Главная / Директору-завучу / Доклад:Развитие творческого потенциала личности в профессиональной подготовке будущих специалистов

Доклад:Развитие творческого потенциала личности в профессиональной подготовке будущих специалистов

Развитие творческого потенциала личности

в профессиональной подготовке будущих специалистов



Переход к информационному обществу требует от стран мира, в том числе и Казахстана, воспитание граждан, способных к самостоятельному принятию наиболее верных и нравственно-ответственных решений. Для современной системы образования Казахстана актуальной становится проблема создания условий для обеспечения развития творческого потенциала личности.

В Послании Президента народу Казахстана отмечено, что «практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику», для создания которой необходимо развивать свой «человеческий капитал»- компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. [1]

Перед системой ТиПО в этих условиях стоит задача обучения и воспитания творческой компетентной и самостоятельной личности.

Специалист XXI века должен уметь самостоятельно не только находить нужную информацию, но и грамотно использовать её в своей работе. А для этого необходимо активное включение обучающихся в деятельность творческого характера с последующим развитием творческих способностей.

Наиболее четко характерные особенности творческой ( креативной ) личности определены в концепции доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника Психологического института РАО г Москвы Д.Б.Богоявленской, которые она разделяет на две группы:

1) Инструментальные:

специфические стратегии деятельности (быстрое усвоение информации, высокая успешность действий, выдвижение новых целей активности, изобретение новых способов деятельности);

индивидуальный стиль деятельности;

самодовлеющая система саморегуляции субъекта;

высокая структурированность знаний.

2) Мотивационные:

повышенная избирательность, чувствительность;

увлечение определенным делом;

познавательная потребность;

заинтересованность парадоксальной информацией;

непринятие стандартных задач и готовых ответов;

высокая критичность;

стремление к совершенству. [3]

Творчество - явление многогранное. Это, прежде всего, творческий потенциал, активность и инициативность. Творческий потенциал- проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости. Динамика развития творческого потенциала личности обширна. Это:

  • способность открытия нового знания;

  • появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

  • владение новыми для личности способами деятельности;

  • импровизационность, как способность внезапно принимать решение;

  • креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Творческое начало в человеке - это стремление к прогрессу, к совершенству. Процесс обучения, ориентированный на развитие творческого потенциала личности, обеспечивает усвоение обучающимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основные составляющие учебно-творческой деятельности, формирующейся в процессе образования и направленной на развитие нестандартного мышления личности, следующие:

  • самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;

  • видение новой функции объекта;

  • обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;

  • установление целостной структуры объекта;

  • разработка и учёт альтернатив при решении проблемы;

  • комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы. [4]

Главной задачей технического и профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности, по организации трудовой деятельности. Педагогический коллектив Костанайского строительного колледжа колледжа воспитывает у учащихся самостоятельность, творческий потенциал, активность, умение быть востребованными в современном обществе.

Эффективным направлением учебно-творческой деятельности обучающихся являются нетрадиционные уроки, которые помогают формированию творческо-инновационной деятельности преподавателя и обучающегося. В процессе преподавания преподаватели используют нестандартные виды уроков: пленарное заседание, пресс-конференцию, урок-лекцию, урок-путешествие, химический консилиум, урок-соревнование, урок-учёный совет и т.д. Использование игровых приемов в обучении (на уроке и во внеурочное время) служит средством, способствующим развитию познавательной активизации процессов непроизвольного запоминания, высокой структурированности знаний по изучаемому предмету, подготовке к трудовой деятельности по избранной профессии, углублению познания через эмоции, развитию логического и творческого мышления, воспитанию личности в коллективе. Деловая игра- это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определённой профессиональной деятельности. В деловых играх формируется особый мир взаимоотношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества и развития личного творческого потенциала каждого участника. Нестандартные виды уроков преподавтели колледжа проводят при разных типах урока. Так,например, урок повторения и закрепления знаний по теме: «Гидролиз солей» преподаватель Каехтина Г.А.проводит в виде пленарного заседания. Обучающимся предлагается сформировать 4 микрогруппы – фракции по названиям: «Кислотная», «Щелочная», «Нейтралы», «Безликие». В каждой фракции избирают спикера, который руководит работой своей микрогруппы, оценивает деятельность каждого депутата с выставлением результата в оценочных листах. Все депутаты фракций работают по конкретной теме в течение 10 минут. По завершению обсуждения от каждой фракции выступают докладчики и содокладчики. Ответ оценивают учащиеся - заседатели других фракций. При решении общего проблемного вопроса заслушивают ответы всех депутатов по мере их готовности. Для закрепления темы педагог предлагает учащимся использовать рекламу каждой фракции, в соответствие с их названием. Обучающиеся проявляют творческие способности: импровизационность, стремление к совершенству, креативность, учатся формулировать проблему и доказывать её актуальность, сжато и точно излагать свои мысли. Это способствует развитию логического мышления. Спикеры групп приобретают умения управлять и сотрудничать в микрогруппе, решают теоретические, практические, организационные проблемы.

Применение нестандартных форм контроля знаний способствует раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося. Учащиеся приобретают умение работать в коллективе, анализировать, выделять главное, обобщать, работать с научной и дополнительной литературой. Во время проведения теоретических занятий для лучшего понимания и усвоения учебного материала преподаватель использует опорные конспекты, таблицы, схемы, которые способствуют активному включению каждого учащегося в учебный процесс.

Важным направлением в развитии творческого потенциала обучающегося является обучение умениям решать проблемные учебные задачи различными способами. Алгоритм выполнения подобных заданий способствует более быстрому включению учащихся в выполнение самостоятельной работы по вариантам с заданиями различной степени сложности. В ходе решения формируется высокая успешность действия, непринятие стандартных задач и готовых ответов. Обучающиеся учатся анализировать, разрабатывать проект деятельности, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приёмы деятельности с целью достижения поставленных задач. Решение упражнений и задач проблемного характера на уроках химии тренирует способность находить и высказывать собственные пути их решения.

Проведение теоретических, практических, самостоятельных занятий носит творческий характер, отражает специфику специальности в будущей деятельности специалиста. Творческий подход преподавателей проявляется не только в создании новых интересных процессов обучения, самостоятельных работах, но и в творческой деятельности учащихся. В течение обучения в колледже учащиеся принимают активное участие в проведении предметных олимпиад, недель, научных конференций.

В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» говорится: «Сложившаяся ситуация в области образования свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных, организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов»[2] в соответствие с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран. Вооружая обучающихся различными знаниями, умениями мы готовим компетентных будущих специалистов с навыками организаторской и общественно-профессиональной работы.

Развитие творческого потенциала личности выступает гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в любых ситуациях и вопросах профессиональной деятельности




Список использованной литературы

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005г./ изд «Костанай» 24февраля 2005г №22 стр11-14.

  2. «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» / изд «Казахстанская правда» №11 от 26.12.2003г.

  3. Богоявленская. Д. Б. Психология творческих способностей . М.: Академия, 2002г

  4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: ГУ, 1983

  5. Жумадилова.Р.Н., Алимжанова.С.К. Химия. Учебник для 11 класса. Алматы» Мектеп»2007г.

  6. Ерохин.Ю.М. Химия Москва 2006г Учебник для студентов образ-х учреждений среднего проф.образования.


4


Доклад:Развитие творческого потенциала личности в профессиональной подготовке будущих специалистов
  • Директору-завучу
Описание:

Переход к информационному обществу требует от стран мира, в том  числе  и Казахстана, воспитание граждан, способных к самостоятельному  принятию наиболее верных и нравственно-ответственных решений. Для современной системы образования Казахстана актуальной становится проблема создания условий для обеспечения развития творческого потенциала личности.

В Послании Президента народу Казахстана отмечено, что «практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали  ставку на «умную экономику», для создания которой необходимо развивать свой «человеческий капитал»- компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.

Автор Инертбаева Гульнара Сериковна
Дата добавления 12.02.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 552
Номер материала 56169
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓