Главная / Технология / Дополнительная образовательная программа Лоскутная мозаика для учащихся 5-7 классов по курсу технологии

Дополнительная образовательная программа Лоскутная мозаика для учащихся 5-7 классов по курсу технологии


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район Краснодарского края



Согласовано: Утверждено:

председатель РМО учителей технологии директор МОУ СОШ №16

________________ /Куличенко Е.В./ __________/Богданов И.И./


«__21__»____11___2013г от «__22__»__11___2013г




Дополнительная образовательная программа

Лоскутная мозаика

для учащихся 5-7 классов

по курсу технологии





Разработала: учитель технологии

высшей категории

Куличенко Елена Вадимовна






Всего часов- 102, из них

34часа – 1-й год обучения,

68часа – 2-й год обучения.









Кропоткин 2013

Дополнительная образовательная программа

«Лоскутная мозаика»



I. Пояснительная записка

Богатое историческое прошлое русского декоративно- прикладного искусства, развивавшегося в общем русле западноевропейских художественных традиций, его возрождение в настоящем времени и несомненный расцвет в будущем позволяет сделать данный курс не просто доступным учащимся, но и весьма интересным, так как в основу его положены уникальные, самобытные произведения народных промыслов.

Направленность.

Введение подобного курса – одного из многих в системе художественного образования - было обусловлено насущной необходимостью не только повысить уровень эстетического и нравственного воспитания школьников, создать условия для максимального развития их творческого потенциала, но и укрепить патриотические чувства подрастающего поколения, формированию которых особенно способствует изучение родной культуры и искусства.

Актуальность.

Лоскутная техника, т. е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Как художественная работа шитьё из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой элемент украшения и выполняет сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с тем и конкретную пользу, делают наш дом не только краше, но и удобнее, уютнее. Выдержанные в едином цветовом, сюжетном или орнаментальном решении изделия из лоскутков могут придать интерьеру помещения стилевую направленность, индивидуальность. Создаваемые изделия могут выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного рода декоративные панно и свободные композиции, но и утилитарную: сумки, пледы, подушки, покрывала, настенные и напольные ковры.

Новизна.

Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы на швейной машине.

Целесообразность.

Обучение учащихся должно ориентироваться на выполнение необходимых изделий для украшения интерьера, быта, одежды. Все практические работы учащихся могут быть учебными и творческими. Трудоёмкие изделия рекомендуется выполнять коллективно.

Особое внимание в процессе изучения курса необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасности труда.

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений с общим объёмом 102 часа и два года обучения (изучение в объёме 1 час в неделю- 1год, и 2часа в неделю – 2год). Основное содержание программы составляют практические работы (до 80% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

Тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

1-й год

2-й год


1.

2.

3.


4.

5.


Вводное занятие

Основы лоскутной техники

Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья

Экскурсия в музей

Итоговое занятие


2

10

14

6

1

1


1

-

31

32

2

2


Итого:

34

68


Данная программа является программой внеурочной деятельности по технологии. Организация внеурочной деятельности с учащимися по художественному труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность по технологии призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная, сквозная идея программы «Лоскутная мозаика».

На первом занятии школьники знакомятся с лоскутной техникой, с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для кухонного интерьера. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия в лоскутной технике.

С первого занятия с кружковцами проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.

Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы, компьютер, интернет. Основными в работе с учащимися становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.

На практических занятиях учащиеся обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.

Программа «Лоскутная мозаика» основана на следующих принципах:

  • личностного подхода (добровольность включения детей в ту или иную деятельность),

  • природосообразности воспитания (учёт возрастных, половозрастных, индивидуальных особенностей детей),

  • творчества и свободы (создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка),

  • гуманизации межличностных отношений (уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению детей),

  • свободы и выбора (ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор содержания, форм, способов, видов деятельности),

  • преемственности и дифференциации (организация и поддержание связей между возрастными категориями, отбор содержания, технологий, форм, методов в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей, активное участие детей во всех видах деятельности).


II. Цели и задачи программы


Цели: развивать творческие способности школьника посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту. Углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству, включив их в общемировой контекст развития декоративно-прикладного искусства; вывести знания с уровня практического освоения материала на уровень его исторического и теоретического обобщения.


Задачи:

  • ознакомление учащихся с истоками и ролью народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

  • освоение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, проектирования и создания продуктов труда;

  • развитие познавательных интересов, творческих и организаторских способностей, трудовых, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;

  • воспитание трудолюбия, уважения к мастерству, аккуратности, бережливости, творческого подхода и самостоятельности, ответственности за результаты своего труда;

Достижению поставленных целей и задач будет способствовать следующие условия:

  • Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой.

Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров к построению теоретических обобщений и заключений. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим постулатам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит школьников эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.

  • Ориентировка на проблемный метод обучения; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся.

Каждый блок учебного материала имеет систему заданий, выполнение которых призвано обеспечить более глубокое, прочувствованное усвоение полученных знаний, предоставить возможность реализовать (проинтерпретировать) их в индивидуальной самостоятельной работе.

  • Расширение учебного материала за счет включения в круг изучаемых явлений произведений искусства местного (краеведческого) характера.

  • Закрепление и расширение полученных на уроках знаний в процессе посещения музеев и ознакомления с доступными музейными коллекциями.


III. Направления программы

  • 1 направление «Лоскуток за лоскутком» (I полугодие - 1учебного плана)


На первом этапе кружковцы узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматка, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.


  • 2 направление «Фантазии из лоскутков» (II полугодие - 1учебного года)

По мере усвоения кружковцами приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию первого года кружковцы должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы дети освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.


  • 3 направление «Дизайн интерьера» (2-й учебный год обучения)

На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной. Кружковцы осваивают составление эскизов, обучаются находить дизайнерские решения. Деятельность детей приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить детям себя мастерами и творцами.


IV. Ресурсное обеспечение программы


Кадры

Учитель технологии

Материально-технические

ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек

Наглядные средства обучения

фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, интернет, готовые поделки в технике аппликации, «квилт», «почверк».

Помещение

Школьная мастерская



V. Тематическое планирование ( 1-й год обучения)


п/п

Тема разделов, занятий

Количество часов


всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

Инструменты и материалы.

Правила техники безопасности.

Технология изготовления изделий из лоскутков.

Практическая работа: определение лицевой и изнаночной стороны ткани, определение вида ткани, определение направления долевой нити на ткани.

2

1

1

2

Прихватка.

Составление эскиза, варианты композиций.

Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити.

Беседа о роли изделий декоративно-прикладного искусства в интерьере.

Смётывание деталей кроя, стачивание на швейной машине. Инструктаж по ТБ.

Отделочные работы. Определение качества готового изделия.

Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка.

6

1

5

3

Грелка на чайник.

Порядок и варианты выполнения элементов грелки. Просмотр фотографий, составление эскизов, изготовление шаблонов.

Беседа «Элементы цветоведения: родственные и контрастные цвета.

Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем.

Стачивание деталей кроя. Инструктаж по ТБ.

Определение качества готового изделия.

Окончательная обработка грелки. Влажно-тепловая обработка.

6

1

5

4

Варежка-прихватка.

Порядок и варианты выполнения элементов варежки. Изготовление шаблона-выкройки.

Просмотр фотографий, раскрой варежки.

Смётывание деталей кроя с утеплителем.

Стачивание деталей кроя. Инструктаж по ТБ.

Определение качества готового изделия.

Окончательная обработка варежки-прихватки. Влажно-тепловая обработка.

6

0,5

5,5

5

Натюрморт в технике «Аппликация» (Панно).

Беседа «Натюрморт - жанр изобразительного искусства». Изготовление шаблонов.

Подбор тканей по цвету. Беседа «Элементы цветоведения». Раскрой ткани.

Составление композиции из элементов.

Соединение частей композиции с основой.

Обрамление композиции натюрморта. Отделочные работы.


6

1

5

6

Сумка с лоскутным орнаментом.

Порядок и варианты выполнения.

сумки. Составление эскизов.

Выполнение чертежа основы.

Моделирование. Подбор тканей. Раскрой.

Смётывание деталей кроя.

Стачивание деталей кроя. Инструктаж ТБ.

Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка.

6

0,5

5,5

7

Экскурсия в музей

1

-

1

8

Итоговое занятие

1

-

1


Итого:

34

5

29


Содержание программы (1-й год обучения)

Урок 1-2. Вводное занятие

Цели и задачи факультативного курса. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.

История развития лоскутной техники. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Ассортимент изделий.


Урок 3-12. Основы лоскутной техники

Рабочее место, его организация. Инструменты, материалы, приспособления и оборудование для обучения в технике лоскутного шитья.

Гармоничное сочетание тканей по фактуре, цвету. Цветовое решение изделий. Использование прокладочных материалов.

Ручные и машинные швы, используемые в технике лоскутного шитья. Правила безопасности труда.

Эскиз, его разновидности, назначение, способы и правила выполнения.

Понятие о чертеже, схеме, их различия. Размеры, правила измерения.

Шаблон. Применение шаблонов, готовых выкроек. Подготовка материалов к работе. Использование шаблонов для раскроя элементов орнамента.

Практические работы:

Подбор тканей по фактуре и цвету. Изучение свойств прокладочных материалов, применяемых в технике лоскутного шитья.

Выполнение образцов ручных, машинных швов, используемых в лоскутном шитье.

Выполнение эскиза. Выполнение чертежа.

Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья (мозаика из полос).


Урок 13-26. Техника лоскутного шитья

Лоскутная мозаика. Виды лоскутного шитья. Правила безопасности труда. Базовые формы, применяемые в технике лоскутного шитья.

Шитьё из полос. Правила сборки образца по схеме «Ёлочка», «Колодец».

Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Шахматка».

Шитьё из прямоугольных треугольников. Правила сборки образца по схеме «Мельница», «Звезда».

Фестоны, их виды. Правила изготовления, закрепления фестонов по краю детали. Техника укладывания прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия.

Отделочные материалы в лоскутной технике. Выстёгивание, правила выполнения.

Практические работы:

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Ёлочка», «Колодец». Выполнение элементов узора. Правила безопасности труда.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Шахматка». Выполнение элементов узора.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Мельница», «Звезда». Выполнение элементов узора. Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья с использованием треугольных, квадратных фестонов. Закрепление фестонов по краю детали. Укладывание прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия, их закрепление. Применение выстёгивания в лоскутных изделиях. Изготовление изделий. Отделка готового изделия.

Объекты труда: мозаика из полос, квадратов, прямоугольных треугольников; салфетка.

Урок 27-32. Технология изготовления изделия

в технике лоскутного шитья

Выполнение эскиза, чертежа изделия. Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре. Раскрой. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Окончательная отделка и оформление изделия. Требования к качеству изделия. Правила безопасности труда.

Практическая работа: Изготовление изделия.

Объекты труда: прихватка, коврик, подставка под горячее, настенное панно.


Урок 33. Экскурсия в музей.


Урок 34. Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы за год


2-й год обучения


п/п

Тема разделов, занятий

Количество часов


всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Дизайн интерьера комнаты и спальни

1

1

-

2

Диванная подушка

Составление эскизов

Изготовление выкройки в соответствии с моделью

Раскрой

Смётывание деталей кроя

Стачивание деталей кроя

Отделочные работы

Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка

15

1

14

3

Панно на подарок

Беседа «Дизайн интерьера комнаты». Составление эскизов, подбор лоскутков

Изготовление шаблонов

Раскрой

Составление композиции из деталей кроя

Обработка деталей кроя швом «зигзаг»

Соединение деталей с основой

Отделочные работы

Оформление панно

16

1

15

4

Лоскутная накидка, чехол на стул

Беседа «Техника «квилт» в интерьере»

Составление эскизов, поиск дизайнерских решений

Последовательность и технология изготовления чехла

Подбор лоскутков, изготовление шаблонов

Раскрой

Смётывание деталей кроя

Стачивание деталей кроя

Определение качества готового изделия

Отделочные работы

Влажно-тепловая обработка

18

1

17

5

Лоскуты и фантазия: панно, коврик, одеяло ( по выбору).

Беседа «Виды декоративно-прикладного искусства»

Последовательность, технология изготовления изделий

Заготовка лоскутных полосок

Изготовление изделий

Определение качества готового изделия

Окончательная отделка готового изделия

14

2

12

6

Экскурсия в музей.

2

-

2

7

Выставка творческих работ

2

-

2


Итого:

68

6

62


Содержание программы (2-й год обучения)

Урок 1. Вводное занятие

Цели и задачи факультативного курса. Планирование. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.

Урок 2-32. Техника лоскутного шитья

Техника «Русский квадрат». Правила составления схемы. Технология выполнения.

Шитьё из равносторонних треугольников. Схемы сборки изделия из равносторонних треугольников: «Снежинка», «Паутинка», «Вертушка». Разбивка схемы из равносторонних треугольников на две части и последовательность её сборки.

Шитьё из многоугольников. Техника «Соты». Правила составления схемы. Шитьё из ромбов.

Шитьё на основу. Порядок сборки образца по схеме «Роза».

Отделка готового изделия. Технология обработки края изделия косой бейкой.

Практические работы:

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Русский квадрат». Выполнение элементов узора. Правила безопасности труда.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Снежинка», «Паутинка», «Вертушка». Выполнение элементов узора.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Соты». Выполнение элементов узора.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Роза». Выполнение элементов узора.

Изготовление изделия. Обработка изделия косой бейкой. Отделка готового изделия.

Объекты труда: прихватка, подставка под горячее.


Урок 33-64. Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья

Выполнение эскиза, чертежа изделия. Изготовление шаблонов, подбор материалов по цвету и фактуре. Раскрой. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Окончательная отделка и оформление изделия. Требования к качеству изделия. Правила безопасности труда.

Практическая работа: Изготовление изделия.

Объекты труда: комплект для кухни, мягкая игрушка, диванная подушка.

Урок 65-66. Экскурсия в музей.

Урок 67-68. Итоговое занятие

Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы за год.


VI. Прогнозируемые результаты


- овладение учащимися знаний о подготовке рабочего места, об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;

- овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы;

- сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, шитью;

- повысить активность участия детей в творческих конкурсах;

- рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений.



V. Литература для учителя:


  1. Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2008.

  2. Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо. 2009г.

  3. Ксения Митителло. Чудо- аппликация. -М.: Эксмо. 2010г.

  4. Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. Традиции и современные техники.- Burda, 2007г.

  5. Аппликация из ткани. Золотая коллекция идей. -М.: Аст- Пресс книга. 2009г.

  6. Лариса Денисова. Изысканный лоскут.Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия.- М.: Аст- пресс книга. 2007.

  7. Рики Тимс. Дизайн из полос в квилте. Серия «Секреты мастерства». -Ниола- Пресс. 2009.

  8. Дейл Флеминг. Мотивы круга в квилте. Серия «Секреты мастерства».- Ниола- Пресс. 2009.

  9. Джен Кренц. Мотивы ромбов в квилте. Серия» Секреты мастерства».- Ниола- Пресс. 2009.


VI. Литература для ученика:


1. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.

2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина. Лоскутки.- М.:Эксмо.2008.

2. Хайни М. Как научиться шить. Пер. М. Авдониной. – М.: Из-во Эксмо, 2009.

3. Журнал «Мастерская на дому» № 2, 2006 г.; № 4, 2009г.

4. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо, 2009.

5. Журналы «Чудные мгновения. Лоскутное шитьё», №1-2,3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-12, 2009г.





Дополнительная образовательная программа Лоскутная мозаика для учащихся 5-7 классов по курсу технологии
  • Технология
Описание:

Богатое историческое прошлое русского декоративно- прикладного искусства, развивавшегося в общем русле западноевропейских художественных традиций, его возрождение в настоящем времени и несомненный расцвет в будущем позволяет сделать данный курс не просто доступным учащимся, но и весьма интересным, так как в основу его положены уникальные, самобытные произведения народных промыслов.

Направленность.           Введение подобного курса – одного из многих в системе художественного образования - было обусловлено насущной необходимостью не только повысить уровень эстетического и нравственного воспитания школьников, создать условия для максимального развития их творческого потенциала, но и укрепить патриотические чувства подрастающего поколения, формированию которых особенно способствует изучение родной культуры и искусства.

            Актуальность. Лоскутная техника, т. е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Как художественная работа шитьё из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой элемент украшения и выполняет сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с тем и конкретную пользу, делают наш дом не только краше, но и удобнее, уютнее. Выдержанные в едином цветовом, сюжетном или орнаментальном решении изделия из лоскутков могут придать интерьеру помещения стилевую направленность, индивидуальность. Создаваемые изделия могут выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного рода декоративные панно и свободные композиции, но и утилитарную: сумки, пледы, подушки, покрывала, настенные и напольные ковры.

        Новизна. Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями.  Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области  материаловедения, совершенствования умений и навыков работы на швейной машине.   

Автор Куличенко Елена Вадимовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1141
Номер материала 23925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓