Главная / Другое / Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белый Ферзь» (шахматы), подпрограмма «История шахмат Саратовского края»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белый Ферзь» (шахматы), подпрограмма «История шахмат Саратовского края»















Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Белый Ферзь» (шахматы),

подпрограмма «История шахмат Саратовского края»


для учащихся 7-18 лет




Срок реализации программы - 2 года




Разработчик программы - Сычёв А.Н.,

педагог дополнительного образования











г. САРАТОВ

2016 г.



1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ



1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Направленность объединения – социально-педагогическая.

Актуальность программы.


В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства. 

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». 

В обращении Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам соревнований за звание чемпиона мира - 2014 г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».  Выступая в июле 2014 года на всероссийском шахматном турнире среди школьников «Белая Ладья», глава государства отметил, что «в свое время у нас шахматами занимались в каждой школе, в каждом районе». «Очень здорово, приятно, что сегодня эта традиция возрождается», — сказал Путин. Президент обратил внимание на богатые шахматные традиции в нашей стране. «И, конечно, это развивающий вид спорта, самый интеллектуальный вид спорта, мы всегда были в самых высоких международных рейтингах <…> И мне очень приятно отметить, что возрождаются именно школьные шахматы», — заключил президент, пожелав успехов участникам шахматного турнира.

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. 

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет три главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. В-третьих, в программу курса включено участие учащихся в Международных онлайн турнирах на портале WWW.INSTANTCHESS.COM, что позволяет учащимся применять полученные знания на практике и оценивать результативность своего посещения объединения «Белый Ферзь».

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Также программа предполагает дистанционное обучение для учащихся, не имеющих возможности посещать занятия в объединении по причине болезни. Дистантный курс расположен на портале PEDMIX.RU.
Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и соревнований внутри объединения, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

Программа объединения основывается на программе «Объединение шахмат» М. Просвещение, 1998г., Каленова А.В. «Шахматы» и программы Ракшина А.А. «Шахматы» и адаптирована к условиям ГБОУ СОДОД ОЦДОдД «Поиск».

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям Центра, в использовании дистантного курса для детей с ОВЗ и для детей, не имеющих возможности посещать объединение по причине болезни, в организации участия учащихся в Международных онлайн соревнованиях. Также новизной программы является включение в неё подпрограммы «История шахмат Саратовского края», что позволяет учащимся узнать об особенностях саратовской шахматной школы. Знание об успехах саратовских шахматистов на соревнованиях различного уровня позволит способствовать популяризации шахмат среди подрастающего поколения Саратовского края.



Предметные компетенции обучающихся:

  1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

  • Участии в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам;

  • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

  • В проведении педагогом инструктажей;

  • В применении индивидуальных форм работы;

  • В корректировке игры;

  • В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Педагогическое наблюдение;

  • Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

  1. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

  • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

  • Изучении специализированной литературы;

  • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

  • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

  • В проведении бесед;

  • В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

  • Определение уровня эрудиции обучаемых.


Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. Учебная группа состоит из 10-15 учащихся.

При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; 

  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.


Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:

  • наличие единого контингента воспитанников;

  • взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;

  • единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;

  • осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;

  • обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;

  • определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста

  • система оценок достижений обучающихся.


Адресат программы


В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего, среднего и старшего школьного возраста (7 – 15 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.


  1. Количество детей в группах должно соответствовать:

    • санитарным нормам;

    • материально-технической базе.

В соответствии с примерными требованиями к объему реализации программ для объединений социально-педагогической направленности оптимальное количество обучающихся в объединении с учетом условий и психологической нагрузки по годам обучения составляет 12-15 человек;

В этом случае педагог имеет возможность осуществить индивидуальный подход и добиться высоких результатов.


  1. Уровень подготовки к приему в группы. В коллектив принимаются все желающие, поэтому при приёме ребёнку предъявляют тренировочные задачи, выполнение которых позволяет руководителю выявить уровень развития ребенка и определить в группу, в которой он может заниматься.


Объём программы


1 год обучения - 144 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в течение 1 месяца, во 2 полугодии – 3 раза в неделю по 2 часа).

2 год обучения - 216 часов (занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа).

Объём подпрограммы «История шахмат Саратовская края» - 5 часов (занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 занятию в течение 1 месяца).

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.


Обучающие:

  • Ознакомить с историей шахмат;

  • Обучить правилам игры;

  • Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

  • Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;

  • Формировать навыки запоминания;

  • Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

  • Прививать навыки самодисциплины;

  • Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.


В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.



1.3. Содержание программы.

Учебный план

Год обучения – 1.

Темы занятий и виды деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Организационное занятие

1

-

1

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

2

-

2

3

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

8

12

20

4

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций

10

12

22

5

Тактика

10

12

22

6

Эндшпиль

8

12

20

7

Дебют

7

8

15

8

Конкурсы по решению задач и этюдов

-

6

6

9

Сеансы одновременной игры

-

10

10

10

Соревнования (турниры)

-

10

10

11

Индивидуальные занятия. Дистанционный курс.

-

15

15

12

Итоговое занятие

1

-

1

Всего:

47

97

144


Содержание программы

  1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

  2. Шахматы – спорт, наука и искусство. История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

  3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

Сравнительная ценность фигур. Размен.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

  1. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

  2. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

  3. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.

  4. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

  5. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

  6. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

  7. Соревнования, турниры (по отдельному графику)

  8. Индивидуальные занятия. Дистанционный курс. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных

  9. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.


ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Учебный план

Год обучения – 2.

Темы занятий и виды деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Организационное занятие

1

-

1

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

6

-

6

3

Шахматная литература

6

-

6

4

Тактика игры

12

16

28

5

Стратегия игры

18

22

40

6

Эндшпиль

8

16

24

7

Дебют

10

16

26

8

Шахматные компьютеры

4

8

12

9

Конкурсы по решению задач и этюдов

-

18

18

10

Сеансы одновременной игры

-

18

18

11

Соревнования (турниры)

-

20

20

12

Индивидуальные занятия

-

18

18

13

Итоговое занятие

1

-

1

Всего:

66

150

216


Содержание программы

  1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

  2. Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат, сильнейшие шахматисты. Классификационная система. Различные системы проведения шахматных соревнований (турниров). Правила проведения турниров. Этика поведения во время партии. Ладья надежды нашей.

  3. Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.

  4. Тактика. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

  5. Стратегия. Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

  6. Эндшпиль. Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

  7. Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

  8. Шахматные компьютеры. Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.

  9. Конкурсы по решению задач и этюдов. Решение конкурсных задач и этюдов. Определение победителей конкурсов.

  10. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

  11. Соревнования, турниры (по отдельному графику)

  12. Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий.

  13. Итоговое занятие. Подведение итогов работы, обзор выполнения поставленных задач.


ПОДПРОГРАММА «ИСТОРИЯ ШАХМАТ САРАТОВСКОГО КРАЯ»


Учебный план


Темы занятий и виды деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Организационное занятие

1

-

1

2

Шахматы как вид спорта в истории Саратовского края.

1

-

1

3

Шахматная литература. Шахматные традиции саратовских шахматистов. Отработка взаимодействия фигур.

2

-

2

4

Тактика игры саратовской школы шахмат. Анализ партий саратовских гроссмейстеров.

-

1

1

Всего:

4

1

5


1.4. Планируемые результаты.

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения


Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:

  • правила игры в шахматы;

  • права и обязанности игрока;

  • иметь представление о истории и происхождении шахмат;

  • основные понятия о тактике и стратегии.


Должен уметь:

  • применять указанные знания на практике;

  • концентрировать внимание, ценить время;

  • играть в шахматы с удовольствием.


Требования к знаниям и умениям 2 года обучения


Закончив второй год обучения учащиеся должны знать:

  • Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

  • Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;

  • Основы тактики и стратегии шахмат;

  • Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)

  • Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.


Закончив второй год обучения учащиеся должны уметь:

  • Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;

  • Строить и реализовывать свои стратегические планы;

  • Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.


Закончив обучение по подпрограмме «История шахмат Саратовского края», учащийся должен знать:

  • историю развития шахматного спорта на территории Саратовского края;

  • традиции саратовской шахматной школы;

  • иметь представление о знаменитых саратовских шахматистах.


Закончив обучение по подпрограмме, учащиеся должны уметь:

  • уверенно применять тактические приемы саратовских шахматистов и сочетать их в своей игре;

  • строить и реализовывать свои стратегические планы;

  • осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.

2. Организационно-педагогические УСЛОВИЯ обучения

2.1. Календарный учебный график.


Год обучения: с 1 сентября по 31 декабря

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Неделя обучения

01.09.15-06.09.15

07.09.15-13.09.15

14.09.15-20.09.15

21.09.15-27.09.15

28.09.15-04.10.15

05.10.15-11.10.15

12.10.15-18.10.15

19.10.15-25.10.15

26.10.15-01.11.15

02.11.15-08.11.15

09.11.15-15.11.15

16.11.15-22.11.15

23.11.15-29.11.15

30.11-15-06.12.15

07.12.15-13.12.15

14.12.15-20.12.15

21.12.15-27.12.15

28.12.15-31.12.15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

17,5

17,5


1-й год обучения

Контроль





















Практика





















Теория





















2-й год обучения

Контроль





















Практика





















Теория





















Подпрограмма «История шахмат Саратовского края»

Контроль





















Практика





















Теория





















Промежуточная и итоговая аттестация




















Каникулярный период




















Занятия, не предусмотренные расписанием






















Год обучения: с 01 января по 31 апреля

Год обучения

январь

февраль

март

апрель

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Неделя обучения

01.09.15-06.09.15

07.09.15-13.09.15

14.09.15-20.09.15

21.09.15-27.09.15

28.09.15-04.10.15

05.10.15-11.10.15

12.10.15-18.10.15

19.10.15-25.10.15

26.10.15-01.11.15

02.11.15-08.11.15

09.11.15-15.11.15

16.11.15-22.11.15

23.11.15-29.11.15

30.11-15-06.12.15

07.12.15-13.12.15

14.12.15-20.12.15

21.12.15-27.12.15

28.12.15-31.12.15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

17,5

17,5


1-й год обучения

Контроль





















Практика





















Теория





















2-й год обучения

Контроль





















Практика





















Теория





















Подпрограмма «История шахмат Саратовского края»

Контроль





















Практика





















Теория





















Промежуточная и итоговая аттестация




















Каникулярный период




















Занятия, не предусмотренные расписанием





















Год обучения: с 1 мая по 31 мая

Год обучения

май




Всего учебных недель

Всего часов по программе

Неделя обучения

01.09.15-06.09.15

07.09.15-13.09.15

14.09.15-20.09.15

21.09.15-27.09.15















1

2

3

4















17,5


1-й год обучения

Контроль





















Практика





















Теория





















2-й год обучения

Контроль





















Практика





















Теория





















Подпрограмма «История шахмат Саратовского края»

Контроль





















Практика





















Теория





















Промежуточная и итоговая аттестация




















Каникулярный период




















Занятия, не предусмотренные расписанием





















    1. Условия реализации программы.


Занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном ноутбуком, мультимедийным проектором и экраном.


Средства реализации программы:

  • учебно-тематические планы;

  • методические указания и методическое обеспечение программы;

  • сборники задач;

  • шахматная литература.


    1. Формы аттестации/контроля.


ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Контролируемые знания и умения

Формы и приемы работы

Сроки проведения

Первый год обучения

1

Применение приемов нападения

Решение шахматных задач

Октябрь

2

Защита в различных игровых ситуациях

Самостоятельная работа

Декабрь

3

Создание угрозы мата

Игровые упражнения

Март

4

Разыгрывание эншпиля

Разбор классических партий

Апрель

5

Разыгрывание дебюта

Разбор специально подобранных позиций

Май

Второй год обучения

1

Оценка своих позиций и позиций соперника

Анализ сыгранных партий

Октябрь

2

Основы стратегии

Самостоятельная работа,

игровые упражнения

Декабрь

3

Гамбиты

Разбор специально подобранных позиций

Март

4

Шахматные компьютеры

Тренировочные игры с компьютером

Апрель

Подпрограмма «История шахмат Саратовского края»

1

Разбор партий саратовских гроссмейстеров

Анализ сыгранных партий

декабрь

2

Турнир на кубок «Белый Ферзь» (внутри объединения)

Анализ сыгранных партий

апрель


ЕЖЕГОДНЫЙ ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ


Соревнования, турниры

Сроки проведения

1

Городской шахматный турнир (личное первенство)

Октябрь – ноябрь

2

Международные онлайн соревнования

Декабрь – январь

3

Внутренний турнир объединения

Февраль

4

Городской шахматный турнир (личное первенство)

Март

5

Итоговый внутренний турнир объединения

Май






2.4. Оценочные материалы.


Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ №273, ст.2, п.9; ст.47, п.5).


Критерии оценки знаний учащихся.

Для оценивания знаний учащихся принята десятибалльная система оценки (В.П. Симонов*), которая позволяет:

  • расширить возможности положительного оценивания учебной деятельности учащихся за счет расширения шкалы оценивания;

  • стимулировать мотивацию достижения успехов учащихся;

  • повысить объективность оценки знаний, умений и навыков учащихся;

  • снять стереотипы при оценивании учебных достижений учащихся.

Оценивая результаты образовательного процесса, мы оцениваем качество образования учащихся. Достоверная оценка качества характеризует степень обученности учащегося (СОУ), то есть прочность, глубину, осознанность и системность знаний, умений и навыков, его компетентность.

Рассмотрим основные уровни процесса обучения. Нельзя не согласиться с такой их дифференциацией: на первом, или информационном, уровне формируются знания; на втором, или репродуктивном, вырабатываются простейшие умения; на третьем, или творческом, складываются сложные умения и навыки. Такова логика обучения. Из нее не может не вытекать вполне определенная логика выявления и оценки степени сформированности знаний, умений и навыков, то есть обученности, или, иными словами, качества обучения.

Обученность характеризуется такими последовательными показателями: различение, запоминание, понимание, элементарные умения и навыки, действие по образцу, применение знаний и умений в новой ситуации, выполнение творческих заданий, которые и будут проверяться и оцениваться. Дадим условную количественную интерпретацию (уровень обученности и баллы) этим показателям и получим модель обученности.


баллы

Оценка

Основные показатели СОУ

(степень обученности учащегося)

Уровень

1




неудов-летворительно

Присутствует на занятиях, слушает, смотрит, записывает под диктовку учителя и учеников, переписывает с доски; отвечать персонально отказывается


2


Отличает аналогичные процессы, объекты друг от друга только в том случае, когда их предъявляют ему в готовом виде; может найти необходимый текст, «скачать» из Интернета и т.п.

I. Различение, распознавание (уровень знакомства)

3

удовлетворительно

Запоминает небольшую часть текста, правила, определения, формулировки, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Изложение чаще сумбурное..

II. Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4

недоста-

точно

хорошо

Полностью воспроизводит изученные правила, законы, формулировки, математические и иные формулы; узнает правильное среди неправильного (запоминает).

III. Понимание (осознанное воспроизведение)

5

хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории; иногда выполняет при этом мыслительные операции анализа и синтеза. Изложение в основном логичное

IV. Репродуктивный уровень.

6


очень

хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории; демонстрирует осознанность усвоения теоретических знаний; способен к самостоятельным выводам. Действует по алгоритму.



7







отлично

Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, может обобщить изложенную теорию, хорошо видит связь теории с практикой, применяет теорию в простейших случаях

V. Эвристический уровень

8

Понимает суть изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. Применяет ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, умеет самостоятельно получать знания.

9


велико-лепно

Легко выполняет практические задания творческого уровня, свободно оперируя усвоенной теорией

VI. Творческий

уровень.

10

Оригинально, нестандартно применяет на практике полученные знания; на базе приобретенных ранее знаний и умений самостоятельно вырабатывает новые умения


* Симонов В.П. Десятибалльная шкала – это более достоверная оценка качества обучения. // Директор школы, 2007, №10.


Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся

в группе________ педагога ____________________________

Дата проведения контроля __________________________

Цель диагностики _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Краткая характеристика заданий

п/п

Краткое описание задания











Краткий анализ выполнения заданий ________________________________________________

____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Результаты диагностики

п/п

Фамилия, имя учащегося

Итоговый балл





































Анализ результатов

Кол-во

учащихся по списку

Кол-во выполняв-ших работу

Всего получено баллов

Уровень усвоения

пр-мы

в %

Уровень качества

знаний в %



7-10 баллов

5-6

баллов

3-4

балла

1-2

балла











Уровень усвоения программного материала определяется путем умножения общего количества учащихся, получивших от 4 до 10 баллов на 100% и деления результата на количество выполнявших работу.

Качество усвоения программного материала определяется путем умножения общего количества учащихся, получивших от 5 до 10 баллов на 100% и деления результата на количество выполнявших работу.

Критерии оценки знаний:


критерии

показатели

баллы

уровень

Процент выполнения тестовых/контрольных заданий

неудовлетворительно

Присутствует на занятиях, слушает, смотрит, записывает под диктовку учителя и учеников, переписывает с доски; отвечать персонально отказывается

1 балл


менее 25%

Отличает аналогичные процессы, объекты друг от друга только в том случае, когда их предъявляют ему в готовом виде; может найти необходимый текст, «скачать» из Интернета и т.п.

2 балла

I. Различение, распознавание (уровень знакомства)

25% - 44%

удовлетворительно

Запоминает небольшую часть текста, правила, определения, формулировки, , но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Изложение чаще сумбурное.

3 балла

II. Запоминание (неосознанное воспроизведение)

45% - 64%

недостаточно хорошо

Полностью воспроизводит изученные правила, формулировки; узнает правильное среди неправильного (запоминает).

4 балла

III. Понимание (осознанное воспроизведение)

65% - 74%

хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории; иногда выполняет при этом мыслительные операции анализа и синтеза. Изложение в основном логичное

5 баллов




IV. Репродуктивный уровень.

75% - 79%

очень хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории; демонстрирует осознанность усвоения теоретических знаний; способен к самостоятельным выводам. Действует по алгоритму.

6 баллов

80% - 84%

отлично

Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, может обобщить изложенную теорию, хорошо видит связь теории с практикой, применяет теорию в простейших случаях

7 баллов





V. Эвристический уровень

85% - 89%

Понимает суть изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. Применяет ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, умеет самостоятельно получать знания.

8 баллов

90% - 94%

великолепно

Легко выполняет практические задания творческого уровня, свободно оперируя усвоенной теорией

9 баллов



VI. Творческий

уровень.

95% - 99%

Оригинально, нестандартно применяет на практике полученные знания; на базе приобретенных ранее знаний и умений самостоятельно вырабатывает новые умения

10 баллов

100%


Вывод, рекомендации __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись ________________________ Дата ______________

Сводный отчет

по итогам диагностики ЗУН в группах педагога___________________________

за _________________________________ учебный год


Дата проведения диагностики ________________________________________________________________

Цель диагностики ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Результаты диагностики


группа

Количество

учащихся

по списку

Количество выпол-

нявших

работу

Всего получено оценок

Уровень усвоения программного материала

в %

Качество усвоения программного материала

в %

7-10 баллов

5-6

баллов

3-4

балла

1-2 балла




































































































Средний показатель уровня усвоения программы и качества ЗУН



Краткий анализ результатов диагностики

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


Вывод, рекомендации____________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Показатели уровня усвоения программы и качества знаний:

Уровень

Усвоение программы

Качество ЗУН

Оптимальный

100%

75 – 100%

Достаточный

80 – 99%

50 – 74%

Допустимый

75 – 79%

30 – 49%

Недопустимый

Менее 75%

Менее 30%


Подпись____________________ Дата ______________


2.5. Методическое обеспечение программы и подпрограммы


Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры, игры с гандиканом и другое.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.

Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации. 

На уровне аналитической работы происходит: 

процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика; 
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед. 
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. 
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. 

Метод упражнения. 

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как: 

точные - теоретические; 
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам; 
• фрагменты из партий - различное игровое содержание; 
• этюды - аналитические, художественные. 
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: 
• оперативной памяти; 
• оперативного мышления; 
• функции внимания; 
• восприятия; 
• оценочной функции. 
Формы и методы реализации программы:

  • Уроки;

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия;

  • игровая деятельность;

  • конкурсы решения;

  • турнирная практика;

  • разбор партий;

  • работа с компьютером.


2.6. Материально-техническое обеспечение программы


На занятиях используются:

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

  • шахматные часы – 2 штуки;

  • таблицы к различным турнирам;

  • раздаточные материалы для тренинга;

  • вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

  • словарь шахматных терминов;

  • комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук

  • компьютер;

  • интерактивная доска.



2.7. Рекомендованная литература


Для педагога:


  1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа и споpт, 1976.

  2. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.

  3. Калиниченко Н.М. Комбинации и ловушки в дебюте. Полный курс: М. ООО «Авером», 2013.

  4. Калиниченко Н.М. Шахматы для начинающих с тренировочной программой на CD. СПб.: Питер, 2015.

  5. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

  6. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.

  7. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.

  8. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.

  9. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.

  10. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000. 

  11. Хаит А.Л. Этюды Колдуна. Саратов: «Полиграфия Плюс», 2015.

  12. Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.

  13. Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

  14. Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966.



Для учащихся:


  1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.

  2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

  3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

  4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

  5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .

  6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986.

  7. Костров В.В. Шахматный решебник: Мат королю. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

  8. Костров В.В. Шахматный решебник: Двойной удар. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

  9. Костров В.В. Шахматный решебник: Завлечение. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

  10. Костров В.В. Шахматный решебник: Отвлечение. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

  11. Костров В.В. Шахматный решебник: Связка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

  12. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.

  13. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белый Ферзь» (шахматы), подпрограмма «История шахмат Саратовского края»
  • Другое
Описание:

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы

Автор Сычев Андрей Николаевич
Дата добавления 23.08.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 243
Номер материала MA-067613
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓