Главная / История / ДОКЛАД«УРОК 21 ВЕКА. ОТ КАЧЕСТВА УРОКА К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ»

ДОКЛАД«УРОК 21 ВЕКА. ОТ КАЧЕСТВА УРОКА К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ»

Тоцкий районный отдел образования

Секция учителей истории












Доклад:

«Урок 21 века. От качества урока к качеству образования»





Подготовил: Говоров С.В.,

учитель истории и обществознания

МОУ «Погроминская СОШ»










С. Тоцкое

Урок в школе по-прежнему остается главным звеном образовательной системы. Но прежде чем говорить о нем, необходимо выделить цели изучения истории:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, --расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философскоисторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.


Достижению этих целей должно способствовать использование на уроках следующих образовательных технологий.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных к развитию следующих умений и навыков: умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Эти навыки формируют и развивают педагогические технологии, которые учат, как вырабатывать активную, деятельную позицию. К таким технологиям относится и ученическое исследование.
Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в старших классах школы, т.к., во-первых, ученики уже обладают определённым набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, работы с источниковой базой, самостоятельным мышлением); во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием; в-третьих, учащиеся перед поступлением в высшее учебное заведение имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и чётко формулировать свои мысли, знают, как использовать научный аппарат и т.д.
Упомянем о немаловажной проблеме — социализации учащихся. В ходе исследовательской работы они приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми. Это происходит и во время поиска материала, и особенно при его публичной защите, когда ученик должен представить результаты своей работы, привести аргументы в пользу своей точки зрения, вести дискуссию, грамотно излагать свои мысли, принимать во внимание мнение оппонента, избегать конфликтных ситуаций.

Необратимая информатизация всей нашей жизни обуславливает всё более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. В процесс информатизации в последние годы успешно вовлекаются гуманитарные науки, в том числе и история. Это выражается и в появлении электронных учебников, и в неуклонно расширяющейся проектной деятельности учащихся, и в распространении через Интернет виртуальных текстов, журналов, газет, книг. Поэтому так важно научить школьников работать с большими объёмами информации. Современные методы работы с информационными ресурсами практически невозможны без использования средств вычислительной техники и связи. Особенность современных информационных технологий подготовка пользователя к работе с различными видами информации: текстовой, графической, аудио- и видеоматериалами. Такие технологии относятся к числу мультимедийных (многосредных). Мультимедиа-технологии интерактивны, так как и зритель, и слушатель не остаются пассивными потребителями информации, а активно включаются в процесс её создания и обмена.
Что же следует понимать под современными образовательными информационными технологиями?
Под информационными технологиями традиционно принято понимать комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, разрабатывающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации.
Такое определение было предложено ЮНЕСКО.
В практике же обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные информационные средства (компьютерные, аудио-, видеоустройства и соответствующие материалы). Однако с началом активной компьютеризации образования появился термин новая информационная технология обучения), которую иначе можно назвать компьютерной технологией. Среди целей, которые достигаются с помощью использования информационных (компьютерных) технологий, следует отметить поддержание и повышение качества образования, содействие развитию личности, комфортно чувствующей себя в условиях информационного общества, активизацию и индивидуализацию процесса обучения, повышение эффективности контроля знаний, оптимизацию труда учителя.
Использование новых образовательных информационных технологий открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. Они создают основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информационного массива,

например, исторического материала, при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.
Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от знаниевой» к <деятельностной» парадигме образования.

Школа была и остается оплотом знаний. Нигде более дети не получают их столько, сколько здесь. Выполняя эту важную функцию, школа сегодня стоит перед лицом очень серьезной проблемы. Как учить без наглядных пособий? Дети лучшё воспринимают глазами, чем на слух. Давно обветшали оставшиеся с советских времен портреты великих ученых, литераторов, путешественников, карты, учебные картины и т.д. Пришли в негодность мелодические пособия, доски почета канули в небытие, а об информационных стендах и вовсе приходится только мечтать. К счастью, сегодня ситуация наконец- то начала выправляться. И хотя бюджетных средств по-прежнему на все не хватает, многие школы находят средства на замену износившихся материалов. Тем более что на этой почве активно набирает обороты производство портретов для учебных кабинетов, государственной символики, необходимой каждой уважающей себя школе, и других средств наглядного оформления.

В процессе проведения уроков, в ходе их взаимодействия у школы формируется результат, который присущ только ей. Но и каждая школа, ее педагогический коллектив, система отношений в нем и многое другое накладывают отпечаток, оказывают влияние на урок отдельного учителя. Урок – часть педагогического процесса, составляющего основу школы. Закончить свое выступление я хочу закончить словами В.Распутина: «Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его учит, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.»


ДОКЛАД«УРОК 21 ВЕКА. ОТ КАЧЕСТВА УРОКА К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ»
  • История
Описание:

Урок в школе по-прежнему остается главным звеном образовательной системы. Но прежде чем говорить о нем, необходимо выделить цели изучения истории:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, --расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

                 - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;
                  - освоение систематизированных знаний об истории человечества и
элементов философскоисторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
                
-  овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации
как основы решения исследовательских задач;
                
-  формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Автор Говоров Сергей Васильевич
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 477
Номер материала 39972
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓