Главная / Другое / Дополнительная образовательная программа "Волшебная мастерская" (лепка из соленого теста)

Дополнительная образовательная программа "Волшебная мастерская" (лепка из соленого теста)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

Учебно-воспитательный комплекс с. Краснохолм



Программа принята к реализации

Методическим Советом

МУДОД «ЦВР «Подросток»

Протокол №1 от 12.09.2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАУДО "ЦВР "Подросток"

___________ С.Б. Попцов

______________2014 г.

Изменения и дополнения к программе приняты к реализации педагогическим советом коллектива отдела учебно-воспитательного комплекса с. Краснохолм МАУДО «ЦВР «Подросток» Протокол № 3 от 27.05.2014 г.








Дополнительная общеобразовательная

программа

«Волшебная мастерская»

(лепка из соленого теста)

в объединении «Волшебная мастерская»

возраст детей 9 – 15 лет, срок реализации – 2 года обучения







Автор-составитель:

Зотова Земфира Анатольевна –

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории





Оренбург

2014






































Аннотация:

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная мастерская» знакомит детей с технологией изготовления сувениров и игрушек из солёного теста. Навыки практической работы в области декоративно-прикладного творчества, лепки, способствует развитию мелкой моторики руки, снимает психическое напряжение.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИКА…......................................................................4

1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы.........4

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, принципы реализации и концептуальные основыпрограммы...............................................5

1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы………6

1.4. Отличительные особенности предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ…..……..7

1.5. Возрастные особенности детей………………………………………..…….8

1.6. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы…………………………………………………………………………………..8

1.7. Формы и режим занятий…………………………………………………….8

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…..9

1.9. Формы подведения итогов реализации программы………………............10

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………….10

III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМЫ……………………………………………………………………11

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАМЫ……………………..17

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГГА………………………………..23

VI. ПРИЛОЖНИЯ………………………………………………………………27




















  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы


Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она способствует воспитанию художественного вкуса, развитию трудовых умений и навыков при изготовлении изделий из солёного теста: игрушек, панно, сувениров.

Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности детей, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».


1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность


Новизна данной программы заключается:

  • в обновлении содержания программы: включены различные жанры декоративно-прикладного творчества, что отвечает потребностям и интересам детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • в использовании современных технологий и методик:

  • компьютерные технологии для музыкального оформления занятий, презентаций;

  • коллективная творческая деятельность (И.П.Иванов);

  • педагогика сотрудничества (В.А.Караковский);

  • метод игры и игрового тренинга (Д. Б. Эльконин, А.А.Вербицкий);

  • в применении здоровье сберегающих методик и технологий:

  • в применении здоровье сберегающих методик и технологий двигательной направленности, организации и проведения подвижных игр (Н.П. Вайман, Н.И. Жерко);

  • методы коррекции двигательных нарушений (Е.М. Голикова).

Актуальность программы обусловлена проблемой сохранения культурной самобытности личности через народное искусство, необходимостью привлечения детей к миру прекрасного, к созданию материальных ценностей, что, конечно же, способствует воспитанию интереса к народному творчеству.

Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны и эстетичны. С помощью лепки происходит развитие мелкой моторики пальцев, что напрямую связано с формированием интеллекта, речи и творческих способностей ребенка. Главное в работе с соленым тестом - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и посильное задание. А это - залог будущего успеха.

Данная программа призвана привлечь детей и подростков, имеющих ограниченные возможности, к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Это немаловажно для детей – инвалидов, имеющих нарушения, так как данный дефект влияет не только на речь, но и на память, мышление, внимание, эстетическое восприятие. Чтобы развить эти качества, необходимо заниматься различными видами деятельности декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятие декоративно – прикладным творчеством является эффективным средством в развитии детей с ограниченными возможностями. Кроме того, это способствует приобщению ребёнка к высшим духовным ценностям, развитию его воображения, эстетического вкуса, восприятия окружающего мира, творческих способностей.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества, она дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах, а лепка из соленого теста более всего развивает фантазию ребенка, т.к. слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, украсить тканью, бисером, добавить природные материалы.

Концептуальные идеи программы

  • синтезирование различных областей прикладного творчества на основе подчинения их единой цели;

  • последовательное формирование и развитие художественной и духовной культуры;

  • воспитание уважения к труду учащегося;

  • помощь в жизненном и профессиональном самоопределении личности учащегося.

Принципы построения программы

Программа составлена с учетом общедидактических принципов и ведущих положений педагогики, психологии, теории и методики эстетичекого воспитания. Предусмотрен комплексный подход к отбору программного содержания и методики проведения занятий по тестопластике:

  • принцип гуманизации – ориентация учащегося в системе ценностей;

  • принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом усвоения материала от простого к сложному, в соответствии с возрастными познавательными возможностями ребенка;

  • принцип учета возрастных особенностей - динамика психических и физических возможностей ребенка с учетом его индивидуальных отклонений в развитии;

  • принцип спиралевидности – частичное возвращение к ранее изученным темам на более высоком уровне;

  • принцип наглядности – предполагает использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения;

  • принцип детоцентризма – приоритет интересов ребенка и превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса;

  • принцип результативности – обеспечивает соответствие целей образования и возможностей их достижения.

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей детей средствами народного декоративно-прикладного искусства.

В ходе достижения данной цели необходимо решить следующие задачи

Воспитательные:

формировать общее представление об окружающем мире;

способствовать формированию основных нравственных норм поведения;

воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Развивающие:

формировать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей;

формировать коммуникативные навыки;

способствовать развитию познавательного интереса и творческого мышления.

Обучающие:

познакомить с технологией изготовления соленого теста;

обучить различным техническим приемам, способам лепки и художественному оформлению готового изделия;

сформировать у воспитанников практические навыки работы с соленым тестом.

1.4. Отличительные особенности программы

Программа «Волшебная мастерская» реализуется в структурном подразделении МАУДО «ЦВР «Подросток» - учебно-воспитательном комплексе с. Краснохолм.

При написании программы автором были проанализированы существующие программы той же направленности педагогов дополнительного образования Морозовой Л.Ю. «Удивительный мир лепки», Медведевой Л.В. «Чародейка».

Отличие от вышеперечисленных программ заключается в том, что:

  1. Содержание программы адаптировано к реальным условиям работы с детьми, находящимися на обучении в школе-интернате VIII вида;

  2. Содержание программы позволяет вести обучение детей не только разного возраста, но и разных по уровню подготовки. Построение программы по календарным праздникам делает процесс обучения эмоционально-насыщенным, поскольку позволяет ребёнку заранее пережить радость в процессе продуктивной деятельности по изготовлению подарков к предстоящим праздникам, ощутить себя социально значимым. Обучение через коллективные творческие дела (далее КТД) повышает эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт усиленного развития его коммуникативной стороны, что позволяет обеспечить активную позицию каждому участнику процесса. Так как общение и стремление к самостоятельности являются естественными потребностями подросткового возраста.

  3. При организации образовательного процесса применяются:

  • современные компьютерные технологии. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, занятие становится более интересным, наглядным и динамичным;

  • педагогика сотрудничества (В.А.Караковский) способствует мобилизации умственных возможностей детей, прививает навыки самодисциплины, расширяет сферу деятельности ребенка, доставляет радость от совместной деятельности;

  • для создания культурных форм организации общения подростков включены креативные методы обучения: игры и игрового тренинга (Д.Б.Эльконин, А.А.Вербицкий).

  1. Реализуются инновационные здоровьесберегающие методики и технологии:

  • по организации и проведению подвижных игр (Н.П. Вайман), (Н.И.Жерко). Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях;

  • коррекция и развитие мелкой моторики рук, коррекция осанки (Е.М. Голикова).

1.5. Возрастные особенности детей

Данная программа охватывает разновозрастные группы и предназначена для детей с ограниченными возможностями VIII вида 9-15 лет.

Особенность данных детей заключается в том, что ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Динамика психических и физических способностей сугубо индивидуальна.

У детей умственно отсталых наблюдается нарушения психомоторики, недостаточность психологической организации движений, в связи с этим фактом в программу внесены методики по корректировке осанки, мелкой моторики рук (Е.М. Голикова), а также здоровье сберегающие технологии по организации и проведению подвижных игр (Н.П. Вайман).

У детей с интеллектуальной недостаточностью из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы. Многие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют мешковатую осанку, движения их неловки, походка напряженная и неустойчивая.

Методы коррекции двигательных нарушений (Е.М. Голикова) дают возможность решить проблемы нарушения осанки и мелкой моторики рук.

Содержание программы составлено таким образом, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут включены в организацию и непосредственное участие познавательно-развивающих мероприятий, что позволит детям ощущать себя полноправным субъектом деятельности, проявлять самостоятельность, инициативу, творческую активность. А участие в мероприятиях патриотической направленности будет способствовать подъему духовно-нравственной культуры и отвечать запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивать совершенствование процесса развития и воспитания детей.

    1. 1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Волшебная мастерская» рассчитана на два года обучения и реализуется в объеме 432 часа. Срок реализации программы 2 года:

1 год – 216 часов;

2 год – 216 часов.

    1. 1.7. Формы и режим занятий

Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповые занятия. Оптимальная наполняемость группы 10-12 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1 год обучения

У учащихся должны быть сформированы:

Личностные:

- адекватная оценка своих возможностей;

- понимание и следование в деятельности нормам эстетики;

- следование в поведении моральным и этическим требованиям.


Метапредметные:

У учащихся должны быть сформированы:

Регулятивные

- умение ставить учебные задачи в сотрудничестве с педагогом.

Коммуникативные

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные

- умение строить простые рассуждения о поделке, его строении, свойствах.


Предметные:

знать:

- правила техники безопасности при работе с соленым тестом;

- условные обозначения на чертежах, схемах;

- способы перевода выкроек, шаблонов изделия и его деталей на соленое тесто;

- приемы и правила пользования инструментами и приспособлениями (пластмассовый нож, скалка, зубочистки, расчески и т.д.)


уметь:

- соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять задания по чертежам и схемам;

- вырезать, переводить образцы на соленое тесто;

- прочно соединять детали между собой;

- сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе.

У учащихся сформированы навыки:

- изготовления простых изделий из солёного теста;

- работы с инструментами и приспособлениями ручного труда.


II год обучения

Личностные результаты:

- сформировано эмоционально-положительное отношение и интерес к художественно-творческой деятельности;

- заложены основы художественного вкуса;

- заложены основные нравственные нормы (ответственность, трудолюбие).


Метапредметные:

У учащихся должны быть сформированы:

Регулятивные

- сформировано умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Коммуникативные

- сформировано умение формулировать собственное мнение, учитывая различные точки зрения;


Познавательные

- сформирован познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;


Предметные:

знать:

- отличительные особенности плоского изображения от объемного;

- принципы декоративной композиции;

- основные технологические приемы работы с природным и бросовым материалами (соленое тесто и шишки, желуди; соленое тесто и ткань; соленое тесто и фольга, пробка и т. д.);

- технологию изготовления соленого теста по разным рецептам.


уметь:

- самостоятельно различать и применять схемы плоского, объемного изображения;

- самостоятельно составлять декоративные композиции;

- украшать изделия из теста различными природными и декоративными материалами;

- владеть различными техническими приемами изготовления соленого теста;

- правильно организовать свое рабочее место;

- самостоятельно лепить изделия из соленого теста по образцу и схемам;

- свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с соленым тестом.

У учащихся сформированы навыки:

- изготовления изделий из солёного теста: игрушки, украшения, декоративные панно и картины;

- навыки самостоятельной работы;


Для выявления качества знаний, умений, навыков и уровня воспитанности проводится:

- входная диагностика (в начале учебного года.) приложения 1-3;

- текущая (в течение года.) приложение 4;

- итоговая (в конце полугодия и учебного года) приложения 5-7.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы

Основными формами подведения итогов реализации программы являются:

выставки творческих работ учащихся;

выставки-конкурсы декоративно прикладного творчества на уровне центра, села, города, области.



II. Учебно-тематический план

1 год обучения


Разделы и темы занятий

Всего

часов

Кол-во часов

теория

практика

I.

Введение:

4

4

-

1.1.

Вводноезанятие.

2

2

-

1.2.

История возникновения и применения изделий из соленого теста.

2

2


II.

Подготовительный:

4

2

2

2.1.

Основные приемы и способы лепки

2

1

1

2.2.

Основные приемы и техники рисования

2

1

1

III

Изделия на основе шара:

6

2

4

3.1.

Лепка: неваляшка, колобок и др.

4

1

3

3.2.

Роспись изделий на основе шара

2

1

1

IV

Изделия на основе конуса:

6

2

4

4.1.

Лепка: пирамидка, мышка и др.

4

1

3

4.2.

Роспись изделий на основе конуса

2

1

1

V

Изделия на основе цилиндра:

6

2

4

5.1.

Лепка: веночки, дерево и т.д.

4

1

3

5.2.

Роспись изделий на основе цилиндра

2

1

1

VI

Изделия на основе пластины:

6

2

4

6.1.

Лепка: ежик, птичка и др.

4

1

3

6.2.

Роспись изделий на основе пластины

2

1

1

VII

Общие этапы изготовления и обработки изделий из соленого теста.

6

3

3

7.1.

Основной рецепт соленого теста

2

1

1

7.2.

Сушка изделий, подрумянивание и глазурование

2

1

1

7.3.

Раскрашивание готовых изделий, грунтовка, покрытие лаком

2

1

1

VIII

Мелкие орнаментальные детали и композиции из них

20

5

15

8.1.

Мелкие орнаментальные детали (листочки, кружочки, цветы, фрукты, ягоды, и др.)

4

1

3

8.2.

Медальоны (сердечко, подковка и др.)

4

1

3

8.3.

Панно дары осени

4

1

3

8.4.

Подсвечники

4

1

3

8.5.

Вазы с фруктами

4

1

3

IX

Новогодняя круговерть

20

5

15

9.1.

Елочные украшения

4

1

3

9.2.

Фигурки деда Мороза и Снегурочки

4

1

3

9.3.

Символ наступающего года

4

1

3

9.4.

Подарки к Рождеству

4

1

3

9.5.

Новогодняя композиция

4

1

3

X

Плоские и объемные фигурки животных

20

8

12

10.1.

Изготовление плоских фигурок с помощью шаблонов

10

4

6

10.2.

Изготовление объемных фигурок животных

10

4

6

ХI.

Подарки и сувениры для дома

24

5

19

11.1.

«Валентинки»

4

1

3

11.2.

Рамки для фотографий

6

1

5

11.3.

Подарок защитникам Отечества

6

1

5

11.4.

Панно «Аквариум»

4

1

3

11.5.

Панно «Верба в вазе»

4

1

3

ХII.

Сувениры из окрашенного теста

26

8

18

12.1.

Окрашивание теста пищевыми и натуральными красителями

2

1

1

12.2.

Подарки из окрашенного теста к 8 Марта.

10

2

8

12.3.

Мелкие хлебобулочные изделия (корзина с выпечкой)

6

2

4

12.4.

Настенное украшение «Кольцо с цветами и фруктами»

2

1

1

12.5.

Цветы, веточки, бусы, медальоны и др. украшения

4

1

3

12.6.

Закрепление знаний и навыков по теме: «Окрашивание теста»

2

1

1

ХIII.

Фантазия

26

6

20

13.1.

Изготовление пасхальных яиц

4

1

3

13.2.

Изготовление панно «Пасха»

4

1

3

13.3.

Изготовление украшений - символа Пасхи

4

1

3

13.4.

Изготовление композиции ко дню Победы

14

3

11

ХIV.

Панно и композиции

18

3

15

14.1.

Композиции и панно на тему «В гостях у сказки»

14

2

12

14.2.

Итоговое занятие «Тесто и фантазия»

4

1

3

XV.

Предметно-практическая деятельность

12

-

12

XVI.

Познавательно-развивающая деятельность

12

-

12

ИТОГО:

216

61

155








2 год обучения



Разделы и темы занятий

Всего

часов


Кол-во часов

теория

практика

I.

Вводное занятие.

1

1

-

II.

Подготовительный:

6

1

5

2.1.

Основы работы с соленым тестом

3

-

3

2.2

Техника окрашивания, лакировки оформления изделия

3

1

2

III.

Изделия на основе шара:

8

1,5

6,5

3.1.

Лепка: клоуны, кухонные украшения и др.

6

1

5

3.2.

Роспись изделий на основе шара

2

0,5

1,5

IY.

Изделия на основе конуса:

8

1,5

6,5

4.1.

Лепка: маяк, сеновал, мельница п пруд и др.

6

1

5

4.2.

Роспись изделий на основе конуса

2

0,5

1,5

Y.

Изделия на основе пластины:

20

2,5

17,5

5.1.

Лепка: чучело, букет, подводный мир и др.

16

2

14

5.2.

Роспись изделий на основе пластины

4

0,5

3,5

YI.

Цельные фигуры

12

2,5

9,5

6.1.

Лепка: корова, свиньи, гуси и др.

10

2

8

6.2.

Роспись изделий.

2

0,5

1,5

YII.

Поделки из соленого теста в сочетании с природным материалом (шишки, желуди, семена растений, ракушки и др.)

24

4,5

19,5

7.1.

Старичок - лесовичок

3

0,5

2,5

7.2.

Лягушонок

2

0,5

1,5

7.3.

Черепашка и лебедь

3

0,5

2,5

7.4.

Ежик из шишки

2

0,5

1,5

7.5.

Фоторамка с морскими мотивами

12

2

10

7.6.

Подсвечник

2

0,5

1,5

YIII

Новогодняя карусель.

12

2

10

8.1.

Елка на основе дисков

2

0,5

1,5

8.2.

Фигурки деда Мороза и Снегурочки, снеговика

2

0,5

1,5

8.3.

Волшебная рождественская сказка

4

0,5

3,5

8.4.

Рождественские игрушки

2

-

2

8.5.

Новогодняя композиция

2

0,5

1,5

IХ.

Плоские и объемные фигурки людей

20

4

16

9.1.

Изготовление плоских фигурок с помощью шаблонов «Восточные мотивы»

10

2

8

9.2.

Изготовление объемных фигурок людей

10

2

8

Х.

Подарки и сувениры для дома

24

5

19

10.1.

«Валентинки»

6

1

3

10.2.

Венок счастья

2

1

5

10.3.

Подарок защитникам Отечества

10

1

5

10.4.

Божья коровка

2

1

3

10.5.

Панно «Дерево счастья»

4

1

3

ХI.

Изделия из окрашенного теста

24

4

20

11.1.

Сельский пейзаж

6

1

5

11.2.

Хоровод матрешек

6

1

5

11.3.

Чаепитие

3

0,5

2,5

11.4.

Корзина с полевыми цветами

2

0,5

1,5

11.5.

Объемные фигурки и буквы

4

0,5

3,5

11.6.

Лепка геометрических фигур

3

0,5

2,5

ХII.

Фантазия

8

2

6

12.1.

Пасхальные мотивы

2

0,5

1,5

12.2.

Миниатюры из соленого теста

2

0,5

1,5

12.3

Домино «Животные»

2

0,5

1,5

12.4

Композиции ко дню Победы

2

0,5

1,5

ХIII.

Панно и композиции

24

4

20

13.1.

Композиции на тему «По страницам любимых сказок»

12

2

10

13.2.

Итоговое занятие «Тесто и фантазия»

12

2

10

ХIY.

Предметно-практическая деятельность

12

-

12

XV

Познавательно-развивающая деятельность

12

-

12


ИТОГО:

216

36,5

179,5


III. Содержание дополнительной образовательной программы

I. Введение в курс (4 ч.).

1.1. Вводное занятие

Теоретическая часть:

Знакомство с учебно-тематическим планом и задачами обучения на учебный год. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

1.2. История возникновения и применения изделий из соленого тестаТеоретическая часть: История возникновения и применения изделий из соленого теста. Мини-выставка, показ изделий из соленого теста.


Практическая часть:Лепка из готового соленого теста плоских фигурок с помощью формочек.

II. Подготовительный (4 ч.).

2.1. Основные приемы и способы лепки

Теоретическая часть: Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание,сплющивание, разминание, шлепанье, ощипывание.
Приспособления для работы с тестом.

Практическая часть: отработка приемов и способов лепки.

Лепка по желанию детей с целью выявления начальных способностей и навыков. Начальная диагностика навыков лепки.

Тема 2.2. Основные приемы и техники рисования

Теоретическая часть: Приемы рисования: концом и всей кистью, «примакивание», «мазок», «штрих» и др. Смешивание красок.
Понятия: «цвет», «оттенок», «палитра», «роспись». Виды красок, материалы и приспособления для рисования.

Практическая часть: Отработка приемов и техники рисования.

Смешивание красок на палитре, рисование «цветика-семицветика».

Рисование по выбору детей. Самостоятельное рисование детей с целью выявления их способностей к изобразительной деятельности.

Начальная диагностика навыков рисования.

III. Изделия на основе шара (6 ч.)

3.1. Лепка изделий на основе шара (неваляшка, колобок и т.д.)

Теоретическая часть:

Показ образцов. Последовательность лепки изделий на основе шара.

Способ формирования теста в шарик (катание на доске, на ладони). Приемы крепления деталей. Соразмерность частей изделий.

Практическая часть:

Лепка изделий на основе шара. Декорирование работ с помощью налепов, штампиков.

3.2. Роспись изделий на основе шара.

Теоретическая часть:

Особенности росписи изделий на основе шара.

Практическая часть:

Роспись изделий на основе шара по собственным эскизам.

IV. Изделия на основе конуса (6 ч.)

4.1. Лепка: пирамидка, мышка, и др.

Теоретическая часть:

Исходная форма конуса. Формирование изделия на основе конуса способом вытягивания.

Практическая часть:

Лепка игрушек по имеющимся эскизам. Передача выразительных особенностей изделий.

4.2. Роспись изделий на основе конуса.

Теоретическая часть:

Особенности росписи изделий на основе конуса.

Практическая часть:

Роспись изделий на основе конуса по собственным эскизам.

V. Изделия на основе цилиндра (6 ч.)

5.1. Лепка: веночки, дерево и т.д.

Теоретическая часть:

Показ образцов. Последовательность раскатывания формы «цилиндр», способы резания.

Практическая часть:

Лепка изделия на основе исходной формы цилиндра (веночки, дерево и т.д.). Оформление изделия налепами.

5.2. Роспись изделий на основе цилиндра.

Теоретическая часть:

Особенности росписи изделий на основе цилиндра.

Практическая часть:

Роспись изделий на основе цилиндра по собственным эскизам.

VI. Изделия на основе пластины (6 ч.)

6.1. Лепка: ежик, птичка и т.д.

Теоретическая часть:

Способраскатки теста в пластину. Инструменты и приспособления, применяемые при лепке из соленого теста: стека, дощечка, скалка, шаблоны.

Практическая часть:

Рассматривание образцов, разбор последовательности лепки. Организация рабочего места. Раскатывание пластины. Вырезание по шаблону. Использование налепов, штампов.

6.2. Роспись изделий на основе пластины.

Теоретическая часть:

Особенности росписи изделий на основе пластины.

Практическая часть:

Роспись изделий на основе пластины по собственным эскизам.

VII. Общие этапы изготовления и обработки изделий

из соленого теста(6 ч.).

7.1. Основной рецепт соленого теста.

Теоретическая часть:

Инструменты, материалы и приспособления. Рецепты соленого теста.

Практическая часть: Самостоятельное изготовление теста по основному рецепту, лепка кулонов.

7.2. Сушка изделий. Подрумянивание. Глазурование.

Теоретическая часть:

Технология сушки, подрумянивания и глазурования изделий.

Практическая часть: Сушка, подрумянивание и глазурование кулонов различными способами.

7.3. Раскрашивание готовых изделий.

Теоретическая часть:

Понятие «грунтовка». Особенности росписи изделий из соленого теста. Лакирование и виды лака.

Практическая часть: Грунтовка, роспись и покрытие лаком кулонов.

VIII. Мелкие орнаментальные детали и композиции из них (20 ч.).

8.1. Мелкие орнаментальные детали (цветы, листья, фрукты, ягоды и т.д.).

Теоретическая часть:

Понятия: «орнаментальные детали», «оттиск», «отпечаток», «налепы». Применение орнаментальных деталей.

Практическая часть:

Лепка и роспись цветов и листьев различной формы.

Дидактическая игра «Растительные узоры».

Практическая работа: лепка и роспись фруктов, ягод и грибов.

8.2. Медальоны.

Теоретическая часть:

Виды медальонов, их применение.

Практическая часть:

Лепка медальонов, украшенных налепами из мелких орнаментальных деталей («Солнышко», «Месяц», «Бутон», «Яблоко», «Буквы» и др.), роспись изделий и покрытие лаком.

8.3. Панно «Дары осени».

Теоретическая часть:

Варианты фона, виды рамок, способы крепления деталей панно.

Практическая часть: Лепка корзины с грибами и ягодами. Роспись, глазурование, покрытие лаком. Оформление панно «Дары осени».

Мини-выставка изделий, украшенных мелкими орнаментальными деталями.

8.4. Подсвечники.

Теоретическая часть:

Виды подсвечников, их назначение. Разнообразие оформления.

Практическая часть:

Лепка подсвечников, украшенных налепами из мелких орнаментальных деталей. Сборка и роспись подсвечников.

8.5. Вазы с фруктами.

Теоретическая часть:

Виды и формы ваз. Разнообразие форм фруктов. Композиционное построение вазы с фруктами.

Практическая часть:

Лепка, роспись, покрытие лаком вазы с фруктами.

IX. Новогодняя круговерть (20 ч.)

9.1. Елочные украшения.

Теоретическая часть:

Новогодние елочные украшения сложной формы.

История новогодних вещей и обычаев празднования Нового года.

Виды елочных украшений. Варианты оформления, росписи и крепления украшений сложной формы.

Практическая часть: Лепка, роспись и оформление игрушек и украшений различными материалами, использование блесток и цветного лака.

9.2. Фигурки Деда-Мороза и Снегурочки.

Теоретическая часть:

История возникновения Деда-Мороза и Снегурочки.

Практическая часть:

Изготовление каркасов из фольги, лепка и сборка составных частей фигурок Деда-Мороза и Снегурочки, роспись и покрытие лаком готовых изделий.

9.3. Символ наступающего года.

Теоретическая часть:

Восточный календарь и его символы: «Вот и праздник у ворот, какое из 12 животных его нам приведет?»

Практическая часть:

Лепка новогоднего символа, роспись и оформление по желанию детей.

9.4. Подарки к Рождеству.

Теоретическая часть: Рождество и как его встречали на Руси.

Символы Рождества. Виды материалов для оформления рождественских подарков. Способы крепления материалов. Оформление подарков различными природными и декоративными материалами

Практическая часть: Лепка и роспись колокольчиков, звезд, плоских ангелочков и др. сувениров, по выбору детей. Конкурс на самый оригинальный рождественский подарок.

9.5. Новогодняя композиция.

Теоретическая часть: Использование природного материала, элементов декора в изготовлении новогодних композиций.

Практическая часть: Лепка и декорирование новогодних композиций по собственным проектам.

X. Плоские и объемные фигурки животных (20 ч.)

10.1. Изготовление плоских фигурок животных с помощью шаблонов.

Теоретическая часть: Понятия: «эскиз», «выкройка». Виды головоломок.

Практическая часть: Изготовление головоломок в виде плоских животных («Мамонт», «Лев», «Медведь» и др.) с использованием шаблонов, трафаретов и по предварительному эскизу.

10.2. Изготовление объемных фигурок животных.

Теоретическая часть: Каркас. Виды каркасов. Способы крепления отдельных деталей объемных фигурок.

Практическая часть: Изготовление каркаса из фольги, лепка составных частей и сборка объемных фигурок диких животных (уточка, черепаха, ежик и других), оформление композиции «Живой уголок».

XI. Подарки и сувениры для дома (24 ч.).

11.1.Валентинки.

Теоретическая часть: Откуда пришел праздник День влюбленных. Символические сувениры для влюбленных. «Валентинки» сложной формы.

Практическая часть: Лепка значков, кулонов, фоторамочек в виде сердечек. Роспись и оформление сердечек различными способами. Составление эскиза «валентинки» по собственному замыслу; лепка, роспись и оформление декоративным материалом.

11.2. Рамки для фотографий.

Теоретическая часть: виды рамок. Способ изготовления рамок по шаблону. Понятия: «шаблон», «трафарет», «контур».

Практическая часть: Лепка рамок, их украшение налепами из мелких орнаментальных деталей. Роспись, покрытие лаком.

11.3. Подарок защитникам Отечества.

Теоретическая часть: История возникновения праздника «День защитника отечества». Кто наши защитники?

Практическая часть: Изготовление подарков по желанию и выбору детей.

11.4. Панно «Аквариум». (Коллективная работа).

Теоретическая часть: Аквамир и его обитатели.

Дидактическая игра-мозаика «Рыбки».

Практическая часть: Лепка, роспись, составление единой композиции, оформление панно.

11.5. Панно «Верба в вазе».

Теоретическая часть: Актуализация знаний по лепке панно. Композиционное построение панно.

Практическая часть: Лепка, роспись, покрытие лаком вазы. Оформление панно.



XII. Сувениры из окрашенного теста (26 ч.)

12.1. Окрашивание теста пищевыми и натуральными красителями.
Теоретическая часть: Виды красителей. Способы окрашивания теста. Смешивание красителей. Хранение окрашенного теста.

Практическая часть: Смешивание красителей, изготовление окрашенного теста.

Подарки из окрашенного теста к 8 Марта.
Теоретическая часть: История возникновения праздника 8 марта.

Практическая часть: Изготовление подарков из окрашенного теста к 8 Марта (веночки, букеты цветов, кулоны и др.) по выбору.

12.3. Мелкие хлебобулочные изделия.

Теоретическая часть: Виды хлебобулочных изделий.

Дидактическая игра «Хлебная лавка».

Практическая часть: Лепка хлебобулочных изделий из окрашенного теста. Оформление панно «Корзина с выпечкой» (коллективная работа).

12.4. Настенное украшение «Кольцо с цветами и фруктами».

Теоретическая часть: Понятие о натюрморте.

Практическая часть: Лепка кольца и его украшение налепами из мелких орнаментальных деталей. Лепка цветов и фруктов. Покрытие изделий лаком и оформление природным материалом.

12.5. Цветы, веточки, бусы, медальоны и другие украшения.

Теоретическая часть: Технология лепки отдельных деталей и их сборка в изделие.

Практическая часть: Лепка, сборка, оформление изделий из окрашенного теста.

12.6. Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Окрашивание теста».

Теоретическая часть: Актуализация знаний по теме «Окрашивание теста различными красителями».

Практическая часть: Изготовление цветного теста, смешивание красок.

Окрашивание теста пищевыми и натуральными красителями; изготовление мелких орнаментальных деталей из окрашенного теста.

XIII. Фантазия (26 ч.)

13.1. Изготовление пасхальных яиц.

Теоретическая часть: История возникновения праздника «Пасха» - одного из великих праздников христианских народов. Изготовление пасхальных яиц – один из видов деятельности ДПТ.

Практическая часть: Лепка и роспись пасхальных яиц на подставках с

использованием каркаса из фольги.

13.2. Панно «Пасха».

Теоретическая часть: Особенности лепки панно.

Практическая часть: Изготовление панно с символами пасхи, украшенного налепами (по желанию детей). Роспись и декорирование панно.

13.3. Изготовление украшений – символов Пасхи.

Теоретическая часть: Символы Пасхи (кролик, цыплята, курочка, яйца, корзинка).

Практическая часть: Лепка символов Пасхи (кролика, цыплят, курочки, яиц, корзинки) с использованием каркасов. Роспись и украшение изделий декоративным и природным материалом.

13.4 .Изготовление композиции ко Дню Победы.

Теоретическая часть: История возникновения праздника «День Победы», праздника «со слезами на глазах». Технология лепки военных эмблем, военной техники, фигурок солдат и т.д.

Практическая часть: Лепка военных эмблем, военной техники, изготовление композиции ко Дню Победы по собственным эскизам.

XIY. Панно и композиции (18 ч.).

14.1. В гостях у сказки.

Теоретическая часть: Сложные композиции и панно на тему «В гостях у сказки». Понятия: «сюжет», «иллюстрация», «персонаж».

Практическая часть: Лепка композиций и панно по выбранной сказке (составление эскиза, изготовление шаблонов, лепка заготовок – составных частей изделий, раскрашивание и соединение деталей в единую композицию, оформление панно в рамку).

4.2. Итоговое занятие «Тесто и фантазия»

Организация выставки детских работ «Чему мы научились?».

Награждение победителей выставки.


XV. Предметно-практическая деятельность (12 ч.)


* Участие в школьных выставках, посвященных:

«Дню Знаний», « Дню Матери», «Дню выпускника»;


* Районные выставки Северного округа:

«День детства», « Праздников цветов»;


* Выставки ЦВР «Подросток»: «Золотая осень», «Вифлеемская звезда», «Символ Отчизны», «Пресвятое Христово Воскресение», «Салют, Победы!»;


* Городские выставки: «Творенье детских рук прекрасно», «Кукла родом из детства»;


* Областные выставки: «Мастера и подмастерья», «Оренбуржье мое».


XVI. Познавательно-развивающая деятельность (12 ч.)

Практическая часть: Организация и проведение различных бесед по гражданско-патриотическому воспитанию, игровых программ, конкурсов, праздников направленных на привлечение детей в досуговую деятельность объединения.





2 год обучения

1. Вводное занятие (2 ч.)

Теоретическая часть:

Задачи и учебно-тематический план обучения. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

Практическая часть:

Мини-выставка, показ изделий из соленого теста.

2. Подготовительный (6 ч.)

2.1. Основы работы с соленым тестом

Теоретическая часть:

Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, разминание, шлепанье, отщипывание. Подручные приспособления для работы с тестом.

Практическая часть:

Отработка приемов и способов лепки. Лепка по желанию воспитанников с целью выявления начальных способностей и навыков. Начальная диагностика навыков лепки.

2.2 Техника окрашивания, лакировки оформления изделий

Теоретическая часть:

- Закрепление приемов рисования: концом и всей кистью, «примакивание», «мазок», «штрих» и др. Смешивание красок. Понятия: «цвет», «оттенок», «палитра», «роспись». Виды красок, материалы и приспособления для рисования.

Прием лакировки: концом и всей кистью. Материалы и приспособления для лакировки.

Практическая часть:

- Отработка, закрепление приемов и техники рисования. Смешивание красок на палитре, рисование «радуги». Рисование по выбору воспитанников. Самостоятельное рисование воспитанников с целью выявления их способностей к изобразительной деятельности. Начальная диагностика навыков рисования;

- Отработка техники лакировки.


3. Изделия на основе шара (8 ч.)

3.1. Лепка изделий на основе шара (клоуны, кухонные украшения и др.)

Теоретическая часть:

Показ образцов. Последовательность лепки изделий на основе шара.

Способ формирования теста в шарик (катание на доске, на ладони). Приемы крепления деталей. Соразмерность частей изделий.

Практическая часть:

Лепка изделий на основе шара. Декорирование работ с помощью налепов, штампиков.

3.2. Роспись изделий на основе шара

Теоретическая часть:

Особенности росписи изделий на основе шара.

Практическая часть:

Роспись изделий на основе шара по собственным эскизам.

4. Изделия на основе конуса (8 ч.)

4.1. Лепка: маяк, сеновал, мельница и пруд и др.

Теоретическая часть:

Исходная форма конуса. Формирование изделия на основе конуса способом вытягивания. Полый конус-основа, неполый конус.

Практическая часть:

Лепка игрушек по имеющимся эскизам. Передача выразительных особенностей изделий.

4.2. Роспись изделий на основе конуса

Теоретическая часть:

Особенности росписи изделий на основе конуса.

Практическая часть:

Роспись изделий на основе конуса по собственным эскизам.

5. Изделия на основе пластины (20 ч.)

5.1. Лепка: чучело, букет, подводный мир, фотография моих друзей и др.

Теоретическая часть:

Понятия: «творческая работа», «оригинальность», «ценность», «фантазия».

Способ раскатки теста в пластину. Инструменты и приспособления, применяемые при лепке из соленого теста: стека, дощечка, спички, скалка, шаблоны.

Практическая часть:

Осмотр образцов, разбор последовательности лепки. Организация рабочего места. Раскатывание пластины. Вырезание по шаблону. Использование налепов, штампов. Декорирование изделий. Организация мини-выставки творческих работ.

5.2. Роспись изделий на основе пластины

Теоретическая часть:

Особенности росписи изделий на основе пластины.

Практическая часть:

Роспись изделий на основе пластины по собственным эскизам.


6. Цельные фигуры (12 ч.)

6.1. Лепка: корова, свиньи, гуси и др.

Теоретическая часть:

Показ образцов. Технология изготовления, сборки, способы резания.

Инструменты, материалы и приспособления.

Практическая часть:

Самостоятельная лепка изделий без приспособлений из одного и нескольких кусков теста. Моделирование, оформление изделия (корова, свиньи, гуси и др.)

6.2. Роспись изделий

Теоретическая часть:

Технология сушки, подрумянивания и глазурования изделий.

Практическая часть:

Сушка, подрумянивание и глазурование изделий различными способами.


7. Поделки из соленого теста в сочетании с природным материалом (шишки, желуди, семена растений, ракушки и др.) (24 ч.)


7.1. Старичок - лесовичок

Теоретическая часть:

Беседа о поделках из соленого теста в сочетании с природным материалом. Изготовление поделки на основе плоской лепешки. Декорирование изделия.

Практическая часть:

Лепка, моделирование, роспись изделия с использованием каркаса из еловой шишки. Дидактическая игра «Растительные узоры».

Практическая работа: лепка и роспись оформленного изделия.


7.2. Лягушонок

Теоретическая часть:

Показ образцов. Виды камней, речных камушек для изготовления поделки. Технология изготовления, сборки, способы соединения деталей. Инструменты, приспособления.

Практическая часть:

Лепка поделки (лягушонок) по имеющимся эскизам. Передача выразительных особенностей изделий. Роспись, покрытие лаком поделки.


7.3. Черепашка и лебедь

Теоретическая часть:

Показ образцов. Изготовление поделок на основе каркаса из скорлупы грецкого ореха. Моделирование, роспись изделий.

Практическая часть:

Лепка, оформление, роспись поделок по собственному замыслу.


7.4. Ежик из шишки

Теоретическая часть:

Изготовление поделки из соленого теста в сочетании с еловыми шишками. Декорирование изделия.

Практическая часть:

Лепка, моделирование, роспись изделия с использованием каркаса из еловой шишки.


7.5. Фоторамка с морскими мотивами

Теоретическая часть:

Виды рамок с морской тематикой. Способ изготовления рамок по шаблону. Понятия: «шаблон», «трафарет», «контур».

Практическая часть:

Лепка рамок, их украшение налепами из мелких орнаментальных деталей, ракушек, камней. Роспись, покрытие лаком.


7.6. Подсвечник.

Теоретическая часть:

Виды подсвечников, их назначение. Разнообразие оформления (бисер, камни, семена растений).

Практическая часть:

Лепка подсвечников, украшенных налепами из мелких орнаментальных деталей, стекляруса, бисера, семена растений. Сборка и роспись подсвечников.


8. Новогодние сюрпризы (12 ч.)

8.1. Елка на основе дисков

Теоретическая часть:

Беседа «История новогодней елки и игрушек». Новогодние елочные украшения сложной формы. Виды елочных украшений. Варианты оформления, росписи и крепления украшений сложной формы.

Практическая часть:

Лепка, роспись и оформление елки, игрушек, украшений различными материалами, использование блесток, бисера, стекляруса и цветного лака.


8.2. Фигурки Деда-Мороза и Снегурочки, Снеговика

Теоретическая часть:

Беседа «Дед Мороз у разных народов».

Практическая часть:

Изготовление каркасов из фольги, лепка с сочетанием природного материала и сборка составных частей фигурок Деда-Мороза, Снегурочки, Снеговика. Роспись и покрытие лаком готовых изделий.


8.3. Волшебная рождественская сказка

Теоретическая часть:

Беседа «Волшебство рождественской сказки».

Практическая часть:

Лепка рождественских символов, роспись и оформление по желанию воспитанников.


8.4. Рождественские игрушки

Теоретическая часть:

Беседа «История Рождества ». Символы Рождества. Виды материалов для оформления рождественских игрушек. Способы крепления материалов. Оформление подарков различными природными и декоративными материалами.

Практическая часть:

Лепка и роспись рождественских носочков, еловых веток, колокольчиков, плоских и объемных ангелочков и др. сувениров, по выбору воспитанников. Конкурс на самый оригинальный рождественский подарок.


8.5. Новогодняя композиция

Теоретическая часть:

Использование природного материала, элементов декора в изготовлении новогодних композиций.

Практическая часть:

Лепка, декорирование, роспись новогодних композиций по собственным проектам.


9. Плоские и объемные фигурки людей (20 ч.)

9.1. Изготовление плоских фигурок с помощью шаблонов «Восточные мотивы»

Теоретическая часть:

Использование шаблонов по восточной тематике. Закрепление понятий: «эскиз», «выкройка».

Практическая часть:

Изготовление головоломок в виде плоских изделий ( цветущая ветка сакуры, бабочка, колибри и фуксия и др.) с использованием шаблонов, трафаретов и по предварительному эскизу.


9.2. Изготовление объемных фигурок людей

Теоретическая часть:

Каркас. Виды каркасов. Способы крепления отдельных деталей объемных фигур. Моделирование, роспись объемных фигур.

Практическая часть:

Изготовление каркаса из фольги, лепка составных частей и сборка объемных фигур людей (цветочница, «люд на рынке», покупательницы, монах, торговцы рыбой, хозяйка, продавщица фруктов и др.), оформление композиции «В гостях у гномов».


10. Подарки и сувениры для дома (24 ч.)

10.1. Валентинки

Теоретическая часть:

История праздника Дня влюбленных. Символические сувениры влюбленных. «Валентинки» сложной формы. Декорирование изделий. Дидактическая игра-мозаика «Валентинки».

Практическая часть:

Лепка значков, кулонов, фоторамок в виде сердечек. Роспись и оформление сердечек различными способами. Составление эскиза «Валентинки» по собственному замыслу. Роспись, оформление декоративным материалом.


10.2. Венок счастья

Теоретическая часть:

Беседа «Венок счастья – символ щедрости». Виды венков. Закрепление способа раскатки теста в пластину. Инструменты и приспособления. Моделирование, декорирование изделия.

Практическая часть:

Лепка, соединение деталей разными способами с сочетанием декора (бисер, стеклярус, элементы природного материала). Роспись, оформление изделия по собственному замыслу.


10.3. Подарок защитникам Отечества

Теоретическая часть:

Беседа «Защитники России».

Практическая часть:

Изготовление, декорирование подарков по желанию и выбору воспитанников.


10.4. Божья коровка

Теоретическая часть:

Показ образцов. Последовательность изготовления поделки на основе платины. Роспись изделия.

Практическая часть:

Лепка, роспись поделки. Оформление изделия по собственному замыслу.


10.5. Панно «Дерево счастья»

Теоретическая часть:

Беседа «Дерево счастья для разных народов». Актуализация знаний по лепке панно. Композиционное построение панно. Декорирование изделия.

Практическая часть:

Лепка, роспись, покрытие лаком изделия. Оформление панно.


11. Изделия из окрашенного теста (24 ч.)

11.1.Сельский пейзаж (декоративная тарелки)
Теоретическая часть:

Показ образца. Беседа «Красота родного края». Инструменты, приспособления. Техника изготовления декорированной тарелки. Сборка, соединение деталей.

Практическая часть:

Изготовление окрашенного теста; тарелки. Дизайн с элементами природного материала по собственному замыслу.


11.2.Хоровод матрешек

Теоретическая часть:

Беседа «Наши любимые мамы и бабушки».

Практическая часть:

Изготовление подарков из окрашенного теста к 8 Марта «Хоровод матрешек» на основе пластины. Составление, оформление, дизайн изделий по собственному замыслу.


11.3. Чаепитие

Теоретическая часть:

Композиция «Чаепитие». Моделирование, дизайн сложной композиции. Дидактическая игра «Беседа за чаем».

Практическая часть:

Лепка самовара, блюдец, корзинки, хлебобулочных изделий из окрашенного теста. Оформление панно «Чаепитие» с использованием деревянной рамки сложной формы, кружева, тесьмы (коллективная работа).


11.4. Корзина с полевыми цветами

Теоретическая часть:

Показ образца. Технология лепки отдельных деталей и их сборка в изделие. Приспособления (деталь гелевой ручки, валики, фольга и др.)

Изготовление композиции на основе пластины. Сборка, оформление изделия. Практическая часть:

Лепка корзинки, бабочек, цветов и его украшение налепами из мелких орнаментальных деталей. Покрытие изделий лаком и оформление природным, декоративным материалом.


11.5. Объемные фигурки и буквы

Теоретическая часть:

Техника изготовления объемных фигурок, букв. Инструменты, приспособления. Моделирование.

Практическая часть:

Лепка, сборка, оформление изделий из окрашенного теста.


11.6. Лепка геометрических фигур

Теоретическая часть:

Поделки на основе геометрических тел (морковь, снеговик, поезд). Окружающий мир с помощью геометрических фигур.

Практическая часть:

Окрашивание теста пищевыми и натуральными красителями; изготовление поделок и мелких орнаментальных деталей из окрашенного теста на основе геометрических тел. Дизайн изделий по собственным эскизам.


12. Фантазия (8 ч.)

12.1. Пасхальные мотивы

Теоретическая часть:

Беседа «Великий праздник. Символы Пасхи». Техника изготовления пасхальных яиц, кулича, медальонов пасхальной темы.

Практическая часть:

Лепка и роспись пасхальных яиц, кулича на подставках с использованием каркаса из фольги. Роспись, дизайн изделий в сочетании с природным и декоративным материалом.


12.2. Миниатюры из соленого теста (нэцки)

Теоретическая часть:

Беседа «История нэцки». Изготовление объемных поделок и на основе пластины. Декорирование изделий.

Практическая часть:

Лепка, оформление, декорирование поделок.


12.3. Домино «Животные»

Теоретическая часть:

Игра - домино «Животные». Изготовление квадратиков на основе пластины. Роспись, лакировка, дизайн изделий.

Практическая часть:

Лепка на основе пластины. Дизайн изделий по собственному замыслу.


12.4 . Композиции ко дню Победы

Теоретическая часть:

Беседа «День Победы! Победителям, Ура!». Техника лепки военных эмблем, военной техники, фигурок солдат и т.д.

Практическая часть:

Лепка военных эмблем, военной техники, изготовление композиции ко Дню Победы по собственным эскизам.


13. Панно и композиции (24 ч.)

13.1. Композиции на тему: «По страницам любимых сказок»

Теоретическая часть:

Сложные композиции и панно на тему «По страницам любимых сказок».

Понятия: «сюжет», «иллюстрация», «персонаж», «замысел», «творческая работа».

Практическая часть:

Лепка композиций и панно по выбранной сказке (составление эскиза, изготовление шаблонов, лепка заготовок – составных частей изделий, раскрашивание и соединение деталей в единую композицию, оформление и декорирование панно в рамку).


13.2. Итоговое занятие «Тесто и фантазия»

Практическая часть:

Беседа «Мир насекомых». Приспособления ручного труда. Показ образцов «гусеница», «пчелка», «бабочка» на основе колбасок, полосочек. Декорирование готового изделия.

Организация выставки детских работ «Достижения нашего кружка».

Награждение победителей выставки.


14. Предметно – практическая деятельность. (12 ч.)

Практическая часть:

Подготовка и участие в выставках, конкурсах.

  • участие в выставках, посвященных «День знаний», «День матери», «День выпускника»;

  • районные выставки Северного округа:

«День детства», «Праздник цветов»;

  • выставки ЦВР «Подросток»: «Золотая осень», «Вифлеемская звезда», «Символ Отчизны», «Пресвятое Христово Воскресенье», «Салют Победы»;

  • городские выставки: «Творенье детских рук прекрасно», «Кукла родом из детства»;

областные выставки «Мастера и подмастерья», «Оренбуржье».

15. Познавательно-развивающая деятельность (12 ч.)

Практическая часть: Организация и проведение различных бесед по гражданско-патриотическому воспитанию, игровых программ, конкурсов, праздников направленных на привлечение детей в досуговую деятельность объединения.



IV. Методическое обеспечение образовательной программы

Образовательный процесс по данной программе строится по принципу «от простого к сложному». Основная задача педагога состоит в том, чтобы сделать занятия интересными. Важно создать ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок имел желание выполнить задание. Необходимо создать творческую атмосферу в детском коллективе, чтобы работа в нем приносила удовольствие.

С первых дней обучения в творческом объединении надо настраивать ребенка на результат, чтобы он мог гордиться своими достижениями. Таковы условия успешности в проведении занятий, организации учебно-воспитательного процесса в целом.

Чтобы сохранить интерес детей к занятиям в течение всего курса обучения необходимо использовать различные типы занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. В зависимости от поставленных задач, используются различные методы обучения. По виду: словесные, наглядные, практические, по характеру деятельности воспитанников на занятии: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, по способу изложения материала - индуктивный, дедуктивный. Занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Для развития самостоятельности, творческой активности и самореализации учащихся помимо стандартных занятий по декоративно-прикладному творчеству целесообразно использование занятия-игры, занятия-викторины, занятия-экскурсии, занятия-выставки, творческих отчетов. На занятиях-выставках воспитанники получают возможность не только представлять свои поделки, но и побывать в роли гида, а также зрителя. Творческие отчёты включают в себя организацию авторских выставок детей. Использование нетрадиционных форм занятий необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся с помощью поддержания и развития интереса ребёнка к декоративно-прикладному творчеству, а также создания условий для психологической разгрузки детей. Для развития коммуникативных качеств учащихся используются такие методы, как беседа, диалог, монолог. Познавательный интерес стимулируется просмотром образцов изделий из бумаги, выполненных в различных техниках. Творческой активности учащихся способствует разнообразие видов деятельности на занятии.

Основное место на занятиях отводится практической части, которая включает в себя проработку эскизов изделий, лепку и роспись. На первых занятиях каждого раздела программы дети выполняют работы по образцу, чтобы «набить» руку, выработать умения и навыки. Затем, на последующих занятиях, особенно в творческих мастерских, поделки изготавливаются по их собственным эскизам. Это способствует развитию фантазии, творческого воображения, воспитанию творческого отношения к делу.

Педагогу следует поощрять смелость учащихся в поисках новых форм и декоративных средств при создании художественного образа, проявление фантазии и творческого воображения в оформлении изделий.

Выполнение самостоятельных заданий должно способствовать развитию познавательной активности детей, усиливать их эстетическое восприятие, развивать художественный вкус и творческие способности.

Важную роль при объяснении нового материала играет показ образцов изделий. Педагогу необходимо научить учащихся правильно использовать их в своей работе. Важно объяснить детям, что не следует точно повторять образец в своей работе, что надо искать другие выразительные средства, творить самому, изменять и совершенствовать формы и декор изделий.

В связи с тем, что обучение по данной программе осуществляется с детьми 1-4 классов, выполнение задания будет неравномерным по времени. В этом случае педагогу необходимо разнообразить формы работы с детьми. Помимо групповой формы организации занятия, необходимо использовать индивидуальную работу с детьми. Очень важен в организации воспитательного фона занятия пример для учащихся. Бывает очень полезным показ одной из работ детей в качестве примера, чтобы наглядно показать как надо правильно выполнить тот или иной этап работы над поделкой.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов занятия. Необходимо предостеречь педагога от чрезмерно критических высказываний в адрес детей. Это может вызвать нежелание посещать творческое объединение, вселит неуверенность в учащихся. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер и вместе с тем, содержать в себе авансирование успеха, чтобы вселить уверенность в ребенке. Наиболее эффективной формой оценки в творческом объединении является выставка. Коллективные просмотры работ способствуют формированию опыта детей по объективной оценке не только своих работ, но и работ товарищей, воспитывают способность радоваться не только своей, но и удаче всего коллектива.

Очень важным этапом в художественно творческом развитии детей является работа в творческих мастерских. Каждая тема программы «Волшебное тесто» заканчивается данной формой проведения занятий. Работа в творческих мастерских включает в себя элементы работы над индивидуальным творческим проектом. В первую очередь – это создание эскизов изделия, образных и конструктивных, где ребята могут проявлять свою фантазию, выдумку, творческое воображение. Затем изготовление изделий по собственным эскизам. Завершающим этапом является самоанализ продуктов своей деятельности.

В учебно-творческой деятельности очень важен настрой учащегося и педагога. Педагог в данном случае выступает как единомышленник, а не только как руководитель учебного процесса. Чтобы воспитанники поверили в собственные силы и творческий потенциал, необходимо использовать такие методы воздействия, как авансирование и ситуации успеха, поощрение, убеждение. Для развития самостоятельности, творческой активности и самореализации учащихся помимо стандартных занятий по декоративно-прикладному творчеству целесообразно использование занятия-игры, занятия-викторины, занятия-экскурсии, занятия-выставки, творческих отчетов. На занятиях-выставках воспитанники получают возможность не только представлять свои поделки, но и побывать в роли гида, а также зрителя. Творческие отчёты включают в себя организацию авторских выставок детей. Использование нетрадиционных форм занятий необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся с помощью поддержания и развития интереса ребёнка к декоративно-прикладному творчеству, а также создания условий для психологической разгрузки детей. Для развития коммуникативных качеств учащихся используются такие методы, как беседа, диалог, монолог. Познавательный интерес стимулируется просмотром образцов изделий из бумаги, выполненных в различных техниках. Творческой активности учащихся способствует разнообразие видов деятельности на занятии.

Применение элементов метода проектов в обучении побуждает воспитанников к самоактуализации, к самообучению, к развитию творческой активности, к самореализации в деятельности (не может не творить). В соответствии с этим образуется цепочка в непрерывности образования личности, основными этапами которого является этапы освоения репродуктивной, продуктивной и творческой (креативной) деятельности.

В целях сохранения здоровья детей на занятиях, необходимо проводить не только физпаузы, но и беседы, акции, направленные на профилактику вредных привычек и заболеваний (алкоголь, курение, наркомания и т.д.).

В качестве методов воспитания используются: объяснение, убеждение, пример, воспитывающие ситуации, создание ситуации успеха. К используемым методам стимулирования и мотивации следует отнести поощрение, одобрение, соревнование.

На занятии важно создавать для учащихся комфортную психологическую обстановку.

Создание ситуации успеха очень важно для преодоления страха участия в конкурсах, выставках и других мероприятиях. Удача часто приводит к существенным изменениям в психике ребёнка, меняется самооценка, укрепляется вера в себя, увеличивается работоспособность.

Испытываемые учащимся вдохновение, радость открытия, самовыражение, чувство удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствуют его самостоятельному обращению к жанрам декоративно-прикладного творчества, формируют устойчивый интерес к нему.

В целях сплочения коллектива, воспитания чувства коллективизма, психологической разгрузки, развития у детей организаторских способностей необходимо проводить массовые мероприятия, особенно в каникулярное время.

Формы подведения итогов по каждому разделу

Для отслеживания уровня усвоения каждого раздела и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс используются следующие формы подведения итогов:

- собеседование, тестирование, анализ, занятия контроля знаний, умений и навыков;

- конкурсы, выставки на разных уровнях – Центра, города;

- диагностика ЗУН и В (входная диагностика (в начале учебного года.) приложения 1-3; текущая (в течении года.) приложение 4; итоговая (в конце полугодия и учебного года) приложения 5-7).


Условия реализации программы

В творческое объединение «Волшебное тесто» принимаются все желающие заниматься декоративно-прикладным творчеством.

Для данной программы характерна вариативность и гибкость. Педагог может менять соотношение пропорций блоков, тем занятий, количество часов на занятиях, как для всего объединения, так и для отдельной группы в зависимости от возраста детей, их развития, навыков, знаний, интереса к занятиям, степени усвоения материала.


Психолого-педагогические условия

субъект-субъектноевзаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме;

организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для детей, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации;

развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности и продуктов своего труда;

организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта;

взаимодействие со школой и семьёй.


Валеологические условия

В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен строить занятия с учётом возрастных особенностей ребёнка, физкультминуток и чередования видов деятельности.

Валеологическим сопровождением образовательно-воспитательного процесса в творческом объединении служат эффективные средства и методы работы по оздоровлению детей:

новые здоровьесберегающие технологии (эстетотерапия, сказкотерапия);

использование игровых методик, творческих видов деятельности, смены видов работ;

контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на занятиях и при выполнении домашних заданий.


Санитарно-гигиенические условия

Воздушно-тепловой и световой режим, соответствие нормам СанПина, количество посадочных мест, мебели, инвентаря, и т.д.

Воздушно-тепловой режим в помещении:

Температура воздуха в комнате 18-19 градусов;

Относительная влажность воздуха 30-70%;

Скорость движения воздуха 0,2 – 0,4 м/сек (определяется специалистом);

Минимальная площадь на 1 ребенка 2 – 2,5 кв.м

Световой режим в учебном помещение: мощность искусственного освещения – 150 люкс (простой способ определения освещенности: если ребенок свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии 50 см от глаз, значит освещенность – достаточная).

Требования к посадочным местам:

Целесообразна прямая посадка c легким наклоном вперед;

Расстояние до глаз от изучаемого объекта должно быть равно длине предплечья и кисти c вытянутыми пальцами;

Нога согнута во всех суставах под прямым углом.


Условия безопасной жизнедеятельности:

Соблюдение правил охраны труда детей и правил противопожарной безопасности, с которыми педагог обязан знакомить детей в соответствии с инструкциями, которые даны в приложении к программе.


Материально-техническое обеспечение:

Наличие кабинета, оборудованного в соответствии c требованиями СанПина;

Наличие необходимых инструментов, оборудования и материалов (тесто, стеки, гуашь, бумага и т.д.);


Методическое обеспечение:

Дидактический, методический и наглядный материалы;

Учебная литература для учащихся.

V. Список литературы

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань, 2009.

  2. Величко Н. Роспись изделия. – М.: Аст-Пресс, 2009.

  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделал из глубины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 2008.

  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.:Просвещение, 2011.

  6. Меняеева Н.М. Формулирование общекультурных умений школьников (поведенческий аспект). – Оренбург, 2000.

  7. Немов Р.С. Психология образования. – М., 2011.

  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под редакцией Асмолова А.Г. – М., 2011.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008.

  10. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2005.

  11. Хапанова Н.Б. Соленое тесто. – М.: Аст-Пресс, 2007.

  12. Хохлома. Серия «Народные промыслы». – М.: Околица, 2007.


Список литературы для детей.


  1. Белова Н. Веселая компания.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.: Издательский дом «Нева», ООО «Валери СПД», 2008.

  2. Гуляева В., Доданова Е. Синяя птица. – М.: Малыш, 2001.

  3. Лежнева С.С., Булатова И.Н. Сказка своими руками, - 3-е изд. – Мн.: Полыми, 2005.

  4. Лебедева А.И. Умелые руки не знают скуки. – М.: Малыш, 2009.

  5. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2005.

  6. Хапанова Н.Б. Соленое тесто. – М.: Аст-Пресс, 2007.

  7. Чурзина Н.О. Игрушки своими руками. – М.:Олма-Пресс; С-Пб изд. Дом «Нева», 2009.

VI. Приложения

Приложение 1

Тест – анкета

для обследования предрасположенности

ребёнка к художественному творчеству.

Цель: выявление интереса и предрасположенности к декоративно-прикладному творчеству.

Инструкция: На вводном занятии педагог предлагает детям ответить на несколько вопросов анкеты (используя технологию Хаана и Кафа.)

Ответы оцениваются «+» или « - » и заносятся в таблицу

Вопросы:

  1. К каким видам деятельности ты обращаешься,если хочешь выразить своё настроение?

    1. а) лепке; б) рисунку; в) вязанию; г) вышивке; д) шитью; е) плетению; ж) другие виды: спорт, музыка, и т.д.

  2. Что ты любишь изображать в своих рисунках?

    1. а) людей; б) природу; в) животных; д) предметный мир (быт).

  3. Назови ФИО известных тебе художников, скульпторов, архитекторов и если знаешь, назови их произведения.

ФИО ребёнка

Прибегает к видам изобразительного искусства, чтобы выразить своё настроение

(ответы на 1 вопрос)

В своих работах отображает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуации и не зацикливается на изображении чего-то удавшегося.

Знаком с произведениями искусства и их авторами. Проявляет интерес к ним.

1

+

+

+

2

+

+

--

3

+

--

--

И т.д.

+

--

+

Высокий уровень: +++ Проявляет интерес к произведениям искусства и имеет художественные способности.

Средний уровень: ++ Имеет художественные способности, но необходимо повысить интерес к теории искусства.

+-+Проявляет художественные способности и интерес к искусству, воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Низкий уровень: +-- Проявляет худ.способности, но необходимо воспитывать эстетическое отношение к действительности и повысить к интерес теории искусства

По данным входной диагностики педагог может предварительно сделать анализ уровня подготовки детей и внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Приложение 2


Вводное тестирование

I год обучения


Тест: На определение творческого потенциала учащихся:


Инструкция: Нанесите на лист несколько клякс. Дорисуйте кляксы до узнаваемых образцов. Будет хорошо, если удастся объединить образцы в единую картинку.


Обработка результатов:

Высокий уровень - 3б - кляксы дорисованы и объединены в единую картину;

Средний уровень - 2б – нарисованы более 2 клякс;

Низкий уровень - 1б – дорисована 1 клякса.


Тест: «Что мы знаем»:


Цель: Получить информацию для определения результативности процесса обучения учащихся.


Обработка результатов:

За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.

9б – высокий уровень;

6б – средний уровень;

3б – низкий уровень.


Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы.


Вопросы:

Назовите цвета спектра (цвета радуги).

Как называется жанр изобразительного искусства, где изображается лицо человека?

Назовите холодные цвета?

Как называется рисунок, выполненный из различных кусочков бумаги, ткани?

Что такое оригами?

Перечислите жанры изобразительного искусства.

Как называется картина, на которой изображена природа?

Как называется простейшее изображение предмета?

Какой материал изготавливают из древесной массы?


Приложение 3


Тест: «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В.Байбородова


Цель: Выявление мотивов учащихся в деятельности.


Инструкция: учащимся предлагается определить, что в какой степени привлекает их в сомнительной деятельности.

Для ответа используется шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.


Вопросы:

  1. Интересное дело

  2. Общение

  3. Помощь товарищам

  4. Возможность помочь

  5. Творчество

  6. Приобретение новых знаний

  7. Возможность руководить другими

  8. Участие в делах коллектива

  9. Заслужить уважение товарищей

  10. Сделать доброе дело

  11. Выделиться среди других

  12. Выбрать у себя определенные черты характера.


Приложение 4


Цель: Выявление уровня знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста.

Инструкция: При проведении итогового контроля за полугодие или год педагог проводит контрольный срез, используя при этом такие методы, как наблюдение и анализ. Данные заносятся в таблицу:

/п

ФИО ребенка

Организация

рабочегоместа

Соблюдение

техники безопасности

Навыкиработысинструментами

Качество и аккуратность изделия

Самостоятельность при выполнении задания

Творческое

отношение к делу










Обработка результатов:

Критерии контрольных срезов по ДПТ:

  1. Организация рабочего места:

  1. (балл) – не умеет организовывать;

  2. организация слабая;

  3. видит ошибки, может исправить;

  4. четкая организация.

  1. Соблюдение Т/Б:

  1. (балл) – нельзя допускать к самостоятельной работе;

  2. знания не прочные, необходимо напоминать;

  3. знания не прочные, контролирует сам;

  4. соблюдает постоянно, самоконтроль.

  1. Навыки работы с инструментами и материалами:

  1. (балл) – не владеет, необходим контроль;

  2. делает ошибки, нужна помощь;

  3. допускает ошибки, оправляется сам;

  4. имеет хороший навык работы.

  1. Качество и аккуратность изделия:

  1. (балл) – не соответствует изделие образцу;

  2. серьезные недочеты, требует корректировки;

  3. мелкие недочеты, легко устранить;

  4. работа выполнена правильно.

  1. Самостоятельность:

  1. (балл) – не справляется с заданием, требует помощи;

  2. часто обращается за помощью;

  3. работает самостоятельно, иногда обращается за помощью;

  4. уверенно выполняет задание.

  1. Творческое проектирование:

  1. (балл) – работает по образцу, обращается за советом;

  2. работает по образцу;

  3. в ходе работы вносит творческие идеи;

  4. творчески работает и оказывает помощь другим.


24 – 19 б – высокий уровень ЗУН

18 – 12 б – средний уровень ЗУН

11 – 6 б – низкий уровень ЗУН

Приложение 5


Диагностика обученности, развития и воспитанности


Цель: Выявление уровня познавательного интереса к творческой деятельности, развитие любознательности ЗУНов и развития творческой активности.

Инструкция: При проведении итоговой диагностики (за полугодие и год) педагог проводит диагностирование воспитанников, при этом используя такие методы как наблюдение, собеседование и анализ. Данные заносятся в таблицу, при этом педагог ориентируется на критерии показателей.


Критерии показателей уровня обученности воспитанников


Уровни

Показатели

Познавательныйинтерес, развитие любознательности

Качество специальных ЗУН

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности

Совершенствования (1)

Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию.

Допрофес-сиональная подготовка.

Распознают и оценивают свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Высокий уровень включенности в художественный образ. Ненасыщаемая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства.

Участие в конкурсах, значительные результаты на уровне города, области, России.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладаеторигинальностьюмышления, способностью рождения новых идей.

Освоения (2)

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Ведущие мотивы:

Познавательный.

Общения.

Добиться высоких результатов.

Овладение специальными знаниями, умениями и навыками.

Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведения искусства.

Значительные результаты на уровне района и города.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Начальный (3)

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Владение основами специальных знаний.

Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда.

Активное участие в делах отдела, учреждения.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решить способен, но при помощи педагога.

Подготовительный (4)

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный кратковременный.

Знакомство с образовательнойобластью.

Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства.

Пассивное участие в делах объединения.

Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказываетсяотпоручений и заданий.


Результаты педагогической диагностики

творческого объединения

«Волшебная мастерская» гр. №


ФИО

Показатели

Познавательный интерес, развитие любознательности

Качествоспециальных ЗУН

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности


от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.


Обработка результатов:


Совершенствования и освоения – высокий уровень – от 20 до 25 б.

Начальный – средний уровень – от 15 до 19 б.

Подготовительный – низкий уровень – от 5 до 14 б.


Приложение 6


Диагностическая карта

«Оценка уровня воспитанности обучающихся»


Цель: Выявление уровня воспитанности обучающихся.

Инструкция: При проведении итоговой диагностики воспитанности, основным методом является – метод наблюдения. Свои пометки педагог заносит в диагностическую карту.




п/п

Фамилия, имя

воспитанника

Качества личности

Общий балл

Трудолюбие, терпение

Добросовестность, умение доводить начатое дело до конца

Аккуратность

Ответственность, сознательность, дисциплинированность

Коммуникабельность, активность

Честность

Доброжелательность



При подведении итогов используется шкала:


Баллы

Критерииоценки

К-во

баллов

Уровни

К-во

воспитанников

4 балла

Качество проявляется

22-28

Высокий

уровень


3 балла

Качество больше проявляется, чем не проявляется

15-21

Средний

уровень


2 балла

Качество не проявляется

14

Низкий уровень


Выводы:

Дополнительная образовательная программа "Волшебная мастерская" (лепка из соленого теста)
  • Другое
Описание:

Данная программа составлена в соответсвии со всеми требованиями, которые диктует нам современное образование.

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она способствует воспитанию художественного вкуса, развитию трудовых умений и навыков при изготовлении изделий из солёного теста: игрушек, панно, сувениров.

Программа ориентированна на воспитанников возрастной кактегории  9-15 лет. Срок реализации - 2 года.

Программа содержит календарно-тематическое планирование. метоы оценивания, а так же цели и задачи программы. Методы работы.

Приложение собержит тестирования, направленные на выявление воспитанности и обученности, диагностики и таблицы.

Автор Новичкова Ольга Сергеевна
Дата добавления 05.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 3939
Номер материала 55696
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓