Главная / Логопедия / Дополнительная образовательная программа Центра игровой поддержки (ЦИПР)

Дополнительная образовательная программа Центра игровой поддержки (ЦИПР)

Дополнительная образовательная программа

Центра игровой поддержки



Пояснительная записка


В российском обществе существует несомненный социальный заказ на игровые программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями (далее по тексту ОВЗ).

Право всех детей на досуг и игры записано в международных документах ООН и проводится в жизнь рядом авторитетных международных организаций - ВОЗ, ЮНЕСКО, ОМЕП и др. Это право в полной мере касается и детей с ОВЗ. Осуществление игровых программ, ориентированных на эту категорию детей, является важной составной частью программ по их социально-педагогической реабилитации и важной стороной состояния игровой культуры общества, поскольку дети с ОВЗ являются его частью.
Благодаря прогрессивным традициям отечественной культуры и образования, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики, лечебной физической культуры и других направлений коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогических методик, накоплен немалый опыт использования игровых форм в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями.
Игра, по точному выражению крупнейшего отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, является "практикой развития". Единство развивающих возможностей игры для формирования личности ребенка, в том числе ребенка с отклонениями в развитии, осуществляется, во-первых, средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом степени и вида его нарушения, во-вторых, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Наиболее доступны для родителей и общественности простейшие формы организации игрового поведения детей с ОВЗ. Специальные методики и программы требуют же участия высоко квалифицированных специалистов, педагогов, дефектологов, специалистов по психологии, лечебной физкультуре и т. п. Преодоление тех или иных форм ограничения физических возможностей через формирование в игровой деятельности зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому) ведет к доступной гармоничности интеллектуальной и моральной сторон личности.
Отсюда вытекает актуальность создания Центра игровой поддержки ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения. Актуальность состоит еще и в том, что такая форма организации детей обусловлена запросами родительского коллектива, и педагогическими работниками учреждения, которые видят игровые технологии как эффективный путь коррекции, компенсации нарушенных психических функций ребенка.

Новизна. Реализация ФГОС наряду с другими областями предполагает и реализацию области «социализация». Социальное развитие – это новая область в дошкольном образовании, педагогам предстоит освоить формы и методы работы для успешной её реализации. Социальное развитие ребенка с ОВЗ вдвойне проблемно для педагогов и родителей. Центр игровой поддержки ребенка впервые в условиях учреждения и района стал профессионально заниматься этой проблемой.

Предназначение ДОП: разработана для специальных педагогов Центра игровой поддержки ребенка, организованного на базе Муниципального образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии « Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 61 « Малыш» г. Нерюнгри.


Цель программы – оказание содействия в социализации и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии на основе организации игровой деятельности.



Задачи программы:

1 Достижение максимально возможной социальной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ, посещающих учреждение.

2. Оказание направленного коррекционно-педагогического воздействия на развитие отдельных личностных качеств ребенка с ограниченными возможностями, посещающего специальное образовательное учреждение.

3. Организация деятельности дошкольников и младших школьников в условиях игротеки, с целью стимулирования активности каждого ребенка, его желания действовать, общаться, играть;
4. Обучение родителей (законных представителей) и специалистов образовательного учреждения способам применения различных игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
5. Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
6. Ознакомление родителей и специалистов образовательного учреждения с современными видами игровых средств обучения.
7. Повышение уровня информированности родителей о многообразии организации дошкольного образования и консультативная поддержка семьи.


Теоретические предпосылки.

Теоретической базой программы Центра игровой поддержки является теория деятельности (А. Н. Леонтьев, 1972, Д. Б. Эльконин, 1978).

Существует множество подходов к определению игры, в каждом из которых отражаются важные аспекты этого удивительного и важного для развития ребенка вида активности.

Игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся навыки. Игра – основной источник радости.

Детская игра это:

- Один из основных факторов развития ребенка;

- Способ приобщения ребенка к миру культуры;

- Щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

- Способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

- Способ мягкого корректирования поведения ребенка;

- Деликатное диагностирование уровня развития разнообразных способностей ребенка;

- Форма социально-психологического тренинга;

- Способ психолого-педагогической помощи ребенку в решении реальных жизненных проблем;

- Наиболее простой способ формирования дружеских отношений между детьми

-Способ упрочнения детско-родительских взаимоотношений.


Игрушка – это средство для поддержки игры. В качестве игрушки может выступать партнер по игре (взрослый или другой ребенок), любой предмет, самодельное или специально изготовленное производителями изделие, от мяча или пластилина до игровых компьютерных программ. Ценность игрушки для данного ребенка определяется исключительно ее способностью поддержать игру.


Игровая поддержка – это система способов и средств обеспечения игровой развивающей деятельности детей. Она включает в себя игровые средства и игровое оборудование, техники и технологии их использования. Организация игровой поддержки – это комплекс мер, направленных на подбор игровых средств и оборудования, разработку техник и технологии их использования в условиях конкретного дошкольного учреждения.

Создание специальных условий для развития основного вида деятельности детей с отклонениями в развитии поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.


Данная ДОП придерживается целого спектра целевых ориентаций:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
— Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
— Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности.
— Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Направленность Программа ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих учреждение и базируется на основных принципах игровой деятельности:

активность — основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;
открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;
динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;
наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;
коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;
самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;
результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приотк-рыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;
принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Игра — «идеальный генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;
информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.

Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности гарантирует высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих.


Управление и руководство деятельностью ЦИПР

Управление и руководство деятельностью Центра игровой поддержки ребенка осуществляется в соответствии с Положением о Центре игровой поддержки и Уставом учреждения.

Программа Центра игровой поддержки опирается на образовательную программу учреждения, разработанную и реализуемую учреждением в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Федеральными государственными образовательными требованиями.


Участники программы

В программе участвуют:

- дети дошкольного и младшего школьного возраста, посещающие

Муниципального образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии « Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 61 « Малыш» в возрасте от 3-х до 9 лет.

- родители (законные представители) воспитанников и учащихся МОУ;

- педагогический коллектив МОУ.


Организация занятий и формирование групп

- Групповые занятия

Групповые игровые сеансы проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием. которое соответствует тематическому планированию образовательной деятельности дошкольных групп и начальных классов, по графику, утверждаемому заместителем руководителя. ( Приложение 1)

В этих занятия большое значение имеет самостоятельная игровая деятельность детей. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся общаться с предметами, учатся пользоваться речью, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Данные игровые сеансы позволяют в легкой, непринужденной обстановке закрепить, обогатить и активизировать знания и умения, полученные детьми на образовательных занятиях.

Групповые игровые сеансы организуются одним или несколькими специалистами и проводятся во второй половине дня.

Наполняемость групп при организации игровых сеансов с детьми – не более 8 человек.

Продолжительность групповых занятий составляет не более 60 минут, в зависимости от возраста детей.

В работе групп могут принимать участие родители (законные представители).



- Индивидуальные занятия с ребенком и родителями.


Индивидуальные занятия с ребенком организуются по запросу родителей (законных представителей) или педагогов групп (классов).

Индивидуальные игровые сеансы проводятся в случаях необходимости оказания подобной поддержки и помощи ребенку.

Цели индивидуальных игровых сеансов:

- психолого-педагогическое изучение особенностей развития ребенка с целью определения его возможностей и способностей;

- подбор индивидуальных техник при формировании у ребенка средств коммуникации, игровой и познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности;

- создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение и себя);

- создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений, аффектов;

- выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой ит.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения;

- подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывая его психологические особенности;

- оказание психологической помощи семье, гармонизация детско-родительских отношений.


- Работа с родителями


Специалисты Центра игровой поддержки ребенка организуют работу с родителями детей, посещающих учреждение.

Данное направление предполагает:

- обучение родителей (законных представителей) способам применения различных игровых средств обучения, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

- ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.


Для родителей проводятся специальные игровые сеансы.

Целью игровых сеансов является – ознакомление с различными игровыми приемами и играми для детей определенного возраста, с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка.

Игровые сеансы позволяют выявить качества взаимодействия членов семьи, поддержать активную позицию родителей, формируют партнерские отношения между родителями, специалистами и ребенком.

Работа с педагогами учреждения

Целью данной деятельности является – ознакомление педагогов с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста.

Консультации и игровые сеансы проводятся в соответствии с перспективным планированием (Приложение № 3) и по запросу педагогов.


Методы и техники работы в рамках программы

При обследовании ребенка и семьи специалисты используют сбор анамнеза, анкетирование, активное слушание, непосредственное наблюдение за ребенком в игре, анализ видеозаписей.

Партнерские отношения с родителями подкрепляются техниками конструктивного диалога, тренингами, супервизией за ходом родительско-детского игрового взаимодействия, обучением родителей в ходе игры специалиста с ребенком.

Для просвещения родителей проводятся родительские собрания и открытые игровые сеансы.

В работе с детьми специалисты центра игровой поддержки проводят индивидуальные и групповые игровые сеансы, на которых дети имеют возможность манипулировать различными видами игрового оборудования, пользоваться видеотекой и библиотекой книг и картин. Также в игровые сеансы включаются элементы инновационных компьютерных технологий.


Материальная база

Программа Центра игровой поддержки ребенка опирается на материальную базу, специально организованную для работы центра. Она включает в себя следующие разделы:

- Оборудование для развития общих движений;

- Игрушки для развития движений рук и ручных навыков;

- Игрушки для развития тактильного восприятия;

- Игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

- Игрушки для развития слухового восприятия;

- Игрушки для развития мышления;

- Игрушки для развития речи и языка;

- Игрушки для социально-эмоционального развития;

- материалы для изобразительного творчества;

- Средства для музыкального развития;

- Библиотека книг и наглядного материала;

- Видеотека

- Компьютер

- Медиатека

(Приложение 2)


Организация среды

Пространство Центра игровой поддержки ребенка обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:

- зона активных игр (спортивные модули, мячи, маты)

- зоны релаксаций (коврики, домики – палатки и др.)

- зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и др.)

- строительные зоны (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности)

- зона игр по развитию мелкой моторики;

- музыкальная зона (музыкальные инструменты, магнитофон)

- зона для рисования и прикладной деятельности (столы, карандаши, трафареты ит.д.)

- зона компьютерной поддержки.


Документы специалиста центра игровой поддержки ребенка

1. Должностная инструкция.

2. График работы.

3. Годовой план работы.

4. Положение о Центре игровой поддержки ребенка

5. Программа.

6. Расписание занятий.

7. Список детей.

8. Журнал учета проведенной работы.

9. Журнал групповых занятий.

10. Аналитический отчет о работе за год.

11. Статистический отчет о работе за год.


























Список использованной литературы



  1. Джинотт Х. Групповая игротерапия с детьми. М., Эксмо, 2001.

  2. Каттанах Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной. М., Эксмо, 2001. 286с.

  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. 365с.

  4. Лэндрет Г. (ред.). Новые направления в игровой терапии. М., Когито-Центр,2007.

  5. Мустакас К. Игровая терапия (Живые отношения). Речь,2000.281с.

  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения, М. «БУК-МАСТЕР», 1993

  7. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997

  8. Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии», 2002

  9. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М., 1980

  10. Миллер С. Психология игры. СПб., 1999

  11. Мустакас К., «Игровая терапия», серия «Психотерапия на практике», издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2000.

  12. Пронина Н.Н. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с проблемами развития, 68-72, «Особый ребенок», выпуск 1, М. « Теревинф», 1998

  13. «Практикум по арт-терапии», под редакцией А.И. Копытина, издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2000

  14. «Психология аномального развития ребенка», под редакцией В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, том 1, том 2, учебник, 2002

  15. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996





8



Дополнительная образовательная программа Центра игровой поддержки (ЦИПР)
  • Логопедия
Описание:

 

        В российском обществе существует несомненный социальный заказ на игровые программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями.

         Благодаря прогрессивным традициям отечественной культуры и образования, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики, лечебной физической культуры и других направлений коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогических методик, накоплен немалый опыт использования игровых форм в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями.

Наиболее доступны для родителей и общественности простейшие формы организации игрового поведения детей с ОВЗ. Специальные методики и программы требуют же участия высоко квалифицированных специалистов, педагогов, дефектологов, специалистов по психологии, лечебной физкультуре и т. п. Преодоление тех или иных форм ограничения физических возможностей через формирование в игровой деятельности зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому) ведет к доступной гармоничности интеллектуальной и моральной сторон личности.        

Отсюда вытекает актуальность создания  Центра игровой поддержки ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения. Актуальность состоит еще и в том, что такая форма организации детей обусловлена запросами родительского коллектива, и педагогическими работниками учреждения, которые видят игровые технологии как эффективный путь коррекции, компенсации нарушенных психических функций ребенка. 

 

Цель программы – оказание содействия в социализации и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии на основе организации игровой деятельности.

 

Задачи программы:

1 Достижение максимально возможной социальной адаптации  детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ, посещающих учреждение.

2. Оказание направленного коррекционно-педагогического воздействия на развитие отдельных личностных качеств ребенка с ограниченными возможностями, посещающего специальное образовательное учреждение.

3. Организация деятельности дошкольников и младших школьников в условиях игротеки,  с целью стимулирования активности каждого ребенка, его желания действовать, общаться, играть;
4. Обучение родителей (законных представителей) и специалистов образовательного учреждения способам применения различных игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
5. Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
6. Ознакомление родителей и специалистов образовательного учреждения с современными видами игровых средств обучения.
7. Повышение уровня информированности родителей о многообразии организации дошкольного образования и консультативная поддержка семьи.

 

 

 

Автор Тарасенко Ирина Климовна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 910
Номер материала 7523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓