Главная / Начальные классы / Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Юный ремесленник»

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Юный ремесленник»

Министерство образования Оренбургской области

Управление образования г. Оренбурга

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга





Согласовано:

НМС МБУДО «ЦДТ»

г. Оренбурга

протокол № 84

от 29.10.2014

Согласовано:

Директор МОБУ

«ООШ с.Краснохолм»

__________________

«___»___________

Утверждаю:

Директор МБУДО «ЦДТ»

г. Оренбурга _________В.Н.Каратаева

«_____»___________








Дополнительная образовательная программа

внеурочной деятельности по общекультурному направлению

«Юный ремесленник»



Контингент воспитанников:

учащиеся 1-3 классов.

Срок реализации: 1 год.
















Автор-составитель:

Т.А. Иноземцева, педагог

дополнительного образования МБУДО «ЦДТ» г. Оренбурга

Консультант:

О.А. Гнездилова, методист МБУДО «ЦДТ» г. Оренбурга





Оренбург

2014


Содержание

1. Пояснительная записка.

1.1.Направленность программы.

1.2.Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.

1.3.Цель и задачи программы.

1.4.Отличительные особенности программы.

1.5.Возраст детей, участвующих в реализации программы.

1.6. Сроки реализации программы.

1.7.Формы и режим проведения занятий.

1.8.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

1.9.Формы подведения итогов реализации программы.

2.Учебно-тематический план.

3.Содержание программы.

4.Методическое обеспечение программы.

Литература.

Приложение.


















1.Пояснительная записка.

1.1.Направленность программы.

Дополнительная образовательная программа «Юный ремесленник» предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению в 1-3 классах общеобразовательной школы, имеет художественно-эстетическую направленность, обеспечивает развитие художественно-эстетического вкуса, творческих способностей, познавательных процессов, умений в области изготовления аппликаций из разных материалов (соломы, природного материала, крупы, цветной бумаги и многих др.).

Дополнительная образовательная программа «Юный ремесленник» разработана в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Программа «Юный ремесленник» является модифицированной, по уровню освоения - общеразвивающей, по цели обучения - развивающей художественно-прикладные способности, по уровню реализации – начальной, по сроку реализации рассчитана на 1 год.

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

программы

Программа «Юный ремесленник» посвящена развитию вида декоративно - прикладного творчества, из природного материала (соломки, крупы, семян и т.д) и цветной бумаги. Простая методика овладения ремеслом аппликации и красота природного материала способствуют превращению занятия в любимое увлечение.

Актуальность дополнительной программы внеурочной деятельности «Юный ремесленник» обусловлена ее направленностью на решение задач возраста. Дети 7-9 лет в рамках школьного курса обучения должны будут освоить основы письма, чтения, математических знаний. Это предъявляет высокие требования к развитию психофизиологических качеств, мыслительных процессов и личностных качеств. Результативность воспитательного и образовательного процесса в начальной школе тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается логическое мышление, внимание, наблюдательность, восприятие, воображение, тонкая моторика руки. Занятия по программе «Юный ремесленник» обеспечивают развитие всех этих качеств. Кроме того красивой "аппликацией" можно украшать не только учебники и тетради, открытки, но также табуретки, шкатулки, пасхальные яйца и многое другое. В процессе работы ребенок получает конкретный продукт своей деятельности и может оценить результаты своего труда, а разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.

Аппликация, как часть художественной деятельности, связана с процессами интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира, способна не только развивать творческие способности детей, совершенствуя их специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, а также позволяет детям получить глубокие знания о возникновении и развитие этого направления.

Как вид художественной деятельности изготовление аппликации доступно даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.

Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. В процессе обучения изготовлению аппликации учащиеся научатся самостоятельно изготавливать различные открытки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, развить творческие способности.

1.3. Цель и задачи программы.

Цель: Развитие творческого потенциала детей посредством изготовления поделок по технике аппликация.

Задачи:
Обучающие:
1. Формирование представлений у детей о технике работы с аппликацией, технологии сбора и подготовки природного материала к изготовлению аппликации.

2. Формирование основных приемов и навыков работы с различными материалами.

3 . Ознакомление с историей возникновения и развития художественного вида деятельности – аппликации.
Развивающие:
1. Развитие тонкой моторики руки.
2. Развитие пространственного и творческого мышления, художественного восприятия, воображения.

3.Развитие мотивации достижений.

Воспитывающие:

1. Мотивация к занятиям аппликацией.

2. Воспитание ценностного отношения к декоративно-прикладному творчеству.
3. Воспитание ценностного отношения к своему труду и труду сверстников.

4. Воспитание чувства коллективизма и трудолюбия.

1.4. Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы «Юный ремесленник» от уже существующих в школьном курсе уроков «Технологии» заключаются в знакомстве воспитанников с декоративно-прикладным творчеством в процессе изучения приемов и навыков работы с разными материалами для аппликации.

Помимо этого сформулированы универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у воспитанников в ходе реализации данной программы. Так же при реализации программы на занятиях используются методы творческого развивающего обучения И.П.Волкова, в соответствии с которыми последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора воспитанником деятельности с выходом на конкретный продукт.

1.5. Возраст детей участвующих в реализации программы.

Программа рассчитана на обучение детей 7-9 лет.

1.6. Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

1.7.Режим и формы проведения занятий.

Основной формой организации учебного процесса являются занятие. Организация деятельности воспитанников осуществляется в групповой и индивидуальной формах. Количество занятий 1 года обучения: для первых классов 2 раза в неделю по 1 часу; всего 33 занятия (66 часов в год), для вторых и третьих классов 1 раз в неделю по 1 часу; всего 34 занятия (34 часа в год).

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате обучения по программе «Юный ремесленник» воспитанники достигают результатов, которые можно разделить на личностные, предметные и метапредметные. Предполагаемые результаты могут быть дифференцированы по двум уровням: базовый и повышенный.

1 год обучения

  1. Личностные результаты.

Базовый уровень.
1. Познавательный интерес к изучению ДПТ
2. Мотивация к занятиям по программе «Юный ремесленник».

3. Личностные качества: произвольность, умение довести работу до предполагаемого результата
Повышенный уровень.

1.Мотивация достижений.

2.Дифференцированное оценивание своих способностей в изготовлении аппликаций.

II. Метапредметные результаты.
1.Регулятивные универсальные учебные действия.

Базовый уровень.
1. Умение действовать по заданному образцу.
2. Умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль своей деятельности под руководством педагога.

3. Умение контролировать свои действия в процессе изготовления аппликаций из различных материалов.

Повышенный уровень.

1.Умение самостоятельно планировать свою деятельность по изготовлению аппликации.

2.Познавательные универсальные учебные действия.

Базовый уровень.

1.Умение формулировать учебную цель с помощью педагога.

2.Умение сравнивать, классифицировать аппликации по заданным параметрам.

Повышенный уровень.

1.Умение преобразовать объект (доклей, оформи).

3. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Базовый уровень.

1. Умение взаимодействовать в парной и групповой работе при выполнении задания.

2. Умение выражать отношение к своим работам и работам сверстников.

Повышенный уровень.

1. Умение оформлять диалогические высказывания.
2. Умение работать в группе (самостоятельное распределение обязанностей).

III. Предметные результаты.

Базовый уровень.
1. Знание правил техники безопасности на занятиях.
2. Знание истории возникновения декоративно – прикладного ремесла с использованием различных видов аппликаций.
3. Знание свойств различных природных материалов, способов и приемов их использования в аппликации.

4. Умение составлять аппликацию из отдельных деталей.
5. Умение пользоваться инструментами.

6. Умение эстетически оформить работу.
7. Умение самостоятельно работать по образцу.

8. Умение изготовлять: не сложную аппликацию животных из соломы,

9.Умение самостоятельно переносить эскиз аппликации на фон.

10.Владение техниками и приемами изготовления аппликаций из разных материалов.

Повышенный уровень.
1. Умение быстро выполнять задания и четко ориентироваться при выборе способов их успешного выполнения.

1.9.Формы подведения итогов реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо учитывать разнообразие форм проведения итогов учебной деятельности:
1) Участие во всевозможных выставках.
2) Участие в фестивалях различного уровня.
3) Участие в отчетных выставках, концертах.
5) Проведение мастер - классов воспитанниками.

Организация таких мероприятий может проходить как на базе школы, Центра детского творчества, так и в округе, городе и других регионах России.

Для определения результативности обучения по программе используются метод педагогического наблюдения, анализ творческих работ воспитанников, анкетирование, тестирование.

2.Учебно-тематический план.

1 год обучения.

Название темы.

Количество часов.

теория

практика

всего

1.

Введение в программу «Юный ремесленник»

1«Аппликация» как вид декоративно - прикладного творчества. История развития искусства.

2.Правила техники безопасности.

3.Сбор и подготовка материала к изготовлению аппликаций.

1,5


0,5



0,5

0,5

1,5


0,5



0,5

0,5

3


1



1

1

2.

Аппликации из цветной бумаги

1. Технология изготовления аппликации из цветной бумаги

2. Аппликации «Гриб».

3. Аппликация «Крош».

4.Аппликации «Лосяш».

5.Аппликации «Ежик».

2

0,5


0,5

0,5

0,5

-

7

0,5


1,5

1,5

1,5

2

9

1


2

2

2

2

3.

Аппликация из природного материала (листья, травы, засушенные цветы).

1. Технология изготовления аппликации из природного материала

2. Аппликация «Осеннее дерево».

3.Аппликация «Слон».

4.Аппликация «Уточка».

5.Аппликация «Жар птица».

6.Аппликации «Золотая рыбка».

7.Аппликация «Ваза с цветами».


2,5



0,5


0,5

-

-

0,5

0,5

0,5

10,5



0,5


1,5

2

2

1,5

1,5

1,5

13



1


2

2

2

2

2

2


4.

Аппликация из соломки «Животные».

1.Технология изготовления аппликации

из соломки.

2.Аппликация «Котенок».

3.Аппликация «Мышонок».

5.Аппликация «Мое любимое животное».

1,5


0,5


0,5

-

0,5

6,5


0,5


2,5

2

1,5


8


1


3

2

2

5.

Аппликация из круп (манка, горох, гречка, семечки, пшено, зерно).

1.Технология изготовления аппликации из круп.

2. Аппликация из гороха «Дельфины».

3.Аппликация из гречки и манки «Петушок».

4. Аппликация из пшена, гороха, «Подсолнух».

5.Аппликация из зерна и семечек «Сова».

2,5


0,5


0,5

0,5


0,5


0,5

10,5


0,5


1,5

1,5


3,5


3,5


13


1


2

2


4


4

6.

Новогодние и рождественские аппликации.

1.Аппликация «Новогодняя открытка»

2.Аппликация «Елочка»

3. Аппликация «Снежный домик ».

4.Аппликация «Веселые снеговики».


1,5


0,5

-

0,5

0,5

6,5


1,5

1

1,5

2,5

8


2

1

2

3


7.

Объемная аппликация из цветной бумаги:

1.Технология изготовления объемной аппликации

2.Объемная аппликация «Ромашка».

3.Объемная аппликация «Хризантема».

4.Объемная аппликация «Птички».

5.Объемная аппликация «Петушок и курочка».

2


0,5


0,5

-

0,5

0,5


6


0,5


0,5

2

1,5

1,5


8


1


1

2

2

2


8.

Коллективная творческая работа

1Аппликация «Домик в деревне».

0,5

0,5

1,5

1,5

2

2

9.

Подведение итогов.

  1. Отчетная выставка.

  2. Итоговое занятие.


-

-

2

1

1


2

1

1


Итого:

14

52

66



















3.Содержание программы.

1 год обучения

Раздел 1. Введение в программу «Юный ремесленник»

Тема1. «Аппликация» как вид декоративно - прикладного творчества. История развития искусства.

Теория: Цель и задачи программы «Юный ремесленник». Структура учебной программы. Понятие «декоративно-прикладное творчество». История развития аппликации как вида художественной деятельности. Понятие «Аппликация». Виды аппликации.

Практика: Игра «Как тебя зовут?», проведение методики «Рукавички» (авт. Г.А. Цукерман). (Приложение 8)

Тема 2. Правила техники безопасности на занятиях.

Теория: Материалы и инструменты для работы правила их использования. Правила техники безопасности, пожарной безопасности.

Практика. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 3. Сбор и подготовка материала к изготовлению аппликаций.

Теория: Технология подготовки природного материала.

Практика: Просмотр иллюстраций с изображением аппликаций из природного материала Выход на территорию для ознакомления и сбора природного материала. Сбор листьев, трав и другого природного материала. Подготовка природного материала (засушивание, хранение, сортировка).

Раздел 2. Аппликации из цветной бумаги

Тема 2.1. Технология изготовления аппликации из цветной бумаги

Теория: История возникновения бумаги и бумажного производства в наши дни. Многообразие видов бумаги и способы ее применения. Способы воздействия на бумагу. Способы и приемы и работы с цветной бумагой (разрезание, сминание, разрывание). Общий алгоритм изготовления аппликаций из цветной бумаги (перевод картинки, вырезание деталей, наклеивание на основу).

Практика: Простое вырезание геометрических фигур из бумаги.

Тема 2. Аппликации «Гриб».

Теория: Простые способы работы с цветной бумагой. Алгоритм изготовления аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Гриб»

Тема 2.Аппликации «Крош».

Теория: Техника аппликации «резанная бумага».

Практика: Изготовление аппликации «Крош»

Тема 3.Аппликации «Копатыч».

Теория: Техника аппликации «сминание». Алгоритм изготовления аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Копатыч».

Тема 4.Аппликации «Ежик».

Теория: Техника аппликации «рваная бумага». Алгоритм изготовления аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Ежик».

Раздел 3.Аппликация из природного материала (листья, травы, засушенные цветы).

Тема 1.Технология изготовления аппликации из природного материала

Теория: Способы и приемы работы с природным материалом (вырезание деталей, наклеивание листьев и цветочков по заданному направлению). Способы наклеивания на основу. Способы эстетического оформления (рамка).

Практика: Простое вырезание и наклеивание листьев на бумагу.

Тема 2. Аппликация «Осеннее дерево».

Теория: Прием изготовления аппликации: наклеивание листьев по заданному направлению. Алгоритм изготовления аппликации, перевод картинки. Способы наклеивание на основу.

Практика: Изготовление аппликации «Осеннее дерево».

Тема 3. Аппликация «Слон».

Теория: Прием изготовления аппликации: вырезание по деталям. Алгоритм изготовления аппликации путем перевода картинки на основу. Способы наклеивания на основу. Эстетическое оформление аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Слон».

Тема 4. Аппликация «Уточка».

Теория: Способы и приемы работы с природным материалом.

Практика: Изготовление аппликации «Уточка».

Тема 5. Аппликация «Жар птица».

Практика: Изготовление аппликации «Жар птица».

Тема 6. Аппликация «Золотая рыбка».

Теория: Приемы изготовления аппликации: наклеивание листьев по заданному направлению с добавлением цветной бумаги и засушенных трав. Эстетическое оформление аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Золотая рыбка».

Тема 7. Аппликация «Ваза с цветами».

Теория: Приемы изготовления аппликации: наклеивание цветочков по заданному направлению и вырезание деталей из листьев.

Практика: Изготовление аппликации «Ваза с цветами».

Раздел 4. Аппликация из соломки «Животные».

Тема 1.Технология изготовления аппликации из соломки.

Теория: Знакомство со злаковыми растениями: пшеницей, рожью, и ячменем. Строение стебля, способы заготовки соломки. Инструменты и материалы. Подготовка и уборка рабочего места. Приемы наклеивания соломы (линейно и по-детально), а также направление наклеивания соломы.

Практика: Подготовка соломы к работе. Выполнение заданий с использованием простейших приемов наклеивания соломы.

Тема 3. Аппликация «Котенок».

Теория: Прием изготовления аппликации (линейно). Приемы перевода и вырезания рисунка. Способы перевода на основу. Эстетическое оформление аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Котенок».

Тема 4. Аппликация «Мышонок».

Теория: Прием изготовления аппликации (по-детально). Приемы перевода и вырезания деталей.

Практика: Изготовление аппликации «Мышонок».

Тема 5. Аппликация «Мое любимое животное».

Практика: Изготовление аппликации на свободную тему (выбор детьми рисунка животных самостоятельно) «Мое любимое животное».

Раздел 5. Аппликация из круп (манка, горох, гречка, семечки, пшено, зерно).

Тема 1. Технология изготовления аппликаций из круп.

Теория: Знакомство с различными видами крупы. Способы и приемы работы с крупой (наклеивание на основу рисунка, по контуру рисунка и по деталям рисунка).

Практика: Просмотр коллекции картинок с аппликацией из круп. Перевод картинок с использованием копировальной бумаги, наклеивание крупы на простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Тема 2. Аппликация из гороха «Дельфины».

Практика: Изготовление аппликации «Дельфины».

Тема 3. Аппликация из гречки и манки «Петушок».

Теория: Прием изготовления аппликации (по контуру). Выбор основы.

Практика: Изготовление аппликации «Петушок».

Тема 3. Аппликация из пшена, гороха, «Подсолнух».

Теория: Прием изготовления аппликации по деталям.

Практика: Изготовление аппликации «Подсолнух».

Тема 4. Аппликация из зерна и семечек «Сова».

Теория: Способы и приемы и работы с крупой.

Практика: Изготовление аппликации «Сова».

Раздел 5. Новогодние и рождественские аппликации.

Тема 1. Аппликация «Новогодняя открытка».

Теория: Способы и приемы работы с цветной бумагой и соломой.

Способы эстетического оформления открытки.

Практика: Изготовление аппликации «Новогодняя открытка».

Тема 2. Аппликация «Елочка»

Практика: Изготовление аппликации «Елочка».

Тема 3. Аппликация «Снежный домик».

Теория: Способы и приемы работы с цветной бумагой, картоном и крупой. Способы перевода на основу и эстетическое оформление аппликации. Практика: Изготовление аппликации «Снежный домик».

Тема 4. Аппликация «Веселые снеговики».

Теория: Способы и приемы работы с соломой. Способы перевода на основу. Эстетическое оформление аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Веселые снеговики».

Раздел 6. Объемная аппликация из цветной бумаги.

Тема 1.Технология изготовления объемной аппликации

Теория: Способы и приемы работы с бумагой (полоски бумаги, сгибание бумаги, конус). Способы наклеивания на основу. Инструменты и материалы для изготовления объемных аппликаций. Просмотр коллекции объемных аппликаций.

Практика: Вырезание кругов, полосок, сворачивание конусов.

Тема 2. Объемная аппликация «Ромашка».

Теория: Техника объемной аппликации (полоски бумаги). Способы наклеивания на основу. Эстетическое оформление аппликации.

Практика: Изготовление объемной аппликации «Ромашка».

Тема 3. Объемная аппликация «Хризантема».

Практика: Изготовление аппликации «Хризантема».

Тема 4. Объемная аппликация «Птички».

Практика: Изготовление объемной аппликации «Птички».

Тема 5. Объемная аппликация «Петушок и курочка».

Теория: Техника аппликации (конус, полоски бумаги). Способы наклеивания на основу. Эстетическое оформление аппликации.

Практика: Изготовление объемной аппликации «Петушок и курочка».

Раздел 7. Коллективная творческая работа.

Тема 1. Аппликация «Домик в деревне».

Теория: Способы и приемы работы с природным материалом, соломой, цветной бумагой, крупой. Распределение обязанностей. Способы перевода на основу и эстетическое оформление аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Домик в деревне».

Раздел 8. Подведение итогов.

Тема 1. Отчетная выставка.

Теория: Систематизированные знания по изготовлению аппликаций с использованием различных технологий. Требования к выставочным работам.

Практика. Выставка лучших детских работ.

Тема 11. Итоговое занятие.

Теория: Обобщение знаний за год. План работы на следующий год. Задание на лето.

Практика: Итоговая диагностика.

















4.Методическое обеспечение

Программа «Юный ремесленник» - это система занятий, которая включает в себя цикл теоретических и практических знаний по аппликации из разных материалов, практическую работу по изготовлению аппликаций.

Содержание предлагаемых разделов обучения предусматривает усвоение учащимися знаний о свойствах различных материалов, способы и приемы их использования в аппликации, а также формирование наблюдательности, умения взаимодействовать друг с другом. Тем самым творческая деятельность на занятиях «Юный ремесленник» служит эффективным средством познания действительности, и помогает развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, внимания, и других психических процессов. Знания, умения и навыки, приобретенные воспитанниками на занятиях по программе «Юный ремесленник», найдут широкое применение, как в учебной деятельности, так и в дальнейшей жизни.

Программа «Юный ремесленник» включает в себя 9 разделов в первый год обучения, структурированных в соответствии с целями и задачами процесса обучения. Особое внимание уделяется формированию положительной мотивации к обучению и познанию, взаимодействию с педагогом и со сверстниками, ценностно-смысловой установке обучающихся. Программа «Юный ремесленник» предполагает использование способов и приемов развивающего характера по И.П.Волкову, побуждающих к поиску аналогий, обобщений, формирующих потребности участвовать в творческой деятельности, расширяющих чувственный опыт, общие учебные умения и навыки – наблюдать, рассуждать, анализировать, классифицировать, оценивать и давать характеристики.

Главная задача вводного занятия – познакомиться с детьми, зажечь первые искры интереса к занятиям, творческой деятельности, сотрудничеству. Первоначально (на вводном занятии) детям дается представление о содержании изучаемого материала, с тем, чтобы они могли (с помощью педагога) сформулировать для себя учебную задачу в освоении способов и приемов изготовления, аппликаций.

В связи с тем, что программа ориентирована на младший школьный возраст, целесообразно для поддержания интереса к занятиям и дальнейшего сотрудничества, проведение диагностической методики «Рукавички» (авт. Г.А. Цукерман, приложение №1), и игр на знакомство «Скажи, как тебя зовут?». В данном разделе также рассматриваются правила безопасности жизнедеятельности это правила безопасного использования инструментов для изготовления аппликаций, правила поведения на занятии, в школе, на прогулке, на дороге.

В разделах «Аппликации из цветной бумаги и объемные аппликации из бумаги», учащиеся более подробно знакомятся с историей возникновения бумажного производства, о многообразие и видах бумаги. Изучают различные способы и приемы воздействия на бумагу (разрезание, сминание, разрывание, полоски бумаги, конус). Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, по необходимости используются трафареты, схемы, что позволяет индивидуально, в зависимости от сложности работы, предложить ее детям: более сильным будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу более простую («Грибы», «Ромашка»). Последовательность изготовления всех работ с бумагой выполняется в определенном порядке:

1. Выбор сюжета, составление эскиза.

2. Подбор бумаги по цвету и качеству.

3. Наложение фона на основу (плотный картон).

4. Изготовление объемных деталей, раскладывание их на фоне.

5. Наклеивание деталей на фон.

6. Оформление готовой работы в рамку.

Работа над выполнением аппликации из бумаги способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, трафаретом, наносить клей кисточкой, приклеивать детали. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмичное расположение фигур. Происходит усвоение активных знаний о величине, форме, и композиции.

Достаточно сложными считаются разделы «Аппликация из природного материала и из соломки», которые дают большие возможности сближения с родной природой. Экскурсии, заготовки нужного материала расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно всматриваться в природные формы, развивают наблюдательность. Специальную обработку и подготовку различных материалов нужно выполнять при помощи взрослых или под их руководством. Делать различные отверстия, удалять лишние части, надо сразу же после сбора, так как пересохший материал трудно поддается обработке. Выполняя такую работу важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они могут выполнить задуманное, а затем учить работать с природным материалом.

Дети должны усвоить некоторые правила сбора природного материала:

1. Собирать можно все, что лежит на земле, в траве, в поле, на песке (желуди, шишки, ракушки, камушки, листья и многое другое);

2. Нельзя отламывать здоровые ветки от кустов и деревьев - их надо удалять лишь в лесных местах (в зарослях, с целью прореживания);

3. Кору можно снимать только со спиленных деревьев, с бревен; нельзя вредить растениям.

На первом году обучения дети осваивают способы разглаживания листьев, обработки соломки (очищения от шелухи), приемы соединения деталей аппликации, изготовление основы под аппликацию (обтягивание картона тканью), рассматривая при этом как можно сочетать в своей работе разнообразные материалы: (ветки, шишки, желуди, листья, травы, цветы, соломка и др), получают возможность работать индивидуально, изготовляя поделки и аппликации.

В качестве активизации учебного процесса целесообразно на занятиях использовать активные методы и игровые формы обучения, необходимые для более точного изображения задуманных работ, которые широко используются в разделе: аппликации из соломки «Животные». Игры имитации способов поведения и некоторых черт характера животных , такие как игра «Угадай кто?», мимические упражнения «Вот он какой», «Фантазии характеров».

Раздел «Аппликация из круп» является увлекательным для детей младшего школьного возраста, так как крупа — прекрасный материал для поделок, ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки, макаронные изделия и все, что только можно наклеить, пригодится для работы. Последовательность изготовления всех работ из круп выполняется в определенной последовательности:

1.Карандашом рисуем контур целой картинки или частей.

2.Наносим слой клея ПВА на основу.

3.Наклеиваем крупу на верхнюю часть рисунка или деталь (макаронные изделия наклеиваем по одной штучке, а крупу необходимо брать щепоткой и насыпать на основу).

4.Даем аппликации два часа просохнуть.

5.Убираем лишнее: просто поднимаем работу, и все лишнее осыпается.

6. Раскрашиваем крупу красками.

7.Закрепляем крупу на основе лаком.

Все последующие темы контекстно выстроены в соответствии с задачами, обучения детей по программе «Юный ремесленник». В качестве объяснительного материала используются словесные методы - беседа и рассказ, показ иллюстраций, в которых детям представляются базовые понятия курса.

На занятиях по программе «Юный ремесленник» вначале каждого раздела отводится одна, две темы, на которых широко используются следующие виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение в качестве изучения нового материала и последующего его закрепления.

Цель рассказа-вступления - подготовка воспитанников к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.

Во время рассказа-изложения педагог раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Педагог в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

Большое место в программе «Юный ремесленник» отводится беседам:

- сообщение новых знаний в беседах о различных видах декоративно прикладного искусства и их истории возникновения.

- беседы о традициях, о русском народном творчестве.

- беседы эвристического характера о животных, о природе и мире который нас окружает, используются в разделе «Зоопарк»

Закрепляющие или итоговые беседы применяются после изучения каждого раздела. Их цель – обсуждение и оценка работ обучающихся. Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мыслями педагога и воспитанника. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией изображений, аппликаций раннее сделанных детьми. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются педагогом всей группе, или индивидуально располагая к дискуссии. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ребенка. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: развивает память, речь воспитанников, умение оформлять диалогические высказывания, позволяет активизировать детей и побуждать их к высказываниям из личного опыта, делает открытыми знания обучающихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Следуя рекомендациям валеологических служб и во избежание перегрузок, используя метод переключения на другие виды деятельности, на занятиях проводятся физкультразминки для детей младшего школьного возраста, они могут быть как в игровой форме, так и в виде комплекса упражнений, оздоровительных и динамических пауз: для осанки «солнышко лучистое», «деревце»; для зрения «далеко, близко»; для моторики рук «братцы пальчики», «наши пальчики» и так далее. Выбор оздоровительных пауз не принципиален и зачастую проводится детьми.

Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

На занятиях «Юный ремесленник» метод объяснения может использоваться вводной части занятия для знакомства с темой и способами составления аппликации или поделки из разных материалов совместно с демонстрацией готовой работы, при знакомстве с различными приемами и способами работы материалами и инструментами, и т.д.

Инструктаж также относится к словесным методам обучения. Под этим методом понимают объяснение способов трудовых действий с инструментами, их точный показ и безопасное использование.

Виды инструктажа используются по времени проведения:

  1. Вводный - проводится в начале занятия, включает в себя постановку конкретной трудовой задачи, дается характеристика операций, проводится объяснение рабочих приемов.

  2. Текущий - проводится во время практической деятельности, включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин, недостатков работы, исправление ошибок, объяснение правильных приемов, проведение самоконтроля.

  3. Заключительный - включает в себя анализ работ, характеристику допущенных ошибок в работе, выставление оценок за работу учащихся.

Принципы и условия построения образовательного процесса.
При организации учебного процесса используются следующие принципы:
1. Учет возрастных и индивидуальных способностей ребенка. Предполагаемые результаты деятельности дифференцированы по двум уровням: базовый и повышенный.

2. Последовательный и постепенный процесс углубления и расширения курса обучения с помощью наглядности и доступности (использование готовых образцов работ, и иллюстративного материала).
3. Учет эмоционально – чувственной сферы ребенка.
4. Включение детей в активную форму деятельности, используя индивидуальное и коллективное творчество.

Условиями построения педагогического процесса являются:
1. Вовлечение детей в познавательную и воспроизводящую деятельность, дающую возможность самовыражения.
2. Бережное отношение к мотивациям ребенка по созданию задуманного.
3. Использование для овладения навыками умениями различных стимулов деятельности (викторины, конкурсы, участие в оформлении кабинета, участие в городских, окружных и районных выставках и смотрах).
Процесс обучения выстроен так, что обучающийся ребенок идет от восприятия и усвоения новой учебной информации (объяснительно – иллюстрационный метод) к воспроизведению полученных знаний и освоенных приемов, способов деятельности (репродуктивный метод) через участие в эффективном поиске, эвристической беседе (частично – поисковой или эвристический метод).

Центральное место в обучении и творческом процессе занимают практические занятия, наглядный материал, показ приемов изготовления аппликации из соломы, природного материала, цветной бумаги, крупы и др.

Объяснение приемов должно быть на уровне беседы, проводимой с группой или индивидуально.

В тесной взаимосвязи со словесными методами обучения используются наглядные методы. К ним относятся: метод демонстрации, метод иллюстрации.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении воспитанников с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с видом изучаемого предмета, аппликации, техники изготовления. При демонстрации ранее выполненных работ обычно начинают с внешнего вида, а затем переходят к свойствам и этапам выполнения работы по этому образцу, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Объектами демонстрации являются: наглядные пособия демонстрационного характера, иллюстрации аппликаций раннее выполненных работ детей, открытки, фотографии с натуральным изображением животных, применение технических средств обучения.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников. Этими методами формируют практические умения и навыки.

В ходе одного занятия решаются как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе. При этом образовательный процесс происходит в условиях неформального содружества педагога и обучающихся, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности, демократичности общения, что способствует более интенсивному процессу социализации формирующейся личности, выработке норм социального общения. Межличностные отношения «педагог – воспитанник» определяется гуманно – личностным подходом (любить, понимать, сотрудничать, помогать), постепенное самоусовершенствование ориентирует ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Залогом успеха является неповторимость произведения каждого ребенка, его замысла, идеи. Поэтому не приветствуется копирование чужих изделий. Уровень овладения материалами инструментами, оборудованием постоянно отслеживается педагогом.

Для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебной работы:

1. Фронтальная – демонстрация наглядного материала, постановка вопросов;

2. Индивидуальная – работа с отстающими (дополнительное объяснение задания) или одаренными детьми (представление им самостоятельности в работе).

3. Групповая – при которой коллектив делится на несколько групп с учетом способностей, возраста, темпа работы.

Экскурсии в музей, на тематические выставки, участие в выставках и конкурсах в ЦДТ и за его приделами, посещение библиотек играют важную роль в развитии художественно – эстетических чувств детей. Здесь учащиеся могут научиться иному, новому взгляду на творчество, почерпнуть идеи и пополнить свой багаж незнакомыми приемами изготовления разных поделок. Основным типом занятия по программе является занятие традиционной формы, которое имеет следующую структуру:

1. Организационная часть.

2. Вступительная беседа.

3. Объявление новой темы.

4. Объяснение и показ наглядности.

5. Самостоятельная работа учащихся.

6. Выставка работ.

7. Итог урока.

Выделенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

На занятиях дети получают опыт создания собственного произведения, пропуская его через собственные руки, свое сердце, воплощают свои заветные замыслы, получая и опыт разочарования. Но и в тоже время они приобретают терпение и начинают ценить чужой труд. Это помогает детям по иному взглянуть на привычные вещи.

Для полноценной реализации программы необходимо следующее ее материально – техническое обеспечение:
1. Класс для занятий с хорошим дневным и вечерним освещением, оборудованный стеллажами или стендами для детских работ.
2. Сухое помещение или хорошим проветриванием, где хранятся материалы.
3. Материалы для работы: солома, природный материал, крупы, цветная бумага, картон и др. материал для обтягивания картона, клей, карандаши, краски для рисования (гуашь, акварель).
3.Инструменты для дополнительных работ: ножницы, утюг, резак, выжигательный аппарат, рабочая одежда, полиэтиленовая пленка или досочки, полотенца.
4. Предметы безопасного труда: дощечки, перчатки.

Педагогический контроль за развитием личности обучающихся проводится следующими методами: изучение творческих работ воспитанников, анкетирование и тестирование, педагогический мониторинг. Проведение диагностик и фиксация результатов обучения осуществляется в начале и в конце учебного года. Полученные данные дают возможность наблюдать развитие личности ребенка, эффективно использовать метод дифференцированного, корректирующего обучения. Для определения уровня сформированности предметных знаний используется метод наблюдения, результаты которого заносятся в таблицу, составленную для каждого ребенка (Приложение 1).Для изучения сформированности универсальных учебных действий воспитанников применяется диагностический инструментарий (Таблица 1, Приложение 3-12). Запланированная диагностика функционально разведена между психологом и педагогом. Педагог использует методы психолого-педагогической диагностики и наблюдение, психологические методики проводит психолог.












Литература

  1. Афонькина С.Ю. Орнаменты народов мира. СПб.: Кристалл, 1998.

  2. Немов Р.С. Психология.- Москва, 1998.

  3. Основы художественного ремесла. Под ред. Барадулина В.А.- М.: Просвещение, 1979.

  4. Сластенин В.А. Педагогика.- Москва, 1998.

  5. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор : пособие для учителей // М . : Просвещение, 2011.-223 с. (Стандарты нового поколения) .

  6. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество . Социальное творчество : пособие для учителей. // М.: Просвещение, 2011.-80с.

  7. Золотарёва, А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования.//Внешкольник, 2011.-№3-с.15.

  8. Народные художественные промыслы России. // М., 1984.

  9. Программы для учреждений дополнительного образования. // М.: ЦРСДОД, 2001.

  10. Проснякова Т. Н. Уроки мастерства. // С - П.: Федоров 2001.

  11. Рондели Л. Д. народное декоративно – прикладное искусство. // М.: Просвещение. 1984.

  12. Стрижов А. Н. Календарь русской природы. // М.: Колос,1993.

  13. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика преподавания. // М.: Академия. 2002.

  14. Сборник авторских программ дополнительного образования детей М.: Народное образование, 2002.

  15. Федоров Г. Основы художественного ремесла. // М.: Искусство, 1971.

  16. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования.// Внешкольник.-2011.- №3-с.15.

  17. Богатеева З.А. «Мотивы народного орнамента в детской аппликации» М. «Просвещение» 1986 г.

  18. Голубеева Н. «Аппликация из природного материала» М. «Культура и традиции» 2002 г.

  19. «Дополнительное образование № 12 журнал (стр. 19-25)».

  20. Лобачевская О. «Плетение из соломки» М. «Культура и традиции» 2004 г.

  21. Мочалова Г.Н. «Знакомые незнакомцы. Игровые программы» Йошкар-Ола 2004 год.

  22. М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская. Энциклопедия «Праздники народов России». Издательство «Росмен – пресс». 2002 г.

  23. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги». М., ИКТЦ «Лада», 2008 г.

  24. Панченко Н.А. «Педагогическая диагностика» Издательство «Учитель».

  25. Пармон Ф.М. «Русский народный костюм» Монограмма М-легпромбыт издательство 1994 г.

  26. Нечаев М.П. «Диагностика воспитанности школьников» учебно-методическое пособие М. ЦГЛ 2006 г.

- http://www.tretyakovgallery.ru ,

-http://www.med39.ru/fito/oduvanchik.jpg ,

-http://www.fotoplex.ru/photos/andrey/flowers/i-2015.jpg ,

-http://krilia-lubvi.ucoz.ru/_si/0/81654440.jpg ,

-http://samsebelekar.ru/Img/vasilek2.jpg ,

-http://uh.ru/files/a/22/2221/images/14812810_4989904_976616978_.jpg

-http://viki/rdf/ru/item/2326


Литература для детей.

    1. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел.- Ярославль, 1998.

    2. Гусакова М.А. Аппликация.- М.: Просвещение, 1982.

    3. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты (Рабочая тетрадь по основам народного искусства).- М.: Мозайка-синтез, 1999.

    4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. -Ярославль. Академия развития, 1997.

    5. Народная кукла. Изделия из соломки// Школа ремесел, 1999, №8.

    6. Прекрасное – своими руками. Сост. Газарян С -.М.: Детская литература, 1986.

    7. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья.- М.: Просвещение, 1992.

    8. Черныш И. Поделки из природного материала -. М.: Аст-Пресс, 1999.

















Таблица 1.
Диагностический инструментарий для изучения сформированности универсальных учебных действий (УУД) у воспитанников творческого объединения

(декоративно – прикладное направление).

Блок

Диагностический инструментарий


Цель

ответст-венное лицо

личностные УУД


Действия самоопределения и смыслообразования.

Беседа с воспитанниками о значении посещения занятий в кружке. (Для воспитанников 2 года обучения).


Цель: выявление смыслообразующих мотивов у воспитанников.

педагог

Сформированность учебно-познавательного интереса.

Диагностическая карта наблюдения за развитием учеб-нопознавательного интереса и регулятивных универсальных учебных действий (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

педагог

Мотивация к посещению занятий в творческом объединении.

Анкета для изучения мотивации воспитанников (модифицированная методика Н.Г. Лускановой). (Для воспитанников 1 года обучения).


Цель: выявление мотивации посещения творческого объединения.

педагог

Экспресс-диагностика.

Цель: выявление мотивационной направленности и интереса воспитанника к содержанию занятия.

педагог

Коммуникативные УУД


Принятие и понимание другого человека.

Диагностическая карта наблюдения «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (авт. А.М. Щетинина).

Цель: выявление проявления эмпатических реакций у воспитанников.

педагог

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Методика «Рукавички» (авт. Г.А. Цукерман).

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).


педагог и психолог


Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса и регулятивных универсальных учебных действий (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Цель: определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.

педагог

Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Диагностическая карта наблюдения за развитием учеб-но-познавательного интереса и регулятивных универсальных учебных действий (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Цель: определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.

педагог

Знаково-символические действия, моделирование.

Предметные пробы.



Цель: определение уровня развития знаково-символической функции, умения воспитанника пользоваться условными обозначениями, схемами, создавать свои схемы.

педагог

Анализ, синтез.

Предметные пробы.


Цель: выявление умения анализировать задание, свою деятельность и деятельность другого.

педагог

Регулятивные УУД

Целеполагание.

Диагностическая карта наблюдения за развитием учеб-но-познавательного интереса и регулятивных универсальных учебных действий (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Цель: определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

педагог

Планирование и прогнозирование.

Диагностическая карта наблюдения за развитием учеб-но-познавательного интереса и регулятивных универсальных учебных действий (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Цель: определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

педагог

Контроль, оценка, коррекция.

Диагностическая карта наблюдения за развитием учеб-но-познавательного интереса и регулятивных универсальных учебных действий (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Цель: определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

педагог

Волевая саморегуляция.

Диагностическая карта наблюдения для оценки волевых качеств (авт. А.И. Высоцкий).

Цель: определение уровня сформированности волевых качеств воспитанника.

педагог и психолог



















Приложение 1.

Карта фиксации результатов формирования предметных знаний по программе "Юный ремесленник".


п/п.



Уровень освоения

1



Высокий

Средний

Низкий

  1. 1

Фамилия, имя ученика.




Организация рабочего места.




Умение пользоваться инструментами: ножницами, клеем, карандашом, красками.





Владение основными приёмами работы с природным материалом, бумагой, крупой.




Знание способов перевода рисунка на основу.




Владение несложными приемами работы с соломкой.




Умение эстетическому оформлению аппликации.




Умение выстраивать правильные диалогические высказывания.




Проявление творчества и фантазии при создании работ.























Высокий уровень.

Дети данного уровня характеризуются самостоятельностью, творческой активностью, обладают свободным мышлением, прочными умениями и навыками работы над аппликациями.

Средний уровень.

Дети не достаточно самостоятельны в творческой деятельности, нуждаются в помощи педагога, дополнительных объяснениях и повторах. Приобретённые знания, умения, навыки непрочные.

Низкий уровень.

Стереотипный, непродуктивный тип мышления. Творческие способности непродуктивного характера. Приобретённые знания, умения, навыки поверхностные, слабовыраженные. УУД формируются слабо.


Приложение 2.


Комплекс упражнений физкультурных минуток для снятия утомления с мышц туловища.


Обратить внимание на позвоночник, положение головы, рук, туловища.


  1. «Поза дерева». И.п. – сидя или стоя, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Вдохнули и выдохнули, плавно подняли руки вверх (ладони внутрь), подняться всем телом (15-20 сек.). Руки медленно опустить.


  1. «Божественная поза». И.п. – стоя или сидя, руки опущены. Завести руки за спину, соединить ладони вместе. Вывернуть ладони, пальцы вверх по направлению к спине, кисти поднять как можно выше, мизинцы касаются позвоночника (20-30 сек.), вернуться в исходное положение, медленно погладить запястья.


  1. «Лебедь». И.п. – стоя или сидя, руки опущены, плечи назад. Пальцы собрали в замок за спиной, медленно руки поднять, выпрямляя (30-40 сек.), медленно вернуться в исходное положение.


  1. «Перекресток». И.п. – встать или сесть. Правую руку поднять вверх, ладонью внутрь, левую руку опустить вниз, ладонь к позвоночнику. Левую руку тянуть тыльной стороной к правой руке. Сцепить пальцы в замок (10-15 сек.). Вернуться в исходное положение, повторить упражнение, поменяв положение рук.


  1. «Поза скручивания». И.п. – сесть на стул боком, ноги вместе. Правой рукой держаться за правую сторону спинки стула. На выдохе поворачивайте туловище так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Вернуться в исходное положение, повторить упражнение с другой стороны стула.

Упражнение «Стульчик».


И.п. – встать спиной к стене. Медленно приседать. Спина, голова, таз, прижаты к стене, руки вытянуты вперед, стопы вместе (5-10 сек.). Вернуться в исходное положение.





Приложение 3.


Специальная гимнастика для глаз, разработанная МИНИ глазных болезней им. Гельмгольца.



  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5 раз.



  1. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.



  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.



  1. И.п. – поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.



  1. И.п. – сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох, следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз.



  1. И.п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на определенную точку на противоположной стене 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек., повторить 6-8 раз.



  1. И.п. – сидя, закрыв глаза. В течении 30 сек. Массировать веки кончиками указательных пальцев.



  1. И.п. – сидя или стоя быстро поморгать, затем закрыть глаза и медленно посчитать до 5. Повторить 4-5 раз.


Физкульт-паузу проводят педагоги. Она способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз, улучшает кровообращение в глазах.




Приложение 4.

Игры для мелкой моторики пальцев

(движение пальцев рук).


Игры проводятся с детьми от 7 до 12 лет, во время занятий, на физкультминутках и перед занятиями.


Мы приходим к пальцам в гости,

Пальцы строят новый дом.

Безымянный в стену гвозди,

Забивает молотком.

Палец указательный,

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно,

Он помощник капитана.

Посмотри моя ладошка,

Как веселая гармошка!

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

Наши пальцы сжались тесно,

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Это ручка – правая,

Это ручка – левая,

Я на мячик нажимаю,

И зарядку делаю,

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые!


Руки на столе, поочередно каждый палец нажимает на соответствующий кружок расположенный на столе.

Раз – кружок, два – кружок,

Раз – шажок, два – шажок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

Раз, два,три,четыре,пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца – до большого,

А потом – к мизинцу снова.




Приложение 5.

Анкета для изучения мотивации к посещению внеурочных занятий -«Юный ремесленник».

  1. Фамилия, имя (указывать не обязательно):_______________________

  2. Возраст, класс:________________________________________________

  3. Наименование творческого объединения:________________________

  4. Как долго посещает кружок: (весь год вновь прибывший):_________


Инструкция: «внимательно прочитай вопрос и отметь пункты, с которыми согласен».

  1. Нравится ли тебе заниматься в кружке юный ремесленник?

  1. Да, очень;

  2. В большей степени нравится, чем нет;

  3. Не очень;

  4. Заставляют родители посещать кружок;

  5. Хожу за компанию с друзьями.

  1. Что привлекает тебя на занятиях юный ремесленник?

  1. Интересное преподавание материала педагогом и интересно наблюдать за техникой педагога;

  2. Нравится изготавливать аппликации;

  3. Интересно узнать и овладеть приемами и способами работы с природным материалом, крупой, соломой, цветной бумагой.

  4. Интересно общаться с педагогом;

  5. Интересно общаться с ребятами на занятиях.

  1. Посещение занятий полезно для меня потому, что…

  1. Помогает мне создавать оригинальные аппликации;

  2. Полученные навыки могут пригодиться в дальнейшей жизни;

  3. Полученные знания и навыки я использую в каждодневных ситуациях;

  4. Делает меня лучше, сильнее, умнее, организованнее (нужно подчеркнуть);

  5. Делает меня более привлекательным для сверстников.

  1. На занятиях я предпочитаю:

  1. Получать новые знания по истории декоративно-прикладного искусства;

  2. Изготовлять аппликации то что мне нравится;

  3. Изучать новые приемы и техники работы с материалами;

  4. Работать над выполнением группового задания.










Приложение 6.

Бланк фиксации результатов выбора воспитанниками, уровень самооценки.


Список воспитанников

Первый вопрос, № ступеньки

Второй вопрос, № ступеньки

Третий вопрос, № ступеньки

Уровень самооценки соответствие

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






11






12






13






14






15






16






17






18






19














Приложение 7.

Методика «Рукавички» (авт. Г.А. Цукерман).

Предлагаемая методика используется для изучения у воспитанников творческого объединения умения планировать учебное сотрудничество с детьми, посещающими творческое объединение.

Полученные результаты могут быть использованы педагогом как непосредственная основа для обобщения и оценки сформированности у воспитанников коммуникативных умений и для внесения корректив в свою педагогическую деятельность.

Цель: выявление коммуникативных действий у воспитанников по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества / кооперации.

Процедура проведения: Дети делятся на пары. Каждому воспитаннику в паре дается по одному изображению рукавички (левую и правую). Педагог просит детей украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Воспитанники могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара воспитанников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Инструкция: Педагог говорит детям: «Сейчас Вам необходимо разделиться на пары. Каждая пара получит по одной паре рукавичек, у одного человека из пары будет правая рукавичка, а у другого - левая. Вам необходимо раскрасить их так, чтобы узор на рукавичках был одинаковый».

Оценка результатов: Результаты выполнения задания оцениваются по следующим критериям:

Критерии оценивания:

1. Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

2. Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

3. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

4. Взаимопомощь по ходу рисования;

5. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни сформированности:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Воспитанники не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Бланк.

Бланк фиксации результатов проявления коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества / кооперации у воспитанников творческого объединения.


Список воспитанников

Критерии оценивания

Уровни сформированности

1

2

3

4

5


1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








13








14








15








16








17














Приложение 8.

Диагностическая карта наблюдения «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у воспитанников творческого объединения» (авт. А.М. Щетинина).

Карта наблюдения предназначена для изучения качественных характеристик проявления эмпатических реакций и поведения у воспитанников творческого объединения.

Карта наблюдения включает в себя бланк с описанием эмпатических реакций и поведения (бланк 1) и общий бланк проявления типов эмпатии у воспитанников творческого объединения.

Полученные результаты наблюдения могут быть использованы педагогом как непосредственная основа для обобщения и определения типов эмпатии у воспитанников и для внесения корректив в свою педагогическую деятельность.

Цель: выявление проявления эмпатических реакций у воспитанников творческого объединения.

Процедура проведения: Педагог оценивает проявления у каждого воспитанника эмпатических реакций и поведения и фиксирует результат в бланке 1, где степень выраженности каждого параметра оценивается как: часто проявляется, иногда или никогда. После заполнения бланка 1 на каждого воспитанника выводится общий балл и определяется тип эмпатии воспитанника (бланк 2).

Инструкция для педагога: Перед Вами бланк 1 с 12-ю пунктами, в которых описаны те или иные проявления эмпатических реакций и поведения. Вам необходимо, основываясь на результатах систематического наблюдения за поведением каждого воспитанника Вашего творческого объединения, оценить степень выраженности всех параметров и зафиксировать в бланке 1.

Количественная и качественная оценка результатов: Оценка силы проявления каждого из выделенных характеристик у воспитанников производится по следующим критериям:

1. Если поведение воспитанника часто соответствует поведению, описанному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений ему ставится 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла.

2. Если обозначенные в пунктах 1, 5, 9, 12 формы поведения проявляются у воспитанника иногда, то ему ставится 5 баллов в каждом пункте.

3. Если поведение воспитанника часто соответствует поведению, описанному в пунктах 4, 6, 7, 8, то за них воспитаннику ставят 4 балла.

4. Если обозначенные в пунктах 4, 6, 7, 8 формы поведения проявляются у воспитанника иногда, то ему ставится 3 балла в каждом пункте.

5. Если поведение воспитанника часто соответствует поведению, описанному в пунктах 2, 3, 10, 11, то ему ставится 2 балла в каждом пункте.

6. Если обозначенные в пунктах 2, 3, 10, 11 формы поведения проявляются у воспитанника иногда, то ему ставится 1 балл в каждом пункте.

7. Если воспитанник никогда не проявляет указанных проявлений в поведении в любом из выделенных пунктов, то ставится 0 баллов.

Баллы подсчитываются и выводится общий балл.

Гуманистический тип эмпатии (от 20 до 24 баллов) — воспитанник проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним. Активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого.

Смешенный тип эмпатии (от 17 до 19 баллов) — у воспитанника проявляются реакции и поведение характерные как для гуманистического типа эмпатии, так и для эгоцентрического типа.

Эгоцентрический тип эмпатии (от 12 до 16 баллов) — воспитанник пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживание другого, но при этом, например, говорит: «А я не плачу никогда…» и т. п. Он стремится получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому.

Если балл воспитанника колеблется в пределах 11, то можно предположить, что у него развитие эмпатии идет по эгоцентрическому типу.

Слабо выраженная эмпатия (от 1 до 8 баллов) — воспитанник не проявляет интереса к эмоциональному состоянию другого, слабо реагирует на его переживания и совершает эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого.





Бланк

Бланк фиксации характера проявления эмпатических реакций и поведения у воспитанников творческого объединения.


Проявление эмпатических реакций и поведения

Часто

Иногда

Никогда

1

Проявляет интерес к эмоциональному поведению других.




2

Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние.




3

Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.




4

Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого.




5

Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им.




6

Реагирует на переживания другого, говоря при этом: «А я не плачу», «А у меня тоже», «А мне тоже..?»




7

«Изображает» сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.




8

Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому.




9

Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.).




10

Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.




11

Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).




12

Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.







Приложение 9.

Беседа с воспитанниками о значении посещения занятий в кружке.

Беседа с воспитанниками направлена на выявление значимости для воспитанника полученных на занятиях в кружке знаний, умений и навыков и возможности их применения ребенком в других ситуациях (действия смыслообразования).

Полученные результаты беседы могут быть использованы педагогом как непосредственная основа для обобщения и оценки смыслообразующих мотивов воспитанников и для внесения корректив в свою педагогическую деятельность.

Цель: выявление смыслообразующих мотивов у воспитанников.

Процедура проведения: Беседа с воспитанниками проводится индивидуально. Воспитаннику задаются 3 вопроса, однако их формулировка и порядок могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей опрашиваемого. Ответы воспитанников фиксируются в бланке.

Беседа с воспитанниками проводится 1 раз в год (в конце учебного года). Данная анкета позволяет подвести итог, выявить смыслообразующие мотивы воспитанников, возможность применения полученных знаний в других видах деятельности.

Инструкция: Педагог говорить воспитаннику: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты постараешься на них ответить».

Оценка результатов: Ответы воспитанников фиксируются в бланке, который позволит составить общее представление о смыслообразующих мотивах воспитанников творческого объединения, их намерений. Данные беседы можно сопоставить с полученными данными анкеты, направленной на изучение мотивации воспитанников (модифицированная методика Н.Г. Лускановой).

Вопросы беседы.

1. Как ты думаешь, в каких ситуациях знания, полученные в кружке, тебе могут пригодиться?

2. Ты часто применяешь знания, полученные на занятиях в кружке?

3. Ты хотел бы научить других детей тому, чему ты научился на занятиях в кружке?

4. Что тебе больше всего нравится делать на занятиях в кружке.













Бланк.

Бланк фиксации ответов воспитанников творческого объединения.


Список воспитанников

Ответы воспитанников на вопросы


1

2

3

4

1






2






3






4
























Приложение 10.

Диагностическая карта наблюдения за развитием

учебно-познавательного интереса (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса (далее карта наблюдения) предназначена для изучения качественных характеристик заявленного параметров.

Карта наблюдения включает в себя таблицу с описанием диагностических признаков уровня сформированности у воспитанников учебно-познавательного интереса (таблица 1) и бланк фиксации результатов (бланк 1).

Полученные результаты наблюдения могут быть использованы педагогом как непосредственная основа для обобщения и оценки сформированности учебно-познавательного интереса и для внесения корректив в свою педагогическую деятельность.

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Процедура проведения:

Педагог фиксирует результаты наблюдения в бланке 1 в течение учебного года. Системное наблюдение в течение учебного года (педагог может фиксировать результаты не ежемесячно, а, например, 1 раз в 2 месяца), что позволит обобщить эти данные и выявить общий результат наблюдения (бланк 1). Первичные результаты заносятся в общий бланк по прошествии 1-2 месяцев от начала занятий. В бланке выставляется уровень сформированности учебно-познавательного интереса, определяемый по представленным в таблице 1 диагностическим признакам. Итоговый результат фиксируется в бланке в конце учебного года.

Анализ динамики развития учебно-познавательного интереса позволяет сделать вывод об эффективности процесса обучения. При анализе результатов наблюдения следует обращать внимание не только на индивидуальные результаты воспитанников, но и на групповую динамику.

Результаты могут быть представлены в виде диаграмм.

Инструкция для педагога: Перед Вами таблица с качественными характеристиками учебно-познавательного интереса, разбитыми на 6 уровней. Вам необходимо, основываясь на результатах систематического наблюдения за поведением каждого воспитанника Вашего творческого объединения и знаниях о том, что и как он делает в условиях выполнения самостоятельной работы на занятии по Вашему предмету, отметить те признаки, которые непосредственно характерны для каждого воспитанника.

Для этого предлагается использовать выделенные в таблице 1 основные и дополнительные диагностические признаки.

Оценка сформированности учебно-познавательного интереса:

уровень 1 — у воспитанника не сформирован учебно-познавательный интерес;

уровни 2 — у воспитанников учебно-познавательный интерес сформирован на очень низком уровне;

уровень 3 — у воспитанников учебно-познавательный интерес сформирован на низком уровне;

уровень 4 — у воспитанников удовлетворительный (средний) уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

уровень 5 — у воспитанников высокий уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

уровень 6 — у воспитанников очень высокий уровень сформированности учебно-познавательного интереса.

Таблица 1

Уровни

Основной диагностический признак

Дополнительный диагностический признак


Уровень сформированности учебно-познавательного интереса

1. Отсутствие интереса.

Интерес к занятиям практически не обнаруживается. Исключение составляет реакция на яркий, необычный материал.

Безразличное или негативное отношение к выполнению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну.

Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не к теории.

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет.

3. Любопытство.

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам выполнения.

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто,

включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает.

4. Ситуативный учебный интерес.

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач).

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается.

5. Устойчивый

учебно-познавательный интерес.

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.

6. Обобщенный

учебно-познавательный интерес.

Интерес возникает

независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентируется на общие способы решения системы задач.

Интерес - постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную

информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.
















Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Юный ремесленник»
  • Начальные классы
Описание:

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный ремесленник"

Контингент воспитанников:

учащиеся 1-3 классов.

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Иноземцева Т.А., педагог дополнительного образования первой квалификационной категоии МБУДО "Центра детского творчества" г.Оренбурга

Консультант:

Гнездилова О.А., методист МБУДО "Центра детского творчества" г.Оренбурга

Автор Иноземцева Татьяна Александровна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1535
Номер материала 59356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓