Главная / Физкультура / Домашние задания по физическому воспитанию: особенности, содержание, контроль.

Домашние задания по физическому воспитанию: особенности, содержание, контроль.

«Домашние задания по физическому воспитанию: особенности, содержание, контроль.»

Одна из важнейших задач предмета «Физическая культура»– содействие внедрению физической культуры в режим дня учащихся.

Формирующиеся на уроках физической культуры двигательные навыки и умения учащихся нуждаются в дальнейшем совершенствовании путем самостоятельной работы дома, способствующей разумному использованию свободного времени и сочетанию умственной и физической деятельности.

Cамостоятельная творческая деятельность может эффективно осуществляться только в том случае, если учащийся ясно представляет себе цель задания и может выполнить намеченные действия, контролировать и оценивать их.

Как показывает опыт, заметные результаты имеются при активном и систематическом выполнении домашнего задания.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, способствует лучшему усвоению учебного материала по физическому воспитанию, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Занятия проводятся во внеучебное время по заданию преподавателей при оказании им консультативной и методической помощи.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Подчеркивается основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Выполнение домашнего задания – одна их форм самостоятельной работы, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны преподавателя.

Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом.

Очень важно стараться сообщать учащимся нужные сведения на уроках физкультуры в паузах между упражнениями, в процессе упражнений, делить темы на части, соединяя каждое сообщение с непосредственным практическим использованием полученных знаний. Таким образом, за счет уплотнения учебной деятельности на уроке можно передать нужную информацию без излишней траты времени.

Система домашних заданий позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому занимающемуся.

В содержание домашних заданий должны входить упражнения или комплекс упражнений с учетом разностороннего воздействия на организм: укрепление основных мышечных групп, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развитие общей выносливости.

Важно научить учащихся упражняться самостоятельно, определяя нагрузку по силам и подготовленности.

Очень важно обучать учащихся закономерностям движений, типичным способам решения двигательных задач. Вся сущность этой методики заключается в том, что усвоение этих закономерностей должно происходить не в форме теоретических рассуждений, а организации выполнения конкретных действий, упражнений. Постепенно создавая условия, при которых поступает своевременная информация о выполнении задания, преподаватель отходит на второй план, а учащиеся сами контролируют и оценивают свои действия.

Из практики известно, что остро ощущается дефицит урочного времени при проведении занятий с группами, в которых в плане развития основных физических качеств несколько ребят находятся на очень низком уровне. А в последнее время число таких учащихся из года в год увеличивается. По настоящему «нагрузить» их на уроках практически невозможно. Они почти ничего не умеют делать, к тому же их неуклюжие движения вызывают смех, что еще больше затрудняет организацию учебного процесса, требует повышенного внимания со стороны педагога.

Возникает вопрос: как стимулировать активность «слабеньких», которые не хотят быть смешными в глазах товарищей? В подобных случаях найти выход их трудного положения помогут индивидуальные самостоятельные домашние занятия по выполнению задания учителя.

Дозировка упражнений домашних заданий определяется с учетом нормативных требований, которые предъявляет учебная программа к учащимся разного возраста, их состояния здоровья, показателей физического развития и двигательной подготовленности

Все задания на дом учащиеся получают только после прочного усвоения упражнений на уроке. О заданиях обязательно напоминается в заключительной части урока. Практический опыт показывает, что для формирования навыков и умений необходимы постоянные и многократные упражнения. На уроках учащиеся закрепляют понятия и приобретают навыки, в процессе выполнения домашних заданий закрепляют их.

Систематическое выполнение домашних заданий на протяжении учебного года позволяет значительно активизировать двигательную активность учащихся, создает непрерывность в занятиях, помогает большинству справиться без особого труда с выполнением контрольных нормативов.

В подтверждение сказанному результаты наблюдений из собственной практики на протяжении нескольких лет.

Так, при внедрении домашних заданий с начала обучения студентов в техникуме, т.е. с момента поступления на 1 курс учебного заведения и поддержания системы заданий на протяжении 4-х лет обучения, были получены следующие результаты как среди тех студентов, которые охотно выполняли задания, так и среди тех, кто считался отстающим.

Результаты видны из следующей таблицы:

Отстающие

----------------

бег 100 м подтягивание

1курс 2 к 3к 4к 1к 2 к 3к 4к

Клишин Е. 15,6 14,5 14,0 13,7 4 6 9 12

Комаров К 15,8 14,6 14,0 13,7 2 5 8 12

Осипов М. 16,5 15,0 14,2 13,9 3 6 9 10



Успевающие

-----------------

Гусев М. 13,0 12,7 12,6 12,4 12 15 16 18

Шумилин П. 14,6 14,2 13,4 12,9 8 9 14 18

Юрлов А. 13,0 12,8 12,6 12,4 10 14 16 19

Как показывает опыт, при подборе средств для домашних заданий важно учитывать изменения с возрастом уровня физической подготовленности, (причем не всегда в сторону улучшения), больше внимания уделять дифференцированному (особенно по полу) и индивидуальному подходу.

Известно, что в любом воспитательном процессе используются мотивы деятельности и соответствующие стимулы. В программу формирования таких мотивов, включая как первокурсников, так и старшие курсы, можно порекомендовать ввести в первую очередь, осознанное отношение к предстоящей службе в Вооруженных Силах, трудовому участию, желание

стать сильным, стремление к общественному признанию, у девочек – будущих матерей – рождение здорового ребенка и т.д.

В качестве стимулов выступают: коллективное признание личных успехов, положительные изменения личных достижений, поощрение преподавателя и классного руководителя, престижное положение в коллективе, доверие преподавателя в оказании помощи по различным вопросам.

В организации данного воспитательного процесса могут быть реализованы такие формы и приемы как: краткие беседы в процессе урока и в свободное время (групповые и индивидуальные) о постепенности и регулярности нагрузок, пропаганда положительных примеров из биографий выдающихся спортсменов, организация взаимопомощи, взаимоконтроля и самоконтроля деятельности в дневнике, постановка и реализация личных и коллективных целей, поощрение старательности студентов, помощь классных руководителей и родителей, матчевые встречи со студентами других курсов и между отделениями, со студентами других учебных заведений, гласность в достижении результатов

Для того, чтобы предотвратить нежелательное отрицательное влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями ( возможное переутомление вследствие чрезмерной нагрузки), а также обеспечить необходимый контроль со стороны педагога, целесообразно использовать методы самоконтроля – систематического наблюдения учащимися за изменениями своего здоровья, физической подготовленности.

Учет содержания нагрузки и режима занятий, анализ динамики результатов и роста тренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут педагогу оценить правильность режима тренировочных занятий, своевременно устранить отрицательное влияние чрезмерных нагрузок.

Контроль за выполнением заданного на дом, проверка домашних заданий - существенный и действенный канал, связывающий домашнюю работу и работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно- воспитательный процесс. Контроль за выполнением домашних заданий осуществляется как на уроках, так и на массовых соревнованиях, таких как Спартакиада «Новичок», осенний и весенний кроссы, Спартакиада по легкой атлетике, посвященная Дню Победы, День Здоровья и др.

Бесспорно, для организации домашних заданий, самостоятельной деятельности учащихся потребуется на первых порах немало времени. Зато, в дальнейшем, когда они овладеют соответствующими знаниями и умениями, задачи физического воспитания будут решаться заметно эффективнее.

(А.М. Шевелёв. Преподаватель физической культуры ГОБУ СПО ВО «ВСХТ»).






Домашние задания по физическому воспитанию: особенности, содержание, контроль.
  • Физкультура
Описание:

Домашние задания по физическому воспитанию: особенности, содержание, контроль.»

 Одна из важнейших задач предмета «Физическая культура»– содействие внедрению физической культуры в режим дня учащихся.

 Формирующиеся на уроках физической культуры двигательные навыки  и умения учащихся нуждаются в дальнейшем совершенствовании путем самостоятельной работы дома, способствующей разумному использованию свободного времени и сочетанию умственной и физической деятельности.

Cамостоятельная творческая деятельность может эффективно осуществляться только в том случае, если учащийся ясно представляет себе цель задания и может выполнить намеченные  действия, контролировать и оценивать их.

Как показывает опыт, заметные  результаты имеются при активном и систематическом выполнении домашнего задания.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом,  позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями,  способствует лучшему усвоению учебного материала  по  физическому воспитанию, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Занятия проводятся во внеучебное время по заданию преподавателей при оказании им консультативной и методической помощи.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Подчеркивается основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Выполнение домашнего задания – одна их форм самостоятельной работы, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны преподавателя.

Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом.

         Очень важно стараться сообщать учащимся нужные сведения на уроках физкультуры в паузах между упражнениями, в процессе упражнений, делить темы на части, соединяя каждое сообщение с непосредственным практическим  использованием полученных знаний. Таким образом,  за счет уплотнения учебной деятельности на уроке можно передать нужную информацию без излишней траты времени.

        

          Система домашних заданий позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому занимающемуся.

        В содержание домашних заданий должны входить упражнения или комплекс упражнений с учетом разностороннего воздействия на  организм: укрепление основных мышечных групп, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развитие общей выносливости.

Важно научить учащихся упражняться самостоятельно, определяя нагрузку по силам и подготовленности.

           Очень важно обучать учащихся закономерностям движений, типичным способам решения двигательных задач. Вся сущность этой методики заключается в том, что усвоение этих закономерностей должно происходить не в форме теоретических рассуждений, а организации выполнения конкретных действий, упражнений. Постепенно создавая условия, при которых поступает своевременная информация о выполнении задания, преподаватель отходит на второй план, а учащиеся сами контролируют и оценивают свои действия.

        Из практики известно, что остро ощущается дефицит урочного времени при проведении  занятий с группами, в которых в плане развития основных физических качеств несколько ребят находятся на очень низком уровне. А в последнее время число таких учащихся из года в год увеличивается. По настоящему  «нагрузить» их на уроках практически невозможно. Они почти ничего не умеют делать, к тому же их неуклюжие движения вызывают смех, что еще больше затрудняет организацию учебного процесса, требует повышенного внимания со стороны педагога.

Возникает вопрос: как стимулировать  активность «слабеньких», которые не хотят быть смешными в глазах товарищей? В подобных случаях найти выход их трудного положения помогут индивидуальные самостоятельные домашние занятия по выполнению задания учителя.

Дозировка упражнений  домашних заданий определяется с учетом нормативных требований, которые предъявляет учебная программа к учащимся разного  возраста, их состояния здоровья, показателей физического развития и двигательной подготовленности

Все задания на дом учащиеся получают только после прочного усвоения  упражнений на уроке. О заданиях обязательно напоминается в заключительной части урока. Практический опыт показывает, что для формирования навыков и умений необходимы постоянные и многократные упражнения. На уроках учащиеся закрепляют понятия и приобретают навыки,  в процессе выполнения  домашних заданий закрепляют их.  

        Систематическое выполнение домашних заданий на протяжении учебного года позволяет значительно активизировать двигательную активность учащихся, создает непрерывность в занятиях, помогает большинству справиться без особого труда с выполнением контрольных нормативов.

        В подтверждение сказанному результаты наблюдений  из собственной практики  на протяжении  нескольких лет.

       Так, при внедрении домашних заданий с начала обучения студентов в техникуме, т.е. с момента поступления на 1 курс учебного заведения и поддержания системы заданий на протяжении  4-х  лет  обучения, были получены следующие результаты как среди  тех студентов, которые охотно выполняли задания, так и среди тех, кто считался отстающим.

       Результаты видны из следующей таблицы:

  Отстающие---------------

                            бег     100 м                                             подтягивание

                     1курс    2 к                                     1курс      2 к               

Клишин Е.        15,6    14,5   14,0    13,7                            4              6         9        12

Комаров К     15,8   14,6   14,0    13,7                          2             5         8        12 

Осипов М.     16,5    15,0   14,2   13,9                          3          6         9        10

 

 

Успевающие

-----------------

Гусев М.        13,0    12,7    12,6     12,4                       12          15        16       18  

Шумилин П.  14,6    14,2    13,4     12,9                       8             9         14       18

Юрлов А.       13,0    12,8    12,6     12,4                       10           14        16      19

      Как показывает опыт, при подборе средств для домашних заданий важно учитывать изменения с возрастом уровня физической подготовленности, (причем не всегда в сторону улучшения), больше внимания уделять дифференцированному (особенно по полу) и индивидуальному подходу.

        Известно, что в любом воспитательном процессе используются мотивы деятельности и соответствующие стимулы. В программу формирования таких мотивов, включая как первокурсников, так и старшие курсы, можно порекомендовать  ввести в первую очередь, осознанное отношение к предстоящей службе в Вооруженных Силах, трудовому участию, желание      

стать сильным, стремление к общественному признанию, у девочек – будущих матерей – рождение здорового ребенка и т.д.

       В качестве стимулов  выступают: коллективное признание  личных успехов, положительные изменения личных достижений, поощрение  преподавателя и классного руководителя, престижное положение в коллективе, доверие преподавателя в оказании помощи по различным вопросам.

       В организации  данного воспитательного  процесса  могут быть реализованы такие формы и приемы как: краткие беседы в процессе урока и в свободное время (групповые и индивидуальные) о постепенности и регулярности нагрузок, пропаганда положительных примеров из биографий выдающихся спортсменов, организация взаимопомощи, взаимоконтроля и самоконтроля  деятельности в дневнике,  постановка и реализация личных и коллективных целей, поощрение  старательности  студентов, помощь классных руководителей и родителей, матчевые встречи со студентами других курсов и между отделениями, со студентами других учебных заведений, гласность в достижении  результатов

      Для того, чтобы предотвратить нежелательное отрицательное влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями ( возможное переутомление вследствие чрезмерной нагрузки), а также обеспечить необходимый контроль со стороны педагога, целесообразно использовать  методы самоконтроля – систематического наблюдения учащимися за изменениями своего здоровья, физической подготовленности.

       Учет содержания нагрузки и режима занятий, анализ динамики результатов и роста тренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут педагогу оценить правильность режима тренировочных занятий, своевременно устранить отрицательное влияние чрезмерных  нагрузок.                         

      Контроль за выполнением заданного на дом, проверка домашних заданий - существенный и действенный канал, связывающий домашнюю работу и работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно- воспитательный процесс. Контроль за выполнением домашних заданий осуществляется как на уроках, так и на массовых соревнованиях, таких как Спартакиада «Новичок», осенний и весенний кроссы, Спартакиада по легкой атлетике, посвященная Дню Победы, День Здоровья  и др.       

        Бесспорно, для организации домашних заданий, самостоятельной деятельности учащихся потребуется на первых порах немало времени. Зато, в дальнейшем, когда они овладеют соответствующими знаниями и умениями, задачи физического воспитания будут решаться заметно эффективнее.    

          (А.М. Шевелёв. Преподаватель физической культуры ГОБУ СПО  ВО «ВСХТ»).

 

 

 

 

 

Автор Шевелев Александр Михайлович
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 979
Номер материала 12151
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓