Дополнительная образовательная программа
«Мое село в истории страны»
1.Пояснительная записка:
Источники составления программы:
·
Конституция Российской
Федерации;
·
Закон об образовании РФ от
10.12.2001 г.,
·
Закон «О ветеранах» от
24.12.2002 г.
·
Закон «О днях воинской
славы России» от 13.03.1995 г.
·
Государственная программа
“Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы”;
·
Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;
·
Письмо Министерства
образования Российской Федерации №13–51–28\13 от 02.04.2002. «О повышении
воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном
учреждении»
·
Устав МБОУ Погроминская
средняя общеобразовательная школа Тоцкого района
Направленность программы:
- Формирование патриотического сознания
- Формирование гражданского поведения и правовой культуры
- Формирование коммуникативной культуры
- Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской
деятельности
- Формирование опыта социально-значимой деятельности
Новизна, актуальность, педагогическая
целесообразность:
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и
негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны
усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни,
Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на
духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.
С другой стороны, в последние годы падает
уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют
нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости
культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между
старшим и молодым поколением.
Становление гражданского общества и правового государства в
нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и
патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения
гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности
реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то
же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих
условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только
социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический,
военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа
личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и
деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы,
собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование
такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и
политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Программа призвана обеспечить
ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического
воспитания.
Ведущая идея программы - общая культура
личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой
российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.
Цели программы:
- совершенствование системы патриотического
воспитания учащихся, формирование высокого патриотического сознания школьников,
верности Отечеству как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи программы:
- научить учащихся
самостоятельно работать с источниками, добывать знания;
- воспитывать интерес
к истории страны через знакомство с историей родных мест и биографиями близких
людей;
- учить навыкам
общения, публичных выступлений, оформления творческих работ;
- формировать навыки
оформления полученных материалов в экспозиции школьного музея;
- воспитывать в детях
понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитывать
уважение к традициям своего народа и чувство гордости за многовековую историю
России, воспитание патриотизма
- проведение научно-обоснованной, управленческой и
организаторской деятельности по созданию условий для эффективного
патриотического воспитания школьников;
- утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей,
взглядов, убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России, к
традициям, повышения престижа военной службы.
Возраст детей, участвующих в реализации
программы: 12-18 лет
Принципы обучения детей в программе
Ø Индивидуализация обучения
Ø Принцип опережающего обучения.
Ø Принцип комфортности в любой деятельности.
Ø Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для
реализации способностей учащихся.
Ø Принцип развивающего обучения.
Формы и режим занятий: система дополнительных занятий 2 раза в неделю
Программа реализуется
на базе историко – краеведческого музея МБОУ Погроминская СОШ. Программа
предусматривает теоретические и практические занятия. Основными формами и
методами работы в музее, проведение экскурсий, поисково-исследовательская
деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных
мероприятий, составление родословной своей семьи, проектная деятельность.
Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом
жителей Тоцкого района. Посещение жителей села, встречи и беседы с ними дают
опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных
мероприятий, конкурсов и викторин позволяют сделать школьный музей важным
средством учебно-воспитательного процесса в школе, а у детей воспитывают
ответственность, развивают организаторские навыки и самостоятельность,
расширяют их кругозор. Составление летописи села и школы, родословной своей
семьи воспитывают понимание того, что человек не одинок, у него глубокие и давние
корни на этой земле. Эта работа также показывает важность описания происходящих
сегодня событий, которые в скором времени станут нашей историей.
Ожидаемые результаты и способы
определения их результативности:
Программа призвана помочь осмыслить
ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию
собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.
Внешние
результаты реализации программы:
– достижения ребят на районных, областных, всероссийских и
международных конкурсах и научно практических конференциях;
– устойчивый интерес к краеведению (в том числе увеличение посещений музея,
проводимых в нем мероприятий);
– постоянное развитие музея (увеличение материалов, экспонатов, обновление
экспозиций);
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
– отзывы о работе музея.
Внутренний результат: положительные изменения, происходящие в личности ребенка,
саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей
профессиональной направленности.
Диагностика
реализации программы:
– эссе “Музей в моей жизни”;
– наблюдения;
– мониторинг администрации школы;
– анкетирование;
– собеседование с учащимися.
Формы подведения итогов реализации
программы: увеличение количества участников кружка,
занявших призовые места в конкурсах, конференциях и иных мероприятиях .
2.Учебно-тематический план:
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
Дата проведения
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Как написать реферат
|
1
|
1
|
|
|
|
Тема 1.
Далекое прошлое нашего села
|
13
|
|
|
|
3
|
Наш край с древности до середины 18 века
|
1
|
1
|
|
|
4
|
Заселение Оренбургского края во второй половине 18-19 вв
|
1
|
1
|
|
|
5
|
Население и экономическое развитие Оренбургской земли во
второй половине 18-19 вв.
|
1
|
1
|
|
|
6-7
|
История улиц села Погромного
|
2
|
1
|
1
|
|
8
|
Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20 вв.
|
1
|
|
1
|
|
9
|
Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20 вв.
|
1
|
|
1
|
|
10
|
Народное прикладное искусство нашего села
|
1
|
|
1
|
|
11
|
Русская изба
|
1
|
|
1
|
|
12
|
Старинные обряды и праздники нашего села. Зимний цикл
|
1
|
|
1
|
|
13
|
Старинные обряды и праздники нашего села. Весенний цикл
|
1
|
|
1
|
|
14
|
Старинные обряды и праздники нашего села. Летний цикл
|
1
|
|
1
|
|
15
|
Старинные обряды и праздники нашего села. Осенний цикл
|
1
|
|
1
|
|
16-17
|
Моя родословная
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Тема 2.
Духовное развитие нашего села
|
7
|
|
|
|
18
|
История религий в Погромном. Православие
|
1
|
1
|
|
|
19
|
Экскурсия в церковь Николая Чудотворца.
|
1
|
|
1
|
|
20
|
Жемчужина Погроминского края – Французский дол.
|
1
|
1
|
|
|
21
|
Погромное многонациональное.
|
1
|
|
1
|
|
|
Тема 2.
Погромное в 1917 - конце 1930-х гг.
|
9
|
|
|
|
22
|
Отзвуки Октябрьской революции в Погромном
|
1
|
1
|
|
|
23
|
Гражданская война в Погромном
|
1
|
1
|
|
|
24
|
Герои гражданской войны нашего края
|
1
|
|
1
|
|
25
|
Памятники гражданской войны в Погромном
|
1
|
|
1
|
|
26
|
Коллективизация в Погромном
|
1
|
1
|
|
|
27
|
Имена погроминцев в истории колхозного движения
|
1
|
|
1
|
|
28-29
|
Далекий 1937-й г.
|
2
|
1
|
1
|
|
30
|
Моя семья в 1917-1930 гг.
|
|
|
|
|
|
Тема 3
Погромное в годы Великой Отечественной войны
|
15
|
|
|
|
31
|
Погромное в первые дни войны
|
1
|
1
|
|
|
32
|
Погроминцы – участники битвы за Москву
|
1
|
|
1
|
|
33
|
Он защищал Сталинград
|
1
|
1
|
|
|
34
|
На Курской огненной дуге
|
1
|
|
1
|
|
35
|
Они дошли до Берлина
|
1
|
1
|
|
|
36
|
Погроминцы – Герои Великой войны
|
1
|
1
|
|
|
37
|
Они учились в нашей школе
|
1
|
1
|
|
|
38
|
Учителя – участники Великой отечественной войны
|
1
|
1
|
|
|
39
|
Женщины Погромного – участницы Великой Отечественной
войны
|
1
|
1
|
|
|
40
|
Юность, опаленная войной
|
1
|
1
|
|
|
41
|
Никто не забыт, ничто не забыто
|
1
|
|
1
|
|
42
|
Погромное – тыл в годы Великой Отечественной войны
|
1
|
1
|
|
|
43
|
Открытие памятника павшим героям в Погромном
|
1
|
1
|
|
|
44
|
Они ковали Победу!
|
1
|
|
1
|
|
45
|
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
|
1
|
|
1
|
|
|
Тема 4.
Погромное во второй половине 20 – начале 21 вв.
|
27
|
|
|
|
46
|
Погромное в послевоенное время
|
1
|
|
|
|
47
|
История предприятий Погромного
|
1
|
|
1
|
|
48
|
История предприятий Погромного
|
1
|
|
1
|
|
49
|
История нашей школы
|
1
|
1
|
|
|
50
|
Учителя нашей школы.
|
1
|
|
1
|
|
51
|
Наши медалисты
|
1
|
|
1
|
|
52
|
История пионерского движения в нашей школе
|
1
|
|
|
|
53-54
|
История улиц села Погромное
|
2
|
1
|
1
|
|
55
|
Почетные граждане Тоцкого района
|
2
|
1
|
1
|
|
56
|
Наши знаменитые земляки
|
1
|
|
1
|
|
57
|
Погроминцы – участники Афганской войны 1979-1989 гг.
|
1
|
1
|
|
|
58
|
Погроминцы – участники Чеченской войны
|
1
|
|
1
|
|
59-60
|
Время выбрало нас
|
2
|
1
|
1
|
|
61
|
Социально - экономическое развитие современной Погромного
|
1
|
1
|
|
|
62
|
Политическое развитие современного Погромного
|
1
|
1
|
|
|
63
|
Символы Оренбургского края и Погромного
|
1
|
|
1
|
|
64
|
Культурное развитие современного Погромного
|
1
|
|
1
|
|
65-66
|
Достопримечательности нашего села
|
2
|
|
2
|
|
67
|
Моя семья во второй половине 20 – начале 21 вв.
|
1
|
|
1
|
|
68-72
|
Итоговая конференция
|
5
|
|
5
|
|
3. Содержание изучаемого курса:
№
|
Тема
|
Содержание
|
1
|
Введение
|
Что изучает историческое краеведение? Сведения об истории
Погромного. Роль Погромного в истории страны, Оренбургского края.
|
2
|
Как написать реферат
|
Изучение памятки – алгоритма для написания реферата
|
Тема 1. Далекое прошлое нашего
села
|
3
|
Наш край с древности до середины 18 века
|
Наш край в древности. Наш край в средние
века. Наш край в 16 - сер.18 вв.
|
4
|
Заселение оренбургского края во второй половине 18-19 вв
|
Основание Погромного и сел Тоцкого района.
|
5
|
Население и экономическое развитие погроминской земли во
второй половине 18-19 вв.
|
Население Погромного во вт.п.18-19 вв. Основные
занятия жителей Погромного и сел района
|
6
|
История улиц села Погромного
|
История моей улицы. Презентации учащихся
|
7
|
Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20 вв.
|
Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20
вв.
|
8
|
Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20 вв.
|
Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20
вв.
|
9
|
Народное прикладное искусство нашего села
|
Народное прикладное искусство нашего села.
|
10
|
Русская изба
|
Русская изба: облик, мебель, утварь,
убранство. Внеклассное мероприятие
|
11
|
Старинные обряды и праздники нашего села. Зимний цикл
|
Празднование Нового года, Рождества,
Крещения и Святок в Погромном. Презентации учащихся
|
12
|
Старинные обряды и праздники нашего села. Весенний цикл
|
Празднование Масленицы, Пасхи в Погромном.
Презентации учащихся
|
13
|
Старинные обряды и праздники нашего села. Летний цикл
|
Празднование Ивана Купалы, Троицы в
Погромном. Презентации учащихся
|
14
|
Старинные обряды и праздники нашего села. Осенний цикл
|
Свадебный обряд . Внеклассное мероприятие
|
15
|
Моя родословная
|
Моя родословная. Защита проекта
|
Тема 2. Духовное развитие нашего села
|
16
|
История религий в Погромном. Православие
|
История православия в Погромном и районе.
Старообрядцы в нашем крае. Православные храмы в Погромном и их судьба.
Православие в Погромном сегодня. Экскурсия в церковь
|
17
18
19
|
Экскурсия в церкви села Погромное
|
Беседа со священником
|
20
|
Погромное многонациональное
|
Защита проекта «Национальные ценности моей
семьи»
|
Тема 3. Погромное в 1917 - конце 1930-х гг.
|
21
|
Отзвуки Октябрьской революции в Погромном
|
Февральская и октябрьская революции в России
и их отзвуки в оренбургской губернии и в Погромном. Образование волисполкома
и комбеда в селе.
|
22-23
|
Гражданская война в Погромном
|
События гражданской войны в селе. Боевые
действия в Погромном и селах района. Экскурсия в музей
|
24
|
Герои гражданской войны нашего края
|
Силин А.Ф.
|
25
|
Памятники гражданской войны в Погромном
|
Экскурсия к памятникам гражданской войны в селе
|
26
|
Коллективизация в Погромном
|
Образование колхозов в Погромном и районе.
Первые годы колхозного движения: успехи и трудности. Образование совхоза
«Свободная жизнь». Жизнь и быт колхозников. Экскурсия в музей
|
27
|
Имена погроминцев в истории колхозного движения
|
Доклады – презентации учащихся о погроминцах
– деятелях колхозного движения.
|
28
29
|
Далекий 1937-й г.
|
Погромное накануне Великой Отечественной
войны. Сталинские репрессии в оренбургском крае. Погроминцы, репрессированные
в 1930-е гг.
|
3031
|
Моя семья в 1917-1930 гг.
|
Защита проекта «Моя семья в 1917-1930 гг.»
|
Тема 4. Погромное в годы Великой
Отечественной войны
|
32
|
Погромное в первые дни войны
|
Анализ статей из СМИ о Погромном в дни
войны.
|
33
|
Погроминцы – участники битвы за Москву
|
Погроминцы – участники битвы за Москву.
|
34
|
Они защищали Сталинград
|
Погроминцы – участники Сталинградской битвы.
|
35
|
На Курской огненной дуге
|
Погроминцы – участники битвы на Курской
дуге.
|
36
|
Они дошли до Берлина
|
Погроминцы, закончившие войну в Берлине.
Доклады учащихся
|
Тема 5. Погроминцы – Герои Великой войны
|
37
|
Они учились в нашей школе
|
Учащиеся нашей школы, погибшие на фронтах
Великой Отечественной войны.
|
38
|
Учителя – участники Великой отечественной войны
|
Зайцев Ф.Г., Хардин Ф.М., Барсуков В.И. и
др.
|
39
|
Женщины Погромного – участницы Великой Отечественной
войны
|
Дунилина М.К., Выленок Е.М.
|
40
|
Юность, опаленная войной
|
Погроминцы, в юном возрасте ушедшие на
фронт. Дети войны.
|
41
|
Никто не забыт, ничто не забыто
|
Погроминцы – участники Великой Отечественной
войны. Узники концлагерей.
|
42
|
Погромное – тыл в годы Великой Отечественной войны
|
Сельское хозяйство Погромного в годы Великой
Отечественной войны. Строительство железной дороги. Вклад погроминцев –
тружеников тыла в достижение победы в Великой Отечественной войне.
|
43
|
Памятник павшим героям в Погромном
|
Памятник павшим героям в Погромном. Фоторепортаж.
|
44
|
Они ковали Победу!
|
Встреча с участниками Великой Отечественной
войны и тружениками тыла
|
45
|
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
|
Защита проекта «Вклад моей семьи в достижение Победы в Великой
Отечественной войне»
|
Тема 6. Погромное во второй половине 20 –
начале 21 вв.
|
46
|
Погромное в послевоенное время
|
Сельское хозяйство Погромного после войны.
Строительство железной дороги.
|
47
|
История предприятий Погромного
|
Предприятия Погромного после войны и до
наших дней
|
48
|
История предприятий Погромного
|
Экскурсия на предприятие Погромного (по
выбору учащихся)
|
49
|
История нашей школы
|
Образование школ в 19 веке. Открытие средней
школы. Наша школа сегодня.
|
50
|
Учителя нашей школы.
|
Заслуженные учителя, Отличники просвещения,
Почетные работники, победители профессиональных конкурсов. Встреча с
ветеранами педагогического труда и выпускниками нашей школы
|
51
|
Наши медалисты
|
Учащиеся нашей школы, окончившие ее с
золотой и серебряной медалью в разные годы. Презентации учащихся
|
52
|
История пионерского движения в нашей школе
|
Кто такие пионеры. Законы пионеров. Атрибуты
пионеров. Жизнь пионерского отряда и дружины. Экскурсия в музей
|
53-54
|
История улиц села Погромное
|
Защита проекта «История моей улицы»
|
55
|
Почетные граждане Тоцкого района
|
Писаренко М.И., Дорожкин И.Ф., Иванцов Н.И.,
Мясникова М.Ф. и др.
|
56
|
Наши знаменитые земляки
|
Колесов Ф.И., Емельянов В.А., Щугорев А.В. и
др. Презентации, буклеты учащихся
|
57
|
Погроминцы – участники Афганской войны 1979-1989 гг.
|
Терентьев В.Н., Семыкин С.И., Гадыльшин Л.И.
|
58
|
Погроминцы – участники Чеченской войны
|
Спирин А.В.
|
59
60
|
Время выбрало нас
|
Встреча с воинами – участниками афганской и
чеченской войн
|
61
|
Социально - экономическое развитие современного
Погромного
|
Сельское хозяйство. Промышленность.
Торговля. Сфера услуг. Финансовая сфера.
|
62
|
Политическое развитие современного Погромного
|
Органы областной, районной и сельской
власти. Представители политических партий.
|
64
|
Символы оренбургского края, Тоцкого района и Погромного
|
Герб, гимн, флаг Оренбургской области,
Тоцкого района и Погромного. Устав Оренбургской области, Тоцкого района.
Анализ источников, презентации учащихся
|
65
|
Культурное развитие современного Погромного
|
Центр культуры. Мероприятия и достижения
наших земляков в области культуры. Презентации учащихся
|
66-67
|
Достопримечательности нашего села
|
Защита проекта «Заочная экскурсия по
Погромному»
|
68
|
Моя семья во второй половине 20 – начале 21 вв.»
|
Статья «Вклад моей семьи в развитие нашего
села»
|
69-70
|
Итоговая конференция
|
Защита рефератов, проектов, презентаций
|
71-72
|
Итоговая конференция
|
Защита рефератов, проектов, презентаций
|
4.Методическое
обеспечение дополнительной
образовательной программы:
Примерные темы
краеведческих исследовательских работ:
- История моей семьи (моя родословная).
- Семейные династии.
- История нашей школы.
- История моей улицы.
- История предприятия.
- Старинные обряды и праздники моего села.
- Народные умельцы моего села.
- Погромное во вт. пол. 20 века.
10. Репрессии 1937 года.
11.Люди творчества Погромного.
12. Знаменитые люди Погромного.
13. Эта необъятная планета-целина…
14. Время выбрало нас (они служили в Афганистане).
15. Они служили в Чечне.
16. Почетные граждане Тоцкого района.
17. Погромное - тыл в годы Великой Отечественной
войны.
18. Живые, пойте о нас (погроминцы, погибшие в годы
Вов).
19. Никто не забыт, ничто не забыто. (погроминцы -
участники ВОВ).
20. Руководители района разных лет.
21. История предпринимательства в Погромном.
23. Участники ВОВ (Тоцкий район) - писатели и поэты.
24. Женщины Погромного - участницы ВОВ.
25. Дети войны.
27. Учителя – участники ВОВ.
28. Он защищал Сталинград.
29. На Курской огненной дуге.
30. На подступах к Москве.
31. Дошли до Берлина.
32. Военные профессии наших земляков.
33. Рассказы о профессиях.
34. Достижения молодых.
35. Современное Погромное.
36. Человек интересной судьбы
5. Список
литературы:
1. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. М. 2001г.
4. Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова,
В.А. Круглова, В.А. Луканенкова; Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение,
1987
5. Кружковая работа по истории и обществоведению: Сборник статей. Книга
для учителя / Сост. М.П. Простов. – М.: Просвещение, 1984
9. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе школьных
общественно-политических музеев. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985
10. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для
руководителей / И.А. Верба, Я.Б. Галкин. А.П. Радищев и др.4 Под ред. В.В.
Титова. – М.: Просвещение, 1988
12. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и
подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.:
Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
13. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.
С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
14. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения,
музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
16. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
17. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию
гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
18. В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. –
М.: Дрофа, 2001. Патриотическое воспитание: система работы, планирование,
конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград:
Учитель, 2006. – 169 с.
19. Сборник нормативных правовых документов и материалов по
патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н.
В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
Приложение
В школьном краеведческом музее
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.