Главная / Другое / Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической напрвленности "Игра-дело серьёзное""

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической напрвленности "Игра-дело серьёзное""


Приложение № 4


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка


РАССМОТРЕНО:


УТВЕРЖДЕНО:

заведующий кафедрой

«Искусство»


______________ / Г.В. Бородина


директор

МБОУ гимназии № 69 г. Липецка


________________ / Н.М. Дмитриева


протокол от 28.04.2014 № 6



Приказ от 07.05.2014 № 188




СОГЛАСОВАНО



заместитель директора


_______________ / Л.Н. Стрельникова


«____» ______________2014 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Игра – дело серьёзное»

(для детского объединения «Игра+»)




Программа предназначена

для детей 11-16 лет (5-9 классы)


Срок реализации: 5 лет

Программу разработала:


педагог дополнительного образования первой категории

Дегтярёва Ольга Александровна







Липецк 2014

«Игра - не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений».

(Сухомлинский В.А.)



Пояснительная записка


Актуальность программы. В настоящее время особо остро стоит вопрос о необходимости социализации личности, потому что социальное развитие и воспитание — педагогически ориентированная и целесообразно направленная система общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в жизнь. Одним из важнейших направлений социальной деятельности является дополнительное образование детей и подростков.

В основе образовательной программы детского объединения «Игра+» - игровая деятельность. Воспитательное значение игры многообразно. В игре дети познают жизнь, самих себя, других людей, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют те качества, которые необходимы для выбора будущей профессии, развивают творческие и организаторские способности и задатки. Необычайно плодотворно игра развивает психические свойства личности. Игра - это всегда живое общение, дух соревнования, свободное творчество и изобретательство. Через игру ребенок учится общению и усваивает язык и законы общества.

В детских коллективах образовательных учреждений царит игровая безграмотность. Отсюда - дворовая скука и ничегонеделанье. Радость от игры должна быть известна современным детям. Подвижные детские игры всегда дарят хорошее настроение и отличное здоровье.

Программа детского объединения «Игра+» является комплексной программой дополнительного образования детей и подростков. Особенности театрализованных представлений: массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

В основе программы лежит идея использования потенциала игровой педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия, подчиненности общему замыслу - с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого - с другой.

Программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

  • Устав МАОУ гимназии № 69 г. Липецка.

Данная программа ориентирована на создание условий для развития творческих умений и навыков детей средствами игры, организацию их досуга.

Цель общеразвивающей программы детского объединения «Игра+» - создание условий для социализации личности ребенка средствами игровой деятельности и допрофессиональной подготовки организатора детского досуга.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  • познавательных:

  • формирование у учащихся знаний об истории игры, ее классификации, методике организации и проведения различного вида игр, а также методикой организации массовых игровых театрализованных представлений;

  • изучение основ театрального искусства, музыкальной грамоты и современной хореографии;

  • вооружение учащихся необходимыми методическими знаниями для подготовки и проведения игр;

  • практических:

  • формирование и совершенствование умений и навыков затейнического мастерства;

  • приобретение элементарных навыков сольного и хорового пения, сольного и массового танца;

  • овладение нормами сценического общения (сценическая речь, сценодвижение);

  • воспитательных:

  • организация интересного и познавательного досуга в сотворчестве учащихся;

  • включение учащихся в реальные социально-значимые отношения (становление и сплочение коллектива, развитие самоуправления);

  • воспитание художественного вкуса, внутренней самостоятельности и внешней культуры;

  • воспитание патриотического отношения к родному краю, родной речи, истории российского народа.

В детском объединении "Игра+" занимаются дети от 11 до 16 лет. Группы формируются соответственно знаниям, умениям и навыкам учащихся, то есть по годам обучения.

Занятия в группах первого и второго годов обучения проводятся три раза в неделю по два часа. Недельная занятость - 6 часов. Программа рассчитана на 216 часа в год.

Занятия в группах третьего, четвертого и пятого годов обучения проводятся три раза в неделю по два и три часа. Недельная занятость – 7 часов. Итого 252 часа в год.

Важнейшим звеном учебной деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений и навыков учащихся.

На занятиях по затейническому мастерству используются разные виды контроля:

  • текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия; а также в форме вопросника;

  • промежуточный - праздники, соревнования, конкурсы, проводимые в форме внутристудийных мероприятий;

  • итоговый - открытые занятия, театрализованные игровые представления, участие в конкурсах и фестивалях.

Огоньки, вечера и праздники, проводимые в детском объединении «Игра+», являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия для родителей и педагогов МАОУ гимназии № 69 г. Липецка являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом учебных занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является театрализованная игровая программа.

В качестве формы контроля знаний используется опрос-карта. Для каждого года обучения разработаны по 2 варианта карт. Контроль проводится в конце каждого полугодия.

Важнейшим звеном учебной деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Деятельность детского объединения «Игра+» ориентирована на программу - минимум («игра в удовольствие») - 1-4 годы обучения; и программы максимум («допрофессиональная подготовка») – 5 год обучения.



Ожидаемые результаты.


Учащиеся

первого года обучения


должны знать:

  • историю детского объединения «Игра+»;

  • понятия «игра», «затейник», «театр», «эстрада», «реквизит», «декорации», «детский фольклор», «сценарий», «роль»,

  • виды игр (на знакомство, подвижные, с эстрады, игры с мячом);

  • основы методики проведения игры (объяснение условий, ведение, итоги);

  • историю возникновения игр с мячом;

  • различные формы детского фольклора (заклички, дразнилки, отговорки, чурилки, приговорки, считалки, потешки).

  • содержание обязательный минимум игр каждого вида:

  • подвижные игры - 5-10,

  • игры с эстрады - 10-15,

  • игры с мячом — 5-10,

  • игры на знакомство 3-5


должны уметь:

  • подготовить игровое место, атрибуты к игре;

  • грамотно проводить итоги проведенной игры;

  • выразительно читать программные стихи, в том числе в движении;

  • лаконично, точно и эмоционально объяснять условия игры;

  • должны владеть навыками элементарного взаимодействия всех участников игровой программы;

  • активизировать зрителей элементарными приемами

Учащиеся

второго года обучения


должны знать:

  • понятия «эстафеты», «речевые» (звукоподражательные) игры», «познавательно двигательные игры», «головоломки», ребусы, розыгрыш, забава, развлечения; «импровизация»;

  • особенности проведения игр в помещении (в ограниченном пространстве),

  • содержание и условия игр-догонялок (10-15), игр с эстрады (10-15), игр в кругу друзей (15-20);

  • скороговорки, считалки, поговорки на отдельные звуки


должны уметь:

  • самостоятельно

  • объяснять и вести по 2-3 игры, объединенных общим замыслом; выполнять упражнения на интонацию голоса;

  • импровизировать во время выступления с эстрады перед детской аудиторией

  • чувствовать настроение зала, устанавливать и поддерживать с залом контакт);

  • взаимозаменять друг друга в игровой программе.

  • Четко взаимодействовать с партнерами по сцене.

Учащиеся

третьего года обучения


должны знать:

  • историю игры у восточных славян, традиции игры в России;

  • способы активизации зала;

  • понятия «аттракцион», «эмоциональная память», «жест», «мимика», «этюд», «игровое пространство», «игровой эпизод», «хоровод», «единоборство», «посиделки»;

  • принципы составления игровых программ;

  • правила исполнения программных танцевальных движений, тексты и мелодии разучиваемых детских песен;

  • а также требования, предъявляемые к исполнителю.

должны уметь:

  • читать (или рассказывать) небылицы в лицах;

  • организовывать и вести хоровод. Русские единоборства, посиделки, исполнять побасенки, загадки, гадания, частушки;

  • составлять элементарные игровые программы и проводить «Веселые перемены» в своей школе;

  • выполнять упражнения на развитие внимания и воображения, исполнять детские песни хором (или в группе);

  • выполнять основные движения народного танца с фигурной маршировкой и перестроением;

  • владеть навыками затейнического мастерства


Учащиеся

четвертого года обучения


должны знать:

  • понятия «игровое действие», «драматургическая основа игры», «коллективное поле эмоциональной напряженности»,

  • «поединок», верхний, средний и нижний регистры, гласный звукоряд, согласный звукоряд, эвритмический, поток речи; «анаграмма», шарада, ребусник, викторина;

  • историю конкурса смекалки (из опыта работы Макаренко A.JL), условия и правила игры;

  • методику проведения познавательных игр;

  • основные требования к играм-самоделкам;

  • основные элементы музыкальной грамоты и танцев (понятия «характер музыки», темп, размер)


должны уметь:

  • создавать и поддерживать атмосферу увлеченности совместной деятельности в игре; самостоятельно проводить игры с эстрады (7-10), познавательные игры,

  • организовать конкурс смекалки в своей школе;

  • изготавливать игры-самоделки (10-15);

  • составлять и разгадывать ребусы, шарады, анаграммы и т.д.

  • выполнять артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку дыхания, на посыл голоса, на интонацию;

  • определять характер музыки, темп, музыкальный размер;

  • выполнять тренировочные упражнения классического танца;

  • активно проявлять себя в ходе репетиций и работы над игровыми представлениями, действовать в предлагаемых обстоятельствах.


Учащиеся

пятого года обучения


должны знать:

  • понятия «игровая конкурсная программа», «игровой спектакль», «законченность и незаконченность речи», «диалог», «монолог», «тема», «идея», «образ», «басня», «стихотворение»;

  • методику организации активных игр на свежем воздухе;

  • методику организации конкурсных игровых программ;

  • основы сценарного мастерства

  • основные жанры словесного фольклора


должны уметь:

  • создавать игровую конкурсную программу по методу

  • создавать сценарии авторской игровой программы;

  • составлять план подготовки и план проведения индивидуальной и групповой программы;

  • самостоятельно проводить подвижные игры народов мира (10);

  • свободно общаться с партнером на сценической площадке и зрителем в зале;

  • самостоятельно работать над образом героя;

  • самостоятельно накладывать грим





Учебно-тематический план


Первый год обучения: «Игра начинается»




Тема и виды работы

Всего

Количество

часов

теория

практика

1.

Детское объединение «Игра+»

6

2

4

2.

Игра как средство общения

28

4

24

3.

Подвижные игры

42

5

37

4.

Игры с мячом

42

6

36

5.

Аттракционы

26

4

22

6.

Детские песни, музыкальные игры

36

2

34

7.

Танцевальная азбука

36

2

34


ИТОГО

216

25

191



Второй год обучения: «Игра без границ»




Тема и виды работы

Всего

Количество

часов

теория

практика

1.

История игры.

6

6


2.

Русские народные игрища.

18

2

16

3.

Домашние игры и забавы

18

2

16

4.

Постановка программы «Рождественские посиделки»

33

24

9

5.

Игры с эстрады.

17

4

13

6.

Слово — инструмент общения. Сценическая речь.

21

3

18

7.

Постановка театрализованной игровой программы «Город мастеров»

27

18

9

8.

Элементы музыкальной грамоты.

49

9

40

9.

Элементы русского народного танца.

27

5

22


ИТОГО

216

73

143





Третий год обучения: «Тысяча и одна игра»




Тема и виды работы

Всего

Количество

часов

теория

практика

1.

Игровая деятельность

15

15

-

2.

Игры в кругу друзей

19

4

15

3.

Копилка игр

16

6

10

4.

«Веселая переменка»

28

6

22

5.

Подвижные русские народные игры

26

6

20

6.

Основные жанры словесного фольклора

20

8

12

7.

Дыхание и развитие речевого голоса

12

2

10

8.

Работа над дикцией

20

5

15

9.

Постановка театрализованной игровой программы

56

40

16

10.

Музыкальная грамота. Танцевальная азбука

40

5

35


ИТОГО

252

97

155


Четвертый год обучения: «Своя игра»




Тема и виды работы

Всего

Количество

часов

теория

практика

1.

Игровые конкурсные программы

18

9

9

2.

Методика проведения игровых программ

28

16

14

3.

Авторские программы кружковцев: постановка индивидуальных игровых программ

52

22

30

4.

Культура произношения

24

4

20

5.

Музыкальное оформление игровой программы

26

8

18

6.

Художественное оформление игровой программы

16

6

10

7.

Постановочная деятельность: новогодний утренник для малышей

54

34

20

8.

Современная пластика

36

4

32


ИТОГО

252

103

149





Пятый год обучения: «Праздник своими руками»





Тема и виды работы

Всего

Количество

часов

теория

практика

1.

Организация игровой деятельности

32

13

19

2.

Методика подготовки массового праздника

20

16

4

3.

Праздничный календарь

30

16

14

4.

Авторские работы кружковцев: самостоятельная постановочная деятельность

46

10

36

5.

Музыкальное оформление праздника

34

10

24

6.

Художественное оформление праздника

36

10

26

7.

Игровая деятельность

54

20

34


ИТОГО

252

95

157




Содержание программы


Первый год обучения: «Игра начинается»


Тема 1. Детское объединение «Игра+».

Цели и задачи. Структура. Знакомство с педагогами. Программа занятий.

Практика: Участие в игровой программе «Будем знакомы!».


Тема 2. Игра как средство общения.

Совместимость. Преодоление конфликта. Знакомство через игру. Виды игр на знакомство. Игры со сменой пар. Игры, дающие возможность выбора партнера.

Практика: Разучивание игр «Снежный ком», «Воробей», «Знакомство в два круга», «Знакомство с мячом», «Танец с метлой», «Приглашение».


Тема 3. Подвижные игры.

Движение - форма жизни. Движение как выражение внутреннего чувства. Многоплановость подвижных игр. Эмоциональный настрой в игре. Игровой реквизит. Площадка для игр.

Практика: Разучивание и техника проведения игр «Капканы», «Лошадки», «Птицы в клетке», «Совушка», «Ловишки», «Воробьи-вороны». Любимые игры кружковцев.


Тема 4. Игры с мячом.

История возникновения игр с мячом. Мяч - первый и основной атрибут изначальных форм спорта. Разновидности мячей. Игры с мячом в России. Мяч катится по континентам. Особенности организации игр с мячом.

Практика: Разучивание игр: «Защита крепости», «Прокатись на мяче»,

«Вышибалы», «Охотники и утки», «Мяч через головы», «Картошка», «Кенгуру», «Эстафета с мячом» и др.


Тема 5. Аттракционы.

Понятие «Аттракцион». Игровые атрибуты. Оформление площадки. Техника проведения аттракциона.

Практика: Проведение аттракционов на массовых праздниках. Аттракционы придумываем сами: придумать аттракцион с заданным реквизитом.


Тема 6. Детские песни. Музыкальные игры.

Самостоятельное значение музыки в музыкальной игре. Соответствие движения содержанию музыки.

Практика: Разучивание песни «Маленький пони», «Считапочка», «Доброе утро», «Радуга» и др. музыкальных игр «Финская считапочка», Физкультминутка и пр.


Тема 7. Танцевальная азбука.

Требования, предъявляемые к исполнителям: осанка, мышечное напряжение, музыкальность. Правила исполнения каждого движения.

Практика: Постановка корпуса. Позиции ног. Позиции рук. Упражнения классического танца: полуприседание, вытягивание ног, подъем на полупальцы. Упражнения для рук. Повороты головы вправо-влево. Основные танцевальные движения: танцевальный шаг, подскоки, шаг с подскоком, боковой галоп, притоп. Хлопки. Фигурная маршировка. Произвольное построение.


Второй год обучения: «Игра без границ»


Тема 1. История игры.

Игра у восточных славян. Традиция игры в России. Скоморошины, их происхождение, сатирические черты.

Небылицы в лицах.


Тема 2. Русские народные игрища

Хоровод. Русские единоборства. Русские посиделки как форма.

Практика: Разучивание русских хороводов "Селезень", "Бояре", "Кать-Катерина". Игры-единоборства: "Бой петухов", "Толкни спиной", Перетягивание каната, русские скакалки, бег на ходулях.

Произвольная программа посиделок: народные песни, загадки, побасенки, гадания, частушки.

Тема 3. Домашние игры и забавы

Старинные русские настольные игры. Фантовые игры. Шуточные игры. Домашние забавы. Техника проведения игры.

Практика: "Бирюльки", "Фанты","Блошки","Чепуха","Жмурки","Да и нет"...


Тема 4. Постановка программы "Рождественские посиделки”

Чтение сценария. Обмен впечатлениями. Распределение ролей. Разучивание игровых эпизодов. Индивидуальная работа над ролью. Подбор и изготовление игрового реквизита. Подбор костюмов. Репетиции.

Практика: Выступление с игровой программой "Рождественские посиделки" в школе.


Тема 5. Игры с эстрады

Виды игр с залом. Специфика активизации зала. Чувство такта в работе с аудиторией. Импровизация. Игровое пространство.

Практика: Разучивание игр "Мы охотимся на льва", "Давайте помашем рукой", "Оркестр","Тик-так","Рыбка","Если нравится тебе..."и т.д.


Тема 6. Слово - инструмент общения. Сценическая речь.

Владение словом. Словарный запас. Слэнг. Понятийная и смысловая основа слова. Звучание: ударение, интонация, музыка.

Практика: Разучивание игр "Полслова за вами", анаграммы, логарифмы, рифмованные загадки, игра в рифмы,"Буквенная лесенка", Начальный слог" и др.


Тема 7. Постановка театрализованной игровой программы "Город мастеров"

Чтение сценария. Обмен впечатлениями. Разбор игровых тши-зоцов. Игровые атрибуты. Костюмы. Музыкальное оформление программы. Распределение ролей.

Практика: Читка сценария по ролям. Индивидуальная, работа над ролью. Постановка танцев. Разбор игровых эпизодов. Овладение сценический пространством. Освоение элементов оформления, реквизита. Репетиции игровых эпизодов. Взаимодействие всех участников программы. Приёмы активизации зрителей. Прогон всей программы. Обсуждение. Устранение недостатков. Репетиция в костюмах.

Генеральная репетиция. Показ программы на различных площадках.


Тема 8. Элементы музыкальной грамоты.

Характер музыки /веселая, спокойная, грустная/. Темп/медленный умеренный, быстрый/. Музыкальный размер /2/4, 3/4-и 4/4 /.

Строение музыкального произведения, музыкальное вступление, части, фразы, куплет, припев.

Практика: Разучивание песен "Мы вам честно сказать хотим" «Город-Мастеров», "Сколько лет вам, девочки?", «Ноты - феи» и др.


Тема 9. Элементы русского народного танца

Особенности народных движений. Характерные положения рук. Рисунки хороводов.

Практика: Позиции рук: 1,2,3, на талии. Шаги танцевальные с носка.

Простой шаг. Переменный шаг. Притоп. Тройной притоп. Припадание на месте. Припадание в повороте. Припадание с продвижением в ... сторону. Ковырялочка. Хлопки...

Разучивание массовых танцев: «Лявониха», «Ходит ветер у ворот», «Во саду ли, в огороде», «Кадриль» и др.


Третий год обучения: «Тысяча и одна игра»


Тема I. Игровая деятельность

Характеристика игрового действия. Драматургическая основа игры. Наличие коллективного поля эмоциональной напряжённости. Атмосфера увлеченности совместной деятельности.


Тема 2. Игры в кругу друзей

Характерные особенности игр, проводимых в помещении. Малоподвижные игры. Ограниченное игровое пространство.

Практика: Игры на мгновенную реакцию: "Не подражай","Смени руку", "Вызов номеров". Теплый ветер" и др. Игры, развивающие наблюдательность:"Что за спиной?", Близкие знакомые", '("Слепые менялы","Слово к слову" и др.) Артистические игры на воображение: "Изобрази без предмета", "Конкурс поэтических жанров", 'Конкурс анонимных поэтов /Театральные режиссёры",

"Кинооператоры","Ситуации","Скульпторы","Ассоциации" и др.


Тема 3. Копилка игр

Различные основы классификации игр. Обзор литературы по игре. Технология описания игры, организация, игровые позиции участников, этапы развития игровых действий, результат игры.

Практика: Описание игр словесное и схематичное. Создание собственной копилки игр.



Тема 4. "Весёлая перемена"

Подбор игр по данной теме. Принципы составления программы. Технология организации "Весёлой перемены" в своей школе.

Практика: Составление программы "Весёлая перемена» (не менее 5 вариантов). Проведение "Весёлой перемены" в своей школе.




Тема 5. Подвижные русские народные игры

Игровое пространство. Правила игры. Атрибуты. Техника проведения игры.

Практика: Разучивание игр "Салки", "Жмурки", "Уголки", "Лапта", "Городки", "Ловишки» ("Штандер) «Прятки» и др.


Тема 6. Основные жанры словесного фольклора

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах истории и быта народа. Краткость и меткость языка. Загадки. Их происхождение. Детский фольклор: зачинки, заклички, мирилки, дразнилки, отговорки, чурилки, приговорки, считалки.

Практика: Аукцион пословиц. Конкурс знатоков детского фольклора. Фольклорная экспедиция по Липецкой области.


Тема 7. Дыхание и развитие речевого голоса

Влияние органов дыхания на речеголосовое звучание. Влияние осанки на процесс дыхания. Массаж органов дыхания.

Практика: Тренировочная гимнастика дыхательного аппарата. Упражнения по воспитанию навыков дыхания.


Тема 8. Работа над дикцией

Массаж и гимнастика артикулярного аппарата. Артикуляция согласных звуков.

Практика: Упражнения для тренировки гласных звуков. Упражнения для тренировки согласных звуков. Упражнения для развития силы речевого голоса. Скороговорки.


Тема 9. Постановка театрализованной игровой программы

Чтение сценария. Обмен впечатлениями. Разбор игровых эпизодов. Игровые атрибуты. Костюмы. Музыкальное оформление программы. Распределение ролей.

Практика: Читка сценария по ролям. Индивидуальная работа над ролью. Постановка танцев. Разбор игровых эпизодов. Овладение сценическим пространством. Освоение элементов оформления, реквизита. Репетиции игровых эпизодов. Взаимодействие всех участников программы. Приёмы активизации зрителей. Прогон всей программы. Устранение недостатков. Репетиция в костюмах. Генеральная репетиция. Показ театрализованной игровой программы на различных площадках.


Тема 10. Музыкальная грамота

Особенности мелодии и ритма современной поп-музыки. Стили танцевальной музыки.

Практика: Прослушивание и разбор музыки.




Тема 11. Танцевальная азбука

Расширение знаний по классическому и народному танцу. Знание правил исполнения разучиваемых движения.

Практика: Тренировочные упражнения классического танца. Повторение пройденного. Выдвижение ноги с полуприседанием. Маленькие броски ногой. Прыжки на двух ногах по позициям. Перегибание корпуса вперёд, назад, в сторону. Упражнения для рук. Упражнения для головы. Тренировочные упражнения народного танца. Повторение пройденного. Выдвижение ноги на носок, перевод ее на каблук и обратно. Вращение рук от плеча, от локтя, в запястье. Шаг вперен и назад с подтягиванием ноги, с опусканием и подъёмом. Танцевальные элементы: припляс, шаг польки вперёд и в повороте.



Четвертый год обучения: «Своя игра»


Тема I. Игровые конкурсные программы

Игровая программа - оригинальный набор конкурсов в игровом оформлении. Игровые конкурсные программы по выявлению победителей в состязаниях знатоков, умельцев, эрудитов, рыцарей, мисс и т.д.Игровые программы в различных игровых формах: , "Крестики-нолики","Пять на пять,"Морской бой","Гордиев узел" и др.

Практика: Создание игровой конкурсной программы по методу КТД. Организация и проведение конкурсной игровой программы в своей школе.


Тема 2. Методика проведения игровых программ

Основы сценарного мастерства. Выбор темы. Определение задач. Композиционное построение сценария: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Сценарный ход. Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария. Монтаж игровых эпизодов. Воплощение, содержания темы игровыми средствами. Логичность, лаконичность игровых эпизодов.

Практика: Составление сценария собственной игровой программы.


Тема 3. Авторские работы кружковцев, постановка индивидуальных игровых программ

План подготовки. План проведения. Технические средства. Репетиции.

Практика: Авторские работы кружковцев, постановка индивидуальных игровых программ.


Тема 4. Культура произношения

Нормы современного литературного произношения. Приемы комплексного развития речевого голоса.

Практика: Упражнения по воспитанию физических свойств речевого голоса. Специализированная гимнастика речевого аппарата.


Тема 5. Музыкальное оформление игровой программы

Принципы подбора музыкального материала. Соответствие музыкального материала теме игровой программы. Единство стиля, аранжировки. Работа с микрофоном.

Практика: Подбор и запись музыкального материала для собственной игровой программы.


Тема 6. Художественное оформление игровой программы

Соответствие художественного оформления теме игровой программы. Костюм: соответствие содержанию и стилю игровой программы. Игровой реквизит: зрелищность и безопасность.

Практика: Подготовка художественного оформления игровой программы. Изготовление реквизита. Подбор и пошив костюмов.


Тема 7. Постановочная деятельность: новогодний утренник для малышей.

Чтение сценария. Обмен впечатлениями. Разбор игровых эпизодов. Игровые атрибуты. Костюмы. Музыкальное оформление программы. Распределение программы.

Практика: Читка сценария по ролям. Индивидуальная работа над ролью. Постановка танцев. Разбор игровых эпизодов. Овладение игровым пространством. Освоение элементов оформления, реквизита. Репетиции игровых эпизодов. Взаимодействие всех участников программы.

Приёмы активизации зрителей. Прогон всей программы. Обсуждение. Устранение недостатков. Репетиция в костюмах. Генеральная репетиция. Показ программы на различных площадках.


Тема 8. Современная пластика

Характерные особенности техники исполнения современных танцев. Манера исполнения. Особенности костюма.

Практика: Разучивание движений в современном стиле.



Пятый год обучения: «Праздник своими руками»


Тема I. Организация игровой деятельности

Создание игровой ситуации. Требования, предъявляемые к игровым атрибутам. Организация внешней среды. Включение детей в игру. Манок.

Практика: Моделирование игровых ситуаций. Приёмы включения детей в игру.


Тема 2. Методика подготовки массового праздника

Определение идейно-тематической основы и жанра праздника. Подбор и обработка материала. Драматургическая организация материала, составление сценария. Реализация конфликта в сценическом действии. Подготовительно-репетиционная работа. Организация аудитории праздника.

Практика: Составление сценария собственного массового праздника и определение плана подготовки.


Тема 3. Праздничный календарь

Классификация и особенности массовых праздников. Общегосударственные, трудовое, воинские, молодежные и семейно-бытовые праздники. Обряды. Ритуалы.

Практика: Работа над сценарием календарного праздника.


Тема 4. Авторские работы кружковцев: самостоятельная постановочная деятельность

План подготовки. План проведения. Технические средства.

Репетиции.

Практика: Показ самостоятельной работы. Выступления на различных площадках.


Тема 5. Музыкальное оформление праздника

Принципы подбора музыкального материала. Соответствие музыкального материала теме праздника. Единство стиля, аранжировки.

Работа с микрофоном.

Практика: Подбор и запись музыкального материала для собственного праздника.


Тема 6. Художественное оформление праздника

Соответствие художественного оформления теме праздника. Внешний вид и костюмы ведущего и участников. Рабочее место. Сценическая площадка. Игровой реквизит.

Практика: Подготовка художественного оформления праздника. Изготовление реквизита. Подбор костюмов.


Тема 7. Игровая деятельность

Принципы формирования игрового материала. Методика организации игрового праздника. Сверхзадача игры. Перевоплощение участника игры в условно-реальных ситуациях. Моделирование новых, необычных ситуаций. Роль ведущего игры. Недопустимость ситуаций, унижающих человеческое достоинство. Профессиональные качества ведущего: выдержка, чувство юмора, чувство такта, общительность, умение импровизировать.

Практика: Выступление в роли ведущего на игровых праздниках в школе, Доме творчества, Дворце культуры.





Методическое обеспечение программы


Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса.

Уровень начальный - младшие возрастные группы 1 и 2 года. Основная цель этого этапа - выявление и развитие общих исполнительских особенностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству и затейническому мастерству.

Уровень общий - группы 3 и 4 годов обучения (средняя возрастная категория). Основная цель - углубленное изучение и овладение мастерством юного организатора детского досуга.

Третий уровень, креативный - группы 5 года обучения (старшая возрастная категория). Цель этапа - ориентация детей на самостоятельную исполнительскую и организаторскую игровую деятельность, закрепление и развитие стремления к творчеству, совершенствование навыков затейнического мастерства.

Особенностью организации образовательного процесса является обязательная постановочная деятельность, начиная с первого года обучения, с изучением игр с эстрады от простых к сложным. Основная форма работы на первом этапе - игра («в удовольствие»), праздники, викторины, конкурсы; на втором этапе происходит переход от театральных игр к развивающим упражнениям; форма работы - тренинги, беседы, концерты, репетиции. На третьем этапе основной формой работы в старших учебных группах является постановка театрализованных игровых программ и репетиции.

Учащиеся первого года обучения знакомятся с разнообразными играми (знакомство, подвижные игры с мячом). Среди игр с эстрады овладевают навыками организации простых: игр на внимание, игр-песен, танцевальных, двигательных состязаний с использованием реквизита для 2х половин зала. Осваивают азы актерского искусства, знакомятся с основными формами детского фольклора. Итог года - открытое занятие для родителей и постановка игровых миниатюр «Ладушки».

Учащиеся второго года обучения продолжают изучение игр с эстрады, осваивают более сложные их разновидности: речевые (звукоподражательные), познавательно-двигательные, эстафеты. Разучивают подвижные игры с игровыми атрибутами, малоподвижные игры в ограниченном пространстве. На занятиях по искусству речи ведется работа над стихами в движении, грамотным интонированием. В конце года кружковцы представляют театрализованную игровую программу «Магазин игрушек» (или «Вот какой рассеянный» по произведениям С.Я. Маршака).

Учащиеся третьего года обучения знакомятся с историей народной игры, разучивают старинные русские игры и забавы. Осваивают навыки подготовки и проведения игр на школьной перемене, а также игры с мячом в России и других странах. Знакомятся с понятием «Этюд», работают над этюдами по сказкам и картинкам. Вводятся занятия музыкальной грамоты и хореографии. Результаты обучения - в итоговой постановке театрализованной игровой программе «Детский парк» (или «Профессор Трубочкин и ребята», по произведениям Д. Хармса).

Учащиеся четвертого года обучения продолжают изучение игр с эстрады, добавляя в свой багаж поединки, подвижные игры на эстраде. Возрастают требования к мастерству юного затейника, а именно: к импровизации, чувству такта, самостоятельности на сцене. Усложняются занятия по выразительности речи. Кружковцы знакомятся с историей конкурса смекалки ( из опыта работы Макаренко А.П.), изучают условия и правила игры - многоборья и организуют конкурс смекалки для воспитанников дома детского творчества «Городской» (или в своей школе). Разучивают познавательные игры, создают собственную игротеку с играми - самоделками. Занятия музыкальной грамоты и танцевальные уроки усложняются. Итогами четвертого года обучения становится показ игровой программы «Лесная школа» и новогоднего представления «Приключения елочных игрушек».

Кружковцы пятого года обучения изучают особенности игровых конкурсных программ, методику их организации, создают собственные сценарии, занимаются постановкой авторских игровых конкурсных программ. Учащиеся знакомятся с основными жанрами словесного фольклора, в конце учебного года совершают фольклорную экспедицию по Липецкой области. Разучивают подвижные игры народов мира, игры с эстрады (вводится понятие «игровой моноспектакль»; «игры-шутки»). Усложняются занятия по искусству речи.

Увеличивается объем знаний и умений по современному искусству и хореографии. Изучение музыкальной и танцевальной грамоты продолжается. В течение учебного года осуществляется постановка театрализованной игровой программы «Хоровод друзей» и хороводного праздничного представления «Приключения в новогоднем лесу».

Для успешной организации программы необходимо:

психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

сотрудничество с родителями;

взаимодействие с различными социальными структурами города.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса предполагает решение следующих задач:

направить процесс развития учащихся детского объединения «Игра+» на социально - приемлемые и личностно-полезные способы поведения;

организовать просвещение педагогов детского объединения «Игра+» для получения профессиональных психологических знаний;

обеспечить психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на создание условий, способствующих более глубокому пониманию взрослыми динамики развития детей.

Сотрудничество с родителями

Организация совместной деятельности родителей и педагогов призвана решать следующие задачи:

Социальная диагностика семьи с целью изучения внутрисемейных отношений.

Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ творческого развития собственного ребенка.

Просвещение родителей и других членов семьи относительно методов развивающей работы с детьми.

Разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями воспитанников с целью коррекции отношений между детьми и родителями.

Приобщение родителей к непосредственному участию в активной совместной деятельности с детьми по реализации коллективных творческих дел: праздничных огоньков, спектаклей, фестивалей, конкурсов.

Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания в коллективе.

Формы работы с семьей:

привлечение родителей к участию в конкурсах, спектаклях, концертах;

консультации по решению социально-психологических проблем;

беседы;

совместная работа по подготовке и проведению коллективных творческих

дел: изготовление костюмов, реквизита, оформление помещений, разработка сценариев.

Важной формой взаимодействия педагогов студии с родителями является информационный стенд, где текст сведен к минимуму, а рисунки, схемы, диаграммы и т.п. играют главную роль.

Высокий уровень эмоциональной и духовно-нравственной отзывчивости.

Высокий уровень профессионализма в своей деятельности.

Умение создавать положительный фон общения в группе воспитанников.


Литература


  1. Н.Е. Богуславская. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРГО», 1997

  2. О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. В школу – с игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991

  3. Т.П. Лакоценина. Волшебный мир знаний. Выпуск 2. Сказочный алфавит. Часть 1 от А до И. – Ростов на Дону: изд-во «Учитель», 2005

  4. Т.П. Лакоценина. Волшебный мир знаний. Выпуск 2. Сказочный алфавит. Часть 2 от К до Я. – Ростов на Дону: изд-во «Учитель», 2005

  5. С.А. Шмаков. Досуг школьника. – НПО ОРИУС, Липецкое издательство Мининформпечати РФ, 1993

  6. Шмаков С.А. Игры-потехи, Забавы-утехи - Липецк: «ОРИУС», 1994

  7. Щуркова Н.Е. За гранью урока – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004

  8. Щуркова Н.Е. «Игровые методики» – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  9. Шейла Энн Барри. Лучшие игры для вечеринки. – М.: Айрис-пресс, 2005



1


Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической напрвленности "Игра-дело серьёзное""
  • Другое
Описание:
В основе образовательной программы детского объединения «Игра+» - игровая деятельность. Воспитательное значение игры многообразно. В игре дети познают жизнь, самих себя, других людей, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют те качества, которые необходимы для выбора будущей профессии, развивают творческие и организаторские способности и задатки. Необычайно плодотворно игра развивает психические свойства личности. Игра - это всегда живое общение, дух соревнования, свободное творчество и изобретательство. Через игру ребенок учится общению и усваивает язык и законы общества.
Автор Дегтярёва Ольга Александровна
Дата добавления 02.11.2015
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 661
Номер материала MA-061871
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓