Главная / Математика / Дополнительная образовательная программа "Математические ступеньки"

Дополнительная образовательная программа "Математические ступеньки"

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр эстетического воспитания детей “Творчество”





Утверждена

На заседании методического совета

«___»_________20 г.

Директор ЦЭВД «Творчество»

______________ М.И. ХОСОНОВА









«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ






Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год




СОСТАВИТЕЛЬ:

Базарова Любовь Борисовна,

педагог дополнительного

образования











Пояснительная записка

Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.


Вид программы

Модифицированная


Актуальность дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки».

Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 6-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

Новизна дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.


Занятия по программе «Математические ступеньки» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.



Цель программы:

формирование и развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и умений.


Задачи программы:


обучающие:

- учить практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации, преобразования;

- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;

- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;


развивающие:

- развивать внимание, речь, память, воображение;

- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;

- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;


воспитывающие:

- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.


На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы обучения.

На занятиях применяются методические приемы: проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах.


Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Математические ступени» рассчитана на детей 6-7 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.

Формы и режим занятий

Обучение ведется на занятиях, продолжительность которых составляет 1 час

2 раза в неделю.


Методическое обеспечение

Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 6–7 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, от простого к сложному, прочности овладения знаниями и умениями.

Занятия проводятся по группам, индивидуально. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Большую часть программы занимает практическая часть. Она проходит в форме упражнений, творческих заданий и практических работ.

Усвоение программы проверяется первичным, промежуточным и итоговым контролем.


Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются:

словесные (рассказ-объяснение, беседа, сказка);

наглядные (демонстрация приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);

практические (выполнение упражнений, приобретение навыков).


Техническое оснащение занятий включает в себя:

Учебный кабинет для занятий.

Доска рабочая;

Рабочие столы, стулья;

Материалы, инструменты, приспособления, необходимые для занятия: демонстрационный материал, касса цифр, наборное полотно. Картинки, игрушки, таблицы, набор геометрических фигур. Модель часов, календарь, счетные палочки, весы. Мерки для измерения длины. Цветные карандаши.


Организационные формы работы на занятиях определяются в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, звеньевая, работа в парах и индивидуальная.


Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, использование различных праздников.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами.


Завершением курса обучения является итоговое занятие, призванное показать достижения детей.


Оздоровительные технологии

Организация образовательного процесса направлена на здоровьесберегающие технологии. Педагогом проводятся физкультурные минутки, пальчиковые игры, беседы и спортивные и подвижные игры на переменах.






























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


занятия

Наименование темы

Количество часов

1-5

Свойство предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

5

6-8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

9

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

10

Пространственные отношения: на, над, под.

1

11-12

Пространственные отношения: справа, слева

2

13

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания 9 (на наглядном материале)

1

14

Пространственные отношения: между, посередине.

1

15

Взаимосвязь между целым и частью. Представление один – много.

1

16

Число и цифра 1.

1

17

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

18

Число 2 и цифра 2. Пара.

1

19

Представление о точке и линии.

1

20

Представление о точке и луче.

1

21

Число 3 и цифра 3.

1

22

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

23

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

1

24

Число 4 и цифра 4.

1

25

Представление об углах и видах углов.

1

26

Представление о числовом отрезке.

1

27

Число5 и цифра 5.

1

28

Пространственные отношения: впереди, сзади

1

29-30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше

2

31

Временные отношения: раньше, позже.

1

32-35

Повторение.

4

36-37

Числа от 1 до 5

2

38-39

Число 6 и цифра 6.

2

40-43

Пространственные отношения: длиннее, короче.

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

44-46

Число 7 и цифра 7.

3

47-49

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

3

50-52

Число 8 и цифра 8.

3

53-54

Представление об объеме (вместимости). Сравнение объема.

2

55-57

Число 9 и цифра 9.

3

58-59

Представление о площади.

2

60-61

Число 0 и цифра 0.

2

62

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

63

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

1

64

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

1

65

Работа с таблицами.

1

66-69

Закрепление.

4

70-71

Повторение.

2

72

Итоговое занятие.

1


Всего:

72










































ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

от реализации программы «Математические ступеньки»

обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 10;

  • цифры от 1 до 10;

  • знаки +, -, =, больше, меньше; Состав чисел первого десятка;

  • названия и обозначение действий сложения и вычитания;

  • таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;


обучающиеся должны уметь:

  • считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;

  • называть числа в прямом и обратном порядке;

  • находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 10;

  • решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного;

  • правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;

  • знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям;

  • измерять длину предметов с помощью линейки;

  • ориентировать в пространстве и во времени;





Литература

  1. Володина Н. В. Считаю и решаю М. 2009 г.- 96с.

  2. Вся школьная программа. Математика. М. 2007г.-100с.

  3. Вся школьная программа. Тесты М. 2008 г.-130с.

  4. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа М. 1982 г.- 68с.

  5. Герасимова А. Тесты для подготовки к школе М. 2004 г.-100с.

  6. В.Г. Житомирский, А.Н. Щеврин Геометрия для малышей М.1978 г.-90с.

  7. В.Г. Житомирский, А.Н. Щеврин Математическая азбука М. 1980г.-130с.

  8. Петерсон Л.Г., Хомена Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька Ч.1,2. М.2009г.-64с.

  9. Тарунтаева Г.В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М. 1980г.- 90с.

  10. Чуб Н. В. Готовимся к школе Большая книга заданий и упражнений ООО Книжный клуб. 2012 г – 144с.


г. Владикавказ, 2015

Дополнительная образовательная программа "Математические ступеньки"
  • Математика
Описание:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр эстетического воспитания детей “Творчество”


Утверждена

На заседании методического совета

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ

Срок реализации программы: 1 год

СОСТАВИТЕЛЬ:

Базарова Любовь Борисовна,

педагог дополнительного

образования


Пояснительная записка

Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Вид программы

Модифицированная

Актуальность дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки».

Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 6-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

Новизна дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Занятия по программе «Математические ступеньки» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Цель программы:

формирование и развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и умений.

Задачи программы:

обучающие:

- учить практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации, преобразования;

- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;

- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

развивающие:

- развивать внимание, речь, память, воображение;

- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;

- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;

воспитывающие:

- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы обучения.

На занятиях применяются методические приемы: проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах.

Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Математические ступени» рассчитана на детей 6-7 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.

Формы и режим занятий

Обучение ведется на занятиях, продолжительность которых составляет 1 час

2 раза в неделю.

Методическое обеспечение

Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 6–7 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, от простого к сложному, прочности овладения знаниями и умениями.

Занятия проводятся по группам, индивидуально. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Большую часть программы занимает практическая часть. Она проходит в форме упражнений, творческих заданий и практических работ.

Усвоение программы проверяется первичным, промежуточным и итоговым контролем.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются:

словесные (рассказ-объяснение, беседа, сказка);

наглядные (демонстрация приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);

практические (выполнение упражнений, приобретение навыков).

Техническое оснащение занятий включает в себя:

Учебный кабинет для занятий.

Доска рабочая;

Рабочие столы, стулья;

Материалы, инструменты, приспособления, необходимые для занятия: демонстрационный материал, касса цифр, наборное полотно. Картинки, игрушки, таблицы, набор геометрических фигур. Модель часов, календарь, счетные палочки, весы. Мерки для измерения длины. Цветные карандаши.

Организационные формы работы на занятиях определяются в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, звеньевая, работа в парах и индивидуальная.

Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, использование различных праздников.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

Завершением курса обучения является итоговое занятие, призванное показать достижения детей.

Оздоровительные технологии

Организация образовательного процесса направлена на здоровьесберегающие технологии. Педагогом проводятся физкультурные минутки, пальчиковые игры, беседы и спортивные и подвижные игры на переменах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятия

Наименование темы

Количество часов

1-5

Свойство предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

5

6-8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

9

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

10

Пространственные отношения: на, над, под.

1

11-12

Пространственные отношения: справа, слева

2

13

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания 9 (на наглядном материале)

1

14

Пространственные отношения: между, посередине.

1

15

Взаимосвязь между целым и частью. Представление один – много.

1

16

Число и цифра 1.

1

17

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

18

Число 2 и цифра 2. Пара.

1

19

Представление о точке и линии.

1

20

Представление о точке и луче.

1

21

Число 3 и цифра 3.

1

22

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

23

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

1

24

Число 4 и цифра 4.

1

25

Представление об углах и видах углов.

1

26

Представление о числовом отрезке.

1

27

Число5 и цифра 5.

1

28

Пространственные отношения: впереди, сзади

1

29-30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше

2

31

Временные отношения: раньше, позже.

1

32-35

Повторение.

4

36-37

Числа от 1 до 5

2

38-39

Число 6 и цифра 6.

2

40-43

Пространственные отношения: длиннее, короче.

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

44-46

Число 7 и цифра 7.

3

47-49

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

3

50-52

Число 8 и цифра 8.

3

53-54

Представление об объеме (вместимости). Сравнение объема.

2

55-57

Число 9 и цифра 9.

3

58-59

Представление о площади.

2

60-61

Число 0 и цифра 0.

2

62

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

63

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

1

64

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

1

65

Работа с таблицами.

1

66-69

Закрепление.

4

70-71

Повторение.

2

72

Итоговое занятие.

1

Всего:

72

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

от реализации программы «Математические ступеньки»

обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 10;
  • цифры от 1 до 10;
  • знаки +, -, =, больше, меньше; Состав чисел первого десятка;
  • названия и обозначение действий сложения и вычитания;
  • таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;

обучающиеся должны уметь:

  • считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 10;
  • решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного;
  • правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;
  • знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям;
  • измерять длину предметов с помощью линейки;
  • ориентировать в пространстве и во времени;

Литература

1.Володина Н. В. Считаю и решаю М. 2009 г.- 96с.

2.Вся школьная программа. Математика. М. 2007г.-100с.

3.Вся школьная программа. Тесты М. 2008 г.-130с.

4.Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа М. 1982 г.- 68с.

5.Герасимова А. Тесты для подготовки к школе М. 2004 г.-100с.

6.В.Г. Житомирский, А.Н. Щеврин Геометрия для малышей М.1978 г.-90с.

7.В.Г. Житомирский, А.Н. Щеврин Математическая азбука М. 1980г.-130с.

8.Петерсон Л.Г., Хомена Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька Ч.1,2. М.2009г.-64с.

9.Тарунтаева Г.В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М. 1980г.- 90с.

10.Чуб Н. В. Готовимся к школе Большая книга заданий и упражнений ООО Книжный клуб. 2012 г – 144с.

Автор Базарова Любовь Борисовна
Дата добавления 28.01.2016
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 584
Номер материала MA-064226
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓