Главная / Другое / Дополнительная образовательная программа по литературному краеведению "Ярославская сторонка,Ярославская земля..."

Дополнительная образовательная программа по литературному краеведению "Ярославская сторонка,Ярославская земля..."



ГОУ ЯО Центр детского и юношеского

туризма и экскурсий










Образовательная программа

дополнительного образования детей


«Ярославская сторонка, ярославская земля…»







Лагуненок Маргарита Евгеньевна –

Зам. директора по УВР ГОУ ЯО ЦДЮТуриЭк,

педагог доп. образования

1961 г рождения, образование высшее-

ЯГПИ им. Ушинского 1983 г.,

Сквозной пер.,5, 24-30-89,24-07-69












г.Ярославль

2004 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«ЯРОСЛАВСКАЯ СТОРОНКА,


ЯРОСЛАВСКАЯ ЗЕМЛЯ…»


(основы литературного краеведения)


Понять литературу, не зная тех мест,

где она родилась, не менее трудно,

чем понять чужую мысль, не зная языка,

на котором она выражена.

Д. Лихачев


Говоря о широкой реке,

не следует забывать о ручьях, они создают реку.

Для того, чтобы патриотизм был крепким,

плотным, непоколебимым, нужно,

чтобы он исходил из любви к своей малой родине,

к родному городу, селу, краю.

И. Эренбург



П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А


Литературное краеведение дает возможность расширить и обогатить знания обучающихся о родных местах, привить им любовь и уважение к культуре Ярославского края, помогает учащимся осознать связь литературы с жизнью.

Изучение биографии писателя, его судьбы и судьбы его литературных героев, тесно связанных с конкретной исторической средой, составляет основу литературного краеведения.

Большая воспитательная и образовательная роль отводится знакомству с фольклором, участию в его собирании. Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя, помогают ощутить красоту устного народного творчества, воспитывают любовь к народной песне и живой народной речи, развивают художественный вкус.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает у обучающихся обостренное чувство красоты природы, любви к родному краю. Ведение путевого дневника, составление аннотаций, сообщений, интервью, работа над стихами способствует обогащению словарного запаса, воспитывают интерес к литературному творчеству.

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Знания местной топонимики вызывают интерес учащихся, способствуют расширению их познаний в краеведении, расширяют знание лингвистического характера. Кроме того, учащиеся приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с новыми для них терминами, воспитывают потребность самостоятельно добывать знания.

Программа «Ярославская сторонка, ярославская земля» - одна из форм краеведческой работы. Программа способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у детей, дает дополнительные знания школьникам по истории, литературе своего края, обычаям в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее своей Родины, формирует у воспитанников потребность сохранить исторические и культурные ценности.

Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов на 4 года обучения.

Преемственность, непрерывность, развитие – принцип построения данной программы.

Отличительная особенность данной программы состоит в тщательном отборе литературного материала, который не дублирует другие источники знаний, а дает новую информацию. Программа авторская, так как в отсутствии типовой, она полностью составлена на региональном материале литературного краеведения.

Программа является комплексной, сочетает в себе курсы литературы, экскурсоведения, туризма, родословия. Комплексность характеризует всю практическую деятельность объединения, начиная с получения исходных литературоведческих знаний, их расширяя, углубляя и интерпретируя в экскурсии, разработанные обучающимися в объединениях, в рефераты, доклады, творческие работы, проекты

Программа интегрированная, так как включает знания по литературе, курса истории, культурологии.

Ее своеобразие определяется еще и тем, что изучение начинается с обращения к личности ребенка, к истории его имени, фамилии; затем идет знакомство с историей, культурой родного края через литературные произведения.

Цель программы:

воспитать думающую, творческую, свободную личность, умеющую понимать и ценить культуру прошлого и настоящего родины, используя краеведческий материал.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


  • углубить и расширить знания на основе конкретны фактов истории родного края через литературные произведения;

  • воспитать уважение к литературному наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • выявить творческие способности обучающихся;

  • ознакомить обучающихся с основами экскурсоведения, туризма; с формировать представление об их связи с краеведением;

  • формировать навыки научно-исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками;

  • подготовить значкистов «Юный турист России», «Турист России»;

  • ориентировать учащихся на профессии экскурсовода, учителя литературы, истории, музейного работника, архиографа, библиотекаря;

  • сформировать литературно-творческие и литературно-краеведческие навыки учащихся.


Основные направления деятельности

  • учебные и познавательные экскурсии по литературным местам;

  • изучение прототипов литературных героев, поиск их потомков;

  • сбор фольклорных и других материалов, сопоставление их с литературной основой;

  • изучение произведений устного народного творчества:

  • ярославские варианты сказок,

  • былины и герои былин, связанные с ярославской землей,

  • ярославские песни (исторические, революционные, игровые, обрядовые, календарные),

  • народные таланты нашего края.

  • изучение жизни и творчества писателей и поэтов – наших земляков (А.Курбский, Л.Н.Трефолев, И.З.Суриков, Н.А.Некрасов, А.В. Сухово-Кобылин);

  • изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Ярославской земле или живших здесь какое-то время (А.П. Чехов, А.М. Горький, М.А Богданович, А.Н. Островский и др.);

  • составление компьютерных проектов;

  • изучение современной литературной и театральной жизни города.


Организация образовательного процесса:

занятия проводятся в форме лекций, бесед, семинаров, встреч с интересными людьми, экскурсий, включая виртуальные, походов, путешествий.

Особое внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимися по разработке более узких тем исследования (план индивидуальной работы с детьми представлен в содержании курса 3 года обучения), по работе над проектами (последовательность работы над проектом раскрывается в содержании курса 4 года обучения).

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные глубокие знания по литературе своего края, готовят сообщениями и выступают с данными сообщениями, докладами на уроках истории, литературы, районных, городских и областных краеведческих конференциях, проводят экскурсии по памятным местам. А некоторые выбирают профессию, связанную с профилем.

Итогом работы каждого обучающегося должен стать творческий проект определенной тематики, создавая который обучающийся должен применить знания, полученные на занятиях объединений.


Усвоившие материал по данному направлению должны уметь:

  • самостоятельно составлять библиографию по теме;

  • вести дневник;

  • писать очерк;

  • готовить доклад на заданную тему;

  • записывать воспоминания респондентов;

  • составлять аннотации к прочитанным книгам;

  • работать с каталогом;

  • описывать и паспортизировать литературные памятники.

Занятия объединения проводятся не только в стенах школы, но и в музеях города и школ города, на улицах, в мастерской художника, в редакции местной газеты, в библиотеке, выставочном зале и т. д.

Данная программа была разработана в 1998 году и апробирована в течение 4 лет на объединении «Литературное краеведение» ГОУ ЯО ЦДЮТуриЭк.

Психологической службой школы № 76 г. Ярославля, на базе которой работало объединение, проводилось отслеживание эффективности данной программы. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.

У учащихся, занимавшихся в течение нескольких лет в объединении, сформирована выраженная общественно-гуманитарная направленность. Более динамичной оказалась структура вербального интеллекта, что нашло выражение в большом словарном и понятийном запасе, отнесенном к гуманитарной сфере, в умении устанавливать причинно-следственные связи и передавать их в слове, в яркости, красочности языка; разностороннем кругозоре. Для структур невербального интеллекта у этих учащихся отмечена яркость, образность представлений, т.е. занятия, способствовали большей динамике структур вербального интеллекта.

Родители констатировали, что дети стали более коммуникабельными и творческими. Выросло самосознание ребят, более осознанным стал профессиональный выбор. Развились такие черты, как целеустремленность, настойчивость в поиске необходимого материала и решении каких-либо задач. Все свидетельствовало об эффективности предложенной программы. Из 20 учащихся, занимавшихся в объединении, 10 выбрали при поступлении в вузы гуманитарное направление (журналистика, филология, политология, история, право, юриспруденция).

Сегодня по данной программе занимается второе поколение обучающихся Центра, а в школе, на базе которой работает объединение, введен спецкурс «Литературное краеведение» для учащихся 8 классов.

Программа «Ярославская сторонка, ярославская земля…»

(литературное краеведение)

Программа рассчитана на 4 года обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематические блоки

1год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

всего

1.Введение

4

3

4


11

2.Экскурс в основы краеведения

Антропонимика

Родословие

Биографика

Топонимика

Библиография

Экскурсоведение

Развитие речи

56



10

10

6

20

10

106






24


40

42

20









20


182



10

10

6

44

10

40

62

3.Наш край в устном народном творчестве



54






54

4.Наш край в древнерусской литературе. Люди Средневековья


74



74

5.Наш край в художественной и мемуарной литературе



105


105

6.Русская литература второй половины 19 века и Ярославский край.

Литературный Ярославль века ХХ





124


124

5.Ярославский край и театральное искусство


50


35


20


30


135

6.Праздники и обряды в жизни русского человека



36




36

7.Основы туризма

Туристские навыки


52


20


45


40


157

8.Индивидуальная работа



50


128


130


308

9.Экспедиция (поход) по родному краю







ИТОГО

216

324

324

324

1188







«ЯРОСЛАВСКАЯ СТОРОНКА, ЯРОСЛАВСКАЯ ЗЕМЛЯ…»

(основы литературного краеведения)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ




Основные темы

Количество

теоретических


часов

практических


Всего




1.Введение

2

2

4

2.Экскурс в основы краеведения

Антропонимика

Родословие

Биографика

Топонимика

Библиография

24



4

4

2

10

4

32



6

6

4

10

6

56



10

10

6

20

10


3.Наш край в устном народном творчестве


16


38


54

3.Ярославский край и театральное искусство


10



40


50

4.Основы туризма


12


40


52

9.Экспедиция (поход) по родному краю




ИТОГО

64

152

216

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ


1.Вводное занятие

Знакомство с детьми. Изложение программы занятий. Анкетирование. Выявление личных предпочтений детей в области литературы.

Игра-викторина «Ты - ярославец».

2.ЭКСКУРС В ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

  • Ономастика, ее предмет и задачи. Антропонимика. Происхождение имен, имя, прозвище, канонические и неканонические имена. Из истории происхождения отчетов и фамилий, родовых прозваний на Руси.

Однофамильцы и тезки. Псевдонимы. Тайна имени.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составление рассказов на тему: «Мое имя. Что оно значит?»; «Кто и почему меня так назвал?»

Подготовка к написанию сочинения на тему «История моего имени, отчества, фамилии»

Форма контроля: сочинение «История моего имени, отчества, фамилии».

  • Родословие. Род. Родственники. Что такое родословная? Правила составления родословной. Поиск материалов о своих родственниках.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составление своей родословной (нисходящей) или (восходящей).

Устные сочинения на темы: «История моей семьи в фотографиях», «Мои родственники на карте Родины».

Форма контроля: составление генеалогического древа своей семьи.

  • Биографика –вспомогательная историческая дисциплина. Научная биография и биография литературная. Автобиография. Правила составления биографии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составление своей автобиографии. Биографии прославленных земляков. Составление биографий интересных людей края.

Форма контроля: составление биографии одного из интересных земляков

  • Топонимика. Из истории происхождения географических названий. Современные топонимы. Цели и задачи топонимических знаний. Топонимы – источник для изучения местности. Виды топонимов (гидронимы, оронимы, микротопонимы). Топонимы, образованные от имен, прозвищ, фамилий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение карты Ярославской области, наличие различных видов топонимов. Знакомство со специальной литературой. Сбор, классификация топонимов края. Устный журнал «Топонимы, отражающие историческое прошлое Ярославского края». Составление рассказов об образовании названий различных городов Ярославской области. Проведение устного журнала для учащихся начальной школы. Знакомство с легендами, рассказывающими о появлении того или иного названия. Составление и проведение топонимических экскурсий.

Топонимы, связанные с жизнью и деятельностью русских писателей в Ярославле и их произведениями. Составление топонимического словаря края. История происхождения названий улиц моего района.

Формы контроля: Коллективная итоговая работа «Путешествие по городам Золотого кольца России».

Интеллектуальная игра «По улицам города».

Сочинение «Любимый уголок улицы»

  • Библиография. Библиотека. Библиотечные каталоги и карточки. Сущность и назначение библиотечных каталогов. Виды каталогов. Основные принципы их построения.

Библиография. Требования к ее составлению.

Аннотация. Правила работы над аннотацией.

Формы контроля: составление аннотации к любой прочитанной книге.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Экскурсия в библиотеку. Знакомство со справочным аппаратом библиотеки.

Дискуссия «Что значит быть образованным человеком.?»

Работа в библиотеке. Распределение карточек в каталоге. Подбор литературы по теме, указанной учителем по систематическому каталогу.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • вспомогательные краеведческие дисциплины и сферу их изучения;

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • составлять генеалогическое древо;

  • писать сочинения-биографии;

  • работать с книгой;

  • составлять библиографию по теме;

  • готовить сообщения, доклады на заданную тему;

  • выразительно читать по памяти произведение;

  • составлять аннотации к прочитанной книге;

  • работать с различными видами каталогов

  • составлять библиографию по конкретной теме.


3.НАШ КРАЙ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

  • Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли, поэтизация природы, сочувствие природы переживаниям человека, помощь природы человеку в борьбе со злом)Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ(хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды , язык и культура).Особенности жанра, роль поэтического вымысла в сказке, виды сказок.

  • Ярославские варианты русских волшебных сказок. Их особенности. Отражение в них мечты ярославцев о радостном и свободном труде и счастливой жизни.

«МЕДВЕДЬ НА ЛИПОВОЙ НОГЕ»

Отголоски религиозных воззрений в сказках, связанных с культом животных. Реализм в разработке образов стариков Сходство волшебной сказки с бытовой.

«МЕДВЕДЬ - ДУРЕНЬ»

Ярославский вариант сказки «Маша и медведь». Ум и смекалка крестьянской девочки. Воспитательная направленность сказки.


«ПРО ВАНЮ ГЛИНЯНОГО»

Забавный характер сказки, пугающая ситуация. Выразительность языка, традиционные сказочные повторы.

«АНДРЕЙ-СТРЕЛОК»

Ярославский вариант сказки «Пойди туда…»Научность сказки. Образ Ума-Разума, который служит трудолюбивым людям и является средством сделать жизнь хорошей и счастливой.

«КАК СОЛДАТ ШЕЛ СО СЛУЖБЫ»

Солдатская сказка. Образ решительного и бескорыстного солдата. Добро, которое несет главный герой людям, его трудолюбие. Любовь солдата к книге - черта, которой в сказке раньше наделялись лишь цари и волшебники.

«СКАЗКА ПРО ДВУХ ПОРТНЫХ ПОШЕХОНОВ»

Авантюрная сказка. Образы главных героев, занимающихся «отхожими промыслами ». Находчивость портных. Упоминание знакомых детям ярославских деревень, через которые проходят герои.

  • Былины и герои былин, связанные с Ярославской землей.

Знакомство с былинами «Илья Муромец и Идолище поганое» и «Алеша Попович и Тугарин змей».

Отражение в былинах представлений народа о сущности исторических событий и процессов; воплощение в герое былин - богатыре лучших качеств народа; патриотический смысл подвигов богатыря; героический характер былины. Художественные особенности былин: исключительность события, гиперболизация образа героя, контрастность образов. Прототипы былинных героев. Исторический прототип Алеши Поповича.

Поленицы. Образы женщин-героинь, наших землячек: Дарьи Пужбольской и Марии Ростовской.

  • Понятие о фольклорной лирике. Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу.

Ярославские песни. Исторические, революционные, игровые, обрядовые, календарные. Знакомство с песнями, записанными на Ярославщине:

  • «Ах ты, батюшка, Ярославль – город». Песня разинского цикла.

  • «Земляничка - зрелая ягодка». Свадебная.

  • «Со вьюном я хожу». Святочная.

  • «Вейся, вейся, хмелюшка.» Песня исполняется на Тройцу.

  • «Что во поле, в поле да травиночка «. Сенокосная.

Народные таланты нашего края.

Сказители, авторы и исполнители песни, сказок.

  • Народные традиции в проведении праздников (Новый год, Рождество и т.д.)

Понятия «традиции» и «обычаи.» Классификация традиций: религиозные, календарные, светские, семейные и т.д.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Знакомство с произведениями фольклора разных жанров. Определения жанра прочитанного произведения. Составление анкет и методика сбора произведений УНТ. Анализ собранного материала.

Сбор произведений устного народного творчества, созданных в местном крае. Знакомство с местами, воспетыми в былинах, сказках, песнях (Ростов, Сарское городище и др.). Малые фольклорные экспедиции.

Проведение традиционных праздников: Новый год, Масленица

Народные игры, песни, традиции, гадания, колядки и т.д. Встречи с фольклорными коллективами края.

Формы контроля: Вечер инсценированных местных сказок.

Интеллектуальная игра «Другенчики-перевенчики»,

Оформление выставки сборников «Фольклор родного края».

Составление и проведение концертно-игровой программы «Посиделки».

Составление анкет по изучению традиций своей семьи. Проведение исследований и обработка результатов. Описание традиций.

Дискуссия «Нужны ли нам традиции»? Устные сочинения на тему: «Традиции моей семьи».

Проведение вечеров «Бабушкины традиционные блюда», «На завалинке».

Формы контроля: КТД «Игры наших бабушек и дедушек».

Проведение Новогоднего вечера для учащихся младших классов, читателей библиотеки.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Произведения устного народного творчества, записанные на Ярославской земле. Определения жанров произведений УНТ, их особенности.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

составлять вопросник и записывать произведения устного народного творчества со слов рассказчика;

паспортизировать запись;

анализировать собранный материал.

4. ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Ярославль-родина первого национального русского театра. Знакомство с основами театрального искусства: соотношением пьесы и спектакля; ролью в театре актера, режиссера, сценографа, костюмера, гримера; ролью музыки в драматическом спектакле.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Экскурсии в театр имени Ф. Волкова, в кукольный ярославский театр, ТЮЗ. Знакомство с историей театров города и театрального дела в нашем городе. Посещение спектаклей ярославских театров с последующим их обсуждением, написание рецензий на просмотренные спектакли.

5.ОСНОВЫ ТУРИЗМА

Туризм-средство познания родного края. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный.

Законы, правила, нормы и традиции туризма. Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России».

Групповое и личное снаряжение туриста, подготовка снаряжения, укладка рюкзака. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Основные требования к ним.

Личная гигиена туриста. Доврачебная помощь в путешествии при кровотечениях, ушибе, вывихе, переломе, ожоге, обморожении, при тепловом или солнечном ударе. Состав походной медицинской аптечки для однодневного похода. Правила безопасности при проведении путешествия.

Ориентирование при помощи карты, компаса, по местным ориентирам. Оборудование для краеведческих наблюдений в походе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Подготовка снаряжения к путешествию, укладка рюкзака. Распределение обязанностей. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Приготовление пищи на костре. Выполнение обязанностей по должности в период подготовки, проведения и подведения итогов похода. Инструктажи по технике безопасности в походе. Выступление в туристских соревнованиях в качестве участников.

Проведение походов выходного дня.

Форма контроля: Подготовка к итоговому походу-экспедиции.

Подведение итогов летней экспедиции: обсуждение итогов в группе. Знакомство с требованиями написания письменного отчета. Обработка материалов.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • состав группового и личного снаряжения;

  • правила организации привала и бивака;

  • правила поведения в походе;

  • заповеди и законы туристского братства;

  • правила поведения в общественных местах.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • ориентироваться по компасу, солнцу, часам, местным предметам;

  • пользоваться дорожными знаками;

  • преодолевать естественные препятствия;

  • подбирать снаряжение для похода в зависимости от длительности по времени, сезона, способа передвижения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Основные темы

Количество

теоретических


часов

практических

Всего




1.Введение

2

1

3

2Экскурс в основы краеведения

Топонимика

Экскурсоведение

Развитие речи




10

10

15





14

30

32




24

40

42

3Наш край в древнерусской литературе.

Люди Средневековья


24


50


74

4.Ярославский край и театральное искусство


5



30


35

5.Праздники и обряды в жизни русского человека


1


30


36

6.Основы

туризма


8


12


20

7.Идивидуальная работа




50


50

8.Экспедиция-поход по родному краю




ИТОГО

75

249

324

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


1.Введение. Изложение программы занятий.

Форма контроля: конкурс эрудитов «Ярославская сторонка».

2.Экскурс в основы краеведения

  • ТОПОНИМИКА. Имя - тоже памятник. Методика сбора топонимов. Толкование названий пригородных поселений-слобод. Старые и новые названия улиц.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составление рассказов об образовании названий слобод, улиц нашего города.

Форма контроля: составление и проведение топонимических экскурсий.

  • ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

История экскурсионного дела. Понятие «экскурсия». Классификация экскурсий. Тематика и их содержание. Составление маршрута экскурсий. Речь экскурсовода.

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Значение культуры речи. Языковая норма.

Требования к правильной речи. Экскурсия как жанр сочинения.

Тезисы. Понятие о тезисах. Последовательность их составления.

Понятие о конспекте. Типы конспектов. Конспект статьи по теме.

Сообщение. Доклад. Основные требования к сообщению, докладу. Формы организации и представления информации. Подготовка иллюстративного материала.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Экскурсии в музей, пешеходные по городу, загородные. Их анализ. Составление паспортов экскурсионных объектов. Подбор объектов по темам экскурсии. Составление текста экскурсии, разработка маршрута.

Формы контроля: написание рефератов, докладов, сообщений, составление различных картотек, выписок по различным темам.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • методику сбора топонимов;

  • основные признаки экскурсии;

  • основы организации экскурсии;

  • понятия: «рассказ», «тема», «экскурсия»;

  • требования к правильной речи;

  • основные отличия реферата, сообщения, доклада;

  • требования к оформлению реферата;

  • методику составления картотеки.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • правильно составлять опросник по сбору топонимов;

  • правильно формулировать название экскурсии;

  • составлять паспорт экскурсионного объекта;

  • приводить примеры по каждой из групп экскурсий;

  • слушать и конспектировать лекцию экскурсовода;

  • самостоятельно разбираться в экспозиции музея;

  • работать в фондах музеев, библиотеках;

  • вести картотеку;

  • составлять тезисы, писать конспекты статей;

  • писать рефераты;

  • выступать с докладами и сообщениями.

3.НАШ КРАЙ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Ярославль в период феодальной раздробленности. Первые упоминания городов Ярославского края в «Повести временных лет». Памятники древнерусской литературы, возникшие непосредственно на Ярославской земле.

  • «Моление Даниила Заточника» - самое загадочное произведение древнерусской литературы, свидетельство начала пробуждения критической мысли; первое произведение, где слышен голос «сирот», т.е. холопов, обездоленных людей. Особенности жанра.

Жанр жития в литературе Древней Руси, его особенности. Распространение христианской культуры в нашем крае.

  • «Житие Леонтия Ростовского» или «Житие Авраамия Ростовского». Распространение христианской культуры в нашем крае. Идеал подвижника, посвятившего себя служению Богу и очищению общества от власти беса. Источник многочисленных сведений по истории края.

  • «Житие Александра Невского». Образ А. Невского в контексте житийного жанра: воинская доблесть и смирение древнерусского князя. «Житие» как «поучение современникам и потомкам: жить, не преступая чужих границ». Нравственно-религиозный и государственный пафос «Жития…».

  • «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы, найденный на Ярославской земле.

Загадки «Слова…»

В. Медведев. Автор «Слова…»Кто же он?

К. Воротной. Где родилось «Слово»?

В. Сударушкин «Исчезнувшее свидетельство». Повесть-расследование об истории находки и гибели списка «Слова…»

«Слово…» и наши современники.

Род Мусиных-Пушкиных и земля Ярославская.

Родословная Мусиных-Пушкиных. Вклад Мусиных-Пушкиных в дело просвещения Ярославского края И. Мусин - Пушкин. Усадьбы Мусиных-Пушкиных в Мологском уезде.


ЛЮДИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Образы мужественного ростовского князя-патриота Василько и его жены - княгини Марии в балладе Д. Кедрина «Князь Василько Ростовский» и в очерке С. Кайдаш «Сильнее бедствия земного» Идейное и художественное своеобразие произведений. Изобразительные средства, с помощью которых созданы образы.

Ф.МОСКОВКИН «Тугова гора»

Историческая повесть. Восстание в Ярославле в 1237 году. Героизм русских людей в борьбе с татаро - монголами.

«Лесные люди». Василько, Россава, Кичи. Быт людей 13 века. Толкование названия повести.



ИОАНН ВЕНДЛАНД «Князь Федор» Исторический очерк. Жития святых:

ярославский князь Федор Черный и его сыновья Давид и Константин. Миролюбивая политика князя в отношении Золотой Орды. Торговля и ремесла в Ярославле в период правления Федора Черного.

Б.К.ЗАЙЦЕВ «Сергий Радонежский»

Жизнь великого святого. Образ удивительной эрудиции, простоты, правды, святости. Блистательное проявление в одном человеке рассеянных черт русских в героическую эпоху Средневековья.

Е.КОВАЛЕВ. «Толга. »Историко-архитектурное описание Свято - Введенского Толгского монастыря; знакомство с литературой о Толге.

Переписка Ивана Грозного и А. Курбского (отрывки). Исторический контекст. Понятие стиля. Письма И. Грозного и Курбского: общее и разное в форме и содержании. Личностный разлад: природа конфликта и его последствия. Абсолютный характер истин. Личностный интерес. «Я » и высшие ценности. Понятия суда и судьи. Власть и суд.

Переписка И. Грозного и А. Курбского - литературный памятник. Литературная деятельность А .Курбского. Связь рода князей Курбских с Ярославским краем.

Б.СУДАРУШКИН «Секрет опричника » или «Преступление в Слободе»

Времена Ивана Грозного в изображении ярославского писателя. Повесть о загадочных происшествиях, исчезнувших сокровищах и нераскрытом преступлении. Жанр занимательного детектива. Подлинность исторических событий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ЭКСКУРСИИ

Чтение и обсуждение данных произведений. Определение жанра литературного произведения. Знакомство с местами, связанными с судьбами людей, о которых рассказывается в этих произведениях.


Формы контроля Написание рефератов, докладов, сообщений, экскурсий. Составление и проведение экскурсий на Тугову гору, в Толгский монастырь.

Посещение села Курба.

ЭКСКУРСИИ:

«Культура Древней Руси». Спасо-Преображенский монастырь.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Спасо-Преображенский монастырь.

Город Ростов Великий. Посещение Успенского собора, концерта колокольной музыки;

Спас-Яковлевского монастыря.

Посещение Кафедрального Федоровского собора; возложение цветов на могилу Иоана Вендланда.

Экскурсионная поездка в Сергиев-Посад. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, Ризницы, Черниговского скита, города Радонежа и Хотьковского монастыря.

Город Рыбинск. Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Мусины-Пушкины и земля Ярославская», музей Мологи.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • основные жанры древнерусской литературы (житие, слово, моление);

  • содержание произведений древнерусской литературы;

  • современные публикации о «Слове… и других произведениях древнерусской литературы.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • отличать древнерусскую литературу от других видов словесного творчества;

  • читать произведения древнерусской литературы;

  • понимать связь изученного произведения со временем его написания.

4.ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Продолжение знакомства с основами театрального искусства. История и сегодняшний день первого русского национального драматического театра.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Посещение спектаклей ярославских театров с последующим обсуждением. Написание рецензий на них. Встречи с актерами театра, театральными критиками.

5 .ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Особенности празднования народных обрядовых и календарных праздников. Сбор материала, проведение театрализованных народных праздников.

6.ОСНОВЫ ТУРИЗМА

Подготовка путешествия: разработка маршрута, распределение обязанностей в группе, составление сметы и плана путешествия, оформление путевых документов.

Питание в путешествии. Основы рациона. Калорийность, вес, нормы суточного рациона на одного человека. Расчет рациона на всю группу. Сублимированные продукты. Режим питания в зависимости от условий дневного перехода. Подведение итогов похода. Обработка собранного материала. Подготовка и проведение конференции по летнему походу. Анализ сложных ситуаций, возникших в туристском путешествии.

Составление киносценариев, фотовыставок, видеофильмов.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Разработка маршрута летней экспедиции, распределение обязанностей, составление сметы и плана летнего путешествия, оформление путевых документов. Однодневные тренировочные походы Расчет рациона на группу для летнего похода-экспедиции. Составление киносценария об однодневном походе.

Форма контроля: составление письменных отчетов о летнем походе - экспедиции. Отчет о выполнении должностных обязанностей. Отчетный туристский вечер.


ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • методику подготовки путешествия;

  • требования к питанию в туристском путешествии;

  • основы рациона;

  • методику подведения итогов похода;

  • методику обработки собранного материала;

  • методику подготовки и проведения конференции по летнему походу;

  • методику составление киносценариев, фотовыставок, видеофильмов.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • самостоятельно разрабатывать маршрут многодневного похода;

  • составлять смету расходов;

  • вести дневниковые записи;

  • пользоваться справочниками и краеведческой литературой;

  • принимать участие в подготовке письменного отчета о путешествии;

  • оформлять собранные в походе – экспедиции материалы, тексты своих выступлений.


7. ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  1. Выбор темы исследования.

  2. Подбор источников и литературы.

  3. Изучение, чтение, анализ выписки (картотека)

  4. Составление библиографии. Консультация со специалистами.

  5. Написание первого варианта работы, составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала.

  6. Корректировка, уточнение фактов.

  7. Написание последнего варианта работы (сочинения, реферата, доклада)

  8. Написание тезисов, подготовка к выступлению.

  9. Выступление.

В результате этой работы закрепляются навыки литературно-краеведческой работы. Во время экскурсий, поездок и походов идет отработка туристских навыков учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Основные темы

Количество часов


теоретических

практических

всего

1.Вводное занятие

2

2

4

2.Наш край в художественной и мемуарной литературе

35

70

105

3.Ярославский край и театральное искусство


20

20

4.Развитие речи

6

14

20

5.Индивидуальная работа по созданию итогового (компьютерно-го) проекта

8

120

128

5.Туристские навыки


45

45

Поход-экспедиция по родному краю




итого

51

271

324



СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


1. Вводное занятие.

Из истории Ярославского краеведения. Первые краеведы - ярославцы и их вклад в изучение истории и литературы нашего края.

Форма контроля: сообщения, выступления кружковцев на семинаре о первых краеведах - ярославцах.

Сочинение-рассуждение «За что я люблю свой город»?

2. Наш край в художественной и мемуарной литературе

Л.Н.ТРЕФОЛЕВ. Историческая проза.

1. «Ярославль при императрице Елизавете Петровне».

Общая характеристика Ярославля. Население, низкий уровень жизни. Жалкое состояние образования. Деспотизм чиновников.

2. «Майорша и капитанша» (из быта уличных дворян 18 века). Ничтожность предмета спора между представителями дворянского сословия. Их бездуховность. Сатирическая направленность произведения.

3. «Меланхолик». Картины крепостничества в Ярославской губернии. Образ маленького деспота Бакунина, рыбинского помещика.

4. «А.П. Мельгунов». Личность и деятельность Ярославского наместника А.П. Мельгунова.

С. Серебряников. Очерк «Мельгунов »

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Экскурсия в Ярославский музей-заповедник по теме: «Золотой век Ярославля». Подготовка и проведение слайд-беседы «Каменные сказы Ярославля».

Чтение и обсуждение произведений Л.Н. Трефолева. Инсценировка отдельных сцен сатирических произведений писателя.

терминов.

Дворянский род Майковых. Одно из просвещенных дворянских семейств Знакомство с поэтическим творчеством Майкова.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Анализ произведений: «Стихи на смерть Федора Волкова», «Ода на прибытие ее Величества из Москвы в Ярославль». Поэма «Елисей, или раздраженный Вакх»

«Как много в имени твоем…» А.С. Пушкин и земля Ярославская. Декабристы - ярославцы - друзья поэта; прототипы пушкинских произведений и земля Ярославская.

Поэт-самоучка Ф.Н. Слепушкин. Мотивы творчества.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Анализ стихотворений «Изба » и «Ответ моим землякам». Работа с компьютерным проектом «Пушкин и земля Ярославская», составление по материалу проекта викторины, теста, кроссворда.

«ПОЗНАНЬЯ РОКОВАЯ ЧАША».

Лирика Каролины Павловой.

«Думы», «Мое святое ремесло», «Мы странно сошлись», «Везде и всегда», «Москва», стихи «утинского цикла» и другие.

Противоборство мечты и реальности в стихах Каролины Павловой, былых воспоминаний и нынешних разочарований. Приоритет ума над чувствами.

К .Павлова – современница А.С.Пушкина.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Знакомство с произведениями поэтессы. Составление экскурсии по экспозиции, посвященной судьбе Каролины Павловой в школе.

Форма контроля: проведение подготовленной экскурсии для учащихся школы среднего звена.

Ярославль-родина первого русского национального театра

Знакомство с произведениями ярославских писателей-краеведов о первом русском драматическом театре.

Критский П. «Федор Волков».

Любомудров Н. «Федор Волков»

Трефолев Л. О театре Федора Волкова.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изложение «Рождение русского театра» (научно – популярный текст)

Форма контроля: сообщения учащихся на тему «Ярославль - театральный город»

Ярославль-родина провинциальной журналистики

«Уединенный пошехонец» - первый провинциальный журнал. Санковский В.Д. и «Уединенный пошехонец»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Знакомство с очерками Е. Ермолина и Н. Севастьяновой «Воспламененные к Отечеству любовью», Л.Н.Трефолев «Первый русский провинциальный журнал «Уединенный пошехонец»»,

Дементьева В.Р. Из истории возникновения «Ярославских губернских ведомостей»


ПОЭТЫ НЕКРАСОВСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«Не я пою - любовь поет»

Поэзия Л.Н.Трефолева.

Главная тема его стихов - жизнь самых разных слоев трудового народа.

Образ спившегося чиновника («Шут», опустившегося титулярного советника («Онуфрий Ильич»), умирающей швеи.

«На бедного Макара и шишки валятся» - печальная быль о бедном крестьянине.

«Песня о камаринском мужике», «Дубинушка» - протест против социальной несправедливости.

Преобладание в поэзии эпического элемента над лирическим, разговорных, фольклорных интонаций. Разносторонний стих.

Значение поэзии Трефолева

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составление маршрута и текста экскурсии «Трефолевские места Ярославля»

Форма контроля: Рефераты о жизни и деятельности Л.Н. Трефолева. (Л.Н. Трефолев - историк, писатель, краевед).


«Я в мире промелькну падучею звездой…»

Лирика Юлии Жадовской.

Тема трагической любви - основная в ее лирике. Гражданские мотивы. Нежность и музыкальность стихов Ю. Жадовской.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Анализ поэтических произведений Ю.Жадовской


«НЕ ПРОСИ ОТ МЕНЯ СВЕТЛЫХ ПЕСЕН ЛЮБВИ»

Лирика Ивана Захаровича Сурикова

Основная тема-жизнь города, деревни, бедноты. Картины природы. Музыкальность стиха. Вера в лучшую жизнь. Высокая художественность стихов.

Героические личности в поэмах, способные противостоять злу. Фольклорные мотивы.

Значение поэм.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Чтение и обсуждение исторических поэм: «Богатырская жена», «Садко», «Василько», «Святослав и Цимисий ».

Знакомство с очерком П. Критского «И.З. Суриков»

Форма контроля: литературный вечер «Здесь прописано сердце мое» по творчеству поэтов,с творчеством которых ребята знакомились на занятиях.

Н.А Некрасов и Ярославский край.

Знакомство с произведениями ярославских писателей о Н.А.Некрасове.

Лосев П.Ф. «У берега большой реки». Книга о детстве Н.А.Некрасова Образ поэта, его друзей - крестьян. Роль матери в жизни будущего поэта.

Неизвестный Некрасов.

Работы Рымашевского В.В.«Храм божий на горе мелькнул, «Продолжение родословной», «Загадочная семерка».

Интересные данные, найденные ярославским поэтом о предках и потомках Н.А.Некрасова.

История усадьбы Некрасова Н. «Карабиха».

Форма контроля: составление и проведение экскурсии «Ярославль литературный»


ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Посещение спектаклей ярославских театров, поставленных по произведениям изучаемых писателей с последующим их обсуждением. Встречи с ведущими театральными актерами.

Написание рецензий на просмотренный спектакль.

3.КУЛЬТУРА РЕЧИ

Описание архитектурного памятника. Описание памятника скульптуры. Описание предмета прикладного искусства. Сообщение. Доклад. Реферат. Особенности этого вида работ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Экскурсия в Церковь Ильи Пророка, в Церковь Николы Надейна, в Церковь Богоявления.

.Изложение « Под сводами Ильинской церкви». Сочинение – описание памятника Ярославу Мудрому. Работа с компьютерным проектом, рассказывающим о ярославских изразцах.

Форма контроля: сочинение –описание одного из памятников архитектуры Ярославля 17 –18 веков, игра «Крестики-нолики» на знание архитектурных терминов.

ПО ОКОНЧАНИИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ
  • содержание изученных произведений;

  • жанры литературных произведений и их отличительные особенности.


ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
  • писать очерк, строить устное высказывание типа очерка;

  • инсценировать небольшое эпическое произведение или отдельную часть его;

  • передавать в устной и письменной форме свое индивидуальное восприятие художественного произведения;

  • аннотировать и реферировать статьи о литературных произведениях, театральных постановках;

  • выступать с самостоятельно подготовленным докладом, используя приемы публицистического стиля речи;

  • конспектировать лекцию, доклад, устное сообщение.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ или ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ИТОГОВОГО ПРОЕКТА



Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

2.Планирование

а) Определение источников необходимой информации;

б) Определение способов сбора и анализа информации;

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

д) Распределение задач (обязанностей между членами рабочей группы)


Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предполагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся

3.Исследование

Сбор и уточнение информации (основные инструменты; интервью, опросы, наблюдения, знакомство с источниками, архивными материалами)

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4.Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют его, используя возможности ИКТ

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

5.Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчетов:

устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

5.ТУРИСТСКИЕ НАВЫКИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Проведение однодневных тренировочных походов. Подготовка и проведение летнего похода-экспедиции по родному краю.

Определение целей похода. Выбор маршрута. План подготовки к походу. Комплектование группы. Распределение обязанностей временных и постоянных. Вопросы техники безопасности в походе.

Форма контроля: летний поход-экспедиция.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Основные темы

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ



теоретических

практических

всего

1.Русская литература второй половины 19 века и Ярославский край

2.Литературный Ярославль века ХХ

50

74

124

3.Ярославский край и театральное искусство


30

30

4.Индивидуальная проектная деятельность


130

130

5.Туристские навыки


40

40

итого

50

274

324


СОДЕРЖАНИЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


1.РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА И ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве.

Иван Сергеевич Аксаков. Ярославский период в жизни поэта.

«Письма к родным из Ярославской губернии». Эпистолярный жанр.

И.С.Аксаков и «ярославские старинари». Знакомство с письмами купцов-собирателей Серебренниковых из Углича братьям Аксаковым.

Поэма И.Аксакова «Бродяга»- главное произведение в поэтическом творчестве поэта. Влияние семьи на формирование характера будущего поэта ,публициста.

А.Н. Островский и Ярославский край

Первая поездка А. Островского в наши края. Его впечатления, записанные в дневнике. Участие А. Островского в литературной экспедиции по Поволжью.

А. Островский на ярославской сцене.

Дружеские связи А. Островского с нашим краем. (К.Д. Ушинский, Н.А.Некрасов) Ярославские источники его произведений.

Островский А.Н. на сцене академического театра имени Ф. Волкова. Письма Островского.

«Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Исторические прототипы героев Островского - провинциальное купечество. История ярославского купечества.




М.Е. Салтыков-Щедрин и земля Ярославская.

События ярославской действительности, нашедшие отражение в произведениях сатирика («Благонамеренные речи», «Убежище Монрено», «В дороге», «Деревенский пожар»)

Очерки цикла «В среде умеренности и аккуратности», написанные на основе знакомства с Ярославским краем.

Вотчина Салтыковых на Ярославской земле.

«Пошехонская старина» - автобиографическое произведение. Глава «Заболотье». Описание барской усадьбы. Правдивая картина крепостного хозяйства, нарастание новых капиталистических отношений.

История села Заозерья, принадлежавшего Салтыковым.

А.В. Сухово-Кобылин, его связь с землей Ярославской. Усадьба Сухово-Кобылиных в селе Новом.

Сатирический обличительный пафос его трилогии изображение трагической зависимости человека от власти царских чиновников и полиции. Сила художественного обобщения, типичность образцов.

«Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» (по выбору).

Произведения драматурга на сценах театров области. Ярославские мотивы в творчестве Сухово-Кобылина.

Тропинка к Чехову из Ярославской земли.

Михаил Павлович Чехов, младший брат А.П. Чехова, его первый биограф, писатель-беллетрист, мемуарист. Пребывние М.П. Чехова в Угличе и Ярославле. Дружба двух братьев. История Ярославского драматического театра в связи с постановкой на его сцене пьес А.П. Чехова

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ЭКСКУРСИИ

Знакомство с ярославскими страницами жизни писателей, чтение и обсуждение их произведений. Работа над рефератами, докладами, сообщениями.

Экскурсия в усадьбу «Абрамцево».

Экскурсия в усадьбу «Щелыково».

Экскурсия, подготовленная обучающимися в объединении, в с. Заозерье

Экскурсия, подготовленная обучающимися в объединении, в с. Новый Некоуз

Экскурсия в г.Углич.

Во время экскурсий, поездок и походов идет отработка туристских навыков учащихся.

2. Литературная жизнь Ярославского края века двадцатого

Богатство культурного и литературного наследия земли Ярославской. Вклад в развитие филологической науки (А.Е. Богданович, А.М. Лебедев, Н.В. Шляков,

П.И. Мизинов и др.)

В.М.МИХЕЕВ и «СЕВЕРНЫЙ КРАЙ»

«Лучшая демократическая газета» История газеты «Северный край». Наиболее

интересные сотрудники газеты. Расцвет «Северного края»

Борьба за сохранение издания.

В.А.ГИЛЯРОВСКИЙ И ЗЕМЛЯ ЯРОСЛАВСКАЯ

Знакомство с книгой Е.Г. Киселевой «Гиляровский на Волге», написанной по материалам архива писателя, его неопубликованных дневников. Образ удивительного человека, писателя, журналиста.

Гиляровский в Рыбинске. Его первое стихотворение «Крючник».

Основная тема поэтических произведений – Волга, бурлаки, люди прочих званий с их нуждами и заботами.

Сборники «Забытая тетрадь» (1894), «Грозный год» (1916)

Служба Гиляровского в пожарной охране г.Ярославля. Автобиографическая повесть «Мои скитания»

МАКСИМ БОГДАНОВИЧ

Слово о Богдановиче. Картины быта угнетенного белорусского народа.

«Край мой родимый», «Поп и мужик» «Агата», «Погоня», Образ любимой Родины. Стихи о любви. «Романс», «Городская любовь», «Вами, только вами полна душа моя».

МАРИЯ ПЕТРОВЫХ

Ярославские страницы жизни М. Петровых. Творческая история стихов М. Петровых. Участие в «Ярославских понедельниках».

Впечатления любвеобильного детства и юности. Красота среднерусской природы, восприятие ее как одной из внешних духовных ценностей.

«Соловей», «Осенние леса», «Сказка», «Бредешь по лесу, не думая…», «Взгляни, два дерева растут » и др.


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ-ФРОНТОВИКОВ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ

СОФЬЯ АВЕРИЧЕВА

«Дневник разведчицы»

Страницы боевой истории 234 Ярославской стрелковой коммунистической дивизии. Мужество народа. Героизм автора-разведчицы, актрисы театра имени

Ф.Г. Волкова.

Е.Ф. САВИНОВ

«Зоины товарищи»

Документальный очерк о фронтовых друзьях Героя Советского Союза разведчицы-москвички З. Космодемьянской. Образ командира партизанского отряда ярославца Бориса Крайнова.

Лирика Е. Савинова. Образ русской женщины. Трудности грозных лет войны. Боль утраты. ( «Берегиня», «Там, где была война», «Срок давности).

ПАВЕЛ ГОЛОСОВ

«Взятие высоты», «Первая бомбежка», «В лесу прифронтовом»

П. Голосов – поэт - фронтовик. Героизм, патриотизм, самоотверженность русского солдата.

АНАТОЛИЙ ЕФРЕМОВ

«Молчат солдаты гневно», «Снег».

Тема памяти. Скорбь по потерянным товарищам, тревога за жизнь человека.


ТЕМА РОДНОЙ ПРИРОДЫ, РОДИНЫ, РОДНОГО ГОРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ


АЛЕКСЕЙ СУРКОВ

«Мэтр поэзии». Поэт трудной эпохи. Сборник «Запев», «Солдатское сердце», «После войны». Многоплановость стихов Суркова. Драматизм зимней компании 1939-1940 годов, лицо солдата, взятое «крупным планом» в 1941 году. Мирная жизнь. Художественность стихов. Журналистская деятельность поэта.

СЕРГЕЙ СМИРНОВ

«Верневолжью», « Ярославский медведь», «Мысли вслух».

Ярославщина, ее люди, леса, поля, красота Волги - его «песня сердца»

Чувство Родины - главный духовный капитал.

ЭММА МАРЧЕНКО

«Город мой», «Пробуждение» и другие. Любовь к родному городу, родной природе, родному краю - главная тема ее стихотворений.

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В ЯРОСЛАВЛЕ

КСП медицинского института. История образования КСП.

«Две Родины в сердце моем…» Г. Мрктчан и его творчество.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Экскурсия в редакцию газеты «Северный край»; в музей школы №36, где есть материал об истории газеты «Северный край».

Чтение и анализ произведений, изученных авторов.

Составление «Путешествия вместе с Гиляровским по Ярославскому краю» -заочное путешествие. Работа с компьютерным проектом «Ярославский край на срезе трех имен», составленным учащимися –выпускниками.

Экскурсия в музей М.Богдановича.

Читательская конференция по книге С.Аверичевой «Дневник разведчицы»

Выступления учащихся о ярославцах-участниках партизанского движения.

Вечер поэзии «А музы не молчали…»(о поэтах-фронтовиках)

Вечер поэзии «Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…»

Встречи с ярославскими поэтами (Э.Марченко, Т.Рыковой, Л.Новиковой, А.Гусевым)

Встреча –концерт представителей ярославского клуба самодеятельной песни, встреча с родственниками Г.Мрктчана. Разучивание туристских песен.

Творческиий вечер «Славные люди нашего края»

3. ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Посещение спектаклей ярославских театров, поставленных по произведениям изучаемых писателей с последующим их обсуждением. Встречи с ведущими театральными актерами.

4.ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОЕКТОМ

Данный план представлен в программе 3 года обучения.

5.ТУРИСТСКИЕ НАВЫКИ

Туристские навыки отрабатываются во время тренировочных походов.

Форма контроля: составление письменных отчетов о летнем походе - экспедиции. Отчет о выполнении должностных обязанностей. Отчетный туристский вечер «Лето –это маленькая жизнь». Выступления лекторской группы.

По окончании последнего года обучения учащиеся

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • что за наука «литературное краеведение», сферу ее изучения;

  • виды источников и их классификацию;

  • алгоритм исследовательской деятельности;

  • требования к написанию исследовательских работ.


ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • определять место поиска источников;

  • собирать, классифицировать, анализировать различные виды источников;

  • делать выводы, изучать, сопоставлять различные источники;

  • правильно планировать исследовательскую деятельность;

  • грамотно оформлять результаты исследования выступать с результатами работ перед различными аудиториями.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Модуль

Форма занятий

Контроль усвоения знаний, умений и навыков

Дидактические материалы

1

Введение

Теория

беседа,

анкетирование

Игра-викторина «Ты - ярославец»;

конкурс эрудитов «Ярославская сторонка».

Сочинение-рассуждение «За что я люблю свой город»?

Игра-викторина «Ты - ярославец»;

материалы конкурса «Ярославская сторонка».


Практика

игры, тесты

2

Экскурс в основы краеведения


Антропонимика

Теория

Лекция, беседа, рассказ

Конспект

сочинение «История моего имени, отчества, фамилии».

Словари русских имен и фамилий

Практика

Составление рассказов на тему: «Мое имя. Что оно значит?»; «Кто и почему меня так назвал?»

Родословие

Теория

Лекция, беседа, рассказ

Составление генеалогического древа своей семьи

Опросники, схемы составления родословных


Практика

Составление своей родословной (нисходящей) или (восходящей). Устные сочинения .

Биографика


Теория

Лекция, беседа, рассказ

Составление биографии одного из интересных земляков


Правила составления биографии

Практика

Составление своей автобиографии


Топонимика


Теория

Лекция, беседа, рассказ

Сочинение «Любимый уголок улицы»


Коллективная итоговая работа «Путешествие по городам Золотого кольца России».

Проведение устного журнала для учащихся начальной школы

Составление и проведение топонимических экскурсий.

Составление топонимического словаря края

Фотографии, слайды, путеводители

Практика

Составление рассказов об образовании ,устный журнал; интеллектуальная игра



Библиография


Теория

Экскурсия в библиотеку,

рассказ,

.лекция

Составление аннотации к любой прочитанной книге.

Образцы оформления каталожных карточек; оформления списков литературы,

сносок, аннотаций

Практика

Дискуссия;

Работа в библиотеке.

Экскурсоведение


Теория

лекция, беседа



Составление маршрута экскурсий

написание рефератов, докладов, сообщений, составление различных картотек

карты, схемы, фотографии, экспонаты


Практика

Экскурсии в музей, пешеходные по городу, загородные. Их анализ Составление паспортов экскурсионных объектов.

Развитие речи


лекции, беседа, конспектирование, экскурсии, слайд-беседа

доклады, сообщения, сочинения разных жанров, изложения

фотографии, слайды

3

Наш край в устном народном творчестве

Теория

Лекция, беседа, рассказ, чтение литературного произведения, его анализ

Вечер инсценированных местных сказок.

КТД «Игры наших бабушек и дедушек


анкета по изучению традиций своей семьи; тексты произведений

Практика

Интеллектуальная игра, выставка сборников «Фольклор родного края».

концертно-игровая программа «Посиделки».

Чтение и обсуждение произведений


4

Наш край в художественной и мемуарной литературе

Практика

экскурсия, слайд-беседа, чтение и обсуждение произведений, инсценировка

Написание рефератов, докладов, сообщений, экскурсий. Составление и проведение экскурсий


тексты произведений,

фотографии

5

Русская литература второй половины 19 века и Ярославский край.

Литературный Ярославль века ХХ

Практика

экскурсия, слайд-беседа, чтение и обсуждение произведений, инсценировка

Написание рефератов, докладов, сообщений, экскурсий. Составление и проведение экскурсий


тексты произведений, фотографии

6

Ярославский край и театральное искусство

Теория

Лекция, беседа, рассказ

написание рецензий на просмотренные спектакли

фотографии

Практика

Экскурсия ,посещение спектаклей с последующим их обсуждением, встречи с актерами театра, театральными критиками.

7

Праздники и обряды в жизни русского человека

теория

лекция, беседа, экскурсия

проведение праздников для младших школьников, родителей

костюмы

практика

разработка сценария, участие в празднике,

8

.Основы туризма

Туристские навыки

практика

занятия на местности, соревнования, однодневные тренировочные походы

составление письменных отчетов о походе - экспедиции. Отчет о выполнении должностных обязанностей. Отчетный туристский вечер.



9

.Индивидуальная работа

практика

индивидуальные консультации

исследовательская работа, мультимедийный проект




Литература для педагога и учащегося

  1. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М.: Наука, 1974г.

  2. Бондалетов В.Д. Русская ономастика М., 1983 г.

  3. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя (Из истории анонимов и псевдонимов) М.: Наука, 1980 г.

  4. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики М., 1974 г.

  5. Нерознак В.П. Название древнерусских городов М.,1966 г.

  6. Никонов В.А. Словарь русских фамилий М., Школа – Пресс, 1993 г.

  7. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь М., 1966 г.

  8. Суперанская А.В. Что такое топонимика? М.: Наука, 1985 г.

  9. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1984 г.

  10. Астафьев А. М, Астафьева В. А. Поэты и писатели Ярославского края. Верхнее-волжское кн. изд., 1991 г.

  11. Хрестоматия Ярославль и Ярославцы в литературе Яр., 1998 г.

  12. Желвис В. И. Десять путешествий по Ярославлю без экскурсовода Яр., 1998 г.

  13. Произведения авторов, указанных в программе.

  14. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская Энциклопедия. 1993 г.



Дополнительная образовательная программа по литературному краеведению "Ярославская сторонка,Ярославская земля..."
  • Другое
Описание:

Программа "Ярославская сторонка,ярославская земля..." -одна из форм краеведческой работы в школе,учреждении дополнительного образования детей.Занятия по данной программе способствуют возрождению духовности,развитию творческих способностей у детей,дают дополнительные знания учащимся по истории, литературе своего края, обычаям в соединениии с воспитанием патриотизма,чувства ответственности за настоящее и будущее своей Родины, формированию потребности сохранять исторические и культурные ценнности.

Данная программа адресована учащимся 8-11 классов и рассчитана на 4 года обучения.

Программа является комплексной,сочетает в себе курсы литературы,экскурсоведения,туризма ,родословия.

Автор Лагуненок Маргарита Евгеньевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 869
Номер материала 19374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы