Главная / Начальные классы / Доклад"Новые подходы в обучении,направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроках "Познания мира"

Доклад"Новые подходы в обучении,направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроках "Познания мира"

Новые подходы в обучении, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроках «Познания мира»

«Скажи мне я забуду,

покажи мне я запомню,

вовлеки меня я пойму»

Конфуции

Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Школа должна научить ученика находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. «Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления»

 Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки

Я считаю, что применение различных форм и методов активизации обучения способствуют совершенствованию учебного процесса. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которыми повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Формы и методы активизации обучения.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельностиучащихся.

Каким же образом активизировать учащихся на уроке?

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • Готовность выполнять учебные задания;

  • Стремление к самостоятельной деятельности;

  • Сознательность при выполнении заданий;

  • Систематичность обучения;

  • Стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся, это самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

  1. Отстаивают своё мнение;

  2. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

  3. Задают вопросы друг другу и учителю;

  4. Анализируют ответы друг друга;

  5. Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

  6. Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

  7. Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

Выделяются уровни познавательной активности:

Уровень I. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

Уровень II. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.

Уровень III. Творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, например: 

  1. Метод проблемного обучения.

  2. Метод алгоритмизированного обучения.

  3. Метод исследовательского обучения.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

Словесные методы

  1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

  2. Метод самостоятельной работы. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

  3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

  4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Наглядные методы

Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).

Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод.

Виды заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников.

Задания на развитие и совершенствование внимания.

Применение ИКТ на уроках усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.Поэтому все уроки познания мира сопровождаются презентацией, которая включала демонстрацию нового материала, физминутки, тесты, критерии оценивания. Это позволило мне разрядить не только эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повысить мотивацию обучения. При помощи ИКТ я имела возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Учитывая подвижность и быструю утомляемость детей младшего школьного возраста, на каждом уроке проводила весёлые музыкальные физминутки «Елочка», «Хомка» Всё это также способствовало поднятию детям эмоционального настроя.

Использование беседы, как формы обучения детей младшего возраста, является неотъемлемой частью обучения учеников. И все уроки я провожу с применением различных тип бесед.

На стадии вызова мною использовалась кумулятивная беседа с использованием наводящих вопросов по определению темы урока:

- Как можно назвать одним словом?

- На какие группы можно разделить эти праздники?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Как можно сформулировать цель урока?

Я радовалась изменению мышления детей, когда они задавали интересные, порой неожиданные вопросы или слышали на свой вопрос совсем неординарные ответы. Я считаю, что каждый учащийся имеет возможность во время обсуждения в группе ответить на вопрос и низкого, и высокого уровня по Таксономии Блума от уровня знаний до анализа, синтеза и оценки, а это в свою очередь позволяет ребенку самореализоваться и повысить свою самооценку

Вышеназванные приёмы я использовала на каждом уроке. Эти приёмы критического мышления, а также использование стратегий обучения языкам давало детям возможность лучше усвоить тему, активизировали мыслительную деятельность учащихся, предполагало ведение диалога по 3 типам беседы по Мерсеру – спор, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Также для того, чтобы знания, которые приобретали дети на уроке могли использовать в жизни создавались ситуации или давались задания в форме вопроса, чтобы дети могли рассуждать .У меня не вызывает сомнения, что внося изменения в свою работу я способствую позитивной динамике процесса обучения.














































Доклад

на тему

« Новые подходы в обучении, направленные на активизацию мыслительной деятельности

учащихся на уроках «Познания мира»



Подготовила: Ташекенова Г.Е.

учитель начальных классов

средней школы №3









Атырау -2014 год

7


Доклад"Новые подходы в обучении,направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроках "Познания мира"
  • Начальные классы
Описание:

Новые подходы в обучении, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся  на уроках «Познания мира»

 

«Скажи мне   я забуду,

покажи мне я запомню,

вовлеки меняя пойму» 

Конфуции                                          

      Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Школа должна научить ученика находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. «Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления»

 Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки

   Я считаю, что применение различных форм и методов активизации обучения способствуют совершенствованию учебного процесса. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которыми повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Формы и методы активизации обучения.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся.

Каким же образом активизировать учащихся на уроке?

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

·         Готовность выполнять учебные задания;

·         Стремление к самостоятельной деятельности;

·         Сознательность при выполнении заданий;

·         Систематичность обучения;

·         Стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся, это самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

1.     Отстаивают своё мнение;

2.     Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

3.     Задают вопросы друг другу и учителю;

4.     Анализируют ответы друг друга;

5.     Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

6.     Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

7.     Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

Выделяются уровни познавательной активности:

Уровень I. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

Уровень II. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.

Уровень III. Творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, например: 

1.     Метод проблемного обучения.

2.     Метод алгоритмизированного обучения.

3.     Метод исследовательского обучения.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

Словесные методы

1.     Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

2.     Метод самостоятельной работы. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

3.     Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

4.     Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Наглядные методы

Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).

Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод.

Виды заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников.

Задания на развитие и совершенствование внимания.

     Применение ИКТ на уроках усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.Поэтому все уроки познания мира сопровождаются презентацией, которая включала демонстрацию нового материала, физминутки, тесты, критерии оценивания. Это позволило мне разрядить не только эмоциональную напряженность и оживить  учебный процесс, но и повысить мотивацию обучения. При помощи ИКТ я имела возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Учитывая подвижность и быструю утомляемость детей младшего школьного возраста, на каждом уроке проводила весёлые музыкальные физминутки «Елочка», «Хомка» Всё это также способствовало поднятию детям эмоционального настроя.

Использование беседы, как формы обучения детей младшего возраста, является неотъемлемой частью обучения учеников. И все уроки я провожу с применением различных тип бесед.

         На стадии вызова мною использовалась кумулятивная беседа с использованием наводящих вопросов по определению темы урока:

- Как можно назвать одним словом?

- На какие группы можно разделить эти праздники?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Как можно сформулировать цель урока?

          Я радовалась изменению мышления детей, когда они задавали интересные, порой неожиданные вопросы или слышали на свой вопрос совсем неординарные ответы. Я считаю, что каждый учащийся имеет возможность во время обсуждения в группе ответить на вопрос и низкого, и высокого уровня  по Таксономии Блума от уровня знаний до анализа, синтеза и оценки, а это в свою очередь позволяет ребенку самореализоваться  и повысить свою самооценку

       Вышеназванные приёмы я использовала на каждом уроке. Эти приёмы критического мышления, а также использование стратегий обучения языкам давало детям возможность  лучше усвоить тему, активизировали мыслительную деятельность учащихся, предполагало ведение диалога по 3 типам беседы по Мерсеру – спор, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Также для того, чтобы знания, которые приобретали дети на уроке могли использовать в жизни создавались ситуации  или давались задания  в форме вопроса, чтобы дети могли рассуждать .У меня не вызывает сомнения, что внося изменения в свою работу я способствую  позитивной динамике процесса обучения.

        

 

 

Автор Ташекенова Гулдана Ерсайновна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1056
Номер материала 19928
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓