Главная / Начальные классы / Дополнительная образовательная программа «РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ»

Дополнительная образовательная программа «РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Выборг



СОГЛАСОВАНО:



ОБСУЖДЕНА на педагогическом совете

______________протокол №___________



УТВЕЖДАЮ:___________________

Директор МОУ «СОШ № 13»

Друк Ангелина Анатольевна

«______» ________________2010г.






Дополнительная образовательная программа

«РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ»



Возраст детей - 7-11 лет

Срок реализации - 4 года




Автор составитель:

Свешникова Марина Владимировна

учитель начальных классов









Г. Выборг

2010г.


Введение

Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и всё частное, что представляет неповторимое лицо данного народа.

В этой связи очень важно уделять внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно – прикладного искусства.

Программа «Русские умельцы» по своему функциональному назначению является прикладной, то есть создаёт условия для овладения учащимися определённой совокупностью умений и способов действия, а по содержательной направленности – художественно – эстетической.

Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего школьного возраста и нацелена на формирование у них интереса к декоративно – прикладному творчеству, уважения к народным традициям.

Основная задача курса – познакомить учащихся с видами декоративно – прикладных искусств, привить интерес и пробудить желание совершенствоваться в направлении декоративно – прикладного творчества, проявлять творческую активность, участвовать в конкурсах.

Отличительной особенностью данного курса является более глубокое изучение работы с разными материалами: (бумага, природный материал, нитки, пластмасса, металлы, ткань). В процессе обучения учитывается жизненный опыт детей, их представления об окружающем мире.

Изучение народных традиций помогает выразить благодаря декоративно – прикладному творчеству своё отношение к предметам обихода и бытовой культуре.

Индивидуальный подход в работе, с детьми создаёт благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и одарённости каждого учащегося. Именно индивидуальный подход в обучении даёт возможность раскрыться и утвердиться «трудному», социально незащищенному, болезненному или замкнутому ребёнку.

Пояснительная записка

Направленность

Данная программа имеет художественно - эстетическую направленность.

Целесообразность, новизна, актуальность программы.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Целесообразность

Основа художественного ручного труда даёт богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

Предметом изучения в программе является технология работы с бумагой, природным материалом, нитками – изонить, тканью, ненужными вещами, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси.

Новизна

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Учитель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым, прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование ценностного отношения школьника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить их не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства (вязание, вышивка, фольклор), позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России.

Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, воспитанник получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Актуальность

Особо остро в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у учащихся художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Тема ручного труда становиться актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных конструкторских навыков. Кроме того ручной труд, особенно занятия по конструированию, развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи. Чередование занятий пяти видов рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.

Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.

Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно – прикладного искусства.

Цель программы

- развитие и формирование у учащихся интеллектуальных, творческих умений и индивидуальных, коммуникативных способностей, воспитание уважения к народному искусству, чувства доброты и любви по отношению к природе.

Задачи

Обучающие

* познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;

* научить детей владеть различной техникой работы с разными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

* обучить технологиям разных видов рукоделия;

* знакомить учащихся с современными направлениями работы в области декоративно – прикладного искусства;

* накапливать и расширять знания, самостоятельно полученные в процессе выполнения работы;

* выработать у школьников умения и навыки отобразить полученные знания в собственной творческой деятельности;

* выработать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;

* приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Воспитательные

* формировать устойчивый интерес к декоративно – прикладному искусству;

* формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

* создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с учащимися, а также с их родителями;

* воспитывать коллективизм, взаимопомощь, ответственность к порученному делу,

* воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.

* создавать оптимальные условия для развития и реализации способностей детей;

* использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развивающие

* раскрытие способности детей к прикладному творчеству;

* развивать моторику рук, глазомер;

* развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

* развивать положительные эмоции и волевые качества;

* развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание к чувствам других людей.

Возраст

Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего школьного возраста (7 –11лет) и нацелена на формирование у воспитанников ценностного отношения к личности, интереса к декоративно – прикладному творчеству.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 4 года обучения (2часа в неделю,68 часов в год).

Формы и режим

Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу.

Обучение проводится в двух направлениях:

1) усвоение теоретических знаний;

2) формирование практических навыков.

Теоретическая часть проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала, сказочных историй возникновения разных материалов, личных впечатлений детей с опорой на пройденный материал.

Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с инструментами и материалами, навыки изготовления поделок и композиций, создание собственных проектов.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

После четвёртого года обучения учащиеся:

Должны знать:

* направления и традиции декоративно – прикладного искусства;

* материалы и оборудование;

* технологию работы с бумагой, природным материалом, крупами и нитками, тканью;

* технику выполнения работ, правила техники безопасности.

Должны уметь:

* правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

* изготавливать изделия по заданной теме, простые сувениры, выполнить задание по аналогии;

* составлять и воплощать свой проект в жизнь;

* использовать приобретённые знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

* моделировать на плоскости, подбирать фон, производить монтаж изделий;

* различать текстуру ткани, бумаги и ниток, украшать интерьер.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов

* правильно и хорошо оформленные работы в дальнейшем применяются в качестве наглядных пособий;

* участие в конкурсах, выставках, презентациях;

* создание и участие в проектах, коллективные работы;

* ведение фотоальбома

* наблюдение, опрос, ролевые игры, мастер – класс;

* организация выставок в дошкольных учреждениях.

Структура и содержание программы

Весь курс представляет единую систему тем. Материал расположен в порядке его прохождения от выполнения простых до сложных композиций.

Программа состоит из 5 разделов:

1.Работа с бумагой – «Бумажные самоделки»

* «Волшебная аппликация»;

* «Оригинальная мозаика»;

* «Страна оригами»;

* «Необыкновенное плетение»

2.Работа с ненужными вещами – «Необыкновенные чудеса»

* «Чудо бумага»;

* «Чудеса природного материала»: (крупа, стружка, спички, опилки, перья птиц, кожа)

* металлы (проволока, чеканка)

* пластмасса, волокнистые материалы

3.Природные дары – «Королевство природы»

* в стране «Листопадии»

* «Лесное царство»: (жёлуди, шишки, древесные грибы, корни, веточки, кора)

* «Водное царство»: (камни, ракушки, глина, песок)

* «Лебединое озеро»: (пушистые материалы, перья птиц, яичная скорлупа)

4.Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»

* «Декоративный уголок» - заполнение угла, ёлочка, рамочка для фотографий, волна;

* «Сказочная окружность» - заполнение окружности, снеговик, медальоны, шары;

* «Прекрасные сюжеты» - снежинки, цветы в вазе, декоративные закладки, праздничный салют;

*сказочные картины

5.Работа с тканью – «Сказочная страна»

* «Чудесная страна»;

* «Лоскутная мозаика» - полоска, квадрат, треугольник, ёлочка;

* «Отделочная мастерская» - украшение и оформление вышивкой;

* «Праздничная история»

Сводный учебно – тематический план

Раздел

Кол – во час (1год)

Кол – во час (2 год)

Кол – во час (3 год)

Кол – во час (4 год)

всего

теор.

пр

всего

теор.

пр

всего

теор.

пр

всего

теор.

пр.

1.

Работа с бумагой - «Бумажные самоделки»

14

5

9

14

5

9

14

5

9

14

5

9

2.

Работа с ненужными вещами – «Необыкновенные чудеса»

14

5

9

14

5

9

14

5

9

14

5

9

3.

Природные дары – «королевство природы»

14

5

9

14

5

9

14

5

9

14

5

9

4.

Работа с нитками – изонить –«Царство ниточки»

14

5

9

14

5

9

14

5

9

14

5

9

5.

Работа с тканью – «Сказочная страна»

12

3

9

12

3

9

12

3

9

12

3

9


Итого

68

23

45

68

23

45

68

23

45

68

13

45



Содержание программы

1.Работа с бумагой – « Бумажные самоделки»

Раздел предполагает развитие у детей навыков ручного труда. Получение необходимых сведений по обработке бумаги и картона, технологических операций, способах выполнения самых разнообразных изделий, что помогает учащимся овладеть различными приёмами оформления.

В разделе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (конструирование, мозаика, оригами, аппликация,). По сложности заданий материал подобран так: от простого к сложному. Учащиеся узнают, как можно выполнить собственную композицию, самостоятельно изготовить игрушку, сувенир, украшение.

Образовательное и воспитательное значение работы с бумагой и картоном огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Конструирование расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.

Занятия по созданию изделий из бумаги воспитывают художественный вкус учащегося, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, необходимо только помочь ребёнку их отыскать.

На занятиях школьник творит, выдумывает, узнаёт много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приёмы, участвует в игровых ситуациях, развивает образное и пространственное мышление.

Цель раздела – научить школьника элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.

Основные задачи:

* донести до детей секреты выполнения изделий из бумаги, в нетрадиционной игровой форме вовлечь в совместный творческий процесс;

* научить ребёнка фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном;

* развивать умение передавать с помощью форм и материалов образы реальной жизни;

* заложить основы обучения трудовым приёмам и навыкам при работе с бумагой;

* пробудить интерес к творчеству, самостоятельности;

* познакомить с историей появления бумаги, её основными свойствами и особенностями;

* воспитывать уважение к народным промыслам и национальной культуре;

* научить пользоваться чертёжными инструментами.

Прогнозируемые результаты обучения

Должны знать:

* историю возникновения бумаги, технику обработки бумаги и картона;

* правила ТБ на рабочем месте и с инструментами;

* технологию плетения, различные виды мозаики;

* цветовое соотношение;

Должны уметь:

- работать с инструментами и приспособлениями;

- уметь выполнять изделия, используя разнообразные техники работы;

- правильно располагать изделие, производить его монтаж;

- самостоятельно создавать композиции;

2.Работа с ненужными вещами – «Необыкновенные чудеса»

Раздел поможет узнать учащимся секреты мастерства и открыть новые знания в мир творчества, умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции.

Познакомив с необходимыми сведениями о самых обычных материалах (нетрадиционных), изделиями, полученными из них, различной техникой работы, учащиеся овладеют способами обработки и оформления материалов в изделие.

Задания в разделе ориентированы на учащихся начальной школы и призваны в доступной форме оказать ребёнку помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, сувенира, украшения.

Подобранный материал помогает воспитать усидчивость, аккуратность, терпение в школьнике, развивает образное и пространственное мышление, ловкость рук и точность глазомера, овладение технологическими операциями и творческим подходом к любой работе.

Цель раздела – дать ребёнку элементарные трудовые навыки, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.

Основные задачи:

* донести до детей секреты выполнения изделий из ненужных вещей, их красоту и необходимость;

* научить ребёнка фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном;

* развивать умение передавать с помощью форм и материалов образы реальной жизни;

* заложить основы обучения трудовым приёмам и навыкам при работе с бумагой, природными материалами, металлами, пластмассой, проявлять творческую самостоятельность;

* пробудить интерес к творчеству;

* познакомить с историей появления бумаги, её основными свойствами и особенностями, разновидностями природных материалов, техническими свойствами металлов, многообразием пластмасс;

* воспитывать уважение к народным промыслам и национальной культуре;

* научить пользоваться чертёжными, режущими и колющими инструментами;

* расширять представления обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда.

Прогнозируемые результаты обучения

Должны знать:

* разные виды бумаги и правила ее обработки;

* использование данных материалов в народных промыслах;

* основные приемы обработки пластмассы, металлов, природного материала;

* правила технике безопасности при работе с данными инструментами;

Должны уметь:

- пользоваться и работать чертежными, режущими и колющими инструментами;

- заготавливать и находить нужный материал;

- правильно подбирать фон;

- производить монтаж изделий;

- использовать материал для дизайна помещений

3.Природные дары – «Королевство природы»

Раздел предполагает научить детей видеть материал, фантазировать, создавать интересные образцы, композиции.

Материал подбирается по принципу - от простого к сложному. Каждый раз создаются новые цветковые сочетания, изменяется размер, форма, количество и структура составных элементов композиции.

Материал берётся разный: шишки, жёлуди, орехи, камешки, листья, древесные грибы, корни, веточки, глина, песок, перья и многие другие.

Знакомясь с ним, ребёнок творит, выдумывает, узнаёт много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приёмы и способы обработки материалов, участвует в игровых ситуациях, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление.

Большое значение в разделе уделяется и экскурсиям, походам, ведь именно здесь учащиеся учатся наблюдательности, обращают внимание на необыкновенные предметы природы, узнают какой материал можно использовать для работы и почему. Перед детьми открывается сказочная страна, где каждый ученик – фантазёр. Воображение – самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, пробуждают добрые чувства.

Для выполнения любой работы ребёнок учится составлять эскиз. Узнаёт для чего это надо и как правильно его составить.

В работе с природным материалом у учащегося есть возможность проявить свою индивидуальность. Изделия из природного материала требуют от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствуют развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки к письму.

Цель раздела – научить детей ориентироваться в мире природного материала, выполнять сувениры и создавать неповторимые узоры и композиции.

Основные задачи:

* научить видеть прекрасное, бережно относится к богатствам природы;

* познакомить с элементами декоративного творчества;

* дать понятие о заготовки и хранении природного материала, свойствах;

* расширять кругозор детей, знакомить с разновидностями растительного материала;

* воспитывать у детей эстетический и художественный вкус;

* развивать активность, самостоятельность, инициативу, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию;

* формировать любовь к природе, родному краю

Прогнозируемые результаты обучения

Должны знать:

* элементы декоративного творчества;

* правила заготовки, хранения, свойства природного материала,

* технологию выполнения изделий из природного материала;

* правила поведения во время экскурсий, походов;

* правила технике безопасности на рабочем месте и с инструментами

Должны уметь:

- работать с инструментами и приспособлениями;

- заготавливать и обрабатывать природный материал;

- моделировать свою работу;

- изготавливать необычные картины из природного материала;

- моделировать на плоскости

4.Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»

Изонить – это изображение нитью.

Ниточный дизайн – это:

- искусство конструирования и изготовления самого различного жанра с помощью цветных ниток, натянутых в определённом порядке на твёрдом фоне;

- новый способ отражения действительности без художественных умений, помогающий создавать орнаменты и фигуры, в том числе и объёмные;

- новый способ творческого самовыражения для людей, не имеющих художественных способностей.

Здесь дети понимают, что можно рисунок выполнить даже нитью и при этом научиться прекрасно, владеть иголкой. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и можно фантазировать.

Изонить расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Техника изонити требует от ребёнка ловкости действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ученик вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приёмы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.

Работа с иглой способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий.

Работа в технике изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.

В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Изонить сочетает в себе элементы черчения (графику), геометрии, изобразительного искусства, математики (расчёты схем, возрастающий и убывающий ряд чисел), материаловедения. Она предполагает формирование определённой готовности ученика к поиску решения эвристических задач и творческому преобразованию действительности.

Цель раздела – научить ребёнка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности; познакомить с новым видом деятельности и научить реализовывать свои проекты.

Основные задачи:

* ознакомить с основными приёмами выполнения техники изонити;

* формировать у учащихся способности к активной преобразовательной деятельности;

* научить детей отрабатывать полученные знания на практике, мыслить, конструировать и творить;

* научить детей выполнять основные приёмы заполнения геометрических фигур;

* соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

* развивать умение конструировать собственные композиции, отражающие внутренний эмоциональный настрой учащегося;

* приобщить к графической культуре, формирование первоначальных приёмов чертёжными инструментами;

* развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

* развивать эстетический вкус и художественную инициативу учащихся;

* познакомить детей с новым видом деятельности – проектной;

* воспитывать уважение к народным традициям.

Прогнозируемые результаты обучения

Должны знать:

* народные традиции в области декоративно – прикладного искусства;

* материалы, приспособления и оборудование;

* технологию изоплетения;

* терминологию в области декоративно – прикладного искусства;

* правила технике безопасности

Должны уметь:

- пользоваться материалами, приспособлениями, оборудованием;

- создавать различные украшения с помощью изонити;

- самостоятельно решать творческие задачи

5.Работа с тканью – «Сказочная страна»

Раздел предполагает познакомить учащихся с историей возникновения ткани, художественным оформлением и украшением её.

Оформление изделий из ткани – очень важный этап работы. Именно этот процесс развивает творческие способности ребёнка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, выбор художественного образа.

Изделия из ткани можно украсить и оформить вышивкой, росписью или аппликацией. В разделе каждый вид деятельности дети рассмотрят подробно и вспомнят вековые традиции.

Художественное оформление ткани было присуще всем народам во все века, необходимо только иметь детям выдумку и терпение.

Шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее богатые многовековые традиции. В настоящее время такие изделия очень популярны. Такой вид деятельности учит детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.

Создавая различные узоры, ребёнок должен выдерживать ритм в композиции. Лоскутная техника помогает развитию первых чертёжных навыков, знакомит с основными геометрическими понятиями. Воспитывает у школьника аккуратность и бережное отношение к материалу.

Цель раздела – помочь детям выполнить подарок к празднику, самостоятельно изготовить сувенир и украшение.

Основные задачи:

* воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;

* развитие образного и пространственного мышления, кисти рук и глазомера;

* обучение технологическим операциям - творческому подходу к любой работе;

* соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами;

* развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

* развивать эстетический вкус;

* научить детей видеть прекрасное в мире ткани, воплощать свои задумки в жизнь;

* воспитывать уважение к народным традициям;

* научить применять готовое изделие в быту, жизни, оформлении интерьера. Прогнозируемые результаты обучения

Должны знать:

* историю возникновения ткани, оформление и украшение;

* различные виды работ с тканью;

* направления и традиции декоративно – прикладного искусства;

* правила технике безопасности;

* технологию выполнения работ.

Должны уметь:

- правильно пользоваться инструментами и оборудованием;

- выполнять изделия по заданной схеме и без нее;

- использовать полученные знания для изготовления необычных украшений, оформления интерьера.

Календарно – тематический план - 1класс


Тема

Основное содержание занятий (теория)

Предполагаемое изделие (практика)

Кол – во часов

Работа с бумагой – «Бумажные самоделки»

1.

«Волшебная аппликация».

Теория - 5 часов

Практика - 9 часов

14часов



Классификация аппликации

- по видам

* предметная (изображает различные предметы, людей или животных);



Русские народные игрушки – матрёшка



1 час




* сюжетная (выполняется по сказке, песне, рассказу, стихам);


«Сказка о золотом петушке» Пушкин

2 часа




*декоративная (орнамент, узор с изображением стилизованных цветов, птиц, животных);

Декоративная тарелочка


1 час




- по изображению

*плоскостная (все детали аппликации полностью наклеиваются на фон);



Русская народная сказка «Палочка – выручалочка» (ёжик)


2 часа





* объёмная (детали не полностью наклеиваются на фон и за счёт этого создаётся объёмное изображение).

аппликация из геометрических фигур

Сказка «Теремок»


орнамент одежды

2 часа

1 час


Работа с ненужными вещами – «Необыкновенные чудеса»

2.

«Чудо бумага».

Теория - 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



наждачная бумага,

гофрированный картон:

Использование в качестве фона



2 часа



*трёхслойный, состоящий из двух гладких слоёв и одного гофрированного;






сказочные персонажи: а) учёный кот, кот Матроскин, дядя Шарик;

б) русская изба;

в) чудо техника – вертолёт.



1час



1час

2 часа





*пятислойный, состоящий из трёх гладких слоёв и двух гофрированных.

а) природа наших водоёмов – картина;

б) новогодний сувенир – сказочные колокольчики;

в) овощи и фрукты – залог здоровья.

1час


1 час


1час


Природные дары – «Королевство природы»

3.

В стране «Листопадии».

Теория - 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Создание композиций из листьев, экскурсия.

Сбор природного материала

2 час



Предметная аппликация (изображает различные предметы, людей или животных)


- Ёжик на лесной полянке

- Золотая рыбка

2 часа



Сюжетная аппликация (выполняется по сказке, песне, рассказу, стихам)


- Русская народная сказка «Репка»

- природа в русских народных песнях

2 часа



Декоративная аппликация (орнамент, узор с изображением стилизованных цветов, птиц, животных)

- Царь зверей лев

- Олимпийский мишка

- Жар птица

3 часа

Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»


«Декоративный уголок».

Теория - 5 часов

Практика - 9 часов

14 часов



Заполнение уголка (правила, техника, методика)

- уголок

- паутинка

- сказочная ёлочка

- рамочка для фотографий

- волны

- панно «Дальние страны»

1 час

1 час

1 час

2 часа


2 час

2 часа

Работа с тканью – «Сказочная страна»

5.

«Чудесная страна»

Теория - 3 часа

Практика – 9 часов

12 часов



Аппликация из волокнистых материалов

- цветок в горшочке

3 часа




- царство бабочек

3 часа




- русская народная сказка «Курочка ряба»

3 часа




- Перро «Кот в сапогах»

3 часа

Прогнозируемые результаты обучения

Воспитанники после первого года обучения

должны знать:

* классификации аппликаций, виды картон;

* правила, технику и методику заполнения уголка;

* историю возникновения ремесел;

* правила технике безопасности на рабочем месте и с инструментами;

* технологию подетального способа изготовления изделий.


Должны уметь:

- работать с инструментами и приспособлениями;

- заготавливать и обрабатывать отобранный материал;

- моделировать на плоскости;

- подбирать фон;

- работать коллективно самостоятельно;

- выполнять простейшие композиции и создавать их по заданному плану.



Календарно – тематический план - 2класс


Тема

Основное содержание занятий (теория)

Предполагаемое изделие (практика)

Кол – во часов

Работа с бумагой – «Бумажные самоделки»

1.

«Оригинальная мозаика»

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Мозаика, выложенная вплотную и на расстоянии (прямоугольные формы)

- сказка Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

2 часа



Контурная мозаика (кусочки бумаги выкладываются по линии рисунка) - квадраты

- грибное удовольствие

2 часа



Сплошная мозаика (кусочки бумаги выкладываются по всей площади изображения)- круги

- Бажов «Каменный цветок»

2 часа



Мозаика, выполненная в технике обрывания бумаги различной формы

- сказочные персонажи

3 часа

Работа с ненужными вещами – «Необыкновенные чудеса»

2.

«Чудеса природного материала»

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Сказка из крупы

- «Зимний пейзаж»

- «Приключение Чипполино»

1час

1 час



Удивительная стружка (карандашная)

- панно «Цветочная поляна»

- красочный салют

1 час


1 час



Спичечная мастерская

- старый город «Выборг»

1 час



Сюжетная, предметная, декоративная аппликация из опилок. Самостоятельный эскиз.

- морские жители

1 час



Кожаная мастерская: игрушки, отделки, украшения, пояса.

- изделия народных промыслов (амулеты, цепочки)

2 часа



Эскиз из перьев птиц (выполнен по личным наблюдениям).

- картина

1 час

Природные дары – «Королевство природы»

3.

«Лесное царство»

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Экскурсия в природу.

Сбор природного материала

1час



«Звериный хоровод» (жёлудёвое царство).

- домашние животные, змейка

1 час



Красота чешуек шишек.

- птица феникс

2 часа



Эти древесные жители (древесные грибы).

- паучье царство

- декоративные подставки для цветов

1 час

1 час



Причудливые корни.

- сказочные человечки

1 час



Берестяная плоскостная аппликация.

- лебединое озеро

2 часа

Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»

4.

«Сказочная окружность»

Теория – 5 часов


Практика – 9 часов

14 часов



Заполнение окружности (правила, техника, методика)

- окружность

- снеговики во дворе

- медальоны

- праздничные шары (панно)

- цветочная поляна

1 час

2 часа

2 часа

2 часа


2 часа

Работа с тканью – «Сказочная страна»

5.

«Лоскутная мозаика»

Теория – 3 часа

Практика – 9 часов

12 часов



Плоский узор из лоскутка: изготовление выкройки, заготовка деталей, сборка.

- одеяло для куклы;

- прихватка;

- подушка;

- «По морям, по волнам»- кораблик;

- «Кошачья семейка»

2 часа

2 часа

1 час

2 часа

2 часа


Прогнозируемые результаты обучения


Воспитанники после второго года обучения

должны знать:

* народные традиции в области декоративно – прикладного искусства;

* материалы, приспособления, оборудование;

* правила технике безопасности работы с инструментами и материалами;

* терминологию при работе с тканью, разными материалами;

* технологию выполнения изделий;

* расход материала на любое изделие.

должны уметь:

- пользоваться материалами, приспособлениями, оборудованием;

- изготавливать изделия по предложенному образцу и стараться придумывать самостоятельные плоскостные картины;

- изготавливать подарочные сувениры;

- использовать в своей работе нетрадиционные материалы (ракушки, бусины и другое);

- украшать своей работой интерьер.

Календарно – тематический план – 3 класс


Тема

Основное содержание занятий (теория)

Предполагаемое изделие (практика)

Кол – во часов

Работа с бумагой – «Бумажные самоделки»

1.

«Страна оригами»

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Базовые формы в технике оригами.

- треугольник, дверь, стрела, конверт;

- дом, водяная бомбочка, катамаран;

- птица, лягушка

1 час


1 час

1 час



Морская сказка.

- остров, корабль, рыбка (панно)

1 час



Праздничные букеты.

- тюльпаны и лилии (композиция)

2 часа



Сувенир.

- подарочная корзиночка

1 час



Новогодние игрушки.

- шары

2 часа

Работа с ненужными вещами – «Необыкновенные чудеса»

2.

Металлы

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



История возникновения проволоки, инструменты, плоскостные работы.

- бабочки, цветы, ягоды

- подарочные картины (птицы)

2 часа

1 час



Изделия из проволочных спиралей.

- инопланетяне

1 час



Фигурное плетение, круговое плетение.

- поясок, веер

1 час



Чеканка, порядок выполнения работы, инструменты, выбор эскиза.

- композиция «Дружок- друг человека»

2 часа



Самостоятельно составленная картина из предложенных рисунков.

- цветы, украшения, деревья, грибы, насекомые, дикие животные

2 часа

Природные дары – «Королевство природы»

3.

«Водное царство»

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Свойства камня, красота камней, виды.

- мозаика «Глубины морские»

- фантастические животные

1 час


1 час



Ракушки- домики моллюсков, улиток.

- умная сова (игрушка)

- украшения (ожерелье, бусы)

1 час

1 час



Глиняная сказка.

- свистульки (роспись)

- барышевская игрушка

1 час

1 час



Песчаная россыпь (составление эскиза).

- панно «Ослик»

- «Звездная ночь»

2 часа

1 час

Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»

4.

«Прекрасные сюжеты»

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Использование разных приёмов изонити.

- снежинки, «Зимняя сказка»

- цветы в вазе

- декоративные закладки для книг

-праздничный салют

2 часа


2 часа

2 часа

3 часа


Работа с тканью – «Сказочная страна»

5.

«Отделочная мастерская»

Теория – 3 часа

Практика – 9 часов

12 часов



Знакомство с разновидностью «тамбурного шва» - швом «вприкреп»

- цветы разной формы

2 часа



Знакомство с разновидностью «тамбурного шва» - швом «ёлочка»

- бутон; ёлочка

2 часа



Знакомство с «бархатным» швом

- листочки

2 часа



Украшение изделия разными видами швов

- скатерть; сарафан; кофта; рубашка и т. д.

3 часа


Прогнозируемые результаты обучения

Воспитанники после третьего года обучения

должны знать:

* направления и традиции декоративно – прикладного искусства;

* материалы и оборудование;

* правила технике безопасности работы с инструментами и инструментами;

* историю возникновения проволоки, свойства и красоту камней;

* технологию и виды плетения;

* технику выполнения швов;

* основные приемы использования в работе различных предметов.

должны уметь:

- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- изготавливать картины в технике чеканки;

- выполнять изделия к праздникам с использованием изонити;

- изготавливать изделия для украшения одежды;

- самостоятельно изготавливать различные сувениры;

- выполнять отделку и художественную обработку изделий.


Календарно – тематический план – 4 класс


Тема

Основное содержание занятий (теория)

Предполагаемое изделие (практика)

Кол – во часов

Работа с бумагой – «Бумажные самоделки»

1.

«Необыкновенное плетение»

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Плетение из полосок.

- «Ковёр – самолёт»

1 час



Шахматное плетение.

- ёлочка, божья коровка

2 часа



Фигурное плетение.

- «Валентинки», клубничка, цветы

2 часа



Плетение уголками квадрата (правила, техника).

- декоративное украшение, сумочка, рыбка

2 часа



Панно из нескольких техник.

- «Черепаший остров», «Набережные моего города»

2 часа

Работа с ненужными вещами – «Необыкновенные чудеса»

2.

Пластмасса, волокнистые материалы.

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Поролоновая мастерская. Украшения, выставочные экземпляры.

- цветы, праздничная корзина

- маскарадные, карнавальные костюмы

- цыплёнок, слонёнок

1 час


2 часа

1 час





Силуэтные работы из пенопласта. Составление эскиза, самостоятельное выполнение изделия (проект)

- создание эмблем для выставки, соревнований

2 часа



Сборные игрушки. Составление эскиза, перенос его на картон и вырезание.

- клоуны, слоны и т. д.

1 час



Изделия из кондитерских упаковок.

- ваза для цветов, цветы

2 часа

Природные дары – «Королевство природы»

3.

«Лебединое озеро»

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Изделия из растительного пуха (чертополоха, рогоза, одуванчика, ковыля, тополя) и пуха животного происхождения.

- кошачья семейка

- сказочные птицы

- «Звери на зимней поляне» (картина)

1 час

1 час

1 час



Объёмные изделия из перьев птиц. Самостоятельное составление композиций (проект).

- «Птицы весной», «В тридевятом царстве», «Пробуждающаяся природа»

2 часа



Плоскостные и объёмные изделия из яичной скорлупы.

- игрушки к праздникам

- «Пасхальная картина», «Христово воскресенье»

- «По – щучьему веленью» (картина)

1 час

1 час


2 часа

Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»

4.

Сказочные картины.

Теория – 5 часов

Практика – 9 часов

14 часов



Составление картин к праздникам (проектная деятельность).

- «Новый год»

- «День Защитника отечества»

- «Международный день 8 Марта»

- «День победы»

3 часа

2 часа


2 часа

2 часа

Работа с тканью – «Сказочная страна»

5.

«Праздничная история»

Теория – 3 часа

Практика – 9 часов

12 часов



Знакомство с историей праздников, обычаями и создание сувениров, подарков.

- «День рождения»;

- «День птиц»

2 часа

2 часа




Составление картин с использованием разных видов работ с тканью.

- «Пасхальная картина»;

- «Город мастеров» - выставка

2 часа

1 час




Участие в выставке «Мои достижения»

- самостоятельно приготовленные изделия

2 часа


Прогнозируемые результаты обучения

должны знать:

* направления и традиции декоративно – прикладного искусства;

* правила технике безопасности;

* технологию плетения;

* технологию работы с пластмассой, поролоном, пенопластом, кондитерскими упаковками;

* технологию выполнения объемных изделий из растительного пуха, перьев птиц, яичной скорлупы;

* историю праздников, обычаи и традиции русского народа;

* технологию составления картин с использованием разных видов работ с тканью;

* правила работы над проектом.

должны уметь:

- пользоваться инструментами и приспособлениями;

- выполнять изделие в технике плетения разных видов;

- изготавливать панно из разных техник;

- изготавливать необычные изделия, украшения, выставочные экземпляры из поролона;

- выполнять плоскостные и объемные изделия из природного материала;

- составлять картины из ткани с использованием разных видов работ;

- участвовать в различных выставках достижений;

- выполнять отделку и художественную обработку поделок.

Методическое обеспечение образовательной программы

Формы занятий, планируемые по разделам

Разнообразные формы проведения занятий – вводное, повторение практическое, занятие – ознакомление с новым материалом, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные – соединяют в себе различные виды деятельности (познавательная, игровая, конструктивно – практическая,. исследовательско – поисковая).

Для проведения занятий используются индивидуальные, коллективные, групповые формы работы.

Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию учащихся, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределение обязанностей и поручений надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.

Для реализации программы применяются: занятия – беседы, занятия – соревнования (конкурсы, викторины, турниры); занятия – фантазии (сказка, сюрприз); экскурсии; занятия – игра (кроссворды, сканворды, словесные игры); выставки, праздники, открытые занятия для родителей.

Формы подведения итогов по программе

Формами подведения итогов являются участие школьников в выставках, открытых занятиях, массовых мероприятиях. Хорошими показателями эффективности программы являются – достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.

Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса

* объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

* репродуктивный (воспроизводящий);

* проблемный (ставится проблема, и учащиеся под руководством учителя ищут пути её решения);

* эвристический (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы решения).

Литература

1. Корчан Н. Г, Шабанова М. Е. «Изонить» - Санкт – Петербург 2002 год.

2. Лисицын С. А., Волков В. С., Козлов Н. Д.,Уланов В. А. «История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней» - СПб.: Специальная литература, 2003 год».

3. Нагибина М. И. «Из простой бумаги мастерим как маги» - Ярославль «Академия развития» 1998 год.

4. Нагибина М. И. «Из простой бумаги мастерим как маги» - Ярославль «Академия развития» 1998 год.

5. Нагибина М. И. «Чудеса для детей из ненужных вещей» - Ярославль «Академия развития» 1998 год.

6. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры» - Ярославль «Академия развития» 1998 год.

7. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками» - Ярославль «Академия развития» 1998 год.

8. Стейнберг М. «Смастерим из бумаги. Складывание» - Таллин «Валгус» 1998 год.

10. Черныш И. В. «Поделки из природных материалов» - М.: АСТ – ПРЕСС, 2000 год.

11. Черныш И. В. «Удивительная бумага» - М.: АСТ – ПРЕСС, 2000 год.

12. Цирулик Н.А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества» - Самара 2002 год.


Литература, рекомендуемая детям

1. Стейнберг М. «Смастерим из бумаги. Складывание» - Таллин «Валгус» 1998 год.

2. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» - Екатеринбург: У – Фактория, 2003 год.

3. Федотов Г. Я. «Поделки из природных материалов» - М.: АСТ – ПРЕСС, 2000 год.

4. Цирулик Н.А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества» - Самара 2002 год.

hello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gif

Дополнительная образовательная программа «РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ»
  • Начальные классы
Описание:

Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего школьного возраста и нацелена на формирование у них интереса к декоративно – прикладному творчеству, уважения к народным традициям.

Основная задача курса – познакомить учащихся с видами декоративно – прикладных искусств, привить интерес и пробудить желание совершенствоваться в направлении декоративно – прикладного творчества, проявлять творческую активность, участвовать в конкурсах.

Отличительной особенностью данного курса является более глубокое изучение  работы с разными материалами: (бумага, природный материал, нитки, пластмасса, металлы, ткань). В процессе обучения учитывается жизненный опыт детей, их представления об окружающем мире.   

Автор Свешникова Марина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 396
Номер материала 30818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓