Главная / ИЗО, МХК / Дополнительная образовательная программа «Маленький художник»

Дополнительная образовательная программа «Маленький художник»


Дополнительная образовательная программа

«Маленький художник»






Пояснительная записка

Изобразительное искусство как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, а так же традиционное народное творчество (костюм, игрушку, роспись по дереву ).

Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности.

Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.

Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.

Задачи программы:

 формирование у воспитанников представления о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;

становление умений и навыков в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, глиной, бумагой, тканью и т. д.;

 развитие у воспитанников художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;

формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло;

 воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного.

Обучение строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

Основное внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к природе, родному очагу, дому, матери…

Данная программа разработана для детей, не имевших начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 9 лет. Форма организации занятий – групповая, индивидуальная, что обусловлено целями и задачами программы.

При этом воспитанникам в возрасте от 7 до 9 лет целесообразно заниматься группой 2 часа 2 раза в неделю, что связано с их возрастными особенностями и необходимостью уделять внимание каждому ребенку. 2 год обучения по 2 часа 3 раза в неделю, что обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому воспитаннику, поскольку дети как младшего, так и среднего школьного возраста, впервые занимающиеся изобразительной деятельностью, одинаково чувствуют беспомощность и необходимость поддержки.

Подобные занятия легче осуществить в студийной практике учреждений дополнительного образования, нежели в рамках жесткой программы средней школы или художественной школы.

Программа рассчитана на 2 года обучения при неизменном составе детей.



















Учебно-тематический план

1-й год обучения



Перечень разделов и тем

Кол-во часов:

всего

теория

практика


Вводное занятие.

2

2


I

Чем работает художник:

34ч.

1.1

1.2

1.3


1.4

1.5

Гуашь.

Восковые мелки.

Уголь или тушь.


Аппликация.

Глина

10

6

6



6


6

5

3

3


3

3

5

3

3


3

3

II

Язык художника:

34ч.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Цвет как средство выражения.

Пятно как средство выражения.

Линия как средство выражения.

Ритм.

Композиция.

8

8

6

6

6

4

4

3

3

3

4

4

3

3

3


Итоговое занятие

2

0,5

1,5


Итого:

72ч.







Содержание программы 1-й год обучения

Вводное занятие. Знакомство с мастерской и педагогом. Беседа о планах на год. Просмотр лучших работ из фонда. Организация рабочего места. Правила поведения. Техника безопасности.

  1. Чем работает художник.

Теория: основные сведения о различных художественных материалах и их

свойствах: пластичности глины, графичности угля, декоративности аппликации. Основные приемы работы с жидкими и твердыми художественными материалами. Представление об основных и составных цветах. Основные термины: художник, зритель, произведение искусства, картина, скульптура, пейзаж.

Практика: Рисунки на темы: «Сказка о золотой планете», «Какой бывает дождик», «Осенняя листва», «Как живут деревья», «Радуга», «День и ночь», «Морские камушки». Аппликация: «Осенний букет», «Лесной коврик», «Пора плодородия». Лепка: «Любимое животное».

2. Язык художника.

Теория: знакомство с возможностями цвета (теплого, холодного, глухого, звонкого), выразительным характером линий, ритмом пятен, объемом. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Каждое задание имеет эмоциональную направленность, развивает чувства. Воспитанники учатся с помощью языка искусства (цвета, линий, мазка, формы) передавать настроение природы, характер человека или животного.

Основные термины: ритм, характер, эскиз, пятно, колорит.

Практика: Рисунки на темы: «Куб», «Шар», «Конус», «На кого похожа клякса», « А снег идет», «Жирафик», «Облака», « Морозные узоры»,

« Кружево», «Языки пламени и струи воды», «Космос», «Флора», «Фауна»,

« Ноты», «Яблоко», «Кружка», эскизы по замыслу.

3. Итоговое занятие.

Теория : Приемы проведения выставок.

Практика : Проведение общей выставоки работ.

Учебно-тематический план

2-й год обучения




Перечень разделов и тем

Кол-во часов:

всего

теория

практика


Вводное занятие

2

2


I

Искусство вокруг нас.

80ч.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Ткани (роспись).

Игрушки (лепка, роспись).

Посуда (роспись).

Книги (иллюстрация).

Открытки.

20

20

20

10

10

10

10

10

5

5

10

10

10

5

5

II

Истоки родного искусства.

58ч.

2.1


2.2

2.3

2.4



Образы древних русских городов.

Деревня – деревянный мир.

Русская изба.

Народный костюм и красота человека.

Народные праздники



20


10

18

10



10


5

9

5

10


5

9

5


Итоговое занятие

4

1,5

3,5


Итого:

144 ч.








Содержание программы 2-й год обучения

Вводное занятие. Знакомство с мастерской и педагогом. Беседа о планах на год. Просмотр лучших работ из фонда. Организация рабочего места. Правила поведения . Техника безопасности. Графический тест.

1. Искусство вокруг нас.

Теория: приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира. Воспитание внимания к красоте предметов, которые имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры (как в древности, так и в наше время). Особая роль художника в создании предметов. Дети знакомятся с росписью по ткани, народной глиняной игрушкой, тряпичной куклой-закруткой, осваивают роспись по дереву– Городец, Полхов-Майдан, Северная Двина.

Знакомство с работами художников-иллюстраторов.

Основные термины: батик, промысел, интерьер, иллюстрация.

Практика: Рисунки на темы русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, на темы «Мой любимый сказочный герой», «Волшебная страна» и др. Декоративные работы: батик: «Осенние листья», «Цветы», «Мамин платок», открытки и т.п. Роспись по дереву: бочонок из Полхов-Майдана, городецкие узоры (доска, яичко); Лепка: олень, жар-птица.

2. Истоки родного искусства.

Теория: у каждого народа свое понимание красоты. Знакомство с русской традиционной культурой. Образы древних русских городов – центров ремесел и торговли; храмов, которые собирали людей в дни радости и горя. Красота и мудрость архитектурной организации городов. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избой, воротами, амбарами, колодцами. Устройство деревянной избы, значение ее углов. Особая гармония природы, построек и народной одежды. Народный костюм – «чудо-чудное, диво-дивное». Идеал женщины в представлении крестьян. Лицо – зеркало души и характера. Красота – тоже оберег. Символика цвета и значение узорочья в костюме. Роль праздника в жизни людей: радость, мечта о лучших днях. Возрождение традиций, народные гулянья.Основные термины: храм, причелины, очелье, фронтальная доска, красный угол, кокошник, венец, понева, сарафан.

Практика: Рисунки: «Древний город», «Интерьер русской избы», «Портрет русской красавицы»; Декоративные работы: набивной платочек, тканый пояс, вышитый лакомник; Бумажная пластика: панно «Деревянный мир».

3. Итоговое занятие.

Теория : Приемы проведения выставок.

Практика : Проведение общей и индивидуальной выставок работ.


Формы и методы организации педагогической деятельности

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с элементами дизайна, лепка, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся.

В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

 приобретение новых знаний (педагог сообщает учащимся теоретические сведения); с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем;

 занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога);

 повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;

проверка знаний, умений и навыков (срезовые работы);

 комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).


В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

Занятие состоит из нескольких этапов:

Объяснение материала и демонстрирование наглядно-методического ряда

( репродукции художественных произведений, учебные таблицы, детские работы, слайды), а также создание эмоциональной обстановки (чтение отрывков литературных произведений, прослушивание музыки); в процессе восприятия детьми зрительного ряда педагог организует обсуждение данной темы.

Выполнение детьми творческого задания.

Подведение итогов, обсуждение работ.


Методы и формы работы:

беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;

работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;

организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

организация выставок детских работ;

создание и развитие детского коллектива;

работа с родителями.





Условия реализации программы

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.


Требования к помещению

Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером. Детские работы, а так же фонд студии (лучшие работы разных лет, натюрмортный фонд, методический и наглядный материал, раздаточные образцы) должны храниться в специальной комнате(лаборантской), размещенные на стеллажах.


Оборудование и материалы:


столы;

стулья;

учебные пособия и таблицы;

объяснительно-иллюстративный материал;

изделия народных промыслов;

репродукции картин;

натюрмортный фонд.

Художественные материалы:

краски разнообразных составов (водные, акриловые, анилиновые, масляные, темперные…);

кисти и другие инструменты (трубочки для нанесения резервирующего состава и т.п.);

бумага;

картон;

ткани;

пряжа;

деревянные заготовки;

стеклянные и керамические изделия.

Прогнозируемые результаты и методы их диагностики


Основные виды диагностики результата:

 входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

 текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

 промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;

итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.

В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.

В конце 1-го года обучения воспитанникбудет:

знать отличие основных цветов от составных;

иметь представление о переднем и заднем планах;

уметь пользоваться доступными материалами и инструментами (кисти, ножницы, бумага, гуашь, мелки, клей);

смешивать гуашевые краски и получать задуманные цвета;

подбирать цвета в зависимости от настроения, отображаемого в рисунке;

сознательно выбирать расположение листа в зависимости от задуманной композиции.

В конце 2-го года обучения воспитанник будет:

знать виды и жанры изобразительного искусства;

знать понятия прикладного искусства, перспективы, иллюстрации;

знать произведения художников-иллюстраторов: И. Билибина, Т. Мавриной, Ю. Васнецова;

использовать разнообразие выразительных средств (цвет, линия, пятно, ритм, форма, композиция);

работать в определенной цветовой гамме;

передавать пространственные планы способом загораживания;

иметь навыки работы с бумагой (прорезание ажурных узоров), глиной, овладеет

росписью по ткани и дереву;

передавать движение фигуры человека и животных в рисунке;












Список литературы


1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. /Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. – М., 2000.

2. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 – 4 классы 11-летней школы. / Сост. Шпикалова Т.Я., Комарова Т.С., Светловская Н.Н. и др. – М.: Просвещение, 1996.

3. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. / Под ред. Неменского Б.М. – М.: Школьная книга, 2001.

4. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: ВЛАДОС, 2002.

5. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1988.

6. Резанова О.В. Русский народный костюм как средство художественного образования и эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Методические рекомендации. – М., 1997.

7. Семенова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука, 1997.

8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 1999.



Дополнительная образовательная программа «Маленький художник»
  • ИЗО, МХК
Описание:

Изобразительное искусство как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн,  а так же традиционное народное  творчество (костюм, игрушку, роспись по дереву ).

          Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки  работы с различными  художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности. 

Автор Симашко Наталия Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 411
Номер материала 51854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓