Главная / Музыка / Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Детская Школа Искусств г. Мирного»


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»






Предметная область

«ФОРТЕПИАНО»

(ПО.01.УП.03)

Программа по учебному предмету

«ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»









Для учащихся

музыкальных отделений Детских школ искусств












г. Мирный 2013г.



«Одобрено»

Методическим советом

образовательного учреждения


«_____»_______________20___г.

«Утверждаю»

Директор ДШИ №.

___________________ (подпись)


«_____»_______________20___г.



Разработчик: Глинская А.В., зав. отделения общего фортепиано, преподаватель высшей категории по классу фортепиано, концертмейстер.



Рецензенты:

































Содержание


I. Пояснительная записка………………………………………………….4

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе………………………………………………….4

  2. Срок реализации учебного предмета……………………………………...4

  3. 3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»………………………………………………………………..4

  4. Форма проведения учебных аудиторных занятий……………………….5

  5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»……………………….5

  6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»…………..6

  7. Методы обучения……………………………………………………………6

  8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»……………………………………………………6

II. Содержание учебного предмета……………………………………….6

  1. Сведения о затратах учебного времени………………………………...…6

2.Требования по годам обучения и примерные программы выступления на переводныхзачетах…………………………………………………..............7

III. Требования к уровню подготовки обучающихся…………….…..11


IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………….…12

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание………………………….…..12

2. Критерии оценок…………………………………………………………….….13

V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………….14

1. Методические рекомендации преподавателям……………………………..14

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся ……………………………………………………………………….16

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы…..18

1. Список рекомендуемой нотной литературы………………………… ..…18

2.Произведение якутских композиторов…………………………………….20

Приложение……………………………………………………………………..22

VII. Список используемой литературы……………………………….29












I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделе необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.


2.Срок реализации учебного предмета

Рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Струнные инструменты» составляет 8 лет (с 1 по 8 класс).


3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся струнного отдела.

Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.





Таблица 1




Срок обучения

8 лет


Максимальная учебная нагрузка (в часах)

792

Количество часов на аудиторные занятия

264

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

528



4.Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.


5.Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.


6.Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".


7.Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

  • практические методы обучения (работа на инструменте над

упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).


8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.



II. Содержание учебного предмета


1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:


Таблица 2

Классы:

11

22

33

44

55

66

77

88

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

обучение (струнные инструменты)

3 33

3 33

3 33

3 33

3 33

3 33

3 33

3 33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

8-летнее обучение (струнные инструменты)

11

11

11

11

11

11

11

11




Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


2. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Первый год обучения соответствует: 1 классу струнного отделения 8-летнего обучения, второй соответственно второму классу и т.д.



1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из "Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность".

Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну октаву. Аккорд - тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой.

За год учащийся должен выступить на зачете в конце учебного года. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.



Примеры переводных программ

Вариант 1

Ансамбль - С. Прокофьев «Болтунья»

Старокадомский М. «Веселые путешественники»

Польская нар. песня «Висла»

Вариант 2

Ансамбль - "Здравствуй, гостья зима"

Гнесина Е. Этюд

Майкапар А. «В садике»


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии. За год учащийся должен изучить: 4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2-3 произведения полифонического стиля,

1-2 ансамбля,

гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.



Примеры переводных программ

Вариант 1

Гедике А. Этюд ля минор

Левидова Д. Пьеса

Руббах А. «Воробей»

Вариант 2 Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Чайковский П. «В церкви»

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ



Начиная с 3 года обучения педаль является неотъемлемым

элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы»,

А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются

усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.

За год учащийся должен освоить: 4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы, 2 полифонических произведения, 1 часть произведения крупной формы, 1-2 ансамбля,

гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы.


Примеры переводных программ

Вариант 1

Черни-Гермер Этюд, 1 тетрадь, № 21

Бём Г.Менуэт

Дварионас.Прелюдия

Вариант 2

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Перселл Г. Ария

Чайковский П.Детский альбом: Полька


4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования: 4-5 этюдов, 2-3 пьесы,

2 полифонических произведения, 1 часть крупной формы, 1-2 ансамбля,

продолжение формирования навыков чтения с листа, гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.



Примеры переводных программ

Вариант 1

Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10

Моцарт В. Аллегретто

Алябьев А. Пьеса соль минор

Вариант 2

Черни-Гермер 1 тетрадь: № 29

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12

Моцарт В. Сонатина Си-бемоль мажор


5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

Годовые требования:

4-5 этюдов,

2-4 разнохарактерные пьесы,

1 полифоническое произведение,


1 часть крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента,

чтение с листа,

мажорные гаммы от черных клавиш, к ним - аккорды и арпеджио на 2 октавы.


6 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования:4-5 этюдов, 2-3 пьесы,2 полифонических произведения,1-2 части крупной формы,1-2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа, мажорные и минорные гаммы от черных клавиш до 3 знаков, аккорды и арпеджио к ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками.


Примеры переводных программ

Вариант 1

Бем Г. Прелюдия

Черни-Гермер Этюд ч.2 №1 До мажор

Саар М. Багатель

Вариант 2

Торопова Н. Этюд «Переменка»

Дамкомб В. Сонатина До мажор

Григорян Г. Подражание хомусу


7 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Годовые требования:4-5 этюдов, 2-3 пьесы,2 полифонических произведения,1-2 части крупной формы,1-2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа, мажорные и минорные гаммы от черных клавиш до 3 знаков двумя руками, аккорды и арпеджио к ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками.






Примеры переводных программ

Вариант 1

Нейзидлер Г. Падуана

Хаджиев П. Прелюдия

Накада Е. Танец дикарей

Вариант 2

Балтин. В хоре

Самонов Ю. Концерт ч.2 До мажор

Бетховен Л. Багатель ля минор


8 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования: 4-5 этюдов, 2-3 пьесы,

2 полифонических произведения, 1-2 части крупной формы, 1-2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа, мажорные и минорные гаммы от черных клавиш, аккорды и арпеджио к ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками.



Примеры программ итогового зачета

Вариант 1

Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор (ч.2)

Вебер К.М. Сонатина До мажор, 1 ч.

Косенко В. Скерцино, соч. 15

Вариант 2

Фишер. Прелюдия и фуга ля минор

Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11, 1 ч.

Питерсон О. «Волна за волной»




III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения


программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

  • знания музыкальной терминологии;

  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;

  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;

  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.


IV. Формы и методы контроля, система оценок


1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений

крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.




2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа,



неполное донесение образа исполняемого произведения

3

(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2

(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

  • техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

  • художественная трактовка произведения;

  • стабильность исполнения;

  • выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.


V. Методическое обеспечение учебного процесса


1. Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,


наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;

  • работа над приемами звукоизвлечения;

  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;

  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;

  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать

возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под

контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.


2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися струнного отделения по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.

Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.

При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.










VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


1. Список рекомендуемой нотной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,

1962

Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.- сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. -

СПб.: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992 Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно- метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993 Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка

2011

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003

Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы - составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие - СПб: Союз художников, 2008

Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,

2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 И.Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994 Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,

1999

Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997

Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006

Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. - Н: Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина - М.: Современный композитор, 1986

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1 . Составитель А. Руббах - М., 1972

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова - М.: Советский композитор, 1973

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. - М.: Музыка, 1976

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990

Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. - М., 1973

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. - М., 1972 Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993

Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой - М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973 Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII - XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. "Музыка", 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая - М., 1961

Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002

Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч!: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973

Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.П: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,

Л.Рощина. - М.: Музыка, 1988

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. - М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. - М.: Музыка, 1983

Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.

М.: Музыка, 1989

Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.

М.: Музыка, 1989

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. - М.: Музыка 2006 Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992

Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011

Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. - М.: Музыка, 2011

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона - М.: Советский композитор, 1967

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.П.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона - М.: Советский композитор, 1973

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. - Ростов- н/Д: Феникс, 2008


2.Произведение якутских композиторов

Берестов Н. Детский альбом.

Вишкарев Л. Альбом для детей.

Герасимов К. Цикл «День из детства».

Григорян Г. Маленьким якутским музыкантам.

Григорян Г. Альбом для детей и юношества.

Иванова П. Прелюдии.

Кац В. Детский альбом.

Комраков Г. Двенадцать фортепианных пьес.

Ксенофонтов В. Прелюдии

Созонов А. Прелюдии.

Степанов З. Шесть пьес для детей.

Шульгин Л. Сборник для начинающих «Родная Якутия».



3. Список рекомендуемой методической литературы

  • Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978

  • Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

  • Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979

  • Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965

  • "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве", Москва, 1966

  • Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961

  • Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953

  • Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967

  • Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва,

1963

  • Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987

  • Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997

  • Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997

  • Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974

  • Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973

  • Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959








Приложение

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.



1, 2, 3 год обучения.

Этюды.

- Беренс Г. Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав.№№1-30

- Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. №№1-3, 7, 9-13, 15-19.

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.I. Сост. С. Ляховицкая и Л. Баренбойм (по выбору).

- Черни К. Избранные этюды (ред. Г. Гермер). Ч.I. №№1-6.

- Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: №№1-15.

Соч. 160. 25 легких этюдов: №№1-20

- Школа игры на фортепиано (Фортепианная игра) Ред. А. Николаев (по выбору).

- Этюды для фортепиано на разные виды техники. 1 класс. Киев, 1983.



Пьесы. Произведения крупной формы.

- Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и 1 классов ДМШ. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2002.

- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие (по выбору). Изд. Ю. Челкаускаса. Москва, 1996.

- Библиотека юного пианиста. Вып. 1. Сост. В. Натансон (по выбору).

- Библиотека юного пианиста. Тетр. 1 (под. ред. В. Катанского),Москва,2002.

- Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. Изд. «Кифара», Москва 2002:

Рэгби;

Basso ostinato;

Оркестр приехал;

В народном духе;

Блюз I;

Блюз II.

- Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка, Скучный рассказ, В разлуке, Мазурка.

- Кабалевский Д. Соч. 27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде вальса

- Майкапар С. Соч. 28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка.

Соч. 33. Миниатюры: Разлука.

- Маленькому пианисту. Под ред. Б. Милича (по выбору).

- Маленький пианист. Под ред. М. Соколова (по выбору).

- Первая встреча с музыкой. Под ред. А. Артоболевской (по выбору).

- Первые шаги в музыке. Под ред. Т. Сергеевой (по выбору).

- Слонов Ю. Пьесы для детей: Сказочка, Кукушка, Колыбельная.

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть I. Сост. С. Ляховицкая (по выбору).

- Сборник пьес для фортепиано ДМШ. 1-2 классы (по выбору).

- Хрестоматия педагогического репертуара (ред. Н. Любомудрова). 1-2 выпуски (по выбору).

- Хрестоматия педагогического репертуара (ред. А. Бакулов и К. Сорокин) Пьесы 1 класс (любые выпуски).

- Хрестоматия педагогического репертуара.1 класс (ред. В. Катанский). Москва 2002

- Школа игры на фортепиано. (Фортепианная игра) Ред. А. Николаев (по выбору).

- Школа. Самоучитель игры на фортепиано:

Кукла (чилийская народная песня);

Петушок (немецкая народная песня);

Ку-ку (кубинская народная песня);

П. Хил. С днем рождения.

Ансамбли.

- Ансамбли. 1-3 классы детской музыкальной школы (Ред. В. Григоренко). Москва 1994.

- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд. Ю. Челкаускаса. Москва 1996

Т. Хренников. Токкатина.

В. Калинников. Киска.

М. Глинка. Хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин»)

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 1, 2. Сост. С. Ляховицкая. (по выбору).

- Хрестоматия педагогического репертуара. 1 класс. Сост. Н. Любомудрова (по выбору).

- Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. А. Бакулов и К. Сорокин. 1 класс. (по выбору).



4-5 год обучения.



Этюды.

- Лак Т. Соч. 172. Этюды №№5, 6, 8.

- Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных прогрессивных этюдов: №№4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20-23.

- Лешгорн А. Соч. 65. Избранные этюды для начинающих (по выбору).

- Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9.

- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. Ч. I – по выбору.



Пьесы.



- Вилла-Лобок Э. Избранные нетрудные пьесы (по выбору).

- Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие.

- Гречанинов А. Соч. 118, Восточный напев. Соч. 123, Бусинки, Грустная песенка.

- Кабалевский Д. Соч. 27. Токкатина. Соч. 39. Клоуны.

- Косенко В. Соч. 15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино.

- Майкапар С. Соч. 23. Миниатюры: Тарантелла. Соч. 28. Бирюльки: Эхо в горах, Весною.

- Раков Н. 8 пьес на тему русской народной песни: Песня, Полька. До мажор.

- Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный день, Американская народная песня.

- Фрид Г. Семь пьес: «С Новым годом!», Весенняя песенка.

- Хачатурян А. Андантино.

- Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка и др.

- Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин.

- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. I 3-4 кл. Сост. и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина. По выбору.





Произведения крупной формы.



- Андре А. Соч. 34. Сонатина №5 Фа мажор, ч. I.

- Беркович И. Сонатина До мажор.

- Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1.

- Глиэр Р. Соч. 43. Рондо.

- Гнесина Е. Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор.

- Диабелли А. Соч. 151. Сонатина №1. Рондо.

- Кабалевский Д. Соч. 27. Сонатина Ля минор.

- Клементи М. Соч. 36. Сонатина До мажор ч. 2, 3. Сонатина Соль мажор ч. 1, 2.

- Кулау Ф. Вариации Соль мажор. Соч. 55, №1. Сонатина До мажор, ч. 1, 2.

- Мелартин Э. Сонатина Соль минор.

- Моцарт Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1, 2.

- Раков Н. Сонатина До мажор.

- Чимароза Д. Сонатина Ре минор.



Полифонические произведения.



- Бах И. С. Нотная тетрадь А. М. Бах. Менуэт №3 До минор, Менуэт №12 Соль мажор, Марш №16, Полонез №19.

- Избранные произведения композиторов XVI, XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып. 2 под ред. Н. Кувшинникова. По выбору.

- Обработки народных песен.



Ансамбли.



Произведения по выбору из сборников:

- Библиотека юного пианиста. Избранные ансамбли. Вып. 1. Сост. Натансон М.

- Библиотека юного пианиста. Пьесы на народные темы для фортепиано в 4 руки.

- Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Вып. 1. Сост. А. Борзенков.

- Калинка. Альбом начинающего пианиста. Вып. 2. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин.

- Хрестоматия фортепианного ансамбля. Младшие и средние классы. Сост.С. Диденко.




6 – 8 год обучения.


Этюды

  • Беренс Г. 32 избранных этюда

из соч. 61 и 88: №№1 – 3, 24

из соч. 88 этюды: №№ 5,7

  • Бертини А.

28 избранных этюдов из

соч. 29 и 32: №№ 4, 5, 9

  • Лак Т. Соч. 172 Этюды: №№ 4, 5

  • Лемуан А. Соч. 37 Этюды по выбору

  • Лешгорн А. Соч. 66 Этюды №№ 1 – 4

  • Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера I, II ч. по выбору


Пьесы.


  • Бетховен Л. Аллеманда, Элегия, багатель соль минор, Элизе.

  • Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано (по выбору)

  • Косенко В. Соч. 15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, дождик, Мазурка.

  • Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом. По выбору.

  • Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс.

  • Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества. По выбору.

  • Хрестоматия пед. Репертуара. Пьесы. 3, 4, 5 класс. Ред. А. Бакулов и К. Сорокин (по выбору).



Произведения крупной формы.


  • Хрестоматия пед. репертуара. 3, 4, 5 класс. Ред. Н. Любомудрова (по выбору).

  • Хрестоматия пед. репертуара. Пьесы. 3, 4, 5 класс. Ред. А. Бакулов и К. Сорокин (по выбору).



Полифонические произведения

  • Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: До мажор, Фа-мажор; тетр. 2: Ре мажор.

Двухголосые инвенции: До мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, ля минор.

  • Хрестоматия пед. репертуара. 3, 4, 5 класс. Полифонические произведения. Ред. Н. Любомудрова и Ред. А. Бакулов и К. Сорокин.




Ансамбли.

Рекомендуемые сборники

(по выбору).

  • Легкие пьесы для чтения с листа в 4 руки. Сост. Т. Яковлева.

  • Маленькому любителю музыки. Альбом фортепианных пьес. Сост. С. Ляховицкая.

  • Музыкальный час. Популярные детские песни в переложении для фортепиано в 4 руки.

Вып. 1. Ред. Е. Орехова.

Вып. 2. Ред. В. Марутаев.

  • Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в 4 руки. Тетр. 1, 2. Сост. А. Бакулов.



Список используемой литературы:



  1. Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста» (учебное пособие) Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».

  2. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» (учебное пособие). Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2008 г.

  3. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». Москва. «Музыка» 1987 г.

  4. Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста». Москва. «Кифара» 2002 г

  5. Николаев А. «Школа игры на фортепиано» Москва. «Музыка» 2004 г.

  6. Типовая программа для детских музыкальных школ и школ искусств.

Класс общего фортепиано. 1975 г.

  1. Типовая программа для детских музыкальных школ и школ искусств.

Класс специального фортепиано. 1988 г.

  1. Шайхутдинова Р.Х., Фахуртдинова Р.А. Рабочая программа по предмету «общее фортепиано» вокально-хорового отделения ДШИ г. Буинск

  2. Программа общего фортепиано дши №3,г. Тверь 2011г.

  3. Хереско Л. «Музыкальные картинки» Ленинград. «Советский композитор» 1985 г.

  4. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано» Москва. «Просвещение» 1984 г.

  5. Шайхутдинова Р.Х., Фахуртдинова Р.А. Рабочая программа по предмету «общее фортепиано» вокально-хорового отделения ДШИ г. Буинск







30


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
  • Музыка
Описание:

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Автор Глинская Ангелина Валериевна
Дата добавления 22.09.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 429
Номер материала MA-060840
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓