Главная / Другое / Дополнительная образовательная программа модуля "Кукольный театр"

Дополнительная образовательная программа модуля "Кукольный театр"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



«Одобрено» «Утверждаю»

Методический совет зам. директора ЕПК по УПР

Протокол № от ____________(Булах Е.А.)

Зам.директора по НМР

_______________(Желонкина О.К.)






Дополнительная образовательная программа модуля


«Кукольный театр»



для студентов педагогического колледжа

специальности Дошкольное образование





Срок реализации программы: 1 год




Составитель: Рудаковская Н.А.

педагог-организатор







г.Енисейск, 2014 год

Содержание



  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….....3

  2. Предполагаемые результаты ……………………..…………………………………….5

  3. Формы фиксации и оценивания результатов………………………………………..…6

  4. Перечень умений, составляющих общие компетентности студента…………….….7

  5. Учебно- тематический план...……………………………………..………….….….…..8

  6. Содержание изучаемого курса……………………………………………….…….….10

  7. Самостоятельная работа студентов....………………………………………………....15

  8. Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………….….16

  9. Список литературы……………………………………………………………………..17
































Пояснительная записка


Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности. Сегодня сценическому творчеству уделяется внимание практически в каждом российском образовательном учреждении. И это вполне закономерно. Ведь театр – это благоприятная среда для самовыражения и самореализации, позволяющая многим «найти себя», поверить в себя, преодолеть собственную робость, застенчивость, комплексы неполноценности.

Кукольный театр колледжа - это творческий коллектив студентов, основной деятельностью которого является работа с куклой - постановка этюдов, кукольных спектаклей, их музыкальное оформление, разработка и использование спецэффектов. Деятельность кукольного театра включает в себя выступления в дошкольных образовательных учреждениях в рамках педагогической практики студентов, разработку художественных номеров с использованием кукол. Здесь проявляется самостоятельность студентов, их творчество, коммуникабельность. Они постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс. Занятия в кукольном театре вырабатывают чувство ответственности, дисциплинируют, прививают чувство коллективизма. Процесс обучения мастерству управлять куклой может стать средством профилактики эмоциональной бедности, школой поддержки и ободрения любого человека. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для эксперимента и творчества. Поиск и эксперимент составляют основу существования творческого коллектива колледжа.

Кукольный театр - искусство совершенно особое, уникальное, содержащее в себе огромные возможности, в том числе возможность влияния на формирование духовных и нравственных ценностей людей, их жизненной позиции. Являясь одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, кукольный театр не только дает возможность для раскрытия способностей и интересов студента, но и помогает нарабатывать позитивный жизненный опыт, познавать себя, как личность, и учиться познавать других. Это доказывает актуальность и педагогическую целесообразность программы.

Новизна программы обусловлена ее определенным вкладом в концепцию компетентностного подхода в профессиональном образовании. Деятельность данной программы - это хорошая возможность формирования профессиональных компетентностей и личностных качеств будущих педагогов, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности.

Процесс обучения ведется по двум направлениям: теоретическое и практическое. Теория охватывает преподавание ведущих предметов: мастерство актера-кукловода, сценическая речь, сценическое движение, использование звукового и музыкального оформления спектакля, методика работы с текстом. К практической части относится учебный тренинг с упражнениями, этюдами в целях развития как внутренней, так и внешней техники актера-кукловода, создание собственных сценариев этюдов, художественных номеров с использованием кукол, проведение мастер-классов, уроков актерского мастерства, ролевых игр, репетиций. Специфика программы подразумевает большую долю групповой и парной работы студентов. Театральная деятельность не может существовать без творчества, поэтому большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Программой предусмотрена самостоятельная деятельность студентов: подборка и составление упражнений, создание этюдов. Результаты самостоятельной работы проверяются на занятиях.

Программа занятий кукольного театра разработана на основе программы «Сказочная мастерская «Кудесники». Театр кукол» А. Д. Крутенковой. Программа ориентирована на студентов Енисейского педагогического колледжа специальности Дошкольное образование. Занятия проводятся в аудитории или актовом зале два раза в неделю по два часа. Весь курс разбит на отдельные темы. Освоение курса происходит согласно учебно-тематическому плану. Общая схема следующая:

1.Знакомство с теорией. Теория представлена в виде лекций, демонстраций.

2.Выполнение упражнений, практических заданий.

3.Контроль. Формы контроля подобраны в соответствии со спецификой изучаемого материала: творческое задание, мастер – класс, кукольный спектакль.

При формировании программы использовались следующие принципы:

  • Принцип максимальной активности в процессе обучения. Принцип обеспечивает максимальный уровень включенности в деятельность каждого участника. Это достигается при помощи следующих технологий: ролевые игры, тренинги, рефлексия и др.

  • Принцип освоения творческих и социально – значимых навыков. Этот принцип обеспечивается особой формой организации процесса обучения. Все участники вовлекаются в активную творческую деятельность через упражнения, тренинги, включающие наблюдение за поведением других людей, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации с видением других участников творческого процесса.

  • Принцип партнерского общения. Партнерское общение – это общение, при котором каждый участник группы учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация принципа партнерского общения создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет, не стесняясь экспериментировать, открыто, не боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение.


Цель программы:

Создание условий для формирования коммуникативной, креативной личности, способной управлять театральной куклой и организовать кукольное представление в дошкольном образовательном учреждении.


Задачи:

  1. Формировать у студентов умения и навыки мастерства актера - кукловода.

  2. Создать условия для формирования у студентов потребности в творческом и интеллектуальном саморазвитии.

  3. Научить использовать полученные знания на практике.
















Предполагаемые результаты


Внешние результаты деятельности:

-выступление со спектаклями для детей дошкольных образовательных учреждений в рамках педагогической практики;

-демонстрация художественных номеров с использованием кукол на мероприятиях колледжа.

Внутренние результаты деятельности:

- формирование у студентов следующих компетентностей:


Информационной компетентности:

- умение осуществлять поиск информации;

- умение систематизировать информацию;

- умение оценивать информацию;

- умение анализировать информацию;

- умение обобщать информацию;

-умение формулировать и задавать вопросы.


Коммуникативной компетентности:

- умение вести вербальное и невербальное общение;

- умение строить взаимодействие;

- умение вести диалог;

- умение владеть речеведческой культурой;

-умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.


Эстетической компетентности:

-умение презентовать свою деятельность;

-умение создавать продукт творческой деятельности;

-умение выбрать приемы, методы для самовыражения;

-умение придать результатам своего труда особые эстетические качества;

-умение вести самостоятельную творческую деятельность.


Управленческой компетентности:

-умение мотивировать в группе;

-умение прогнозировать результаты деятельности в группе;

-умение организовать деятельность;

-умение корректировать ход деятельности в группе;

-умение оценить вклад члена команды в общее дело.













Формы фиксации и оценивания результатов


Уровень сформированности компетентностей определяется в процессе текущего и итогового контроля, исходя из умений, предъявляемых студентами и зафиксированными в листе оценки умений.


Лист оценки умений, предъявляемых студентами


Дата____________ Название мероприятия_____________________________________


Организация и проведение мероприятия


Ф.И. студентов


Приме-

чание


Деятельность


Код

hello_html_m2a7690f7.gifумений









1










2










3










4











5










6










Сводная


Коммуникативная










Эстетическая









Информационная









Управленческая



























Перечень умений, составляющих общие компетентности студента


Компетентность

Умение


Код

1

Информационная

- умение осуществлять поиск информации;

И-1

- умение систематизировать информацию;

И-2

- умение анализировать информацию;

И-3

- умение обобщать информацию;

И-4

- умение оценивать информацию;

И-5

-умение формулировать и задавать вопросы.

И-6

2

Коммуникативная

- умение вести вербальное и невербальное общение;

К-1

- умение строить взаимодействие;

К-2

- умение вести диалог;

К-3

- умение владеть речеведческой культурой;

К-4

-умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

К-5

3


Эстетическая

-умение презентовать свою деятельность;

Э-1

-умение создавать продукт своей творческой деятельности;

Э-2

-умение выбрать приемы, методы для самовыражения;

Э-3

-умение придать результатам своего труда особые эстетические качества;

Э-4

-умение вести самостоятельную творческую деятельность.

Э-5

4

Управленческая










-умение мотивировать в группе;

У-1

-умение прогнозировать результаты деятельности;

У-2

-умение организовать деятельность;

У-3

-умение корректировать ход деятельности;

У-4

-умение оценить вклад члена команды в общее дело.

У-5











Учебно-тематический план


Тема


Вид занятия

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Введение в мир кукольного театра.

лекция

2

2.

Виды кукол: перчаточные, тростевые, марионетки

лекция

2

3.

Особенности работы с куклами.

лекция, практикум

4

4

Экскурсия в кукольный театр. Мастер-класс «Работа с куклой на тростях».

лекция, практикум

2

5.

Особенности театральной терминологии.

практикум

4

6.

Тренинг на дыхание. Дыхание и речь.

практикум

4

7.

Нормы и правила произношения сценической речи.

лекция, практикум

4

8.

Голос и дикция. Речевой тренинг.

практикум

4

9.

Развитие голосового диапазона.

практикум

4

10.

Урок актерского мастерства «Виды сценической речи».

лекция,

практикум

4

11.

Урок актерского мастерства «Отработка речи».

лекция,

практикум

4

12.

Учебный тренинг «Скороговорки».

практикум

2

13.

Урок актерского мастерства «Формы диалога».

лекция,

практикум

8

14.

Постановка и репетиция спектакля «Репка»

практикум

10

15.

Музыкальное оформление спектакля «Репка»

практикум

8

16.

Выступление со спектаклем «Репка». Текущий контроль.

практикум

2

17.

Тренинг «Уверенность».

лекция, практикум

4

18.

Тренинг «Выражение основных эмоций»

лекция,

практикум

4

19.

Роль импровизации в кукольном спектакле.

лекция,

практикум

2

20.

Ритмопластика.

практикум

4

21.

Учебный тренинг «Концентрация внимания».

лекция, практикум

4

22.

Тренинг «Групповые контрасты».

практикум

4

23.

Куклы на эстраде.

лекция, практикум

2

24.

Подготовка номера с ростовой куклой.

практикум

6

25.

Тренинг «Воображение». Создание этюдов – фантазий с куклами. Текущий контроль.

практикум

6

26.

Урок актерского мастерства «Имитация».

лекция, практикум

4

27.

Подготовка миниатюры с куклами, выступление с миниатюрой.

практикум

6

28.

Урок актерского мастерства «Сценическое внимание».

практикум

4

29.

Тренинг «Специфика сценического движения».

практикум

4

30.

Постановка и репетиция кукольного спектакля «Теремок»

практикум

8

31.

Музыкальное оформление спектакля «Теремок»

практикум

8

32.

Работа рассказчика перед ширмой и за ширмой.

лекция, практикум

2

33.

Выступление со спектаклем «Теремок» в детском саду «Рябинка». Текущий контроль.

практикум

2

34.

Урок актерского мастерства «Создай свой образ». Самостоятельная работа.

лекция, практикум

4

35.

Подведение итогов. Итоговый контроль.

практикум

2


Итого


148 ч



























Содержание изучаемого курса


  1. Вводное занятие. Введение в мир кукольного театра

Знакомство с историей кукольного театра. Расширение и углубление представления студентов о театре кукол. Знакомство с функциями кукольного театра. Классификация кукольных театров. Кукольный театр как часть театрального искусства. Основы театральной культуры. Сценическое действие как основа актёрского творчества. Современный отечественный театр кукол. Театр С.В. Образцова.


  1. Виды кукол: перчаточные, тростевые, марионетки

Знакомство с видами театральных кукол, с их устройством, изготовлением. Демонстрация кукол разных видов. Как рождаются куклы. Модерновые современные куклы. Куклы – перевертыши. Сценическая характерность и «зерно» образа. «Анатомия» куклы, глубина и тонкость психологических оттенков «живого» предмета. Знаменитые герои театра кукол.


  1. Особенности работы с куклами

Задачи, выполняемые актером-кукольником. Методика работы различных систем кукол. Формирование навыков управления куклами различных систем. Выполнение упражнений по сценическому движению с куклами: пластическая точка, фиксация поз, прерванные и подавленные движения, посыл и отказ в пластике куклы. Обучение кукловождению. Создание пластических этюдов «руки актера» Жесты – важное средство выразительности при работе с куклой.


  1. Экскурсия в кукольный театр. Мастер-класс «Работа с куклой на тростях»

Путешествие по театральным мастерским Енисейского театра кукол. Знакомство со способами изготовления кукол и декораций. Участие в мастер-классе актера-кукловода, режиссера Енисейского театра Васильева Е.И. «Работа с куклой на тростях». Роль музыки, спецэффектов в кукольном спектакле – театральном произведении, подтверждающим единство замысла режиссёра и актёрской игры. Посещение кукольного спектакля «Домовенок Кузя».


  1. Особенности театральной терминологии

Специфика театральной лексики. Свойства и функции театральных терминов, их классификация. Источники происхождения театральной терминологии. Термины театрального искусства с точки зрения способа образования и характера обозначаемых ими понятий. Терминологические сочетания как способ образования театральных терминов.


  1. Тренинг на дыхание. Дыхание и речь

Виды дыхания. Тренинг на правильное дыхание. Наблюдение за дыханием, переключение дыхания. Тонус дыхания, дыхательный «стиль». Упражнения на выработку правильного дыхания: «Осознавание дыхания», «Дыхание в ритме пульса», «Дыхание на счет» и др. Развитие навыков правильного фонационного дыхания.


  1. Нормы и правила произношения сценической речи

Сценическая речь: темп, тембр, громкость голоса. Правила произношения в сценической речи. Выразительность речи. Основные орфоэпические правила. Средства логической эмоционально-образной выразительности речи: интонация, пауза, темпо - ритм. Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань. Упражнения для отработки гласных и согласных звуков.


  1. Голос и дикция. Речевой тренинг

Основные свойства голоса. Сила голоса, его высота, тембр, благозвучность, полетность, подвижность, тон. Гимнастика для лица. Голосовая разминка. Понятие «четкая дикция». Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Упражнения на выработку чистой дикции с соблюдением правил дыхания. Работа над словом. Правильность произношения, устранение дикционных недостатков.


  1. Развитие голосового диапазона

Понятие «диапазон», «сильный» «слабый» голос. Упражнения на развитие голосового диапазона и силы звучания голоса: «Стон», «Поход», «Маляр», «Этажи» и др. Приёмы для лучшего владения своим голосом. Знакомство с темпом и тембром речи. Отработка благозвучности голоса. Развитие мышечной свободы фонационных путей и ощущение резонанса.


  1. Урок актерского мастерства «Виды сценической речи»

Выразительность речи. Виды сценической речи. Развитие сценической речи. Интонационно-смысловой анализ звучащих образцов устной речи. Средства выразительности устной речи. Выразительная речь, невыразительная речь, монотонная речь. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие интонационного, эмоционального богатства речи.


  1. Урок актерского мастерства «Отработка речи»

Речь как средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля. Упражнения на отработку речи. Речь в движении. Психофизическая выразительность речи: словесные воздействия как подтекст. Энергетика речи. Шкала для измерения энергетики речи. Демонстрация разных уровней. Что создаёт высокую, низкую энергетику. Отработка навыков работать на разных уровнях энергетики. Проверка самостоятельной работы, проведение упражнений на отработку речи, подготовленных самостоятельно.


  1. Учебный тренинг «Скороговорки»

Знакомство со скороговорным жанром. Скороговорки, работа над произношением звуков. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции на материале скороговорок. Упражнения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение. Проверка самостоятельной работы, проведение упражнений, подготовленных самостоятельно.


  1. Урок актерского мастерства «Формы диалога»

Диалог и монолог. Прослушивание отрывков из сказок Ф.Баум «Волшебник Изумрудного города», Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине», Бр. Гримм «Бременские музыканты», анализ звучащих диалогов и монологов, диагностика стиля общения. Упражнения с использованием разных форм диалога между героями разных сказок. Управление куклами, участвующими в диалоге. Создание диалогов по предлагаемым схемам. Озвучивание диалогов. Разыгрывание диалогов по ролям.


  1. Постановка и репетиция спектакля «Репка»

Этапы работы над кукольным спектаклем. Чтение, выявление идеи, определение «сверхзадачи». Разбор по событиям. Анализ произведения, взаимоотношений действующих лиц; словесное действие в сочетании с движением куклы. Пробы на разные роли. Распределение ролей, читка слов по ролям. Ведущие выразительные средства театрализации – символ, метафора, аллегория, гипербола. Работа над интонацией, выразительностью речи. Продолжение работы по обучению приёмам кукловождения. Отработка устойчивых навыков правильного ведения куклы. Овладение сценическим пространством. Репетиции с декорациями. Распределение технических обязанностей по спектаклю.


  1. Музыкальное оформление спектакля «Репка»

Звуковое оформление спектакля «Репка». Подбор музыки к характерам героев. Работа с куклами, ширмой, декорациями, музыкой. Представление о сверхзадаче. Ответственность за точное выполнение психологического рисунка роли.


  1. Выступление со спектаклем «Репка». Текущий контроль

Выступление со спектаклем перед детьми детского сада «Тополек» в рамках педагогической практики, мероприятие «Праздник кукол».


  1. Тренинг «Уверенность»

Понятия «стресс, релаксация, личностный рост по процессу и по результату». Комплекс упражнений на эмоциональное раскрепощение. Тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Коррекция замкнутости. Тренировка умения брать на себя ответственность за свою часть в общей работе. Упражнения «Автопилот», «Ступеньки», «Слалом», «Событие», «Подарок» и др.


  1. Тренинг «Выражение основных эмоций»

Понятие «эмоции». Виды эмоций. Способы выражения основных эмоций. Саморегуляция эмоциональных состояний. Упражнение «Властелин эмоций». Упражнения н этюды на выражение основных эмоций: удовольствия, радости, печали, грусти, гнева, страха и т.д. Упражнения, помогающие тренировать репрезентативные элементы, которые помогают выразить определенную эмоцию. Выполнение этюдов с музыкальным сопровождением.


  1. Роль импровизации в кукольном спектакле

Взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Чтение главы из книги С.В. образцова «Всю жизнь я играю в куклы», обсуждение. Исходный и заключительный моменты импровизации. Приём "импровизация по последнему слову". Отработка навыка словесной импровизации, сохраняя контакт глазами. Упражнения на раскрепощение сознания. Выполнение индивидуальных и групповых этюдов с элементами импровизаций с различными граничными условиями.


  1. Ритмопластика

Упражнения на развитие чувства ритма и координации движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Этюды на выразительность жеста «Расскажи стихи руками». Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений, слияние актера с куклой. Музыкально – пластические импровизации.


  1. Учебный тренинг «Концентрация внимания»

Сценическое внимание, различные способы концентрации внимания. Оценка способности концентрации внимания. Распределяемость и переключаемость внимания. Упражнения на сосредоточенность мыслей, зрения, слуха на объекте. Развитие способности оперативно регулировать объем внимания. Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания. Способность поддерживать в течение необходимого периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности. Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания. Упражнения «Палач», «Селектор», «Фокусировка», «Сверхвнимание», «Карусель» и др.


  1. Тренинг «Групповые контрасты»

Характер и характерность. Создание противоположных по настроению образов в группах. Понятие «мизансцена». Разыгрывание мизансценок с передачей противоположных образов «Пчёлка и медведь», «Паучок», «Полянка». Достижение максимального эффекта перевоплощения. Упражнения и техники на развитие искусства переживания – «вживания в роль».


  1. Куклы на эстраде

Искусство кукольной агитэстрады. Пародийные романсы с куклами. Взаимодействие в современном театре приёмов и методов разных видов искусства: живопись, свет. Новые аудио-видео и компьютерные технологии. Художественный образ – категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством. Слово и пластика как средства создания художественного образа.


  1. Подготовка номера с ростовой куклой

Постановка и репетиция эстрадной миниатюры с использованием ростовой куклы. Определение идеи постановки. Сценическая задача и ее элементы. Композиционное построение сценария миниатюры. Отработка движений. Подбор музыки. Выступление с миниатюрой на празднике, посвященном 8 марта.


  1. Тренинг «Воображение». Создание этюдов – фантазий с куклами. Текущий контроль

Офантазирование предметов. Игры, направленные на совершенствование воображения, эмоций, нравственных представлений, развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы. Понятие «внутреннего зрения». Острота «внутреннего зрения». Проверка самостоятельной работы. Демонстрация этюдов – фантазий, созданных самостоятельно.


  1. Урок актерского мастерства «Имитация»

Имитация – искусство подражать чему – либо. Способы воспроизведения с возможной точностью. Имитационные речевые упражнения. Театрально – творческие учебные упражнения и игры на действия с воображаемыми предметами. Этюды на предлагаемые обстоятельства.

  1. Подготовка миниатюры с куклами

Постановка и репетиция миниатюры с использованием кукол. Идейно – художественный и композиционный замысел. Музыкальное оформление миниатюры. Распределение ролей. Работа над интонацией, выразительностью речи. Продолжение работы по обучению приёмам кукловождения. Выступление с миниатюрой на студенческой «Юморине» к 1 апреля.


  1. Урок актерского мастерства «Сценическое внимание»

Органическое сценическое внимание. Упражнения на сосредоточенность мыслей, зрения на объекте. Концентрация внимания, не смотря на внешние раздражители. Проверка самостоятельной работы, проведение упражнений на выработку сценического внимания.


  1. Тренинг «Специфика сценического движения»

Организация движения во времени и пространстве. Отработка движений, схем взаимодействий кукол на сцене. Плавное хождение куклы на сцене. Отработка появления и ухода персонажа. Дистанция между главными персонажами. Взаимодействие персонажей. Сочетание движения куклы со словесным действием. Обучение движению за ширмой. Театрально – творческие учебные упражнения на освоение сценического пространства, развития пластической выразительности, двигательных способностей.


  1. Постановка и репетиция кукольного спектакля «Теремок»

Работа над кукольным спектаклем «теремок». Чтение, выявление идеи, определение «сверхзадачи». Поиск мизансцен – мест нахождения действующих лиц в каждый отдельный момент. Пробы на разные роли. Распределение ролей, читка слов по ролям. Работа над интонацией, выразительностью речи. Овладение сценическим пространством. Репетиции с декорациями. Обсуждения, замечания. Доработка отдельных сцен. Распределение технических обязанностей по спектаклю.


  1. Музыкальное оформление спектакля «Теремок»

Звуковое оформление спектакля «Репка». Подбор музыки к характерам героев. Работа с куклами, ширмой, декорациями, музыкой. Представление о сверхзадаче. Ответственность за точное выполнение психологического рисунка роли. Монтирование декораций, проверка готовности всех компонентов: музыки, бутафории, декораций. Генеральная репетиция.


  1. Работа рассказчика перед ширмой и за ширмой

Стиль, форма поведения рассказчика перед ширмой. Движения рассказывающего возле лицевой стороны ширмы. Общение рассказчика с аудиторией зрителей. Вовлечение зрителя в действие. Изменение стиля поведения рассказчика в зависимости от возраста зрителя. Работа рассказчика за ширмой. Заключительный выход актеров на представлении публике в конце спектакля.


  1. Выступление со спектаклем «Теремок». Текущий контроль

Выступление со спектаклем «Теремок» перед детьми детского сада «Рябинка» в рамках педагогической практики.


  1. Урок актерского мастерства «Создай свой образ». Самостоятельная работа

Художественный образ – категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством. Творчество, творец – субъект творческого процесса. Развитие умений самостоятельной творческой деятельности. Создание собственных этюдов на воспроизведение отдельных черт характера.


  1. Подведение итогов. Итоговый контроль

Демонстрация итогов самостоятельной творческой деятельности студентов на отчетном мероприятии по работе модулей дополнительного образования. Фиксация в листах оценки умений результатов деятельности студентов, определение уровня сформированности основных компетентностей, исходя из умений, предъявляемых студентами.





Самостоятельная работа студентов



п/п

Срок сдачи

Название разделов и тем

Кол-во часов

Вид самостоятельной работы

Форма контроля

1.

Ноябрь

Отработка речи.

1

Подборка и составление упражнений на отработку речи.

Проведение упражнений.

2.

Ноябрь

Учебный тренинг «Скороговорки».

1

Подборка и составление упражнений, построенных на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение.

Проведение упражнений.

3.

Февраль

Тренинг «Воображение».

2

Создание этюдов – фантазий.

Выступление с этюдами.

4.

Март

Урок актерского мастерства «Сценическое внимание».


1

Подборка и составление упражнений на сосредоточенность мыслей, зрения на объекте.

Проведение упражнений.

5.

Май

Урок актерского мастерства «Создай свой образ».

2

Создание этюдов с авторскими образами по характеру.

Выступление с этюдами.


Итого

7





















Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы


При разработке данной программы за основу была взята программа «Сказочная мастерская «Кудесники». Театр кукол» А. Д. Крутенковой. Использованы учебно-методические пособия Генераловой И.А., Фоминцева А.И., Карамаленко Т.Н., Карамаленко Ю.Г., в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного в образовательных учреждениях. Значительную помощь оказали разработки занятий Т.И.Петровой, Е.Л. Сергеевой «Театрализованные игры», разработки занятий по психогимнастике Алябьевой Е.А., Чистяковой М.И. При подготовке теоритической части занятий, тренингов, упражнений, используется следующая методическая литература:

  1. Андрианова Г.П. Тренинг актера в театре кукол, Л:1983;

  2. Васильева Т. Упражнения по дикции: Учебное пособие. – М.: Гиттис, 1988;

  3. Голдовский Б. Летопись театра кукол в России XV-XVIII вв,М:1995;

  4. Гугова В. и др. Сценическая речь: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1986;

  5. Куликовская Т.А.40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003;

  6. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. –М.Время, 2001;

  7. Советов В.М. Театральные куклы, СП ГАТИ:2000;

  8. Шпет Л. Актер-человек среди актеров-кукол,М:2005.

Реализация программы предполагает наличие следующих материально-технических средств:

  1. Раздаточный материал

  2. Инвентарь для проведения тренингов и упражнений

  3. Аудиозаписи сказок

  4. Музыкальные фонограммы

  5. Компьютер

  6. Колонки

  7. Ширма

  8. Куклы

  9. Декорации




















Список литературы


Основная:


  1. Безымянная О. «Школьный театр».М: 2002;

  2. Фоминцев А.И. «Уроки основ театрального искусства», Зеленогорск: 1999 г.


Дополнительная:


  1. Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004.

  2. Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе», М: 1992 г.;

  3. Зязюна И.А. «Педагогическое мастерство», М: 1989 г.;

  4. Карамаленко Т.Н., Карамаленко Ю.Г. «Кукольный театр», М: 2000 г.;

  5. Петрова В.Н., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Постановка кукольного театра по традициям народных праздников», М: 2002 г.;

  6. Трифонова Н. «Кукольный театр своими руками», 2001 г.;

  7. Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике», С-П: 1971 г.



Дополнительная образовательная программа модуля "Кукольный театр"
  • Другое
Описание:

Программа модуля "Кукольный театр" разработана для студентов Енисейского педагогического колледжа специальности Дошкольное образование на основе программы "Сказочная мастерская "Кудесники". Театр кукол" А.Д.Крутенковой. Новизна программы обусловлена ее определенным вкладом в концепцию компетентностного подхода в профессиональном образовании. Цель программы: создание условий для формирования коммуникативной, креативной личности, способной управлять театральной куклой и способной организовать кукольное представление в ДОУ. Данная программа в 2014 г. заняла II место в Общероссийском конкурсе "Педагогические инновации в коррекционном и дополнительном образовании"

 

Автор Рудаковская Наталья Алексеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1130
Номер материала 36877
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓