Главная / История / Дополнительная образовательная программа «Мое село в истории страны»

Дополнительная образовательная программа «Мое село в истории страны»

Программа направлена на воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село и желающего принять активное участие в его развитии через овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально - ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; владение основными видами публичного выступления. Для преподавания и организации учебной деятельности используются: личностно – ориентированная технология, технология предметного обучения.

Программа является призером регионального конкурса образовательных программ по патриотическому воспитанию «Родное Оренбуржье»



Дополнительная образовательная программа

«Мое село в истории страны»



hello_html_51f5b2fd.gif







1.Пояснительная записка:


Источники составления программы:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон об образовании РФ от 10.12.2001 г.,

  • Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.

  • Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.

  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы”;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации №13–51–28\13 от 02.04.2002. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»

  • Устав МБОУ Погроминская средняя общеобразовательная школа Тоцкого района

Направленность программы:

  • Формирование патриотического сознания

  • Формирование гражданского поведения и правовой культуры

  • Формирование коммуникативной культуры

  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

  • Формирование опыта социально-значимой деятельности

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:


Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.


Цели программы:

- совершенствование системы патриотического воспитания учащихся, формирование высокого патриотического сознания школьников, верности Отечеству как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи программы:

- научить учащихся самостоятельно работать с источниками, добывать знания;

- воспитывать интерес к истории страны через знакомство с историей родных мест и биографиями близких людей;

- учить навыкам общения, публичных выступлений, оформления творческих работ;

- формировать навыки оформления полученных материалов в экспозиции школьного музея; 

- воспитывать в детях понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитывать уважение к традициям своего народа и чувство гордости за многовековую историю России, воспитание патриотизма

- проведение научно-обоснованной, управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

- утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа военной службы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-18 лет

Принципы обучения детей в программе

  • Индивидуализация обучения

  • Принцип опережающего обучения.

  • Принцип комфортности в любой деятельности.

  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  • Принцип развивающего обучения.

Формы и режим занятий: система дополнительных занятий 2 раза в неделю

Программа реализуется на базе историко – краеведческого музея МБОУ Погроминская СОШ. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Основными формами и методами работы в музее, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий, составление родословной своей семьи, проектная деятельность. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Тоцкого района. Посещение жителей села, встречи и беседы с ними дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки. Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, конкурсов и викторин позволяют сделать школьный музей важным средством учебно-воспитательного процесса в школе, а у детей воспитывают ответственность, развивают организаторские навыки и самостоятельность, расширяют их кругозор. Составление летописи села и школы, родословной своей семьи воспитывают понимание того, что человек не одинок, у него глубокие и давние корни на этой земле. Эта работа также показывает важность описания происходящих сегодня событий, которые в скором времени станут нашей историей.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.

Внешние результаты реализации программы:

достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и научно практических конференциях;
– устойчивый интерес к краеведению (в том числе увеличение посещений музея, проводимых в нем мероприятий);
– постоянное развитие музея (увеличение материалов, экспонатов, обновление экспозиций);
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
– отзывы о работе музея.

Внутренний результат: положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

Диагностика реализации программы:

эссе “Музей в моей жизни”; – наблюдения;
– мониторинг администрации школы;
– анкетирование;
– собеседование с учащимися.

Формы подведения итогов реализации программы: увеличение количества участников кружка, занявших призовые места в конкурсах, конференциях и иных мероприятиях .

2.Учебно-тематический план:


Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Дата проведения

1

Введение

1

1

2

Как написать реферат

1

1


Тема 1. Далекое прошлое нашего села

13

3

Наш край с древности до середины 18 века

1

1



4

Заселение Оренбургского края во второй половине 18-19 вв

1

1



5

Население и экономическое развитие Оренбургской земли во второй половине 18-19 вв.

1

1



6-7

История улиц села Погромного

2

1

1


8

Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20 вв.

1


1


9

Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20 вв.

1


1


10

Народное прикладное искусство нашего села

1


1


11

Русская изба

1


1


12

Старинные обряды и праздники нашего села. Зимний цикл

1


1


13

Старинные обряды и праздники нашего села. Весенний цикл

1


1


14

Старинные обряды и праздники нашего села. Летний цикл

1


1


15

Старинные обряды и праздники нашего села. Осенний цикл

1


1


16-17

Моя родословная

2

1

1



Тема 2. Духовное развитие нашего села

7




18

История религий в Погромном. Православие

1

1



19

Экскурсия в церковь Николая Чудотворца.

1


1


20

Жемчужина Погроминского края – Французский дол.

1

1



21

Погромное многонациональное.

1


1



Тема 2. Погромное в 1917 - конце 1930-х гг.

9




22

Отзвуки Октябрьской революции в Погромном

1

1



23

Гражданская война в Погромном

1

1



24

Герои гражданской войны нашего края

1


1


25

Памятники гражданской войны в Погромном

1


1


26

Коллективизация в Погромном

1

1



27

Имена погроминцев в истории колхозного движения

1


1


28-29

Далекий 1937-й г.

2

1

1


30

Моя семья в 1917-1930 гг.






Тема 3 Погромное в годы Великой Отечественной войны

15




31

Погромное в первые дни войны

1

1



32

Погроминцы – участники битвы за Москву

1


1


33

Он защищал Сталинград

1

1



34

На Курской огненной дуге

1


1


35

Они дошли до Берлина

1

1



36

Погроминцы – Герои Великой войны

1

1



37

Они учились в нашей школе

1

1



38

Учителя – участники Великой отечественной войны

1

1



39

Женщины Погромного – участницы Великой Отечественной войны

1

1



40

Юность, опаленная войной

1

1



41

Никто не забыт, ничто не забыто

1


1


42

Погромное – тыл в годы Великой Отечественной войны

1

1



43

Открытие памятника павшим героям в Погромном

1

1



44

Они ковали Победу!

1


1


45

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

1


1



Тема 4. Погромное во второй половине 20 – начале 21 вв.

27




46

Погромное в послевоенное время

1




47

История предприятий Погромного

1


1


48

История предприятий Погромного

1


1


49

История нашей школы

1

1



50

Учителя нашей школы.

1


1


51

Наши медалисты

1


1


52

История пионерского движения в нашей школе

1




53-54

История улиц села Погромное

2

1

1


55

Почетные граждане Тоцкого района

2

1

1


56

Наши знаменитые земляки

1


1


57

Погроминцы – участники Афганской войны 1979-1989 гг.

1

1



58

Погроминцы – участники Чеченской войны

1


1


59-60

Время выбрало нас

2

1

1


61

Социально - экономическое развитие современной Погромного

1

1



62

Политическое развитие современного Погромного

1

1



63

Символы Оренбургского края и Погромного

1


1


64

Культурное развитие современного Погромного

1


1


65-66

Достопримечательности нашего села

2


2


67

Моя семья во второй половине 20 – начале 21 вв.

1


1


68-72

Итоговая конференция

5


5



3. Содержание изучаемого курса:


Тема

Содержание

1

Введение

Что изучает историческое краеведение? Сведения об истории Погромного. Роль Погромного в истории страны, Оренбургского края.

2

Как написать реферат

Изучение памятки – алгоритма для написания реферата

Тема 1. Далекое прошлое нашего села

3

Наш край с древности до середины 18 века

Наш край в древности. Наш край в средние века. Наш край в 16 - сер.18 вв.

4

Заселение оренбургского края во второй половине 18-19 вв

Основание Погромного и сел Тоцкого района.

5

Население и экономическое развитие погроминской земли во второй половине 18-19 вв.

Население Погромного во вт.п.18-19 вв. Основные занятия жителей Погромного и сел района

6

История улиц села Погромного

История моей улицы. Презентации учащихся

7

Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20 вв.

Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20 вв.

8

Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20 вв.

Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20 вв.

9

Народное прикладное искусство нашего села

Народное прикладное искусство нашего села.

10

Русская изба

Русская изба: облик, мебель, утварь, убранство. Внеклассное мероприятие

11

Старинные обряды и праздники нашего села. Зимний цикл

Празднование Нового года, Рождества, Крещения и Святок в Погромном. Презентации учащихся

12

Старинные обряды и праздники нашего села. Весенний цикл

Празднование Масленицы, Пасхи в Погромном. Презентации учащихся

13

Старинные обряды и праздники нашего села. Летний цикл

Празднование Ивана Купалы, Троицы в Погромном. Презентации учащихся

14

Старинные обряды и праздники нашего села. Осенний цикл

Свадебный обряд . Внеклассное мероприятие

15

Моя родословная

Моя родословная. Защита проекта

Тема 2. Духовное развитие нашего села

16

История религий в Погромном. Православие

История православия в Погромном и районе. Старообрядцы в нашем крае. Православные храмы в Погромном и их судьба. Православие в Погромном сегодня. Экскурсия в церковь

17

18

19

Экскурсия в церкви села Погромное

Беседа со священником

20

Погромное многонациональное

Защита проекта «Национальные ценности моей семьи»

Тема 3. Погромное в 1917 - конце 1930-х гг.

21

Отзвуки Октябрьской революции в Погромном

Февральская и октябрьская революции в России и их отзвуки в оренбургской губернии и в Погромном. Образование волисполкома и комбеда в селе.

22-23

Гражданская война в Погромном

События гражданской войны в селе. Боевые действия в Погромном и селах района. Экскурсия в музей

24

Герои гражданской войны нашего края

Силин А.Ф.

25

Памятники гражданской войны в Погромном

Экскурсия к памятникам гражданской войны в селе

26

Коллективизация в Погромном

Образование колхозов в Погромном и районе. Первые годы колхозного движения: успехи и трудности. Образование совхоза «Свободная жизнь». Жизнь и быт колхозников. Экскурсия в музей

27

Имена погроминцев в истории колхозного движения

Доклады – презентации учащихся о погроминцах – деятелях колхозного движения.

28

29

Далекий 1937-й г.

Погромное накануне Великой Отечественной войны. Сталинские репрессии в оренбургском крае. Погроминцы, репрессированные в 1930-е гг.

3031

Моя семья в 1917-1930 гг.

Защита проекта «Моя семья в 1917-1930 гг.»

Тема 4. Погромное в годы Великой Отечественной войны

32

Погромное в первые дни войны

Анализ статей из СМИ о Погромном в дни войны.

33

Погроминцы – участники битвы за Москву

Погроминцы – участники битвы за Москву.

34

Они защищали Сталинград

Погроминцы – участники Сталинградской битвы.

35

На Курской огненной дуге

Погроминцы – участники битвы на Курской дуге.

36

Они дошли до Берлина

Погроминцы, закончившие войну в Берлине. Доклады учащихся

Тема 5. Погроминцы – Герои Великой войны

37

Они учились в нашей школе

Учащиеся нашей школы, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны.

38

Учителя – участники Великой отечественной войны

Зайцев Ф.Г., Хардин Ф.М., Барсуков В.И. и др.

39

Женщины Погромного – участницы Великой Отечественной войны

Дунилина М.К., Выленок Е.М.

40

Юность, опаленная войной

Погроминцы, в юном возрасте ушедшие на фронт. Дети войны.

41

Никто не забыт, ничто не забыто

Погроминцы – участники Великой Отечественной войны. Узники концлагерей.

42

Погромное – тыл в годы Великой Отечественной войны

Сельское хозяйство Погромного в годы Великой Отечественной войны. Строительство железной дороги. Вклад погроминцев – тружеников тыла в достижение победы в Великой Отечественной войне.

43

Памятник павшим героям в Погромном

Памятник павшим героям в Погромном. Фоторепортаж.

44

Они ковали Победу!

Встреча с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла

45

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Защита проекта «Вклад моей семьи в достижение Победы в Великой Отечественной войне»

Тема 6. Погромное во второй половине 20 – начале 21 вв.

46

Погромное в послевоенное время

Сельское хозяйство Погромного после войны. Строительство железной дороги.

47

История предприятий Погромного

Предприятия Погромного после войны и до наших дней

48

История предприятий Погромного

Экскурсия на предприятие Погромного (по выбору учащихся)

49

История нашей школы

Образование школ в 19 веке. Открытие средней школы. Наша школа сегодня.

50

Учителя нашей школы.

Заслуженные учителя, Отличники просвещения, Почетные работники, победители профессиональных конкурсов. Встреча с ветеранами педагогического труда и выпускниками нашей школы

51

Наши медалисты

Учащиеся нашей школы, окончившие ее с золотой и серебряной медалью в разные годы. Презентации учащихся

52

История пионерского движения в нашей школе

Кто такие пионеры. Законы пионеров. Атрибуты пионеров. Жизнь пионерского отряда и дружины. Экскурсия в музей

53-54

История улиц села Погромное

Защита проекта «История моей улицы»

55

Почетные граждане Тоцкого района

Писаренко М.И., Дорожкин И.Ф., Иванцов Н.И., Мясникова М.Ф. и др.

56

Наши знаменитые земляки

Колесов Ф.И., Емельянов В.А., Щугорев А.В. и др. Презентации, буклеты учащихся

57

Погроминцы – участники Афганской войны 1979-1989 гг.

Терентьев В.Н., Семыкин С.И., Гадыльшин Л.И.

58

Погроминцы – участники Чеченской войны

Спирин А.В.

59

60

Время выбрало нас

Встреча с воинами – участниками афганской и чеченской войн

61

Социально - экономическое развитие современного Погромного

Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Сфера услуг. Финансовая сфера.

62

Политическое развитие современного Погромного

Органы областной, районной и сельской власти. Представители политических партий.

64

Символы оренбургского края, Тоцкого района и Погромного

Герб, гимн, флаг Оренбургской области, Тоцкого района и Погромного. Устав Оренбургской области, Тоцкого района. Анализ источников, презентации учащихся

65

Культурное развитие современного Погромного

Центр культуры. Мероприятия и достижения наших земляков в области культуры. Презентации учащихся

66-67

Достопримечательности нашего села

Защита проекта «Заочная экскурсия по Погромному»

68

Моя семья во второй половине 20 – начале 21 вв.»

Статья «Вклад моей семьи в развитие нашего села»

69-70

Итоговая конференция

Защита рефератов, проектов, презентаций

71-72

Итоговая конференция

Защита рефератов, проектов, презентаций


4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:


Примерные темы краеведческих исследовательских работ:


  1. История моей семьи (моя родословная).

  2. Семейные династии.

  3. История нашей школы.

  4. История моей улицы.

  5. История предприятия.

  6. Старинные обряды и праздники моего села.

  7. Народные умельцы моего села.

  8. Погромное во вт. пол. 20 века.

10. Репрессии 1937 года.

11.Люди творчества Погромного.

12. Знаменитые люди Погромного.

13. Эта необъятная планета-целина…

14. Время выбрало нас (они служили в Афганистане).

15. Они служили в Чечне.

16. Почетные граждане Тоцкого района.

17. Погромное - тыл в годы Великой Отечественной войны.

18. Живые, пойте о нас (погроминцы, погибшие в годы Вов).

19. Никто не забыт, ничто не забыто. (погроминцы - участники ВОВ).

20. Руководители района разных лет.

21. История предпринимательства в Погромном.

23. Участники ВОВ (Тоцкий район) - писатели и поэты.

24. Женщины Погромного - участницы ВОВ.

25. Дети войны.

27. Учителя – участники ВОВ.

28. Он защищал Сталинград.

29. На Курской огненной дуге.

30. На подступах к Москве.

31. Дошли до Берлина.

32. Военные профессии наших земляков.

33. Рассказы о профессиях.

34. Достижения молодых.

35. Современное Погромное.

36. Человек интересной судьбы


5. Список литературы:


1. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. М. 2001г.

4. Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.А. Луканенкова; Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987

5. Кружковая работа по истории и обществоведению: Сборник статей. Книга для учителя / Сост. М.П. Простов. – М.: Просвещение, 1984

9. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе школьных общественно-политических музеев. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985

10. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей / И.А. Верба, Я.Б. Галкин. А.П. Радищев и др.4 Под ред. В.В. Титова. – М.: Просвещение, 1988

12. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

13. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

14. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

16. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

17. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

18. В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

19. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.









































Приложение

В школьном краеведческом музее


hello_html_77fb28a4.jpg













Говоров Сергей Васильевич, учитель истории и обществознания

МБОУ Погроминская СОШ Тоцкого района Оренбургской области

Дополнительная образовательная программа «Мое село в истории страны»
  • История
Описание:

Программа направлена на воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село и желающего принять активное участие в его развитии через овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально - ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; владение основными видами публичного выступления. Для преподавания и организации учебной деятельности используются: личностно – ориентированная технология, технология предметного обучения.


 


Автор Говоров Сергей Васильевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 562
Номер материала 27452
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы