru/marketing/bain_optimize.pdf

www. businesspress.ru www. garant.ru www. torgrus. Ruwww.copywriter.ru www.def.com.ua www.glossary.ru www.law.rambler.ru www.library.if.ua

www.Znay.ru



















Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Мерчендайзинг»
  • Другое
Описание:

Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. На сегодняшний день каждый специалист должен в совершенстве владеть способами (приемами) выкладки товаров с использованием всех современных методов так как в перспективе он может работать не только продавцом, товароведом, но и  мерчендайзером, а это уже I ступень в карьерном росте. Одной из основных целей кружка является формирование профессионально-значимых качеств личности ценностных отношений к профессии обучаемого выработке навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью и творческой инициативой воспитать веру в себя самоуважение поддерживать интерес к избранной профессии. С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:

·        Создание условий для оптимального развития профессиональных навыков личностного потенциала будущих специалистов

·        Воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как средству самоутверждения и ценности в жизни человека.

·        Создание атмосферы заинтересованности каждого обучаемого в работе группы.

·        Поощрение стремления обучаемого находить свой способ решения задачи анализировать способы работы других обучаемых.

·        Создание обстановки для естественного самовыражения обучаемых.

 

Процесс подготовки квалифицированных рабочих состоит из двух относительно самостоятельных частей: теоретического и производственного обучения. Теоретическое обучение способствует формированию у обучающихся способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ. В учебном процессе активизируется не метод обучения, а учебный труд обучающихся.

Автор Микка Наталья Юрьевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 451
Номер материала 11458
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓